Инвестиционные аспекты интеграции республики таджикистан в мировую экономику
Инвестиционные аспекты интеграции Республики Таджикистан в мировую экономику
Асламов Абдурафи Ильесович,
к.э.н., докторант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В.Плеханова, ilyosovich@mail.ru
Статья посвящена вопросу участия Таджикистана в системе международного движения капитала. В ней рассматриваются тенденции притока иностранных инвестиций в экономику страны, и оценивается степень ее интегрированности в систему международного движения капитала. Анализируется место страны в системе международного движения капитала. Детально рассматриваются вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций, их роль в интеграции страны в мировое хозяйство, Особое внимание уделяется вопросам обеспечения благоприятного инвестиционного климата в условиях глобальной конкуренции за привлечение иностранного капитала. В статье отмечено, что важным условием обеспечения стабильного экономического роста и укрепления потенциала народного хозяйства страны является повышение инвестиционной привлекательности и эффективное использование иностранных инвестиций. Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, глобализаци-я,интеграция, международное движение капитала, прямые иностранные инвестиции, совместные предприятия, инвестиционный климат, Вашингтонская конвенция, многосторонное агентство по гарантиям инвестиции».
Использование иностранных инвестиций, обусловленное системой участия страны в международном разделении труда, а также объективным процессом интернационализации – один из главных факторов и направлений интегрирования страны в мировое хозяйство.
В современном глобализирующемся мире ни одна страна не может игнорировать преимущества участия страны в международном движении капитала и использования иностранных инвестиций.
Это справедливо и для Таджикистана, для которого острота вопроса больше чем для других стран на постсоветском пространстве в силу ряда обстоятельств. Острая нехватка финансовых ресурсов в стране предопределяют сегодняшнюю роль Республики Таджикистан(РТ) в международном движении капитала как нетто-импортера.
Роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики Таджикистана является еще существенным, поскольку в общем объеме инвестиций в основной капитал доля иностранных инвестиций составил 27% в 2022г. и 40% в 2022г.
Можно утверждать, что иностранные инвестиции являются определяющим элементом в формировании инвестиционного потенциала страны. Это можно интерпретировать по-разному. С одной стороны они показывает вовлеченность страны в систему международного движения капитала, но с другой стороны показывает сильную зависимость страны от внешних финансовых ресурсов. Подтверждением вышесказанного может служить тот факт, что в 2007 г. доля иностранных инвестиций в структуре инвестиций страны составили 73 %, что показывает еще и низкий инвестиционный потенциал национальной экономики. Следует отметить что, повышения роли иностранных инвесторов в экономике страны связано не с проблемами текущего потребления, а созданием прочной базы экономики РТ реализации и ее гидроэнергетических проектов выводы страны, из транспортного тупика, что способствует увеличению предпринимательского и экономического потенциала страны.
Самостоятельное участие Таджикистана в системе международного движения капитала началось с 1992г.
Иностранный капитал привлекается в страну как в предпринимательской^ форме прямых и портфельных инвестиций) так и в ссудной форме.
По данным Всемирного банка приток прямых иностранных инвестиций в 1992г. в экономику страны составил 9млн. долларов США.
Основной формой привлечения иностранных инвестиций было создание совместных предприятий т.е прямых инвестиций. В 1992 году количество совместных предприятий составило 181.
В 1993г. приток ПИИ также составил 9 млн. долларов США.
По состоянию на 1997г. объем накопленных иностранных инвестиций составил 93493,5 млн. долларов США, в котором 99,04% составляли прямые инвестиции.
О £
ю
5
2
N СЧ £
I
а
3 ©
Однако анализ тенденций притока инвестиций показывает что, начиная с 2000г. в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля прочих и соответственно падение роли прямых.
Необходимо отметить, что удельный вес ПИИ в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в последние годы снизился. В 2001г. доля ПИИ составляли 67,9 %, а в 2022г. -58,4%.
Из общего объема инвестиций поступивших в 2022г. в размере -325518,5тыс.доллар-ров США доля прочих инвестиций составила -50,3%.
Следовательно, увеличились объемы прочих инвестиций, которые, несомненно, формируют внешний долг страны. По данным за 2022г. в общем объеме накопленных иностранных инвестиций доля прочих инвестиций составила -41,5%.
Это свидетельствует об ухудшении условий инвестиционного сотрудничества страны и увеличения внешнего ее долга
Это несомненно вынужденная мера,поскольку приток иностранного капитала в республику Таджикистан пока не отвечает реальным потребностям страны и не отражает ее потенциальные возможности в системе международного движения капитала и страна вынуждена прибегать к заемным средствам.
