Государственные инвестиции – определение и как их получить. Государственные инвестиции

Государственные инвестиции - определение и как их получить. Государственные инвестиции Выгодные вклады
Содержание
  1. На чем основана государственная инвестиционная политика
  2. Что это такое и зачем они нужны
  3. Бюджетные инвестиции в россии
  4. Виды и формы гос инвестиций
  5. Государственные вложения в россии
  6. Государственные инвестиции — куда они идут
  7. Государственные инвестиции в промышленность
  8. Государственные инвестиции в сельское хозяйство
  9. Как получить государственные инвестиции — пошаговая инструкция
  10. Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе
  11. Объекты бюджетного инвестирования
  12. Порядок получения государственной помощи
  13. Правовое положение российской федерации как субъекта инвестиционных правоотношений и порядок взаимодействия с зарубежными государствами по вопросам защиты государственных инвестиций
  14. Сферы государственных вложений
  15. Сферы инвестирования
  16. Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений
  17. Характерные особенности и признаки
  18. Этап второй — сбор и подача документов
  19. Этап первый — изучение нормативов
  20. Этап третий — рассмотрение заявки
  21. Заключение

На чем основана государственная инвестиционная политика

Установленная политика в вопросе государственных инвестиций представляет собой ряд проектов, сфер или отраслей, которые в большей степени нуждаются в капиталовложениях. Сюда же входит набор мер по стимулированию инвестиционной активности предпринимателей, частного бизнеса и простого населения.

Помимо этого, в государственную политику входят следующие аспекты:

  • установление временного диапазона предоставления средств;
  • ранжирование приоритетных направлений и долей финансирования;
  • работа по повышению эффективности инвестиций.

Что это такое и зачем они нужны

Часть денежных, материальных и иных активов государства, составляющих его бюджет, и образуют государственные инвестиции. Сюда направляются также различные средства, принадлежащие другим внутренним источникам.

Такие денежные вливания помогают предприятиям держаться на плаву, развивают и поддерживают экономическую мощь страны, решают социальные проблемы.

Страны – самые крупные корпорации с огромными финансовыми активами, которые образованы заемным и бюджетным капиталом, средствами внебюджетных фондов. Вложение этих денег во внутреннюю и внешнюю экономику и называют государственной инвестиционной деятельностью.

Бюджетные инвестиции в россии

Наряду со стандартными приоритетными направлениями (описанными выше), которые должно поддерживать государство, у России есть своя отличительная черта.

Главной особенностью экономической структуры Российской Федерации является зависимость от экспортных доходов, поступающих от продажи ресурсов. То есть существует сильная зависимость от цен на различные commodity. А большую долю в структуре государственных доходов составляет поступления от реализации нефти и газа.

В связи с этим появляется необходимость развития диверсификации поступлений в государственный бюджет. Для этого правительство должно активно стимулировать частный бизнес и развивать различные направления через предприятия с госучастием.

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные инвестиции - что это, виды и формы, особенности

Государственные вложения в россии

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Государственные инвестиции — куда они идут

Для начала стоит разобраться, куда уходят деньги от государственных инвестиций. Нужно понимать, что любой желающий не может получить деньги, только потому, что он захотел этого. Государство в первую очередь инвестирует в социально значимые отрасли.

Если вы придете к чиновнику с проектом, который в данный момент к такой не относится, то вам откажут. Показательным является тот факт, что на коммерческую составляющую обращают внимание в самую последнюю очередь. Давайте теперь взглянем на то, какие же отрасли считаются значимыми на данный момент в России:

  • Малый бизнес. Одним из главных приоритетов, поставленных государством, является развитие точечного бизнеса и небольших компаний. По мнению руководителей страны это позволит сформировать так называемые средний класс, а также увеличит поступление налоговых отчислений.
  • Сельское хозяйство. Ни для кого не является секретом, тот факт, что деревни постепенно умирают, в первую очередь из-за недостатка финансов. Государственные инвестиции призваны решить эту проблему. Развитие сельского хозяйства также является одним из главных приоритетов экономической политики страны.
  • Экология. Различные экологически программы появились относительно недавно и проекты пока финансируются слабо. Как правило, речь идет о модернизации крупных промышленных предприятий в целях уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду.
  • Проекты, направленные на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения. В первую очередь это инвалиды и дети сироты.

