Инвестиции 2021: что купить. Полное руководство с прогнозами

Инвестиции 2021: что купить. Полное руководство с прогнозами Вклады Тинькофф

Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития россии в 2022-2021 годах

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-12-3-48-58 УДК 336.14(045) JEL Е62, G28, H54

Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2022-2021 годах

В статье рассмотрены особенности планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2022-2021 гг. Актуальность статьи обусловлена тем, что в указе Президента РФ от 07.05.2022 № 204 поставлена задача по вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечению темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Предмет исследования — бюджетные ассигнования федерального бюджета на бюджетные инвестиции. Цель работы — оценка соответствия объема, динамики, структуры, правового обеспечения бюджетных инвестиций поставленным задачам социально-экономического развития России. На основе проведенного в статье динамического структурного анализа бюджетных инвестиций федерального бюджета, сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в России и в развитых странах сделан вывод о необходимости существенного увеличения объемов инвестиций в основной капитал посредством их наращивания и увеличения частных инвестиций из средств населения и бизнеса. Сформулированы выводы не только о необходимости увеличения капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, но и о значимости корректировки структуры бюджетных инвестиций и их переориентации на реализацию основных задач социально-экономического развития. Анализ правового регулирования в сфере бюджетных инвестиций показал, что требуется доработка существующей правовой базы с целью повышения качества планирования бюджетных инвестиций. На основе рассмотрения факторов, препятствующих росту частных инвестиций, выдвинуты предложения по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Ключевые слова: бюджетные инвестиции; бюджетные ассигнования; программное финансирование; инвестиции

Для цитирования: Аландаров Р.А. Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2022-2021 годах. Экономика. Налоги. Право. 2022;12(3):48-58. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-12-3-48-58

The Role of the Federal Budgetary Investments in Ensuring the Socio-Economic Development of Russia in 2022-2021

The paper describes the specifics of planning federal budget allocations for budgetary investments in 2022-2021. The relevance of the paper is due to the fact that Presidential Decree No. 204 of May 07.2022 sets the goal for Russia to break into the top five world economies and ensure economic growth rates exceeding the world rates while maintaining the macroeconomic stability.

Р.А. Аландаров

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7707-8293

АННОТАЦИЯ

R.A. Alandarov

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7707-8293

ABSTRACT

The subject of the research is federal budget allocations for budgetary investments. The purpose of the research was to assess the volume, dynamics, structure and legal support of budgetary investments to ensure their compliance with the objectives of the socio-economic development of Russia. Based on a dynamic structural analysis of the federal budget investments as well as a comparative analysis of fixed investments in Russia and developed countries, it is concluded that there is a need to enhance the fixed asset investments by increasing budgetary investment amounts along with encouraging private investing by the population and businesses. Apart from increasing capital investments from the federal budget, it is also important to update the budgetary investment structure with a focus on the main socioeconomic development targets. The analysis of the legal regulation in the field of budgetary investments showed the necessity to refine the existing legal framework to improve the quality of the budgetary investment planning. Following the analysis of factors hindering the growth of private investing, proposals were made on to how to improve the investment climate in the Russian Federation.

Keywords: budgetary investments; budget allocations; program funding; investment

For citation: Alandarov R.A. The role of the federal budgetary investments in ensuring the socio-economic development of Russia in 2022-2021. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;12(3):48-58. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2022-12-3-48-58

бюджетные инвестиции

в системе инвестиций в основной капитал в россии

Для обеспечения форсированного экономического роста значительные объемы финансовых ресурсов должны ежегодно вкладываться в основной капитал, наращивая производственную базу и увеличивая реальный сектор экономики. Как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат)1, в 2022 г. средний уровень использования денежных доходов населения России, направляемых на сбережения, составлял 8,1% общего объема доходов. При этом основная часть доходов населения (74,9%) расходовалась на покупку товаров и оплату услуг. Учитывая, что приобретение товаров инвестиционного назначения (в том числе финансовых активов) осуществляется населением за счет сбережений, можно утверждать, что у населения не имеется достаточных денежных средств для осуществления инвестиций. Поэтому для инвестиций в основной капитал следует искать иные финансовые ресурсы [1].

Однако не всегда они привлекательны для бизнеса в силу высоких рисков на их осуществление и отдаленного экономического эффекта [2, 3]. При этом имеется еще один важный источник финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование,— средства бюджетной системы. Как показывают данные Росстата, доля бюджетов бюджетной системы в финансировании инвестиций в основной капитал в России на сегодняшний день невысока (17%, рис. 1).

1 Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 11.10.2022).

Отметим, что осуществление бюджетных инвестиций имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести простоту и быстроту использования в период острой нехватки частных инвестиций, низкие административные издержки доведения средств. В числе основных недостатков — наличие бюджетных ограничений и риск нецелевого использования средств получателями инвестиций [4, 5].

целевые индикаторы бюджетных инвестиций

На основании Федерального закона от 29.11.2022 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Закон № 459-ФЗ) оценка соответствия бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций основным требованиям стратегических документов России в области инвестиций предполагает расчет ряда целевых индикаторов, к которым относятся:

1) объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении);

2) доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП;

3) доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций [6];

4) структура программного финансирования бюджетных инвестиций.

Рассмотрим подробнее, насколько способствуют достижению этих индикаторов объемы финансового обеспечения бюджетных инвестиций согласно Закону № 459-ФЗ.

