- Грузы не заражаются
- Железнодорожные контейнеры, 2021 год: положительная динамика практически по всем грузам | 12.01.2022
- Как меняются объёмы железнодорожных перевозок 2021 в мире
- Транспорт не будет прежним
- Транспортная сеть на грани тромбоза
- Росстат опубликовал грузооборот различных видов транспорта по итогам 2021 г
Грузы не заражаются
Но грузоперевозки были устойчивее: их общий объем снизился в 2020 г. всего на 6% до 7,8 млрд т, отмечают аналитики НКР. Ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «Даксер» Владимир Френтий отмечает, что те компании и отрасли, которые стали развивать грузоперевозки, восстанавливаются быстрее. «В 2020 г. мы уже были свидетелями того, как многие авиакомпании переоборудовали пассажирские лайнеры под перевозки коммерческих грузов в период полного локдауна», – говорит эксперт. За 2020 г. российские авиакомпании перевезли на 4% больше грузов по сравнению с 2022 г. – 1,164 млн т, по данным Росавиации. В 2020 г. возникали и новые форматы перевозок – рейсы cargo-only («Россия»), грузопассажирские рейсы.
Автомобили остаются одними из наиболее востребованных видов транспорта для грузоперевозок, даже несмотря на очереди на границах, говорит начальник отдела аналитики компании Stalogistic Алина Багинская. В России в 2020 г. они упали на 5,9% по сравнению с 2022 г. до 5,4 млрд т, следует из материалов Росстата. Объемы автоперевозок (65% всех грузов) в январе – июне 2021 г. остались практически на уровне того же периода 2020 г. и несколько снизились по сравнению с 2022 г. Но, по данным биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в первом полугодии было на две трети больше заявок на перевозки по РФ, чем годом ранее, и на 55% больше, чем в первой половине 2022 г. Основные драйверы – онлайн-торговля, рост объемов доставки товаров повседневного спроса, расширение географии (увеличение дальности) и повышение скорости доставки, считают аналитики НКР.
Железнодорожные контейнеры, 2021 год: положительная динамика практически по всем грузам | 12.01.2022
Перевозки контейнеров по сети железных дорог России по итогам 2021 года составили 6 млн 502,5 тыс. TEU. Это на 12,1% больше показателя 2020 года.
При этом перевозка контейнеров во внутреннем сообщении увеличилась на 6,4% до 2 млн 467,9 тыс. TEU. Экспортные перевозки выросли на 7,8% до 1 млн 556,4 тыс. TEU, импортные – на 13,6% до 1 млн 392,3 тыс. TEU и транзитные – на 34,4% до 1 млн 76 тыс. TEU.
Перевозка только груженых контейнеров во всех видах сообщения по итогам 2021 года выросла на 16,6% и превысила 4,6 млн TEU.
Самая высокая динамика отмечена в перевозках зерна (рост в 2,2 раза до 27,1 тыс. TEU), цветной руды и серного сырья (рост в 1,4 раза до 42 тыс. TEU) и картофеля, овощей, фруктов (рост в 1,6 раза до 12,5 тыс. TEU).
Объем перевозок химикатов и соды в контейнерах вырос на 7,3% (до 751,6 тыс. TEU), лесных грузов – на 10,9% (до 599,2 тыс. TEU), промышленных товаров – на 26,8% (до 504,7 тыс. TEU), метизов – на 28% (до 430,9 тыс. TEU), машин, станков, двигателей – на 27,1% (до 377,6 тыс. TEU), бумаги – на 1,2% (до 359,2 тыс. TEU) и автомобилей и комплектующих – на 10,7% (до 273,2 тыс. TEU).
Перевозки черных металлов увеличились на 20,7% (до 248,4 тыс. TEU), остальных и сборных грузов – на 33,4% (до 177 тыс. TEU), цветных металлов – на 3,8% (до 152,9 тыс. TEU).
Объем перевозок строительных грузов составил 138,3 тыс. TEU, что 18% больше, чем за январь-декабрь 2020 года.
Положительная динамика наблюдается также в перевозках химических и минеральных удобрений – плюс 27,7% (до 53,3 тыс. TEU) и рыбы – плюс 31,6% (до 28,7 тыс. TEU).
