Особенности реализации инвестиционной политики в Российской Федерации и ее регионах

Анализ инвестиционной деятельности российской федерации: современное состояние и перспективы развития

ISSN 2311-875X (Online) Инновации и инвестиции

ISSN 2073-2872 (Print)

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ольга Викторовна ШАМАРДИНА3^, Екатерина Викторовна КОЧЕВАЬ, Николай Анатольевич МАТЕВС

‘ студентка 4 курса направления «Экономика», профиля «Бизнес-аналитика и статистика»,

Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация ovsh23@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация kochevaev@mail.ru

с кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация matev_n@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 20.12.2022 Принята в доработанном виде 11.01.2022

Одобрена 31.01.2022 Доступна онлайн 27.04.2022

УДК 330.322.4

JEL: E21, E22, E65, E66

https://doi.org/10.24891/ni.13.4 . 699

Ключевые слова:

инвестиционная деятельность, экономическое развитие, инвестиции в основной капитал, интегральный показатель

Аннотация

Предмет. В настоящее время одной из актуальных проблем российской экономики является обеспечение устойчивого экономического роста. Инвестиционная деятельность предопределяет развитие экономики на будущее, так как от масштабов этой деятельности, направления вложений инвестиций и эффективности их использования, особенно капитальных вложений, зависят совершенствование структуры общественного производства и темпы развития национальной экономики. Для России сегодня важно определить новый вектор экономического развития, ориентированный на эффективную инвестиционную деятельность, которая позволит обеспечить переход от ресурсно-сырьевой направленности экономики к инновационной.

Цели. Комплексная оценка инвестиционной деятельности Российской Федерации и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности.

Методология. В статье произведен расчет интегрального показателя сводных характеристик условий и результатов инвестиционной деятельности Российской Федерации с учетом региональной дифференциации за 2022 г. Предложена комплексная методика оценки инвестиционной деятельности России и ее регионов. Посредством регрессионного анализа выявлены наиболее значимые факторы, изменения которых благотворно влияют на интегральный показатель.

Результаты. Проведена комплексная оценка инвестиционной деятельности РФ и ее субъектов. Выделены однородные группы субъектов РФ по показателям инвестиционной деятельности. Построены регрессионные модели, позволяющие оценить влияние факторов в однородных группах субъектов Федерации. Определены приоритетные направления развития инвестиционной деятельности однородных групп регионов с целью повышения ее эффективности.

Выводы. Результаты исследования могут быть полезны органам власти при создании институтов экономического развития, которые определяют траекторию роста национальной экономики, что в целом соответствует опыту и стратегии развития большинства развитых стран. Отдельные результаты могут быть также использованы в процессе разработки программ и стратегий экономического развития регионов, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности территорий.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2022

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что, определяя процесс экономического роста в целом, инвестиции влияют на все отрасли хозяйственной деятельности. Именно поэтому проблема инвестиций и их влияние на экономический рост является актуальной во всем мире, в том числе и в России.

Только благодаря активизации инвестиционных процессов возможно достичь опережающей динамики роста отраслей с высокой долей добавленной стоимости, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе, ее равноправную интеграцию в мировую экономику. При этом ведущая роль в создании мощных институтов развития будет принадлежать государству, которое определяет

траекторию роста национальной экономики, что в целом соответствует опыту и стратегии развития большинства развитых стран [1].

Категория инвестиций является базовым элементом повседневной хозяйственной деятельности субъектов рынка и процесса экономического роста государств мира. Экономическая природа инвестиций раскрывается процессом расширенного воспроизводства, а именно из-за использования части национального дохода для увеличения внутреннего валового продукта.

Инвестиции – это весьма сложное, неоднозначно трактуемое понятие. Существует много определений понятия «инвестиции», которые отражают различные подходы к пониманию их экономической сущности. Это обусловлено экономической эволюцией, спецификой развития историко-экономических этапов. История инвестиций насчитывает многие сотни лет.

Многие современные исследователи проявляли интерес к данной категории: Ф.М.-Г. Топсахалова1, А.В. Харсеева [2], У. Шарп и др. [3], О.Ф. Быстров и др. [4]. Например, Ф.М.-Г.Топсахалова отмечает, что в целом инвестиции при рыночном подходе к их трактовке определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов -получения дохода (эффекта)2. У. Шарп считает, что инвестиции представляют собой отказ от определенной ценности в настоящий момент за (возможно, неопределенную) ценность в будущем [3].

Как объект научного исследования инвестиции формируют особую систему теоретических и практических знаний, которые базируются на выводах инвестиционных теорий многих поколений ученых [5]. Генезис теории инвестиций связан практически со всеми школами и течениями экономической мысли. Однако до сих пор не выработано универсального определения инвестиций, что обусловлено множественностью подходов к пониманию их экономической сущности3 [6, 7].

Проблема повышения эффективности российской экономики неразрывно связана с активизацией

1 Топсахалова Ф. М.-Г. Инвестиции: учебно-методич. пособие. М: Академия Естествознания. 2022, 173 с.

2 Там же.