средства организаций и

населения на долевое прочие / others

строительство / means of 12%

the organizations and the -i

population on shared-equity

construction Ут

бюджетные средства / 3% Ж//УК

budget funds–—_ /ЩЖ собственные средства /

17% iPUl own funds

52%

заемные средства других ^йЩ

организаций / borrowed /

funds of other organizations /

5% /

кредиты банков / credits of

banks

11%

Рис. 1 / Fig. 1. Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования, 2022 г. / Structure of investments into fixed capital in the Russian Federation on financing sources, 2022

Источник/Source: составлено автором по данным Росстата / Compiled by the author according to Rosstat.

25,0

20,0

15,0

10,0

5,0

0,0

19,3

12,3

4,5

3,6

2,9 2,5 2,5

1,9 1,6 1,5

1,4 1,3 1,3 1,3 1,2

П , П , n , n , n , n

у

У У У У у У УУ У У

<$ чО°

У

/ У У* У* ^ ^

^ У” у* ¿> У’ .У

^ у

У У

f s ? f / У >

У У У

У ^ У у У ,/ #

/

У

Рис. 2 / Fig. 2. Объем валового внутреннего продукта 15 ведущих стран мира, 2022 г., трлн долл. / Volume of gross domestic product of 15 leading countries of the world, 2022, trillions of dollars

Источник/Source: составлено автором по данным URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2022 / compiled by the author according to URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2022.

Рис. 3 / Fig. 3. Динамика объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2022-2021 гг., млрд руб. / Dynamics of volume of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments in 2022-2021 (billions of rubles)

Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

1. Объем ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении).

Указом Президента РФ от 07.05.2022 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) поставлена задача вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Основным макроэкономическим показателем, характеризующим экономическую мощь государства, служит ВВП, по объемам которого по итогам 2022 г. Россия занимала 13-е место среди стран мира (рис. 2), отставая от первых пяти крупнейших стран, в частности от США — в 15,2 раза; Китая — в 9,7 раза; Японии — в 3,5 раза; Германии — в 2,8 раза; Великобритании — в 2,3 раза.

Для обеспечения роста ВВП необходим рост инвестиций в основной капитал из различных источников, в том числе из бюджетов. Исследования зарубежных авторов показали, что не только частное, но и государственное инвестирование оказывает положительное воздействие на уровень ВВП. Так, в США мультипликативный эффект от

бюджетных инвестиций составил в краткосрочном периоде 1,92, а в долгосрочном — 3,21 [7]. Следовательно, увеличение объема не только частных, но и бюджетных инвестиций расширяет потенциал для экономического роста [8]. Однако динамика объемов бюджетных инвестиций в 2022-2021 гг. не показывает тенденцию к росту (рис. 3). Соответственно не обеспечивается необходимый объем инвестиций и для увеличения ВВП.

2. Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП.

Целевой индикатор доли инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП обозначен в ряде стратегических документов России, в том числе в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2022: увеличение инвестиций до 25% от ВВП, а затем и до 27%. В послании отмечается, что данная задача пока не решена. Более того, уровень инвестиций в основной капитал (в процентах к ВВП) продолжает оставаться крайне низким (рис. 4).

К факторам, тормозящим рост инвестиций из внебюджетных источников финансирования, относятся:

Рис. 4 / Fig. 4. Динамика доли инвестиций в основной капитал в России в процентах к ВВП / Dynamics of a share of investments into fixed capital in Russia as a percentage to GDP

Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

1) нестабильное экономическое развитие;

2) низкая производительность труда, проблемы с кадровым обеспечением новых производственных процессов [9];

3) высокий уровень инфляции [10];

4) низкая склонность к сбережениям у населения;

5) высокие ставки по кредитам, трудности, возникающие у бизнеса с получением кредита [10];

6) нестабильный курс рубля, его девальвация по отношению к мировым валютам.

3. Доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций.

Читайте также:  Формула расчета процентов по вкладам (депозитам)

В Российской Федерации составление федерального бюджета должно отвечать программному подходу, в том числе в сфере бюджетных инвестиций [11, 12]. Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов федерального бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ.

Как следует из рис. 5, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2022-2021 гг. практически полностью запланирован в рамках государственных

программ, что отвечает требованиям распоряжения Правительства РФ от 30.06.2022 № 1101-р о том, что программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов федерального бюджета.

Следует, однако, заметить, что далеко не все программные инвестиции запланированы в 20222021 гг. в рамках принятых государственных программ. Следовательно, не представляется возможным установить соответствие программных объемов бюджетных инвестиций объемам расходов федерального бюджета, оценить результативность и эффективность расходов на предоставление бюджетных инвестиций.

4. Структура программного финансирования бюджетных инвестиций.

Структура распределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе государственных программ должна соответствовать приоритетным целям и задачам социально-экономического развития России, установленным Указом № 204.

Структура распределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе государственных программ в 2022 и 2022 гг. демонстрирует, что планируется реализация явно недостаточного объема капитальных вложений. Основными направлениями осуществления бюд-

Рис. 5/ Fig. 5. Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций, в том числе в рамках государственных программ, в 20222021 гг. / Volumes of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments, including within state programs, in 2022-2021

Источник/Source: составлено автором по данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

жетных инвестиций в 2022 г. в разрезе государственных программ являются (в % от общего объема бюджетных инвестиций):

• развитие транспортной системы — 34%;

• обеспечение обороноспособности страны — 13%;

• социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя — 8%;

• научно-технологическое развитие России — 8%;

• развитие атомного энергопромышленного комплекса — 7%.

