Экономическая сущность амортизации основных средств – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Амортизационная политика как фактор инвестиционного развития экономики

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Статья подготовлена по материалам разработки Ассоциацией промышленников горнометаллургического комплекса России (АМРОС) Концепции и проекта закона об амортизационной политике в Российской Федерации. В ней рассмотрены роль и место амортизационной политики в России и за рубежом, а также принципиальные различия в них систем экономических механизмов, обеспечивающих воспроизводство капитала. Формируются предложения по мерам совершенствования амортизационной политики.

Одна из основных задач России в ближайшие три-четыре года – определить содержание своей промышленной политики. Для достижения

конкурентоспособности страны необходимы основательная реструктуризация всей промышленности, существенное обновление основных фондов с использованием новейшего оборудования и современных технологий.

В настоящее время в Российской экономике вследствие притока нефтедолларов и высокой доли экспорта создается иллюзия избытка денег, которые даже пытаются связать различными способами, чтобы сдержать инфляцию. Этой цели служат постоянно растущий валютный запас Центрального банка, Стабилизационный фонд. На этом основании делаются заявления о том, что Россия не готова к вложению инвестиций. Причем фактор роста экспортной выручки сегодня практически не используется для реструктуризации промышленного и сельскохозяйственного производства, так как отсутствует механизм создания инвестиционного капитала.

Чрезвычайно важный момент, который следует отметить, – сегодня финансовые балансы отечественных предприятий, главную долю в которые привносят основные фонды, обесценены, поскольку последние длительное время не пересчитывались на уровень инфляции. В результате основные фонды в настоящее время не соответствуют ни объемам производства, ни прибыли, с них получаемой. Обесценение финансовых балансов в свою очередь ведет к обесценению ВВП, рост которого мог быть более внушительным при восстановлении нормальной стоимости балансов. Эти проблемы в настоящее время практически не решаются, что, на наш взгляд, напрямую связано с отсутствием в стране эффективной и обоснованной амортизационной политики.

Мировой опыт показывает, что эффективная амортизационная политика служит активным стимулом экономического роста, залогом успешного развития страны. Предваряя анализ актуальных проблем амортизационной политики, определим экономическую сущность амортизации.

Основные цели амортизации:

– возмещение затрат инвестору;

– восстановление основного капитала с учетом срока его службы;

– восстановление структуры финансовых балансов в условиях инфляции;

– совершенствование инвестиционной политики для решения государственных задач структурного развития экономики;

– поддержание научно-технического и технологического производства.

В законодательстве многих зарубежных стран действуют положения, согласно которым амортизация служит для восстановления основных фондов национальной промышленности. Более того, в ряде стран приняты законы, в соответствии с

которыми амортизационные отчисления должны расходоваться на основные цели в течение одного года.

Принятый в России подход к амортизации принципиально отличен от подходов в странах с реально работающими рыночными механизмами регулирования воспроизводственных процессов. Причины невостребованности экономического механизма регулирования инвестиционной активности с помощью амортизационной политики следует искать в российском налоговом законодательстве. В период составления ныне действующего Налогового кодекса предполагалось, что все льготы по налогу на прибыль будут отменены, а ставка налога снижена до 24%. Считалось, что таким образом бизнес получит возможность направлять образовавшуюся прибыль на инвестиции. Но вместе с этими предложениями в законопроекте была прописана и амортизационная политика, в рамках которой должна была быть пересмотрена стоимость основных фондов, изменены сроки амортизации, а следовательно, и амортизационные коэффициенты, что стимулировало бы развитие наиболее перспективных отраслей.

В соответствии с законопроектом амортизационная политика в совокупности со снижением до 24% налога на прибыль действительно обеспечивала фактическое снижение налога, а амортизационные отчисления, определяемые положениями законопроекта, создавали мощный инвестиционный капитал. Однако на последнем этапе принятия закона положения, касавшиеся амортизационной политики, были изъяты из документа – в окончательной редакции осталась лишь строка о том, что амортизационную политику определяет Правительство России. В результате стоимость основных фондов не была пересмотрена, изменения в нормы амортизации не внесены, более того, фактически была запрещена переоценка основных фондов. Начиная с 2001 г. амортизация начисляется с остаточной их стоимости. Экономические и финансовые ведомства воспринимают амортизацию как своего рода льготу, способ ухода от налога на прибыль. Таким образом, государство лишилось одного из мощнейших рычагов регулирования экономики страны и стимулирования ее развития на макроуровне.

