Эффект вытеснения частных инвестиций. Ключевые особенности

Эффект вытеснения частных инвестиций. Ключевые особенности Вклады для пенсионеров

Влияние кредитно-денежной экспансии

При возникновении рассматриваемой ситуации правительственные органы, оказывающие влияние на денежную политику, начинают увеличивать выпуск денег настолько, чтобы покрыть дополнительный спрос на финансовые передвижения, вызванный дефицитом.

Как показывает мировая практика, при увеличении денежных средств снижается норма процента и стоимость кредита, что сопровождается ростом инвестиций. Если это происходит, то негативный результат приобретает нулевое значение.

Как определяется государственный долг?

Одной из характеристик любого государства, является наличие в финансовых системах – государственного долга, везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации или стерилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.

Государственный долг – это суммарная задолженность государства своим кредиторам. В зависимости от происхождения кредиторов, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственные долговые обязательства могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

договоров и соглашений о получении государства бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;

Долговые обязательства государства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Существуют ограничения по срокам погашения долговых обязательств, которые не могут превышать 30 лет, а также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию, государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные соответственно – к внешнему.

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

Внутренний государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем, объеме госзадолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей госзадолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

В состав общего государственного долга в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу.

Можно выделить три основных элемента государственного долга:

1. Финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета.

2. Административная задолженность, к которой относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже были утверждены в бюджете, но платежи по ним в силу возникших проблем не были произведены.

Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения).

3. Вид государственной задолженности, которая представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий.

Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид госзадолженности широко распространен в развитых странах. Для стран с развивающейся экономикой этот вид долга представляется наиболее перспективным с точки зрения промышленного подъема экономики.

финансовая налоговая система бюджетный

Последствия для экономики государства

Возникновение рассматриваемого нами эффекта может вызвать довольно серьезные последствия для экономики государства. Среди основных последствий этого эффекта следует отметить:

  1. Монетаризацию.
  2. Существенное сокращение объема совокупного предложения, что, в свою очередь, может стать причиной дисбаланса между спросом и предложением. В итоге будет наблюдаться серьезный рост стоимости потребительских товаров.
  3. Так как государство для исправления экономической ситуации будет прибегать к внешнему заимствованию, то может сложиться такая ситуация, что большая часть государственного бюджета будет применяться для погашения обязательств по взятым кредитам. В подобной ситуации государству придется наращивать объем денежной массы, что в итоге приведет к серьезному росту инфляции.
  4. Снижение курса местной валюты. Это может вызвать увеличение уровня цен на потребительские товары, а, следовательно, снизится уровень жизни населения.

В текущий момент времени происходит увеличения востребованности потребительского кредитования, а, следовательно, чувствительность расходов наших сограждан к увеличению процентной ставки также увеличивается со временем.

В текущей ситуации довольно проблематично предсказать, какое влияние на экономику может оказать эффект вытеснения частных инвестиций. Это связано с тем, что экономическая ситуация в любом государстве не может быть стабильной в течение длительного времени.

Рассматриваемый нами эффект можно было наблюдать в отечественной экономике относительно недавно. Чтобы остановить резкое падение курса отечественной валюты, ЦБ увеличил процентную ставку. Таким образом, кредиты стали слишком дорогие и большинству отечественных предприятий пришлось отказаться от ссудного капитала.

В настоящее время ситуация в отечественной экономике начала стабилизироваться. ЦБ постепенно снижает процентную ставку, а спрос на кредиты со стороны отечественных компаний постепенно увеличивается.

Остается надеяться на то, что руководство отечественного банка прекрасно понимает, какое негативное воздействие может оказать эффект вытеснения частных инвестиций на местную экономику и предпримет меры по предотвращению его возникновения в будущем. При выборе подходящего момента для капиталовложений каждый инвестор должен учитывать вероятность возникновения эффекта вытеснения инвестиций.

Читайте также:  Вклады УБРиРа в Москве в 2022 - процентные ставки по 12 депозитам УБРиРа в Москве для физических лиц на сегодня

Чувствительность

Рассматриваемый процесс может отличаться в зависимости от сложившейся ситуации на рынке, он обладает относительно низкой чувствительностью в следующих случаях:

  1. Если капиталовложения и чистый экспорт имеют небольшую восприимчивость к изменениям нормы процента на финансовом рынке. Иначе говоря, если показатели d (восприимчивость инвестиций) и n (восприимчивость чистого экспорта) имеют небольшое значение. В подобной ситуации даже значительное увеличение процентов (R) не вызовет большого вытеснения.
  2. Если спрос на деньги сильно зависит от повышения нормы процента и необходимо небольшое увеличение этого показателя, чтобы нормализовать экономическое равновесие.

