«мир»: домой без портфеля
Школа «Мир» откроется в Доброграде 1 сентября 2021 года и, как ожидают ее основатели, станет флагманом для развития образовательной системы города, самого по себе очень необычного (Доброград строится во Владимирской области «с нуля» на частные инвестиции предпринимателя Владимира Седова).
Кроме самой школы, на территории комплекса будут расположены детский сад и кампус, игровые площадки и творческие мастерские. Обучение будет платным, но так как программа и педагогический состав только формируются, окончательную стоимость в администрации «Мира» обещают озвучить позже.
«Семь лет назад, при строительстве Доброграда мы начали с инфраструктуры: построили госпиталь, спорткомплекс, ресторан, разбили парк. Сейчас очередь дошла до школы, которая станет центром экосистемы города. И, знаете, мне хочется, чтобы, уходя из школы, дети не брали домой портфели. Ведь это боль многих семей — родители заставляют ребенка делать уроки, ребенок устал и отлынивает, родители настаивают и злятся, возникают конфликты… Нужна такая программа, при которой дети многое будут успевать в школе, а дома смогут отдохнуть и пообщаться с родными. И еще важна непрерывность цепочки — ребенка, как горящий уголек, должны бережно передавать из рук в руки. Из детского сада — в начальную, а потом в среднюю школу. Создавая детский сад и частную школу, мы хотим сразу установить высокую планку образования и воспитания, на которую смогли бы равняться потом муниципальные школы», — делится мнением Владимир Седов.
Кстати, обучение в средней и начальной школе будет состоять из трех больших блоков: уроки, активности (самого разного рода, одни захотят играть в футбол, другие заниматься теннисом, третьи репетировать роли в театральном кружке) и приготовление домашнего задания. Напоминает советскую «продленку», но Седов обещает, что дети будут бежать в школу как на праздник.
Hightechacademy: акцент наwell— being
У председателя Совета директоров KustoGroup Еркина Татищева пятеро детей, и, по его словам, он задумал построить частную школу после того, как понял, что учеба в муниципальной школе его детям не нравится. Каждое утро, по словам Татищева, начиналось в его семье с военных действий — детей с боем отправляли на учебу.
Так и возникла идея частной школы, в которую детей не придется «загонять». В 2021 году в Алма-Ате Еркин открыл HighTechAcademy. Примером послужила американская HighTechAcademy, где дети учатся, не только получая теоретические знания, но и решая серьезные практические задачи.
Принципы американского проектного обучения в Казахстане решили совместить с финской педагогикой, где дети изучают многие предметы в формате игры, а педагоги стремятся не только поделиться знаниями, но и проследить, чтобы всем ученикам было комфортно и интересно. Принцип well-being — благополучия школьников — не должен нарушаться ни при каких обстоятельствах.
В HighTechAcademy вместо уроков химии и биологии ученики могут поехать в горную деревню, изучить состав местной воды и придумать фильтр, который поможет жителям очищать воду от примесей. На переменах дети с удовольствием играют с учителями в настольный теннис.
«В нашей школе главное — не получить высшие оценки на экзамене, а найти свой путь. Ребенок — не“приниматель”знания, а исследователь. Важно пробудить у него интерес к жизни, к познанию нового. В школе должна всегда царить весна, у ребенка должно быть ощущение счастья от того, что он идет учиться. И это ощущение счастья поможет ему развиваться, двигаться вперед. Приведу один пример. К нам в школу поступил шестилетний мальчик с тяжелой формой заикания, Захар. В детском саду над ним смеялись, ему было трудно даже свое имя произнести. Сейчас Захар отлично разговаривает, занимается спортом, дружит со сверстниками. Его мама назвала это библейским чудом. А я считаю, что детство вообще время чудес», — рассказывает Еркин Татищев.
Кстати, обучение в HighTechAcademy ведется на трех языках — русском, английском и казахском. Сейчас идет строительство нового здания школы, проект которого разработан финскими архитекторами. Скоро в школе появятся свой бассейн, Дом спорта, театр.
Согласно социологическим опросам, 13% россиян хотели бы отдать детей не в государственные, а в частные школы, цены на обучение в которых могут очень разниться и составлять от 50 тысяч до 2 миллионов рублей в год. Многие готовы платить за образование.
