Цифровизация с немецкой точностью | Инструменты на РБК

Цифровизация с немецкой точностью | Инструменты на РБК Выгодные вклады

О государственной поддержке инновационной деятельности в германии

2 (35) – 2009

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

о государственной поддержке инновационной деятельности в германии

а. в. зверев,

кандидат экономических наук

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности . Под инновацией (англ . innovation — нововведение, новаторство) понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги . Новация (лат novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т. п . Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации труда, обслуживания, управления и т п Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью, или инновационным процессом . Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом [1].

Федеральное правительство Германии напрямую связывает конкурентоспособность экономики и благополучие страны с развитием образования, науки и НИОКР, а центральное место в этом процессе занимают высокотехнологичные отрасли . Научно-исследовательская и инновационная деятельность осуществляется как государственными, так и негосударственными субъектами . Общие затраты в экономике на эти виды деятельности в процентах от ВВП в 2007 г. составили 2,7 % . Правительством Германии поставлена задача до 2021 г. увеличить ежегодный уровень инвестиций в НИОКР до 3,0 % от ВВП [2].

Основная часть финансирования научных исследований и НИОКР (около двух третей) приходится на долю бизнес-структур . Это соответствует около 41,8 млрд евро (2007 г. ) . Возрос объем выполнения заказов на НИОКР со стороны высших

учебных заведений, чья доля в 2005 г. увеличилась до 10,1 % (в 2001 г. – 7,7 %) .

Государственная поддержка научно-исследовательской деятельности и НИОКР составляет примерно одну треть от общих затрат на такую деятельность (13,5 млрд евро в 2007г. ) . Государством в первую очередь поддерживается исследовательская деятельность в тех областях, где прямая связь с технологическим или экономическим развитием не носит явного характера, но где присутствуют глубинные интересы дальнейшего прогресса.

Расходы Федерального бюджета на научно-исследовательскую и инновационную деятельность ежегодно увеличиваются . В бюджете на 2008 г. на данные цели было предусмотрено на 7,5 % больше средств, чем в 2007 г. (около 13,5 млрд евро) . Основные статьи расходов бюджета представлены в табл . 1.

Государственное финансирование научной и исследовательской деятельности осуществляется по двум направлениям: институциональная поддержка и финансирование инновационных проектов . Следует отметить, что поддержка исследовательской деятельности является общей задачей государства и общества . Из Конституции Германии следует, что финансирование НИОКР относится к совместному ведению федерации и земель . Поддержка капиталоемких исследований в области изучения космоса, авиации, атома и мирового океана полностью осуществляется за счет федерации . Земельные и коммунальные организации в сфере инновационной деятельности финансируются на институциональной основе из бюджетов федеральных земель с частичным привлечением финансовых средств от третьих лиц . Аналогичным образом осуществляется господдержка деятельности германских академий, например Германской академии по изучению природы «Леопольдина», а также архивов, библиотек,

Таблица 1

Расходы Федерального бюджета Германии на поддержку научно-исследовательской и инновационной деятельности, млн. евро

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. (план)

Направление расхода бюджета Всего Из них на НИОКР Всего Из них на НИОКР Всего Из них на НИОКР Всего Из них на НИОКР

Высшая школа и научно — исследовательские общества 2. 670,9 1 .849,5 2. 761,7 1 .930,8 3. 158,6 2.296,1 3.532,3 2.632,4

Технические средства для фундаментальных исследований 664,5 664,5 705,1 705,1 790,3 790,3 820,4 820,4

Мировой океан и полярные исследования 190,0 171,8 214,9 197,5 219,5 196,9 221,3 198,0

Космонавтика 805,8 805,8 824,5 824,5 842,9 842,9 887,5 887,5

Энергетика 685,4 439,9 727,2 432,9 779,3 453,4 869,8 538,3

Устойчивое развитие 697,0 533,1 671,6 521,6 681,6 541,8 736,3 585,5

Здравоохранение и медицина 733,0 537,2 719,1 537,0 732,0 548,7 768,0 619,8

Улучшение условий трудящихся 77,4 46,2 78,6 43,6 80,7 46,4 91,0 55,8

ИТ и медиатехника 558,7 503,7 522,7 492,5 567,3 537,8 581,0 551,5

Биотехнологии 262,9 262,9 312,3 312,3 306,3 306,3 337,7 337,7

Физико — химические технологии 368,6 335,2 386,5 354,3 396,2 357,8 403,9 364,0

Авиация 109,4 109,4 124,4 124,4 173,2 173,2 168,1 168,1

Транспорт 157,9 98,3 152,6 92,8 216,9 155,7 225,9 165,1

Геология 32,5 16,8 32,5 16,9 40,8 23,6 50,8 33,2

Строительство 43,3 43,3 51,9 51,9 53,3 53,3 62,4 61,4

Продукты питания 40,2 28,5 36,4 29,4 108,9 60,4 119,4 72,4

Сельское, лесное и рыбное хозяйства 154,8 125,6 255,9 194,3 298,2 294,0 315,7 315,5