Подобный процесс становится значительным при выполнении следующих условий:

  1. Чистый экспорт и инвестиции сильно чувствительны к изменению процентных ставок, то есть коэффициенты d и n имеют большое значение. При соблюдении этого условия даже небольшое изменение процентной ставки способствует снижению инвестиций, вследствие чего, общий прирост не достигает большого значения.
  2. Спрос на деньги не особо чувствителен к динамике процентных ставок. В данной ситуации для уравновешения финансового рынка требуется заметное повышение коэффициента R. Тогда даже при небольших показателях чувствительности инвестиций и чистого экспорта создается очень сильный подобный эффект.

Экономический смысл

Суть этого негативного последствия заключается в том, что государство стремится урегулировать плачевное положение страны при помощи внешних и внутренних займов, но при образовании большой долговой ямы, которая грозит полным крахом, возникает необходимость привлечь дополнительные средства. Для этого оно размещает облигации или любые другие ценные бумаги, которые могут помочь решить эту проблему.

В результате растет процентная ставка и кредиты дорожают. Поскольку ссуды берут в основном частные компании, то это событие влечет за собой так называемый эффект вытеснения частных инвестиций. Получив за облигации деньги, правительство распоряжается ими по своему усмотрению.

Эффект вытеснения

Эффект вытеснения (Crowding-out) – это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой.

Рост правительственных расходов или сокращение чистых налогов приводят к росту структурного дефицита, который, в свою очередь, увеличивает реальный национальный продукт. Увеличение количества товаров и услуг потребует большего количества денег, необходимых для обращения, что приведет к росту ставки процента за счет возрастания спроса на деньги. Возросшая ставка процента приведет к сокращению инвестиций.

Эффект вытеснения инвестиций

Графически процесс вытеснения можно представить с помощью IS-LM-инструментов, где кривая IS инвестиций, равных сбережениям, отражает зависимость объема реального национального продукта от ставки процента (I — планируемые инвестиции, равные планируемым сбережениям S). Кривая LM показывает отношение объема национального производства к ставке процента по мере изменения спроса на деньги — L, равного денежному предложению — M. На кривую IS оказывает влияние фискальная политика, в то время как на кривую LM влияет монетарная политика. В нашем примере кривая LM имеет позитивный наклон. В результате увеличения правительственных расходов и их мультипликационного возрастания, планируемые расходы возросли на 500 млрд. ден. ед. Но, в конечном итоге, национальный продукт возрастет только лишь на 250 млрд.ден.ед. за счет вытеснения инвестиций ростом ставки процента.

Эффект вытеснения связан, в первую очередь, со структурным дефицитом, т.е. с дефицитом, вызванным фискальной политикой, а не с циклическим дефицитом, при котором общий спад приводит к сокращению ставки процента и, таким образом, поощрению инвестиций.

По поводу размера вытеснения инвестиций существуют разные мнения. Представители монетаристской школы считают, что полное вытеснение наблюдается даже в краткосрочном периоде, следовательно, вся фискальная политика целиком уходит в рост ставки процента и не приводит к увеличению национального продукта. Эмпирические исследования показывают, что уже в течение одного года около половины всех фискальных мероприятий вытесняются ростом ставки процента, а в течение 3-4 лет вытесняются полностью. Это подтверждает мнение, что в долгосрочном периоде реальный национальный продукт возвращается к своему естественному уровню.