Это направления, которые актуальны по все стране, но не стоит забывать, что на региональном и местном уровне также можно получить финансирование за счет государственных инвестиций. 

Если рассматривать направления для индивидуальных вложений, то стоит отдать предпочтение надежности и стабильности. Эти качества сочетает в себе недвижимость, а именно зарубежная. Сейчас есть масса привлекательных квартир или домов, по невысоким ценам, но с завидной инвестиционной привлекательностью.

Для примера рекомендуем ознакомиться с материалом “КУПИТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ В ТАИЛАНДЕ”. Кстати, говоря о Тайланде, можно ответить, что эту страну можно рассматривать для постоянного проживания, конечно она имеет свои особенности, но где их нет.

Государственные инвестиции в промышленность

Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест.

В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.

https://www.youtube.com/watch?v=C9CGtWcSjRU

Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:

  1. Повысить уровень жизни народа;
  2. Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
  3. Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль.

Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.

Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.

И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России.

Читайте также:  Банки увеличили проценты по вкладам. Пора нести деньги или не стоит?

О государственных инвестициях на примере фермерства:

Как получить государственные инвестиции — пошаговая инструкция

Теперь давайте поговорим об одном очень важном факторе — получении государственных инвестиций малому бизнесу. У любого начинающего предпринимателя есть два варианта их получения:

  1. Получение субсидий от государства на открытие собственного бизнеса. Подобным у нас в стране занимаются центры занятости. В зависимости от региона сумма колеблется от 50000 до 90000 рублей.
  2. Получения гранта на развитие собственной компании. Сумма этих инвестиций составляет уже до 300000 рублей. Занимается этим вопросом министерство экономического развития.

Разумеется второй вариант наиболее выгодный для предпринимателя. Именно поэтому далее мы рассмотрим его более детально.

Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе

Значительная часть средств вкладываются в перспективные и прибыльные проекты, в которых также предусмотрена определенная доля госсобственности. Это военные разработки, экономические преобразования, развитие сельского хозяйства, строительство недвижимости. Такие государственные инвестиции окупаются за 5–10 лет и в дальнейшем могут приносить прибыль.

Примером могут служить морские фрегаты «Тальвар», поставляемые в Индию, эсминцы «Фучжоу» для Китая (каждый – 500–700 млн долларов), экспортируемые самолеты-амфибии «Бе-200». Это возведение заводов Nokian Tyres и Toyota в Санкт-Петербургском регионе, международного делового центра «Москва-сити», Бурейской ГЭС, автомагистралей «Амур» и «М11», скоростных железных дорог и Крымского моста.

Объекты бюджетного инвестирования

Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. На них государство размещает инвестиции в форме государственного заказа.

Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего, путем увеличения их уставного фонда. Эти инвестиции осуществляются по статье «Бюджетные инвестиции». В конечном итоге, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал и фиксирует прирост государственных активов в бюджете.

Субсидии в виде инвестиций законодательно не относятся к «чистым» инвестициям и рассматриваются лишь как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности объектов, коими являются государственные предприятия и учреждения.

Государственные инвестиции предлагаются и негосударственным инвестиционным объектам. Такое инвестирование, по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам”, получило распространение в связи с появлением государственно-частного партнерства. В случае инвестирования в такие объекты, бюджетные инвестиции становятся частью уставного капитала нового предприятия.

Это означает, что государство приобретает права управления созданным предприятием, и приобретает право получения доходов от его деятельности. Управление таким предприятием может быть передано государством одной из государственных структур низшего уровня, регионального или муниципального.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Правовое положение российской федерации как субъекта инвестиционных правоотношений и порядок взаимодействия с зарубежными государствами по вопросам защиты государственных инвестиций

Инвестиционное право

Г.В. Симонян

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБъЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты правового обеспечения взаимодействия Российский Федерации с зарубежными государствами по вопросу защиты собственных интересов, воплощенных в форме государственных инвестиций на территории иностранного государства. В работе анализируются правовая природа государства, государственных инвестиций, положение субъектов управления государственными инвестициями за рубежом, а также их деятельность по обеспечению эффективности государственной инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: имущество, государственная собственность, инвестиции за рубежом, международные договоры, эффективность, управление, классификация.