При этом в сферу здравоохранения планируется направить всего 6% общего объема бюджетных инвестиций, в образование — 7%, в строительство жилья — 4%. Таким образом, структура бюджетных инвестиций далеко не в полной мере отвечает национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации.

проблемы осуществления

бюджетных инвестиций

Бюджетные параметры ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, заложенные в Законе № 459-ФЗ, не в полной мере соответствуют целям и задачам социально-экономического раз-

вития России, обозначенным в Указе № 204. Итоговый анализ соответствия приведен в табл. 1.

предложения

по осуществлению бюджетных инвестиций

В целях устранения имеющихся несоответствий параметров бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций стратегическим задачам социально-экономического развития России целесообразно проведение нижеприведенных корректировок.

1. Увеличение объемов бюджетных и негосударственных инвестиций федерального бюджета в целях вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности (согласно Указу № 204) и достижения совокупного объема инвестиций на уровне, рекомендованном Президентом РФ в указе от 07.05.2022 № 596 и послании Федеральному Собранию,— 27% ВВП.

Основываясь на прогнозном значении ВВП России в 2021 г. (приведенном в Законе № 459-ФЗ), которое составляет 118,4 трлн руб., можно сделать вывод, что к 2021 г. инвестиции в экономику Рос-

Таблица 1 / Table 1

Оценка соответствия бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в Законе № 459-ФЗ стратегическим документам Российской Федерации в области инвестиций / Assessment of compliance of budgetary appropriations on implementation of the budgetary investments in the Law No. 459-FZ to strategic documents of the Russian Federation in the field of investments

Наименование стратегического документа Российской Федерации в области инвестиций / The name of the strategic document of the Russian Federation in the field of investments Нормативное значение целевого индикатора в области инвестиций / Standard value of the target indicator in the field of investments Прогнозное значение целевого индикатора в области инвестиций, по данным Закона № 459-ФЗ / Expected value of the target indicator in the field of investments, according to the Law No. 459-FZ Заключение о соответствии Закона № 459-ФЗ стратегическому документу / Conclusion about compliance of the Law No. 459-FZ to the strategic document

2022 2020 2021

1. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении) / The volume of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments (in absolute figures)

Указ № 204 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2022 No. 204 1-5-е место в числе ведущих экономик стран мира 10-13-е место 10-13-е место 10-13-е место Не соответствует

2. Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП / Share of investments in fixed capital as a percentage to GDP

Указ Президента РФ от 07.05.2022 № 596 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2022 No. 596 Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП – 27% 10,3/ 9,9/70 9,2/ Не соответствует

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2022 / Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly of the Russian Federation of 01.03.2022 Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП – 27% 10,3/ 9,9/70 9,2/ Не соответствует

3. Доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций / Share of program financing of the budgetary investments in the total amount of budgetary appropriations on implementation of investments

Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 179) / Budgetary code of the Russian Federation (Art. 179) Соответствие объемов бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций государственным программам Не утверждена государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Соответствует частично

Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2022 № 1101-р / Order of the Government of the Russian Federation of 30.06.2022 No 1101-r Доля программного финансирования бюджетных инвестиций: 90-100°% 94,0/ 92,5/ 92,7/ Соответствует

4. Структура программного финансирования бюджетных инвестиций / Structure of program financing of the budgetary investments

Указ № 204 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2022 No. 204 Приоритетные задачи: демография; здравоохранение; образование; жилье; экология; наука и др. Приоритетные задачи: транспорт; обороноспособность; наука и технологии; Республика Крым и г. Севастополь; атомный комплекс Соответствует частично

Источник/ Source: составлено автором по данным URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2022, Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2022, to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

Таблица 2 / Table 2

Необходимый рост бюджетных и негосударственных инвестиций в экономику России в 2022-2021 гг. / Necessary growth of the budgetary and non-state investments into economy of Russia in 2022-2021

Наименование показателя, трлн руб. / Name of indicator (in trillion rubles) Год / Year

2022 2022 2022 2020 2021

Валовой внутренний продукт / Gross domestic product 92,0 98,2 105,8 110,7 118,4

Необходимый объем инвестиций (в соответствии с задачами Президента РФ – 27% ВВП) / The necessary volume of investment (according to tasks of the President of the Russian Federation – 27% of GDP) 24,9 26,5 28,6 29,9 32,0

Необходимый объем негосударственных инвестиций / Necessary volume of non-state investments 20,5 21,9 23,6 24,7 26,4

Необходимый объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета / Necessary volume of the budgetary investments from the federal budget 2,5 2,7 2,9 3,0 3,2

Фактический объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета в 2022 г., плановый объем в 2022-2021 гг. / The actual volume of the budgetary investments from the federal budget in 2022, planned volume in 2022-2021 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5

Необходимый рост бюджетных инвестиций из федерального бюджета / Necessary growth of the budgetary investments from the federal budget – – 2,4 2,5 2,7

Фактический объем негосударственных инвестиций в 2022 г. / The actual volume of non-state investments in 2022 10,3 – – – –

Необходимый рост негосударственных инвестиций (на основе данных 2022 г.) / Necessary growth of nonstate investments (on the basis of data of 2022) – – 13,3 14,4 16,1

Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

сии из всех источников финансирования должны будут составить приблизительно 32 трлн руб. против 12-13 трлн руб. на сегодняшний момент. Следовательно, необходим значительный приток инвестиций как из бюджетов бюджетной системы, так и из негосударственного сектора.