Образование 147,6 121,2 135,9 109,6 164,2 136,7 174,1 140,9

Улучшение рамочных условий 488,4 444,4 499,4 456,2 577,5 536,6 664,1 620,1

Гуманитарные науки 523,0 342,3 525,1 325,9 616,6 383,0 635,2 390,5

Другие области 634,3 498,8 625,6 492,1 535,8 398,1 531,2 389,9

Всего: 11.131,8 9.017,1 11 .434,6 9. 191,8 12.492,2 10.299,9 13.424,7 11.155,6

музеев и подобных учреждений в рамках программ Общества Лейбница .

Стратегия Германии в области высоких технологий. Стремление закрепиться в лидерах научно — технического прогресса было сформулировано в документе «Стратегия Германии в области высоких технологий» [3], в котором изложены глобальные вызовы и перспективные направления господдержки научно- исследовательской и инновационной деятельности

Федеральное правительство намерено инвестировать в 2006 — 2009 гг. 14,6 млрд евро в Стратегию в области высоких технологий (далее — Стратегия), из которых около 12 млрд евро направлены на реализацию 17-ти отраслевых секторов Стратегии, а 2,7 млрд евро — на значимые сквозные секторы по улучшению технологической

72 –

и инновационной инфраструктуры . Расходы на институциональное содействие, а также на реализацию положений Пакта в области исследований и инноваций составят 14 млрд евро, которые по статистическим причинам лишь в отдельных случаях можно будет относить к некоторым высокотехнологичным секторам

Германия лидирует в машиностроении и автомобилестроении, играет ведущую роль во многих областях лазерных, медицинских и нанотехнологий . Перспектива занять лидирующие позиции открывается в энергосберегающих и энергоэффективных производственных технологиях и на инновационных рынках услуг, например в здравоохранении

Результаты научно-исследовательской деятельности форсируют развитие широкого спектра новых базовых технологий . Новейшие материалы

способствуют охране окружающей среды и ресурсосберегающему производству. Новые технологии позволяют находить адекватные ответы на крупнейшие вызовы современности — такие как болезни, бедность, загрязнение окружающей среды

Широкий прорыв новых технологий несет с собой большие выгоды и открывает новые экономические горизонты, при этом стремительно изменяя рыночные структуры . Для получения выгод от технологического прогресса, отстаивания своих позиций на бурно меняющихся рынках проводится коммерциализация научных новинок в продукты, технологии и услуги, в которых существует реальная потребность на рынке

Главенствующую роль начинает играть взаимодействие между духом рыночного предпринимательства и стремлением к научному познанию с ориентацией на коллективные идеалы . Поэтому инновационная политика создает рамочные условия для эффективной связи науки с экономикой, а также между технологиями и областями их применения . Необходимость в стратегических партнерс-твах становится все более очевидной .

Динамика рынка воздействует на инновационный процесс . Возникают рынки, на которых ведущие позиции занимают инновации, находящиеся между собой в системной связи и одновременно в тесном контакте с заинтересованными в инновациях потребителями

В этой связи создаются условия для выхода на высокотехнологичные рынки Претворяются в жизнь актуальные принципы защиты интеллектуальной собственности, инициативы в области стандартизации и осуществления государственных закупок с целью использования потенциала новых технологий и содействия улучшению рыночных позиций . Мотивация и результаты исследований в области генной инженерии зависят от того, насколько широко они найдут практическое применение Продвижение на внешние рынки германских продуктов, созданных с применением нано-технологий, находится в прямой зависимости от их гармонизации с международными нормами . Так, на дальнейшее динамичное развитие такой передовой отрасли, как медицинская техника, в частности на приток инвестиций, большое влияние окажет устойчивость системы государственного и частного страхования в области здравоохранения Информационная система «электронное правительство», действующая в интересах граждан страны, служит одновременно развитию информационно-телекоммуникационных технологий; будущее информационно-коммуникационных рынков будет опреде-

ляться современным порядком деятельности СМИ Своевременный учет интересов потребителей может повысить уровень положительного восприятия новых продуктов; благодаря внедрению энергосберегающих технологий и расширению применения возобновляемых источников энергии вскрываются мощные пласты инновационного потенциала, и, одновременно, снижается зависимость от внешних поставок энергоносителей