Перечисленные изменения налогового режима привели к тому, что реальный налог на прибыль для предприятий не снизился. Наоборот, он увеличился на 6,5%, так как раньше при 35-процентной ставке налога на прибыль действовала инвестиционная льгота, и до 50% прибыли можно было расходовать на инвестиции и социальную сферу – поэтому для большинства предприятий фактический налог на прибыль был равен 17,5%.

Возникает вопрос, что лучше: тратить на инвестиции свободную прибыль или осуществлять амортизационные отчисления. Прибыль тратится на инвестиции по желанию руководства предприятия, и законов, предписывающих направлять часть прибыли на восстановление основных фондов, не существует. Назначение же и смысл амортизации заключаются именно в том, чтобы служить восстановлению основных фондов, модернизации и реконструкции производства, и ее нельзя расходовать на другие, кроме как на капиталовложения, цели.

В законодательстве развитых стран амортизация означает погашение в рассрочку или повременное распределение платежей до полного погашения подлежащей выплате суммы. В целом амортизация рассматривается как обязанность восстановить ранее произведенные затраты на основные фонды. Таким образом, в мировой практике амортизационная политика призвана устранять инфляционные последствия для финансовых балансов, создавать мощный источник финансирования национальной промышленности и в целом,

посредством амортизационных отчислений, гибко управлять хозяйственными процессами на уровне макроэкономики.

По сути дела амортизация – один из способов сохранения уставного и акционерного капиталов. В России сегодня можно вложить финансовые средства в виде акций в уставной капитал, основать новое производство. Однако учитывая действующую амортизационную политику, через 10-15 лет может оказаться, что основные фонды изношены, вложенный капитал полностью израсходован, а акционеры не могут получить ни дивидендов, ни возмещения понесенных затрат. Более того, новое производство при таком минимальном уровне амортизации и в случае неиспользования акционерами прибыли на инвестиции через 10 лет может прекратить свое существование, а работники пополнить армию безработных. Упрощенное восприятие амортизации, отсутствие понимания необходимости увеличить амортизационные отчисления, возможно, на каком-то этапе не было лишено смысла, однако сейчас особенно важны гарантированные источники инвестиций.

Не случайно в РАО «ЕЭС России» периодически возникает вопрос об инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию. Вместе с тем для решения инвестиционной проблемы, в принципе, необходимо было бы пересмотреть амортизационную политику, провести переоценку основных фондов и с учетом амортизационных отчислений направлять эти деньги на реконструкцию, на восстановление первичной стоимости активов тех же естественных монополий.

Читайте также:  Эксперты: демография и бедность станут основными социальными вызовами нового срока Путина - Общество - ТАСС

Именно резкое снижение стоимости амортизационных отчислений порождает сегодня иллюзию высокой прибыльности многих предприятий, прежде всего нефтяного, газового, металлургического комплексов. Более того, средства Стабилизационного фонда, созданного для снижения инфляции и стерилизации денежной массы, размещаются под мизерные проценты, которые с учетом уровня инфляции ежегодно обесцениваются на 8-10% их фактической стоимости. В то же время ежегодный износ фондов в промышленности составляет 5-7%, а их восстановление – 1-1,5%. Фактически имеется постоянный дисбаланс в пропорции примерно 3:1 и при сохранении в дальнейшем такой тенденции неизбежна полная изношенность всех основных фондов. За последние годы в общей возрастной структуре основных фондов резко возросла доля оборудования со сроком службы свыше 20 лет – с 23,1% в 1995 г. до 48,2% в 2003 г. (рис. 1). Коэффициент обновления основных фондов в промышленности снизился с 6,9% в 1990 г. до 1,8% в 2003 г. (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов, %

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Справочн о 1990 г.

Коэффициент обновления 1,2 1,4 1,5 1,7 1,9 5,8

в том числе в промышленности 1,1 1,5 1,6 1,8 1,8 1,7 6,9

Коэффициент выбытия 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1 – 1,5

в том числе в промышленности Соотношение коэффициентов 1,1 1,2 1,1 1,2 1,2 1,1 1,8

обновления и выбытия 1,3 1,4 1,5 1,5 1,7 – 3,9

в том числе в промышленности 1,0 1,3 1,5 1,5 1,5 1,6 3,8

Проведенный анализ доли амортизационных отчислений в себестоимости выпускаемой продукции за 1990 и 2004 гг. показывает, что в 1990 г. она составляла

14%, а в 2004 г. – всего 2% (рис. 2). При этом соотношение амортизационных отчислений и первичной стоимости основных фондов в 1990 г. составляло 21%, в 2004 г. – 3,2%. Доля амортизации в общем объеме инвестиций в 2004 г. равнялась только 26,2% (табл. 2), до 1990 г. – около 50%.