Согласно данным Росстата, в 2022-2022 гг. доля государственного сектора в финансировании инвестиций составляла в среднем 17% (в том числе из средств федерального бюджета — 10%)2. Финансирование инвестиций из негосударственных

2 Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/ nonfinancial/ (дата обращения: 11.10.2022).

источников в среднем равняется 82,5%. На основании этих данных и исходя из задач, поставленных Президентом РФ, можно сделать вывод о том, что объемы инвестиций в 2022-2021 гг. из различных источников должны резко возрасти по сравнению с фактическими данными 2022-2022 гг. и плановыми бюджетными параметрами 2022-21 гг. (табл. 2).

2. Направление дополнительного объема бюджетных инвестиций в проекты, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития России, обозначенные в Указе № 204, в первую очередь на образование, здравоохранение, доступное жилье [13, 14]. Бюджетные инвестиции в эти сферы целесообразно довести до 10% общего объема бюджетных инвестиций

Таблица 3 / Table 3

Необходимый рост бюджетных инвестиций федерального бюджета в образование, здравоохранение, доступное жилье в 2022-2021 гг. / Necessary growth of the budgetary investments of the federal budget into education, health care, affordable housing in 2022-2021

Наименование показателя, млрд руб. / Name of indicator (in billion rubles) Год / Year

2022 2020 2021

Необходимый объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета, в том числе: / Necessary volume of the budgetary investments from the federal budget, including 2900 3000 3200

– в образование / into education 290 300 320

– в здравоохранение / into health care 290 300 320

– в доступное жилье / into affordable housing 290 300 320

Фактический объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета в 2022 г., плановый объем в 2022-2021 гг., в том числе: / The actual volume of the budgetary investments from the federal budget in 2022, planned volume in 2022-2021, including 544,0 549,7 545,1

– в образование / into education 37,6 37,7 31,3

– в здравоохранение / into health care 35,8 44,5 33,6

– в доступное жилье / into affordable housing 20,7 21,1 27,0

Необходимый рост бюджетных инвестиций из федерального бюджета, 20222021 гг., в том числе: / Necessary growth of the budgetary investments from the federal budget, 2022-2021, including 2356,0 2450,3 2654,9

– в образование / into education 252,4 262,3 288,7

– в здравоохранение / into health care 254,2 255,5 286,4

– в доступное жилье / into affordable housing 269,3 278,9 293,0

Источник/Source: составлено автором по данным Федеральных законов от 05.12.2022 № 362-ФЗ, 29.11.2022 № 459-ФЗ / compiled by the author according to data of the Federal law of 05.12.2022 No. 362-FZ, 29.11.2022 No. 459-FZ.

федерального бюджета (в каждую сферу). Расчет предлагаемых объемов бюджетных инвестиций приведен в табл. 3.

3. Создание условий для роста негосударственных инвестиций, в том числе:

• обеспечение стабильно низкой инфляции и общей устойчивости экономики [15];

• снижение кредитных ставок и повышение доступного кредита для бизнеса;

Читайте также:  Накопительный счет под высокий процент / Уральский Банк Реконструкции и Развития

• рост реальных доходов населения, повышение склонности населения к сбережению;

• увеличение производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе.

список источников

1. Моттаева А. Б. Инвестиции в инфраструктуру: бюджетное финансирование или ГЧП. Экономика и предпринимательство. 2022;5(94):1214-1218.

2. Фирсова Е. А. Пути повышения эффективности бюджетных инвестиций. В сборнике: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. XXXVIII научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности университета за 2022 год. 2022:167-170.

3. Сидорова Е. Н. Оценка социально-экономической эффективности бюджетных инвестиций: методология, нормативно-правовой аспект. В книге: Труды VII всероссийского симпозиума по экономической теории. 2022:161-162.

4. Худько Е. В., Могучев Н. С. Сравнительный анализ использования бюджетных инструментов государственной инвестиционной политики в мире. Российское предпринимательство. 2022;17(9):1145-1158. DOI: 10.18334/rp.17.9.35172

5. Belov A. V. Tax revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2022;4(1):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2022.4.1.044

6. Раков И. Д., Урумов Т. Р. Особенности распределения бюджетных инвестиций в инфраструктуру в России. Экономические исследования. 2022;4:2-5.

7. Мастеров А. И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент инвестиционного стимулирования деловой активности. Экономика. Налоги. Право. 2022;11(3):77-82. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-11-3-77-82

8. Сангинова Л. Д., Арбузова А. И. Государственный инвестиционный менеджмент как система повышения эффективности бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты. Экономика и предпринимательство. 2022;11-1(76):811-816.

9. Семенова Н. Н., Сундикова И. В. Бюджет как инструмент стимулирования инвестиционной активности. Приоритетные направления развития науки и образования. 2022;1(8):388-393.

10. Арбузова А. И. Бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты как инструмент экономического развития. Научные записки молодых исследователей. 2022;3:40-44.

11. Шляхтин А. Е., Абзалов К. В., Вотинова Е. И. Бюджетные инвестиции как инструмент государственной инвестиционной политики. В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам Сборник научных статей. 2022:559-561.

12. Шахбазян Д. А. Повышение эффективности федеральных бюджетных инвестиций. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022;7:83-86.

13. Блажнюк В. А. Направления повышения эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации. Вестник современных исследований. 2022;6.2(21):48-50.

