Защитники с уполномоченной репутацией – Деньги – Коммерсантъ

Защитники с уполномоченной репутацией – Деньги – Коммерсантъ Выгодные вклады

Защитники с уполномоченной репутацией

В России уже два месяца действуют чиновники, в задачу которых входит защита бизнесменов от произвола других чиновников. Они называются инвестиционными уполномоченными. Корреспондент “Денег” решила проверить, действительно ли новые омбудсмены готовы помогать предпринимателям, и обратилась к ним под видом представителя частной компании.

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА

Раздельный старт

Слова о привлечении инвестиций власти повторяют как мантру, а с начала этого года заговорили и о назначении особых защитников прав инвесторов. Причем оберегать предпринимательскую инициативу по задумке властей омбудсмены нового типа должны от представителей власти разного уровня, прежде всего регионального. В марте на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске президент, представляя свою программу улучшения инвестклимата, заявил, что инвестиционные уполномоченные призваны содействовать в вопросах взаимодействия предпринимателей с органами исполнительной власти. “Есть регионы, где от обращений инвестора до получения всех согласований проходит приблизительно три месяца, там живут счастливые инвесторы. Задача уполномоченного будет состоять в том, чтобы такие сроки стали нормой”,— пояснил Дмитрий Медведев.

И вот 2 августа уполномоченные были назначены. Ими стали не какие-нибудь новые, специально обученные люди, а проверенные в делах заместители полпредов в каждом федеральном округе, некоторые из них и ранее занимались вопросами привлечения инвестиций. Стоит заметить также, что в распоряжении президента не содержалось ни слова о правовых основаниях, на которых будут работать эти чиновники теперь уже в роли омбудсменов.

Спустя почти два месяца с момента их назначения стало очевидно, что во всех восьми федеральных округах инвестиционные правозащитники принялись за работу с неодинаковым рвением. Корреспондент “Денег” пришла к такому выводу, попробовав под видом представителя частной компании связаться с этими омбудсменами.

Пожалуй, в числе отличников — Приволжский федеральный округ: здесь у инвестиционного уполномоченного уже функционирует интернет-сайт (pfoinvest.ru) с электронной формой для принятия заявлений. По телефону, указанному на сайте, отвечает специалист, который уверяет, что в случае необходимости после подачи электронного заявления с уполномоченным можно будет встретиться лично (я представилась менеджером строительной компании). На сайтах Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов о назначении инвестиционных уполномоченных вообще нет ни слова. В Северо-Западном округе по телефону из приемной полпреда сообщили о том, что готовы принимать жалобы от инвесторов только по обычной почте, а телефон, указанный на сайте Северо-Кавказского округа, не отвечал вовсе. На сайтах остальных федеральных округов для инвеступолномоченных созданы странички с контактами, а для уполномоченного по Центральному федеральному округу (ЦФО) — помимо страницы на сайте полпредства еще и страница в Facebook.

Визит инкогнито

“Каждый третий вторник месяца инвестиционный уполномоченный в ЦФО проводит личный прием инвесторов. Предварительная запись на прием (не позднее чем за 1 день до даты проведения) осуществляется по телефону” — информация на сайте полпредства показалась мне довольно заманчивой, и я решила попытаться попасть на личную встречу с омбудсменом Игорем Зубковым. Понятно, что идти нужно было с реальной проблемой настоящего бизнесмена: любая легенда наверняка тут же была бы раскрыта. Поиски предпринимателя, трудности которого были бы весьма показательны, довольно скоро увенчались успехом. Я вышла на представителей костромского бизнесмена Андрея Озерова, которому палки в колеса вставляют чиновники местных органов исполнительной власти, отказывающиеся давать согласие на реализацию его бизнес-проектов без одобрения местного совета по инвестициям.

С этим советом, рассказали мне в принадлежащем Озерову “Аксон Холдинге” (в собственности которого, в частности, четыре гипермаркета), инвесторы обязаны согласовывать все свои проекты. Из-за этого Озеров неоднократно судился с местными властями, доказывая в суде, что, вопреки названию, совет по инвестициям является лишь дополнительным проверяющим органом, который этим инвестициям мешает.

