САУДОВСКАЯ АРАВИЯ • Большая российская энциклопедия – электронная версия

Саудовская аравия в 21 веке

По­сле тер­ак­та в Нью-Йор­ке 11.9.2001 С. А. ра­зорва­ла ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния с афг. пра­ви­тель­ст­вом та­ли­бов, ли­ши­ла са­уд. гра­ж­дан­ст­ва У. бен Ла­де­на и всту­пи­ла в ме­ж­ду­нар. ан­ти­тер­ро­ри­стич. коа­ли­цию, на­пра­вив­шую вой­ска в Аф­га­ни­стан. В 2003 С. А. под­верг­ла кри­ти­ке на­ме­ре­ние США на­нес­ти во­ен. удар по Ира­ку, счи­тая воз­мож­ным урегу­ли­ро­вать раз­но­гла­сия с ре­жи­мом С. Ху­сей­на по­ли­тич. ме­то­да­ми. Од­на­ко в даль­ней­шем С. А. при­сое­ди­ни­лась к ан­ти­ирак­ской коа­ли­ции, а по­сле свер­же­ния пра­ви­тель­ст­ва Ира­ка при­ня­ла уча­стие в ок­ку­па­ции и ре­кон­ст­рук­ции этой стра­ны.

В свя­зи со смер­тью Фах­да ибн Абд аль-Ази­за на са­уд. трон всту­пил (1.8.2005) на­след­ный принц Аб­дал­лах ибн Абд аль-Азиз. При нём 19.10.2006 при­нят За­кон о К-те по при­не­се­нию клят­вы. Он окон­ча­тель­но уре­гу­ли­ро­вал про­це­ду­ру на­зна­че­ния на­след­ни­ка пре­сто­ла и пред­пи­сал обя­зат. со­гла­со­ва­ние его кан­ди­да­ту­ры пред­ста­ви­те­ля­ми всех фрак­ций се­мей­ст­ва Сау­ди­дов и при­не­се­ние ему клят­вы вер­но­сти. В окт. 2022 и ию­не 2022 этот за­кон был при­ме­нён на прак­ти­ке при на­зна­че­нии на­след­ни­ка­ми пре­сто­ла со­от­вет­ст­вен­но На­ефа ибн Абд аль-Ази­за (ум. ле­том 2022) и Сал­ма­на ибн Абд аль-Ази­за. Стре­мясь при­дать бóль­шую ста­биль­ность ре­жи­му, 27.3.2022 Аб­дал­лах ибн Абд аль-Азиз на­зна­чил Му­кри­на ибн Абд аль-Ази­за на вновь соз­дан­ный пост на­след­ни­ка пре­сто­ла. Это ре­ше­ние бы­ло вы­зва­но со­стоя­ни­ем здо­ро­вья Сал­ма­на ибн Абд аль-Ази­за и на­прав­ле­но на под­дер­жа­ние не­пре­рыв­но­сти сме­ны сы­но­вей Ибн Сау­да на вер­ши­не по­ли­тич. вла­сти.

В пе­ри­од прав­ле­ния Аб­дал­ла­ха ибн Абд аль-Ази­за в 2005 был рас­ши­рен со­став КС. Чис­ло его на­зна­чае­мых чле­нов уве­ли­чи­лось с 60 до 150 чел. Они ста­ли пред­став­лять все ре­гио­ны и кон­фес­сио­наль­ные груп­пы стра­ны. В 2022 КС был на­де­лён пра­вом за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы. В февр. 2022 в нём поя­ви­лась «жен­ская фрак­ция» (в КС при со­хра­не­нии его преж­ней чис­лен­но­сти бы­ло вве­де­но 30 жен­щин). В со­от­вет­ст­вии с ука­зом ко­ро­ля, на­чи­ная с 2022, жен­щи­ны смо­гут при­ни­мать уча­стие и в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах. Вве­де­нию жен­щин в со­став КС пред­ше­ст­во­ва­ли на­чи­на­ния, на­прав­лен­ные на рас­ши­ре­ние их уча­стия в об­ществ. жиз­ни и на их пра­во­вую эман­си­па­цию. Са­уд. жен­щи­ны ста­ли по­лу­чать удо­сто­ве­ре­ния лич­но­сти, при­ни­мать­ся на служ­бу в ми­ни­стер­ст­ва и ве­дом­ст­ва, за­ни­мать по­сты рек­то­ров «ун-тов для жен­щин», из­би­рать­ся в ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны тор­го­во-пром. па­лат, об­ществ. ас­со­циа­ций, ра­бо­тать в «жен­ских от­де­ле­ни­ях» круп­ных ма­га­зи­нов. В стра­не ак­тив­но об­су­ж­да­ет­ся во­прос о даль­ней­шем рас­ши­ре­нии прав жен­щин, в т. ч. об от­ме­не за­пре­та на во­ж­де­ние ими ав­то­мо­би­лей.