Потому что, как сказал основатель частной школы AdAstra Илон Маск, школа должна быть симуляцией мира, в котором ученики — мировые лидеры. В большинстве же муниципальных школ по-прежнему считают, что учитель всегда прав, а лучший ученик — тот, кто сидит тихо, слушает внимательно и не задает лишних вопросов.
Выгодно ли частное образование?
Принято считать, что частные школы – это источник огромной прибыли. Отчасти так и есть, ведь учащиеся платят за свою учебу подчас около 30-50 тыс. рублей в месяц (самые «дешевые» школы требуют 15 тыс.
рублей ежемесячно). Более того, есть еще и вступительный взнос для родителей, который может составлять от 50 до 700 тыс. рублей (зависит от школы, ее расположения, особенностей работы и т.д.).
Однако большая часть этих средств будет тратиться на зарплату учителям, текущие расходы, закупку нового оборудование и вообще все то, что нужно, чтобы открыть частную школу и поддерживать ее работу на заданном уровне.
Основные расходы, в целом, таковы:
- 15-20 тыс. рублей – на получение лицензии
- 85 тыс. – на коммунальные платежи
- 80-90 тыс. – на питание учащихся
- 600-700 тыс. – на заработную плату учителям и обновление учебной базы
- 1 млн – на закупку оборудования для школы, приобретение мебели
При определенной экономии в последнюю сумму можно будет также включить ремонт помещения (после него понадобятся документы для открытия частной школы, выдаваемые санстанцией, пожарной инспекцией, муниципальными властями). Аренда же здания под школу будет стоить от 200 тыс. рублей в месяц – обычно учебным заведениям предлагаются скидки.
Новое здание потребует вложений в строительство на уровне от 7-8 млн рублей. Если же требуется открыть частную музыкальную школу, еще около 1 млн нужно будет потратить на инструменты и различную технику. Аналогичные траты потребуются на создание мощной спортивной секции, научных лабораторий, мини-театра при школе и т.д.
Таким образом, изначально предпринимателю следует иметь минимум 1-1,5 млн рублей при наличии помещения под аренду или 9 млн, если его нет. Остальные расходы уже можно будет брать с платы за образование: при наличии 150 учащихся и минимальной плате в 15 тыс.
рублей ежемесячный доход будет составлять 2,2 млн рублей. Более того, вступительные взносы в сумме 50 тыс. рублей от 150 дадут еще 7,5 млн.
Это позволит окупить первоначальные инвестиции быстро, однако следует помнить: большого количества учеников в первые месяцы работы добиться очень трудно.
Обычно для того, чтобы открыть частную школу, нужно набрать до 30-50 учащихся, а значит и первые доходы будут минимальными. Кроме того, родители могут отказаться платить взносы в первый же месяц, желая вначале ознакомиться с уровнем образования.
Учитывая это, на полную безубыточность зачастую можно будет выйти лишь к моменту получения аккредитации – то есть через 5 лет после открытия. Однако этого времени будет достаточно для того, чтобы частная школа хорошо себя зарекомендовала и имела полное право увеличить расценки на свои услуги.
Для детейДля женщинОт 1 млн.р. до 3 млн.р.Услуги
Итак, как открыть частную школу?
Как уже говорилось выше, количество частных школ в настоящее время просто мизерно – менее 1% от общего кол-ва школ. Чем частные школы являются привлекательными для потребителей?
- небольшие по численности классы, гарантирующие высокий уровень внимания к каждому ученику;
- более комфортные бытовые условия обучения;
- высокий уровень оснащенности школы;
- хорошая учебная программа;
- высококвалифицированный педагогический персонал;
- много дополнительных изучаемых предметов;
- хорошее горячее питание в школе;
- возможность нахождения ребенка в школе в течение полного дня – полупансион или полный пансион;
- много кружкой и секций в стенах школы – родителям нет необходимости возить ребенка после школы;
- школа берет на себя обязательства выполнения с ребенком домашних заданий – не секрет, что для многих семей выполнение «домашки» это ежедневные конфликты в семье;
- ориентация на престижные ВУЗЫ;
- доставка до школы и домой и многое другое, вплоть до личных раздевальных шкафчиков, чтобы не таскать тяжелые рюкзаки ежедневно домой.
