Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Повышение инвестиционной привлекательности региона: проблемы и направления

УДК 332.1; 332.122 (1-21)

Парфенова Елена Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента организации Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия. г. Белгород, ул. Победы, 85, Россия, 308015

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена рассмотрению актуальной инвестиционной проблематики, в центре внимания -повышение инвестиционной привлекательности региона. На основе проведенных исследований выделяются факторы, снижающие инвестиционную привлекательность региона, и предложен ряд мероприятий, способствующих значительно увеличить приток инвестиций в экономику Белгородской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный рейтинг.

Parfenova Elena Nikolaevna, Cand. Econ. Sci., associate professor of department of management of organization Belgorod state national research university, Belgorod, Rusia. Belgorod, Pobedy st., 85, Rusia, 308015

INCREASING OF REGIONAL INVESTMENT ATTRACTIVENESS: PROBLEMS AND MEASURES

The scientific article deals with the actual problems of investment process; centre of attention is an increasing of investment attractiveness. Based on the performed research the factors decreasing the investment attractiveness of the region are identified, and some actions contributing to a significant increase of investment inflow into the economy of the Belhorodskoy region are offered.

Keywords: Competiveness of the region, investment, investment attractiveness, investment potential, investmentgrade rating.

Введение

В условиях ориентации российской экономики на рынок, расширением содержательности задач, которые необходимо решить, а следовательно, принимаемых управленческих решений, большая роль принадлежит регионам, от продуктивности которых зависит развитие их территории. Федеральные власти передали право в регионы распоряжаться своими ресурсами, но при этом повысилась их ответственность за конечные результаты управления. В связи с ограниченными ресурсами на местах, руководители регионов должны больше уделять внимание инвестиционной деятельности, о которой зависит создание экономической базы для решения социально-экономических проблем. В связи с этим появляется необходимость обоснованно управлять инвестиционной привлекательностью региона, которая позволит сконцентрировать на своей территории достаточные инвестиции.

В этой связи вопросы принятия управленческих решений по созданию инвестиционной привлекательности и обоснованных инвестиционных решений в субъектах Российской Федерации приобретают особую ценность и актуальность.

По этой причине важнейшим фактором повышения конкурентоспособности региона, создания высоких и стабильных темпов социально-экономического роста является хорошая инвестиционная привлекательность территории. Шаги по увеличению инвестиционной привлекательности относятся к основным мероприятиям при воплощении в жизнь стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Между тем практика управления в России на современной этапе в условиях самостоятельности осуществления хозяйственной деятельности в регионе при острой нехватке ресурсов характеризуется необходимостью объективно оценивать региональными властями инвестиционную привлекательность, вовремя принимать управленческие инвестиционные решения для развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности с целью получения конкретного эффекта от принятых региональных инвестиционных решений.

Основная часть

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года определила, что целью региональной политики по социально-экономическому

развитию области на долгосрочный период будет повышение конкурентоспособности региона в условиях вхождения в мировой рынок и повышение благосостояния жителей региона в этих условиях [1].

Достичь этой цели нельзя без оживления инвестиционных процессов. По этой причине первостепенной задачей для властей региона является привлечение инвестиций. Для этого надо для потенциальных инвесторов увеличить инвестиционную привлекательность области.

Под инвестиционной привлекательностью региона понимается вся совокупность договоренностей и ограничений, которые будут определять движение инвестиций на территорию области и оценивается инвестиционной активностью. С одной стороны инвестиционная привлекательность определяется инвестиционным потенциалом, а с другой стороны — вероятными рисками. При этом как инвестиционный потенциал, так и возможные риски — это обобщенное понятие целого комплекса факторов [5].

Анализ инвестиционной деятельности в Белгородской области показал, что политика, которая проводится в настоящее время, имеет положительную динамику движения инвестиционных ресурсов, реализуются перспективные инвестиционные проекты. Инвестиционный рейтинг Белгородской области имеет достаточно высокие значения. Сам рейтинг оценивается двумя параметрами: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал указывает на долю региона, которую он занимает на российском рынке, а инвестиционный риск показывает на проблемы, которые могут возникнуть для инвестора в этом регионе.

На протяжении последних лет власти Белгородской области целенаправленно создают благоприятный инвестиционный климат, для того, чтобы обезопасить возврат средств и обеспечить результативность этих вложений. Созданию соответствующих условий способствует принятая законодательная база, где ясно указаны права инвесторов, их льготы, гарантии и другие важные ситуации.