Германия сегодня — это составная часть глобальной инновационной системы, которая, постоянно расширяясь, будет расти дальше . Более 5 млн человек во всем мире работают сегодня в научной сфере или занимаются разработкой новых продуктов или услуг, однако только каждый двадцатый исследователь осуществляет свою деятельность в Германии (в начале 1990- х гг. это был каждый десятый)

Федеральное правительство намерено увеличить инвестиции в НИОКР с 2006 по 2009 г. дополнительно на 6 млрд евро . Это самые крупные инвестиции в инновации из государственных источников с момента объединения Германии . Финансирование научно-исследовательских центров и инновационных предприятий будет происходить на плановой основе Федеральное правительство призывает хозяйствующие субъекты и федеральные земли последовать его примеру и тоже увеличить расходы на НИОКР

Читайте также:  ВТБ инвестиции: ответы на вопросы

Федеральное правительство во главу угла научной политики ставит расширение автономии, самоорганизации, кооперации и конкуренции всех субъектов этой сферы Главной целью является создание условий, которые позволят высшим школам и исследовательским центрам выйти на передовые рубежи по своему научному профилю . Интернационализация образования, поддержка мобильности, включая привлечение иностранных высококлассных специалистов, а также расширение международной сети исследовательской и технической деятельности являются главными направлениями развития в глобальном обществе знаний

Инновационный потенциал Германии в значительной мере зависит от профессиональной квалификации населения . Ускорение структурных изменений происходит в отраслях, в которых заняты высокопрофессиональные кадры, поэтому потребность в них быстро растет Несмотря на это, удельный вес немецкой молодежи с хорошим профессиональным образованием существенно уступает показателям передовых в этом отношении стран Демографическая ситуация в обозримом будущем еще больше ухудшит положение . Реальнос-

тью становится дефицит хорошо подготовленных специалистов, представляющих основной ресурс по обеспечению ведущих позиций Германии в области высоких технологий . Для малого бизнеса это угрожает драматическими последствиями . В этой связи высшим политическим приоритетом является развитие сферы образования и профессиональной подготовки

В интересах национальной экономики планируется создать во всех сферах образования достаточное количество центров профессиональной подготовки хорошего качества, привлекая туда, в первую очередь, наиболее активную часть лиц трудоспособного возраста Для людей пожилого возраста, ищущих работу, создаются курсы повышения квалификации высокого уровня . Бизнес-сообщество также создает условия для повышения квалификации персонала своих предприятий

Федеральное правительство предполагает использовать имеющиеся возможности для поощрения высокоодаренной молодежи, стимулируя ее представителей заниматься научной деятельностью на родине, а также оказывать поддержку высшей школе в деле подготовки в ближайшем будущем растущего числа специалистов высокого уровня Талантливые специшшсты, работающие в науке и производстве, должны получать поддержку, их усилия поощряться и предоставляться свобода творчества.

Основные положения Отчета о ходе реализации Стратегии. 21 мая 2008 г. Федеральное правительство утвердило 1 -й отчет «Иссле-

Направления Стратегии:

1 – Космические технологии

2 – Энергетика

3 – Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)

4 – Здравоохранение

5 – Транспорт

6 – Нанотехнологии

7 – Биотехнологии

8 – Экология

9 – Технологии материалов

10 – Оптические технологии

11 – Растительный мир

12 – Авиационные технологии

13 – Технологии производства

14 – Микросистемная техника

15 – Морские технологии

16 – Технологии обеспечения безопаности

17 – Сфера услуг

Рис. 1. Объемы инвестиций в отраслевые направления, млн евро

дования и инновации» (В^1), который заменил издававшиеся ранее доклад «Исследования» и «Отчет о технологической производительности» (указанные документы были отменены в 2006 г по решению Бундестага в связи с принятием Стратегии . Отчет будет готовиться Правительством каждые два года для представления в Бундестаг и будет информировать о мерах на федеральном, земельном и европейском уровнях в области исследовательской, технологической и инновационной политики

Основные положения Отчета приведены на рис 1 и 2

Институциональная структура государственной поддержки инновационной деятельности. Система исследовательской и инновационной деятельности в Германии состоит из следующих элементов (рис . 3) .

Политический уровень институциональной структуры включает, в частности:

1. Федеральное правительство Германии;

2 . 16 правительств федеральных земель;

3 . Европейскую комиссию .

