Равновесие сбережений и инвестиций – Энциклопедия по экономике

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике Надежные вклады

Инвестиции и сбережения. i-s равновесие

Как уже отмечалось, важными составляющими совокупного спроса являются потребление и инвестиции, причём, на инвестиции значительное влияние оказывает сбережение. Используя графический анализ, выясним, чем отличается кейнсианская интерпретация равенства инвестиций и сбережений от теорий классиков, которые были рассмотрены выше.

Покажем на оси абсцисс уровень валового национального продукта ВНП, на оси ординат – сбережение и инвестиции (рис. 12.7).

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Предположим, величина инвестиций неизменна, тогда график инвестиций примет вид горизонтальной прямой, параллельной линии ВНП. График сбережения населения представлен в виде прямой восходящей линии.

Графический анализ показывает, что график сбережений пересекает график инвестиций в точке Е, где объём ВНП равен ОМ. В точке Е – точке пересечения двух графиков – сбережения и инвестиции равны друг другу. Точка пересечения характеризует такой объём ВНП, при котором макроэкономика находится в равновесии. Когда равновесное состояние находится в точке Е, то это означает, что население будет сберегать средства в объёме ЕМ, а фирмы будут инвестировать средства в размере ЕМ.

Что происходит при нарушении равновесия? Если сбережения населения будут больше, то наступит ситуация, когда сбережения больше инвестиций. При таком уровне ВНП население начинает сберегать больше, чем предприятия готовы инвестировать. Фактически население воздержится от дополнительного потребления.

В результате фирмы находят на рынке гораздо меньший спрос на дополнительную продукцию и вынуждены накапливать товарные запасы. Естественно, это не будет стимулировать рост производства и инвестиций. Производство начинает сокращаться, что вызывает снижение ВНП и приводит его к сдвигу влево.

Сокращается занятость населения, уменьшаются сбережения. И это будет происходить до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е, тогда тенденция к сокращению ВНП прекратится.

Если сбережения населения уменьшатся, тогда сложится положение, когда сбережения меньше инвестиций. Здесь население сберегает меньше, но фирмы готовы инвестировать. Фактически речь идёт о том, что население, сокращая сбережения, предъявляет больший спрос. Это стимулирует фирмы к наращиванию объёмов производства, выпуску дополнительной продукции, что влияет на рост ВНП и рост занятости. Доходы населения начинают расти вместе с ростом ВНП. Больше становятся и сбережения. И такой рост будет идти до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.

Итак, только в точке Е (см. рис. 12.7) будет достигаться такой размер ВНП, который не приводит к колебаниям в макроэкономической системе, т. е. здесь не будет ни резкого расширения, ни резкого сжатия системы, ни перепроизводства, ни нехватки товаров. Равновесное состояние сбережений и инвестиций в точке Е будет определять и оптимальный размер ВНП.

В чем же отличие классической модели равновесия инвестиций I и сбережений S от кейнсианской? Прежде всего, отметим, что в классической модели сколько-нибудь длительная безработица представляется невозможной. Гибкое реагирование цен восстанавливает нарушенное равновесие.

А в модели, предложенной Кейнсом, равенство I и S может осуществляться и не при полной занятости. На рис. 12.7 видно, что уровень ВНП в точке М оказывается ниже уровня, обеспечивающего полную занятость.

Далее, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг этот постулат сомнению. Предприниматели, столкнувшиеся с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих. Отсюда следует безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами.

Дело в том, что здесь проявляется эффект храповика. Храповик – такой механизм, который крутит колесо вперёд, но не позволяет ему вращаться в обратном направлении. В экономике этот эффект выражается в том, что цены на товары и ресурсы могут повыситься, но назад до того же уровня не упадут.

Мультипликатор инвестиций

Важным элементом экономической теории Дж.М.Кейнса является так называемый мультипликатор. Суть концепции мультипликатора заключается в том, что между изменениями автономных инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость. Последняя проявляется в том, что прирост инвестиций на определенную величину приводит к росту национального производства в объеме, большем, чем исходный прирост инвестиций.

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Рисунок. Графическая интерпретация эффекта мультипликатора.

