Саудовская аравия в 21 веке
После теракта в Нью-Йорке 11.9.2001 С. А. разорвала дипломатич. отношения с афг. правительством талибов, лишила сауд. гражданства У. бен Ладена и вступила в междунар. антитеррористич. коалицию, направившую войска в Афганистан. В 2003 С. А. подвергла критике намерение США нанести воен. удар по Ираку, считая возможным урегулировать разногласия с режимом С. Хусейна политич. методами. Однако в дальнейшем С. А. присоединилась к антииракской коалиции, а после свержения правительства Ирака приняла участие в оккупации и реконструкции этой страны.
В связи со смертью Фахда ибн Абд аль-Азиза на сауд. трон вступил (1.8.2005) наследный принц Абдаллах ибн Абд аль-Азиз. При нём 19.10.2006 принят Закон о К-те по принесению клятвы. Он окончательно урегулировал процедуру назначения наследника престола и предписал обязат. согласование его кандидатуры представителями всех фракций семейства Саудидов и принесение ему клятвы верности. В окт. 2022 и июне 2022 этот закон был применён на практике при назначении наследниками престола соответственно Наефа ибн Абд аль-Азиза (ум. летом 2022) и Салмана ибн Абд аль-Азиза. Стремясь придать бóльшую стабильность режиму, 27.3.2022 Абдаллах ибн Абд аль-Азиз назначил Мукрина ибн Абд аль-Азиза на вновь созданный пост наследника престола. Это решение было вызвано состоянием здоровья Салмана ибн Абд аль-Азиза и направлено на поддержание непрерывности смены сыновей Ибн Сауда на вершине политич. власти.
В период правления Абдаллаха ибн Абд аль-Азиза в 2005 был расширен состав КС. Число его назначаемых членов увеличилось с 60 до 150 чел. Они стали представлять все регионы и конфессиональные группы страны. В 2022 КС был наделён правом законодат. инициативы. В февр. 2022 в нём появилась «женская фракция» (в КС при сохранении его прежней численности было введено 30 женщин). В соответствии с указом короля, начиная с 2022, женщины смогут принимать участие и в муниципальных выборах. Введению женщин в состав КС предшествовали начинания, направленные на расширение их участия в обществ. жизни и на их правовую эмансипацию. Сауд. женщины стали получать удостоверения личности, приниматься на службу в министерства и ведомства, занимать посты ректоров «ун-тов для женщин», избираться в руководящие органы торгово-пром. палат, обществ. ассоциаций, работать в «женских отделениях» крупных магазинов. В стране активно обсуждается вопрос о дальнейшем расширении прав женщин, в т. ч. об отмене запрета на вождение ими автомобилей.
Важное место во внутр. политике Абдаллаха ибн Абд аль-Азиза уделялось ослаблению влияния улемов на сауд. общество и гос-во. Из юрисдикции корпуса законоучителей была изъята сфера женского образования, переданная Мин-ву образования, под эгиду монарха перешёл Кассационный суд (2007), в результате чего гос-во получило возможность полного контроля над шариатским судопроизводством, стала осуществляться кодификация ханбалитского права. В февр. 2009 Абдаллах ибн Абд аль-Азиз реформировал Совет высших улемов (назначение в него полностью контролируется властью), введя в его состав богословов, представляющих неханбалитские суннитские правовые школы. Тем самым они получили офиц. признание в С. А. Летом 2022 в состав Совета министров введён представитель исмаилитской общины, занявший пост министра по делам КС.
С. А. не испытала потрясений периода т. н. араб. весны, хотя под влиянием событий в соседних странах в С. А. активизировалась внутриполитич. жизнь, получило развитие петиционное движение, участники которого требовали углубления конституц. реформ и введения в стране «парламентской монархии», а также была предпринята попытка создания Исламской партии нации. В 2022 С. А. возглавила инициативу ССАГПЗ, направленную на отставку президента А. А. Салеха и на достижение политич. изменений в Йемене мирным путём, предотвратив тем самым вооруж. противоборство власти и оппозиции. Исполняющий обязанности президента Йемена А-Р. М. Хади, бывший вице-президент А. А. Салеха, в 2022 избранный главой государства на переходный период, стал ключевым партнёром С. А. В 2022–15, осуждая захват севера Йемена, осуществлённый Движением аль-Хуси (хуситами) при поддержке А. А. Салеха и Ирана, С. А. содействовала выработке единой позиции ССАГПЗ, который квалифицировал Движение аль-Хуси (Ансар Аллах) как «террористическую организацию». В марте 2022 С. А. возглавила коалицию 9 государств региона, введших в страну войска по приглашению правительства А-Р. М. Хади для восстановления конституционного порядка. Силы коалиции смогли вернуть под правительственный контроль часть территории Йемена, однако занять Сану, столицу страны, и Ходейду, крупнейший порт на Красном море, им не удалось. Продолжение боевых действий привело также к нанесению хуситами ракетных ударов по саудовской территории.