Согласование работы Федерального правительства с правительствами федеральных земель осуществляется с помощью Научного совета и организации Общественная научная конференция, которая с 01. 01.2008 заменила Комиссию по взаимодействию федерации с федеральными землями.

Научный совет состоит из научной комиссии и управляющей комиссии, которые собираются на общем собрании, где и принимаются решения. Научная комиссия состоит из 32 членов, которые назначаются Федеральным президентом: 24 члена — по предложению германских исследовательских обществ и 8 человек — из общественных кругов по согласованию Федерального и земельных правительств. Управляющая комиссия состоит из 22 членов (16 членов от земель, у каждого члена один решающий голос, и 6 членов от Федерации, у каждого члена 2 решающих голоса) На общем собрании собираются обе комиссии Решение принимается двумя третями решающих голосов

С 2004 г Научный совет по просьбе Федерального правительства аттестует федеральные организации в сфере НИОКР, которые в этот период получили самые высокие оценки Опираясь на данные результаты, Федеральное правительство приняло

Концепцию современного осуществления ведомственных научных исследований, в большей степени учитывающую специфику ведомственных НИИ [4].

Растущую роль в поддержке НИ-ОКР играет Европейская комиссия (Германия является одним из крупнейших доноров ЕС), которая направляет большие финансовые средства на научные исследования и разработки в Европе . Так, в 2006 г. в рамках 6-й Программы ЕС для развития науки было предоставлено 19,2 млрд евро, из них в Германии было освоено 19 % средств .

В 2007 — 2021 гг. (в рамках уже новой 7-й программы) на научные исследования выделено 50,5 млрд евро .

В реализации программы принимают участие следующие крупные европейские организации: 1) . EUREKA; 2) . Европейский инвестиционный банк (EIB); 3) . COST — Европейская кооперация в области научно-технических исследований) .

Промежуточный уровень институциональной структуры включает:

• Германское исследовательское общество, Бонн;

• исполнители проектов;

• фонды (государственные и частные);

Поддержка создания новых технологических предприятий 220

Координация взаимодействия науки и промышленности

600

Улучшение условий деятельности инновационных МСП

Рис. 2. Объемы инвестиций в комплексные (сквозные) направления, млн евро

союзы и палаты;

Научно-исследовательский совет ЕС . Промышленность:

крупные и межнациональные предприятия; малые и средние предприятия . Исследования на государственном уровне: вузы; академии;

исследовательские организации (Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Гельмгольца, Общество Лейбница) .

Федеральное министерство образования и

Федеральное правительство Германии

Европейская комиссия

Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав шщэебш^^й

Рис. 3. Система исследовательской и инновационной деятельности в Германии НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Согласование работы промышленных предприятий с исследовательскими институтами осуществляет Ассоциация промышленных исследовательских союзов Отто фон Герике, Кельн

Общество Макса Планка (ОМП). В структуру ОМП в настоящее время входят 79 институтов, научно-исследовательских организаций, лабораторий и рабочих групп . Базовые условия финансирования ОМП предусматривают равное долевое участие федерации и федеральных земель ОМП активно участвует в зарубежных контактах; обладает высоким международным рейтингом: с 1954 г. 17 ученых ОМП стали лауреатами Нобелевской премии

Общество Фраунгофера (ОФ). ОФ является ведущим научным обществом по поддержке научно-исследовательских институтов, занятых прикладной наукой Основная цель — внедрение результатов исследовательской работы в создание новых и инновационных продуктов, технологий и услуг ОФ осуществляет инновационную деятельность на контрактной основе для промышленности, предприятий сферы услуг и органов государственной власти, а также предлагает информационно-консультационные услуги . В структуру ОФ в настоящее время входят 56 научно-исследовательских организаций с числом сотрудников около 13 тыс человек

Общество Гельмгольца (ОГ). ОГ является крупнейшей научной организацией Германии В его структуру входят 15 научно-исследовательских центров . ОГ проводит исследования по глобальным вопросам, затрагивающим общество, науку и экономику, в таких сферах, как: энергетика, окружающая среда, здоровье, ключевые технологии, структура материи, авиация, космонавтика и транспорт. В 2008 г. началась новая реформа системы финансирования ОГ, направленная на увеличение конкурентоспособности и интенсификацию межведомственного взаимодействия

Общество Лейбница (ОЛ). В организационную структуру ОЛ входят 82 научно-исследовательских института, сервисных организаций по оказанию научных услуг и научных музеев ОЛ имеет бюджет около 1,1 млрд евро . Федерация и федеральные земли, как правило, участвуют в финансировании на паритетной основе

Государственная поддержка инновационной деятельности в Германии оказывается несколькими группами государственных и негосударственных институтов за счет средств федерального и земельных бюджетов, а также негосударственных фондов