Правительство области достаточно приняло решений по привлечению инвесторов в экономику региона, для этого была создана система прав и обязанностей инвестора. По этой причине необходимо отметить, что на территории действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, правовой, организационный и экономический базис осуществления инвестиционной деятельности в регионе закреплен в нормативно-правовых актах, помимо этого определены формы и методы поддержки и защиты прав участников инвестиционной деятельности со стороны властей региона.

На территории Белгородской области с 2002 года осуществляет свою деятельность Инвестиционный совет при губернаторе области, который рассматривает и одобряет инвестиционные проекты с государственным региональным участием по приоритетным направлениям в сфере экономики и социума.

Реализация усилий властей каждого региона в Российской Федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата ежегодно оценивается рейтинговым агентством «Эксперт РА». По итогам рейтинга за 2021 год Белгородская область находится в группе 2 А. Это означает, что регион имеет средний потенциал — минимальный риск. В рейтинге России среди регионов Белгородская область находится на 8-м месте по инвестиционному риску и 17-е по инвестиционному потенциалу. Минимальный инвестиционный риск -управленческий, максимальный инвестиционный потенциал — ресурсный.

Читайте также:  Документы | Компания

За 2021 год было привлечено 120 млрд рублей инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. Это меньше, чем год назад на 9 млрд. рублей и меньше на 31 млрд рублей норматива. А норматив составляет четверть от ВРП — это 151 млрд рублей [7] (рис. 1).

Для Белгородской экономики 2021 год стал одним из самых неблагоприятных за последние пять лет. В 2021 году в регионе продолжилась ситуация острого «инвестиционного голода» [8].

Анализ осуществления инвестиционной деятельности Белгородской области, нормативно-правовой базы в области инвестиционного регулирования позволил выделил факторы, которые препятствуют повышению инвестиционной привлекательности региона.

ф с;

ю >

а

ч

а п

С С

160 140 120 100 80 60 40 20 0

«-150

^132,28 9 «Ч ^429,137

—-< 0 04,21 8 —‘ •

^6,313

N 73,127

<^52,073

2006 2007 2008 2009 2021 2021 2021 2021 2021

года

Рис. 1. Нормативы финансирования по годам

К ним можно отнести следующие:

• неразвитая инфраструктура инвестиционной деятельности;

• отсутствие результативной системы поощрения инноваций;

• низкий уровень культуры предпринимательства и инициативы;

• отраслевой принцип инвестирования;

• большое количество обязательств у компаний, как правовых, так и налоговых;

• административные (бюрократические) барьеры.

Для увеличения инвестиционной привлекательности и привлечения большего количества инвесторов на территорию Белгородской области необходимо осуществить следующие мероприятия.

1. Развитие государственно-частного партнерства.

Для создания высококачественного планомерного развития необходимо взаимодействие с очень большим количеством участников, начиная с государственных властей и заканчивая представителями бизнеса и гражданами области. Взаимодействие представителей бизнеса и властей региона должно быть нацелено на формирование инструмента для целесообразного использования объектов экономики и гарантированного его функционирования, кроме того, долгосрочное планирование комплексного регионального продукта.

Взаимодействие государственных властей и бизнеса является очень результативным инструментом взаимодействия между этими структурами, что достаточно подтверждено практикой, как экономической, так и международной [4].

Привлечение капитала бизнеса, в том числе зарубежного, даст возможность реализовать государственным региональным властям Белгородской области приоритетные социально-экономические задачи без дополнительных бюджетных расходов, кроме того, будет способствовать увеличению конкурентоспособности области за счет развития инфраструктуры, в том числе транспортной.

Важными условиями привлечения капитала бизнеса к реализации инфраструктурных проектов является предоставление гарантий от государственных властей, а также создание благоприятного делового климата. Возможное направление инвестиционных средств при государственно-частном партнерстве в Белгородской области представлено в табл. 1.

Государственно-частное партнерство позволит осуществить очень дорогие проекты с привлечением частных инвестиций без ощутимой нагрузки на региональный бюджет.

Таблица 1

Распределение инвестиций при государственно-частной партнерстве в Белгородской области

Государственные инвестиции Частные инвестиции

— Строительство или реконструкция транспортных объектов — Строительство объектов энерго- и газоснабжения. Создание инженерно-технических объектов — Благоустройство территории региона. — Строительство аквапарков, ботанических садов. — Строительство полей тенниса, футбола и т. п. — Строительство объектов транспортной инфраструктуры. — Строительство гостиничных комплексов, отелей, коттеджей. — Строительство ресторанов и кафе

Власти региона в этом союзе выступают инициатором и гарантом выполнения обязательств в реализации инвестиционных проектов.