Лет

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Рис. 1. Возрастная структура производственного оборудования в промышленности: — свыше 20 лет; — менее 10 лет; -О- средний возраст

%

Рис. 2. Динамика доли амортизации в затратах на производство по промышленности

Если в СССР доля накоплений составляла около 30% ВВП, то сейчас – не более 15-16%. Однако чтобы исправить положение с обновлением основных фондов и серьезно заняться реструктуризацией промышленности с учетом допущенного отставания в 1992-2004 гг., необходим уровень накоплений не менее 40% ВВП. Но это невозможно в отсутствие нормальной амортизационной политики. Установление необходимой нормы амортизации при реальной цене основных

фондов привело бы к достаточно высокому уровню инвестиционного капитала для модернизации, реконструкции основных фондов, и для отечественных производителей появилась бы возможность в течение 5-10 лет стать конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.*

Собственные средства 60,8 53,2 52,4 47,5 49,4 45,0 45,6 47,4

из них прибыль 13,2 13,2 15,9 23,4 24,0 19,1 18,0 17,0

Амортизация 26,5 25,0 19,0 18,1 18,5 21,9 23,8 26,2

Привлеченные средства 39,2 46,8 47,6 52,5 50,6 55,0 54,4 52,6

* Январь-сентябрь.

Режим открытой экономики предполагает наличие недискриминационных условий ведения бизнеса, т. е. максимального приближения к мировым стандартам. Что означает создание в России условий, в которых действует сегодня западный производитель? В экономической практике развитых стран помимо оптимальной налоговой нагрузки и возможности получения национального кредита существует корректировка финансовых балансов с учетом инфляционных последствий и амортизация капитальных и иных затрат, связанных с текущим производством и его модернизацией. Изучение правовой практики развитых стран и заимствование положительного опыта могли бы послужить предпосылкой для внесения в отечественное законодательство определенных изменений.

Необходимо понять, что вопрос об амортизации лежит в общем русле проблем налогового законодательства. Налоговая система ряда стран, прежде всего США, структурирована таким образом, что 80% налоговых отчислений составляют подоходный налог и отчисления с фонда оплаты труда, налог же на прибыль составляет не более 8-10%, таможенные пошлины – не более 1%. В России ситуация противоположная, поэтому очевидно, что в ее налоговой системе должны произойти существенные изменения. Если принять, что главное в налоговой политике – не обременять промышленность высоким налогом на прибыль, а ввести более справедливое обложение доходов физических лиц и фонда оплаты труда, то пересмотр амортизационной политики по этому принципу позволил бы изыскать те средства, которые необходимы для восстановления основных фондов.

Следует обратить внимание на то, что амортизационная политика в зарубежном праве включает в себя широкую палитру мер правового регулирования, в основе которых лежат бухгалтерская, финансовая, налоговая и экономическая концепция амортизации. В то же время Россия не имеет собственной правовой концепции амортизации, и этот вопрос регулируется лишь в целях извлечения налога на прибыль, составляя очень незначительную часть Налогового кодекса. При этом сами по себе принятые на Западе концепции амортизации имеют достаточно много вариантов их использования для управления макроэкономикой страны, которые, к сожалению, совершенно не предусмотрены в российском законодательстве.

Одним из важнейших элементов амортизационной политики является финансовая амортизация, которая включает в себя целый ряд модификаций и соответственно подходов к ее исчислению.

Прежде всего это – амортизация акционерного капитала. Она заключается в том, что созданное акционерное общество ежегодно заранее выплачивает

вкладчикам часть (50%) или полную номинальную стоимость акций. Этот вид амортизации используется для привлечения капитала в сферу передовых научных исследований с рискованным результатом. Для России это совершенно новый подход – сегодня многим пайщикам, вкладывающим деньги в акционерное общество, никто не гарантирует возврат денег на вложенный капитал в случае неудачи предприятия.

В некоторых странах, например во Франции, существует амортизация ценных бумаг, в России она не используется.

Амортизация потерь и расходов – еще одна из схем финансовой амортизации -оказывает поддержку фирмам для капитального ремонта. Необходимо отметить, что в советское время существовало несколько видов этой амортизации, а именно -общая, для капитального ремонта и для восстановления капитальных вложений. Сейчас этого нет, хотя в других странах такая форма существует.