Следует отметить, что поддержка исследовательской деятельности в Германии является общей задачей государства и общества Из Конституции

Читайте также:  Методы оценки эффективности инвестиционного проекта - показатели и принципы

76 –

Германии следует, что финансирование НИОКР относится к совместному ведению федерации и земель Поддержка капиталоемких исследований в области изучения космоса, авиации, атома и Мирового океана осуществляется полностью за счет федерации . Земельные и коммунальные организации в сфере инновационной деятельности финансируются на институциональной основе из бюджетов федеральных земель с частичным привлечением финансовых средств от третьих лиц

Поддержка Федеральным правительством Германии научных исследований осуществляется путем финансирования конкретных проектов в рамках существующих программ технологического развития в форме безвозвратных субсидий

Актуальные сообщения о финансировании научных разработок публикуются в газете Bundesanzeiger (германский аналог «Российской газеты») и на Интернет-порталах организаций, осуществляющих поддержку инновационной деятельности Организации — исполнители проектов получают полномочия от Федерального правительства на профессиональное и административное сопровождение исследовательских проектов от начало до конца их реализации

Среди институтов, осуществляющих поддержку инновационной деятельности в Германии, можно выделить следующие основные группы:

1) федеральные и земельные министерства и ведомства;

2) негосударственные предприятия, организации, учебные заведения и фонды;

3) институты трансферта и маркетинга технологий

Федеральные министерства и ведомства. Поддержка инновационного развития находится в компетенции следующих федеральных министерств Германии, реализующих инновационные проекты в сфере своей компетенции через организации-исполнители:

Федеральное министерство образования и исследований (ВМВЖ). Реализует программы содействия научным исследованиям в следующих сферах: естественно-научные фундаментальные исследования; ядерная физика; технологии образования .

При Министерстве образования и исследований работает информационный портал [5], на котором представлены все программы финансирования научных исследований и через который можно получить доступ к серверам исследовательских организаций, пользующихся государственной поддержкой

Федеральное министерство экономики и технологий (ВМШ). Министерство реализует программы

финансирования следующих направлений научных исследований: производственные технологии; естественные науки; энергетика; защита окружающей среды; транспорт, исследование космоса, строительство; фундаментальные исследования; гуманитарные науки; обмен технологиями; безопасность реакторов

В ведении Министерства находится исполнение инновационной программы для средних предприятий (ZIM) . Министерство ведет также федеральную базу данных инновационных проектов в сети Интернет, где в открытом доступе представлены все программы поддержки инновационной деятельности предприятий на федеральном, земельном и европейском уровнях

Через информационный портал [6] министерство связывает в единую сеть инновационные сетевые порталы различных отраслей и регионов в разбивке по научной тематике разработок (биотехнология, медицина, телекоммуникации, нано-технология) . Более чем две трети участников этой сети являются малыми и средними предприятиями различных отраслей экономики

Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей (BMELV) содействует реализации проектов в сфере возобновляемых сырьевых ресурсов и аграрных исследований . Исполнителем ряда программ является Федеральное ведомство по сельскому хозяйству и питанию, входящее в структуру Министерства.

Федеральное министерство финансов (BMF) оказывает содействие научным исследованиям через принадлежащий Федеральному правительству банк Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW), в число законодательно определенных функций которого входит финансирование научных работ

Негосударственные предприятия и организации, учебные заведения, фонды. К исполнителям проектов поддержки исследований и инноваций федеральных министерств, в частности, относятся: Германский центр воздухоплавания и космических исследований; Исследовательский центр Юлих (биотехнологии, фундаментальные исследования, энергетика); Исследовательский центр Карлсруэ (производственные технологии); Центр технологий союза германской индустрии (нанотехнологии); Ассоциация промышленных исследовательских союзов Отто фон Герике (исследования в научных школах, совместные проекты, международная кооперация); Общество по исследованию тяжелых ионов; Общество по безопасности ядерных реакторов и установок; Федеральный институт профобучения (технологии образования)

К Фондам содействия талантливым ученым относятся одиннадцать фондов, которые выплачивают стипендии, организуют зарубежные поездки и прохождение практики для одаренных студентов и молодых ученых: Исследовательский фонд немецкого народа; Епископский фонд содействия исследованиям; Евангелический студенческий фонд; Фонд Hans — Bockler — Stiftung; Фонд германской экономики Клауса Мурманна; Фонд Конрада Аденауэра; Фонд Генриха Боля; Фонд Фридриха Эберта; Фонд Розы Люксембург; Фонд Фридриха Науманна; Фонд Ганса Зайделя .