Привлечение инвестиционные средств в региональную экономику с помощью партнерства между государственными властями региона и представителями бизнеса позволит создать инфраструктуру, что позволит повысить конкурентоспособность экономики территории.

2. Создание результативной системы мер влияния на инвестиционную привлекательность региона с учетом возможностей в развитии отдельных территорий: муниципальных образований.

Меры, которые должны повлиять на инвестиционную привлекательность должны быть адресными. На сегодняшний день такие меры носят универсальный характер, т.е. органы государственной власти применяют общепринятый набор мер для увеличения инвестиционной привлекательности в своем регионе в целом для всех муниципальных образований. Между тем, меры влияния должны быть индивидуальными для каждого муниципальных образований региона.

Муниципальные образования Белгородской области характеризуются социально-экономической неоднородностью, что определяет рациональность применения в каждом конкретном случае специфицированного набора экономических рычагов и стимулов.

Органы государственной власти, в первую очередь, могут управлять в отстающих муниципальных образованиях процессами создания производства, выполнения крупных социальных, экономических и других проектов.

Правительство Белгородской области должно сосредоточиться на применении местных ресурсов, целесообразности структуры местной экономики, решению социальных и экологических проблем. Те районы, которые в области относятся к чисто сельскохозяйственным с большой безработицей и общим экономическим упадком, с нехваткой финансовых средств для стабильного социально-экономического развития, требуют особое повышенное внимание со стороны государственных органов области. Благополучное увеличение инвестиционной привлекательности нуждается в учете специфических особенностях каждого муниципального образования области и проведении основных направлениях инвестиционной политики.

В случае относительного деления муниципальных образований на инвестиционно -привлекательные (развитые) и непривлекательные для инвесторов (слабые) можно разграничить состав рычагов и стимулов для увеличения инвестиционной привлекательности территории. Возможный набор экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях региона представлен в табл. 2.

В Белгородской области муниципальным образованиям присуща социально-экономическая неоднородность, это и обуславливает необходимость применения для

каждого муниципального образования свой специально определенный набор экономических рычагов и стимулов.

Читайте также:  Инвестиционный портал Ростовской области : Главная страница

Таблица 2

Экономические рычаги и стимулы для повышения инвестиционной привлекательности

территорий

Му ниципальные образования Набор экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности Направления социально-экономического развития

Непривлекательные для инвесторов — Формирование экономических и других условий для рационального функционирования муниципальных образований в рыночных условиях. — Применение мер государственного регулирования, таких как: — дотации; — субсидии; — налоговые кредиты и льготы; — финансовая помощь посредством создания специальных фондов. Развитие природно-ресурсного, производственного, потребительского, институционального потенциалов

Инвестиционно-привлекательные Использование рычагов и инструментов косвенного действия, к которым относятся: — сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов; — оптимизация процедур для доступа к инфраструктуре; — совершенствование налоговой политики, путем направления инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики; — координация сопровождения инвестиций и защита прав инвесторов. Развитие инновационного, трудового, инфраструктурного, интеллектуального потенциалов муниципальных образований, поддержание достигнутого уровня развития. Дифференциация

По муниципальным образованиям в Белгородской области объём поступления инвестиций выглядит следующим образом. Лидерами являются Ракитянский, Белгородский районы, город Белгород, Корочанский район, ещё можно отнести Шебекинский район и Старый Оскол, которые близки к нормативу (норматив — 100 тысяч рублей на душу населения). Эти районы фактический выполнили норматив привлечения инвестиций. Аутсайдеры: Валуйский, Борисовский, Волоконовский, Грайворонский, Вейделевский, Новооскольский, Красненский, Ровеньский, Краснояружский районы, которые фактически не занимались привлечением инвестиций, а значит, подрывают экономическое развитие будущих периодов.

Для инвестиционно-привлекательных муниципальных образований Белгородской области необходимо вкладывать инвестиции в инфраструктурный потенциал, поддерживать достигнутый уровень развития. При этом таким муниципальным образованиям не требуется прямая финансовая поддержка.

Для муниципальных образованиях, непривлекательных для инвесторов, в целях увеличения инвестиционной активности можно применять выплаты инвестиционных премий за возведение объектов, помогать в приобретении площадки под строительство,

предоставлять гарантии под ссуды, создавать территориальные и межпроизводственные консорциумы, акционерные общества для завершения ранее начатого строительства объектов, в которых заинтересованы территории. Используя такие рычаги стимулирования, региональные власти будут способствовать оживлению темпов роста производства, структурной перестройки. Таким муниципальным образованиям требуется прямая финансовая поддержка, в виде дотаций, субсидий, регулирования процентных ставок и налоговых льгот.