Несомненно, участие страны в системе финансово-кредитных отношений и ее участие в системе внешнего финансирования является фактором углубления участия страны в системе международного экономических связей, усиления открытости национальной экономики. Привлечение кредитов, в том числе от международных финансовых институтов, позволяют решать финансовые проблемы страны, но при этом не следует забывать, что они формируют внешний долг страны. Это означает, что задача внешнеэкономической политики в этом направлении заключается
в том, чтобы внешний долг не превратился в серьезную проблему, в тормоз экономического развития.
Как мы отметили, в структуре привлекаемых иностранных инвестиций основное место занимают государственные заемные средства и прямые инвестиции.
Наиболее эффективной формой привлечения капитала являются прямые инвестиции. Это обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами привлечения капитала. Основные из них заключаются в том, что они, будучи не заемными средствами, не формируют внешний долг, но и расширяют возможности выхода таджикской продукции на внешний рынок, а также способствуют к доступу к передовым технологиям.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют важнейшую роль в усилении процессов интернационализации и интеграции в рамках мирового хозяйства. В современных условиях они превратились в важнейший фактор глобализации мировой экономики.
Как справедливо отмечает Ю.В. Шишков “При всем разнообразии внешнеэкономических связей сложившихся к началу 21в. основу их образуют торговля товарами и услугами опосредующая международное разделение труда. Все другие связи как правило либо обусловливают международный обмен либо обусловлены им”. Однако ‘сточки зрения перспектив мирохозяйственного развития подтягивания менее развитых регионов к технически и экономически ведущему ядру мирового хозяйства, первостепенное значение имеют долгосрочные иностранные инвестиции в сферу производства”1.
В последние годы роль ПИИ в мировой экономике существенно вырос. За период с 1990 г. по 2022гг. совокупный объем накопленных прямых инвестиций вырос с 2078267 млн.долларов до 22812680 млн.долларов США, т.е увели-
чился в 9,4раза2.
В то же время за указанный период мировой экспорт товаров и услуг вырос в 5,1,а мировой ВВП лишь в 3,2 раза.3 Это является яркой иллюстрацией роста роли и значения ПИИ в системе мировой экономике.
По сути прямые иностранные инвестиции превратились в главный фактор усиления целостности и интегрированнос-ти мирового хозяйства.
В период с 1990 по 2022г. доля накопленных ПИИ в валовом внутреннем продукте в мире в целом вырос с 9.3% до 31.9%4.
Известно, что одним из главных индикаторов интегри-рованности отдельных стран в мировохозяйственные связи и в глобальную инвестиционную систему является отношение притока ПИИ по отношению ВВП. Она в свою очередь характеризует роль ПИИ в производстве ВВП страны. В 2022г. отношение притока ПИИ к ВВП страны составило 3,82% против 0,45% в 1992г. и против 2.74 в 2000г.
Что касается доли накопленных ПИИ по отношению к ВВП республики, то в 2022г. она составила 16,89%, по сравнению с 31,98% среднемировых.
Удельный вес страны в мировых потоках ПИИ за 2022г. составил 0,021 %
Анализ участия Таджикистана в системе международного движения капитала несмотря на то что она является неиио-ре-цепиентом иностранного капитала свидетельствует о высокой степени интегрированности страны.
О тенденциях притока иностранных инвестиций в экономику РТ можно судить на основе анализа динамики изменений в движении иностранного капитала.
В целом объемы иностранных инвестиций за период с 1997г. по 2022г. увеличились в 28,2 раза.
Зарубежные страны осуществляют прямые капитальные вложения путем создания совместных предприятий (СП )
или предприятий с полной собственностью иностранных инвесторов.
Процесссоздания предприятий с иностранными инвестициями как мы отметили выше начался в 1991г.
Несмотря на отсутствие должной законодательной базы в 1991г.в стране было зарегистрировано 46 совместных предприятий5 .Это были предприятия с участием капитала из США, Южной Кореи, Китая и других стран. Официальный объем прямых иностранных инвестиций в 1991г. составил 42млн.долларров США. В последующие годы число СП постепенно росло и в 1992г.было зарегистрировано 181пред-приятие с иностранным капиталом. Пик создания СП приходится на 1996г. когда их количество достигло 283, а.потом постепенно наблюдалась тенденция снижения их количества до 105 уже в 2001 г6. В 2022г.количество действующих СП вТаджикистане составило 157.