В настоящее время российское правительство занимается разработкой закона об имущественном иммунитете государства, который будет регулировать правоотношения по взысканию собственности иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

По всей видимости, исходя из предложенной концепции закона, в перспективе он должен защитить не только интересы физических и юридических лиц, являющихся участниками международных частных правоотношений, но и содействовать интересам Россий-

© Симонян Г.В., 2021

ской Федерации как участника гражданских правоотношений и собственника федерального имущества, расположенного за рубежом. Стоит отметить, что инициативным толчком для разработки данного законопроекта стало усиление негативного отношения к Российской Федерации и российским компаниям за рубежом. В частности, известны случаи, когда отечественные компании подвергались дискриминации и запугиванию национализацией и экспроприацией своего хозяйственного имущества за рубежом с целью принуждения их к участию в политическом давлении на Российскую Федерацию.

С точки зрения отечественных специалистов в области международного права дальнейшее обострение ситуации будет усиливать напряженность в отношениях между странами, дискредитируя общую идею верховенства закона и подрывая доверие к международному праву. Для преодоления данной проблемы необходимо отслеживать подобные ситуации и принимать допустимые соразмерные противодейственные меры в рамках международного права.

Важно отметить, что в случае вступления в силу закона об имущественном иммунитете будет восполнена брешь в отечественном законодательстве о защите имущественных интересов Российской Федерации на территории иностранных государств, но при этом, как отмечают разработчики закона, в равной мере будет обеспечена защита для иностранных инвесторов, имеющих имущество на территории Российской Федерации.

Также положения нового закона об имущественном иммунитете могут быть применимы для регулирования правоотношений в области государственных инвестиций, так как на сегодняшний день действующие нормы законодательства, посвященные инвестиционной деятельности, носят скорее описательный и отсылочный характер, нежели четко разграничивают правовой статус инвестора и объектов инвестиций, а также методы защиты специальными субъектами правоотношений своих инвестиционных интересов. Под специальными субъектами правоотношений понимается публично-правовое образование, в частности государство. Таким образом, особого внимания заслуживает вопрос о принятии мер по защите государственного имущества, существующего в качестве капиталовложений, по-другому – инвестиций за рубежом.

Относительно защиты специальными субъектами своих инвестиционных интересов подчеркнем, что такая необходимость связана с большим объемом инвестиций, в состав которых может входить движимая и недвижимая государственная собственность, а на сегодняшний день в Российской Федерации нет нормативного

акта, который всецело установил бы правовой статус государственных инвестиций, а также закрепил права и обязанности государства как субъекта гражданских правоотношений и собственника государственных активов. При этом важно учитывать, что государство является крупнейшим инвестором в мировой экономике.

Очевидно, что в большей части инвестиционная деятельность, осуществляемая государством за рубежом, – это распределение финансовых потоков из государственной казны на разные по содержанию инвестиционные проекты, однако под инвестициями не всегда подразумеваются денежные активы. К примеру, в случае если государство владеет земельным участком, расположенным за рубежом, оно может внести его в качестве своей доли в уставном капитале инвестиционного проекта за рубежом, тем самым произведя капиталовложения из активов нефинансового характера. Таким образом, вне зависимости от вида и объема государственные инвестиции имущественного характера можно классифицировать в качестве самостоятельного комплексного объекта государственной собственности за рубежом с присущим ему особым правовым статусом.

Читайте также:  Bonds.Finam.RU — информация о российском рынке облигаций Выпуск: Инфраструктурные инвестиции-3-01 (в обращении)

На сегодняшний день институт государственной инвестиционной деятельности представляет собой сложный механизм взаимодействия государства как участника гражданских правоотношений с другими заинтересованными лицами. Так, государственные инвестиции, как разновидность государственной собственности, опосредуют необходимость исследования ряда важных вопросов, направленных на определение правовой природы инвестиций. К таким вопросам, прежде всего, нужно отнести правовой статус государства в инвестиционных правоотношениях, периодизацию истории развития инвестиционной деятельности, правовое регулирование инвестиционной деятельности, виды инвестиционных правоотношений, состав инвестиций и т. д.

Исследуя правовое положение государства как субъекта инвестиционных правоотношений, необходимо понимать, что участие государства в инвестиционных правоотношениях обусловлено в первую очередь необходимостью реализации функций и публичных интересов самого государства, стоящих перед ним, и это не может не отражаться на его гражданской правоспособности. Исходя из этого, государство всегда выступает как особый субъект права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права1.