С 2021 года одно из предприятий холдинга не может получить в аренду землю под строительство склада для хранения собственной продукции. Местные чиновники требовали от предприятия предварительно обратиться в совет по инвестициям, чтобы отчитаться о том, что именно и почему оно намерено строить на данном участке земли. Компания обратилась в областные суды — они встали на сторону компании, затем их решение было оставлено в силе Верховным судом, причем представители управления Минюста по Костромской области сделали заключение о том, что подобные действия региональных чиновников относятся к “коррупциогенным факторам”. Победа? Вроде бы да, но предприятие Озерова так и не получило в аренду нужный земельный участок — после всех судебных проволочек он был зарезервирован местной администрацией для муниципальных нужд.

“Вопросы, разрешение которых поручено чиновникам, предприятия вынуждены решать в суде, который фактически выполняет их функции,— считает начальник юридического отдела “Аксон Холдинга” Андрей Дмитриев.— Вместо того чтобы обеспечивать оперативное рассмотрение вопросов инвесторов, совет превратился в дополнительную бюрократическую структуру, подменяющую деятельность департаментов администрации. Обращение в соответствующий орган расценивается предприятиями не как этап решения вопроса, а как некая обязательная досудебная стадия, на которой ничего не решается, но после которой уже можно будет приступить к решению вопроса в компетентном органе — в суде”.

Словом, представителям “Аксон Холдинга” было на что пожаловаться уполномоченному. Юрист Андрей Дмитриев записался на прием по телефону, согласившись взять меня с собой. Встреча была назначена на утро, и, кажется, мы стали первыми, кого инвеступолномоченный Игорь Зубков принял в своем новом качестве. Во всяком случае, как мне сообщили его помощники, это был первый приемный день с момента его назначения на должность инвестиционного омбудсмена. Всего же на тот день было запланировано четыре встречи с предпринимателями.

Общение с Игорем Зубковым в его кабинете в здании полпредства в Никольском переулке длилось всего 10 минут. Омбудсмен выслушал краткое изложение проблемы. Узнав, что предприниматель Озеров еще и член “Справедливой России”, Зубков предположил, что суть проблемы — в личном конфликте предпринимателя с губернатором, и предложил встретиться с “опальным” предпринимателем лично в любой другой день. А уже после этой встречи он готов будет обсудить проблему и с губернатором.

Читайте также:  Финансовая сводка компании Novolipetsk Steel PAO (NLMK)

Готовность вникнуть в ситуацию налицо. Но у меня сложилось впечатление, что разговоры и увещевания — это единственная помощь, которую может предложить уполномоченный. Как мне показалось, уполномоченный склонен видеть конфликт личностей там, где очевидно наличие системной проблемы: от необходимости проходить согласования в “совете по инвестициям” страдают и другие предприниматели в Костромской области, просто не все готовы, как Озеров, доводить дело до суда. И уж тем более ехать с жалобами в столицу.

Руководитель одной из консалтинговых компаний, разрабатывающей инвестиционные проекты в Сибирском федеральном округе, подтверждает: предприниматели в регионах боятся жаловаться в вышестоящие инстанции, в том числе и появившимся недавно инвестиционным омбудсменам. “В одном из регионов СФО у власти была договоренность с инвесторами: инвесторы строят гостиницы, государство развивает инфраструктуру — строит дороги,— рассказал собеседник “Денег”, пожелавший остаться неназванным.— Были заключены договоры, согласно которым инвесторы должны были в определенные сроки сдать объекты. Государство со строительством дорог стало затягивать, и инвесторы были вынуждены заморозить стройки. А в этом году чиновники стали давить на инвесторов за несоблюдение сроков. Летом этого года Минэкономразвития отказалось пролонгировать инвесторам договоры на аренду земли, и это несмотря на то, что предприниматели уже подготовили к строительству землю, а кое-где и заложили фундамент. Ситуация была тупиковой, но все три инвестора побоялись писать письма инвеступолномоченному, хоть и рисковали потерять свои вложения”. Проблема, продолжал наш собеседник, разрешилась случайно: в МЭРТ произошли перестановки, и нашелся чиновник, который согласился продлить договоры (решение принималось в Москве, потому что речь идет о рекреационной зоне федерального значения).