Рост инвестиций на величину (I2 – I1 ) приводит к большему (на величину (Y2 – Y1) приросту национального дохода. На графике видно, что при инвестиционном спросе I1 совокупные расходы (С I1), а равновесный объем производства – Е1. Если инвестиции возрастут до I2, то уровень совокупных расходов составит (C I2) и равновесие будет достигаться в точке Е2. Аналогично, снижение инвестиций определяет падение равновесного национального дохода.

Таким образом, при изменении инвестиций на определенную величину равновесный объем национального производства меняется в том же направлении, но в значительно больших масштабах. Этот эффект называют мультипликативным.

Кейнс доказал, что дополнительные инвестиции обусловливают увеличение национального дохода на величину, кратную приросту инвестиций. Коэффициент кратности и называется мультипликатором.

Мультипликатор (Mult)показывает отношение изменения равновесного объема национального производства к первоначальному изменению в расходах.

Значение мультипликатора можно выразить следующей формулой:

Изменение в доходе DY DY

Mult = ————————————————— = ———- = ——-

Первоначальное изменение в расзодах D(C I) DI

DC

DY = ——— DY=M*DI

MPC

Кейнс связывал мультипликационный эффект с тем, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех, у кого эти товары приобретены. Увеличение доходов продавцов инвестиционных товаров, в свою очередь, порождает расширение потребления. Рост потребления приводит к возрастанию эффективного спроса, а следовательно, и дохода. За первичным приростом дохода следует вторичный и т.д.

Для иллюстрации мультипликативного эффекта рассмотрим пример. Предположим, исходные значения макроэкономических показателей составляют:

Y = 400; MPC=0,75; I= 100.

Допустим, в результате научно-технического прогресса инвестиции возросли на 50 единиц. Первоначально на эту же величину увеличится и доход, что вызовет рост потребительских расходов на

DС = D Y * MPC = 50 * 0,75 = 37,5.

Но если потребление выросло, то вырос совокупный спрос, а, следовательно, и национальный доход. Вторичное увеличение дохода на 37,5 вызовет рост потребительских расходов на 28,1. Развитие мультипликационного эффекта иллюстрирует следующая схема:

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике DY   37,5 28,1 21,1 15,8 11,9 8,9
Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике DI                
DC   37,5 28,1 21,1 15,8 11,9 8,9

Из приведенной схемы видно, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию, что можно установить и с помощью алгебраической интерпретации:

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеРавновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Таким образом, мультипликатор инвестиций представляет величину, обратную предельной склонности к сбережению.

10. Денежный рынок. Спрос и предложение денег.

Денежный рынок – ключевой сектор рыночной экономики. Он представляет собой совокупность отношений, которые складываются между банковской системой, создающей деньги и «публикой», то есть экономическими субъектами, предъявляющими спрос на них.

Равновесие денежного рынка влияет не только на денежную сферу, но и на макроэкономическое равновесие в целом. Здесь, как и на товарных рынках, основными сторонами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Однако, все эти категории обретают на денежном рынке специфические черты, так как в отличие от товарных рынков, на денежном рынке обращается особый товар – деньги, пронизывающий всю систему рыночных отношений. Не зря говорят : «деньги – это кровь экономики».

На денежном рынке спрос на деньги и их предложение уравновешивает процентная ставка, цена денег. Этому способствует сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Спрос на деньги предъявляется со стороны всех экономических субъектов, действующих в данном национальном хозяйстве. Предложение денег регулируется правительством.

Рассмотрение механизмов денежного рынка начнем с предложения денег.

Предложение денег – это денежная масса в обращении на данный момент времени, то есть совокупность всех денежных средств, функционирующих в данной национальной экономике в наличной и безналичной формах и обеспечивающих потребности хозяйственного оборота.

При рассмотрении форм денег мы указывали, что денежный оборот в современной экономике включает оборот наличных денег (монет и казначейских билетов) и безналичных денег – записей на счетах в банках Значительное разнообразие форм финансовых средств в современных хозяйственных системах определяет многообразие трактовок состава и структуры денежного предложения.

При определении денежной массы в качестве ее измерителей применяются различные агрегаты.