Клиентами частной школы становятся дети родителей, имеющих достаток выше среднего, понимающие важность качественного образования своего чада в будущем и не экономящие на детях. Также обучение в престижной школе – один из показателей статуса.
Итак, по каким критериям выбирается частная школа?
- уровень педагогического состава;
- количество учащихся в классе;
- территориальная близость к дому или работе;
- наличие лицензии, аккредитации;
Деятельность общеобразовательных школ в России регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный Закон «Об образовании РФ» №271 ФЗ.
- Федеральный Закон «Об образовании РФ» №271 ФЗ.
- Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» №7 ФЗ.
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Положение о лицензировании образовательной деятельности.
- Положение о государственной аккредитации.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2021 N 1015 (ред. от 17.07.2021) “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
Материальное обеспечение
Название кабинета | Оснащение | Цена всего, руб. |
Русский язык, литература | Учебная мебель, настольная трибуна, справочные пособия, тестовые задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ | 120 000 |
Английский язык | Учебная мебель, проектор, компьютер в комплекте, колонки, ЭОР: «Английский в фокусе» (Spotlight 8) | 154 000 |
Информатика-программирование | Учебная мебель, аудиторная доска, проектор, экран, компьютеры (АРМ: 11 шт.), комплект плакатов «Информатика и ИКТ» | 320 000 |
Математика (алгебра, геометрия) | Учебная мебель, компьютер в комплекте, проектор, колонки, набор чертежный для классной доски | 127 000 |
Физика | Учебная мебель, проектор, компьютер в комплекте, колонки, стол ученический лабораторный регулируемый с пластиковым покрытием и бортом, набор грузов по механике, набор пружин с различной жесткостью, набор резисторов проволочных, реостат лабораторный, таблицы по физике за 8-10-й классы, термометр лабораторный спиртовой, трибометр лабораторный, амперметр лабораторный, барометр, весы электронные, вольтметр лабораторный, динамометр лабораторный, лабораторный набор «Геометрическая оптика», лабораторный набор «Магнетизм», лабораторный набор «Тепловые явления», лабораторный набор «Электричество», стенды: «Международная система единиц СИ», «Основные физические постоянные», «Приставки и множители», «Таблица Менделеева», «Шкала электромагнитных колебаний», ЭОР: «Сборник демонстрационных опытов для сред. общеобразоват. шк.» | 155 000 |
Химия-биология | Учебная мебель, проектор, компьютер в комплекте, колонки, стол ученический лабораторный регулируемый с пластиковым покрытием и бортом, стол демонстрационный с бортом, раковиной, шкаф вытяжной, термометры, весы электронные, колбы, пробирки, воронки, стаканы, флаконы, пипетки, капельницы, цилиндры, набор реактивов для проведения ученического эксперимента по химии, штативы, зажимы, спиртовки, ступка, пестик, стеклянные палочки, cтенд «Таблица Менделеева», коллекции «Волокна» и «Металлы» | 157 000 |
География | Учебная мебель, проектор, компьютер, колонки, настенная карта России политико-административная, настенная политическая карта мира | 125 000 |
Технология | Механический инструмент: токарные станки, фрезерный станок, сверлильные станки, заточные станки, шлифовальный станок, циркулярная пила, электродрель, шлифовальная машинка, ленточная пила, ручной инструмент в ассортименте | 240 000 |
Спортивный зал, спортивная площадка, (раздевальные комнаты для мальчиков, девочек, снарядная) | Мат гимнастический (10 шт.), щит для метания мяча в цель навесной (4 шт.), сетка волейбольная (1 шт.), мостик гимнастический (2 шт.), брусья гимнастические (1 шт.), перекладина гимнастическая (1 шт.), перекладина пристенная (1 шт.), ворота для игры футбол с сеткой (1 пара), стол для настольного тенниса с сеткой (3 шт.), козел гимнастический прыжковый переменной высоты (1 шт.) | 210 000 |
Учительская | Стол письменный (6 шт.), шкафы книжные (4 шт.), полки (6 шт.), компьютер (2 шт.), стулья (8 шт.) | 110 000 |
Кабинет директора и управляющего | Стол письменный (2 шт.), стул компьютерный (2 шт.), стул обычный (4 шт.), шкаф (2 шт.), полка книжная (4 шт.), сейф (2 шт.), компьютер (2 шт.). | 170 000 |
Бухгалтерия | Стол письменный (1 шт.), компьютер (1 шт.), стул (2 шт.) | 112 000 |
Итого, на оснащение всех кабинетов понадобится сумма в 2 000 000 руб. Оборудование приобретается только качественное, так как от этого будет зависеть престиж вашего учебного заведения. К этой сумме прибавляют затраты на канцтовары и прочие бытовые нужды в размере 20-25 тыс. руб.