3МартыноваА.С. Сущность и классификация инвестиций

// Международный бухгалтерский учет. 2007. № 2. С. 26.

инвестиционной деятельности, причем данная деятельность должна затрагивать все отрасли хозяйства. Понятно, что инвестировать капитал можно только в те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат законодательству и нормам нравственности.

Характеризуя экономическую сущность инвестиций, следует отметить, что этот термин трактуется по-разному. Ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 (в ред. от 02.01.2000) гласит: «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественного права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»4.

С экономической точки зрения, инвестиции -это часть ВВП, потребленная в текущем периоде, которая обеспечивает прирост капитала в экономике, то есть инвестиции являются долей совокупных расходов, состоящих из расходов на новые средства производства, инвестиций в новое жилье и прирост товарных запасов.

С точки зрения микроэкономики, инвестиции -это процесс образования нового капитала. С точки зрения финансов, под инвестициями понимается приобретение реальных или финансовых активов (средств), которые вкладываются в экономическую деятельность с целью получения дохода.

Из изложенного можно сделать вывод, что под инвестициями понимается вложение собственного или заемного денежного капитала для получения выгоды в денежном эквиваленте, то есть дохода.

Так, богатство каждой страны заключается в насыщенности ее инвестициями, элементами и компонентами, их определяющими и образующими. В связи с этим само наличие инвестиций, их объем, видовой состав, разделение их по отраслям экономики представляет интерес для государства и является стратегической основой развития всей экономики в целом5 [8, 9].

4 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред. от 02.01.2000). URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142

5 Аблеева А.М. Особенности оценки структурных сдвигов при формировании структуры основного капитала // Социальная политика и социология. 2022. № 9. С. 186-196.

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а также фактором эффективного социально-экономического развития экономики государства. Создание необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышение качества жизни населения и создание условий для повышения уровня инвестиционной активности – все это является одной из задач государства на современном этапе [10, 11], способствует увеличению объема привлеченных инвестиций в реальный сектор экономики, что, в свою очередь, увеличивает возможности быстрого восстановления после кризиса.

Активизация инвестиционной деятельности является одним из важнейших направлений повышения экономического развития страны. Особого внимания требует исследование инвестиционного поведения субъектов

хозяйствования, поскольку именно из этого складывается финансовая стабильность государства.

В настоящее время в России существует проблема региональной дифференциации по показателям инвестиционной деятельности. Это вызвано рядом объективных и субъективных факторов: особенностями исторического хозяйственного развития регионов, отличием в наличии природно-ресурсного и человеческого потенциалов, общей стагнацией экономики, отсутствием взвешенной региональной политики, преобладанием узкоотраслевого подхода над целостным территориальным, политической нестабильностью, особенностями региональной отраслевой структуры и направленности промышленности, отсутствием эффективных межрегиональных хозяйственных связей, несовершенством нормативно-правовой базы.

Проблема дифференциации регионов является актуальной и обусловливает необходимость выделения однородных региональных зон, для каждой из которых значения рассмотренных переменных были бы схожими.

Необходимо отметить, что уровень инвестиционной деятельности прямо зависит от устойчивого развития региона и наоборот. Для более детального анализа были выделены и рассмотрены основные показатели,

характеризующие инвестиционную деятельность

субъектов Российской Федерации за 2022 г.6,

а именно:

• GRPpc – ВРП на душу населения. Позволяет

оценить экономическое развитие региона через капитализируемую стоимость денежного потока региона, приходящегося на одного жителя, положительная динамика характеризует устойчивое развитие региона;

• FI – поступление прямых иностранных

инвестиций. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имеют большое значение для экономики страны, в форме современных средств производства они служат источником капиталовложений. ПИИ способствуют распространению инноваций, повышению благосостояния населения, увеличению производительности труда и привлекают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту;

• AWc – объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство». Показатель, который дает представление об объемах строительства новых жилых и нежилых зданий и сооружений, их ремонте, реконструкции и модернизации, положительной динамике, которая характеризует устойчивое развитие региона. Это означает, что у предприятий и организаций нет причин останавливать расширение производства за счет нового строительства, что положительным образом сказывается на инвестиционной деятельности;

• Org – число предприятий и организаций.

Показатель, который дает представление о распределении действующих предприятий и организаций по субъектам РФ;

• POrg – удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; позволяет оценить долю организаций с положительным финансовым результатом. Увеличение данного показателя положительно сказывается на инвестиционной политики компаний и, следовательно, на инвестиционной деятельности;

• CP- фондоотдача. Представляет собой объем ВРП, приходящегося на 1 руб. основных фондов. Высокое значение данного показателя указывает на эффективность вложенных средств

6 Инвестиции в России. 2022: стат. сб. М.: Росстат, 2022.

в основные фонды, что благоприятно сказывается на инвестиционной деятельности;

• GF – валовое накопление основного капитала.

Позволяет оценить степень активного финансирования для модернизации экономики, повышение производительности и продление ожидаемых сроков службы существующих капитальных товаров.