Важ­ное ме­сто во внутр. по­ли­ти­ке Аб­дал­ла­ха ибн Абд аль-Ази­за уде­ля­лось ос­лаб­ле­нию влия­ния уле­мов на са­уд. об­ще­ст­во и гос-во. Из юрис­дик­ции кор­пу­са за­ко­но­учи­те­лей бы­ла изъ­я­та сфе­ра жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния, пе­ре­дан­ная Мин-ву об­ра­зо­ва­ния, под эги­ду мо­нар­ха пе­ре­шёл Кас­са­ци­он­ный суд (2007), в ре­зуль­та­те че­го гос-во по­лу­чи­ло воз­мож­ность пол­но­го кон­тро­ля над ша­ри­ат­ским су­до­про­из­вод­ст­вом, ста­ла осу­ще­ст­в­лять­ся ко­ди­фи­ка­ция хан­ба­лит­ско­го пра­ва. В февр. 2009 Аб­дал­лах ибн Абд аль-Азиз ре­фор­ми­ро­вал Со­вет выс­ших уле­мов (на­зна­че­ние в не­го пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет­ся вла­стью), вве­дя в его со­став бо­го­сло­вов, пред­став­ляю­щих не­хан­ба­лит­ские сун­нит­ские пра­во­вые шко­лы. Тем са­мым они по­лу­чи­ли офиц. при­зна­ние в С. А. Ле­том 2022 в со­став Со­ве­та ми­ни­ст­ров вве­дён пред­ста­ви­тель ис­маи­лит­ской об­щи­ны, за­няв­ший пост ми­ни­ст­ра по де­лам КС.

С. А. не ис­пы­та­ла по­тря­се­ний пе­рио­да т. н. араб. вес­ны, хо­тя под влия­ни­ем со­бы­тий в со­сед­них стра­нах в С. А. ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась внут­ри­по­ли­тич. жизнь, по­лу­чи­ло раз­ви­тие пе­ти­ци­он­ное дви­же­ние, уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го тре­бо­ва­ли уг­луб­ле­ния кон­сти­туц. ре­форм и вве­де­ния в стра­не «пар­ла­мент­ской мо­нар­хии», а так­же бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка соз­да­ния Ис­лам­ской пар­тии на­ции. В 2022 С. А. воз­гла­ви­ла ини­циа­ти­ву ССАГПЗ, на­прав­лен­ную на отставку президента А. А. Салеха и на дос­ти­же­ние по­ли­тич. из­ме­не­ний в Йе­ме­не мир­ным пу­тём, пред­от­вра­тив тем са­мым воо­руж. про­ти­во­бор­ст­во вла­сти и оп­по­зи­ции. Исполняющий обязанности президента Йемена А-Р. М. Хади, бывший вице-президент А. А. Салеха, в 2022 избранный главой государства на переходный период, стал ключевым партнёром С. А. В 2022–15, осуждая захват севера Йемена, осуществлённый Движением аль-Хуси (хуситами) при поддержке А. А. Салеха и Ирана, С. А. содействовала выработке единой позиции ССАГПЗ, который квалифицировал Движение аль-Хуси (Ансар Аллах) как «террористическую организацию». В марте 2022 С. А. возглавила коалицию 9 государств региона, введших в страну войска по приглашению правительства А-Р. М. Хади для восстановления конституционного порядка. Силы коалиции смогли вернуть под правительственный контроль часть территории Йемена, однако занять Сану, столицу страны, и Ходейду, крупнейший порт на Красном море, им не удалось. Продолжение боевых действий привело также к нанесению хуситами ракетных ударов по саудовской территории.