Перевозки прочих продовольственных товаров в контейнерах выросли на 19,1% (до 198,3 тыс. TEU).
Снижение произошло в перевозках нефтяных грузов (минус 10,9% до 72,4 тыс. TEU), металлоконструкций (минус 5,6% до 15,5 тыс. TEU) и продуктов перемола (минус 1% до 10,6 тыс. TEU).
Как меняются объёмы железнодорожных перевозок 2021 в мире
По итогам 2021 года Германия объявлена страной с наибольшим уровнем падения в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом. Поскольку неблагоприятная ситуация затянулась как минимум с 2022 года, специалисты говорят о ней, как о сложившейся тенденции.
В топ стран антирейтинга также входят Латвия, Эстония и Люксембург. Завершает пятёрку «железнодорожных аутсайдеров» Испания, сообщает интернет-портал Logirus со ссылкой на отчёт «Международные транспортные коридоры», представленный «РЖД-Инвест».
Грузоперевозки в странах, входящих в «пространство 1520» имеют свою специфику. Однако и здесь, на территории СНГ, стран Балтии, Финляндию, Грузии и Монголии их объём снизился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом необходимо учитывать, что за последние пять лет совокупный показатель сократился на 7%.
Объём контейнерных перевозок в нашей стране, напротив, за 2020 год увеличился на 14% и достиг 5 810 тыс. контейнеров. На 63% увеличился прирост в направлении Китай – Европа – Китай. Разрыв глобальных цепочек поставок и рост ставок фрахта в 24 раза являются основными причинами перевалки части грузопотока с морских линий на железнодорожные.
Одним из факторов, способствующих падению показателей железнодорожных грузоперевозок в Европе является снижение объема производства в базовых отраслях промышленности, например, в машиностроении. Это характерно для Испании и Германии. Ситуация для прибалтийских стран в корне изменилась из-за ухудшения взаимоотношений с Россией и Беларусью. По утверждению Леонида Хазанова, независимого промышленного эксперта, «для транзитных государств подобные действия могут иметь фатальные экономические последствия».
В конце 2021 года ожидается рост объёмов перевозок различных грузов по ряду причин:
- производители наращивают промышленные объёмы выпуска товаров;
- Европа и Китай стремятся смягчить последствия энергетического кризиса;
- рост стоимости ресурсной базы: металлов, леса, энергетического сырья способствует развитию грузоперевозок.
Увеличение объёмов железнодорожных перевозок по России по итогам 2021 года может достигнуть от 5 – до 7 процентов, а по некоторым позициям – до 10 процентов.
На данном этапе необходимо увеличивать погрузочную мощность российских портов. Уже сегодня образовались задержки с доставкой угля из Кемеровской области и Якутии. Рост ставок на грузовые составы приводит к дефициту полувагонов. Проблема может быть решена за счёт привлечения контейнеров, в том числе для перевозки угля и минеральных удобрений. Своевременно принятые меры помогут сохранить тенденцию роста объёмов железнодорожных перевозок.
Транспорт не будет прежним
По словам руководителя отдела маркетинга RedExpress Натальи Жуковой, во всем мире наблюдается увеличение объемов производства и потребительской активности, но индустрия оказалась не готова к тому, что рост превысит «допандемийный» уровень. Она добавляет, что появились сложности, связанные с дефицитом водителей, повышением стоимости логистики, пробками на границах и нехваткой контейнеров. Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов считает, что транспортная отрасль, какой мы ее привыкли видеть до пандемии – с акцентом на логистику just-in-time, с фокусом на снижении расходов, с большим выбором поставщиков, – уже не восстановится. Определенная стабильность, по его мнению, может наступить не ранее ближайших двух-трех лет.
Транспортная сеть на грани тромбоза
Российские перевозчики предупредили о неизбежном росте тарифов
Из-за ухода иностранных компаний, ограничений на полеты за рубеж, проблем с судоходством тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти. Как изменилась логистика после начала спецоперации на Украине — в материале РБК
Спустя две недели после начала военной специальной операции России на Украине логистические и грузовые компании начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и готовиться к повышению тарифов на перевозки.
