Урок экономики с использованием ИКТ по теме “Сбережения и инвестиции”. 11-й класс

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс Архив процентов по вкладам

Методическая разработка классного часа «инвестиции» — информио

План мероприятия

Тема «Инвестиции»

Цель: Развитие
экономического кругозора студентов с использованием информационных технологий.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к профессии через реальное восприятие экономической
    информации.
  2. Закрепить знания студентов, полученные при изучении специальных дисциплин по
    теме «Инвестиции».
  3. Развивать познавательные навыки и способность студентов ориентироваться в
    информационном пространстве.
  4. Способствовать формированию ключевых компетенций в освоении профессии
    бухгалтера.

Методы и приемы:

  • репродуктивный;
  • проблемно – поисковый.

Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, интерактивная доска

Методика проведения

Время
проведения – 40 мин.

1. Вводная
часть – 5 мин.

1.1. Проверка
наличия студентов.

1.2. Объявление
темы и цели мероприятия.

1.3. Изложение
порядка проведения мероприятия.

2. Основная
часть – 30 мин.

3. Подведение
итогов мероприятия – 3 мин.

4. Заключительная
часть – 2 мин.

Ход мероприятия

Слово
«Инвестиции» происходит от латинского «инвест»- вкладывать. В широком смысле
инвестиции представляют собой все виды материально – вещественных,
интеллектуальных и иных ценностей, вкладываемых в предпринимательскую и другие
виды деятельности в целях получения прибыли.

Иным
словами, «инвестиции» – вложение любых средств с целью последующего получения
дохода.

Инвестиционный
капитал образуется из внешних и внутренних источников.

Внешние
источники – временно свободные средства сторонних фирм, средства государства и
средства населения.

Внутренние
источники – собственные накопления хозяйствующих субъектов. К ним относятся
амортизационный фонд и перераспределяемая прибыль.

Способна
ли экономика обойтись без инвестиций? Предприятия могут получать доход, не
вкладывая средства в материальную часть бизнеса. Однако в долгосрочной
перспективе такое предприятие не может конкурировать с другими фирмами,
производить современную продукцию высокого качества, обновлять свой
ассортимент. В масштабах государства повышение инвестиционной активности
является главным фактором преодоления спада производства, увеличения количества
рабочих мест, реализации структурных сдвигов в экономике, обеспечения
устойчивого экономического роста. В настоящее время большую часть объема
инвестиций в основной капитал осуществляют сами предприятия, в том числе за
счет привлеченных средств. Более половины этих вложений приходится на
федеральные естественные монополии (нефте, – газодобывающие отрасли и
электроэнергетика).

Инвестиционный
рынок состоит из трех основных рынков: рынок объектов реального инвестирования,
рынок объектов финансового инвестирования и рынок объектов инновационных
инвестиций.

Сбережения
населения в виде вкладов в банках, ценных бумаг, наличных денег и др.,
образующие во всем мире основу долгосрочных инвестиций, в России относительно
не велики и, в большинстве своем, не аккумулированы банковской системой, т.е.
не работают как средства инвестиций. Для того чтобы население вкладывало
имеющиеся свободные средства в инвестиции необходимо эти средства иметь. А это
зависит от уровня жизни населения. На слайде мы можем проанализировать уровень
жизни населения  в разных регионах России.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Итак,
мы живем в Южном федеральном округе. Из графика видно, что доходы нашего
населения примерно в два раза ниже, чем доходы населения, проживающего в
Уральском ФО и Центральном ФО.

На
схеме мы видим изображение регионов России с указанием денежных доходов в
расчете на душу населения в феврале 2008 года. Итак, доходы нашего населения
находятся в пределах от 6340 – 9150,2 рублей в месяц. Самые высокие доходы от
23000 – 61000 рублей в месяц имеют москвичи и жители Ямало-Ненецкого
автономного округа.

Естественно,
что уровень жизни населения напрямую зависит от уровня социально – экономического
развития региона, в котором проживает. На этом слайде мы видим распределение
регионов России по уровню динамики социально – экономического развития.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Ставропольский
край имеет среднюю динамику развития. Высокая динамика развития наблюдается в
Москве, Санкт – Петербурге. Районы крайнего севера  имеют, в основном, низкую динамику развития,
то есть эти регионы необходимо активнее осваивать в связи с их огромным
экономическим потенциалом.

Представляю
вашему вниманию частные индексы инвестиционной активности Ставропольского края.
В Российской Федерации всего 88 регионов. Итак:


по иностранным инвестициям край находится на 28 месте;


по  инвестициям кредитных организаций –
на 39 месте;


по инвестициям физических лиц – на 46 месте;


по государственным инвестициям (дотации, компенсации, субсидии) – на 12 месте;


по собственным инвестициям предприятий – на 13 месте.

