Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Выгодные вклады

Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:

  • государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
  • государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.

Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.

Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.

Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется при помощи двух видов методов:

  • прямого воздействия;
  • косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:

  • правового;
  • административного;
  • экономического.

Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

Методы косвенного регулирования делятся на:

  • активно-структурные;
  • инструменты бюджетно-налоговой политики;
  • инструменты денежно-кредитной политики.

С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

Задачи управления в инвестиционной сфере

Постановка проектных задач является одной из основных функций менеджмента. В то же время, сам процесс управления, следуя стратегическим целям, самостоятельно решает ряд задач. Эти задачи тесно взаимосвязаны. Именно поэтому разработанная стратегия задействует все уровни управления в компании. Ниже размещена упрощенная семивекторная модель задач инвестиционного менеджмента.

Рассмотрим настоящие задачи более подробно.

  1. Обеспечение должного уровня развития процессов операционной деятельности. Эти процессы предопределяются уровнем применяемых технологий и технологической оснастки. Данное направление практики капитальных вложений формирует надежное и устойчивое функционирование операционного цикла компании так, чтобы сохранялась ее конкурентоспособность на рынке.
  2. Обеспечение заданной максимально возможной прибыльности финансовых инвестиций и проектов в реальном секторе. Доход и финансовый результат, связанный с произведенными вложениями, выступают основными показателями результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
  3. При осуществлении реальных и финансовых вложений капитала обеспечение минимального уровня риска, связанного с ними. Задача минимизации риска решается посредством исследований рисковых факторов и проработки альтернативных сценариев, включая отказ от мероприятий, для которых риски не устранимы.
  4. Разработка такого инвестиционного портфеля, который обеспечил бы удовлетворительную ликвидность вложений. Современная бизнес-среда предельно динамична, и актуальна потребность в возможностях оперативного реинвестирования капитала.
  5. Работа над внутренними и внешними источниками финансирования для реализации инвестиционных инициатив высокого приоритета.
  6. Поиск способов ускорить реализацию проектов как решение комплексной задачи ускорения отдачи от произведенных вложений капитала и снижения инвестиционного риска.
  7. Сохранение и укрепление рыночных позиций и позиций рыночного равновесия. Активность в сфере вложений капитала ни в коем случае не должна приводить к ущербу для показателей ликвидности, финансовой устойчивости и независимости компании.

Инвестиционная политика государства

Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

  • · обеспечении структурной перестройки экономики;
  • · стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
  • · создании дополнительных рабочих мест;
  • · привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • · стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • · создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
  • · развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  • · поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • · совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • · создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Система критериев эффективности инвестиционной политики

  • · Прирост инвестиций,
  • · Рост валового национального продукта,
  • · Рост физического национального потребления на душу населения и дохода на душу населения,
  • · Повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, Снижение финансового риска в экономике
  • · Повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта,
  • · Рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях экономики,
  • · Обеспечение национальных стратегических интересов

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

  • · выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • · определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • · формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
  • · создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики.

Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инвестиционных ресурсов между различными субъектами экономики.

Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика – не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Читайте также:  Иностранные инвестиции в России. Статистика и аналитика

Выполняя функции инициатора инвестиционной деятельности и инвестора, государство при этом должно регулировать инвестиционную деятельность в интересах всего общества. Это долгосрочные программы создания условий для привлечения инвестиций; возможный способ действий в создавшихся условиях; отраслевая, секторная, зональная, территориальная приоритетность, этапность, объемы финансирования, наработка научно-проектного потенциала, модель управления процессами создания и инвестирования инфраструктуры, нормативно-методологическое обеспечение инвестиционной деятельности, законодательство, государственная экологическая экспертиза, учет долгосрочных инвестиций в инфраструктуру и их «взвешивание» со структурными затратами должны постоянно находиться в поле зрения правительства.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

  • · снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
  • · проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
  • · осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
  • · формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
  • · повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем:

  • · совершенствования законодательной базы инвестиционной деятельности применения налоговой системы, дифференцирующей налогоплательщиков и объекты налогообложения, ставки налогов и льготы по ним;
  • · проведения ускоренной амортизации основных фондов;
  • · установления норм, правил и стандартов;
  • · применения антимонопольных мер;
  • · проведения кредитной политики и политики ценообразования;
  • · определения условий владения и пользования землей и другими природными ресурсами;
  • · установления механизмов экспертизы инвестиционных проектов;
  • · мониторинга реализации инвестиционных проектов

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов регулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный1.

Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.

Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим. (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики).

Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.

Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:

1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.

Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

  • 2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
  • 3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.

Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

  • 4. Налоговая политика. Органы власти располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.
  • 5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.
Читайте также:  Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России - Международное частное право

Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.

Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.

Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.

Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций.

Без четких гарантий защиты иностранных инвестиций не следует ожидать их притока. Иностранные инвесторы прежде всего преследуют свои цели и при этом учитывают инвестиционные риски. Наша задача состоит, в основном, в обосновании жизненно предполагаемых нами инвестиционных проектов и предоставление гарантий.

Вопрос привлечения иностранных инвестиций можно разбить на две части – способность страны привлекать иностранные инвестиции и обеспечивать их эффективное использование.

Возможность страны обеспечить приток иностранных инвестиций зависит от ряда факторов политического и экономического характера, которые объединяются в понятие: «суверенный риск». Основой для определения инвесторами суверенного риска страны могут быть как данные специализированных рейтинговых агентств, отчеты международных финансовых институтов об исследованиях стран (Всемирный банк, МВФ и др.), а также собственные исследования инвесторов.

Суверенный риск подразделяется на два основных компонента: политический риск и экономический риск. Политический риск определяется как желание страны выполнять свои обязательства перед инвесторами, при наличии экономической возможности, а экономический риск определяется как способность страны выполнять эти обязательства.

К основным компонентам политического риска относятся:

  • а) политическая стабильность, зависящая от внутренних или внешних конфликтов, а также ясность, преемственность и последовательность проводимой руководством страны политики;
  • б) наличие отвечающей требованиям инвесторов законодательной и финансовой инфраструктуры;
  • в) наличие ясной макроэкономической политики (бюджетной, валютной);
  • г) условия внешнеэкономической деятельности (лицензирование импорта и экспорта, таможенные тарифы, обеспечение равных условий участникам внешнеэкономической деятельности);
  • д) кредитная история страны по выполнению ранее принятых платежных обязательств, а также уровень кооперации страны с международными финансовыми институтами, который стимулирует руководство страны выполнять свои платежные и договорные обстоятельства.

Экономический риск определяется следующими факторами:

  • а) Уровень внешнего долга сопоставления с международными резервами, ВНП и объемами экспорта, что определяет возможность страны обслуживать внешний долг;
  • б) структура платежного баланса, структура и уровень концентрации экспорта и импорта по видам товаров и рынкам сбыта, что определяет уязвимость платежного баланса в зависимости от изменения цен на товары и рынков сбыта;
  • в) структура экономики, наличие необходимого сырьевого и промышленного потенциала и тенденции развития экономики;
  • г) качество управления экономикой наличие квалифицированных кадров.

Иные методы регулирования

Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

  • организация экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.

Метафоры менеджмента в инвестиционной сфере

К сожалению, те определения менеджмента, которые приходилось наблюдать, не удовлетворяют в части их ясности. Как любой комплексной и системной категории, менеджменту действительно трудно дать исчерпывающую характеристику, поэтому попытаюсь зайти с другой стороны.

Первый образ – идеальный. Он связан с фигурой безупречного руководителя, лидера, вышколенного управленческого технолога. Очень редко, но такие люди встречаются на жизненном пути. Представьте себе просторный светлый кабинет, большой и дорогой стол. Стол практически пуст.

За ним сидит подтянутый мужчина в деловом костюме. Перед человеком три листка формата А4. На одном листке напечатан перечень стратегических инвестиционных мероприятий. Перечень построен ранжированным списком в порядке убывания значимости для целей компании.