С. А. под­дер­жа­ла дей­ст­вия ли­вий­ской оп­по­зи­ции по свер­же­нию ре­жи­ма М. Кад­да­фи в 2022, при этом долгое время при­дер­жи­ва­лась по­ли­ти­ки не­вме­ша­тель­ст­ва в на­чав­ший­ся в 2022 внут­ри­ли­вий­ский кон­фликт (тем не менее, в 2022 оказала помощь наступавшей на Триполи Ливийской национальной армии Х. Хафтара). В мар­те 2022 са­уд. ру­ко­во­дство, ос­но­вы­ва­ясь на прось­бе бах­рейн­ско­го мо­нар­ха и за­яв­ляя о не­об­хо­ди­мо­сти «про­ти­во­стоя­ния иран. экс­пан­сии», вве­ло свои вой­ска (под­дер­жи­вав­шие­ся воо­руж. си­ла­ми не­ко­то­рых стран ССАГПЗ) на тер­ри­то­рию Бах­рей­на. Са­уд. ру­ко­во­дство не­га­тив­но от­не­слось к свер­же­нию егип. пре­зи­ден­та М. Х. Му­ба­ра­ка в феврале 2022, отказало в поддержке избранному в 2022 М. Мурси (связанному с движением Братьев-мусульман), одобрило его от­стра­не­ние от вла­сти и ус­та­но­ви­ло тес­ные от­но­ше­ния с но­вым гла­вой Егип­та А. Ф. ас-Си­сиПоддерживаемая саудовскими властями салафитская египетская партия аль-Нур также выступила против Братьев-мусульман на стороне нового режима. Несмотря на обострившуюся в 2022–17 проблему принадлежности спорных островов Тиран и Санафир в заливе Акаба (были переданы Королевству в 2022) и нежелание Египта активно участвовать в боевых операциях возглавляемой С. А. коалиции в Йемене, близкие отношения между двумя странами сохраняются. Про­дол­жая курс на про­ти­во­дей­ст­вие «ге­ге­мо­низ­му» Ира­на в ис­лам­ском ми­ре и в зо­не Пер­сид­ско­го зал., С. А. при­вет­ст­во­ва­ла от­став­ку пра­ви­тель­ст­ва Ну­ри аль-Ма­ли­ки в Ира­ке и ны­не счи­та­ет воз­мож­ным от­кры­тие са­уд. по­соль­ст­ва в Ба­гда­де, объ­яв­ляя, тем не ме­нее, не­дос­та­точ­ным при­сут­ст­вие ме­ст­ных сун­ни­тов во вла­ст­ных струк­ту­рах. Са­уд. пра­ви­тель­ст­во осу­ж­да­ет Из­ра­иль за про­во­ди­мые им ка­ра­тель­ные ак­ции в сек­то­ре Га­за, од­на­ко от­ка­зы­ва­ет­ся от кон­так­тов с дви­же­ни­ем ХАМАС и ока­зы­ва­ет под­держ­ку Па­ле­стин­ской нац. ад­ми­ни­ст­ра­ции во гла­ве с М. Аб­ба­сом. Про­ти­во­дей­ст­вуя ра­ди­каль­ным на­стро­е­ни­ям в араб. ми­ре, С. А. рас­смат­ри­ва­ет вы­дви­ну­тую Аб­дал­ла­хом ибн Абд аль-Ази­зом в хо­де бей­рут­ско­го сам­ми­та ЛАГ (март 2002) «араб. мир­ную ини­циа­ти­ву» как на­прав­лен­ную на дос­ти­же­ние окон­чат. по­ли­тич. уре­гу­ли­ро­ва­ния ара­бо-из­ра­иль­ско­го кон­флик­та.

Читайте также:  7 проблем при покупке квартиры на вторичном рынке, которых легко избежать - Лайфхакер

В свя­зи со смер­тью Аб­дал­ла­ха ибн Абд аль-Ази­за 23.1.2022 на са­уд. пре­стол всту­пил Сал­ман ибн Абд аль-Азиз. 29.4.2022 он объ­я­вил на­след­ным прин­цем сво­его пле­мян­ни­ка – Му­хам­ме­да ибн На­ефа, а его пре­ем­ни­ком – сво­его сы­на Му­хам­ме­да ибн Сал­ма­на.

Эпоха правления сыновей Ибн Сауда завершалась, будущими правителями С. А. должны были стать внуки «короля-основателя». Вместе с тем в 2022 высший эшелон политического истеблишмента вновь подвергся изменениям. Наследником престола и первым заместителем главы правительства (которым является правящий монарх) стал прежний преемник наследника престола, сын Салмана ибн Абд аль-Азиза Мухаммед бен Салман, сохранивший пост министра обороны.