Уменьшение числа СП было обусловлено прежде всего более рациональным и эффективным подходом к их регулированию и в частности перерегистрацией. Последняя была вызвана тем что многие из них реально не функционировали и им было отказано в перерегистрации.
СП играют существенную роль в реальной интеграции Таджикистана в мировую экономику и в решении социально-экономических проблем страны.
Постепенно росла роль СП во внешней торговле страны. По данным Госкомстата Рт уже в 2001г. объем внешней торговли совместных предприятий находящиеся на территории республики составил
142522.6тыс.долларов, в том числе 73559.8тыс.долларов США по экспорту и 68962.8ты-с.долларров по импорту. Другими словами, в 2001г. доля совместных предприятий во внешнеторговом обороте страны составила 10,6%, в том чис-
ле по экспорту-11,2 и по импорту -10,03%.
Анализ тенденций развития внешней торговли позволяет констатировать, что за последние годы доля СП в нем постепенно снижалась. В 2022г. доля СП во внешней торговле страны составила всего -4,55%7,в том числе в экспорте -8,6 и в импорте 2,96%. Другими словами вклад СП в товарообороте страны уменьшился за сравниваемый период в 2,32 раза, в том числе падение объемов по экспорту составило 1,3, а в импорте в 3,38раза8.
Оценку тенденций развития участия страны в привлечении иностранных инвестиций можно определить и по видам и направлениям их вложений.
Отраслевая структура ПИИ в РТ за последние годы(2022г.) свидетельствует, что ведущее место в нем занимают отрасли производства и распределения электроэнергии (32,21%), строительства жилья (13,68%), добыча и переработка драгоценных металлов(9,6%)и связи (8,6%)9.
В 2001г. распределение ПИИ по отраслям экономики РТ отличалось вложениями инвестиции, прежде всего в отрасли текстильного производ-ства(40%), добычу и переработку драгоценных металлов (34%), в строительную от-расль(11%) и в пищевую промышленность (5%)10.
Анализ этих данных позволяет констатировать изменение в отраслевом распределении прямых инвестиций за указанный период, прежде всего за счет увеличения доли производства электроэнергии и связи. Несомненно, указанные отрасли показывают, что именно в этих отраслях страна обладает сравнительными преимуществами.
Что касается прочих инвестиций, то среди них основное место занимают финансовое посредничество – 62,9% вложений от общего их накопленного объема, добыча драгоценных металлов и руд редких металлов -9,6% и строительство
автострад-3,3%.
В структуре инвестиций по странам-партнерам тоже произошли существенные изменения за последние годы.
В 2001г. наибольшие инвестиции обеспечивали Великобритания -39.2% от общего объема США -13.9%, Республика Корея -13.2, Италия -9.7 и Люксембург -7.9% 11.
В общем объеме ПИИ доля стран дальнего зарубежья составляла 99.5%,а доля стран СНГ в общем объеме инвестиций была незначительная. Среди них основное место занимала Россия -0.4% от общего объема12.
По данным за 2022г. доля стран СНГ в общем объеме накопленных прямых инвестиций увеличилась до 48,6%,прежде всего за счет увеличения доли России до 45,56 и Казахстана 2,9%.
Ведущее место в общем объеме ПИИ среди основных инвесторов экономики РТ занимают Иран (15,7%), Кипр (12,3%), Китай (3,9%), Италия (3,1%) и Великобритания (7,7%)13.
Среди вложений в форме прочих инвестиций на долю Китая приходится 48,1%, Филип-пины—19,0%, России 4,5% и Саудовской Аравии – 4,2% в форме прочих инвестиций.
По данным Всемирного банка приток прямых иностранных инвестиций на душу населения в РТ в 2022г. составил 125 долларов США,по сравнению с 2 долларов США в 1992 и 3 доллара в 1993г14.
Главная причина столь низкого уровня притока иностранных инвестиций, особенно, в первые годы приобретения независимости в РТ кроется в неблагоприятном инвестиционном климате.
Такое положение страны делает особенно важным для нее соблюдение ряда политических экономических организационных и других условий, которые если не делают страну очень привлекательной, то хотя бы снижают уровень рискованности вложения в глазах инвесто-
© £
Ю
5
2
N СЧ £
I
а
3 ©
ров.
Как показывает мировая практика, иностранный капитал устремляется в страны с благоприятным инвестиционным климатом и устойчивым политическим режимом. Благоприятный инвестиционный климат подразумевает наличие благоприятной деловой среды,правовую защищенность собственности, стабильную законодательную базу и конкурентоспособную налоговую систему.