Поиск помещения под школу
Частные школы входят в моду, но из-за того, что они больше ориентированы на извлечение прибыли, их качество оставляет желать лучшего.
Только чуть больше половины родителей, которые отдавали своих детей в подобные заведения, не пожалели потраченных денег.
Остальные посчитали, что частные школы не стоят своих денег.
Это неслучайно.
Такой бизнес должен строиться вокруг идеи дать детям лучшее обучение, которое позволит им не только эффективно и на высоком уровне справляться с программой средней школы, но и осваивать дополнительные предметы, которые помогут при поступлении или в жизни.
Бизнес-план частной школы должен предусматривать 3 важных условия:
- Отдельное здание для проекта.
- Разработанная собственная оригинальная методическая программа, которая нацелена на высокий результат учеников.
- Инвестиции, особенно на начальный период
Идеально подойдет помещение бывшего детского садика.
Оно позволит вместить 150-200 учеников, при этом достаточно маленького размера, не требует очень больших затрат на оплату коммунальных услуг, имеет свою территорию. Кроме того, его можно взять в аренду у государства, а значит, размер аренды не будет огромным.
С его поиском и арендой нужно постараться. Есть несколько вариантов, а именно:
- арендовать у частных лиц;
- арендовать у государства;
- купить у государства или частных лиц;
- арендовать землю и построить учебные корпуса.
Каждый из этих методов имеет свои положительные или отрицательные стороны. Например, аренда у государства чревата тем, что если муниципальной власти понадобится это здание, она может досрочно расторгнуть договор. Можно прибегнуть к следующему варианту:
- арендовать земельный участок в пригороде или за городом;
- построить на нем школу из модульных конструкций;
- построить общежитие для школы из модульных конструкций.
В этом случае бизнес-план частной школы будет предусматривать пребывание детей на территории учебного заведения всю рабочую неделю.
Необязательно предусматривать доставку детей в такую школу.
Поскольку обучение стоит недешево, родители способны самостоятельно обеспечить приезд и уезд учеников.
Для постройки лучше использовать модульные конструкции. Они обходятся в несколько раз дешевле, а внешний вид будет соответствовать современному учебному заведению.
Какой бы способ ни был выбран, простому человеку с улицы решить вопрос с помещением за копейки не получится.
Даже если удастся арендовать у государства бывший детский садик, в котором коммуникации находятся в исправном состоянии, на ремонт и мебель необходимо предусмотреть не менее 3 млн рублей.
А в среднем для такого проекта только на решение вопроса с помещением необходимо будет потратить не менее 15 млн рублей.
Различия регистрации ип и ооо
Что касается регистрации нужной системы налогообложения, эта процедура будет несколько различаться в зависимости от того, на каком варианте остановится предприниматель – ООО или ИП.
Создание предприятия в форме ООО следует начинать с обращения в ближайший территориально центр ФНС, причем отделение можно посетить как лично, так и в электронном режиме, подав заявление онлайн на официальном сайте.
При отсутствии достаточного опыта у будущего владельца бизнеса можно воспользоваться услугами посредников, которые за определенную плату могут полностью подготовить и подать все необходимые документы.
После этого обязательной будет регистрация в Пенсионном фонде. Для создания ООО нужно подготовить устав, иметь минимальный уставный капитал, а также оплатить госпошлину, составляющую до 5 тысяч рублей.
Кроме того, потребуется заказать печать организации и открыть расчетный счет в любом банке.