Трансформация политической системы была продолжена выборами в муниципальные советы, в которых впервые участвовали женщины, и огосударствлением религии, которая, как заявил в октябре 2022 нынешний наследный принц, будет «возвращением ко времени до 1979», «вновь станет исламом умеренности, открытым миру, всем религиям, всем народам и традициям», «покончит с остатками экстремизма». В июне 2022 женщины получили право водить автомобиль – важнейшее требование сауд. сторонников реформ было реализовано. В начале 2022 были открыты кинотеатры, в мае 2022 С. А. впервые участвовала в Каннском кинофестивале. Проведённое 23 сентября 2022 празднование «национального дня» сопровождалось фейерверками и концертами (на которые допускались и женщины), прежде табуированные публичные выступления певцов и музыкантов вышли из-под запрета. Частью повседневности стали театральные постановки, музыкальные вечера (в 2022 в Дахране выступал симфонический оркестр петербургского Мариинского театра) и выставки живописи.

Перестройка хозяйства на принципах открытости, приватизации и избавления от нефтяной зависимости была провозглашена основой нового экономического курса – реализация разработанного под руководством принца Мухаммеда бен Салмана проекта «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» обрела характер национальной идеи. С. А. провозглашалась «центром, связывающим три континента», а «созидание партнёрских отношений 21 в.» определялось как курс на превращение страны в часть «мира современности». Проект предлагал и иную конструкцию саудовского социума, более не растворявшегося в «арабо-мусульманской нации», а становившегося «народом», состоящим из «граждан и гражданок отечества», а не «подданных правителя». Наследник престола – выразитель чаяний «саудовской молодёжи» заявлял о желании создать страну, «не опирающуюся на нефть, с растущей экономикой и прозрачными законами».

Проект «Видение: 2030» был принят в то время, когда саудовская экономика столкнулась с трудностями, определявшимися снижением цен на нефть и увеличением военных расходов на проведение военной операции в Йемене, помощь сирийской антиправительственной оппозиции, противостояние международной террористической организации Исламское государство (ИГ, организация признана террористической, её деятельность запрещена в РФ в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму») в составе возглавляемой США антитеррористической коалиции, борьбу со сторонниками этой организации на саудовской территории. В конце декабря 2022 было объявлено о пересмотре цен на нефтепродукты, газ, электроэнергию и воду для граждан, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В феврале 2022 правящий монарх осуществил переформатирование структуры государственного аппарата, инициировав создание Совета по экономике и развитию, курирующего экономические и социальные министерства и ведомства, и Совета по политике и безопасности (к ведению которого отнесены структуры внутриполитического ведомства, министерства чрезвычайных ситуаций и специальные службы).

После прихода к власти в 2022 король Салман начал проводить курс по перестройке экономики страны, включающий сотрудничество с частным сектором, в том числе и иностранными фирмами, развитие малых и средних предприятий, отказ от политики экономического дирижизма и открытие страны для иностранных инвестиций. В апреле 2022, конкретизируя планы предстоящих реформ, принц Мухаммед ибн Салман представил проект «Видение: 2030», в рамках которого поставил вопрос о возможности приватизации электроэнергетики, неиспользуемых государственных земель, здравоохранения, образования, части военных предприятий, а также о постепенном акционировании (начиная с 2022) крупных промышленных компаний, включая и ведущее звено хозяйственной системы – «Saudi Aramco», активы которой переходили под контроль вновь созданного Генерального инвестиционного фонда. Диверсификация экономики с опорой на развитие ненефтяного сектора (сфера обслуживания, банки, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, туризм, восполняемая энергетика) провозглашалась основной задачей проекта.