Эффект вытеснения частных инвестиций. суть явления

Эффект вытеснения частных инвестиций отрицательно сказывается на экономике государства.  Возникновению подобного эффекта предшествует кризис в экономике страны. Для того чтобы справиться с наступившим кризисом и избежать возникновение сильной инфляции, государство увеличивает процентную ставку. Из-за этих действий существенно увеличивается стоимость кредитов. Так как ссудами, в основном, пользуются частные фирмы, то они в подобной ситуации вынуждены отказаться от кредитования. Именно так выглядит рассматриваемое нами явление.effekt-vyitesneniya-chastnyih-investitsiy

Эффект вытеснения
– энциклопедия по экономике

Что определяет относительный размер эффекта вытеснения Предположим, что наклон графика IS на рис. 20-22 был бы большим (т. е. ожидаемые инвестиции стали бы неэластичными по проценту), а наклон графика LM был бы менее значительным (так что спрос на деньги оказался бы эластичным по проценту). При таком положении окончательный прирост реального дохода практически соответствовал бы величине, на которую сместился график IS. В этом случае эффект вытеснения был бы незначительным. И наоборот, если бы график IS на рис. 20-22 был пологим (т. е. ожидаемые инвестиции оказались бы эластичными по проценту), а график LM — крутым (т. е. спрос на деньги был бы менее эластичен по проценту), то окончательный прирост реального дохода стремился бы к нулю. В этом случае наблюдалось бы полное вытеснение инвестиций. Из этого можно сделать вывод, что эффект вытеснения становится более заметным, когда повышается эластичность ожидаемых инвестиций по проценту. Эффект вытеснения также усиливается при уменьшении эластичности спроса на деньги.
[c.549]
Отметим также, что при горизонтальном графике IS (ожидаемые инвестиции абсолютно неэластичны) и вертикальном графике LM (спрос на деньги абсолютно неэластичен по проценту) возникает крайний случай полного эффекта вытеснения. При этом увеличение государственных расходов повлечет за собой смещение графика IS по горизонтали, причем уровень реального дохода останется неизменным. Это означает, что реальные инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую приросту государственных расходов, т. е. будет иметь место полный эффект вытеснения Этот случай сам по себе является аналогией классической модели. Это объясняется тем, что классическая модель подчеркивает чувствительность ожидаемых инвестиций к изменению процентных ставок и также отмечает независимость спроса на деньги от ставки процента. В этом случае, как показывает модель IS-LM, имеет место полный эффект вытеснения.
[c.549]
Отметим, что величина изменения совокупного спроса, связанного с изменением государственных расходов или налогов, зависит от масштаба эффекта вытеснения.
[c.562]

Эффективность воздействия бюджетно-налоговой политики на уровень совокупного спроса зависит от масштаба эффекта вытеснения, который не является полным в кейнсианской
[c.586]

Читайте также:  Вклады Совкомбанк для пенсионеров

Теперь давайте переключим наше внимание с практических проблем применения фискальной политики на основные недостатки фискальной политики как таковой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
[c.262]

Другое важное соображение касается денежной политики, которую мы будем детально анализировать в следующих главах. Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым. В 80-е годы финансовые органы ограничивали предложение денег, и, как следствие этого, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, скорее всего, был весьма значительным. Для сравнения, в 60-е годы финансовые ведомства были решительно настроены стабилизировать процентную ставку. Следовательно, они увеличивали предложение денег в ответ на повышение процентной ставки, вызванное правительственными займами. В результате вытеснение было не столь велико.
[c.263]

Графическое изображение эффекта вытеснения и инфляции
[c.263]

На рис. 12-66 ситуация несколько усложнена — добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от ADt до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD 2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд дол., а не до искомых 515 млрд дол. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.
[c.264]

На рис. 12-6в мы переходим к более реалистичной кривой совокупного предложения, в которую включен промежуточный отрезок. Мы отвлекаемся здесь от эффекта вытеснения и предполагаем, что стимулирующая фискальная политика успешно справляется с перемещением совокупного спроса от ADt до AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела, как на рис. 12-6а и 12-66, полная занятость не достигалась бы при ВВП, равном
[c.264]

Эффект чистого экспорта. Эффект чистого экспорта, который передается через международную торговлю, также может ослабить эффективность фискальной политики. Наш анализ эффекта вытеснения мы завершили выводом о возможном повышении процентных ставок под воздействием стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и подрывает результативность самой этой политики. Теперь нам нужно убедиться, как повлияет рост процентных ставок на чистый экспорт (экспорт минус импорт).
[c.265]