В некоторых регионах, можно прогнозировать, предприниматели не будут писать жалобы уполномоченным и по другим причинам. Моя попытка найти в кавказских республиках бизнесменов с проблемами, готовых обратиться к омбудсмену, не увенчалась успехом просто потому, что у каждого из нескольких моих знакомых предпринимателей, как оказалось, и так уже есть личные связи в полпредстве. Можно предположить, что на Кавказе без этого бизнес в принципе не делается.

Надежды на проводника

О новой инициативе президента эксперты говорят либо хорошо, либо ничего. “Это позитивная предпосылка для улучшения инвестиционного климата в регионах. У предпринимателей возникает реальная потребность достучаться до лиц, способных оперативно устранить бюрократические проволочки на местах. В случае если это будет получаться, инвестиционный поток в российскую экономику увеличится”,— уверен Кирилл Горбатов, юрист адвокатского бюро “Юрлов и партнеры”.

Идея кажется очень разумной и Михаилу Сусову, директору по корпоративным отношениям X5 Retail Group. “Многие компании нередко сталкиваются с так называемым региональным сепаратизмом, когда в субъекте РФ росчерком пера мелкого чиновника обрубаются крупные инвестиционные проекты,— рассказывает он.— Бывает и так, что бюрократически сложный процесс вроде бы заинтересованного в проекте региона может погасить интерес инвестора. Если уполномоченные смогут выступать эффективными проводниками между инвесторами и регионами, это будет способствовать развитию российских территорий и росту налогооблагаемой базы для их бюджетов. Главное, чтобы жизнеспособный на первый взгляд проект не превратился в еще один чиновничий ресурс, оказывающий на бизнес дополнительное негативное регулятивное воздействие”.

Специалист по GR, работающий в крупной компании-ритейлере, на условиях анонимности сказал, что крупным компаниям, которые работают полностью “вбелую”, часто бывает крайне непросто в регионах (у них отсутствует база для того, чтобы платить взятки): пример IKEA в данном случае показателен. “Препятствия крупным инвесторам чинят чиновники, прикормленные недобросовестными конкурентами этих инвесторов, хотя сами конкуренты предложить региону ничего сопоставимого не могут. Хочется верить, что инвестиционные уполномоченные станут третейскими судьями в таких ситуациях, смогут объективно разбираться в них”.

Представитель “Опоры России” Андрей Осипов и вовсе назвал назначение инвеступолномоченных “кардинальной мерой, которая показывает внимание государства к созданию привлекательного инвестиционного климата в стране”. “Благодаря уполномоченным в такой сложной неблагоприятной среде, как наша, проблемы бизнеса выводятся на самый высокий уровень, закреплены офицеры по решению этих проблем. Уполномоченный становится проектным менеджером со стороны федеральной власти, который может обеспечить связь инвестора с президентом”,— уточнил Осипов.

Оправдан ли такой оптимизм? Ни в одном из полпредств, куда мне удалось дозвониться уже как журналисту, не смогли похвастаться удачным опытом работы уполномоченного с инвесторами. В полпредстве СЗФО мне предложили дождаться первых отчетов в октябре. Когда я — уже в качестве корреспондента — позвонила в аппарат Игоря Зубкова и попросила рассказать, каким же образом там могут помочь инвестору, сотрудник приемной сообщил, что доклад об организации деятельности уполномоченного будет подготовлен лишь к 1 октября. До этого срока уполномоченным президент действительно предписал только подготовить доклады, так что пока отсутствие результатов двухмесячной работы нового института оправдать можно. Но кое-что настораживает. “Создавая совет, мы будем опираться на региональные структуры: в каждом регионе есть межведомственные комиссии, рассматривающие инвестпроекты,— заверили меня в аппарате заместителя полпреда ЦФО.— Совет будет площадкой для диалога бизнеса и власти”.