Кроме того, на Западе, в частности в США, существуют специальные фирмы «рискованного финансирования». В данном случае кредиторы идут на осознанный риск потери вклада в случае неудачи проекта, но ожидают повышения нормы прибыли и выплаты высоких дивидендов в случае успеха. В этих целях к приросту капитала кредиторов за счет дивидендов от венчурных компаний применяются общие ставки подоходного обложения, но в случае убытков, связанных с владением ценными бумагами, им разрешено сумму ущерба вычитать из облагаемого дохода.

Читайте также:  ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ - Корпоративные финансы: Финансовые расчеты

При амортизации дебиторских требований в том случае, если должник фирмы несостоятелен и процесс банкротства может оказаться невыгодным, фирма имеет право отказаться от взыскания и взять на себя незапланированные убытки по списанию неликвидной дебиторской задолженности и ввести их в состав незапланированных расходов с уменьшением налогооблагаемой базы. Особенно это касается венчурных фирм-должников, ведущих разработки в сфере высоких технологий с высокими рисками.

Амортизация активов, подлежащих отчуждению, касается лизинга государственного имущества, передачи в концессию этого имущества, или имущества, созданного за счет бюджетных средств. В любом случае амортизация таких активов рассматривается как временная форма поддержки деятельности фирмы, позволяющая ей накопить стоимость имущества для продолжения деятельности к моменту возвращения или износа активов.

Экономическая или промышленная амортизация имеет своей целью обеспечение способности предприятия заменить имущество, когда оно физически изношено или морально устарело.

Здесь также существует ряд подходов, одним из которых является бухгалтерский, согласно которому амортизация определяется как «бухгалтерская констатация потери стоимости обесценивающегося с течением времени недвижимого имущества». Обесценение может быть вызвано разными причинами, роль которых зафиксировать трудно (износ, моральное старение, интенсивная эксплуатация, качество ухода за оборудованием). Поэтому размеры и ставки амортизации часто устанавливаются по принципу «от прошлого» для однозначного толкования в отношениях с налоговыми органами.

Экономический подход заключается в том, что амортизация рассматривается как обязанность предприятия сохранять первоначальную стоимость капитала, тем самым защищая его от возможных убытков. Стоимость замены основных средств определяется как ожидаемые затраты на восстановление основных средств к концу каждого финансового года.

Здесь существуют свои риски. Если амортизационные отчисления хозяйственного субъекта занижены, то искусственным образом увеличиваются его доходы и создается иллюзия благополучия для привлечения акционерного капитала, что грозит в будущем серьезными убытками для акционеров. И наоборот, завышенные амортизационные отчисления увеличивают расходы и снижают базу налогообложения. Отсюда возникает необходимость регламентировать процесс начисления амортизации.

Помимо этого в зарубежной юридической практике существует целый ряд мер, направленных на стимулирование ускоренной амортизации и роста инвестиций. Конечно, стимулирование ускоренной амортизации основного капитала по своей природе содержит в себе инфляционный импульс, вызываемый включением затрат в себестоимость продукции и снижением соответственно прибыли и оборотных средств. В этой связи отметим, что в США налоговая программа Буша предусматривает сокращение других издержек корпораций, в частности ставок налогов, в расчете на то, что эти меры будут способствовать высвобождению капитала и направлению его на инвестиции, а рост ВВП и расширение поля налогообложения перекроют потери от снижения ставок.

В других странах, например во Франции, применяются амортизационные каникулы, т. е. отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.

Амортизация для инновационных целей возникла в связи с необходимостью стимулирования новых организационных форм частного бизнеса, способных быстро осуществлять и реализовывать новейшие технические и технологические разработки, особенно в области энергосбережения и экологической безопасности.

В современных налоговых системах развитых стран действуют налоговые льготы покупателям новых выпусков акций компаний, широко практикуется ускоренная амортизация оборудования, списание расходов на разведку и оборудование мест добычи в горно-добывающей и нефтегазовой промышленности, вычет из налогооблагаемого дохода затрат на научно-исследовательские разработки.

Еще один инструмент амортизационной политики – стимулирование капитальных вложений в технологии, приборы и оборудование для научно-исследовательских целей. Затраты на них могут списываться в размере 50% стоимости в первый же год. Это обеспечивает заказы промышленности на такое оборудование и технологии без привлечения бюджетных средств. Выпадающие налоговые доходы переносятся на увеличение выпуска у производителей.