Следующие этапы организации ООО – определиться с полным названием структуры и выбрать юридический адрес (он может отображать как адрес купленного или съемного для школы помещения, так и домашний адрес учредителя).
Еще один важный шаг – выбрать соответствующие коды деятельности компании, руководствуясь специальными кодами ОКВЭД, их затем указывают в составляемом заявлении. Если это действие вызывает затруднения, можно воспользоваться услугами интернет-ресурсов, подбирающих коды для различных организаций.
Далее следует внесение уставного капитала, минимальный размер которого может составить 10 тысяч рублей.
После этого в зависимости от количества учредителей готовят и подают в соответствующий орган решение о создании ООО или специальный протокол (если учредитель не один).
Также если ООО имеет несколько учредителей, составляется и подписывается договор об учреждении.
Затем, подготовив устав предприятия, используя специальную форму, заполняют заявление о регистрации ООО, оплачивают пошлину и в конце выбирают подходящую систему налогообложения.
Для начинающих бизнесменов наиболее удобной и выгодной будет упрощенная система. Собрав все документы, их подают в названный орган и ждут ответа. Если он будет положительным, можно начинать работу.
Тем, кто хочет организовать небольшую школу, имеющую одного владельца, можно начинать с регистрации индивидуальным предпринимателем. Для этого нужно только заполнить определенное заявление в налоговой службе, оплатить пошлину и дождаться окончательной регистрации.
Свой образовательный бизнес: частная школа
5000 руководств в открытом доступе. Подбери бизнес по своим критериям:
* В расчетах используются средние данные по России
Качество образовательной системы в Российской Федерации, особенно в сфере общего школьного образования, оставляет желать лучшего. В связи с этим ещё в конце прошлого века с приходом капитализма появились частные школы, предлагающие своим ученикам более современный и качественный подход. Такие учебные заведения были и остаются привилегией детей богатых родителей. Частные школы, как правило, дают более качественное образование, больше времени и внимания уделяют индивидуальным способностям учеников и предлагают дополнительные услуги своим клиентам.
Но и частные школы могут работать в разном формате, практически не отличаясь от государственных образовательных учреждений или, наоборот, предлагая совершенно другой курс обучения со многими дополнительными дисциплинами, что также поддерживается хорошей материально-технической базой. Однако, стоит сразу заметить, что частная школа, предлагающая своим клиентам услуги общего образования, не может быть субъектом предпринимательской деятельности.
В деятельности частной школы существует множество особенностей и сложности, но при этом ожидать серьёзной конкурентной борьбы обычно не приходится, владельцы частных школ чётко сегментируют рынок, благодаря чему каждый из них получает своих учеников. Главное, при выходе на рынок предложить своим клиентам что-то новое, интересное и то, чего еще нет в других школах. Это не слишком сложно, потому что имеется множество возможностей для развития тех или иных качеств ребенка, а на базе одного учебного заведения организовать всеобщую подготовку по всем направлениям не просто сложно, но и не нужно, потому что очень редко находится ребёнок, готовый заниматься всем и сразу.
В связи с этим многие частные школы имеют «уклон» в ту или иную образовательную сферу. Это может быть изучение дополнительных предметов, углубленное обучение предметам общеобразовательным, и специальная подготовка к поступлению в ВУЗЫ на определённые специальности, и предоставление каких-либо особых возможностей вроде своего собственного ипподрома или плавательного бассейна. В связи с этим перед открытием нужно точно сформировать концепцию своей будущей работы, изучить рынок и предложения конкурентов, узнать спрос родителей на те или иные образовательные услуги, предложить клиентам то, чего нет ещё не в одной школе. Если впоследствии будут открываться новые частные школы, они с большой долей вероятности не станут занимать уже используемую нишу, а предложат что-то своё. Частные школы редко противостоят друг другу, чаще им приходится объединяться для противостояния государству.
В настоящее время согласно последнему принятому закону заниматься образовательной деятельностью могут и коммерческие организации, хотя до недавнего времени такая возможность была только у некоммерческих организаций. В связи с этим все частные школы не являются субъектами предпринимательской деятельности, то есть не имеют права получение прибыли в качестве основного направления своей деятельности. Новый закон разрешил вести образовательную деятельность и коммерческим структурам, но их возможности существенно ограничены. Так, они не могут заниматься только профессиональным обучением, дошкольным образованием, дополнительным общеобразовательным обучением и реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы. То есть, коммерческая организация не может предоставлять услуги обычные школы по общеобразовательной программе, в связи с чем частная школа всё же должна быть оформлена как НКО.
