Законодательная база

Закон рб об инвестициях статья 11. гарантии перевода компенсации и иных денежных средств иностранных инвесторов

Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсации, предусмотренной частями второй и четвертой статьи 12 настоящего Закона.

После уплаты установленных законодательством Республики Беларусь налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;

денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;

денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Перевод компенсации, предусмотренной частями второй и четвертой статьи 12 настоящего Закона, осуществляется по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Перевод денежных средств, указанных в части второй настоящей статьи, может быть ограничен в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившему в законную силу.

Законодательная база

На территории Республики Беларусь инвестиционная деятельность регулируется нормами национального и международного законодательства.

На уровне национального законодательства вопросы осуществления инвестиций в Республике Беларусь регулируются «Законом об инвестициях», который устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, и положения которого направлены на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

Также в Беларуси активно реализуется государственная политика поддержки инвестиций, которая оказывается в виде предоставления:

Дополнительным видом государственной поддержки инвестиционной деятельности является механизм инвестиционного договора. Данный инструмент позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта, в том числе не установленные законодательными актами.

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессии. В отношении недр инвестиционная деятельность может осуществляться также на основании инвестиционного договора.

Концессионные соглашения заключаются на основе проведения конкурса или аукциона. Заключение концессионных договоров без проведения конкурса или аукциона допускается:

Особые правовые режимы с дополнительным предоставлением льгот инвестору вводятся при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в Парке высоких технологий, Индустриальном парке, в Юго-восточном регионе Могилевской области (ЮВР), в Оршанском районе, в средних, малых городских поселениях, сельской местности, а также малому и среднему бизнесу.

Cоответствие международным стандартам условий для страхования рисков иностранных инвесторов обеспечено полноправным членством Беларуси в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ), которое, являясь учреждением Группы организаций Всемирного банка, позволяет инвесторам страховать реализуемые проекты от политических и некоммерческих рисков. Между Правительством Республики Беларусь и МАГИ на данный момент заключены Соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.

Помимо этого, в целях создания благоприятных условий и защиты инвестиций, осуществляемых инвесторами одного государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В частности упомянутыми соглашениями предоставлены гарантии:

Узнайте подробнее об условиях ведения бизнеса в Беларуси:

ey.jpg f8888iif.jpg

Обложка Guide4.jpg CHSH-02.jpg

Мероприятия по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу. Скачать

Контакты для предложений

Предложения по реализации мероприятий Плана, а также дополнения в План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу просим направлять на e-mail: minec@economy.gov.by.

Контактные лица:

Тараканов Юрий Алексеевич – заместитель начальника главного управления инвестиционной политики — начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций.
Телефон: 215-30-83.

Неверович Руслан Леонидович – заместитель начальника управления государственной политики по привлечению инвестиций главного управления инвестиционной политики.
Телефон: 215-30-91.

EtalonOnline.jpg

Правовой режим иностранных инвестиций в республике беларусь

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день категория «опцион» в отечественном правовом поле используется при обозначении права: $ установленного ценной бумагой; ф которое вытекает из договоров.

При этом правовая природа договоров, включающих соответствующий элемент, различна.

Соответственно, для правильного определения места понятия «опцион» в системе современных гражданских правовых отношений и для исчерпывающей его квалификации необходимо учитывать различные правовые проявления обозначенной категории.

1 Шеленкова Н.Б. Правовая природа биржевых опционных операций. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 1994. С. 15.

2 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 4 марта 2021 г. № 10-13/пз-н г. Москва «Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов».

3 Помимо данной дефиниции, Положением предусматривается ряд иных определений опционного договора, которые, по мнению автора к производным финансовым инструментам могут быть отнесены условно.

4 Ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., № 39-Ф3.

5 Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 47538-6.

6 Например, см. поправки к опубликованному тексту законопроекта о внесении изменений в ГК РФ в части общих вопросов, подготовленные подгруппой по общим вопросам гражданского права, сформированной Министерством экономики РФ, сайт www.economy.gov.ru.

7 Васильев A.B. Предварительный договор в праве России и США: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 115.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В.В. ПАРАЩЕНКО

докторант ФПНП и НК Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

Рецензент: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Т.М. Гандилов

E-mail: victor1770@yandex.ru

Аннотация. Освещаются отдельные особенности правового режима иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Отмечается, что в настоящее время в целом он соответствует требованиям норм международного права; однако пробелы в законодательстве, имеющие место в силу объективных причин, требуют своего разрешения. Предлагаются конкретные пути по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь в рамках обозначенной проблемы.