Германское общество исследований (Deutsche Forschungsgemeinschaft

(DFG) является центральным научным учреждением для поддержки исследований в научных школах, университетах и финансируемых государством исследовательских институтах. DFG осуществляет исследовательские проекты во всех областях науки и содействует взаимодействию научных институтов

Союз германских академий наук является центральной организацией для восьми научных академий Германии . Союз занимается координацией академических программ, а также совместно финансируемых федеральным правительством и федеральными землями программ содействия долгосрочным исследовательским проектам в области гуманитарных и естественных наук

Фонд Гумбольдта выделяет стипендии иностранным и германским ученым для осуществления исследовательских проектов на территории Германии

Германский федеральный фонд экологии оказывает содействие инновационным проектам в сфере защиты окружающей среды и ежегодно выделяет около 60 стипендий начинающим ученым всех научных направлений, ведущим перспективные исследовательские работы в сфере экологии

Фонд промышленных исследований ставит своей главной задачей содействие проведению прикладных исследований, результаты которых могут внедряться на малых и средних предприятиях

Союз фондов германской науки занимается организацией содействия реформам высшей школы, структурным инновациям и межстрановому диалогу ученых. Среди 3 тыс . членов союза большинство составляют частные предприятия

Фонд Фольксваген оказывает содействие исследованиям во всех областях науки Фонд является автономным при принятии решений, обладая собственным капиталом в размере 2,3 млрд евро . Особое внимание фонд уделяет исследованиям молодых ученых

– 77

Фонд Ганса — Беклера концентрируется на поддержке исследований в сфере организации труда и отдыха .

Фонд Эдмунда Брадача поддерживает научные исследования в области машиностроения и электротехники путем распределения премий за выдающиеся научные достижения, финансирования научных работ и научных мероприятий в высших учебных заведениях

Институты трансфера и маркетинга технологий. Задачей общества Гельмгольца является соединение исследований с инновационными и прикладными перспективами и развития индустриальных центров Германии путем быстрого внедрения научных разработок в производство

Бюро трансфера технологий исследовательского центра Юлих оказывает весь спектр услуг от составления технического задания на исследование до его внедрения и решения вопросов лицензирования и патентования

Информационный центр исследований в сфере электроники (ELFI) — развитие научно-технического обмена между наукой и экономикой, коммерческое использование результатов научных исследований предприятиями

Технологический альянс — является федеральной сетевой структурой агентств трансфера технологий для патентования и внедрения результатов исследований и инновационных разработок. Членами альянса являются более 200 научных учреждений, которые представляют на сайте в Интернете результаты научных исследований, представляющие коммерческий интерес

Биржа технологий ТИП представляет собой интернет — портал, где устанавливаются контакты между разработчиками и потребителями технологий

Инновационный портал представлен на Интернет-сайте [7], где результаты исследований в форме электронных досье предлагаются инвесторам

База данных европейской патентной службы расположена на Интернет-портале [8].

Нормативно-правовая база государственной инновационной политики. В Германии нет специального закона, обеспечивающего всестороннее стимулирование инновационного процесса, и разработка подобного закона не ведется . В Стратегии в области

высоких технологий указаны важнейшие законы и нормативные акты, разработка или усовершенствование которых необходимы для обеспечения надлежащей научно-предпринимательской среды .

Развитие нормативно-правовой базы в целях реализации правительственной Стратегии сфокусировано на двух направлениях:

1) улучшении условий для внедрения нововведений новыми технологическими фирмами и малым бизнесом;

2) стимулировании развития информационно-коммуникационных технологий

Особое внимание, отводимое совершенствованию регулирования инновационной деятельности малого бизнеса, объясняется, с одной стороны, значительной ролью этого сектора в экономике Германии и его преимуществами с точки зрения гибкости, креативности, быстроты приспособления к изменяющимся запросам клиентов, и более серьезными, чем у крупного бизнеса, проблемами с получением доступа к финансовым и управленческим ресурсам, с другой стороны Содействие малому бизнесу — финансовое, институциональное, юридическое — представлено в документах Федерального министерства экономики и технологий Германии как важнейшая область его деятельности

Приведенный перечень новых и перерабатываемых законов и нормативных актов, нацеленных на активизацию инновационного процесса в новых технологических фирмах и малых предприятиях, показывает четкую ориентацию на воплощение зафиксированного в Стратегии высоких технологий подхода «больше свободы для новых идей!» . Повышение степени свободы реализуется прежде всего в трех новых законах о снижении нагрузки на малый бизнес в рамках программы сокращения бюрократических издержек и улучшении качества нормативно- правовой базы, а также в новом законе об участиях в фирмах с закрытым размещением капитала (Private — Equity — Gesetz), облегчающем условия деятельности указанных фирм в целях обеспечения Германии равных с другими странами условий формирования рискового капитала, чрезвычайно важного для осуществления нововведений . Последний из указанных законов следует считать ключевым в стимулировании инновационного