Для классификации субъектов Российской Федерации по показателям сводных характеристик условий и результатов инвестиционной деятельности был составлен и использован

” 7

интегральный показатель , с помощью которого можно оценить степень инвестиционной деятельности в том или ином субъекте.

На первом этапе была сформирована информационная база8. На втором – каждый показатель определенного субъекта сравнивался с общероссийским показателем; получившееся в итоге относительное значение показывает, во сколько раз значение по субъекту больше или

меньше общероссийского показателя: К.. = х.. / х*..,

V V V

где К,,

коэффициент, определяющий

соотношение .-го показателя в .-м субъекте со значением .-го общероссийского показателя; х.. –

значение .-го показателя в .-м субъекте; х .. -значение >го общероссийского показателя.

На третьем этапе каждому К., присваиваются

У

баллы в соответствии со следующей схемой:

bv =

К.. < 0,5 0,5 < К v < 0,9 0,9 < К. < 1,1 1,1 < К,, < 1,5 К.. >L> 0,5

У

На четвертом этапе все коэффициенты по каждому субъекту суммируются и делятся на максимально возможную сумму баллов:

1IA,

I b

i =1

I

=1

max(bv)

7 Lombaerde P., Pietrangeli G., Weeratunge Ch. Systems of Indicators for Monitoring Regional Integration Processes: Where Do We Stand? In: New Regionalism: Progress, Setbacks and Challenges. Washington DC, 2006, p. 4.

8 Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2022.

где 1щ – интегральный показатель сводных

характеристик условий и результатов инвестиционной деятельности;

^ Ь. – сумма баллов .-го показателя в .-м

г = 1

субъекте;

7

^ тах(Ь.) – максимальная сумма баллов .-го

=1

показателя в .-м субъекте.

Таким образом, 1щ е [0; 1], и чем ближе

интегральный показатель к 1, тем активнее инвестиционная деятельность в данном субъекте. В тех субъектах, где интегральный показатель оказался в пределах от 0 до 0,25, наблюдается низкая инвестиционная активность. В субъектах, в которых интегральный показатель лежит в интервале от 0,26 до 0,5, наблюдается средняя инвестиционная активность. В субъектах с показателем от 0,51 до 0,75 – инвестиционная активность выше среднего и от 0,76 до 1 – высокая инвестиционная активность. Итак, по уровню инвестиционной деятельности субъекты Федерации можно систематизировать следующим образом (табл. 1).

Читайте также:  «Война и мир»: краткое содержание и анализ

Из анализа данных табл. 1, следует, что в группу I вошли 35 субъектов, что составляет около 44% их общего числа. Эту группу формируют субъекты с низкими (критическими) показателями инвестиционной деятельности, поскольку все показатели оказались в разы ниже среднероссийских. ВРП на душу населения в среднем составил 214 511,06 руб., фондоотдача в среднем для этих регионов оказалась равной 352 023,37 руб. Объем работ по виду экономической деятельности «строительство» в среднем по данной группе оказался меньше среднероссийских в 3,5 раза, валовое накопление основного капитала – в 3 раза. Объем поступивших иностранных инвестиций в среднем оказался ниже среднероссийского в 7,2 раза (рис. 1).

В группу II вошли 27 субъектов РФ – примерно 34% от их общего числа. В данном кластере находятся субъекты со средней активностью инвестиционной деятельности (рис. 2). В данной группе объемы среднедушевого ВРП, фондоотдача и удельный вес прибыльных организаций находятся на уровне общероссийских. Объем работ по ВЭД «строительство» оказался в 1,6 раза

меньше среднероссийского значения. Для данной группы субъектов также неблагоприятна ситуация с поступлением ПИИ, значение показателя оказалось меньше среднероссийского в 5,6 раза.

В группу III вошли 12 субъектов, что составило 15% общего числа. Здесь все показатели в среднем оказались выше общероссийских. Например, объем среднедушевого ВРП в 1,3 раза превысил общероссийское значение, объем работ по ВЭД «строительство» – в 1,6 раза. Число предприятий и организаций в данных субъектах в среднем оказалось больше в 1,5 раза так же, как и валовое накопление основного капитала (рис. 3).

Особенностью группы IV явились высокие показатели инвестиционной деятельности (рис. 4). Это обусловлено тем, что субъекты, вошедшие в данную группу, отличаются социальной и политической стабильностью. В Москве, например, находится значительная денежная масса, активно развивается рыночная инфраструктура, достигнут заметный рост промышленного производства, с каждым годом улучшаются тенденции строительства и развитие транспорта. Объемы душевого ВРП субъектов в этой группе выше среднероссийских значений в два раза. Данный кластер отмечен самым высоким валовым накоплением основного капитала – почти в 5,5 раза больше по отношению к среднероссийскому уровню, фондоотдача – на 9% выше среднероссийского уровня.

В исследуемом массиве данных можно отметить явную диспропорцию, которая тормозит экономическое и социальное развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом, что приводит к долгосрочной стагнации экономики. Сохранение диспропорций между регионами угрожает не только экономическим, но и социально-политическим кризисом для всей страны.

