Слова «мажор» и «минор»

латинского происхождения

. Первое в переводе обозначает «большой» или «веселый», второе – «малый» и «грустный». Соответственно, различить виды тональностей можно по звучанию. Произведение, написанное в мажоре, звучит бодро и жизнеутверждающе. Пьеса в миноре – печально. Имейте в виду, что к темпу это не имеет отношения: вещи, написанные в минорных тональностях, могут быть быстрыми, а мажорные – медленными.

Легче всего представить строение мажорной или минорной гамм, если перед глазами есть фортепианная клавиатура. Найдите звук «до». Гамма до-мажор играется только на белых клавишах, а если ее записать, никаких знаков при ключе не будет. Клавиша «до» находится левее группы из двух черных клавиш. Учтите, что на фортепиано расстояние между соседними клавишами, будь они белые или черные, составляет половину тона. Соответственно, между до и ре – тон, между ре и ми – тоже тон, между ми и фа – половина тона. То есть первая часть мажорной гаммы может быть представлена как 2Т-1/2Т.

Точно так же посчитайте вторую часть. От фа до соль – тон, от соль до ля – тон, от ля до си – тон, от си до верхнего до – полтона. Вторая часть в формуле будет выглядеть как 3Т-1/2Т. Соответственно, вся структура мажорной гаммы выглядит как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т. Таким же образом строится и любая другая мажорная гамма. Если между соседними белыми клавишами не то расстояние, которое требуется по структуре – берется черная, вот и все. Есть еще гармонический мажор с повышенной четвертой ступенью, по звучанию он напоминает минор.

Таким же образом можно определите строение минора. Минорная гамма, которая играется на одних белых клавишах, строится от звука ля. Соответствующая клавиша находится в группе, где три черных, между средней черной и правой. От ля до си – тон, между си и до – полтона, между до и ре – тон, ре и ми – тон, ми-фа – полтона, фа-соль – тон, соль-ля – тон. Формула натурального минора выглядит как Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. В сборниках гамм вы можете встретить еще гармонический и мелодический миноры. У первого – повышена седьмая ступень, у второго – шестая и седьмая при движении вверх. При движении вниз мелодический минор звучит как натуральный.

Существенные различия имеют мажорные и минорные аккорды. Оба тонических трезвучия состоят из большой и малой терций. Но у мажорного трезвучия большая терция находится внизу, а у малого – наоборот. Например, до-мажорное трезвучие состоит из звуков до, ми и соль. Между до и ми – два тона, между ми и соль – полтора. Если рассмотреть параллельный минор, то тоническое трезвучие выглядит как ля-до-ми, то есть между ля и до – полтора тона, между до и ми – два.