В этой связи крайне необходимо строго соблюдать законы, поддерживающие баланс публичных и частных интересов, обе-

спечивающих надежную защиту прав кредиторов государства, что справедливо применимо к инвестиционным правоотношениям с участием Российской Федерации. Без этого в конечном счете невозможно достичь стабильности в экономике и построить правовое государство.

Еще одной особенностью является необходимость наличия у государства самостоятельной гражданской правосубъектности для приобретения статуса инвестора. Так, п. 3 ст. 214 и 125 ГК РФ2 установлено, что имущественные права и обязанности от имени государства осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти, юридические лица и граждане в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Но тогда возникает вопрос о разграничении случаев выступления государства как публичного образования в целом и выступающих от имени государства органов, которые не являются собственниками закрепленного за ними имущества, но обладают ограниченными вещными правами на него, т. е. также приобретают самостоятельную правосубъектность в гражданских правоотношениях. От решения этого вопроса зависит определение субъектного состава инвестиционных правоотношений с последующим определением наличия или отсутствия особого статуса имущества, которое является объектом инвестиций. В свою очередь, наличие особого статуса у объекта инвестиций устанавливает границы имущественной ответственности субъекта.

Стоит отметить, что в научной литературе под инвестициями понимаются вложения капитала с целью получения прибыли, а в случае с государственным инвестированием под капиталом понимается любой вид имущества, находящийся в федеральной собственности (денежные средства, ценные бумаги, иные материальные и нематериальные, движимые и недвижимые объекты собственности)3. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности означает вложение, отчуждение или передачу инвестиций и предполагает совершение определенного активного действия, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., и потому инвестиционные правоотношения регулируются в первую очередь в рамках гражданского (обязательственного) права, возникающего при наличии такого юридического факта, как сделка.

Переходя к исследованию вопроса о порядке взаимодействия Российской Федерации и зарубежных стран в сфере инвестиционных и иных имущественных правоотношений, стоит отметить, что на законодательном уровне и в науке международного права

инвестиционным правоотношениям государств уделяется недостаточное внимание.

Однако все большая заинтересованность государства в осуществлении инвестиционной деятельности и наличие значительного количества федеральных активов за рубежом обусловливают необходимость формирования и постоянного совершенствования правового алгоритма вложения российских инвестиций в экономику зарубежных стран.

Опираясь на историю появления инвестиций как способа осуществления финансовой деятельности, можно утверждать, что основным итогом исторического развития правового института инвестиционной деятельности в целом и государства как инвестора в частности была не только выработка основополагающих международных нормативно-правовых актов, но и закрепление основных принципов инвестиционного права.

Так, в международной научной литературе понятие принципов инвестиционного права было предложено С.П. Морозовым, согласно которому под принципами инвестиционного права предлагается понимать «идеи и наиболее существенные моменты, нашедшие свое воплощение в праве, с учетом которых осуществляется регламентация и регулирование инвестиционных отношений»4.

Однако наличие иных точек зрения и ряда предложений по систематизации принципов инвестиционной деятельности обусловило то, что в научной и учебной литературе так и не сложилось единой системы принципов инвестиционного права, что можно объяснить сравнительной молодостью рассматриваемых правовых отношений. Таким образом, в качестве важной задачи науки международного права можно обозначить создание единой системы, объединяющей принципы инвестиционного права, на основе которых в дальнейшем будет развиваться единая инвестиционная правовая база международных правовых актов.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие системности в принципах инвестиционного права путем проведения анализа международных конвенций и соглашений, мы установили, что основополагающие принципы инвестиционного права уже существуют. На их основе функционирует также национальное инвестиционное законодательство, что позволяет инвесторам сформировать по крайней мере минимальное представление о порядке и условиях инвестирования в зарубежные страны.

Отметим, что в случае применения по отношению к Российской Федерации дискриминационных мер, например эмбарго, валютных ограничений, введения квот либо дискриминации в коммерции или

в сфере инвестиций, Российская Федерация может принять ответные меры в рамках закона сообразно принципам инвестиционной деятельности. В национальном законодательстве Российской Федерации данное право закреплено в ст. 34 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»5, где прямо указано, что в случае принятия мер, нарушающих экономические, политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения иностранным государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией Правительство РФ вправе применить ответные меры в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты отечественных экономических интересов.