В данной ситуации перед государством возникает проблема обеспечения относительной

однородности территориального пространства в экономическом и социальном развитии, а также обеспечения единых социальных стандартов на всей территории страны.

Главный вывод, который можно сделать на основании проведенного анализа, заключается в том, что формирование однородных региональных групп по показателям,

9

характеризующим инвестиционную деятельность [12], является динамичным самоуправляемым процессом, на который государство не оказывает заметного влияния. Регионы с низкими значениями показателей, неблагоприятными тенденциями развития самоизолируются и постоянно отдаляются от регионов с положительными инвестиционными

перспективами. Количество регионов в группах с положительными перспективами развития составляют 22,5%. Остальная, большая часть регионов (77,5%) требует значительной поддержки в плане создания предпосылок для оживления инвестиционной деятельности. Наиболее вероятно, что такая поддержка должна опираться на перераспределение соответствующих ресурсов.

С точки зрения формирования оптимальной инвестиционной политики государства на региональном уровне из проведенного анализа можно сделать вывод, что государство практически не проводит мероприятий, направленной на выравнивание условий внедрения инвестиционной деятельности на уровне отдельных регионов. В то же время опыт таких стран, как Германия, где в силу исторических причин сформировался значительный

межрегиональный разрыв в уровне экономического развития, свидетельствует о том, что государство должно постоянно корректировать эти сложные процессы, причем, опираясь прежде всего на формирование межрегиональных кластеров, которые характеризуются разным уровнем социального и экономического развития.

Далее определим основные показатели, характеризующие изучаемые категории в каждой конкретной группе. Любое исследование причинно-следственных взаимосвязей между явлениями базируется на определении пространственно-временных пределов [13], в рамках которых будут производиться расчеты. В связи с этим предполагается использовать пространственные статистические данные за период 2022-2022 гг. для 80 субъектов Российской Федерации (в выборку не были включены Республика Крым, Севастополь). Таким образом количество наблюдений составило: 5 лет х х 80 субъектов = 400. В качестве результативного показателя у выступает интегральный показатель сводных характеристик условий и результатов инвестиционной деятельности. В качестве факторных перемененных, или регрессоров,

9 Багаева А.А. Проблемы и перспективы законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России // Бизнес в законе. 2009. № 5. С. 183.

влияющих на y, использовались 19 различных переменных: экономические, технологические, социальные, финансовые, ценовые и производственные индексы.

Для выявления факторов, оказывающих влияние на y в каждой группе, был проведен корреляционный анализ в ППП IBM SPSS Statistics [14]. Для исключения эффекта

мультиколлинеарности в процессе исследования были выделены по два фактора-регрессора. Для группы с низкой инвестиционной активностью были включены: FRC_p – сальдированный финансовый результат деятельности организаций на человека, тыс. руб.; PW – удельный вес численности населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения, %. Для группы со средней активностью: IFC_p – инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб., PW. Для группы с уровнем инвестиционной активности выше среднего были выделены два фактора-регрессора: CE_p – потребительские расходы, в среднем на душу населения в мес., тыс. руб.; CPI – индекс потребительских цен на продовольственные товары. В группу с высокой инвестиционной активностью были включены PW и ORD_p – внутренние затраты на научные исследования и разработки на душу населения, тыс. руб. По выделенным факторам была построена стандартизированная модель регрессии [14] (табл. 2).

Как и было отмечено ранее, те факторы, которые коррелировали между собой, были исключены в силу того, что иначе бы параметры регрессионного уравнения оказались

несостоятельными, а регрессионная модель -незначима [15]. В итоге все коэффициенты оказались значимыми при 5% уровне значимости, модель адекватна исходным данным.

В ходе исследования были выявлены наиболее значимые факторы, изменения которых благотворно влияют на интегральный показатель сводных характеристик условий и результатов инвестиционной деятельности, и, как следствие, на развитие страны в целом.

Таким образом, главной задачей на краткосрочную перспективу можно определить подготовку необходимой правовой и организационной базы для повышения эффективности механизмов обеспечения инвестиционной деятельности и формирования основы сохранения

и наращивания конкурентоспособности отечественной экономики. Кроме того, необходимы условия для того чтобы национальные инвесторы вкладывали средства и использовали доходы внутри страны, а не вывозили их за границу.

Следует разработать региональные планы повышения инвестиционной привлекательности территорий России с учетом особенностей их текущих рейтингов инвестиционной

привлекательности, обеспечить государственный мониторинг выполнения этих планов как одного из критериев успешности деятельности местных государственных администраций, подготовить перечень мероприятий по усилению ответственности представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за совершение коррупционных и других дискриминационных действий.

Следует также отметить, что крайне важным шагом для стимулирования внутренних инвестиций является привлечение сбережений населения. Для этого целесообразно ввести дополнительные льготы по налогообложению доходов, полученных от инвестиционной деятельности в российские предприятия, и получению кредитов на осуществление инвестирования, создать систему страхования капитала граждан от неблагоприятных факторов в экономике.