Предпринимательскую деятельность можно будет вести, если открыть в школу, предлагающую дополнительное образование, например, на базе государственной школы. Но это не значит, что с точки зрения извлечения прибыли открытие своей частной школы бесперспективно, её основной деятельностью станет обучение учеников, что не противоречит положение о некоммерческих организациях. Определение своей деятельности можно выбрать из подраздела (ОКПД 2) 85.1 Услуги в области общего образования в случае, если будет вестись именно предпринимательская деятельность. Если же всё-таки открывается полноценная частная школа, она регистрируется как любая некоммерческая организация, документы подаются в местный налоговый орган, но после регистрации предстоит ещё и сложный этап получения образовательной лицензии.
В министерстве образования можно получить соответствующую лицензию на определённый тип образовательной деятельности. Возможно, если открывается сразу две организации – коммерческая и некоммерческая – для предоставления разных видов услуг, с части которых планируется получать прибыль, потребуется получения нескольких лицензий для разных предприятий. Для этого в лицензирующий орган передаётся следующий пакет документов:
Нотариально заверенная копия устава.
Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц сличения и/ или копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале.
Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.
Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Свидетельство об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.
Опись документов, представленных для получения лицензии.
Далее следует разработать полностью план образовательной программы, который формируется педагогическим составом и директором школы, после чего он передается на рассмотрение в лицензирующий орган. План образовательной программы проверяется на соответствие общим положением об образовании, и в случае нарушения последует отказ в выдаче лицензии. Стоимость государственной пошлины составляет 6 тысяч рублей, решение о выдаче лицензии будет рассмотрено в течение двух месяцев. Для упрощения своей задачи можно обратиться в специальные фирмы, которые за предпринимателя решат все юридические вопросы; но иногда более целесообразно нанять грамотного юриста, который будет помогать не только на этапе регистрации, но и в последующей деятельности организации.
Именно получение лицензии разрешает частной школе заниматься образовательной деятельностью, именно её выдача даёт возможность беспрепятственно проводить обучение школьников без всяких ограничений, но такая организация всё ещё не имеет право выдавать аттестаты, свидетельства и дипломы государственного образца, то есть по сути с юридической точки зрения организация имеет право преподавать, но результаты этого преподавания не учитываются. Для того, чтобы иметь возможность выдавать документы государственного образца, нужно пройти аккредитацию.
Именно по причине того, что аккредитация не является необходимой для ведения своей образовательной деятельности, многие частные школы и вовсе не получают её, потому что выпускники данного заведения имеют возможность экстерном сдать все предметы в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Это, безусловно запятая лишняя сложность, которая не добавляет привлекательности такому заведению для клиента, родителей от частной школы ждут полноценного предоставления всех услуг, в том числе и выдачу государственных документов. Но при всем желании получить аккредитацию можно только через пять лет своей деятельности, причём должны быть выпуски учеников для того, чтобы была возможность проверить качество образования. Это та сложность, с которой сталкиваются все частные школы, ввиду отсутствия аккредитации можно потерять определённый процент клиентов. Однако существуют частные школы, которые принципиально не получают аккредитацию.
Для получения аккредитации, когда выполнены все условия для её получения, следует подать заявление в аккредитационный орган. После проверки документов составляется аккредитационное дело и проводится аккредитационная экспертиза, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Аккредитация проверяет не только качество образования, но и материально-техническую базу, причём эти требования могут несколько отличаться от требований лицензирующего органа. Проведение аккредитации может сильно затянуться, при этом ученики, попавшие под аккредитацию обычно на себе испытывают немалый дискомфорт. В любом случае, даже в случае неудачи и не получения свидетельства об аккредитации можно продолжать свою деятельность, после подав новое заявление об аккредитации. Аккредитация нужно даже скорее не для школы, а для её учеников, которым гораздо проще сдавать экзамены непосредственно в своём учебном заведении.