Таким
образом, источниками инвестиций в Ставропольском  крае являются, в основном, государство и
предприятия, которые сами инвестируют развитие своего производства.

На
слайде мы видим схему распределения регионов России по уровням инвестиционной
активности. Большинство регионов России имеют низкую инвестиционную активность.
Наш Ставропольский край имеет среднюю инвестиционную активность.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Представляю
вам рейтинговую оценку Ставропольского края в Российской Федерации. Итак:


по инвестиционному потенциалу (возможности) – 41 место;


по инвестиционному риску – 31 место;


по численности экономически активного населения – 15 место;


по финансовому состоянию предприятий – на 9 месте;


по динамике развития производства – на 29 месте.

На
схеме мы видим распределение регионов России по инвестиционному риску и
инвестиционному потенциалу. Ставропольский край имеет пониженный потенциал и
умеренный риск.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Вашему
вниманию представлены частные индексы инвестиционного риска Ставропольского
края. Итак:


по экономическому риску наш край занимает 56 место;


по финансовому риску – 40 место;


по политическому  риску – 61 место;


по социальному риску – 30 место;


по законодательному риску – 46 место.

В
Ставропольском крае неустойчивая политическая 
и экономическая ситуация.

На
слайде нашему вниманию представлена схема инвестиционной активности районов
Ставропольского края. Красным цветом обозначены районы с высокой степенью
инвестиционной активности (Красногвардейский,  Пиаровский, Кочубеевским, Минераловодский
районы). Желтым цветом – районы со средней инвестиционной активностью и зеленым
цветом – с низкой инвестиционной активностью. Наш Андроповский район имеет
низкую степень инвестиционной активности.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Условиями
роста инвестиционной активности являются:

  1. Благоприятный инвестиционный климат. Он связан с
    созданием совокупности социально – экономических, политических, социально – культурных,
    организационно – правовых и финансовых условий, предопределяющих силу
    притяжения инвестиций.
  2. Снижение темпов инфляции. Финансовая
    стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой
    рост цен не превышает 40%, а среднемесячный – 2,8%.  Если он выше, инвестиции в производство
    прекращаются, рост экономики останавливается, а жизненный уровень населения
    падает. Однако только один этот показатель еще не является достаточным условием
    активизации инвестиционной деятельности.
  3. Благоприятное положение на рынке ценных бумаг. В настоящее
    время, в связи с мировым финансовым кризисом, риск вкладывания денежных средств
    в ценные бумаги достаточно велик.
  4. Снижение налогового бремени и изменение структуры
    налогов
    .
    На самом деле подобное бремя в России не многим тяжелее, чем в большинстве
    Европейских стран. Проблема заключается не столько в величине налоговых ставок,
    сколько в определении налогооблагаемой базы. Необходимо проводить не
    механическое сокращение налогов, а такие изменения в системе налогообложения,
    которые способствовали бы увеличению объемов производства и инвестирования.
  5. Развитие банковской системы. Слабость
    банковской системы – очень существенный тормоз для инвестиций и один из
    важнейших  факторов инвестиционного
    риска. Кроме сложности получения кредита по доступной процентной ставке, иной
    раз затруднение вызывает просто снятие наличных денег со счета. После кризиса
    1998 года доверие населения и предпринимателей к банковской системе России было
    подорвано особенно сильно. В последние три года банковская система начала
    стабилизироваться. Однако с наступлением нового мирового финансового кризиса мы
    опять будем наблюдать отток средств из банков в связи с повышением процентных
    ставок и ужесточением условий кредитования.

Использование
достижений научно – технического прогресса требует от предприятий больших
инвестиций в основные фонды.

На
слайде мы видим диаграмму обновления машинно – тракторного парка за счет
средств инвестиционного фонда в период 1995-2022 гг. В 1995 году вся техника
была приобретена  за счет инвестиционных
средств. В 2005 году из всего количества приобретенной  техники около 60% приобретено за счет
инвестиций. В 2022 предполагается всю необходимую технику приобретать за счет
инвестиционного фонда.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

На
слайде мы видим уровень обеспечения потребности сельскохозяйственный
предприятий Ставропольского края в технике. В 2000 году потребность в
сельскохозяйственной технике была удовлетворена только на 20%. Самый низкий
уровень обеспечения техникой сельхозпредприятий наблюдался в 2003 году – около
2% от потребности. В 2005 году – 20%.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

На
слайде мы видим источники финансирования инвестиционной деятельности
сельскохозяйственных предприятия Ставропольского края. Так,  с 1995 по 2000 годы источниками инвестиций
были и собственные средства предприятий, и льготное кредитование в равных
долях. В 2022 году ожидается, что большая часть инвестиций будет поступать  из амортизационного фонда предприятий и от
лизинговых операций.

Читайте также:  Тесты по учебной дисциплине Организация и финансирование инвестиций

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Эффективная
инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и
создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов.