Первые годы независимости с экономической и политической нестабильностью сформировали неблагоприятный инвестиционный климат в страны. Установление мира на таджикской земле после подписания соглашения о мире в 1997г. сняла политический барьер на пути эффективного участия страны в системе международного движения капитала.
Другим немаловажным фактором низкого уровня инвестиционной привлекательности является низкий уровень экономического развития страны.
Известно, что Таджикистан одна из беднейших стран на постсоветском пространстве. По данным Всемирного банка страна отнесена к группе стран с низким уровнем дохода. По величине ВВП на душу населения она занимает143место15.
Естественно она ограничивает покупательную способность населения емкость внутреннего рынка и не может не сдерживать приток иностранных инвестиций в страну.
Важное влияние на инвестиционный климат оказывает государственная политика в области инвестиций, активное вкладывание государством инвестиций в народное хозяйство и ее участие в системе международных договоров, четкость исполнения международных обязательств.
Один из главных показателей инвестиционной привлекательности – стабильная законодательная база. Благоприятная правовая среда, т.е. полная правовая защита иностранных инвестиций со стороны государства
и благоприятный инвестиционный режим, обеспечивающий максимально эффективную защиту интересов инвестора и возможность репатриации полученных прибылей. В 1992г. был принят закон “Об иностранных инвестициях” который, составлял базу правовую регулирования иностранных инвестиций.
В последующие годы были внесены несколько изменений и дополнению в указанный закон, а в 2007г. был принят новый закон об инвестициях. Принятый новый Закона Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 12 мая 2007 года занимает важное место в улучшение инвестиционного потенциала страны и ее качественной структуры.
В целях активизации притока иностранных инвестиций, повышения эффективности их использования законом устанавливаются инвестиционные льготы по налогообложению и таможенные льготы.
Законодательством РТ гарантируются правовая защита инвестора к инвестиционной деятельности. В случае внесения изменений и дополнений в инвестиционное законодательство Республики Таджикистан, инвесторы в течение пяти лет с даты официальной публикации таких изменений или дополнений имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий. Данный режим не распространяется в отношении изменений и дополнений,вносимых в Конституцию Республики Таджикистан и в законодательство Республики Таджикистан, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды, нравственности и этики.
В случае прекращения инвестиционной деятельности, не по вине инвестора, инвестор имеет право на возмещение причитающихся ему инвестиций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности.
Инвестиционный климат
признается более благоприятным, если национальное правовое обеспечение инвестиционной деятельности иностранцев соответствует общепризнанным международным правовым нормам. Данное условие считается выполненным, если национальное законодательство имеет ряд положений:
-гарантии свободного перевода прибылей и вывоза собственной продукции инвестором,
-конкурентное равноправие отечественного и иностранных субъектов хозяйственной деятельности,
-возможность справедливого судебного разбирательства,
-исключение национализации конфискации и других насильственных дел.
Законодательство Таджикистана в данной области полностью соответствует вышеперечисленным критериям.
Таджикистан участвует в системе международных соглашений в области защиты инвестиций. В 1994г. им подписана Вашингтонская конвенция 1965г.” О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и лицами”.
Также в рамках Вашингтонской конвенции учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиции» (МИГА), которые обеспечивают страхования иностранных инвестиций. Данные организации являются частью группы Всемирного Банка. Целью МИГА – является поощрения вложения инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий, а также содействие в улучшении инвестиционного климата.
Среди принятых государством мер по улучшению инвестиционного климата страны, особое место занимают принятие Законов РТ «О свободных экономических зонах»,, Стратегия сокращения бедности РТ на
2007-2009 годы и создание Консультативного Совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте РТ, Национальная стратегия развития РТ до 2022.
В современных условиях свободные экономические зоны являются одним из основных элементов национальной инвестиционной политики.
Следует отметить, что принятие мер по созданию свободных экономических зон стало важным механизмом в контексте улучшения инвестиционного климата. Законодательную базу развития свободных экономических зон составил закон “О свободных экономических зонах”, который был принят в2004г.
В 2022г. был принят новый закон “О свободных экономических зонах”, принятие которого были обусловлены устранением недостатков, которые были допущены в законе и приданием новых импульсов по активизации предпринимательской деятельности в создаваемых зонах.
Несмотря на все сложности трансформационного периода и соответственно инвестиционные проблемы Таджикистан постепенно стремиться обеспечить благоприятный инвестиционный климат.