Читайте также:  Международная практика регулирования иностранных инвестиций: учеб. пособие

Таблица 2

Стратегия высоких технологий: бюджетные расходы

Направления государственной инновационной политики Бюджетные расходы в 2006 — 2009 гг. , млн евро Нормативно-правовые акты, нацеленные на стимулирование инновационного процесса

22 направления, в т. ч . 5 сквозных и 17 отраслевых 14 640 >20

процесса: не случайно принимаемый в настоящее время в Австрии аналогичный акт назван законом об укреплении рынков капитала и инновациях (Kapitalstarkungs — und Innovationsgesetz) .

Правительство считает, что именно обеспечиваемое соответствующей нормативно-правовой базой расширение свободы действий всех участников инновационного процесса позволит стране победить в конкуренции за наилучшие идеи, поскольку вряд ли у Германии есть шансы выиграть в борьбе за минимизацию трудовых затрат

Федеральное правительство Германии одобрило Национальную программу реформ ФРГ на период 2008 — 2021 гг. [9], которая была разработана Федеральным министерством экономики и технологий Германии . Содержание немецкой политики реформ находится в полном соответствии с европейской стратегией роста экономики и занятости В аналогичных программах государства — члены ЕС информируют о своих национальных успехах в деле достижения целей по росту экономики и занятости в рамках реализации положений Лиссабонского соглашения

В Программе выделены 6 основных направлений:

1) наука и инновации;

2) открытие рынков и конкуренция;

3) рамочные условия предпринимательской деятельности;

4) государственные финансы;

5) энергетика и изменение климата;

6) рынки рабочей силы и демография .

Таким образом, стратегия инновационного развития Германии нацеливает экономику занять лидирующие позиции в энергосберегающих технологиях и здравоохранении . Структура государственной поддержки инновационной деятельности охватывает политический, промежуточный и промышленный уровни, вовлекая в научную сферу миллионы перспективных соотечественников во всем мире

ЛИТЕРАТУРА

1 . Инновационная деятельность малых предприятий . Учебное пособие . — М . , 2003 .

2 . Портал www. deutschland . de

3 . Стратегия Германии в области высоких технологий — Постановление Правительства Германии от 23 .08 . 2006 .

4 . Концепция современного осуществления ведомственных научных исследований . — Постановление правительства Германии от декабря 2007 г.

5 . Портал www. forschungsportal . net

6 . Портал www kompetenznetze. de

7 . Портал www innovationmarket . de

8 Портал www espacenet com

9 . Национальная программа реформ ФРГ на период 2008 — 2021 гг. — Постановление Правительства Германии от 20 08 2008

Подписка «UBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

Цифровизация с немецкой точностью | инструменты на рбк

Экономика Германии выходит на новый уровень развития за счет цифровизации всех отраслей.

Обошли Америку

Германия — одна из крупнейших стран — экспортеров продукции высоких технологий в мире. Успех стал возможным благодаря государственной политике, инвестициям в научные разработки и поддержке компаний, заинтересованных в выходе на внешние рынки. И хотя в целом влияние внешней торговли на рост экономики страны снижается, доля высокотехнологичной продукции в экспорте растет.

По данным Федерального статистического управления ФРГ (Destatis) за 2021 год (с учетом инфляции) ВВП Германии увеличился на 1,9% (в 2021 году — на 1,7%). При этом темпы роста экспорта стали ниже, чем годом ранее, — 2,5 и 5,4% соответственно. Однако по объему поставок за рубеж высокотехнологичной продукции, говорит эксперт Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Стелла Святская, страна уступает лишь Китаю и опережает США, которые на протяжении десятилетий занимали первую строчку в списке.

Всемирный банк оценил экспорт высоких технологий Германии от общего процента всех экспортированных товаров и услуг на уровне 16,6% в 2021 году, а учитывая курс правительства Германии на инновации, к концу 2021 года его доля, вероятно, увеличится. Лидерами по этому показателю в мире являются Ирландия и Швейцария, где на высокие технологии приходится 29 и 27% экспорта соответственно. В абсолютном выражении, конечно, даже если сложить объемы экспорта этих стран, они будут в разы меньше немецкого.