Также приоритетными целями инвестиционной политики следует считать разработку мероприятий по активизации инвестиционной деятельности и мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования, реализацию комплексных государственных программ строительства, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. Реализация предложенных мер по государственному регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности позволит усилить инвестиционный потенциал российской экономики не только в краткосрочном периоде, но и на перспективу.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России остается вопросом стратегической важности, от реализации которого зависят социально-экономическая динамика и возможность модернизации на этой основе национальной экономики.

Таблица 1

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционной деятельности в 2022 г. Table 1

Groups of the constituent entities of the Russian Federation by level of investing activities in 2022

Группа Уровень инвестиционной деятельности Субъекты Российской Федерации

I Низкая активность (35 субъектов РФ) Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Новгородская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астраханская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Пензенская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область

II Средняя активность (27 субъектов РФ) Белгородская область, Воронежская область, Калужская область, Тульская область, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Мурманская область, Волгоградская область, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Саратовская область, Ульяновская область, Алтайский край, Кемеровская область, Омская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ

III Активность выше среднего (12 субъектов РФ) Ленинградская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Челябинская область, Иркутская область, Новосибирская область, Сахалинская область

IV Высокая активность (6 субъектов РФ) Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Тюменская область, Красноярский край

Источник: составлено авторами

Source: Authoring Таблица 2

Регрессионные модели интегрального показателя и характеристика их адекватности Table 2

Regression models of the integral indicator and description of their adequacy

Уровень инвестиционной активности Регрессионная модель Характеристика модели

Низкая активность y = 0,00151FRC_p 0,002PW R2=0,942; F = 1401,04; F(2,173) = 3,05 5 ‘ расч 5 ‘ v 5 7 5

Средняя активность y = 0,000661IFC_p 0,00429PW R2=0,935; Fpac4 = 950,37; F(2,133) = 3,06

Активность выше среднего y = 0,0096CE_p 0,00384PW R2=0,952; Fpac4 = 1621,66; F(2,58) = 3,16

Высокая активность y = 0,008390RD_p 0,01199PW R2=0,998; Fpac4 = 5730,82; F(2,28) = 3,34

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Рисунок 1

Распределение субъектов Российской Федерации группы I по выделенным особенностям Figure 1

Breakdown of the constituent entities of the Russian Federation in Group 1 by selected details

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 2

Распределение субъектов Российской Федерации группы II по выделенным особенностям Figure 2

Breakdown of the constituent entities of the Russian Federation in Group 2 by selected details

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 3

Распределение субъектов Российской Федерации группы III по выделенным особенностям Figure 3

Breakdown of the constituent entities of the Russian Federation in Group 3 by selected details

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 4

Распределение субъектов Российской Федерации группы IV по выделенным особенностям Figure 4

Breakdown of the constituent entities of the Russian Federation in Group 4 by selected details

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Кориков А.А. Актуальные проблемы экономического развития России на современном этапе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2022. № 5. С. 57.

2. Харсеева А.В. Понятие и сущность инвестиций: проблема определения термина // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 318.

3. Шарп У., АлександерГ., Бэйли Дж. Инвестиции: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001. 1027 с.

4. Быстрое О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография. М.: ИНФРА-М, 2008. 358 с.

5. Веретенникова О.Б., Рыбина Е.С. Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2022. № 1. С. 138.

6. Узбеков М.Х. Экономическая сущность и методы анализа инвестиций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2022. № 3. С. 151.

7. Левченко В.А., Протопопова Л.И. Теоретические основы сущности инвестиций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. Т. 2. № 2. С. 51.

8. Черемисинов Г.А. Региональные аспекты устойчивого развития российской экономики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. № 1-1. С. 50.

9. Сакова О.И., Садовникова Н.А. Особенности организации статистического наблюдения за инвестициями в основной капитал и факторами, их определяющими // Статистика и экономика. 2022. № 6. С. 201.

10. Перцухов В.И. Мотивационная модель инвестиционного поведения субъектов хозяйствования: основные теоретические положения // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 36.

Читайте также:  У вас равный вклад в жизнь семьи? Нетрудно проверить

11. Шевчук Н.П. Основные направления оптимизации государственной инвестиционной политики в РФ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 524.

12. Хуснутдинов А.З. Государственное воздействие на эффективность использования инновационно-инвестиционного механизма в рыночной экономике // Вестник Казанского технологического университета. 2022. № 9. С. 303.

13. Желаева С.Э. Основные элементы пространственно-временной структуры экономической системы // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 57.

14. Наследов А.Д. SPSS Statistics 20 и AMOS. Профессиональный статистический анализ данных. СПб: Питер, 2022. 416 с.