Такой подход к муниципальным образованиям, который дифференцирует их по инвестиционной привлекательности, и в соответствии с их положением применяет определенный набор рычагов и стимулов для увеличения инвестиционной привлекательности, позволяет более соразмерно расходовать бюджетные средства, а это является одной из важных функций в экономической деятельности региональных властей. В результате осуществления таких процедур можно ждать достижения задач ускоренного роста ВРП и обеспечения определенного уровня бюджетной эффективности.

3. Осуществление на территории Белгородской области инвестиционных мегапроектов.

Мегапроекты — это целевые инвестиционные программы, которые содержат очень много проектов, связанных с конечным продуктом. Такие программы могут быть международными, государственными, региональными [6].

К региональным мегапроектам относят крупные проекты, которые будут оказывать существенное и долгосрочное влияние на регион. Возможный вклад инвестиционных мегапроектов в экономику региона представлен в табл. 3.

Таблица 3

Вклад мегапроектов в развитие экономики Белгородской области

Создание производственных мощностей ^ Создание новых рабочих мест ^ Привлечение Инвестиций ^ Рост покупательной способности населения

— Рост ВРП и создание потребностей; — Потребность в кадрах; — Потребность в инвестициях; — Потребность в образовании. — Рост уровня занятости; — Миграционный прирост населения; -Уменьшение безработицы; — Создание образова зовательных программ; — Обеспечение повышения социальной защищенности. — Рост объема инвестиций; — Развитие сопутствующих производств и отраслей. — Рост уровня потребления; — Рост номинальных и реальных доходов на душу населения; — Обеспеченность услугами здравоохранения, образования и т. д.

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ привлекательности региона

В Белгородской области можно реализовывать инвестиционные мегапроекты по строительству транспортно-логистических, агропромышленных комплексов, торгово-развлекательных и т.п. комплексов.

Помимо этого, Белгородская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Принимая во внимание повышенный интерес со стороны городских жителей к туристско-рекреационным услугам, большой мобильностью, осуществление инвестиционных проектов по развитию туристического потенциала станет одним из главных направлений экономического развития области.

Перспективным направлением действий по развитию рекреационного туризма в Белгородской области может стать развитие туристических маршрутов по природному заповеднику «Белогорье» (200 памятников археологии, истории и архитектуры; в водах рек и озер около 30 видов рыб; в лесах более 60 видов животных, 208 видов птиц, 269 видов

представителей животного мира и 482 вида растений занесены в Красную книгу) [8].

Программы посещения природного заповедника будут популярными у всех категорий отдыхающих.

Интересными для природно-экологического туризма могут стать следующие территории:

• район урочища «Сосновка»;

• территория «Шопинские степи»;

• дубравный комплекс «Соломинскя дубрава»;

• район урочища «Яружка»;

• район урочища «Шеленково».

Реализация этих инвестиционных проектов станет весомым вкладом в повышении качества жизни жителей региона.

4. Выделение и реализация специальных зон опережающего развития.

Белгородская область владеет достаточным инновационным потенциалом, который надо расширять, опираясь на конкурентные преимущества, создавая зоны опережающего развития.

Зона опережающего развития «Горно-металлургический кластер».

Белгородская область располагает свыше 40 % разведанных запасов железорудного сырья Российской Федерации и более 50 % предварительно оцененных. Социально-экономическое развитие области во многом определяется функционированием горнометаллургического кластера, ядром которого являются горно-рудные предприятия, машиностроительные предприятия по производственно-ремонтному обеспечению, научные, проектные и учебные заведения. На этих предприятиях должны быть введены в эксплуатацию новые производственные мощности, проведена модернизация и техническое перевооружение, совершенствование на инновационной основе технологии добычи и обогащения железной руды, рост объемов производства продукции с более высокой степенью добавленной стоимости.

Читайте также:  Рейтинг инвестиционных компаний 2021. ТОП-10 лучших.

Зона опережающего развития «Кластер по развитию свиноводства». В этот кластер входят крупные агрохолдинги, которые представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом: от производства зерна, комбикормов, молодняка до откорма, забоя и переработки свинины и его реализации, использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии и генетические материалы. Предприятия кластера расположены на территории 15 районов области. Продукция данного кластера востребована как в области, так и за ее пределами. В настоящее время спрос в стране на свинину за счет отечественного производства удовлетворен только на 69 %, в перспективе с учетом роста доходов населения он возрастет. За счет использования современных технологий и достижений генетики, применения замкнутого цикла производства, должно быть обеспечено высокое качество продукции. В области должны быть созданы кормовая база, мощности по производству комбикормов, осуществлена подготовку высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на территории области. Созданные условия позволят в перспективе развить свиноводческий кластер и реализовывать новые инвестиционные проекты.