«Инновации из Германии пользуются в мире самым высоким спросом, при этом никакая другая страна не производит столько высокотехнологичной продукции, как ФРГ. По многим направлениям инновационной продукции страна имеет ведущие позиции в мире или планирует выйти на них в ближайшем будущем», — добавляет аналитик ГК TeleTrade Владимир Чернобай.

В обзоре состояния внешнеэкономической деятельности ФРГ, подготовленном Торговым представительством России в этой стране, приводятся следующие данные за 2021 год: экспорт микроэлектроники в сравнении с 2021-м вырос на 11% и составил €18,2 млрд, экспорт потребительской электроники увеличился на 8,7%, до €5,2 млрд, телекоммуникационного оборудования — на 4,2%, до €13,6 млрд. Специалисты торгпредства отмечают, что высокий спрос на продукцию отрасли обусловлен процессом цифровизации экономики, активным внедрением информационных и коммуникационных технологий на предприятиях и в домашних хозяйствах.

Политика в сфере инноваций

Правительство Германии активно способствует развитию технологий в сфере частного бизнеса в наиболее приоритетных направлениях — аэрокосмической промышленности, электротехнике, компьютерных технологиях и фармацевтике, отмечает Стелла Святская. Без цифровых решений давно не обходятся в автомобилестроении, электротехнике, химической промышленности, станкостроении. В структуре экспорта Германии, говорит Владимир Чернобай, доля десяти основных видов высокотехнологичной продукции составила в 2021 году около 70%. В частности, на средства транспорта пришлось 18,3%, на оборудование и механические устройства — 16,7%, на электрические машины и оборудование — 10,2%, на фармацевтическую продукцию — 5,7%, на оптическую технику — 4,9%.

Добиться высоких результатов удалось за счет нескольких инструментов.

Федеральное правительство финансирует научные организации, такие как Общество Макса Планка, а также определяет стратегию и законы для развития высокотехнологичного экспорта. Примером программы, ускоряющей развитие страны и рынка, рассказывает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын, может служить инициатива, благодаря которой 20 лет назад работники предприятий получили возможность покупать у работодателей подержанные компьютеры с существенной скидкой. Власти Германии в итоге были удовлетворены высоким проникновением интернета, «они даже перестали собирать и публиковать соответствующую статистику», говорит Леонид Делицын.

Залогом успеха германских экспортеров является не только высокое качество конечной продукции, но и комплексная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в стране и возможностей для германской торговли за рубежом. Однако главной движущей силой структурных преобразований в экономике Германии, в том числе инновационных, является сейчас не столько политика поддержки промышленности, сколько обеспечение конкуренции, финансовая и денежная политика, которым отводится приоритетная роль, сделали вывод в российском торгпредстве.

В рамках этой политики особое внимание уделяется стимулированию инновационной активности национальных экспортеров, а также трансферу результатов научных исследований в промышленность за счет развития национальной инфраструктуры поддержки инноваций. Характерной и отличительной особенностью системы поддержки экспорта Германии является отсутствие ярко выраженного центрального государственного управления. Проекты в сфере международного сотрудничества часто реализуются на уровне земель. «Примером может служить Баварско-Российская конференция по экономическим наукам в ноябре этого года. Ее проводят Университет Эрлангена и Нюрнберга и Баварский академический центр. Цель — стимулировать совместные проекты российских и баварских университетов и бизнес-школ в области экономики и управления. Специальные секции будут посвящены энергетическому сектору, поскольку именно с ним могут быть связаны решительные изменения в глобальной экономике (и политике) в ближайшем будущем», — отметил Леонид Делицын. Обеспечивать высокий уровень выпуска и реализации инновационной продукции страна не смогла бы без соответствующих инвестиций в науку и научные разработки. По данным Владимира Чернобая, в 2021 году объем инвестиций в научные исследования и разработки (НИР) превысил 3% ВВП Германии. Для европейских стран в среднем достижение такого уровня предполагается только к 2020 году, а в США этот показатель равен 2,7%. Денежные средства на проведение НИОКР выделяются на основе принципа государственно-частного партнерства. В соответствии с ним доля государственного финансирования составляет примерно одну треть, а две трети вкладывает промышленность, говорит Владимир Чернобай.

Цифровизация экономики остается в числе приоритетов федеральной власти и региональных администраций. Как следует из «Стратегии Германии в области высоких технологий-2020», через два года страна планирует перейти на новый уровень экономики, трансформировав постиндустриальную инфраструктуру в цифровую за счет внедрения высоких технологий в социальную сферу, более экономичного расходования ресурсов и курса на устойчивое развитие. 

Оцените статью