14. Мастеров А. И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России. Финансы и кредит. 2022;24(5-773):1211-1228. DOI: 10.24891/fc.24.5.1211

15. Voronzhak P., Karpenko L., Suprunenko A. The policy of investment controlling in the system of financial and economic security. В сборнике: Science and education: trends and prospects Collection of scientific articles. 2022:202-205.

references

1. Mottayeva A. B. Investments into infrastructure: budgetary financing or PPP. Ekonomika i predprinimatel’stvo = Economy and business. 2022;5(94):1214-1218. (In Russ.).

2. Firsova E. A. Ways of increase in the budgetary investments efficiency. In the collection: Russia and St. Petersburg: economy and education in the 21st century the XXXVIII scientific conference of the faculty, research associates and graduate students following the results of research activity of the university for 2022. 2022:167-170. (In Russ.).

3. Sidorova E. N. Assessment of social and economic efficiency of the budgetary investments: methodology, standard and legal aspect. In the book: Works VII of the All-Russian symposium on the economic theory. 2022:161-162. (In Russ.).

4. Hudko E. V., Moguchev N. S. The comparative analysis of use of the budgetary instruments of the state investment policy in the world. Rossijskoe predprinimatel’stvo = Russian business. 2022;17(9):1145-1158. (In Russ.). DOI: 10.18334/rp.17.9.35172

5. Belov A. V. Tax revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2022;4(1):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2022.4.1.044

6. Rakov I. D., Urumov T. R. Features of distribution of the budgetary investments into infrastructure in Russia. Ekonomicheskie issledovaniya = Economic researches. 2022;(4):2-5. (In Russ.).

58

Р. А. Аландаров

7. Masterov A. I. Program and target budgeting as instrument of investment stimulation of business activity. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;11(3):77-82. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2022-11-3-77-82

8. Sanginova L. D., Arbuzova A. I. State investment management as system of increase in efficiency of the budgetary investments into infrastructure projects. Ekonomika i predprinimatel’stvo = Economy and business. 2022;11-1(76):811-816. (In Russ.).

9. Semyonova N. N., Sundikova I. V. Budget as instrument of stimulation of investment activity. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya = Priority directions of development of science and education. 2022;1(8):388-393. (In Russ.).

10. Arbuzova A. I. Budgetary investments into infrastructure projects as instrument of economic development. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej = Scientific notes of young researchers. 2022;3:40-44. (In Russ.).

11. Shlyakhtin A. E., Abzalov K. V., Votinova E. I. The budgetary investments as the instrument of the state investment policy. In the collection: International youth symposium on management, economy and finance. Collection of scientific articles. 2022:559-561. (In Russ.).

12. Shakhbazyan D. A. Increase in efficiency of federal budgetary investments. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and business: theory and practice. 2022;7:83-86. (In Russ.).

13. Blazhnyuk V. A. The directions of increase in efficiency of the budgetary investments in the Russian Federation. Vestnik sovremennyh issledovanij = The Bulletin of modern researches. 2022;6.2(21):48-50. (In Russ.).

14. Masterov A. I. Program and target budgeting as the instrument of stimulation of economic growth in Russia. Finansy i kredit = Finance and credit. 2022;24(5-773):1211-1228. (In Russ.). DOI: 10.24891/fc.24.5.1211

15. Voronzhak P., Karpenko L., Suprunenko A. The policy of investment controlling in the system of financial and economic security. In the collection: Science and education: trends and prospects Collection of scientific articles. 2022:202-205.

информация об авторе

Аландаров Роман Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных

финансов, Финансовый университет, Москва, Россия

RAAlandarov@fa.ru

about the author

Alandarov Roman A. — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., the Public Finance Department, Financial University,

Moscow, Russia

RAAlandarov@fa.ru

Статья поступила:11.10.2022; принята к публикации 20.03.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 11.10.2022; accepted for publication 20.03.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

Российские акции: лидеры в каждом секторе

Нефтегазовый сектор. Среди потенциальных лидеров на 2021 г. — Лукойл и Газпром нефть.

Акции Лукойла интересны с точки дивидендов и роста курсовой стоимости. Лукойл может выплатить неплохие дивиденды по итогам 2020 г. — по предварительным оценкам, около 230-300 руб. на акцию.

Также позитивные моменты: сравнительная дешевизна по мультипликаторам относительно среднеотраслевых значений, высокая степень открытости, лояльность к миноритариям и менеджмент, заинтересованный в росте капитализации компании.

Акции Газпром нефти привлекательны при улучшении конъюнктуры на рынке нефти и росте квот на добычу в рамках ОПЕК . Компания обладает внушительным потенциалом увеличения добычи при росте цен. Также стоит отметить, что бумаги в последние месяцы отстают от более ликвидных представителей сектора, и это может быть временное явление.

Металлургия и добыча. Опережающую динамику в 2021 г. относительно отрасли могут показать акции Северстали, ММК, Норникеля.

Металлурги в 2021 г. при сохранении текущей конъюнктуры могут продемонстрировать отличные финансовые результаты. В I квартале внутренние цены могут продолжить рост вслед за конъюнктурой на мировом рынке, что оказывает поддержку акциям Северстали и ММК. Но стоит учитывать накопленную к концу года перегретость этих бумаг

Дивидендная доходность Норникеля на горизонте ближайших 12 месяцев может превысить 11%. Конъюнктура на ключевых рынках Норникеля остается благоприятной, а чрезмерного укрепления рубля нет наблюдается.