Отметим, что специалисты в области международного инвестиционного права предлагают деление международных инвестиционных договоров на регулирующие и защищающие инвестиции. Кроме того, известно, что многосторонние инвестиционные соглашения могут быть универсальными и региональными6.

Основными международными договорами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, являются:

– Сеульская конвенция от 11.10.1985 г. «Об организации Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций»;

– Венская конвенция ООН от 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров»7;

– соглашение, подписанное странами – участницами СНГ от 20.03.1992 г. «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств»8;

– соглашения, регулирующие двойное налогообложение. На данный момент такое соглашение заключено более чем с 25 странами;

– Женевская конвенция 1930 г., регулирующая единообразие законов о переводном и простом векселях9;

– Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г. (с дополнениями)10;

– Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»11.

Стоить отметить, что для российских инвесторов, осуществляющих деятельность за рубежом, особое значение приобретает знание инвестиционного законодательства принимающего государства. Анализ источников инвестиционного права иностранных государств позволяет говорить о том, что инвестиционные отноше-

ния регулируются либо инвестиционными кодексами, либо специальными законами об иностранных инвестициях или же общим инвестиционным законодательством.

Следует заключить, что инвестиционные правоотношения как правоотношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, характеризуются многообразием и включают в себя две группы взаимосвязанных между собой отношений. Первая из них охватывает договорные и иные гражданские правоотношения между инвесторами и другими субъектами гражданского права, а вторая группа – это административные и финансовые правоотношения между инвесторами и уполномоченными органами власти, в рамках которых обеспечиваются соблюдение установленных ограничений (требований) и предоставление стимулирующих средств для инвесторов.

Таким образом, государственная инвестиционная деятельность – это размещение материально-имущественных ценностей (в том числе имущества, находящегося за рубежом), отнесенных к категории федеральной собственности, а равно права на них, права на интеллектуальную собственность, вкладываемых государством в объекты предпринимательской деятельности в целях реализации инвестиционных проектов.

Примечания

Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений / Подготовлен для СПС «Консультант Плюс» 14.01.2009. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3035. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции. М.: ИЗиСП; Контракт, 2021. С. 272.

Морозов С.П. Принципы инвестиционного права // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 56.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

Читайте также:  Вклады Уральского Банка Реконструкции и Развития в Екатеринбурге в 2022 году – ставка до 22.00%, условия по депозитам для физических лиц

Фархутдинов И.З. Об источниках международного инвестиционного права: Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М.: Проспект, 2021. С. 182.

Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров. Заключена в г. Вене 11 апреля 1980 г. // Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

3

4

5

6

Об общих условиях поставок товаров между организациями государств -участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.

Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе. Заключена в г. Женеве 7 июня 1930 г. // Собрание законов. 1937. Отд. II. № 18. Ст. 108.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в г. Париже 20 марта 1883 г. // Парижская Конвенция по охране промышленной собственности. Публикация № 201(И). Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1990.

Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г. // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.

8

9

10

11

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Сферы инвестирования

Приоритетными направлениями являются:

  • достаток жилья и инфраструктуры;
  • обороноспособность страны;
  • обеспечение внутренней безопасности общества;
  • социальная деятельность;
  • культурная среда;
  • защита экологической обстановки;
  • научно-техническая сфера.

Это список первостепенных объектов инвестиций, но также государство финансирует и проекты из других сфер деятельности.

Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений

Через бюджет развитых государств проходит до 40% внутреннего валового продукта. В России большую часть доходов бюджета составляют налоговые платежи. На них приходится 84% всех поступлений.

Налоги – это безвозмездные обязательные платежи, производимые субъектами хозяйствования путём отчуждения части имущества в пользу государства.

Разные виды налогов поступают в бюджеты разных уровней. В случае формирования избытка финансирования средства могут распределяться между уровнями бюджета в форме субсидий.

В федеральный бюджет поступают налоги из реального сектора экономики в виде налогов на прибыль. Сюда зачисляются акцизы на спирт, алкогольную продукцию, табачные товары, а также автомобили, акцизы на бензин и так далее. В федеральный бюджет поступает сто процентов косвенного налога на реализацию продукции и услуг.

Так же начисляется налог на добычу полезных ископаемых, в том числе обязательные платежи, связанные с этой деятельностью. Сто процентов водного налога идет в бюджет федерального уровня. Все обязательные платежи, связанные с использованием государственных услуг гражданами и субъектами хозяйствования страны направляются в обще государственный бюджет.