15. Matsumoto E.Y., Del-Moral-Hernandez E. Improving regression predictions using individual point reliability estimates based on critical error scenarios // Information Sciences. 2022. Vol. 374. P. 67. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.ins.2022.09.034

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-875X (Online) Innovation and Investment

ISSN 2073-2872 (Print)

ANALYSIS OF INVESTING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ol’ga V. SHAMARDINAa% Ekaterina V. KOCHEVAb, Nikolai A. MATEVc

a Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation ovsh23@mail.ru

b Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation kochevaev@mail.ru

c Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation matev_n@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 20 December 2022 Received in revised form 11 January 2022 Accepted 31 January 2022 Available online 27 April 2022

JEL classification: E21, E22, E65, E66

https://doi.org/10.24891/ni.13.4 . 699

Keywords: investing activities, economic development, fixed assets, integral indicator

Abstract

Importance Investing activities shape the future development of economy since the scope of the activities, investment areas and investment efficiency improve the structure of public production and growth rates of the national economy. It is important for Russia to determine a new vector of economic development pursuing effective investing activities.

Objectives The research represents a comprehensive evaluation of investing activities in the Russian Federation and outlines recommendations for increasing its efficiency.

Methods The article calculates the integral indicator of combined terms and results of investing activities in the Russian Federation, considering the specifics of investing activities in Russia and the Russian regions. Using the regression analysis, we find the most significant factors, which positively influence the integral indicator, when they change.

Results We comprehensively evaluated investing activities of the Russian Federation and its constituent entities and pointed out homogenous groups of the constituent entities in terms of investing activities. We made up regression models to assess how the factors influenced the homogeneous groups. The article highlights priority directions for developing investing activities of the homogeneous regions so to improve their efficiency.

Conclusions and Relevance The findings may be useful for public authorities when setting up economic development institutions, which draw the further trajectory for the national economy. Certain findings may be used to devise programs and strategies of the regions’ economic development for making their territories more attractive for investment.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2022

References

1. Korikov A.A. [Current issues of Russia’s economic development at the current stage]. Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of the Ural State University of Economics, 2022, no. 5, p. 57. (In Russ.)

2. Kharseeva A.V. [The concept and substance of investment: the issue of defining the term]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2022, no. 1, p. 318. (In Russ.)

3. Sharpe W., Alexander G., Bailey J. Investitsii [Investments]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 1027 p.

4. Bystrov O.F., Pozdnyakov V.Ya., Prudnikov V.M. et al. Upravlenie investitsionnoi deyatel’nost’yu v regionakh Rossiiskoi Federatsii: monografiya [Managing investing activities in the regions of the Russian Federation: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 358 p.

5. Veretennikova O.B., Rybina E.S. [Substance of investment and investing activities in the economic system].

Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Herald of Omsk University. Series Economics, 2022, no. 1, p. 138. (In Russ.)

6. Uzbekov M.Kh. [Economic substance and investment analysis methods]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Vector of Sciences. Togliatti State University, 2022, no. 3, p. 151. (In Russ.)

7. Levchenko VA., Protopopova L.I. [Theoretical principles of the substance of investment]. VestnikKurskoi gosudarstvennoi sel’skokhozyaistvennoi akademii = Vestnik of Kursk State Agricultural Academy, 2009, vol. 2, iss. 2, p. 51. (In Russ.)

8. Cheremisinov G.A. [Regional aspects of sustainable development of the Russian economy]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Economics. Management. Law, 2022, no. 1-1, p. 50. (In Russ.)

9. Sakova O.I., Sadovnikova N.A. [Specifics of organizing statistical observation over investment in fixed capital and determining factors]. Statistika i ekonomika = Statistics and Economics, 2022, no. 6, p. 201. (In Russ.)

10. Pertsukhov V.I. [The motivational model of investment behavior of entities: Basic theoretical principles].

Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2022, no. 2, p. 36. (In Russ.)

11. Shevchuk N.P. [Principal areas of optimizing the governmental investment policy in the Russian Federation]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2008, no. 73-1, p. 524. (In Russ.)

12. Khusnutdinov A.Z. [The State’s impact on the efficiency of the innovative and investment mechanism in the market economy]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University, 2022, no. 9, p. 303. (In Russ.)

13. Zhelaeva S.E. [Key components of the spatial and temporary structure of the economic system]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki = Tambov University Reports. Series Humanities, 2022, no. 2, p. 57. (In Russ.)

14. Nasledov A.D. SPSS Statistics 20 i AMOS. Professional’nyi statisticheskii analiz dannykh [SPSS Statistics 20 and AMOS. Professional statistical analysis of data]. St. Petersburg, Piter Publ., 2022, 416 p.

15. Matsumoto E.Y., Del-Moral-Hernandez E. Improving Regression Predictions using Individual Point Reliability Estimates Based on Critical Error Scenarios. Information Sciences, 2022, vol. 374, p. 67. doi: http://dx.doi.org/10.1016/jins.2022.09.034