Зона опережающего развития «Строительный кластер». В состав кластера входят предприятия стройиндустрии, использующие высокоэффективные, инновационные технологии, научные, образовательные, проектно-изыскательские организации, подрядные организации, а также организации, оказывающие государственную поддержку жилищного строительства. Объекты кластера расположены на территории всей Белгородской области. Развитие строительного кластера должно быть направлено на усадебное домостроение, строительство объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы, ввод новых и реконструкция действующих учреждений образования, детских садов, объектов культуры, спорта и социальных учреждений.

Зона опережающего развития «Инновационная зона». В области осуществляется построение инновационной инфраструктуры в городах Белгород и Старый Оскол. Приступил к работе Белгородский ресурсный региональный инновационный центр, включая государственный инновационный бизнес-инкубатор. Активно включаются в инновационную деятельность Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгородская сельскохозяйственная академия, центры нанотехнологий и бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях. Ведется работа по созданию технопарка «Светоград», которому для развития выделяются площади в городе Белгороде. Развитие образовательных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений на территории области, использование имеющегося научного и человеческого потенциала области, эффективное применение знаний и умений людей будет способствовать активизации инновационной деятельности, обеспечивая реализацию стратегии инновационного развития области [8].

Организация выделенных зон в области, несомненно, увеличит производительность труда, обеспечит планомерное развитие экономики региона. Эти зоны, как механизмы избирательной либерализации инвестиционного климата, будут представлять собой своего рода «капканы» для инвестиций, стимулируя развитие всей региональной экономики. В конечном итоге зоны опережающего развития интегрируют экономику региона в мировое хозяйство.

Выводы

Таким образом, реализация предложенных в настоящей статье мероприятий, позволит повысить инвестиционную привлекательность региона; обеспечит стабильное развитие, гарантируя выполнение основных показателей надежности и безопасности, обеспечит выход региона на принципиально новый уровень развития.

Список использованной литературы:

1. Постановление правительства Белгородской обл. от 25.01.2021 N 27-пп (ред. от 18.09.2021) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года

2. Бочаров В. В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций [/ В. В. Бочаров. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 244 с.

3. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Рос. акад. наук, Центр внешнеэкон. исслед.; под ред. С. А. Ситаряна. — М. : Наука, 2008. — 251 с.

4. Власов И. П. Частно-государственное финансирование в Российской Федерации И. П. Власов // Финансы и кредит, 2008. — № 43. — С. 49-55.

5. Голайдо И. М. Инвестиционный потенциал региона / И. М. Голайдо // Инновации и инвестиции. -2008. — № 17. — С. 59-68.

6. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев. — М.: Наука, 2004. -. 250 с..

7. http:\www. gks.ru

8. http:\www.belregion.ru

References:

1. Resolution of the Government of the Belgorod region. from 25.01.2021 N 27-PP (ed. by 18.09.2021) «On Approval of the Strategy for Socio-Economic Development of the Belgorod region for the period till 2025» [Postanovlenie pravitel’stva Belgorodskoy oblasti ot 25.01.2021 N 27-pp (red. ot 18.09.2021) «Ob utverzdenii Strategii social’no-ekonomiceskogo razvitija na period do 2025 goda].

2. Bocharov V. V. Financial and credit management practices of the investment market / [Finansovo-kreditnye metogy regulirovanie rynka investicij. V. V. Bocharov//. — M .: Finance and Statistics, 2008. — 244 p.

3.Foreign economic problems of Russia’s transition to an innovative path of development [Vneshneekonomicheskie problemy perechoda Rossii na innovacionnyj pyt’ razvitija] / Ros. Acad. Science Center vneshneekon. Issled.; ed. S. A. Sitaryan. — Moscow: Nauka, 2008. — 251 p.

4.Vlasov I. P. Public-private financing in the Russian Federation / I. P. Vlasov [Castno-gosudarstvennoe finansirovanie v Rossijskoj Federacii] // Finances and Credit, 2008. — № 43. — P. 49-55.

5.Golaydo I. M. Investment potential of the region /[Investicionnyj potencial regiona] I. M. Golaydo // Innovations and investments. — 2008. — № 17. — P. 59-68.

6. Pchelintcev O. S. Regional Economy in the sustainable development [Regional’naja ekonomika v sisteme ustojcivogo razvitija] / O. S. Pchelintcev // — M .: Nauka, 2004. — 250 p.

7.http:\www. gks.ru

8. http:Wwww.belregion.ru

Поступила в редакцию 06.05 2021 г.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.