В 2020 г. акции золотодобытчиков демонстрировали рекордный рост. Наиболее крупными компаниями являются Полюс, Полиметалл и Петропавловск. Полюс — крупнейший игрок на российском рынке с лидирующими в мире показателями рентабельности. Полиметалл отличается высокой степенью диверсификации производства за счет добычи серебра.

Интересной акцией на грядущий год также можно отметить АЛРОСА. В начале осени конъюнктура на рынке алмазов начала восстанавливаться, а последние данные по объемам реализации позволяют рассчитывать на хорошую прибыль в IV квартале. При сохранении благоприятного сентимента на рынке алмазов бумаги компании могут показать умеренно положительную динамику в 2021 г.

Потребительский сектор. Потенциальным лидером в 2021 г. могут стать акции X5 Retail. Компания собирается нарастить дивиденды в 1,5 раза по итогам 2020 г.  X5 Retail — лидер российского рынка онлайн-ритейла, который вырос в условиях пандемии.

Среди интересных бумаг потребительского сектора также можно отметить Русагро. Менеджмент компании недавно обозначил минимальным уровнем дивидендных выплат 50% от чистой прибыли по МСФО против 25% ранее. Конъюнктура на ключевых рынках компании остается позитивной.

Химическая отрасль. Наиболее перспективное вложение на 2021 г. — ФосАгро. Компания может порадовать акционеров высокими дивидендами, так как конъюнктура в отрасли остается относительно стабильной, а рубль сравнительно слабым.

Сектор телекоммуникаций. Среди лидеров — МТС и Ростелеком.

МТС в 2021 г. планирует выплатить не менее 28 руб. на акцию, что по текущим котировкам соответствует 8,6% дивидендной доходности. Дополнительным драйвером роста может стать реализованный в 2020 г. buyback.

Ростелеком в 2020 г. улучшил финансовые результаты за счет консолидации Теле2 — это одна из мощных точек роста группы. В условиях пандемии толчок к росту получили цифровые сервисы Ростелекома, продолжили развитие облачные услуги.

Энергетический сектор. Перспективные бумаги: Юнипро, РусГидро, Ленэнерго-ап.

Ключевой фактор привлекательности кейса Юнипро — запуск энергоблока №3 Березовской ГРЭС и увеличение дивидендов на 43% до 0,317 руб. на бумагу. Дивидендная доходность в таком случае составит 11,6% по текущим котировкам.

РусГидро по итогам 2020 г. планирует увеличить дивиденды в 1,5 раза относительно предыдущего года.

По предварительным оценкам, дивиденды Ленэнерго за 2020 г. могут составить 14–16 руб. на акцию — дивидендная доходность в таком случае составит 9,3–10,7%.

Также отметим акции Интер РАО, как одного из самых дешевых генераторов на российском рынке.

Финансовый сектор. Лидерами могут остаться TCS Group, Московская биржа.

Обе компании отличаются фундаментально сильными кейсами, а приток инвесторов на фондовый рынок — качественный долгосрочный драйвер, от которого выигрывают они выигрывают.

Сбербанк отличается качественным кредитным портфелем, высокими показателями достаточности капитала, а также развивает собственную экосистему. В конце года акции Сбербанка сильно выросли, но могут быть привлекательны на локальных просадках.

Можно также обратить внимание на акции QIWI. Если предположить, что компания сможет оперативно разрешить регуляторные проблемы, то бумаги имеют значительный потенциал роста.

Транспортный сектор. Лидером могут стать акции Аэрофлота.

Повсеместное распространение вакцины может привести к началу постепенного восстановления бизнеса компании. На текущий момент уже весь негатив заложен в котировки акций Аэрофлота. Вряд ли стоит ожидать стремительного взлета, однако на постепенный рост бумаг рассчитывать можно.

Подробнее о ситуации разных  отраслях — в полной версии статьи: Выбираем лидеров в каждом секторе на 2021

Сектор недвижимости.  Высокий спрос на недвижимость, который ожидается в 2021 г., означает потенциальный рост прибыли девелоперов.

ПИК — лидер российского рынка по вводу жилья. Мультипликаторы остаются на умеренном уровне, что не позволяет назвать компанию переоцененной. Высокая доля ипотеки в структуре продаж поддержит выручку компании в условиях низких ставок. Согласно стратегии, ПИК планирует расширять территориальную экспансию.

ЛСР — второй по размеру девелопер России. В инвестиционном кейсе ЛСР важную роль играют дивиденды, в 2021 г. возможно их возвращение к 78 руб., что поддержит привлекательность бумаг в условиях низких ставок.

Читайте также:  Выдача вклада после смерти вкладчика: порядок выдачи наследникам | Страница 2

Также в секторе недвижимости инвестор, склонный к повышенному риску, может рассмотреть облигации девелоперов из высокодоходного сегмента. Подробнее — в полной версии статьи: Рынок недвижимости 2021. Как на нем заработать

Экономика россии 2021. итоги, прогнозы

В 2021 году основное внимание экспертов было сфокусировано на теме восстановления экономики. Повестку 2022 года формируют опасения, связанные с финансовыми и геополитическими рисками, вопросы экономического роста смещены на второй план. В центре экономического внимания остается инфляция. 

При учете высокой точки входа в 2022 году, аналитики Группы компаний Финам повысили прогноз по инфляции на следующий год до 6%. Такой прогноз объясняется ожиданиями негативной конъюнктуры на формирующихся рынках, в том числе, курса рубля до 80 руб./долл. к концу 2022 г., дополнительными индексациями социальных расходов и ограниченным предложением на рынке трудовых ресурсов. Эксперты предполагают, что ставка ЦБ РФ продолжит повышаться, определить границу на сегодняшний день не представляется возможным.