Второй листок также состоит из списка. Это перечень оцифрованных в задачный контекст инициатив, под которые обеспечено инвестиционное финансирование и найдены ответственные ресурсы на исполнение. Наконец, на третьем листке отображен список решаемых и решенных в срок проектных задач.

Перейдем ко второму образу. Это человек, руководитель, также считающийся успешным. И он полная противоположность образа №1. Его можно охарактеризовать, как «председатель колхоза». Большой стол его кабинета завален бумагами. Постоянный цейтнот и вал проблем редко дают возможность сосредоточиться на главном.

Человек отвечает за развитие промышленного предприятия, являясь главным инженером по должности, лично контролирует все проектно-инвестиционные события. Он достиженец, усердный «поглотитель» проблем и их исправитель. В подобных действиях менеджмент также присутствует, вопрос только в том, насколько.

Теперь представим себе обычный лабораторный реостат, измеряющий напряжение на подключенных клеммах. На одном конце реостата мы видим образ №1, а на другом – №2. А реальная управленческая практика всегда находится где-то на середине между образами и является сложными конгломератом опыта и регулярной регламентированной деятельности.

Поэтому, в моей картине мира, инвестиционный менеджмент – это искусство и системная технология эффективного достижения целей развития компании. Они успешно реализуются благодаря мобилизации людских, финансовых и иных ресурсов на решение задач инвестиционного типа. Само же управление основано на сквозной регламентации прошлого положительного опыта стратегической и проектной реализации.

Механизм управления и система организационного обеспечения

Совокупность взаимосвязанных внешних и внутренних механизмов обеспечения или противодействия инвестиционной деятельности на предприятии составляет единый механизм управляющих воздействий на процессы капитальных вложений и проекты. Внешнее регулирование происходит благодаря рыночным механизмам и целенаправленной государственной политике.

Внутренние механизмы заключаются в применении специальных методов реализации инвестиционной активности и в отработке ее отдельных аспектов. Отдельные аспекты инвестиционной деятельности регулируются в таких документах, как инвестиционная, учетная и дивидендная политики, устав предприятия, положение о КСУП, другие внутренние акты организационного назначения.

Система организационного обеспечения управления инвестициями может быть рассмотрена для компаний среднего и крупного масштаба. Для небольших предприятий вопроса о выделении отдельных штатных единиц под цели обеспечения инвестиционных процессов обычно не стоит.

Читайте также:  Выгодные вклады в Промсвязьбанке в Волгограде в 2022

Система организационного обеспечения зависит от общекорпоративных организационной и финансовой структур. C точки зрения организации, можно говорить о выделении структурного подразделения, в зоне ответственности которого находятся инвестиционный процесс и проекты.

В свое время, ВУЗ, где получали первое очное образование, выпускники гордо именовали «Альма-матер». Может это и сейчас так? Наверное. Но такая внутренняя установка приходила не просто так. Была управленческая школа, отсюда и отношение. И был такой замечательный предмет, преподаваемый всем студентам без исключения.

Назывался он «Введение в специальность». Работая над данной статьей, у меня возникало стойкое ощущение, что мы с вами проходим вместе существенную часть своеобразного введения в специальность «Project Management», потому что подходы к менеджменту едины, а особые нюансы формируют и профессиональную культуру, и специальный подход.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

  • «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
  • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).

Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.

Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:

  • налогообложения;
  • использования иностранных инвестиций;
  • конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

Параметры понятия инвестиционного менеджмента

В предыдущем разделе мы определились, что менеджмент в инвестиционной сфере опирается на задачный контекст и регламентацию инвестиционных процедур. То есть, в чистом виде управлять – это ставить и принимать задачи, с одной стороны, а с другой – использовать обобщенный уникальный опыт, как руководство к действию в форме регламентированных актов. Что может быть примерами таких актов в инвестиционной деятельности?

  1. Концепция стратегического развития.
  2. Форма плана стратегических мероприятий.
  3. Инвестиционная политика.
  4. Корпоративная система управления проектами.