Регулирование
частного инвестирования является самостоятельной  сферой деятельности государства, но оно
должно осуществляться в рамках единой концепции, учитывать цели и задачи
развития экономики.

Инструментами
государственной инвестиционной политики являются:

  1. Разработка
    законодательных актов, регулирующих деятельность инвесторов.
  2. Прямая
    государственная поддержка отечественных производителей инвестиционной
    продукции.
  3. Предоставление
    льгот по налогообложению предприятиям, осуществляющим инвестиционную
    деятельность, внедряющим прогрессивные технологии.
  4. Государственная
    поддержка лизинговых операций, в первую очередь с отечественным оборудованием.
  5. Разработка
    специальных льгот банкам, инвестирующим средства в реальный сектор экономики.
  6. Льготное
    кредитование субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность.
  7. Страхование
    инвестиций, основной целью которого является минимизация риска производимых
    затрат, что особенно важно при вложениях в крупные объекты.
  8. Развитие
    инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По
результатам полученной информации можно сделать вывод:

Через
регулирование инвестиционной сферы государство оказывает воздействие на темпы
производства Внутреннего  Национального
Продукта, способствует достижению полной занятости населения страны,
стимулирует накопление национального капитала для обеспечения устойчивого
экономического роста и экономической безопасности страны.

Учебно-методическое
обеспечение

  1. Булатов А.С. Экономика-М: БЕК,1996.- 345 с.
  2. Волков О.И. Экономика предприятия-М: ИНФА-М,1993.- 481 с.
  3. Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб.
    пособие для студ.  Сред. проф. учеб. заведений.-
    М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
  4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Минск: ООО «Новое
    знание»,2001.- 425 с.
  5. Сергеев И.В. Экономика предприятия-М: «Финансы и статистика», 2001.-356 с.

Разработка урока деловая игра "инвестиция" | методическая разработка по географии (9 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Деловая игра “Инвестиция”

Деловая игра “Инвестиция”

Предлагаемую деловую игру “Инвестиция” уместно использовать при изучении темы “ Экономико-географическая характеристика Центрально – Чернозёмного экономического района”. Здесь рассматривается природные условия, население, промышленность и сельское хозяйство областей, входящих в этот экономический район и района в целом.

Тема: Разработка комплексного проекта развития народного хозяйства Центрально-Черноземного района.

Цели:

  1. Раскрыть типичные черты хозяйства и структуру областей, входящих в Центрально-Чернозёмный экономический район.
  2. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям экономики областей и экономического района в целом.
  3. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
  4. Закрепление навыков работы учащихся в группе.

Форма организации учебной деятельности: деловая игра.

Время проведения: 40 мин.

Оборудование: Доска, экономическая карта Центрально-Черноземного района карта, изготовлена учащимися), таблички с надписями, блокнот для заметок инвесторов, географические атласы “Население и хозяйство России”.

Состав участников и их роли: Класс делится на 6 групп с учетом склонностей и желания учащихся. Первые 5 групп представляют собой управленческий аппарат областей, входящих в экономический район (губернатор, министры: промышленности и сельского хозяйства). Оставшаяся группа представляет собой инвесторов, которые на основе докладов делают инвестиции в ту или иную отрасль любой области.

I этап – подготовительный

За неделю в классе распределяются роли, для игры выдаются задания для каждой из областей:

  1. Характеристика ЭГП области.
  2. Природные условия и природные ресурсы области.
  3. Демографическая обстановка области.
  4. Выделение отраслей специализации промышленности и сельского хозяйства.
  5. Какие факторы затрудняют развитие хозяйства?
  6. Перспективы развития хозяйства области.
  7. Составляется экономическая карта-схема области.

II этап – деловая игра

Ход игры. Класс представляет собой координационный совет, состоящий из полномочного представителя, губернаторов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей, министров промышленности и сельского хозяйства, инвесторов. Инвесторам выдаются денежные средства в размере 1000 У.Е., которые они могут вложить в ту или иную отрасль любой из областей экономического района. Всем раздаются блокноты для заметок, которые заполняется в процессе обсуждения. (Приложение 1)

1. Первым выступает полномочный представитель Центрально-Черноземного района. Дается краткая характеристика. Вся информация дается в виде табличек на доске. (Приложение 2)

В состав экономического района входят: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области. Площадь района составляет 167,7 тыс. км 2 (около 1% территории Р.Ф.). Численность населения района составляет 7 млн. 807 тыс. чел. (5,2 %) Плотность населения района – 46 чел. на 1 км2 . В районе 5крупных городов и 85 поселков городского типа. Доля городского населения – 61%, доля сельского населения – 39%. Крупные города: Воронеж, Липецк, Курск, Тамбов, Белгород.

Главное богатство района – железная руда Курской магнитной аномалии (КМА). Из других полезных ископаемых известны запасы: мела, известняков, огнеупорных глин, кварцевых песков, цементного сырья.