В некоторых странах предусмотрена возможность удвоения амортизационных отчислений в первый год приобретения нового оборудования и технологий (стимулирование покупок и роста производительности труда).

В ряде стран применяется налоговый кредит на прирост НИОКР. Эта льгота распространяется только на национальные исследования. Налоговый кредит составляет 25% суммы прироста подтвержденных расходов. В рамках этого опыта в некоторых странах осуществляется расширение льгот по налоговому кредиту.

В целях стимулирования спроса на новое оборудование со стороны малого бизнеса практикуется трехкратное увеличение ставки списания из налогооблагаемой прибыли затрат на приобретение капитального оборудования.

Одним из приоритетов экономической политики США является создание новых поколений компьютерной техники. Для притока инвестиций в эту сферу компании

получили право ускорить амортизацию и списывать 30% стоимости компьютеров и другого электронного оборудования сразу после их приобретения.

Также амортизация используется для стимулирования торгового баланса. Для повышения конкурентоспособности экспортеров применяются выборочные меры ускорения амортизации. Такие же меры применяются для высокозатратных предприятий горной промышленности и черной металлургии.

Действенным инструментом амортизационной политики является также амортизационная премия. Для поощрения предприятий, осуществляющих модернизацию, разрешается из их доходов исключать сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств в дополнение к обычным амортизационным отчислениям. Данная мера была введена во Франции с целью послевоенного подъема экономики и в дальнейшем получила распространение в других странах. По сути, предприятия имеют право вычитать из суммы облагаемых доходов прибыли первого года деятельности наряду с амортизацией суммы, равные 15-30% стоимости производственных строений или приобретенного нового оборудования. Эта мера стимулирует спрос на промышленные технологии, ориентирует на сокращение сроков строительства и пуска новых мощностей. Подобный подход может рассматриваться и как субсидия предприятиям, и как способ облегчения обслуживания инвестиций, привлекаемых из-за рубежа, что связывает практику амортизации с политикой управления платежным балансом страны.

В ряде стран существует так называемая дегрессивная амортизация. Этот метод применяется практически для всех отраслей экономики, малого предпринимательства и сельского хозяйства. Метод состоит в более быстром начислении износа оборудования на начальном этапе при непременном условии -материальная часть должна быть новой и срок годности должен быть не менее трех лет. Это способствует модернизации предприятий и сокращает их налоги на начальном этапе при общей равной ставке налогов.

Наконец, во многих странах действуют компании регионального развития (КРР). Эти частные финансовые компании создаются с целью стимулирования развития регионов, страдающих от безработицы и экономической отсталости. КРР -акционерные компании, на капитал которых подписываются государственные органы, банки, торгово-промышленные палаты, крупные промышленные предприятия и т. д. При этом с Минфином России заключается соглашение о пользовании определенным налоговым кредитом.

Читайте также:  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Фундаментальные исследования (научный журнал)

КРР занимаются «запуском» новых предприятий и фирм и имеют право держать в своей собственности до 35% их акций в течение четко обозначенного срока. Они предоставляют ссуды, поручительства, займы, которые гарантируются государством.

Смысл этой меры заключается в том, чтобы в отсталом регионе (отрасли) создать эффективные производства с участием большого числа партнеров. Одновременно для них существует особое соглашение с определенными налоговыми льготами, в том числе и по амортизационным отчислениям.

Следует отметить, что все перечисленные выше меры в российском праве отсутствуют.

Во многих странах амортизация используется для достижения национальных приоритетов, выраженных в политике этих государств. Здесь применяется несколько подходов – в том числе и вариант ускоренной амортизации, т. е. предоставление определенной системы льгот для развития производств, стратегически важных для государства.

Таким образом, амортизация в мировой практике – это отнюдь не простой способ отчисления, при котором используются единые для всех и неизменные

коэффициенты. Сама по себе амортизация может быть очень гибкой и во многом зависит от того, какую цель преследует государство. Но главное – этих амортизационных отчислений должно быть достаточно для восполнения стоимости основных фондов.

Существующая на Западе практика переоценки балансов предприятий, их основных фондов в случае массированной инфляции необходима для того, чтобы амортизационные отчисления были достаточными для замены включенного в актив имущества. В некоторых случаях при высоком уровне инфляции переоценка происходит в разовом порядке за 10 лет, в других – поправки на инфляцию вносятся в стоимость основных фондов почти ежегодно. Это – часть инвестиционной политики государства. Подобная переоценка проводится по методу учета затрат на возмещение, без налоговых последствий, что позволяет концентрировать интересы частных инвесторов на приоритетных направлениях структурной политики государства, в частности в энергетике. В российском праве в течение многих лет существует противоположная ситуация.