Эксперты прогнозируют, что рост ВВП России в следующем году составит 1,5%. За январь – сентябрь 2021 года Россия продемонстрировала сильный рост ВВП на 4,6% по отношению к 2020 году на фоне высокого внешнего спроса, превышающего ожидания роста бюджетных расходов на 10% (к уровню 2020 г.), и роста розничных кредитов на 24% (к 2020 г.). Таким образом скорость восстановления превзошла даже самые позитивные прогнозы и показала самую высокую динамику за 10 лет. На рисунке ниже представлен график продовольственной и непродовольственной инфляции в России, в %, год к году.

Эк2_1.jpg

Источник: Финам по данным Росстата, Альфа-Банка

В октябре 2021 года инфляция в России достигла 8,1%(к аналогичному периоду 2020 г.), при этом 50-70% ускорения роста цен за год обусловлены внешними факторами. Среди них – скачок мировых цен на продовольствие (рост на 31% год к году), перебои в мировых цепочках поставок. В итоге инфляционные ожидания российских домохозяйств выросли до 13,5-13,6% в октябре-ноябре 2021 г. Последние статистические данные, по информации Финам, указывают на то, что после новой волны ускорения роста цен инфляция в России может достигнуть уровня 8,5% в конце 2021 г. Поэтому ключевым вопросом экономической повестки 2022 года остается сдерживание роста цен. На рисунке ниже показаны колебания мировых цен на продовольствие в %, год к году.

Эк2_2.jpg

Источники: Финам по данным FAO, Альфа-Банка

Внешний спрос остается устойчивым, однако в 2022 году повторение быстрого роста как в 2021 г. маловероятно. Еще одним фактором, определяющим инфляционную картину, будет состояние мировой экономики. По предварительным прогнозам, конъюнктура высоких цен на сырьевых рынках сохранится и в 2022 г. Высока вероятность и того, что мировая продовольственная инфляция останется высокой, что будет негативно влиять на локальные цены.

Проект бюджета федерального правительства на 2022 год предусматривает сокращение расходов на 2% по отношению к 2021 году. По мнению экспертов Финам, такой жесткий подход к данным расходам подставляется слишком амбициозным. Во-первых, проект бюджета был подготовлен в сентябре, когда инфляция прогнозировалась на уровне 5,8% к концу 2021 года, а не 8,0-8,5% как это произошло, поэтому следует ожидать увеличения социальных расходов. Во-вторых, финансирование расходов из Фонда национального благосостояния должно начаться с 2022 г., что может усилить повышательное давление на зарплаты на рынке труда. В числе дополнительных расходов, по словам вице-премьера Правительства России Андрея Белоусова, станут средства, необходимые на финансирование перехода к безуглеродной экономике. Инвестиции, которые могут потребоваться, могут составить порядка 3,2 трлн руб. в год (или 2-3% ВВП). На рисунке ниже показаны расходы федерального бюджета, в %, год к году, в период с 2000 по сентябрь 2021 года.

Эк2_3.jpg

Источники: Финам по данным Минфина, Альфа-Банка

Аналитики Финам прогнозируют рост российского ВВП на уровне 1,5% в 2022 г. По их мнению, в целом предстоящий год привнесет с высокой долей вероятности сильную финансовую волатильность, создав, при этом, негативный фон с точки зрения повестки экономического роста. Российская экономика продолжает выигрывать от смягчения квот по добыче в рамках соглашения ОПЕК и существуют отложенные из-за пандемии инвестиционные проекты, ожидающие своего завершения. Эксперты утверждают, что финансовая неопределенность и геополитические риски отвлекают внимание от вопросов экономического развития и делают экономическую повестку малоинтересной с точки зрения финансовых рынков. На рисунке ниже представлены чистые инвестиции российских домохозяйств в акции иностранных компаний в млрд руб. за период с 1 кв. 2022 года по 3 кв. 2021 года.

Эк2_4.jpg

Источники: Финам по данным ЦБ РФ, Альфа-Банка

Восстановление экономической активности в первой половине 2021 года вызвало рост торговли, превысивший допандемийный уровень. В связи с этим эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) повысили свои прогнозы по торговле в 2021 и 2022 гг. 

По расчётам экспертов, объем мировой торговли товарами в этом году вырастет на 10,8% у (предыдущий прогноз – 8%), а в 2022 году показатель составит 4,7%. Прогнозный показатель роста глобальной торговли в следующем году ниже практически в 2 раза, поскольку торговля товарами постепенно приблизилась к своей долгосрочной тенденции до пандемии, соответственно, в дальнейшем ее рост должен замедлиться. 

Аналитики ВТО согласны с мнением большинства экономистов, что наибольшие риски дальнейшему развитию несет распространение новых штаммов коронавируса. К другим угрозам для мировой экономики необходимо отнести существующий сегодня дефицит полупроводников, а также нагрузку на порты, которые не справляются с объемами грузов. Эти проблемы могут создать дополнительное давление на цепочку поставок в целом, но не должны оказать глобального влияния.

Рост торговли положительно скажется на динамике мирового ВВП, который, по прогнозам ВТО, составит 5,3% в 2021 и 4,1% в 2022 году. До этого экономисты прогнозировали увеличение на 5,1% и 3,8%, соответственно. Генеральный директор Всемирной торговой организации Нгози Оконджо-Ивеала заявила, что торговля имела критическое значение в борьбе с пандемией, и сегодняшний сильный рост подчеркивает, насколько будет велико ее значение в восстановлении мировой экономики.