Хозяйственный комплекс района сформировался под воздействием выгодного экономико-географического положения относительно важнейших Топливно-энергетических баз Поволжья, северного Кавказа и крупного научно-технического центра – Москвы. Огромную роль в экономике района играет наличие мощной железорудной базы КМА. Благоприятны почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства и на его основе пищевой промышленности. На стыке и пересечении железных дорог расположены крупные города, в которых сосредоточено промышленное производство.

Основные отрасли промышленности: добыча железной руды, черная металлургия, машиностроение, химическая, и пищевая промышленности.

Центрально-Черноземный район – основной сельскохозяйственный район России. Здесь возделывается: рожь, пшеница, просо, ячмень, гречиха, сахарная свекла, подсолнечник. Выращивают плодовоовощные культуры и картофель. В районе сохранилось коневодство, овцеводство, пчеловодство и прудовое рыболовство.

Район поставляет на внешний рынок продукцию черной металлургии, машиностроения, пищевой промышленности. В районе имеются все условия для создания совместных с иностранными инвесторами предприятий.

2. Слово предоставляется губернаторам и министрам областей Центрально-Черноземного экономического района. Рассмотрим характеристику на примере Белгородской области.

Губернатор Белгородской области – даёт экономико-географическую характеристику области. Представляется карта-схема области.

Центр Белгородской области – город Белгород. Численность населения области 315 тыс. чел, что составляет 2% от численности населения всего Центрально-Черноземного района. Численность рабочих и служащих 166 тыс. чел., что составляет 52,6 % всего населения области.

Промышленное производство области сформировалось под влиянием уникальных запасов железных руд КМА, богатых ресурсов строительных материалов, а так же высокопродуктивных земельных угодий. В настоящее время промышленность области представляет собой сформированный комплекс горнодобывающих и обрабатывающих производств. В структуре промышленности на доля отраслей специализации приходится более 50% .

Выступает министр промышленности. Уровень и направление развития производственных сил области в значительной степени определяет черная металлургия, доля которой достигла 1/3 всей промышленной продукции. Имеются все предпосылки для увеличения производства железной руды, стали, проката, и осуществление внутренних и межрайонных поставок данной продукции.

Машиностроение и металлообработка в основном развиваются в двух направлениях: 1) производство и обслуживание комплекса КМА (горное машиностроение, ремонт оборудования); 2) производства автотракторного электрооборудования и котлов.

Усиливается специализация области на производстве строительных материалов и, прежде всего цемента на собственной ресурсной базе. Крупнейшие предприятия области Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Белгородский завод энергетического машиностроения.

Выступает министр сельского хозяйства. Пищевая промышленность базируется на собственной сырьевой базе и развивается за счет реконструкции и расширения имеющихся производств. Сформирована сахарная, мясная, плодовоовощеконсервная промышленности.

Особое значение имеет ликвидация отставания в развитии легкой промышленности, в частности швейного производства. Область обладает емким рынком сбыта, устойчивой сырьевой базой и характеризуется наличием свободных трудовых ресурсов.

Благодаря высокопродуктивным земельным угодьям область является одной из ведущих в РФ по производству сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее развитие АПК области неразрывно связано с решением транспортной проблемы. Большое значение имеет увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

III этап – подведение итогов игры

В процессе докладов о экономическом потенциале промышленных и сельскохозяйственных производств инвесторы заполняют блокнот инвестора и делают инвестиционные вложения в те или иные отрасли областей Центрально-Черноземного экономического района. Производится подсчет инвестиций. Результаты записываются в таблицу (Приложение 3).

Обсуждение результатов деловой игры проводится в виде таблицы. Вопросы представлены в таблице (Приложение 4).

Приложение 2.

Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Приложение 3.

Приложение 4.

Обсуждение результатов деловой игры «Инвестиция».

Направление вопросов для обсуждения

Правильные ответы

учащихся

1.Укажите, области входящие в состав Ц.-Ч. район:

       а) Курская;                          д) Белгородская;

       б) Калужская;                     е) Смоленская;

       в) Липецкая;                       ж) Воронежская;

       г) Орловская;                      з) Брянская.

2.Укажите, какие природные ресурсы, характерны для Ц.Ч.Р:

а) железная руда;               в) бурый уголь;

б) фосфориты;                   г) земельные ресурсы.

3. Укажите, отрасли специализации района:

   а) сельское хозяйство;         в) пищевая пром.;

    б) цветная металлургия;    г) черная  метал.

4. Установите соответствие между отраслями промышленности городами, в которых они   сосредоточены:

         Отрасли:                                             Города:

  а) пищевая промышленность              1. Курск, Липецк, Тамбов;

  б) черная металлургия                        2. Липецк, Старый Оскол

  в) химическая промышленность.       3. Белгород, Воронеж, Калач.