Региональные бюджеты получают средства от налога на прибыль, игорный бизнес, транспорт. Сто процентов налога на доходы иностранных граждан и восемьдесят пять процентов налогов с доходов резидентов страны. Акцизы на отдельные виды продукции, налоги с добычи полезных ископаемых в виде алмазов и другое.

Местные бюджеты в основном финансируются из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет государственных пошлин и прямых налоговых отчислений, предназначенных для их финансирования. Сюда относят земельный налог, налог на рекламу, налог на дарение и наследование, обязательные лицензионные сборы.

Характерные особенности и признаки

Государственные инвестиции отличаются следующими характеристиками:

  1. Средства формируются исходя из бюджетного, внебюджетного и долгового инструментария.
  2. Порядок предоставления и дальнейшего использования средств устанавливается государством.
  3. Величина, а также сроки предоставления средств установлены и ограничены рамками бюджетных планов.
  4. Вложения защищены государством.
  5. В качестве субъекта выступает именно государство, а не конкретные органы управления.
  6. Главной целью инвестиций является не получение дохода, а решение политических или социальных проблем.

Этап второй — сбор и подача документов

Следующим этапом является подача документов в министерство экономического развития. Тут необходимо учитывать один очень важный фактор — многие документы действительно весьма ограниченное количество времени. Поэтому их необходимо собирать в самые кратчайшие сроки.

Что нужно собрать:

  • В первую очередь свидетельство о регистрации юридического лица. Лучше всего оформить ИП, так как это упростит вопрос с получением дальнейших документов. Плюс далеко не во всех регионах к конкурсу допускаются ООО.
  • Удостоверение личности и индивидуальный номер налогоплательщика. С этим проблем быть не должно, если последнего по каким-либо причинам нет, то необходимо обратиться в налоговую службу для его получения.
  • Выписка из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что она действительна в течение 30 дней.
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. Этот документ действует всего 10 дней.
  • Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей. Этот документ рекомендуется брать в день подачи заявки.
  • Бизнес-план. Более подробно о том, что это такое и как должно выглядеть мы поговорим чуть позже.
  • Банковские реквизиты. Деньги то нужно куда-то перечислять.

Поскольку юридическое лицо у вас только открыто, то проблем с получением справок и документов возникнуть не должно.

Этап первый — изучение нормативов

Программа является федеральной и действует по всей стране, но с поправкой на регионы. По этой же причине реализация поручена региональным органам. И в деталях программа одного региона скорее всего будет отличаться от программы своего соседа.

Обязательно изучите какие виды предпринимательской деятельности деятельности попадают в данную программу до регистрации юридического лица. В противном случае вы просто не сможете участвовать в конкурсе. Как правило допускаются следующие виды деятельности:

  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • социальные и коммунальные услуги;
  • обрабатывающие производства.

Чаще всего список дополняется еще несколькими пунктами, но он постоянно изменяется в каждом регионе. Поэтому изучение действующих нормативов — обязательно.

Этап третий — рассмотрение заявки

Итак давайте рассмотрим сам процесс отбора заявок, которые получат финансирование. Опять же, в разных регионах процесс может протекать по-разному, но можно выделить основные критерии:

  • Создание рабочих мест. Чем больше сможете вы трудоустроить работников у себя на предприятии, тем лучше для государства. А это значит, что шансов получить грант у вас больше.
  • Возраст. Предпочтение отдается предпринимателям младше 30 лет.
  • Собственное финансирование. Чем больше вы ваших средств будет вложено в проект, тем больше шанс получить грант.

И на самом деле это все основные критерии. В некоторых регионах могут выделяться наиболее приоритетные сферы деятельности, но это необходимо узнавать на местах.

Сам процесс финансирования может затянуться до полугода, все зависит от работы конкретных людей на местах.

Заключение

Роль госфинансирования в экономике любой страны сложно переоценить. В России государственный сектор занимает особое место. От того, насколько эффективно будет выстроена инвестиционная политика в рамках бюджета страны, напрямую зависит благосостояние граждан и общее экономическое состояние РФ.

Госинвестиции должны быть направлены не только на социальные проекты, но и на развитие экономики. Однако госполитика должна быть направлена именно на стимулирование предпринимательской активности. В этом ключе важны также и высвобождения инвест. вложений в рамках приватизационных процессов.

Оцените статью
Adblock
detector