Ключевые слова: инвестор, инвестиции, инвестиционное законодательство, правовой режим, национальный режим.

THE LEGAL STATUS OF FOREIGN INVESTMENTS IN BELARUS

v.v. PARASHENKO

doctoral candidate FPNP and NK the Moscow university of the Ministry of internal Affairs of Russia,

the candidate of jurisprudence, docent

Annotation. The article highlights some features of the legal regime of foreign investment in Belarus. Noted that at the present time on the whole it meets the requirements of international law, but there are objective reasons gaps in the law that must be solved. Suggests specific ways to improve the existing legislation of the Republic of Belarus within the specified problem.

Читайте также:  Банк или инвестор: на какие деньги развивать компанию, если свои уже всё

Key words: investor, investment, investment legislation, legal regime, national treatment.

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

Законодательство стран международного сообщества не однозначно определяет правовой режим иностранных инвестиций на территории соответствующего государства. Отсутствует единая система взглядов на данную проблему и в международных договорах. Имеет место два подхода. В некоторых государствах иностранным инвестициям придается статус национального режима; в их число входит и Республика Беларусь.

Так, в ст. 79 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (далее — ИК) [1] закреплено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории государства, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав юридических и физических лиц Республики Беларусь. К тому же, в случае, если акты законодательства, принятые в республике после иностранного инвестирования, ухудшают положение иностранного инвестора независимо от формы осуществляемой инвестиционной деятельности, то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Эта, так называемая дедушкина (от англ. — grandfathers) или стабилизационная (от англ. — stabilization) оговорка введена в ИК в соответствии с Конвенцией СНГ о защите прав инвесторов 1997 г., согласно которой в случае, когда суд, включая и экономический Суд СНг, вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, то действие соответствующих норм приостанавливается с момента их принятия на пять лет и возобновляется по истечении этого пятилетнего срока.

Подобного рода стабилизационные или (дедушкины) оговорки приняты и в других странах СНг, однако более длительные по срокам их действия. В Казахстане, например, новое законодательство не применяется в течение 10-ти лет. Если срок действия инвестиций более 10 лет, то до окончания срока их действия. Аналогичные оговорки предусмотрены в инвестиционном законодательстве Азербайджана, Туркменистана и др.

Конвенция СНГ 1997 г. указывает, что после истечения стабилизационных сроков, действие норм приостановленного законодательства возобновляется, не уточняя автоматически или в каком-либо юрисдикционном порядке.

В ст. 79 ИК на этот счет также прямо ничего не говорится. Не дает она ответа и на вопросы, в каком порядке действие норм нового законодательства приостанавливается: на основании решения суда или автоматически. Можно лишь предположить, что «автоматически», и это положение, исходя из принципа экономичности, следует прямо закрепить в действующем национальном инвестиционном законодательстве.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, также как и национальные. Как и национальные они не могут осуществлять ту деятельность (без специальных разрешений), которая запрещена республиканским законодательством либо не соответствует целям деятельности, предусмотренной в их уставе. Данное правило, однако, не распространяется на изменение законодательства в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности, охраны здоровья граждан.

ИК в общем плане дает и расшифровку термина «ухудшение положения». В частности, он включает в это понятие возложение на инвестора вообще или дополнение уже возложенных на него обязанностей, либо увеличение их по сравнению с ранее существовавшими. К ухудшению положения инвесторов и инвестиций он также относит ограничение в правах и лишение имевшихся прав.

В целом редакция ст. 79 ИК рациональна и направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь. Однако, она не содержит ответа на вопросы о том, является ли правовой режим иностранных инвестиций и условия деятельности иностранных инвесторов постоянной величиной, т.е. повлияют ли на этот институт объективно вызванные изменения в обязанностях инвесторов резидентов Республики Беларусь, которые внешне не ухудшают положения национальных инвесторов и инвестиций, но затрудняют выполнение ими своих обязанностей.

Не конкретизируются в ней также и сферы хозяйственной деятельности, в которых могут объективно

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

произойти такие ограничения и дополнения прав и обязанностей национальных инвесторов. Не ясно и то, как будут строиться взаимоотношения иностранных инвесторов с государством по истечении уже названных пяти лет, если, например, состояние «ухудшения» сохранится на более длительную перспективу.