5. Продуктами вывоза из района являются

 а) растительное и сливочное масло, овощи и фрукты;

б) сахар, сливочное масло, мясо;

в) сахар, рожь, пшеница.

По площади район:

а) больше Центрального, но меньше Волго-Вятского;

б) больше Волго-Вятского, но меньше Центрального;

в) самый большой по площади;

г) самый малый по площади.

Читайте также:  Газпромбанк вклады для физических лиц 2022 — проценты и условия по депозитам на сегодня

Урок экономики с использованием икт по теме "сбережения и инвестиции". 11-й класс

Проведение данного урока рассчитано на 2
академических часа с учётом изучения учащимися
темы “Рынок ценных бумаг”.

Примерно за неделю до проведения урока
необходимо обозначить исследовательскую группу
учащихся (2-3человека) и дать им задание:
провести социологический опрос
(Приложение
1)
. Результаты исследования школьники
должны оформить в виде доклада в сопровождении
слайдов. (Рекомендации по
оформлению – приложение 2).

Необходимое аппаратное и программное
обеспечение:

  • наличие ПК, имеющих выход в Интернет (ПК для
    каждого ученика).
  • мультимедийный компьютер с пакетом средств
    Microsoft Office для учителя.
  • экран.

Методы обучения:

наглядный – демонстрация мультимедийной
презентации;

  • исследовательский;
  • словесный – эвристическая беседа.
  • Цель урока: показать старшеклассникам риск
    обмана на рынке инвестиций.

    Задачи рока:

    • Исследовать проблему обмана обывателей на
      рынке ценных бумаг;
    • Научить учащихся аргументировано выражать своё
      мнение относительно проблемы сохранения и
      преумножения сбережений.
    • Воспитание ответственности за экономические
      решения.

    ХОД УРОКА

    1) Приветствие учащихся. Сообщение цели урока.
    (1минута)

    2) Актуализация знаний: (10 минут)

    • Сбережения? (Слайд 2).
    • Инвестиции? (Слайд 2).
    • Что означает инвестировать свои сбережения? (Слайд
      2).
    • Как функционирует финансовый рынок? (работа по
      схеме – слайд 3).

    Учитель выступает в роли диспетчера, ученики
    комментируют каждое направление финансового
    рынка.

    • Какие существуют виды ценных бумаг?
    • Дайте определения таких ценных бумаг как: –
      облигация; – акция; (Слайд 4).
    • В чём заключаются основное достоинство и
      недостаток облигации, акции?

    3) Решение заданий под “знаком вопроса”. (4
    минуты) (Слайд 5).

    Учитель:

    Два друга – Ваня Плюшкин и Жора
    Кныш – решили вложить свои денежные сбережения в
    ценные бумаги акционерного общества “Центрум”.
    Ваня Плюшкин – человек осторожный; он не любит
    рискованных затей. Жора Кныш, напротив,
    предпочитает рискнуть и получить как можно
    больший выигрыш от капиталовложения. Он живёт по
    принципу: “либо пан, либо пропал”. Какие ценные
    бумаги – обыкновенные акции или облигации –
    купит каждый из этих ребят, если надёжность АО
    “Центрум” не гарантирована? [2]

    Ответ учащихся:

    Иван как человек осторожный купит облигации, а
    Женя купит обыкновенные акции,

    так как покупка
    именно этого вида акции наиболее подвержена
    риску невозврата вложенных денежных средств. К
    тому же по облигациям гарантированный %, а по
    обыкновенным акциям дивидендов может и не быть
    вовсе ( в случае, если предприятие сработает без
    прибыли, или с прибылью , недостаточной для
    выплаты дивидендов по обыкновенным акциям

    Учитель:

    дайте определения: – дивиденд; –
    курс акций;

    (Слайд 6).

    Учитель:

    объясните, какова зависимость
    курса акций от размера дивидендов и величины
    банковского процента. (Слайд 7).

    Ответ учащихся: У человека, имеющего
    сбережения всегда есть выбор: вложить деньги в
    акции или положить на текущий счёт в банк под %.
    Поэтому и существует зависимость между курсом
    акции от размера дивидендов и величины
    банковского процента. Курс акции находится в
    прямой зависимости от получаемого по ней
    дивиденда и в обратной зависимости от ставки
    процента: чем выше дивиденд и, чем ниже величина
    банковского процента, тем выгоднее помещать
    деньги в акции, а не в банк, и наоборот.

    4) Мозговой штурм:

    Внимание! Перед вами
    следующий сюжет

    . (2 минут)

    Учитель

    (после демонстрации анимационных
    слайдов 8 – 13):

    Какая проблема отображена в данной ситуации?

    Ответить ученикам нетрудно:

    Буратино мечтал о приросте своих сбережений в
    пять золотых, а в итоге остался ни с чем!