Если все так и будет, получается, что жалобу бизнесмена Андрея Озерова, который конфликтует прежде всего именно с “региональной структурой, рассматривающей инвестпроекты”, московский инвеступолномоченный будет анализировать на основании заключений все той же структуры. И какой тогда смысл ездить за правдой в Москву из Костромы?

Читайте также:  Вклад Сбербанка Пополняй в 2019 году: ставки и условия

Отличия между советом и комитетом

В отличие от совета, комитет не распределяет инвестиции. Он занимается законным оформлением инвесторов, добивается одобрения вложений в какой-то развивающийся объект, взаимодействует с законодательной и исполнительной властью по вопросам своей юрисдикции. Более точно описанные функции комитета:

  • Обеспечение выполнения федеральных программ по своей сфере деятельности во вверенном ему крае;
  • Координирование предприятий и учреждений, находящихся в подчинении у комитета;
  • Слежка за объектами, находящимися в подчинении, своевременное предоставление проектов и предложений о создании новых, ликвидации старых или реорганизации существующих объектов;
  • Назначение или увольнение с должности директоров объектов, вверенных в подчинение комитету по согласованию с вице-губернаторами края, области или города;
  • Прием на работу или увольнение главных бухгалтеров на подведомственные объекты;
  • Представление интересов города, области или края за рубежом, если это касается компетенции комитета;
  • Представление интересов города, области или края в судебных органах, органах местного самоуправления;
  • Издательство правовых актов в рамках своей юрисдикции;
  • Привлечение к решению задач комитета отечественных и/или зарубежных специалистов, ученых, различных научных организаций;
  • Проведение разных выставок, конференций и семинаров, совещаний для того чтобы реализовать задачи, возложенные на комитет;
  • Разработка концепции инвестиционного поведения в крае, области или городе;
  • Разработка методических указаний;
  • Организация приема граждан и рассмотрение их жалоб и обращений по вопросам, подконтрольных комитету.

Таким образом, комитет по инвестициям – управленческий орган. Он играет роль посредника между инвестором и предметом инвестиций, который обеспечивает прозрачность и законность всех этих операций.

В свою очередь, инвестиционный совет – это исполнительный орган. Он получает инвестиции, которые узаконивает для него комитет, а после этого распределяет их согласно нуждам вверенной ему территории.

Совет по инвестициям при губернаторе ростовской области

Утверждено постановлением Правительства
Ростовской области от 14.11.2021 № 128
в редакции постановления от 28.06.2021 № 450

1. Общие положения

1.1. Совет по инвестициям при Губернаторе Ростовской области (далее – Совет) является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом, призванным содействовать привлечению инвестиций в экономику Ростовской области. Совет реализует политику Правительства Ростовской области по привлечению инвестиций, созданию режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности в целях обоснованного соблюдения экономических, социальных и экологических интересов населения Ростовской области, обеспечения устойчивого развития экономики, стабильной социальной обстановки и благоприятной окружающей среды.

1.2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Ростовской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области, решениями Правительства Ростовской области, настоящим Положением. Совет в своей работе применяет обоснованные подходы к реализации инвестиционных проектов и развитию территорий Ростовской области с учетом прогнозных оценок социально-экономического развития Ростовской области, местных природно-климатических условий, документов территориального планирования Ростовской области и ее муниципальных образований.

1.3.Состав Совета формируется из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти Ростовской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений предпринимателей, экспертов.

1.4. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в 2 месяца.

1.5. Совет возглавляет Губернатор Ростовской области.

2. Цели создания и основные задачи Совета

2.1. Совет создается в целях:

реализации политики Правительства Ростовской области по привлечению инвестиций в экономику области;

выработки решений, способствующих успешной реализации инвестиционных проектов;

выработки предложений по рациональному использованию трудовых, энергетических и природных ресурсов;

повышения эффективности межведомственной координации работы по реализации инвестиционных проектов;

организации взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области с инвесторами;

реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста.