Таблица. Денежные агрегаты

Обозна-чение агрегата Включаемые активы Краткая характеристика
М0 Наличные деньги В большинстве повседневных операций в качестве средства обращения используются наличные деньги – бумажные и металлические.
М1 Сумма наличных денег (М0), денег на расчетных и текущих счетах, вкладов и депозитов до востребования Деньги М1 называют “деньги для сделок”, или операционные деньги. Для совершения разного рода сделок купли-продажи и платежей в современных условиях широко используются вклады до востребования, средства, имеющиеся на текущих и расчетных счетах. Эти вклады удобны почти также, как и наличные деньги. Средства, имеющиеся на них, могут быть использованы для платежей непосредственно в безналичной форме и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств, размещенных на этих счетах, их владельцы выписывают либо платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике), либо чеки и аккредитивы.
М2 Сумма М1, сберегательных и срочных вкладов Агрегат М2, кроме М1, включает сберегательные и срочные вклады. Срочные вклады – средства, помещенные на хранение на заранее определенный срок. По срочным вкладам банками выплачиваются более высокие проценты. Сберегательные вклады- наиболее распространенная форма срочных вкладов населения. При стабильном экономическом развитии использование средств сберегательных и срочных вкладов часто откладывается на годы. Срочные и сберегательные вклады не являются в прямом смысле деньгами, так как их нельзя непосредственно использовать для сделок купли-продажи. Изъятие их со счетов подчинено определенным условиям, но они могут довольно легко быть выброшены на рынок товаров и услуг, что говорит об их способности в конечном счете выполнять функцию средства обращения. Кроме того, они выполняют функцию денег как средства сбережения.
М3 Сумма М2, крупных срочных депозитов, депозитных сертификатов Депозитные сертификаты – разновидность срочного вклада, оформленного с помощью специальных бланков. Если сертификаты выданы на предъявителя, они могут обращаться на рынке ценных бумаг.
Агрегат М3 включает в себя еще менее подвижную часть денежной массы, но при определенных условиях и он рассматривается как суммарное предложение денег, хотя давление М3 на товарный рынок еще слабее, нежели М2, М1 и тем более М0.
Читайте также:  Вклады РОССЕЛЬХОЗБАНКА в Воскресенске в 2022 для физ лиц – процентные ставки по депозитам | Кредитс.ру

Обратим внимание, что М0 – абсолютно ликвидный агрегат, М1 обладает меньшей ликвидностью и т.д.

Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он обусловлен двумя функциями денег: быть средством обращения и средством накопления (сохранения) богатства. Соответственно со­вокупный спрос на деньги включает:

а) спрос на деньги для сделок;

б) спрос на деньги как средство сохранения богатства (спроснаденьги со стороны активов).

Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нуж­ны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок). Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит прежде всего от объема номи­нального валового национального продукта: чем он выше, тем боль­ше нужно денег для сделок и наоборот.

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике Спрос на деньги как средство сохранения богатства, т. е. спрос на деньги со стороны активов связан с тем, что часть своего сберегаемого дохода население предпочитает держать в виде денег. Данный спрос зависит от доходов на ценные бумаги. Обусловлено это тем, что, сберегая часть своего дохода, население всегда решает вопрос, в какой форме держать свои сбережения. Оно может распределить их между деньгами и ценными бумагами. Деньги не приносят их владельцу дохода, но обладают абсолютной ликвидностью, т. е. немедленно и без всяких затрат могут быть обращены в необходимые товары и услуги. Поэтому выбор варианта размещения сбережений зависит от уровня процентной ставки: чем он выше, тем больше спрос на облигации и меньше на деньги и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны ак­тивов находится в обратной зависимости от уровня процентной став­ки.

Спрос на деньги должен быть удовлетворен соответствующим предложением денег. Равновесие между ними достигается в точке пересечения кривых S и D , т. е. в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента, т. е. цену денег.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спросавозникает при полной занятости экономических ресурсов общества, когда производственные возможности данного периода исчерпаны. Увеличение спроса приводит к росту уровня цен. Мы отмечали такую возможность, рассматривая изменение макроэкономического равновесия из-за роста совокупного спроса в модели AD – AS на классическом участке кривой совокупного предложения.

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Рисунок 1.Инфляция спроса. Рост совокупного спроса (AD1 ® AD2) приводит к чистому росту цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Инфляция спроса – это проявление несоответствия денежного спроса и товарной массы. Что может причиной внезапного и резкого увеличения совокупного спроса?