По своей сути инвестиционная деятельность — это рисковая деятельность для иностранного инвестора, так как последний может и не достичь тех целей, ради которых он вкладывал инвестиции, а, как правило, основной целью его деятельности является извлечение прибыли. На это обращается внимание и в ч. 2 ст. 3 ИК, где указано, что инвестор не только имеет права, но и несет риски, связанные с вложением инвестиций. В тоже время, закон в данном случае ограничивается лишь общим таким утверждением, общей информационной посылкой, что, конечно, требует их конкретизации и уточнения источников происхождения этих рисков.

Их возможно в определенной степени, и в определенной форме проявления, вывести (объективировать) путем анализа содержания конкретных статей ИК. Например, из ст. 1 — это неполучение полностью или в какой-то части предполагаемой прибыли (дохода), недостижение инвестируемого или иного значимого результата. Считаем целесообразным в концентрированном виде закрепить их в самостоятельной норме того же Инвестиционного кодекса.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности инвесторы, к которым ст. 3 ИК относит государство, его административно-территориальные единицы, юридических и физических лиц, имеют право получать государственную поддержку в виде гарантий Правительства Республики Беларусь. Конкретным проявлением такой обеспечительной меры выступает ответственность Правительства перед кредитором за исполнение обязательств заемщиком.

Но такие гарантии предоставляются кредиторам в случае наступления рисков при привлечении иностранных кредитов или кредитов банков резидентов республики для реализации инвестиционных проектов. Именно и исключительно кредитов в форме государственных или банковских займов в денежной форме и за кредитный риск — риск невыполнения долговых обязательств, принятых на себя государством перед кредиторами.

Также даются гарантии и на использование результатов инвестиционной деятельности. Гарантирует ИК компенсацию инвестору стоимости национализированного имущества и других убытков, причиняемых национализацией или реквизицией.

Что касается гарантий на случай возникновения иных инвестиционных рисков, то ИК их не предусматривает. Например, на случай природных катаклизмов, повлиявших полностью или частично на инвестиционную деятельность иностранного инвестора. Одним из выходов из такой ситуации является страхование подобного рода рисков.

Таким образом, в Республике Беларусь, как и в большинстве стран, внутреннее законодательство не делает различий между иностранными и национальными инвесторами, предоставляя и тем и другим равные возможности для осуществления хозяйственной деятельности на своем рынке.

Предоставление национального режима иностранным инвесторам может иметь место и в силу международных соглашений Республики Беларусь.

однако, независимо от того, национальный режим иностранным инвесторам предоставлен международными соглашениями или национальным белорусским законодательством, возможность отхода от него вовсе не исключена, в том числе и в сторону увеличения либо дополнения льгот для иностранных инвесторов по сравнению с местными предпринимателями. Такой вывод прямо вытекает из содержания ст. 79 ИК, а также ст. 3 ИК, которая подчеркивает, что особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов определяются ИК и другими актами законодательства.

Инвестиционный закон определяет лишь общие направления в инвестиционной деятельности. Поэтому в каждом конкретном инвестиционном предложении и разрешаются вопросы этих особенностей, касающихся объема таких ограничений, льгот и т.д.

Имеются и прямо сформулированные ограничения, предусмотренные в ст. 78 ИК. Однако, исходя из того, что последняя структурно входит в раздел ИК «Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь», предполагается, что ее положения распространяются лишь на иностранных инвесторов и иностранные инвестиции. что касается национальных инвесторов, то

Читайте также:  Работа инвестиционный управляющий в Москве: Вакансии инвестиционный управляющий в Москве -

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

также можно предположить, что на них указанные в ст. 78 ИК запрещения не распространяются. Например, если иностранные инвестиции запрещаются в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности Республики Беларусь, то национальные инвесторы такого права не лишены.

В этой связи считаем целесообразным закрепить в инвестиционном законодательстве норму, которая устанавливала бы запрещение вложений как иностранных, так и национальных инвестиций в те сферы, виды хозяйственной деятельности наличие согласованного единства в которых обеспечивает территориальную, социальную, экологическую и т.д. безопасность. Взять, например, те же градообразующие предприятия, от надлежащего функционирования которых зависит нормальная жизнедеятельность отдельных городов, районов; естественные монополии и др.

В отношении отдельных видов инвестиционной деятельности может быть установлен разрешительный порядок, оформляемый специальными лицензиями (разрешениями), которые к тому же определяют и объем инвестиционной деятельности, ее правовую характеристику.