2.2. Основными задачами Совета являются:

определение единых позиций органов исполнительной власти Ростовской области в отношении реализации инвестиционных проектов;

оказание содействия в создании необходимых условий для рационального размещения производительных сил;

выработка рекомендаций и внесение предложений по принятию и совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы инвестиционной деятельности, в том числе по сокращению сроков и упрощению процедуры выдачи разрешительной документации;

разработка предложений по защите инвесторов, разрешению спорных вопросов при реализации инвестиционных проектов;

разработка предложений по заключению инвестиционных соглашений (меморандумов);

разработка единых требований к основным критериям инвестиционных проектов с целью оказания государственной поддержки в ходе их реализации;

выработка рекомендаций по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности;

подготовка предложений для включения в план создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры с учетом потребностей инвесторов;

рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, анализ причин неудач их реализации;

рассмотрение проекта Инвестиционной стратегии Ростовской области. Анализ реализации Инвестиционной стратегии Ростовской области, подготовка и рассмотрение предложений по ее корректировке;

заслушивание информации министерства экономического развития Ростовской области о ходе проведения оценки регулирующего воздействия;

рассмотрение иных вопросов, касающихся реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области;

организация разработки и утверждения региональной стратегии кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, программ, концепций, проектов, направленных на развитие кадрового потенциала Ростовской области;

утверждение приоритетов кадрового обеспечения, в том числе приоритетного перечня профессий и компетенций профессионального и дополнительного образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

назначение координатора, отвечающего за межведомственное взаимодействие в процессе кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, и контроль его деятельности;

рассмотрение проектов, направленных на развитие системы кадрового обеспечения Ростовской области;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов Ростовской области в сфере своей компетенции;

рассмотрение вопросов и проблем, а также принятие решений по межведомственным и спорным вопросам кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, которые не были решены на уровне координатора;

рассмотрение консолидированного заказа для образовательных организаций на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров;

рассмотрение предложений по синхронизации федеральных и региональных программ по кадровому обеспечению;

Читайте также:  Объем инвестиций в основной капитал Волгоградской области вырос на 9% - Волга-медиа

рассмотрение предложений по распределению финансовых средств на реализацию программ и мероприятий кадрового обеспечения для последующего их утверждения в установленном в Ростовской области порядке (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год и плановый период);

разработка критериев и оценка эффективности системы кадрового обеспечения Ростовской области, в том числе оценка эффективности вложенных денежных средств из областного бюджета.

3. Права и обязанности Совета

3.1. Совет для исполнения своих задач имеет право:

3.1.1. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, в том числе участников инвестиционных проектов, материалы, необходимые для деятельности Совета, в том числе информацию о реализации инвестиционных проектов.

3.1.2. Приглашать на заседания Совета лиц, представителей организации, заявления, обращения которых рассматриваются на заседании Совета, или лиц, интересы которых затрагиваются при рассмотрении вопросов.

3.1.3. Привлекать для участия в работе Совета представителей энергоснабжающих организаций, надзорных органов, территориальных проектных, кредитных (финансовых) организаций, консалтинговых структур, научно-исследовательских и других организаций.

3.1.4. Создавать экспертные советы, рабочие группы или комиссии для решения вопросов, входящих в компетенцию Совета.

3.1.5. Обеспечивать взаимодействие инвесторов с органами исполнительной власти Ростовской области и органами местного самоуправления при реализации инвестиционных проектов.

3.1.6. Рекомендовать подготовку нормативных правовых актов Ростовской области по вопросам, связанным с привлечением инвестиций.

4. Регламент работы Совета

4.1. Заседания Совета проводит председатель Совета, а в его отсутствие – один из заместителей председателя Совета по поручению председателя Совета.

4.2. Председатель Совета осуществляет следующие функции:

руководит деятельностью Совета;

проводит заседания Совета;

выносит на обсуждение вопросы, касающиеся деятельности Совета.

4.3. Организация работы по подготовке заседаний Совета возлагается на секретаря Совета.