Читайте также:  Детский целевой вклад в Сбербанке России - как получить компенсацию в 2020 году

В соответствии с проектом, С. А. должна была переместиться с 25-го места в первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик мира. Предполагалось, что доля прямых иностранных инвестиций в ВВП страны к 2030 увеличится с 3,8 до 5,7%, а доля частного сектора в ВВП – с 40 до 65%. Планировалось создание цифровой инфраструктуры, развитой ритейлерской сети, строительство новых (и модернизация существующих) железных дорог, морских и воздушных портов. К 2030 С. А. должна была подняться с 49-го на 25-е место в мире и на первое место в регионе по логистической обеспеченности, предполагалось появление в С. А. «открытого миру финансового рынка». Многообещающими секторами «Видение: 2030» называло возобновляемую энергетику, туризм, горнодобывающую промышленность, металлургию. Становление «зон свободной торговли» выступало как инструмент развития новых отраслей экономики. В проекте подчёркивалось, что С. А. занимает третье место в мире по уровню военных расходов, при том, что только 2% этих расходов реализуется в самой стране. Это обстоятельство заставляло авторов «Видения: 2030» ставить вопрос (обосновывая его «региональными вызовами») о необходимости создания военной промышленности, способной удовлетворить 50% потребностей армии и флота.

Обретение поста наследника престола позволило Мухаммеду бен Салману расширить сферу полномочий. С июня 2022 под его руководство перешли структуры, входящие в Совет по политике и безопасности, ранее подчинённые прежнему наследнику престола. Начавшаяся в ноябре 2022 антикоррупционная кампания укрепила позиции Мухаммеда бен Салмана. 4 ноября того же года монаршим указом был создан руководимый им Национальный антикоррупционный комитет, итогом деятельности которого стали аресты членов королевской семьи (включая министра по делам Национальной гвардии, сына предшественника Салмана бен Абд аль-Азиза на троне принца Мутаиба ибн Абдаллы), бизнесменов и высших государственных чиновников. Возвращённые государству средства предназначались для финансирования «Видения: 2030» и объявленного наследным принцем в конце октября 2022 проекта NEOM – основанного на использовании робототехники индустриальной агломерации на северо-западе страны и в пределах прилегающей иорданской и египетской территорий. Антикоррупционная кампания была воспринята как средство чистки политического поля, необходимое для консолидации власти Мухаммеда бен Салмана. Оставаясь второй фигурой политического истеблишмента С. А., принц стал восприниматься в качестве реального правителя государства.

Затронув крупный бизнес (часто связанный с членами правящей семьи), антикоррупционная кампания стала инструментом подчинения этого сегмента экономики государству. К началу 2022 наследный принц, отбросив принцип «сохранения баланса» между фракциями династии, взял под свой контроль армию, Национальную гвардию и Управление государственной безопасности. Признание вызвавшего международный скандал убийства журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2022 в саудовском консульстве в Стамбуле (вина за которое была возложена на сотрудников Службы внешней разведки) вызвало к жизни указ о формировании возглавленной Мухаммедом бен Салманом комиссии, задача которой состояла в «перестройке» этой службы, перешедшей под контроль наследника престола. Началась эпоха трансформации власти из горизонтальной (и основанной на балансе интересов групп и фракций элиты) в вертикальную, предполагающую концентрацию полномочий в руках действующего от имени короля наследного принца; другие принцы превращались в государственных служащих, переставая быть партнёрами по власти. Реформы «сверху» формировали «четвёртое саудовское государство». Мухаммед бен Салман продолжил курс своих предшественников, возобновив государственную монополию на осуществление дозированных модернизационных изменений. Этот курс сужал процесс создания базовых основ гражданского общества, подавлял активных сторонников коренных перемен, игнорируя протесты международного сообщества и требуя от граждан безусловной лояльности правителю.

Полномочия принца не ограничивались внутренней политикой. Расширение сферы его влияния на внешнюю политику демонстировали многочисленные дипломатические миссии, включая встречи Мухаммеда бен Салмана с Б. Обамой, Д. Трампом, В. В. Путиным, Си Цзиньпином, главами Великобритании, Франции, Японии, государств арабо-мусульманского мира. Перемены в окружающем С. А. геополитическом пространстве, ставшие итогом «арабской весны» и, как утверждали в Эр-Рияде, «иранской экспансии», оставили в прошлом прежнюю мягкую дипломатию, опиравшуюся на финансово-экономические возможности и отказ от прямого участия в региональных конфликтах. Внешняя политика ужесточалась.