С. А. поддержала действия ливийской оппозиции по свержению режима М. Каддафи в 2022, при этом долгое время придерживалась политики невмешательства в начавшийся в 2022 внутриливийский конфликт (тем не менее, в 2022 оказала помощь наступавшей на Триполи Ливийской национальной армии Х. Хафтара). В марте 2022 сауд. руководство, основываясь на просьбе бахрейнского монарха и заявляя о необходимости «противостояния иран. экспансии», ввело свои войска (поддерживавшиеся вооруж. силами некоторых стран ССАГПЗ) на территорию Бахрейна. Сауд. руководство негативно отнеслось к свержению егип. президента М. Х. Мубарака в феврале 2022, отказало в поддержке избранному в 2022 М. Мурси (связанному с движением Братьев-мусульман), одобрило его отстранение от власти и установило тесные отношения с новым главой Египта А. Ф. ас-Сиси. Поддерживаемая саудовскими властями салафитская египетская партия аль-Нур также выступила против Братьев-мусульман на стороне нового режима. Несмотря на обострившуюся в 2022–17 проблему принадлежности спорных островов Тиран и Санафир в заливе Акаба (были переданы Королевству в 2022) и нежелание Египта активно участвовать в боевых операциях возглавляемой С. А. коалиции в Йемене, близкие отношения между двумя странами сохраняются. Продолжая курс на противодействие «гегемонизму» Ирана в исламском мире и в зоне Персидского зал., С. А. приветствовала отставку правительства Нури аль-Малики в Ираке и ныне считает возможным открытие сауд. посольства в Багдаде, объявляя, тем не менее, недостаточным присутствие местных суннитов во властных структурах. Сауд. правительство осуждает Израиль за проводимые им карательные акции в секторе Газа, однако отказывается от контактов с движением ХАМАС и оказывает поддержку Палестинской нац. администрации во главе с М. Аббасом. Противодействуя радикальным настроениям в араб. мире, С. А. рассматривает выдвинутую Абдаллахом ибн Абд аль-Азизом в ходе бейрутского саммита ЛАГ (март 2002) «араб. мирную инициативу» как направленную на достижение окончат. политич. урегулирования арабо-израильского конфликта.
В связи со смертью Абдаллаха ибн Абд аль-Азиза 23.1.2022 на сауд. престол вступил Салман ибн Абд аль-Азиз. 29.4.2022 он объявил наследным принцем своего племянника – Мухаммеда ибн Наефа, а его преемником – своего сына Мухаммеда ибн Салмана.
Эпоха правления сыновей Ибн Сауда завершалась, будущими правителями С. А. должны были стать внуки «короля-основателя». Вместе с тем в 2022 высший эшелон политического истеблишмента вновь подвергся изменениям. Наследником престола и первым заместителем главы правительства (которым является правящий монарх) стал прежний преемник наследника престола, сын Салмана ибн Абд аль-Азиза Мухаммед бен Салман, сохранивший пост министра обороны.
Трансформация политической системы была продолжена выборами в муниципальные советы, в которых впервые участвовали женщины, и огосударствлением религии, которая, как заявил в октябре 2022 нынешний наследный принц, будет «возвращением ко времени до 1979», «вновь станет исламом умеренности, открытым миру, всем религиям, всем народам и традициям», «покончит с остатками экстремизма». В июне 2022 женщины получили право водить автомобиль – важнейшее требование сауд. сторонников реформ было реализовано. В начале 2022 были открыты кинотеатры, в мае 2022 С. А. впервые участвовала в Каннском кинофестивале. Проведённое 23 сентября 2022 празднование «национального дня» сопровождалось фейерверками и концертами (на которые допускались и женщины), прежде табуированные публичные выступления певцов и музыкантов вышли из-под запрета. Частью повседневности стали театральные постановки, музыкальные вечера (в 2022 в Дахране выступал симфонический оркестр петербургского Мариинского театра) и выставки живописи.