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

Таблица 2. инвестиционный риск российских регионов в 2020 году

Ранг риска Ранг потенциала, 2020 годРегион (субъект федерации)Средневзвешенный индекс риска, 2020 годИзменение индекса риска, 2020 год к 2022 году, увеличение ( ), снижение (-)Ранги составляющих инвестиционного риска в 2020 году     Изменение ранга риска, 2020 год к 2022 году
      СоциальныйЭкономическийФинансовыйКриминальныйЭкологическийУправленческий 
2020 год2022 год           
112Московская область0,12710,002341014276
243г. Санкт-Петербург0,1280-0,0112114554722
3338Липецкая область0,1370-0,001414176369
4216Белгородская область0,13810,00355131834-2
5522Ленинградская область0,1459-0,0061110253491
671г. Москва0,1507-0,0031309712541
767Республика Татарстан0,15720,0041637163919-1
81020Воронежская область0,1622-0,00172413713162
9114Краснодарский край0,16600,00125183010372
10854Тамбовская область0,16900,00812224471418-2
11937Курская область0,17000,00810212811424-2
121235Тульская область0,17030,0048162653721
131410Нижегородская область0,19440,006949193811381
141531Тюменская область0,19560,003401835745121
151650Рязанская область0,19780,0032231202128281
16176Свердловская область0,1981-0,0031334162761141
171312Самарская область0,19890,012302612393331-4
182234Калужская область0,2069-0,0021424476326114
191914Ханты-Мансийский авт. округ – Югра0,20710,0011551562763
202115Новосибирская область0,20890,0005515154635221
212632Калининградская область0,2099-0,010352559183105
221840Ярославская область0,21230,010235229125113-4
232011Республика Башкортостан0,21330,00658714354442-3
242349Пензенская область0,21460,0053253313935-1
252539Владимирская область0,2156-0,00220325534725
26249Ростовская область0,22440,01031665243045-2
272769Новгородская область0,22790,007214339661832
282944Брянская область0,22800,005172967224331
293618Ямало-Ненецкий авт. округ0,2293-0,00666213385207
302825Ставропольский край0,23240,01048935502272-2
313052Вологодская область0,23270,006283351156529-1
323126Волгоградская область0,23480,004374634194048-1
333247Сахалинская область0,23750,00624424559678-1
343324Саратовская область0,23840,006382348203859-1
353446Ульяновская область0,24330,010546938131636-1
36415Красноярский край0,24470,000531964278465
37408Челябинская область0,24520,0034138117564303
383827Алтайский край0,24630,008574122264360
394561Кировская область0,2464-0,0023954373256396
404245Тверская область0,24730,0022980532517232
413736Омская область0,25120,015601323645369-4
424323Приморский край0,25120,0054312506962531
433542Томская область0,25260,018513527446066-8
443953Смоленская область0,25330,013526143431543-5
454664Орловская область0,25580,0073345641723581
464729Хабаровский край0,25670,0051955524070441
474833Оренбургская область0,26090,0095048245463611
485570г. Севастополь0,2626-0,01656597142547
494974Костромская область0,26280,007187242295473
505266Амурская область0,2638-0,004443656776852
514455Чувашская Республика0,26690,021624458313226-7
525073Республика Адыгея0,26710,00371176310655-2
535143Удмуртская Республика0,26740,003496536674250-2
545367Республика Мордовия0,27760,008613762451257-1
555613Пермский край0,2809-0,0034763466566401
565419Иркутская область0,28230,009632818687365-2
576159Ивановская область0,2844-0,0092777703634514
585775Республика Марий Эл0,28450,001656432234656-1
596021Республика Саха (Якутия)0,28970,001742033882271
606217Кемеровская область0,29410,0004567494772672
615956Архангельская область0,29760,012366657587741-2
625865Псковская область0,30210,017595069603163-4
636341Мурманская область0,3032-0,00346833052807
646871Камчатский край0,3052-0,0284268617071524
656477Республика Хакасия0,30920,003644760615768-1
666785Ненецкий авт. округ0,32210,0006673217879171
676658Республика Коми0,32570,007707525768115-1
686557Астраханская область0,32900,013736054565074-3
697028Республика Крым0,3297-0,01572767691711
706978Магаданская область0,3311-0,006267940828347-1
717172Курганская область0,35750,003687472734170
727251Республика Бурятия0,37670,013763968726975
737348Забайкальский край0,37850,008757866487564
747481Республика Калмыкия0,38400,009797074285562
757560Республика Карелия0,3846-0,023678275497449
767879Карачаево-Черкесская Республика0,42030,00583879815792
777684Республика Алтай0,42490,016804077515881-1
787783Еврейская авт. область0,42680,015698473795282-1
797980Чукотский авт. округ0,43730,016348581228478
808063Республика Северная Осетия – Алания0,45980,019778178834876
818168Кабардино-Балкарская Республика0,47090,012827180842177
828262Чеченская Республика0,4978-0,008785884741984
838582Республика Тыва0,5222-0,0588556838059802
848430Республика Дагестан0,5229-0,007812782852083
858376Республика Ингушетия0,57760,068845785412985-2
Читайте также:  Мультипликаторы – все, что вам нужно знать!