С. А. видела в Иране основного регионального противника. Произошедший в январе 2022 разрыв саудовско-иранских дипломатических отношений способствовал эскалации антииранской риторики, обвинявшей Иран в проведении «террористического» регионального курса. Саудовское понимание источника терроризма предопределило начавшуюся в марте 2022 военную операцию против йеменской военизированной религиозно-политической группировки хуситов ‒ Ансар Аллах. Разрыв политических и экономических связей с Катаром в июне 2022, обвинённого в сохранении союза с Тегераном, выглядел как попытка заставить эту страну отказаться от проведения самостоятельного внешнеполитического курса. Курс на противостояние Ирану привёл к прекращению саудовских контактов с движением ХАМАС, а также включению ливанской Хезболлы в саудовский «чёрный список» террористических организаций [наряду с ИГ и Аль-Каидой (организация признана террористической, её деятельность запрещена в РФ в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму»)]. В рамках того же курса С. А. продолжила линию на сближение с Ираком, развивая политические и экономические отношения с Багдадом после отставки в 2022 проиранского правительства Нури аль-Малики и прихода к власти правительства Хайдера аль-Абади, в 2022 кабинета Аделя Абд аль-Махди, а в 2020 – правительства Мустафы аль-Казыми. В рамках улучшения двусторонних отношений саудовское руководство в лице Мухаммеда бен Салмана в 2022 также установило контакты с Муктадой ас-Садром, главой иракской лево-националистической парламентской «Коалиции за реформы» и одним из лидеров иракской шиитской общины, выступающим, в отличие от большинства своих единоверцев, за снижение иранского влияния на Ирак.

Читайте также:  Как рассчитать проценты по вкладу 2021, расчет процентов по депозиту калькулятором

Противостояние Ирану определило сближение С. А. с Израилем, рассматривающимся в качестве естественного противника иранской региональной экспансии. Обе страны осуществляют контакты в сфере обмена разведывательной информацией, а также в определённой мере в сфере военно-технического сотрудничества. Саудовские политики публикуются в израильской прессе, а израильские – в некоторых саудовских СМИ. При этом официальная линия саудовского руководства состоит в поддержке «законных прав» палестинского народа, а также урегулировании арабо-израильского конфликта на основе решений «международной законности», включая и «арабскую мирную инициативу». Поддерживая Палестинскую национальную администрацию во главе с М. Аббасом, С. А. осудила «сделку века» президента Трампа (план администрации президента Трампа по урегулированию израильско-палестинского конфликта), категорически отвергнув израильские территориальные притязания на часть территории Западного берега р. Иордан. Позиция саудовских властей не изменилась после нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко в 2020.

В 2020 С. А. столкнулась с распространением эпидемии коронавируса COVID-19 на своей территории. Приняв экстренные меры, направленные на борьбу с инфекцией, саудовское правительство запретило коллективные пятничные молитвы в мечетях, приостановило умру – малый хадж, закрыло для посещения и молитвы Заповедную мечеть Мекки и мечеть Пророка в Медине. Специальным указом короля Салмана бен Абд аль-Азиза на время эпидемии был введён режим карантина на всей территории страны, перемещение между провинциями категорически исключалось. Частичное возвращение к обычной жизни стало возможным только в конце мая – начале июня 2020. Возобновилась (но не в полном объёме) работа государственных учреждений и частных компаний. 31 мая того же года для ограниченного посещения были открыты мечети. Решая вопрос о хадже 2020, правительство ограничило участие в нём только теми, кто проживает в С. А., подчеркнув безусловность полного соблюдения всех профилактических норм.