    Учитель

    :

    Верно! Но данная история, к
    сожалению, бывает не только в сказках! Зачастую
    наш российский обыватель становится очень
    похожим на Буратино, мечтающего о дереве с
    золотыми монетами, и обмануть его всякого рода
    мошенникам не представляет особого труда…

    А может, мы – обыватели, иногда похожие на
    Буратино, виноваты сами? Давайте разберёмся и
    расставим все точки над i .

    Эпиграфом нашей дальнейшей работы станет
    следующая фраза:

    “Ах, обмануть меня нетрудно – я сам
    обманываться рад ” (Слайд 14).

    А вот какой орфографический знак необходимо
    поставить в конце данной фразы:

    . или ? или ! или может …

    Позвольте высказать вашим ученикам
    собственное мнение на этот счёт.

    Это будут разные мнения. В зависимости от
    темперамента и жизненной позиции ребят,
    школьники выскажут и удивление, и согласие,
    недоверие и даже смирение. А кто – то из учеников
    обязательно скажет: нужно сначала разобраться.
    (3 минут)

    С точки зрения развития экономики (семейной,
    государственной) целесообразно вложение денег в
    предприятия (покупка ценных бумаг) или в банк. Но
    в любом случае нельзя доверять деньги
    мошенникам, которые обещают быстрый путь
    обогащения.

    Учитель соглашается с ребятами, но подмечает,
    что и на рынке инвестиции проблема обмана
    весьма актуальна. Ребятам предлагается
    послушать рассказ одноклассников о примере
    хрестоматийного надувательства вкладчиков.

    5) Рассказ (специально подготовленного ученика
    исследовательской группы)о ситуации с “законопослушной” пирамидой МММ.
    (7 минут)

    На протяжении всего периода реформ сначала в
    советской, а затем российской экономике
    население страны тщетно пыталось защитить свои
    сбережения от инфляции. Однако рынок не
    предлагал такого рода услуги.
    Наличные деньги
    и вклады на счетах в Сбербанке за считанные
    месяцы превращались ни во что… Не спасали и
    вложения в валюту: курс доллара многократно
    отставал от внутренней инфляции. В результате в
    России на одну и ту же сумму, как в долларах, так и
    в рублях с каждым годом можно было купить все
    меньше товаров и услуг. Ситуацией не замедлили
    воспользоваться мошенники. Самой знаменитой из
    подобных афер была деятельность акционерных
    обществ, организованных по принципу финансовой
    пирамиды. Наиболее известное из них – АО “МММ
    “.
    (Слайд 15).

    В декабре 1993 г. оно начало активную рекламу
    своих акций, прибегнув к невиданному до этого в
    России приему: объявлению цен их продажи и скупки
    на будущее. Каждая следующая цена была выше
    предыдущей, причем курс pос стремительно. В
    декабре он составлял около 2 тыс. рублей, а к концу
    июля достиг 121 тыс., что даже в твердых ценах
    означало pост в несколько десятков pаз.
    Финансировать фантастический рост курса, как ни
    странно, было нетрудно.

    Миллионы людей, привлеченные
    “гаpантиpованной” возможностью обогатиться,
    несли в АО “МММ” свои средства. Акции
    пирамиды выпускались похожими на деньги. Только
    вместо привычного по советским временам
    портрета В. И. Ленина их украшали изображение и
    личная подпись главы фирмы Сергея Мавроди. (анимационный
    эффект Слайда 15).

    Вкладов публики вполне хватало, чтобы выкупать
    по все более высоким ценам акции у тех немногих
    акционеров, которые хотели их сдать. Возникла
    финансовая пирамида.Рост курса акций
    базировался не на реальных прибылях АО, а на
    привлечении все новых и новых вкладчиков. Можно
    сказать, рост шёл за счет расширения основания
    пирамиды.

    Деньги новичков использовались на
    “подкормку” вершины пирамиды, а именно на
    выкуп акций по завышенному курсу у старых
    акционеров и, разумеется, на обогащение
    руководства компании. Впоследствии выяснилось,
    что Сергей Мавроди сумел присвоить десятки, если
    не сотни миллионов долларов.Развязка
    произошла в августе 1994 года. После начала
    финансовой проверки акции Акционерного Общества
    “МММ” сначала упали в цене более чем в сто
    раз, а потом АО вообще отказалось выкупать их.

    Читайте также:  Вклады Белагропромбанка, проценты по вкладам, депозитам банка Белагропромбанк в белорусских рублях и иностранной валюте для физических лиц

    (Слайд 16 ).

    Самое интересное в этой истории то, что с
    юридической точки зрения деятельность АО
    “МММ” не была мошенничеством: по закону
    акционерные общества вообще не обязаны выкупать
    свои акции. [3]

    Затем следует задать ученикам такие вопросы

    :

    – Кто виноват в доверчивости россиян?