Таблица 3. инвестиционный потенциал российских регионов в 2020 году

Ранг потенциала Ранг риска, 2020Регион (субъект федерации)Доля в общерос-сийском потенциале, 2020 год (%)Изменение доли в потенциале, 2020 год к 2022 году (п.п.)Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2020 году        Изменение ранга потенциала, 2020 год к 2022 году
2020 год2022 год    ТрудовойПотребительскийПроизводственныйФинансовыйИнституциональныйИнновационныйИнфраструктурныйПриродно-ресурсныйТуристический 
116г. Москва14,86770,3151111111841
221Московская область6,24620,0182232322514
332г. Санкт-Петербург4,99870,1803323236853
449Краснодарский край2,90510,01044744175302
5736Красноярский край2,54250,164141395131278192
6516Свердловская область2,4869-0,03765665847137-1
767Республика Татарстан2,4738-0,00556576528406-1
8837Челябинская область1,8764-0,0279111314107292510
9926Ростовская область1,8719-0,030771011716143316
101013Нижегородская область1,87090,0041091213114315812
111123Республика Башкортостан1,7920-0,0201181110122143218
121317Самарская область1,7125-0,01581014128142347181
131455Пермский край1,67740,025221416151613576131
141219Ханты-Мансийский авт. округ – Югра1,5822-0,205201849273974966-2
151520Новосибирская область1,57310,0171215171796493929
16164Белгородская область1,55360,0082827212326234436
171760Кемеровская область1,4906-0,04819191518214655533
181929Ямало-Ненецкий авт. округ1,43610,1325550886949773681
191856Иркутская область1,3653-0,01121221816182973715-1
20208Воронежская область1,2751-0,007171620221419155028
212159Республика Саха (Якутия)1,26100,00549392830535683269
22235Ленинградская область1,16560,0242523191928251048191
232242Приморский край1,1534-0,021232125271530501811-1
242734Саратовская область1,14530,0981624352825113338273
252430Ставропольский край1,0794-0,031131727261934514531-1
262632Волгоградская область1,07000,003182022252233523438
272538Алтайский край1,0599-0,008262533313115442325-2
282869Республика Крым1,00310,00724325439205221355
292946Хабаровский край0,9704-0,007303034352343611221
303384Республика Дагестан0,96330,0201512552158453941443
313014Тюменская область0,9516-0,009322924202422644326-1
323221Калининградская область0,9463-0,01245523851176132937
333147Оренбургская область0,9271-0,031292826293267422039-2
343418Калужская область0,9182-0,024474530443710177035
353512Тульская область0,8819-0,018313129363335116652
363641Омская область0,8566-0,013272623322926604472
373711Курская область0,8390-0,00135414138504292258
38383Липецкая область0,82090,00338333233426487357
393925Владимирская область0,79680,005344040433528196820
404022Ярославская область0,7740-0,017393639423624327917
414463Мурманская область0,74560,0265855454560604611603
424343Томская область0,7162-0,006445144474798137811
434253Удмуртская Республика0,7161-0,017373437373441456453-1
444528Брянская область0,70350,0024335504843401369491
454640Тверская область0,69950,0024238464938324060231
464135Ульяновская область0,6928-0,042414948554420375462-5
474733Сахалинская область0,6847-0,009726231245562532473
485373Забайкальский край0,67220,022655464576576708435
495024Пензенская область0,66370,0003342475245313656511
504915Рязанская область0,6631-0,002504642504136305740-1
515272Республика Бурятия0,6594-0,0026057736162697510141
524831Вологодская область0,6582-0,010544736344048665924-4
535444Смоленская область0,65340,0055259496030372672421
545110Тамбовская область0,6522-0,012574352566118356271-3
555751Чувашская Республика0,63420,0223658585349472480502
565561Архангельская область0,6253-0,015563757464854691945-1
575868Астраханская область0,60910,0024653514156505628591
585667Республика Коми0,6056-0,007646143405159721554-2
595957Ивановская область0,5750-0,031535656624638348146
606075Республика Карелия0,56890,008716665635755412622
616139Кировская область0,5532-0,005484453543951655541
626482Чеченская Республика0,53220,0274048745876741874802
636280Республика Северная Осетия – Алания0,5228-0,00761657870757177763-1
646345Орловская область0,51960,001626360645963257565-1
656662Псковская область0,50680,0097069707254661676321
666550Амурская область0,4969-0,006636059595272682756-1
676754Республика Мордовия0,49230,000517161666453386561
686981Кабардино-Балкарская Республика0,49140,0025964756871682752641
696827Новгородская область0,49110,001746862656327487830-1
707048г. Севастополь0,47090,023667577777057206734
717164Камчатский край0,43440,008767668697258711755
727271Курганская область0,40790,001686772676770544277
737452Республика Адыгея0,38810,0057572767674802282761
747349Костромская область0,38700,004697067716675587147-1
757558Республика Марий Эл0,3774-0,002677366736865634674
767785Республика Ингушетия0,35680,0107878847983821283751
777665Республика Хакасия0,3394-0,009777469757373673278-1
787870Магаданская область0,33750,011817971747778761682
797976Карачаево-Черкесская Республика0,31400,000737779787877596348
808079Чукотский авт. округ0,28320,013848580818485791479
818174Республика Калмыкия0,2128-0,026798285828244804983
828283Республика Тыва0,21120,005808083807981853170
838378Еврейская авт. область0,21020,006838382858079625384
848477Республика Алтай0,18490,000828181848183826167
858566Ненецкий авт. округ0,16820,000858463838584843685
Оцените статью
Adblock
detector