Помимо ограничений иностранным инвесторам могут предоставляться и льготы, в частности, по налоговым и таможенным платежам (ст. 15 ИК).

Предоставление национального режима иностранным инвестициям расценивается в международном праве как наиболее привлекательный и эффективный подход. Так, Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях, подготовленная Организацией экономического сотрудничества и развития, рекомендует государствам, входящим в эту международную организацию, предоставлять инвестициям и инвесторам друг друга режим, равный с их собственными инвесторами.

Предоставление такого режима, по сравнению, например, с режимом наибольшего благоприятствования, является очевидным преимуществом для иностранных компаний, действующих на территории того или иного государства так как они получают свободный доступ к местным источникам финансирования, пользуясь всеми местными льготами, могут действовать в любой отрасли промышленности, использовать любую организационно-правовую форму деятельности.

Международный опыт свидетельствует, что национальный режим инвестициям и инвесторам предоставляется странами, как правило, с развитой, стабильной экономикой, не опасающимися экономической интервенции со стороны других государств. К тому же, национальный режим предоставляется инвестициям развитыми государствами друг другу.

В то же время, в сравнении с национальным режимом, режим наибольшего благоприятствования обеспечивает лишь одинаковые условия для проникновения инвесторов и инвестиций во внутренний рынок другого государства. Другими словами, государство всегда может рассчитывать на то, что какая-либо льгота или преимущество, касающиеся вопросов ввоза товаров, таможенных пошлин, тарифов или акцизов и иных вопросов, входящих в сферу действия режима наибольшего благоприятствования, предоставляемая инвесторам третьего государства, будет автоматически распространяться и на его инвесторов.

Это равные, но всего лишь стартовые условия. В дальнейшем они не обеспечивают благоприятный климат для экономических вложений иностранных инвесторов потому, что у них появляется новый конкурент на национальном рынке, которого активно защищает само государство, принимающее инвестиции — национальный инвестор. Иностранный инвестор может столкнуться и с особым регулированием его деятельности, которое может поставить его в неравноправное положение по сравнению с местными инвесторами. Государство в качестве поддержки собственных инвесторов может достаточно жестко ограничить иностранных инвесторов и т.д.

Поэтому любая иностранная компания, действующая на внешнем рынке, предпочитает приобретение национального режима государства инвестирования, быть уравненной в правах с национальными инвесторами, действовать по тем же правилам, что и национальные инвесторы.

В последнее время достаточно четко прослеживается тенденция, что международные договоры и национальное законодательство многих стран предусматривают возможность установления изъятий из национального режима. Это касается того, что при заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений го-

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

сударства стремятся добиться внесения в эти соглашения условий о предоставлении их инвесторам национального режима и одновременно по некоторым вопросам — режима наибольшего благоприятствования.

Республика Беларусь на сегодняшний день является участницей двух универсальных международных конвенций по инвестициям: Вашингтонской конвенции «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств» от 18 марта 1965 г. [2], которой был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), главной целью которого является обеспечение разрешения инвестиционных споров между государствами, с одной стороны, и физическими лицами, с другой стороны; Сеульской конвенции «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 11 октября 1985 г. [3], учредившей Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).

Республика Беларусь как участник этих конвенций не только подчиняется предписаниям этих конвенций, но и использует в своих инвестиционных интересах вытекающие из них возможности. К тому же, Республика Беларусь как член Содружества Независимых Государств, является также участником международных соглашений в области регулирования инвестиционной деятельности, принятых в рамках СНГ, что в свою очередь, возлагает на нее определенные обязанности и регламентирует ее права в сфере инвестиционной деятельности. В частности, 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Соглашением установлено, что правовой режим инвестиций сторон не может быть менее благоприятный, чем режим для юридических лиц и физических лиц государств по месту инвестирования, т.е. должен предоставляться национальный режим.

Отдельные нормы его были уточнены; в него были внесены были в него некоторые дополнения подписанной в г. Москве 27 марта 1997 г. Конвенцией о защите прав инвестора. Конвенция распространила понятие инвестора не только на юридических и физических лиц, но и на третьи страны. Закреплено также, что в необходимых случаях стороны могут определять приоритеты в отношении отдельных ви-

дов деятельности и регионов, для которых устанавливаются более льготные условия привлечения инвестиций. Конвенция не препятствует заключению сторонами двусторонних договоров и соглашений, защищающих права инвестора. На этом основании такие двусторонние договоры были заключены Республикой Беларусь с Азербайджаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Украиной.