Вместе с ростом мировой торговли увеличатся и различия между странами. Аналитики ВТО считают, что отсутствие вакцин в нуждающихся государствах может привести к появлению более опасных штаммов, которые отбросят назад мировой прогресс, достигнутый в области здравоохранения и экономики. Показатели развивающихся регионов и сегодня значительно отстают от среднемировых. Причиной эксперты считают неравный доступ к вакцинам. Так импорт в азиатском регионе увеличится на 9,1%, по сравнению с 2022 годом, в группе наименее развитых стран снизится на 1,6%. В странах СНГ экспорт вырастет на 0,6%, а импорт на 13,1%. 

Помощник президента России Максим Орешкин, выступая на международном форуме «Россия зовет!», который проходил в конце ноября в Центре международной торговли Москвы, рассказал о том, что правительства стран говорят о трех сценариях развития мировой экономики на фоне появления нового штамма Омикрон. Один из них – негативный, в случае, если новый вирус несет в себе высокую тяжесть заболевания и устойчивость к существующим вакцинам. Второй сценарий – «ложная тревога», возможный в том случае, если новый штамм окажется не таким серьезным, как предполагают, и позитивный сценарий, если тяжесть заболевания будет невысокой и новый штамм вытеснит Дельту. 

По словам Максима Орешкина, ученым необходимо несколько недель для выявления степени угрозы нового штамма. Однако достоверных данных по Омикрону пока крайне мало, поэтому строить точные прогнозы сложно. Оптимизм внушает то, что его выявили гораздо быстрее, чем штаммы Дельта и Бета. В свою очередь, главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах обращает внимание на опыт прошлых пандемий и утверждает, что последующие волны почти всегда проходят мягче предыдущих. По его мнению, развал соглашений ОПЕК , по объемам добычи нефти может иметь гораздо больший негативный эффект, чем новая волна пандемии. Высокие темпы вакцинации в России могли бы улучшить прогноз и они, скорее всего, будут повышаться в результате ужесточения требований со стороны государства. 

С утверждением, что основной риск для глобальной экономики несут новые штаммы COVID-19 и медленная вакцинация согласны эксперты Bloomberg Economics. Объясняя осенью неравномерное восстановление экономики, эксперты отметили, что именно по этим причинам США и Китай существенно вырвались вперед, в то время, как, например, Япония осталась в состоянии рецессии из-за медленного процесса вакцинации.

Аналитики Всемирного банка также видят риски для перспектив восстановления мировой экономики из-за вероятности новой волны COVID-19. По их оценкам, количество случаев заражения растет во всем мире, что может сказаться на уровне экономической активности в 2022 году. Экономисты утверждают, что уровень вакцинации населения от COVID-19 станет одним из основных факторов, определяющих прогноз для стран на предстоящий год.

Всемирный банк также опубликовал доклад по России, в котором прогноз по росту российской экономики был снижен на 0,4 п. п. по сравнению с октябрьскими ожиданиями (до 2,4%). По словам главного экономиста ВЭФ по России Дэвида Найта, это связано с более быстрыми темпами восстановления экономики в 2021 году, которые сокращают потенциал роста в 2022 году. 

В этом году российские экономические показатели превысили пиковые значения. Ожидания по следующему году ухудшились из-за новой волны COVID-19, низких темпов вакцинации в стране и потенциальных ограничений на передвижение (инициативы по введению QR-кодов в транспорте, кафе и магазинах). Также сдерживающее влияние на рост экономики России оказывает и ужесточение денежно-кредитной политики из-за ускорения инфляции.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ухудшила прогноз роста мирового ВВП в текущем году на 0,1 п. п. до 5,6%. В следующем году, по ее оценкам, глобальная экономика вырастет на 4,5%, что соответствует сентябрьскому прогнозу ОЭСР. 

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, ухудшение прогнозов, которое сегодня делают международные организации, отражает скорее осознание того, что ограничительные меры сохранятся в ежедневной жизни: «Снижение прогнозов является следствием неприятного сюрприза, что пандемия не заканчивается, – все-таки была надежда, что мы перевернем эту страницу. Это транслируется в новые параметры деятельности бизнеса и рынка труда, и это становится не временным, а постоянным, встроенным ограничением, которое несет дополнительные издержки».

Эксперт считает, что вопрос вакцинации пока является дополнительным фактором стресса для российского рынка труда и именно от него будет зависеть ускорение этого процесса. Если в Европе в ряде стран уже были приняты решения, что трудовая деятельность подразумевает вакцинацию, то в России, по ее словам, такой прямой связи не было: «Не было такого, что люди, которые приняли решение не вакцинироваться, на длительном промежутке были ограничены в своих социальных возможностях».

Многие аналитики полагают, что основным ограничением для российской экономики в 2022 году может стать ужесточение денежно-кредитной политики, что повлечет сдерживание потребительского спроса. При этом драйверами роста будут нефтегазовый сектор и останавливающаяся сфера услуг. Главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков заявляет, что наибольшее ускорение придется на добычу нефти и ассоциированные секторы, такие как нефтехимия: «Мы ждем роста российской экономики на 2,5% в следующем году в условиях, когда циклические секторы будут скорее замедляться – это касается розничной торговли, финансового сектора и кредитования».

3.151654148033

Оцените статью
Adblock
detector