Перестройка хозяйства на принципах открытости, приватизации и избавления от нефтяной зависимости была провозглашена основой нового экономического курса – реализация разработанного под руководством принца Мухаммеда бен Салмана проекта «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» обрела характер национальной идеи. С. А. провозглашалась «центром, связывающим три континента», а «созидание партнёрских отношений 21 в.» определялось как курс на превращение страны в часть «мира современности». Проект предлагал и иную конструкцию саудовского социума, более не растворявшегося в «арабо-мусульманской нации», а становившегося «народом», состоящим из «граждан и гражданок отечества», а не «подданных правителя». Наследник престола – выразитель чаяний «саудовской молодёжи» заявлял о желании создать страну, «не опирающуюся на нефть, с растущей экономикой и прозрачными законами».
Проект «Видение: 2030» был принят в то время, когда саудовская экономика столкнулась с трудностями, определявшимися снижением цен на нефть и увеличением военных расходов на проведение военной операции в Йемене, помощь сирийской антиправительственной оппозиции, противостояние международной террористической организации Исламское государство (ИГ, организация признана террористической, её деятельность запрещена в РФ в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму») в составе возглавляемой США антитеррористической коалиции, борьбу со сторонниками этой организации на саудовской территории. В конце декабря 2022 было объявлено о пересмотре цен на нефтепродукты, газ, электроэнергию и воду для граждан, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В феврале 2022 правящий монарх осуществил переформатирование структуры государственного аппарата, инициировав создание Совета по экономике и развитию, курирующего экономические и социальные министерства и ведомства, и Совета по политике и безопасности (к ведению которого отнесены структуры внутриполитического ведомства, министерства чрезвычайных ситуаций и специальные службы).
После прихода к власти в 2022 король Салман начал проводить курс по перестройке экономики страны, включающий сотрудничество с частным сектором, в том числе и иностранными фирмами, развитие малых и средних предприятий, отказ от политики экономического дирижизма и открытие страны для иностранных инвестиций. В апреле 2022, конкретизируя планы предстоящих реформ, принц Мухаммед ибн Салман представил проект «Видение: 2030», в рамках которого поставил вопрос о возможности приватизации электроэнергетики, неиспользуемых государственных земель, здравоохранения, образования, части военных предприятий, а также о постепенном акционировании (начиная с 2022) крупных промышленных компаний, включая и ведущее звено хозяйственной системы – «Saudi Aramco», активы которой переходили под контроль вновь созданного Генерального инвестиционного фонда. Диверсификация экономики с опорой на развитие ненефтяного сектора (сфера обслуживания, банки, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, туризм, восполняемая энергетика) провозглашалась основной задачей проекта.
В соответствии с проектом, С. А. должна была переместиться с 25-го места в первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик мира. Предполагалось, что доля прямых иностранных инвестиций в ВВП страны к 2030 увеличится с 3,8 до 5,7%, а доля частного сектора в ВВП – с 40 до 65%. Планировалось создание цифровой инфраструктуры, развитой ритейлерской сети, строительство новых (и модернизация существующих) железных дорог, морских и воздушных портов. К 2030 С. А. должна была подняться с 49-го на 25-е место в мире и на первое место в регионе по логистической обеспеченности, предполагалось появление в С. А. «открытого миру финансового рынка». Многообещающими секторами «Видение: 2030» называло возобновляемую энергетику, туризм, горнодобывающую промышленность, металлургию. Становление «зон свободной торговли» выступало как инструмент развития новых отраслей экономики. В проекте подчёркивалось, что С. А. занимает третье место в мире по уровню военных расходов, при том, что только 2% этих расходов реализуется в самой стране. Это обстоятельство заставляло авторов «Видения: 2030» ставить вопрос (обосновывая его «региональными вызовами») о необходимости создания военной промышленности, способной удовлетворить 50% потребностей армии и флота.
Обретение поста наследника престола позволило Мухаммеду бен Салману расширить сферу полномочий. С июня 2022 под его руководство перешли структуры, входящие в Совет по политике и безопасности, ранее подчинённые прежнему наследнику престола. Начавшаяся в ноябре 2022 антикоррупционная кампания укрепила позиции Мухаммеда бен Салмана. 4 ноября того же года монаршим указом был создан руководимый им Национальный антикоррупционный комитет, итогом деятельности которого стали аресты членов королевской семьи (включая министра по делам Национальной гвардии, сына предшественника Салмана бен Абд аль-Азиза на троне принца Мутаиба ибн Абдаллы), бизнесменов и высших государственных чиновников. Возвращённые государству средства предназначались для финансирования «Видения: 2030» и объявленного наследным принцем в конце октября 2022 проекта NEOM – основанного на использовании робототехники индустриальной агломерации на северо-западе страны и в пределах прилегающей иорданской и египетской территорий. Антикоррупционная кампания была воспринята как средство чистки политического поля, необходимое для консолидации власти Мухаммеда бен Салмана. Оставаясь второй фигурой политического истеблишмента С. А., принц стал восприниматься в качестве реального правителя государства.