Вернемся к нашему анализу совокупного спроса и предложения на рис. 12-66, теперь уже обозначенном как рис. 12-6г, который поможет уяснить этот вопрос. Стимулирующая фискальная политика, направленная на увеличение совокупного спроса от ADl до АОЪ может повысить уровень внутренних процентных ставок и в конечном счете сократить чистый экспорт в результате действия только что описанного механизма. Сокращение чистого экспорта как компонента совокупного спроса отчасти перекроет воздействие стимулирующей фискальной политики. Кривая совокупного спроса переместится от AD до AD 2, а не до АОг, и равновесный ВВП возрастет с 495 млрд до 505 млрд дол., а не до 515 млрд дол. Следовательно, эффект чистого экспорта, порождаемый фискальной политикой, присоединяется к временным, политическим проблемам, эффекту вытеснения, эффекту Рикардо и инфляции, осложняющим управление совокупным спросом.
[c.265]

Ключевой вопрос. Кратко сформулируйте и оцените проблему временных разрывов при проведении фискальной политики. Объясните понятие политического делового цикла. Что такое эффект вытеснения и какое
[c.269]

Монетаристы умаляют значение фискальной политики как стабилизационного средства или даже вовсе отвергают ее в этом качестве. Они считают фискальную политику слабой и неэффективной и объясняют это эффектом вытеснения (см. гл. 12). Предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но прибегая к заимствованию, государство вступает в конкурентную борьбу за денежные ресурсы с частным бизнесом. Государственные займы увеличивают спрос на деньги, приводят к росту процентной ставки и таким образом вытесняют значительное количество частных инвестиций, которые в противном случае могли бы приносить прибыль. Следовательно, чистое воздействие бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуемо или, в лучшем случае, весьма незначительно.
[c.351]

Более точное представление об эффекте вытеснения можно получить, вернувшись к рис. 15-2. Финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает спрос на деньги, смещая кривую Dm на рис. 15-2а вправо. При неизменном предложении денег S,,, равновесная процентная ставка возрастет. Рост процентной ставки, по мнению монетаристов, будет довольно велик, поскольку кривая Dn, относительно крута.
[c.351]

Финансирование дефицита посредством выпуска новых денег позволяет избежать эффекта вытеснения, и в этом случае дефицит, скорее всего, повлечет за собой экономический рост. Но, отмечают монетаристы, рост произойдет не благодаря бюджетному дефициту, как таковому, а благодаря созданию дополнительных денег.
[c.352]

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают фискальную политику слабой и неэффективной из-за мощного эффекта вытеснения.
[c.355]

Вытеснение и координация. Благодаря тому значению, которое придают монетаристы эффекту вытеснения, большинство экономистов сейчас используют эту концепцию в своем анализе и лучше осознают пользу координации фискальных и кредитно-денежных мер. Если фискальная политика порождает значительный эффект вытеснения, который снижает ее эффективность, то просто необходимо одновременно проводить и соответствующую кредитно-денежную политику, чтобы не допустить никакого потенциального вытеснения частных инвестиций.
[c.359]

Эффект вытеснения и накопление капитала
[c.399]

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую национальную фабрику . Такое развитие событий связано с эффектом вытеснения, упомянутым в главе 12, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достанется экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и при прочих равных условиях их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
[c.399]

Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на инвестиции /Й1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированиемгосударственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера национальной фабрики , которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10% вытесняет 10 млрд дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от /Й1 к 1аг. Такой сдвиг кривой может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.
[c.400]

Читайте также:  Вклад "Управляй" в Сбербанке 2019 года

Давайте еще раз вернемся к рис. 18-2. Если дефицитное финансирование приведет к росту процентной ставки с 6 до 10%, то произойдет вытеснение 10 млрд дол. инвестиций. Но увеличение государственных расходов окажет на экономику, находящуюся в состоянии спада, стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора, формируя у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и смещая спрос на инвестиции вправо к 1Л. В подобных обстоятельствах, несмотря на рост процентной ставки до 10%, инвестиционные расходы останутся на уровне 25 млрд дол. Конечно, спрос на инвестиции может увеличиться в меньшей или большей степени, чем это показано на рис. 18-2. В первом случае эффект вытеснения не будет полностью перекрыт во втором случае он будет перекрыт с избытком. Главное же, что прирост спроса на инвестиции служит противовесом эффекту вытеснения. (Ключевой вопрос 7.)
[c.401]

Во время экономического процветания крупный дефицит вызывает обеспокоенность как возможный источник инфляции спроса. Для противодействия потенциальному росту цен ФРС вынуждена проводить более жесткую кредитно-денежную политику. Политика дорогих денег, наряду с высоким спросом на деньги в частном секторе, приводит к росту реальных процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Бюджетный дефицит порождает наиболее мощный эффект вытеснения, когда экономика достигает полной занятости или близка к ней.
[c.402]