· чрезмерные потребительские расходы, связанные с высокими инфляционными ожиданиями;

· опережающий рост заработной платы по отношению к росту производительности труда;

· установление государственных цен ниже равновесных;

· избыточные инвестиции, обусловленные необоснованными оптимистическими ожиданиями;

· непомерные государственные расходы, не обусловленные ростом государственных доходов;

· дополнительная денежная эмиссия;

· внешнеэкономические факторы (удешевление рубля относительно других национальных валют).

Инфляция спроса самовоспроизводится, часто порождая ажиотажный спрос.

Возможно возникновение инфляции со стороны совокупного предложения. Резкий рост издержек производства рождает инфляцию предложения. Инфляцию предложения может вызвать:

· внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);

· активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;

· введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Рисунок 2. Инфляция предложения. Шоковое сокращение совокупного предложения (AS1 ® AS2) приводит к росту уровня цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

  1. Антиинфляционная политика.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста валового национального продукта

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы – третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Основная задача экономики как системы – рациональное удовлетворение всех разумных потребностей общества и каждого человека. Соответственно, экономический рост это расширение способностей экономики создавать все больше благ полезных обществу, все более рациональными, разумными и гуманными методами.

Основными задачами экономического роста является повышение материального благосостояния населения и укрепление национальной безопасности страны. Повышение материального благосостояния может быть конкретизировано по следующим составляющим:

– увеличение среднедушевых доходов населения;

– увеличение свободного времени;

– улучшение способов распределения произведенного продукта;

– улучшение качества и рост разнообразия выпускаемой продукции.

Таким образом, рост реального продукта влечет за собой возрастание материального изобилия, т.е. растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения. Использоваться могут оба определения. Например, если в центре внимания находятся проблемы военнополитического потенциала, более подходящим представляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз.

Обычно, экономический рост измеряется годовыми темпами роста или прироста национального объема производства в %. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем, то темпы прироста составят (210 млрд дол. – 200 млрд дол.)/200 млрд дол. = 5%, а темпы роста 210/200=105%.

Расширенное воспроизводство или экономический рост совокупного общественного продукта бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

Интенсивный экономический рост предполагает увеличение производства благ за счет роста производительности труда, совершенствования техники и технологий, т.е. более эффективного использования всех факторов производства. При этом экономическое развитие производственных мощностей происходит не столько количественно, сколько качественно, поэтому интенсивный тип считается более прогрессивным.

Экстенсивный экономический рост предполагает рост производства продукции за счет простого наращивания применяемых факторов: средств производства и рабочей силы. Экстенсивный экономический рост является исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Он является базисом для дальнейшего экономического развития.

Экстенсивный тип экономического роста позволяет быстро осваивать природные ресурсы. Но вследствие того, что использования этих ресурсов при экстенсивном типе идет нерационально, происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных ископаемых. Поэтому неизбежно истощается невосполнимая сырьевая база. Следовательно, приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны топлива и сырья. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов и экстенсивный экономический рост должен быть заменен интенсивным.

Несмотря на кажущуюся абсолютную полезность экономического развития, в настоящее время многими экономистами ставится вопрос о целесообразности дальнейшего ускорения экономического роста. Это вызвано следующими причинами:

– экономический рост увеличивает давление на природу;

– экономический рост не в состоянии решить многих социальных проблем общества.

Факторы экономического роста.

Факторы экономического роста – это технико-экономические, социальные и т.д. условия необходимые для развития экономики.

Вся совокупность факторов экономического роста может быть разделена на две группы: факторы предложения (прямые) и факторы спроса (косвенные).

К факторам предложения относятся:

Читайте также:  Задачи и инструменты контроллинга - Система экономических расчетов, используемых в контроллинге инвестиционных проектов

1. Количество и качество природных ресурсов;

2. Количество и качество трудовых ресурсов;

3. Объем основного капитала;

4. Уровень техники и технологий;

5. НТП;

6. Предпринимательство.

При этом НТП и предпринимательство являются ключевыми в этой группе т.к. они определяют направления и эффективность использования ресурсов, т.е. всех остальных факторов.

К факторам спроса относятся:

1. Уровень совокупных расходов в стране. Этот фактор определяя возвратность вложенных в производство средств может либо тормозить, либо ускорять развитие экономики (определяет количественную сторону ВНП).

2. Спрос на конкретные виды продукции. Этот фактор показывая потребность общества в тех или иных товарах определяет структуру производства и отраслей экономики (качественная сторона ВНП).