Затронув крупный бизнес (часто связанный с членами правящей семьи), антикоррупционная кампания стала инструментом подчинения этого сегмента экономики государству. К началу 2022 наследный принц, отбросив принцип «сохранения баланса» между фракциями династии, взял под свой контроль армию, Национальную гвардию и Управление государственной безопасности. Признание вызвавшего международный скандал убийства журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2022 в саудовском консульстве в Стамбуле (вина за которое была возложена на сотрудников Службы внешней разведки) вызвало к жизни указ о формировании возглавленной Мухаммедом бен Салманом комиссии, задача которой состояла в «перестройке» этой службы, перешедшей под контроль наследника престола. Началась эпоха трансформации власти из горизонтальной (и основанной на балансе интересов групп и фракций элиты) в вертикальную, предполагающую концентрацию полномочий в руках действующего от имени короля наследного принца; другие принцы превращались в государственных служащих, переставая быть партнёрами по власти. Реформы «сверху» формировали «четвёртое саудовское государство». Мухаммед бен Салман продолжил курс своих предшественников, возобновив государственную монополию на осуществление дозированных модернизационных изменений. Этот курс сужал процесс создания базовых основ гражданского общества, подавлял активных сторонников коренных перемен, игнорируя протесты международного сообщества и требуя от граждан безусловной лояльности правителю.
Полномочия принца не ограничивались внутренней политикой. Расширение сферы его влияния на внешнюю политику демонстировали многочисленные дипломатические миссии, включая встречи Мухаммеда бен Салмана с Б. Обамой, Д. Трампом, В. В. Путиным, Си Цзиньпином, главами Великобритании, Франции, Японии, государств арабо-мусульманского мира. Перемены в окружающем С. А. геополитическом пространстве, ставшие итогом «арабской весны» и, как утверждали в Эр-Рияде, «иранской экспансии», оставили в прошлом прежнюю мягкую дипломатию, опиравшуюся на финансово-экономические возможности и отказ от прямого участия в региональных конфликтах. Внешняя политика ужесточалась.
С. А. видела в Иране основного регионального противника. Произошедший в январе 2022 разрыв саудовско-иранских дипломатических отношений способствовал эскалации антииранской риторики, обвинявшей Иран в проведении «террористического» регионального курса. Саудовское понимание источника терроризма предопределило начавшуюся в марте 2022 военную операцию против йеменской военизированной религиозно-политической группировки хуситов ‒ Ансар Аллах. Разрыв политических и экономических связей с Катаром в июне 2022, обвинённого в сохранении союза с Тегераном, выглядел как попытка заставить эту страну отказаться от проведения самостоятельного внешнеполитического курса. Курс на противостояние Ирану привёл к прекращению саудовских контактов с движением ХАМАС, а также включению ливанской Хезболлы в саудовский «чёрный список» террористических организаций [наряду с ИГ и Аль-Каидой (организация признана террористической, её деятельность запрещена в РФ в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму»)]. В рамках того же курса С. А. продолжила линию на сближение с Ираком, развивая политические и экономические отношения с Багдадом после отставки в 2022 проиранского правительства Нури аль-Малики и прихода к власти правительства Хайдера аль-Абади, в 2022 кабинета Аделя Абд аль-Махди, а в 2020 – правительства Мустафы аль-Казыми. В рамках улучшения двусторонних отношений саудовское руководство в лице Мухаммеда бен Салмана в 2022 также установило контакты с Муктадой ас-Садром, главой иракской лево-националистической парламентской «Коалиции за реформы» и одним из лидеров иракской шиитской общины, выступающим, в отличие от большинства своих единоверцев, за снижение иранского влияния на Ирак.
Противостояние Ирану определило сближение С. А. с Израилем, рассматривающимся в качестве естественного противника иранской региональной экспансии. Обе страны осуществляют контакты в сфере обмена разведывательной информацией, а также в определённой мере в сфере военно-технического сотрудничества. Саудовские политики публикуются в израильской прессе, а израильские – в некоторых саудовских СМИ. При этом официальная линия саудовского руководства состоит в поддержке «законных прав» палестинского народа, а также урегулировании арабо-израильского конфликта на основе решений «международной законности», включая и «арабскую мирную инициативу». Поддерживая Палестинскую национальную администрацию во главе с М. Аббасом, С. А. осудила «сделку века» президента Трампа (план администрации президента Трампа по урегулированию израильско-палестинского конфликта), категорически отвергнув израильские территориальные притязания на часть территории Западного берега р. Иордан. Позиция саудовских властей не изменилась после нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко в 2020.