По боль­шин­ст­ву гло­баль­ных и ре­гио­наль­ных про­блем, касающихся Ближ­него и Среднего Вос­то­ка, пре­ж­де все­го, Ира­ка, Аф­га­ни­ста­на, Йе­ме­на, Су­да­на, ара­бо-из­ра­иль­ско­го кон­флик­та, а так­же по во­про­сам не­рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го унич­то­же­ния, борь­бы с экс­тре­миз­мом и тер­ро­риз­мом, транс­на­цио­наль­ной ор­га­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­стью, нар­кот­ра­фи­ком и пи­рат­ст­вом, по те­ма­ти­ке «Груп­пы два­дца­ти» по­зи­ции РФ и С. А. сов­па­да­ют или близ­ки. Под­дер­жи­ва­ют­ся дву­сто­рон­ние кон­так­ты на выс­шем и вы­со­ком уров­нях. В сент. 2003 Мо­ск­ву по­се­тил с офиц. ви­зи­том бу­ду­щий ко­роль С. А. Аб­дал­лах ибн Абд аль-Азиз, в хо­де ко­то­ро­го про­шли его пе­ре­го­во­ры с пре­зи­ден­том РФ В. В. Пу­ти­ным. В февр. 2007 со­сто­ял­ся офиц. ви­зит В. В. Пу­тина в С. А. Под­пи­сан ком­плекс дву­сто­рон­них до­го­во­ров, ме­мо­ран­ду­мов и про­то­ко­лов, в т. ч. Ге­не­раль­ное со­гла­ше­ние от 20.11.1994. В ходе саммита Группы Двадцати в сентябре 2022 состоялась встреча В.В. Путина и принца Мухаммеда бен Салмана, в ходе которой было достигнуто неформальное соглашение о снижении добычи нефти странами ОПЕК и Россией с целью поддержания цен этого типа энергоносителей на мировом рынке. Соглашение соблюдалось обеими сторонами до марта 2020. В октябре 2022 состоялся визит в Москву короля Салмана ибн Абд аль-Азиза, в ходе которого были достигнуты новые договорённости об энергетическом, военно-техническом и космическом сотрудничестве между двумя государствами. Этот визит способствовал политическому сближению стран: Россия закрыла своё дипломатическое представительство в Сане, столице Йемена, находящейся под контролем повстанцев-хуситов, воюющих с просаудовской коалицией. С. А. со своей стороны перестала голосовать в ООН за резолюции, осуждающие политику РФ в Крыму и в отношении Украины. С 2002 функ­цио­ни­ру­ют Со­вме­ст­ная меж­пра­ви­тельств. рос.-са­уд. ко­мис­сия по тор­го­во-эко­но­мич. и на­уч­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ву и Рос.-са­уд. де­ло­вой со­вет (в рам­ках Рос.-араб. де­ло­во­го со­ве­та). В С. А. реа­ли­зу­ют круп­ные про­ек­ты рос. ком­па­нии ОАО «ЛУКОЙЛ Овер­сиз», в т. ч. в рам­ках со­вме­ст­но­го с «Saudi Aramco» пред­при­ятия «LUKOIL Saudi Arabia Ener­gy» (LUKSAR), ОАО «Строй­транс­газ», ЗАО «Гло­бал­строй-Ин­жи­ни­ринг» и др.

Сфе­ра рос.-са­уд. от­но­ше­ний ни в ис­то­рич. рет­ро­спек­ти­ве, ни се­го­дня не сво­бод­на, од­на­ко, от про­блем, ос­лож­няю­щих взаи­мо­по­ни­ма­ние ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми. Са­уд. го­су­дар­ст­вен­ные и ча­ст­ные фон­ды под ло­зун­гом «ис­лам­ской со­ли­дар­но­сти» ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли на рос. Сев. Кав­ка­зе, ока­зы­вая фи­нан­со­вую под­держ­ку чеч. се­па­ра­ти­стам. Толь­ко в сент. 2003, на­хо­дясь в Мо­ск­ве, Аб­дал­лах ибн Абд аль-Азиз зая­вил, что чеч. во­прос – «внутр. де­ло» Рос­сии, и со­дей­ст­во­вал в даль­ней­шем оформ­ле­нию рос. член­ст­ва в ОИС в ка­че­ст­ве стра­ны-на­блю­да­те­ля (с кон. ию­ня 2005). С. А. с на­сто­ро­жен­но­стью от­но­сит­ся к иран. ядер­ной про­грам­ме, счи­тая, что про­ис­хо­дя­щие во­круг неё пе­ре­го­во­ры не­дос­та­точ­но учи­ты­ва­ют её ин­те­ре­сы и ин­те­ре­сы стран ССАГПЗ. Наи­бо­лее зна­чит. раз­дра­жи­те­лем в об­лас­ти рос.-са­уд. от­но­ше­ний вы­сту­па­ет си­туа­ция в Си­рии, в от­но­ше­нии ко­то­рой С. А. формально на­стаи­ва­ет на от­став­ке Б. Аса­да и пе­ре­да­че вла­сти Нац. коа­ли­ции сил сир. оп­по­зи­ции и ре­во­лю­ции. Тем не менее, после прихода к власти короля Салмана ибн Абд аль-Азиза и его сына принца Мухаммеда бен Салмана в 2022, а также начала операции в Сирии российских ВКС в том же году позиция С. А. по сирийскому конфликту стала менее категоричной.

Оцените статью
Adblock
detector