4.4. Секретарь Совета осуществляет следующие функции:

приглашает на заседания Совета членов Совета, представителей инвесторов, а также лиц, интересы которых затрагиваются при рассмотрении вопросов на заседании Совета;

формирует повестку дня заседания Совета с учетом поручений председателя Совета или заместителя председателя Совета, на основании предложений членов Совета, отраслевых органов исполнительной власти Ростовской области, инвесторов, а также руководителей муниципальных инвестиционных советов;

обеспечивает членов Совета материалами по обсуждаемым вопросам повестки дня заседания Совета;

формирует и направляет подписанный протокол заседания Совета членам Совета и приглашенным на заседание Совета лицам.

4.5. Решение о проведении заседания Совета принимается председателем Совета, а в его отсутствие – одним из заместителей председателя Совета по поручению председателя Совета на основании предложений членов Совета, руководителей муниципальных инвестиционных советов.

4.6. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов, включая председательствующего на заседании Совета.

4.7. Каждый член Совета обладает одним голосом.

4.8. По рассмотренным на заседаниях вопросам принимаются решения Совета, которые оформляются протоколом. Протокол подписывается секретарем и утверждается председательствующим на заседании Совета.

4.9. Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Совета является решающим.

4.10. Повестка дня заседания Совета формируется на основании предложений членов Совета, руководителей отраслевых органов исполнительной власти Ростовской области, руководителей муниципальных инвестиционных советов.

4.11. В случае, если вопрос, предлагаемый для рассмотрения на заседании Совета, вносится руководителями муниципальных инвестиционных советов, материалы для его рассмотрения представляются секретарю Совета руководителями муниципальных инвестиционных советов за 10 дней до дня проведения заседания Совета.

Указанные материалы включают:

информацию по рассматриваемому вопросу;

список лиц, участие которых предполагается на заседании Совета;

порядок рассмотрения вопроса с указанием фамилии, имени, отчества докладчика (содокладчика), времени доклада, предполагаемого времени рассмотрения вопроса;

проект решения Совета.

4.12. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета осуществляет министерство экономического развития Ростовской области.

4.13. Заседания Совета транслируются в режиме онлайн на официальном сайте Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (old.procenty-po-vkladam.ru).

Хороший специалист по гчп

Комитет по инвестициям слухи о своем будущем официально не комментирует. С января этого года его возглавляет Роман Голованов, работавший в Смольном еще при Валентине Матвиенко и занимавшийся проектами государственно–частного партнерства.

На его счету — реализованные проекты школ и детских садов в квартале Славянка по схеме ГЧП, а также до сих пор не построенные перинатальный центр на месте роддома на улице Вавиловых и новый корпус Городской больницы № 40 в Сестрорецке и пр.

Романа Голованова работавшие с ним люди называют хорошим специалистом в ГЧП, отлично разбирающимся в этой области. Несмотря на длительную работу в комитете, аппаратными играми он не увлекается. Подчиненные характеризуют его скорее как человека, который не особо вникает в смольнинские интриги.

Так, например, комитет по инвестициям не включен активно в проработку инвестиционных проектов комитета по туризму (в частности, развитие медицинского туризма), подчиняющегося вице–губернатору Олегу Маркову, который имеет солидный вес в Смольном.

Публичных выступлений и демонстраций, которыми так увлекалась Ирина Бабюк, Роман Голованов не любит.

«Комитет работал неэффективно уже давно, еще при Ирине Бабюк, по сути являясь техническим исполнителем в работе с заявителями, — рассказывает источник.

— Громких заявлений и выступлений было много, но все крупные проекты, о которых пафосно отчитывалась г–жа Бабюк в последние лет пять, стартовали еще при прежней администрации.

Например, проект Западного скоростного диаметра реализован во многом за счет команды Максима Соколова, возглавлявшего комитет при Валентине Матвиенко. Такая же история с реконструкцией аэропорта Пулково, строительством пассажирского порта, развитием автокластера и пр.

Инициативы комитета последних лет провалились еще на старте — например, создание фонда креативных пространств или передача стратегическим инвесторам городских памятников целевым образом. Оставшиеся зачахли уже после ухода Георгия Полтавченко — такие как строительство линии аэроэкспресса из центра Петербурга до Пулково».

Оцените статью