В 2020 С. А. столкнулась с распространением эпидемии коронавируса COVID-19 на своей территории. Приняв экстренные меры, направленные на борьбу с инфекцией, саудовское правительство запретило коллективные пятничные молитвы в мечетях, приостановило умру – малый хадж, закрыло для посещения и молитвы Заповедную мечеть Мекки и мечеть Пророка в Медине. Специальным указом короля Салмана бен Абд аль-Азиза на время эпидемии был введён режим карантина на всей территории страны, перемещение между провинциями категорически исключалось. Частичное возвращение к обычной жизни стало возможным только в конце мая – начале июня 2020. Возобновилась (но не в полном объёме) работа государственных учреждений и частных компаний. 31 мая того же года для ограниченного посещения были открыты мечети. Решая вопрос о хадже 2020, правительство ограничило участие в нём только теми, кто проживает в С. А., подчеркнув безусловность полного соблюдения всех профилактических норм.
По большинству глобальных и региональных проблем, касающихся Ближнего и Среднего Востока, прежде всего, Ирака, Афганистана, Йемена, Судана, арабо-израильского конфликта, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с экстремизмом и терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком и пиратством, по тематике «Группы двадцати» позиции РФ и С. А. совпадают или близки. Поддерживаются двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. В сент. 2003 Москву посетил с офиц. визитом будущий король С. А. Абдаллах ибн Абд аль-Азиз, в ходе которого прошли его переговоры с президентом РФ В. В. Путиным. В февр. 2007 состоялся офиц. визит В. В. Путина в С. А. Подписан комплекс двусторонних договоров, меморандумов и протоколов, в т. ч. Генеральное соглашение от 20.11.1994. В ходе саммита Группы Двадцати в сентябре 2022 состоялась встреча В.В. Путина и принца Мухаммеда бен Салмана, в ходе которой было достигнуто неформальное соглашение о снижении добычи нефти странами ОПЕК и Россией с целью поддержания цен этого типа энергоносителей на мировом рынке. Соглашение соблюдалось обеими сторонами до марта 2020. В октябре 2022 состоялся визит в Москву короля Салмана ибн Абд аль-Азиза, в ходе которого были достигнуты новые договорённости об энергетическом, военно-техническом и космическом сотрудничестве между двумя государствами. Этот визит способствовал политическому сближению стран: Россия закрыла своё дипломатическое представительство в Сане, столице Йемена, находящейся под контролем повстанцев-хуситов, воюющих с просаудовской коалицией. С. А. со своей стороны перестала голосовать в ООН за резолюции, осуждающие политику РФ в Крыму и в отношении Украины. С 2002 функционируют Совместная межправительств. рос.-сауд. комиссия по торгово-экономич. и научно-технич. сотрудничеству и Рос.-сауд. деловой совет (в рамках Рос.-араб. делового совета). В С. А. реализуют крупные проекты рос. компании ОАО «ЛУКОЙЛ Оверсиз», в т. ч. в рамках совместного с «Saudi Aramco» предприятия «LUKOIL Saudi Arabia Energy» (LUKSAR), ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Глобалстрой-Инжиниринг» и др.
Сфера рос.-сауд. отношений ни в историч. ретроспективе, ни сегодня не свободна, однако, от проблем, осложняющих взаимопонимание между двумя странами. Сауд. государственные и частные фонды под лозунгом «исламской солидарности» активно действовали на рос. Сев. Кавказе, оказывая финансовую поддержку чеч. сепаратистам. Только в сент. 2003, находясь в Москве, Абдаллах ибн Абд аль-Азиз заявил, что чеч. вопрос – «внутр. дело» России, и содействовал в дальнейшем оформлению рос. членства в ОИС в качестве страны-наблюдателя (с кон. июня 2005). С. А. с настороженностью относится к иран. ядерной программе, считая, что происходящие вокруг неё переговоры недостаточно учитывают её интересы и интересы стран ССАГПЗ. Наиболее значит. раздражителем в области рос.-сауд. отношений выступает ситуация в Сирии, в отношении которой С. А. формально настаивает на отставке Б. Асада и передаче власти Нац. коалиции сил сир. оппозиции и революции. Тем не менее, после прихода к власти короля Салмана ибн Абд аль-Азиза и его сына принца Мухаммеда бен Салмана в 2022, а также начала операции в Сирии российских ВКС в том же году позиция С. А. по сирийскому конфликту стала менее категоричной.