«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных стран», — рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков (в нее входит более 20 перевозочных компаний, преимущественно региональных).
Что произошло с логистикой
К началу марта условия работы в России пересмотрели ключевые игроки на рынке международной логистики. К примеру, крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk временно прекратил прием заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону. Но это решение не затронет Дальний Восток, уточнила пресс-служба компании. От обработки товаров из или в Россию отказался и ведущий европейский порт Гамбург (за исключением продуктов питания и медикаментов). «Стивидоры в нашем порту, все другие европейские порты и судоходные компании реагируют на принятые санкции ЕС [в отношении России в ответ на спецоперацию на Украине]», — объяснил РБК представитель этого порта.
Морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming также приостановили бронирование судов (букинги) в направлении России, передал РБК через представителя заместитель директора транспортной компании ПЭК Вадим Филатов. А морские линии HMM и One ограничили прием букингов в порты Новороссийск и Санкт-Петербург, сказал он.
Сейчас терминалы Global Ports (на них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются Maersk и группа «Дело» Сергея Шишкарева, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на прием экспортных контейнеров, уточнили в компании. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.
Контейнерный рынок — большой организм, где одно логистическое плечо цепляется за другое, отмечает директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков: «При таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально».
Автоплей релевантное видео
Как изменились цепочки поставок
Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков. «Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан», — отмечает он. «Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест — Малашевичи», — добавляет исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев.
ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом, транзитом через Литву. «Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня», — сказал Филатов. По его словам, на 11 марта самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные пункты пропуска (МАПП): на погранпереходе Каменный Лог — Мядининкай между Белоруссией и Литвой скопилось 200 фур, на Привалка — Райгардас — 290.
Сложившаяся ситуация с запретом на полеты в Европу повлияла и на грузовые авиакомпании. Например, немецкая DHL приостановила работу с российским перевозчиком «Авиастар-ТУ», говорит его представитель. Но внутренние перевозки остались в полном объеме, «в стандартном режиме» выполняются рейсы в Китай в интересах «Почты России», утверждает он.
О каких угрозах предупредили компании
Многие проблемы в логистической отрасли не назовешь новыми, как, например, очереди на пограничных переходах между Россией и ЕС, Белоруссией и Европой, отмечает коммерческий директор транспортно-логистической компании «Траско» Алексей Чиняков. Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация усугубилась. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка выделяют такие.
<p,>
- Из-за приостановки работы аэропортов на юге России пришлось переориентировать грузопотоки на автодороги. «Сроки доставки увеличились на три-четыре дня по ряду направлений, из-за того что автомаршруты более продолжительные, чем авиарейсы», — говорит Филатов.
- Эпидемиологическая ситуация по-прежнему ограничивает пропускную способность погранпереходов с Китаем. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается МАПП Забайкальск — Маньчжурия. На 11 марта в электронной очереди было зарегистрировано 7234 фуры. Накануне, 10 марта, через этот пункт было пропущено 190 транспортных средств (на въезд и выезд).
- Введение санкций в отношении российских портов России на северо-западе и в черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизить импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Об этом сообщил 4 марта Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок.
- Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Европы.
- Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными контрагентами.
Кроме очевидных политических рисков и сужающегося рынка для экспедиторов большой угрозой стал указ президента Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки, добавляет Баскаков. Например, при цене перевозки контейнера $10 тыс. и валютной части расходов $7 тыс. дополнительные расходы на конвертацию для них составят $2,1 тыс. «В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают», — отметил он.
Как это скажется на ценах товаров и услуг
«Стоимость логистических услуг зависит от множества факторов, в том числе от лизинговых платежей по транспортным средствам, заработных плат сотрудников, действующим ставкам фрахта на автомобили, стоимости топлива, а также общей рыночной и экономической ситуации», — объясняет Чиняков.