    – Что делать нам российским обывателям, чтобы не
    оказаться в ситуации обманутых вкладчиков? (Слайд
    17 ).

    Учитель выслушивает мнения ребят (5
    минут),
    а затем предлагает вниманию учащихся
    доклад группы исследователей, которые проводили
    опрос жителей села по проблеме обмана вкладчиков
    АО “ МММ”.

    Примечание:

    переход к презентации ребят
    сделан через гиперссылку – иллюстрацию слайда 17.

    6) Доклад группы исследователей.

    Учащиеся
    демонстрируют результаты своего исследования
    презентацией, например, такой как:

    “Наши
    вечные русские вопросы”.
    Ребята сообщают
    сделанные ими выводы.
    (5 минут)
    По окончанию выступления ребят учитель
    предлагает следующие вопросы для обсуждения:

    • Можно ли было заранее ожидать, что люди
      “клюнут” на аферу “МММ”?
    • Почему они не могли продолжать спокойно хранить
      свои деньги дома или в Сбербанке?
    • Какие правовые нормы государство должно было бы
      заранее принять, чтобы не допустить обмана
      вкладчиков? (Слайд 18). [3]

    На обсуждение

    данных вопросов следует
    выделить

    до 8 минут.

     7) Обсуждение с учащимися сравнительных
    выгод и недостатков:

    – правового

    (заранее принять запрещающий
    закон)

    и

    – стихийно-экономического

    (пусть люди всё
    поймут на собственном горьком опыте)

    способов
    ликвидации финансовых пирамид. (Слайд 19). (5 минут)

    [3]

    Учитель после обсуждения

    :

    “Лихие 90-е”
    прошли, финансовые пирамиды МММ и ГКО
    (государственные краткосрочные обязательства)
    рухнули: 1994 и 1998 год (дефолт в России),
    соответственно. А были ещё “Хопёр-Инвест”,
    “Гермес-финанс”, “Тибет”, “Властилина” и
    другие – порядка 1700 финансовых пирамид!

    (Слайд
    20
    ).

    Некоторые выводы сделать можно, но
    история, к сожалению, повторяется…

    Парадокс:

    деньги уходят и приходят, а
    пирамиды остаются!

    (Слайд 21).

    Не верите? Давайте проследим “географию
    обмана” обывателей России финансовыми
    пирамидами за последние годы. А поможет нам в
    этом ИНТЕРНЕТ…

    9) Работа учащихся в сети Интернет (10 – 12 минут).
    (Слайд 21).
    (15 минут)

    Ребята знакомятся с указанной на слайде
    ссылкой. [4] Данная ссылка содержит много
    информации. Для экономии времени следует дать
    каждому ученику конкретный вариант задания.
    (Приложение 3).

    Данное приложение следует предварительно
    разместить на рабочем столе ПК учащихся.

    (№ закреплённого рабочего места учащегося
    соответствует № варианта.)

    По окончанию работы в Интернет школьники
    докладывают о “географии” финансовых пирамид
    России. На слайде – карте России появляются
    пирамиды или подчёркиваются названия городов, в
    которых активизировались финансовые пирамиды. (Слайд
    22).

    Примечание:Анимация слайда настроена
    строго на опрос учащихся по вариантам: от 1 до 17.
    Если учителю такая альтернатива не нравится (или
    не устраивает, что появляющиеся пирамиды
    громоздки), то можно воспользоватьсяинтерактивной
    ручкой или фломастером. Можно обозначить
    “географию” обмана российских вкладчиков
    простым подчеркиванием названий городов, в
    которых активизировались финансовые пирамиды.

    Учитель:

    Итак, факт налицо: история
    повторяется

    , и вы убедились в этом!

    Считаете
    ли вы, что вкладчики нынешних финансовых пирамид
    не понимали, что делают рискованные вложения?
    Почему они их всё-таки делали?

    Обязательно дайте высказаться вашим
    ученикам! Палитра мнений здесь будет самая
    разнообразная: от осознания русской “халявы” –
    до утверждения фаталиста: “Кто не рискует – тот
    не пьёт шампанского!”.

    10) А что скажут специалисты? Прослушивание
    комментариев юриста и экономиста относительно
    проблемы выбора между надёжностью и доходностью
    сбережений (Слайд 23). (5 минут)
    [3]

    Учитель:

    Какой вывод можно сделать на
    основании мнения специалистов?

    Ответ школьников:

    всегда следует помнить,
    что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

    Риск
    и доходность – вот основные критерии выбора, и
    одно всегда достигается в ущерб другому.

    Высокая
    доходность всегда связана с большим риском
    потери  сбережений,  и наоборот, меньший
    риск, как правило, подразумевает более низкую
    доходность. Существует множество способов
    снизить риск, переложить его на плечи других
    экономических агентов.