К косвенным факторам оказывающим влияние на экономическое развитие страны относятся также: степень монополизации рынков, изменение цен на производственные ресурсы, налоги, возможности получения кредита и др. С помощью этих факторов государство пытается влиять на темпы экономического роста страны.

Таким образом, основными источниками экономического роста являются количество вводимых ресурсов и НТП. Первый обеспечивают экстенсивный рост, второй – интенсивный.

Модели экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они рекомендуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. При этом, если кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы, то, в отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты других теоретических направлений рекомендуют и иные возможные методы стимулирования экономического роста. Например, индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, т.к. капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Поэтому в условиях рыночной экономики существенно возрастает роль государственного планирования и прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:

1. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, чтобы не допустить грубых ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения контрагентов и конкурентов.

В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым элементом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйства.

2. Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикативных, стратегических и директивных планах крупных проектов.

Прогнозирование – это процедура планирования развития рыноч-ной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта управления в определенный момент.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, – это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Основные средства денежно-кредитной политики это:1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное хозяйственное регулирование. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Отсюда, главная роль налогов – регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени вгосударственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Читайте также:  Ответы по инвестициям | DamiRocK

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем); различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если его нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом.

Государственного экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Социально-экономические последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценение, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается давление на размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда, формируются категории лиц с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам и ценностям.

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Первый кто обратился к изучению этой проблемы, был новозеландский экономист А.У. Филлипс. Он вывел закономерность, характеризующую тесную обратную связь между ежегодным процентным изменением номинальной заработной платы и долей безработных.

Формально оригинальную кривую Филлипса можно выразить:

Wt = Wt-1 ·[l – a·(u – ue)],

где Wt — ставка заработной платы в периоде t;

u — уровень фактической безработицы;

ue— естественный уровень безработицы;

а — параметр, характеризующий темп изменения уровня зарплаты в зависимости от уровня безработицы.

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Основное достоинство работы А. Филлипса заключается в сделан­ном им выводе, что рост номинальной заработной платы может сосу­ществовать с заметной величиной безработицы, как это отражено на рисунке 2. Зарплата обнаруживала тенденцию к росту задолго до достижения полной занятости, при уровне безработицы примерно в 5,5 %. Дальнейшие исследования не только подтвердили этот вывод, но и показали, что уровень безработицы, при котором номинальная ставка зарплаты становится гибкой, может быть еще выше.

Как можно легко заметить, кривая Филлипса фактически отражает зависимость между уровнем безработицы и инфляцией издержек, ин­спирированной ростом заработной платы. Более поздние исследова­ния показали, что существует не менее устойчивая зависимость меж­ду темпами инфляции в экономике и уровнем безработицы.

  1. Политика занятости и ее основные направления.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. На ряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство – о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на конъюнктуру в стране.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму),являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих предложить работу;

6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) выплата пособий.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств – стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

§

Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальныедоходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемыедоходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой.

Индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов, которое объясняется следующими факторами:

· различия в способностях людей;

· различия в образовании и квалификации;

· профессиональные вкусы и риск;

· владение собственностью;

· господство на рынке;

· удача, несчастья и др.;

· связи.

Аргументами в пользу равного распределения дохода является:

равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя;

Равновесие сбережений и инвестиций
 - Энциклопедия по экономике – угроза социальных конфликтов, грозящих перерасти в национальную катастрофу. В развитых европейских странах разрыв доходов между богатыми и бедными колеблется в пределах от 1:6 до 1:9. Превышение уровня 1:10 влечёт за собой вступление общества в зону социальной нестабильности.

Основой критики равного распределения является положение, согласно которому социальное равенство приводит к уменьшению стремления зарабатывать как тех у кого забирают заработанное, так и тех, кому дают то, что он не заработал. Другим аргументом против перераспределения доходов является то, что перераспределение дохода от богатого к бедному сопровождается потерей эффективности экономики, т.е. часть перераспределяемой суммы растворяется среди тех, кто распределяет.

В экономической теории для изучения распределения доходов между разными группами населения используют кривую Лоренца.

Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Основным критерием бедности является уровень доходов, который приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили на потребление третью часть семейного бюджета. В Беларуси уже в 1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Но главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Оцените статью