Цены будут расти в той же самой прогрессии, что и доллар США, полагает Чесноков. В пересчете на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют, указывает Сиверцев. Но, по его словам, пока не менялись сами тарифы на международные перевозки в валюте. По курсу ЦБ на 11 марта доллар стоил 120,38 руб. Это почти на 50% больше, чем было 23 февраля, за день до начала спецоперации на Украине.
Баскаков говорит, что рост ставок в долларовом выражении будет также зависеть от наличия контейнеров и мест в поездах, после того как рынок переживет первый шок и придет к новому равновесию. «Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру, Maersk) и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно», — полагает он. Гендиректор логистической компании Nawinia Олег Урван согласен, что цены будут расти из-за возможного повышения стоимости фрахта. «[Это] сильно скажется на дешевых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично», — сказал он.
Какой транспорт станет самым востребованным
На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему, уверен Баскаков.
По данным ПЭК, срок доставки ускоренным контейнерным поездом из Китая в Россию (на Московскую железную дорогу) составляет 40–50 дней. Средний срок доставки автотранспортом — 45–55 дней (в зависимости от пропускной способности погранперехода), добавляет Филатов. Железнодорожные маршруты стали более востребованы также и в перевозках из Европы в Россию на фоне проблем с автотранспортом, замечает Сиверцев.
Сейчас РЖД отмечают существенный рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. «И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно», — сообщила пресс-служба монополии 9 марта. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1–8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%, в том числе транзит — на 8%.
В ближайшее время восточное направление, которое было перегружено последние десять лет, будет испытывать еще большую нагрузку, считает эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков. «У экспортеров не будет другого выхода, как грузить на восток», — отмечает он. Несмотря на это, по итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По словам представителя РЖД, монополия готова «принимать адекватные оперативные меры по обеспечению перевозок всего объема грузов, в том числе тех, что ранее не тяготели к железной дороге». За последние 15 дней у РЖД появилось более 350 новых клиентов, отметили в пресс-службе компании, отказавшись раскрыть прогноз по грузоперевозкам на 2022 год.В 2021 году погрузка на сети РЖД выросла на 3,2%, до 1,3 млрд т. Ее чистая прибыль по РСБУ составила 18,76 млрд руб.
Росстат опубликовал грузооборот различных видов транспорта по итогам 2021 г
Вчера (09.02.2022 г.) на сайте Росстата опубликован доклад “
Социально-экономическое положение России- 2021
” с основными итогами 2021 года. В разделе “Транспорт” приводятся данные о грузообороте различных видов транспорта в 2021 г. Видно, что в целом грузооборот всех видов транспорта вырос на 5,3%,а в наибольшей степени выросли грузооборот грузооборот воздушного транспорта (на 29%), трубопроводного транспорта (на 7,4% к 2020 г.) и автомобильного (на 5,0%).
Грузооборот железнодорожного транспорта так же подрос на 3,4%.
(Величина грузооборота и процент прироста здесь немного отличается от данных, опубликованных РЖД, но не существенно: 2637,8 млрд.т-км по данным РЖД против 2639,4 млрд. т-км по данным Росстата, погрешность составляет 0,06%. Прирост к предыдущему году по данным РЖД 3,7%, по данным Росстата 3,4%.)
Там же опубликованы данные об объёмах перевозок по видам транспорта (погрузки- для железнодорожного). Данные отличаются от соответствующего показателя РЖД на 0,09% – 1284,1 млн.тонн по Росстату 1282,9 млн. тонн по пресс-релизу РЖД (и 1282,8 по отчёту ф. ГО-10 РЖД).
(Напоминаю, что показатель “перевезено” у Росстата эквивалентен показателю “погрузка” по отчётности РЖД (раньше в сборниках Росстата об этом была сноска, теперь её не публикуют), при этом у РЖД есть отдельный показатель “перевезено”, который включает ещё импорт и транзит (он описан в учебниках по экономике транспорта, он публикуется, в т.ч. в годовых отчётах РЖД, но не используется и не публикуется Росстатом) и он, соответственно не эквивалентен и не совпадает по значению с одноимённым показателем у Росстата).
Объёмы перевозок в тоннах, также, как и грузооборот в наибольшей степени выросли у воздушного ( 25,7%) и трубопроводного ( 7,5%) видов транспорта.