    Один из основных
    способов снизить риск вложений – оценка
    надежности той организации, которой вы отдаете
    деньги.

    И здесь

    важно понимать, что реклама,
    сколь интенсивной и вызывающей доверие она бы ни
    была, не может рассматриваться как фактор,
    повышающий надежность организации.

    11) Распознаем мошенников. (5 минут)

    Учитель:

    Финансовые пирамиды, на которых в
    90-х погорели миллионы россиян, сейчас буквально
    переживают второе рождение.

    (Слайд 24)

    .
    Мошенники снова обводят вокруг пальца тысячи
    людей, а потом, прихватив с собой миллионы рублей,
    исчезают, как будто их никогда не было.

    (Слайд
    24
    )

    Нынешние пирамидостроители уверяют, что
    направляют деньги вкладчиков в высокоприбыльные
    проекты или на покупку растущих в цене акций
    крупнейших компаний. А МВД РФ прогнозирует рост
    числа финансовых пирамид в стране. Интересный
    факт: 10 января 2022 года Сергей Мавроди в своём
    блоге заявил о новом проекте привлечения
    финансовых средств с весьма высокой доходностью.
    В данном проекте неугомонный С.Мавроди планирует
    выступать просто консультантом. Неужели МММ и ей
    подобные были, есть и будут существовать завтра?

    Как не стать жертвой обманщиков и распознать,
    что перед вами не инвестиционная компания, а
    финансовая пирамида?

    Ответ ученика работающего по варианту №18.

    [5]

    (
    слайд 25.)

    12) Определение правил поведения обывателя –
    инвестора. (5 минут)

    Вопрос учителя:

    Каких основных правил должен
    придерживаться обыватель – инвестор, чтобы не
    остаться у “разбитого корыта?” (Слайд 26)

    Ребята формулируют основные правила поведения
    инвестора, основываясь на выводах, которые
    делали они же сами на разных этапах урока.

    По окончанию данной работы учитель выдаёт
    старшеклассникам буклет – “Памятку будущего
    инвестора”.
    (Приложение 4).
    [1]

    Буклет необходимо предварительно распечатать
    для каждого ученика.

    (Примечание:

    в презентации переход на памятку
    сделан через картинку – гиперссылку слайда 26)

    13) Формулировка общего вывода урока. (2 минуты)
    (Слайд 27).

    – Какой же знак нужно поставить в конце фразы,
    взятой за эпиграф урока?

    Ученики сами приходят к решению проблемного
    вопроса: обманывается на рынке инвестиций тот,
    кто сам обманываться рад.

    Чтобы осуществлять инвестиции в экономику
    необходимо знать хотя бы основы экономической
    теории и права. “Учиться, учиться и учиться!” –
    как справедливо напомнил знаменитую фразу
    председатель компании “Евросеть” Малис в
    телевизионной программе “НТВешники” от 22.01.2022 ,
    в которой рассматривался вопрос новой волны МММ.
    Но, пожалуй, самое главное – не стоит доверять
    разного рода жуликам и мошенникам.

    14) Домашнее задание. (Слайд 28) (2 минуты)

    – Подготовить устные ответы на вопросы для
    размышления стр. 151 – учебник “Экономика”. (И.В.
    Липсиц, 10 – 11 класс, 2часть, – М.: Вита-Пресс, 2006 г).

    – Написать эссе (предлагается 2 темы на выбор).

    • Тема 1. “ Возможна ли “перезагрузка” МММ?”
    • Тема 2. “ Кто мы: вкладчики поля страны дураков
      или вкладчики поля страны чудес?”

    15) Рефлексия. (Слайд 29) (5 минут).

    Учитель раздаёт ребятам шляпы разного цвета и
    просит выразить оценку урока. Например, если
    ученику достаётся шляпа красного цвета –
    ученику нужно рассказать какие чувства и эмоции
    преобладали у него на уроке. Если ученику
    достаётся шляпа черного цвета – он должен
    выразить своё критическое отношение к уроку и
    т.д.

    16) Выставление отметок. (1 минута).

    Приложение 5

  • Приложение 6
  • Приложение 7
  • Список информационных источников:

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика:
    Пособие к разделам “Экономика” и “Право” курса
    “Обществознание” для 10-11 классов гуманитарного
    профиля. В 2-х книгах. Кн.1/ Российский фонд
    правовых реформ. Проект “Правовое образование в
    школе”. Серия “Основы правовых знаний”. М.:
    Вита-Пресс,2000. – 2126 с.: ил.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1.
    Пособие для учителя.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс,2000. –
    447с.6 ил.
  • ОЭР: 1С. Экономика и право. 10-11 класс. 2CD.2004 год.
  • http://www.regnum.ru/dossier/24.html
  • http://www.business-investor.info/journal/article-2064.htm
  • Оцените статью
    Adblock
    detector