Сегодня в мировой практике политика амортизации – это мощная побудительная мера развития экономики. Итоги Круглого стола, проведенного 15 ноября 2004 г. Торгово-промышленной палатой РФ и Национальным балансовым конгрессом, свидетельствуют, что в научном и бизнес-сообществе складывается понимание того, насколько Россия отстала в решении вопросов амортизационной политики.

Амортизационная политика сегодня может стать одним из серьезнейших факторов увеличения ВВП и решения поставленной президентом задачи его удвоения. Если эту программу не реализовать, в экономическом плане Россия может безнадежно отстать. Использование мировой практики политики амортизации позволит устранить условие дискриминации бизнеса. Во многих странах амортизационная политика направлена именно на защиту своих товаропроизводителей, что дает возможность и им, и акционерам сохранять на достаточно высоком уровне финансовые балансы, основные фонды, акционерный капитал.

Следовательно, амортизационная политика как достаточно широкий круг мер правового регулирования в конечном счете будет двигать экономику страны в нужном направлении. Поскольку в результате роста инфляции и принятия нового Налогового кодекса амортизация как элемент управления экономикой, инвестиционным процессом фактически перестала существовать, необходимо совместными усилиями законодателей, Правительства РФ, научной и экономической общественности подготовить закон «Об амортизационной политике в Российской Федерации». В этом законе должны найти решение проблемы повышения роли амортизации в техническом перевооружении отраслей экономики, включая вопросы оценки и переоценки основных фондов, сокращения сроков их полезного использования, методов начисления амортизации с учетом специфики отдельных видов деятельности и использования амортизационных отчислений для инвестиционного и инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Для формирования в России эффективной амортизационной политики необходимо:

– разрешить проведение регулярной переоценки основных средств по рыночной стоимости для целей налогообложения и при начислении амортизации с последующей разработкой Правительством РФ регламента такой переоценки в различных сферах экономической деятельности в зависимости от инфляции;

– включить в Налоговый кодекс РФ норму, согласно которой положительная (отрицательная) сумма переоценки основных средств не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации;

– разрешить использование в налоговом учете метода начисления, предусмотренного в бухгалтерском учете;

– проводить начисление амортизации с первичной, а не с остаточной стоимости для более полного восстановления основных фондов;

– сократить количество амортизационных групп за счет объединения первых двух групп (от 1 до 3 лет) и восьмой и девятой групп (от 20 до 30 лет включительно);

– разрешить списание на затраты части стоимости новых (или обновленных) основных средств в течение первого года их эксплуатации дополнительно к амортизационным отчислениям в пределах 10-20%;

– предоставить право налогоплательщику в первый год эксплуатации списывать до 50% стоимости в отношении основных средств, список которых ежегодно устанавливается постановлением Правительства РФ;

– ввести повышенный – до 2,0 – коэффициент для пересчета амортизации по отдельным видам основных средств;

– сократить в 1,5-2 раза сроки полезного использования основных средств, установленных постановлением Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 г., в связи с изменившимися условиями воспроизводства основных средств и необходимостью учета их морального износа;

– привести во взаимное соответствие предельные сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов, установленные в бухгалтерском и налоговом учете;

– установить одинаковый для целей бухгалтерского и налогового учета порядок формирования стоимости основных средств с целью избежания различий в их оценке, а также привести в соответствие нелинейный метод начисления амортизации в налоговом учете со способом уменьшаемого остатка в бухгалтерском учете;

– осуществить комплекс мер по целенаправленному использованию амортизационных отчислений для обновления и технического перевооружения действующих основных средств, усовершенствовать формы и методы статистического учета начисления и использования амортизации, учета инфляционного обесценения основных средств;

– Правительству РФ разработать прогнозную стратегическую программу государственной амортизационной политики на ближайшие десятилетия, устанавливающую национальные приоритеты в экономике, в отношении которых необходимы меры по стимулированию амортизации основного капитала.

Таким образом, главными составляющими амортизационной политики должны стать: ежегодная система переоценки основных фондов; система начисления амортизации, стимулирующая ускоренное обновление основных фондов; система контроля и отчетности за использованием амортизационных средств.

Осуществление этих мер предоставит отечественной промышленности столь необходимые ей гарантированные источники инвестиций, станет важнейшим фактором роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Оцените статью