12 декабря 2008 г. было заключено Соглашение о поощрениях и взаимной защите в государствах-членах Евразийского экономического сотрудничества. Установлено, что правовой режим инвестиций членов соглашения должен быть благоприятным, справедливым и равноправным. Тем не менее, каждая из сторон вправе не предоставлять инвестициям других государств режим более благоприятный, чем она предоставляет в соответствии со своими обязательствами принятыми по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г., включая обязательства по генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Таким образом, соглашения, заключенные в рамка ВТО, обладают приоритетом по отношению к соглашению ЕврАзЭС.

Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций Республика Беларусь заключила с США в 1994 г., Германией — 1994 г., Турецкой Республикой в 1996г. и т.д.

Республика Беларусь заключила межправительственные соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций с 58 странами, из которых 51 соглашение вступило в силу (с Вьетнамом — 8 ибля 1992 г., Китаем — 11 января 1193 г., Великобританией — 1 марта 1994 г., Швейцарией — 28 мая 1993 г., Голландией — 11 апреля 1995 г. и др.).

Соглашения об избежании двойного налогообложения также относятся к актам, регулирующим иностранные инвестиции. это обеспечивает достаточно высокую степень прозрачности в налоговых правоотношениях инвестора нерезидента и белорусского государства. Такие соглашения к тому же являются гарантией стабильности заранее определенного порядка налогообложения, а это, в свою очередь, формирует определенную степень привлекательности инвестиционного климата для инвесторов. По данным на 2021 г., Республика Беларусь заключила более 60-ти таких соглашений.

Читайте также:  Инвестиции в бизнес: виды, как и в какой бизнес инвестировать деньги

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

Если вести речь о соотношении применения в инвестиционном поле республики норм национального и международного права, то согласно ст. 6 ИК, если международными договорами Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, что содержатся в национальном законодательстве, приоритет отдается нормам международного договора.

Существенное значение в регулировании инвестиционной деятельности в Республике Беларусь играет Кодекс о земле, Налоговый кодекс и др.

Несмотря на то, что действующее в Республике Беларусь законодательство, в той или иной степени касающееся регулирования инвестиционной деятельности, достаточно полно регламентирует возникающие в этой сфере отношения, и учитывая активную сторону динамики интереса в этом деле, все же следует констатировать, что существует еще много вопросов, требующих своего законодательного разрешения.

Прежде всего, на наш взгляд, это касается уточнения и дополнения ИК статьей с указанием в ней на то, что при предоставлении и сохранении иностранному инвестору национального правового режима в инвестиционной деятельности, ему могут быть предоставлены льготы, превышающие национальный уровень. Кроме того, здесь же необходимо определить и общие критерии такой льготы, например, за особо значимый вклад, важность сферы вложения инвестиций и др.

Значительное место в инвестиционной деятельности иностранцев занимают прямые инвестиции. Однако, их правовой режим определен не совсем четко и однозначно, что порождает определенные затруднения. В этой связи целесообразно было бы сформулировать и закрепить норму в ИК о том, что иностранным инвесторам, в зависимости от объекта и формы инвестиционных вложений, сферы избранной инвестиционной деятельности, государство предоставляет определенные инвестиционные льготы. Разумеется, что здесь должны учитываться и субъект (инвестор), а также вид и размер инвестиций.

Поскольку приоритетное значение в республике [4], да и, в международном инвестиционном пространстве, придается прямым иностранным инвестициям, то в рамках предоставляемого на-

ционального режима, целесообразно было бы им предоставлять одновременно и режим наибольшего благоприятствования.

В международной практике важное значение в повышении эффективности инвестиционной деятельности с иностранным элементом придается четкой классификации законодательства применительно к уровню инвестиционной деятельности: международные правовые акты, национальное законодательство республиканского уровня, правовые акты местного уровня (административно-территориальных единиц и т.д.). В республике Беларусь такой подход также наблюдается, но не четко проводится разграничительная линия между ними, особенно на местном уровне, хотя, например, административно-территориальные единицы заинтересованы и достаточно активно занимаются и поощряют инвестиционную, в том числе и с иностранным элементом, деятельность.