В современных условиях участие страны в системе международного инвестиционного взаимодействия показывает высокую степень интегрирован-ности страны в систему международного движения капитала. Однако повышение эффективности взаимодействия страны в инвестиционной сфере зависит от ряда факторов.
Прежде всего, в экономике РТ существует проблема формирования достаточных сбережений и их трансформации в инвестиции. Наращивание сбережений зависит от реализации эффективной экономической,,-монетарной, денежно-кредитной, внешнеэкономической по-литики,повышения эффективности народного хозяйства,а решение проблем трансформации
ресурсов в инвестиции зависят от укрепления экономического потенциала страны и адекватного развития финансового рынка страны, в том числе повышения конкурентоспособности главного посредника трансформации сбережений в инвестиции -банковского сектора.
В классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),на которую ориентируются кредиторы и инвесторы по всему миру страны СНГ находятся на самих низких уровнях рейтинга(по состоянию на 2022г.).Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 ступеней страновых рисков (0-нет риска 7 – практически неприемлемые для стран кредиторов и инвесторов риски) пять государств СНГ -Молдавия Белоруссия Украина Кыргызстан и Таджикистан находятся на нижнем седьмом уровне.
Другой показатель – индекс коррупции в стране. Таджикистан входит в число стран, где коррупция развита и занимает одно из последних мест. В индексе восприятия коррупции (ИВК)-2022 Таджикистан набрал 22 балла и занял 154 место из 177 возможных в ежегодном рейтинге Transparency International16.
ИВК измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на опросе, проведенном среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2022 год ранжирует 177 стран мира по шкале от 0 до 100 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100-наи-меньший, или чистый от коррупции.
Одним из индикаторов инвестиционного климата в стране является оценка состояния деловой среды страны, которая проводится с 2004г. исследовательской группой при МФК и отражается в результатах исследования “ведение бизнеса”.
Как показывают исследования ведения бизнеса в 2022г.
Таджикистан занимает 143ме-сто среди 189 рассмотренных стран.
Следует отметить,что в 2022г. страна занимала в этом рейтинге 149 место, что свидетельствует о заметных положительных тенденциях в улучшении деловой среди и соответственно инвестиционной привлекательности.
Одним из факторов, негативно влияющих на интерес иностранных инвесторов к Таджикистану является нестабильность на афганской земле.
От решения указанных проблем зависит и качество участия страны в системе международного движения капитала, эффективность ее интеграции в систему мировой экономики. Следовательно, важным условием обеспечения стабильного экономического роста и укрепления потенциала народного хозяйства страны является повышение инвестиционной привлекательности и эффективное использование иностранных инвестиций.
Анализ состояния и факторов, воздействующих на инвестиционный комплекс страны свидетельствует о формировании позитивных тенденций в инвестиционной сфере, прежде всего за счет внешних финансовых ресурсов.
Литература
1.Мировая экономика: нарастающий процесс глобализа-ции//Мир на рубеже тысячеле-тый(прогноз развития мировой экономики до 2022).-м.:издательский дом “новый век “с. 161
2. http://unctadstat.unctad.org/ TableViewer/tableView.aspx? ReportId=89
3. Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2022. Душанбе- 2022г.-577с.
4. Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан.- Душанбе. 2002.
5. www.worldbank.org/ indicator
О
ю
S
* 2
6.Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2022.-Душанбе 2022г.-576с.
7. www.transparency.com
Ссылки:
1 Мировая экономика: нарастающий процесс глобализа-ции//Мир на рубеже тысяче-летй(прогноз развития мировой экономики до 2022).-м.:издательский дом “новый век “с 161,170
2 http://unctadstat.unctad.org/ TableViewer/tableView.aspx? ReportId=89
3 Рассчитано по данным Unctad statistical handbook за соответствующие годы.
4 Рассчитано автором по данным Unctad statistical handbook
5 Точикистон:15 – соли ис-тиклолияти давлати.Мачмуаи омори. Душанбе – 2006. С- 320
6 Рассчитано по данным:Ста-тистический ежегодник.Внеш-неэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2002.-Душанбе 2002г.
7 : рассчитано по данным: Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2022. Душанбе- 2022г.577с.
8 Рассчитано по данным 6 и 7.
9 Там же
10 Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан.- Душанбе. 2002.
11 Там же
12 Там же
13Рассчитано по данным: Статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2022.-Душанбе 2022
14 Там же
15 www.worldbank.org/ indicator
16 www.transparency.com