Но сложности у частной школы существуют и в других направлениях. Для начала стоит определиться, на какой контингент будет рассчитана школа. В общем и целом качество преподавания общей программы в частных школах не сильно отличается от государственных учебных учреждений, в частных школах упор делается на дополнительное образование и получения специальных знаний. В дополнение проводятся работы психолога и индивидуальная работа с детьми, выделяется каждому ученику повышенное внимание; взаимодействие ученика и учителя значительно более продуктивно благодаря хорошему педагогическому составу.
Уровень школы определяется в большей степени именно материально-техническим оснащением, и некоторые частные заведения представляют собой учебный комплекс, в котором имеется своя обсерватория, ипподром, спортзал со всем современным оснащением, общежития, столовые, оранжереи, свой школьный автобус и так далее. Безусловно, такое заведение рассчитано на очень обеспеченных людей, является элитарным. Но гораздо большую популярность имеют частные школы, которые рассчитаны на средний класс, в них стоимость обучения не является высокой, но и родители платят только за более качественный подход к преподаванию, каких-то особых услуг и возможностей такая школа обычно не предоставляет. Правильный выбор своего направления является важной частью успеха.
У подавляющего числа частных школ имеются проблемы с помещением, потому что требуются значительные площади, обустроенные здания и прилегающие территории. Частная школа должна занимать не меньше десяти аров земли, но некоторые учреждения снимают какую-то часть государственной школы, более успешные арендуют невостребованные школы и детские сады. Для аренды лучше всего сначала обратиться к государственным структурам, которые имеют во владении значительные территории и могут в рамках развития образования в своём регионе выделить под частную школу здание и территорию на льготных условиях. Если только после этого не удалось договориться с администрацией, можно попытаться найти здания и комплексы у частных арендодателей. Но в этом случае придётся рассчитывать на значительное увеличение стоимости аренды.
Аренда может отнимать значительные средства и быть вообще основной статьёй расходов, из-за которой невозможно развитие частной школы. При наличии достаточных средств гораздо выгодней построить свою собственную частную школу, но для этого потребуется не меньше десяти миллионов рублей на относительно небольшое учреждение, хотя все эти суммы очень условны и зависят от города работы и местоположения в нём.
Один из самых важных моментов – подбор персонала, потому что в большинстве случаев именно педагоги позволяют значительно повысить уровень школы по сравнению с государственными учреждениями. Обычно в частных школах работают успешные молодые преподаватели, но обязательно с опытом работы, хотя некоторые старые школы самостоятельно выращивают специалистов из выпускников педагогических ВУЗов.
При приёме на работу учитывается множество факторов, рекомендации с прежних мест работы и, конечно же, профессиональные достижения. Однако работа педагогом в частной школе значительно сложнее, чем в государственном учреждении, потому что здесь требуется повышенное внимание к каждому ученику, и старые методы, столь популярные у педагогов в обычных школах, здесь непозволительны. Клиент отдаёт свои деньги за то, чтобы его ребёнок был в безопасности, хорошо обучен и не имел проблем со сверстниками или преподавателями. Порою это может привести к тому, что дети начинают испытывать вседозволенность, и только грамотный педагог может правильно работать с учениками. Помимо учителей в школе обычно работает психолог, проводящий беседы с учениками и оценивающий ситуацию в школе в целом.
В некоторых случаях частная школа работает по принципу пансиона, когда дети не только учатся, но и живут на территории учебного комплекса. В этом случае приходится организовывать работа всех вспомогательных учреждений, способных постоянно работать с большим количеством людей. Но даже в простых частных школах, которые работают по принципу посещения школ ребенком только в первую (или вторую) половину дня в стоимость обучения обычно входит питание и предоставление всех остальных вспомогательных услуг по необходимости. То есть, к примеру, от ребёнка не потребуют полис, если в школе ему потребуется медицинская помощь. В связи с этим штат частной школы может включать несколько десятков человек.