В этой связи необходимо, так как это имеет место в Китае [5], который отличается одним из самых высоких в мире уровней правового обеспечения зарубежной и национальной инвестиционной деятельности, различать четыре блока законодательства, составляющих основу функционирования и развития инвестиционного законодательства страны: Ф международные договоры и соглашения по иностранным инвестициям;

Ф конституционные нормы, дающие право иностранным инвесторам, в рамках белорусского закона, осуществлять разнообразную инвестиционную деятельность, четко и однозначно утверждающие принципы ее незыблемости и гарантированности;

внутренние специальные законы, регулирующие вхождение иностранного капитала на внутренний инвестиционный рынок и его безопасное, юридически обеспеченное хождение в нем; $ правовые акты местного значения, применяемые и имеющие обязательную силу только на определенной территории.

Поступательное, каждый раз на более высоком уровне, развитие экономических и социальных отношений, постановка новых целей, задач — это объективное явление, в том числе и в инвестиционной сфере, затрагивающее интересы иностранных инвесторов и резидентов Республики Беларусь, воздействующее на соответствующее национальное

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы гражданского права

законодательство, подталкивающее законодателя к гармонизации его с данным конкретным явлением. Это касается и таких законодательных «объединений» как Инвестиционный кодекс, Кодекс о земле, Налоговый кодекс. Они нуждаются также в определенной корректировке.

Не умоляя значения национального права Республики Беларусь в регулировании инвестиционной деятельности с участием иностранного элемента, обеспечивающего суверенитет государства в этой области экономических международных отношений, необходимо признать также факт все возрастающей роли здесь международного частного права [6]. Учитывая данное обстоятельство, многие европейские государства пошли по пути разработки и принятия специальных законов о международном частном праве. Приняты они, например, в Польше в 1965 г., Германии в 1986г., Украине в 2005 г. и т.д.

В Республике Беларусь в настоящее время такой закон отсутствует, хотя объективно он востребован. Следует отметить, что отдельные правовые нормы, относящиеся к международному частному праву, содержатся в гражданском, гражданском процессуальном, хозяйственном и т.д. законодательстве. Однако, этого явно недостаточно. Активное участие и потребность республики в международных инвестиционных правоотношениях требует от нее принятия такого закона, который усилит соответствующую юридическую базу, повысит инвестиционный интерес иностранных инвесторов к инвестиционному пространству страны.

В качестве одних из основополагающих разделов такого закона, во-первых, должны стать нормы, закрепляющие принципы осуществления инвестиционной деятельности: принцип верховенства права (инвестор, государство его органы и отдельные должностные лица должны действовать строго в рамках законодательства Республики Беларусь); принципы разумности и добросовестности осуществления инвестиционной деятельности, исключающий причинение вреда другому лицу, экологии, злоупотребления правами и др.; принцип юридического равенства инвесторов и инвестиций, исключающий всякую дискриминацию; принцип недопустимости вмешательства в частные дела инвестора, кроме случаев, когда оно допускается законодательными актами Республики Беларусь; прин-

цип равной и гарантированной судебной защиты, равного правосудия; другие обеспечивающие права и интересы инвесторов принципы. Во-вторых, нормы, регламентирующие порядок разрешения споров между инвесторами и Республикой Беларусь. В них следует закрепить правило о том, что такие споры, прежде всего, должны разрешаться в досудебном порядке путем проведения переговоров и только в случаях их несостоятельности — в судебном порядке, но с соблюдением определенных условий.

Литература

1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июн. 2001 г: текст Кодекса по состоянию на 09 нояб. 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.

2. Вашингтонская конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств» от 18 марта 1965 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.

3. Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.

4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2021 годы : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2021 г. № 136 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2021. № 43. 1/ 12462.

5. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. (с изм. и доп. принятыми на Всекитайском собрании народных представителей 12 апреля 1988 г., 15 марта 1990 г., 20 марта 1993 г., 14 марта 2004 г.) // [Электрон. ресурс]. Режим доступа : http : // www.cau / edu.cn / xgh / FAGUI / gnojia / idf / htm1. Дата доступа 30 июня 2021.

6. Акопов А.З. О месте международного инвестиционного права в системе междуна-родного права // Московский журнал международного права. 2007. № 1. С. 178—180 ; Ковалев А.А. Российская научная доктрина международного экономического права // Московский журнал международного права. 2003. № 1. С. 223—224 ; Паращенко В.Н. Хозяйственное (предпринимательское) право / В.Н. Паращенко, В.В. Паращенко. Минск, Право и экономика, 2021. С. 415—418.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.