Все эти рассуждения подкрепляют наш прежний вывод (см. гл. 12) о том, что стимулирующая фискальная политика порой оказывается куда менее действенной для экономики, чем предполагает упрощенный анализ. Стимулирующее воздействие дефицита может быть ослаблено как эффектом вытеснения (блок 3), так и отрицательным эффектомчистого экспорта (блок 9).
[c.404]

Повышение налогов и сокращение расходов в середине экономического спада противоречит принципам традиционной фискальной политики. Но Конгресс США и администрация Буша рассудили, что сокращение дефицита необходимо для снижения реальных процентных ставок и увеличения инвестиций, то есть для достижения эффекта, противоположного эффекту вытеснения. Они также осознавали, что если не предпринять таких действий, то дефицит возрастет до беспрецедентного уровня, политическая цена которого будет слишком велика.
[c.405]

Когда эффект вытеснения вероятнее всего проявляется с наибольшей силой – в период спада или когда экономика близка к полной занятости Объясните свой ответ.
[c.409]

Эффект вытеснения — это сокращение инвестиционных расходов, вызванное увеличением процентных ставок в связи с увеличением государственных расходов, финансируемых путем взятия в долг. Увеличение G было предназначено для увеличения AD, но возникшее в результате увеличение процентных ставок может уменьшить /, тем самым снижая влияние расширяющей фискальной политики.
[c.914]

Таким образом, классическая теория утверждает, что увеличение дефицита государственного бюджета, который мог возникнуть вследствие роста государственных расходов, уменьшения сбора налогов или и того и другого, имеет два последствия. Во-первых, растет реальная процентная ставка. Во-вторых, такое увеличение процентной ставки влечет за собой падение частных расходов (сокращение частных инвестиций и потребления). Такое уменьшение будет равно величине дефицита. Экономисты называют это второе последствие эффектом вытеснения ( rowding-out effe t). В классической модели действия государства по финансированию дефицита вытесняют соответствующий объем частных расходов. В сущности, государство потребляет большую часть товаров и услуг, произведенных при полной занятости, от имени своих граждан, оставляя меньше возможностей для частного потребления.
[c.485]

Эффект вытеснения ( rowding-out effe t) — происходит при увеличении дефицита государственного бюджета. Повышение реальной процентной ставки вследствие этого влечет за собой сокращение частных расходов. В классической модели это сокращение и точности равно увеличению бюджетного дефицита. В сущности, расходы по его финансированию вытесняют соответствующую величину частных расходов.
[c.489]

Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения ( rowding-out effe t) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются.
[c.549]

Эффект вытеснения ( rowding-out effe t) — уменыиение объема частных расходов вследствие высокой процентной ставки, вызванной ростом реального дохода, который, в свою очередь, был следствием проведения бюджетно-налоговой политики.
[c.555]

Более того, как было показано в главе 20, воздействие эффекта вытеснения возрастает, если кривая LM более полога (спрос на деньги менее эластичен по проценту), так же как и кривая IS (ожидаемые инвестиции эластичны по проценту). Таким образом, чем больше наклон кривой LM и чем меньше наклон кривой IS, тем меньше будет воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос. В крайнем случае, когда график LM представляет собой веритикальную прямую, а график IS — горизонтальную прямую, будет иметь место полное вытеснение частных расходов, и инструменты бюджетно-налоговой политики не будут иметь какого-либо воздействия на совокупный спрос. В этом случае традиционная кейнсианская модель приходит в соответствие с классической теорией роли бюджетно-налоговой политики в экономике.
[c.563]

Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.
[c.263]

Если отвлечься от эффекта вытеснения, то государственный долг не приводит к перекладыва-
[c.408]

Влияние чистого экспорта также связано с повышением процентных ставок, сопровождающим фискальную политику. Более высокие процентные ставки делают американские ценные бумаги более привлекательными для иностранных покупателей. Приток иностранной влаюты для покупки долларов, необходимых для приобретения ценных бумаг, повышает международную ценность доллара, что делает импорт менее дорогим для американцев, а американский экспорт — более дорогим для людей за границей. Американский чистый экспорт уменьшается и так же как эффект вытеснения, уменьшает расширяющую фискальную политику.
[c.914]

Оцените статью
Adblock
detector