Взгляд на управление как регламентирующее предписание тесно связан с процессуальным подходом в реализации капитальных вложений. В ней предприятие рассматривается с точки зрения нескольких подсистем процессов, среди которых верхнее положение занимает подсистема планирования и проектирования. Состав процессов данной подсистемы и результаты на их выходах демонстрируются на схеме, представленной ниже.

Как подсистема системы управления инвестиционный менеджмент обладает рядом параметров, которые и предстоит нам уточнить. Среди них традиционно выступают:

  • цели менеджмента;
  • задачи управления;
  • функции и механизм инвестиционного менеджмента;
  • субъекты и объекты управления;
  • зона связи со стратегией компании;
  • интеграция в процессуальную модель компании;
  • система организационного обеспечения.

Интеграция в процессуальную модель предприятия уже рассмотрена нами выше. Цели управления вложениями в основной капитал и ценные бумаги состоят в максимизации эффективности задействованных инвестиционных ресурсов и зависят от нескольких условий, первое из которых определяется уровнем субъекта управления. Различают следующие уровни.

  1. Государственный масштаб управления.
  2. Региональный уровень регулирования.
  3. Корпоративный уровень менеджмента в инвестиционной сфере.

Вторым условием разграничения менеджмента выступает класс базового деления инвестиций на реальный сектор и финансовую сферу. Менеджмент в области портфельных инвестиций мы не рассматриваем. Вложения в основной капитал предприятий выступает одной из двух составных частей хозяйственной и управленческой деятельности в компании: операционной и инвестиционной. Инвестиционный менеджмент – часть общей системы менеджмента компании, связанный с другими его подсистемами.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

  • разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
  • государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
  • предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
  • выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
  • заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
  • возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

Именно государство обеспечивает  соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

  • взвешенная экономическая и структурная политика;
  • государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
  • инвестиционная политика;
  • создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:

  • политической стабильностью;
  • высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
  • качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

  • целей;
  • субъектов;
  • объектов;
  • средств регулирования.

Создание благоприятных экономических условий

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

  • предоставление налоговых льгот инвесторам;
  • гибкая амортизационная политика;
  • создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
  • возможность использования залоговых схем при кредитовании;
  • стимулирование развития лизинговых схем;
  • создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
  • возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
  • эффективная система антимонопольного регулирования;
  • создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Формы регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.

Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Функции инвестиционного управления

Функции инвестиционного менеджмента выполняются во взаимосвязи со стратегическим выбором и инвестиционными идеями. Идеи востребованы в компании всегда, однако накопленные, они подлежат пропуску через «горнило» процедуры стратегического планирования после маркетингового, финансового и технологического анализов.

Менеджмент как технология обусловлен процессуальной реализацией управленческих действий. Функции инвестиционного менеджмента связаны между собой последовательно управленческим циклом, именуемым циклом Деминга (PDCA). Кроме того, они подвергаются мониторингу через процедуру инвестиционного контроллинга.

Функции инвестиционного менеджмента делятся на функции управляющей системы и управления организацией. Разделение на два указанных состава показано на схеме далее.

В завершение раздела рассмотрим сводный состав функций управления инвестициями.

  1. Анализ внешнего окружения компании с позиции инвестиционных возможностей, предлагаемых рынком и средой.
  2. Разработка концепции стратегического развития в части инвестиционных направлений.
  3. Разработка финансовой стратегии в части источников инвестиционной деятельности.
  4. Набор стратегических инвестиционных инициатив и идей.
  5. Оценка и выбор потенциальных мероприятий по инвестиционной привлекательности. Отбор и ранжирование эффективных проектных решений.
  6. Избирательный отбор наиболее подходящих финансовых инструментов в состав портфельных инвестиций.
  7. Оценка скомплектованного инвестиционного портфеля с позиции потенциала прибыльности, рискового ограничения и ликвидности.
  8. Процедуры инициации, планирования и организации управления отдельными инвестиционными проектами.
  9. Контроль и мониторинг реализации локальных проектов.
  10. Выход из неэффективных проектов и убыточных вложений. Реинвестирование капитала в более доходные активы и проекты.
Оцените статью