К услугам частной школы по понятным причинам обращается совсем небольшой процент населения, поэтому число учеников в частной школе редко превышает 200 человек. Размер класса составляет примерно пятнадцать человек, и это позволяет более эффективно проводить учебный процесс, потому что выделяется больше внимания каждому ребёнку. В связи с этим частная школа может обладать меньшим количеством аудиторий, а большие площади выделяются под остальные нужды. Это несколько снижает стоимость оборудования кабинетов, хотя каждый из них имеет гораздо лучше оснащение, чем в государственных учреждениях. При этом редкая школа содержит свой собственный школьный автобус, обычно эта услуга предлагается при заключении договора со сторонней фирмой, которая предоставляет транспорт.
Но, тем не менее, оснащение школы потребует больших инвестиций, в связи с чем подобное начинание требует привлечение спонсоров или оформление больших кредитов. Также стоит отметить, что некоторые крупные организации иногда открывают свои собственные школы для детей сотрудников, которые являются по сути закрытыми. Поэтому, если найти такую организацию и предложить ей хороший бизнес-план, то можно рассчитывать на инвестиции, но небольшую долю в проекте.
Стоимость обучения в частных школах существенно различается в зависимости от их класса, и может составлять как 60, так и 500 тысяч рублей в год. Как отмечают многие участники рынка, почти вся прибыль уходит на развитие своей школы, да и саму получение прибыли противоречит уставу некоммерческой организации. В связи с этим благодаря новому законодательству можно ввести дополнительный заработок путём предоставления дополнительного образования. Как уже было замечено, для этого лучше оформить две фирмы, одна из которых будет коммерческой и извлекать прибыль, предлагая дополнительное обучение. По факту и общее, и дополнительное обучение будет проводиться на территории одной школы. Чтобы население узнало о новой открытой школе, желательно провести рекламную кампанию и создать свой собственный сайт, но самой лучшей рекламой станет хорошие предоставление услуг и популярность среди населения.
Шаг 3. лицензирование, аккредитация
Образовательная деятельность в России является лицензируемым видом деятельности, поэтому до начала учебного года необходимо получить лицензию в министерстве образования, которая подтверждает соответствие условий образовательного процесса всем необходимым требованиям. На момент лицензирования школа должна уже иметь:
- помещение, соответствующее требованиям СанПина и МЧС для общеобразовательных организаций;
- комплектация всей необходимой для образовательного процесса мебелью и оборудованием;
- условия для осуществления питания учащихся;
- педагогический состав, отвечающий требованиям Закона об Образовании;
Полный перечень документов содержится в Положении о лицензировании образовательных организаций. Лицензионная экспертиза длится в общей сложности 45 дней после сдачи документов.
Аккредитация школы – процедура необязательная. Однако она:
- подтверждает статус образовательного учреждения и дает право выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца. При отсутствии аккредитации у школы, выпускники вынуждены сдавать выпускные экзамены в других школах, что не удобно и рассматривается потенциальными клиентами как негативный фактор при выборе школы
- школа, не имеющая госаккредитацию не вправе претендовать на получение государственной финансовой поддержки из бюджета.
Основная цель процедуры госаккредитации школы – подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствие государственным образовательным стандартам образования. Аккредитация школы – процедура регулярная, периодичность зависит от срока выданной аккредитации (можно отдельно аккредитовывать начальную, среднюю и полную школу), в зависимости от этого максимальный срок аккредитации 11 лет. Сама процедура аккредитации длится 105 дней.
Анализируя образовательный бизнес в целом, можно сказать, что несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он очень перспективен и востребован. Кроме того, это престижная сфера социального бизнеса всесторонне поддерживание и финансируется государством.
Однако, чтобы не совершить на старте дорогостоящие финансовые ошибки проще всего начинать под «крылом» хорошо стоящего на ногах аналогичного бизнеса, например, по схеме франчайзинга. Ведь головная организация кроме своего опыта, поделится с начинающим партнером своей репутацией, которая очень долго и сложно нарабатывается годами и тем самым вы получите хороший карт-бланш на этапе стартапа.
В России практика сетевых частных школ пока не сильно развита. Из примеров можно привести Ломоносовскую школу, а также сеть школ Екатерининский Лицей, которая кроме яркого имиджа, безупречной репутации – поделится еще и эффективной финансовой моделью, окажет поддержку на этапе подбора помещения, получения лицензирования и прохождения процедуры аккредитации своими франчайзи.