Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне – Общая экономическая безопасность

Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне - Общая экономическая безопасность Архив процентов по вкладам

Бюджеты субъектов рф в цифрах

В конце 2022 года все субъекты РФ утвердили свои бюджеты на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Мы собрали все цифры в одном месте.

В приведенной ниже таблице все регионы ранжированы по уровню доходов своих бюджетов в 2020 году.

Кроме того, для наглядности указаны данные о населении субъектов РФ и расходах региональных бюджетов на душу населения. Лучшие регионы по этому показателю – «сырьевые» и относительно малонаселенные субъекты: Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономный округа и Сахалинская область, а также Москва.

По объему доходов бюджета традиционно лидируют Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Татарстан. Примечательно также, что доходы Москвы в 2020 году составят 2,8 трлн руб., доходы бюджетов всех остальных субъектов Российской Федерации вместе взятых – 9,3 триллиона рублей.

Субъект РФ

Доходы бюджета на 2020 г., млрд руб.

Расходы бюджета на 2020 г., млрд руб.

Население, тыс. чел.

Расходы бюджета на душу населения, тыс. руб.

Российская Федерация

20379,3

19503,3

146780,72

132,9

1

Москва

2798,7

3150

12615,28

249,7

2

Санкт-Петербург

674,9

727,7

5383,89

135,2

3

Московская область

617,5

673,3

7599,65

88,6

4

Краснодарский край

283

292,7

5648,24

51,8

5

Республика Татарстан

270,1

273,2

3898,63

70,1

6

Свердловская область

267,2

296,6

4315,70

68,7

7

Красноярский край

248,6

254,6

2874,03

88,6

8

Ямало-Ненецкий АО

244,5

244,5

541,48

451,5

9

Ханты-Мансийский АО — Югра

213,1

249

1663,80

149,7

10

Республика Саха (Якутия)

207,4

208,4

967,01

215,5

11

Республика Башкортостан

204,6

226,6

4051,01

55,9

12

Ростовская область

196,2

204,1

4202,32

48,6

13

Нижегородская область

194,6

194,6

3214,62

60,5

14

Республика Крым

185,2

185,2

1911,82

96,9

15

Самарская область

184,8

184,8

3183,04

58,1

16

Иркутская область

180,5

188,9

2397,76

78,8

17

Челябинская область

178,8

200,8

3475,75

57,8

18

Новосибирская область

176,2

181,7

2793,38

65,0

19

Сахалинская область

162,7

166,3

489,64

339,6

20

Тюменская область

162,6

221,6

3723,97

59,5

21

Кемеровская область – Кузбасс

154,6

171,3

2674,26

64,1

22

Пермский край

153

163,5

2610,80

62,6

23

Ленинградская область

146

154,1

1847,87

83,4

24

Республика Дагестан

138,6

138,6

3086,13

44,9

25

Приморский край

136,8

141,6

1902,72

74,4

26

Воронежская область

123,6

124,2

2327,82

53,4

27

Ставропольский край

123

123,8

2795,24

44,3

28

Калининградская область

113,3

116,5

1002,19

116,2

29

Алтайский край

112,4

118,1

2332,81

50,6

30

Волгоградская область

108,9

108,7

2507,51

43,3

31

Саратовская область

108,4

111,4

2440,82

45,6

32

Хабаровский край

108,2

115,4

1321,47

87,3

33

Оренбургская область

102,4

106,2

1963,01

54,1

34

Белгородская область

97,5

103,9

1547,42

67,1

35

Архангельская область

93,3

101,5

1144,12

88,7

36

Чеченская Республика

91

98,9

1456,95

67,9

37

Омская область

90,8

92,7

1944,20

47,7

38

Республика Коми

86

93,4

830,24

112,5

39

Тульская область

84,8

90,4

1478,82

61,1

40

Вологодская область

82

81,8

1167,71

70,1

41

Томская область

78

81

1077,44

75,2

42

Удмуртская Республика

78

77,6

1507,39

51,5

43

Ярославская область

77,9

77,9

1259,61

61,8

44

Камчатский край

77

77

314,72

244,7

45

Тверская область

75,7

75,8

1269,64

59,7

46

Мурманская область

73,9

76,9

748,06

102,8

47

Забайкальский край

73,6

76,3

1065,79

71,6

48

Республика Бурятия

73,4

76,1

983,27

77,4

49

Калужская область

69,4

72,3

1009,38

71,6

50

Брянская область

68,3

67,6

1200,19

56,3

51

Липецкая область

66,1

69,2

1144,04

60,5

52

Владимирская область

65,6

68,1

1365,81

49,9

53

Курская область

63,2

63,9

1107,04

57,7

54

Амурская область

62,3

61,8

793,19

77,9

55

Пензенская область

61,7

62,4

1318,10

47,3

56

Рязанская область

61,1

62,7

1114,14

56,3

57

Кировская область

61

60,4

1272,11

47,5

58

Ульяновская область

60,4

61,3

1238,42

49,5

59

Севастополь

58,2

61,7

443,21

139,2

60

Республика Карелия

58

60,3

618,06

97,6

61

Чувашская Республика

55,6

55,4

1223,40

45,3

62

Астраханская область

52,2

50,8

1014,07

50,1

63

Смоленская область

50,9

50,9

942,36

54,0

64

Тамбовская область

47,6

50

1015,97

49,2

65

Курганская область

47

50,2

834,70

60,1

66

Ивановская область

46,7

45,3

1004,18

45,1

67

Республика Мордовия

42,9

40,8

795,50

51,3

68

Чукотский АО

40,8

40,2

49,66

809,5

69

Псковская область

36,7

38,3

629,65

60,8

70

Орловская область

36,3

36,3

739,47

49,1

71

Костромская область

36,2

34,8

637,27

54,6

72

Новгородская область

36,1

36,6

600,30

61,0

73

Кабардино-Балкарская Республика

35,7

35,7

866,22

41,2

74

Республика Марий Эл

35,4

35,4

680,38

52,0

75

Магаданская область

35,1

35,1

141,23

248,5

76

Республика Северная Осетия — Алания

34,4

34

699,25

48,6

77

Республика Тыва

32,6

33,3

324,42

102,6

78

Республика Хакасия

30,7

32,8

536,17

61,2

79

Республика Ингушетия

26,9

26,9

497,39

54,1

80

Карачаево-Черкесская Республика

26,5

26,2

465,56

56,3

81

Республика Адыгея

23,2

24,3

454,74

53,4

82

Республика Алтай

21,6

21,7

218,87

99,1

83

Ненецкий АО

17,1

19,4

43,83

442,6

84

Республика Калмыкия

16,2

16,3

272,65

59,8

85

Еврейская АО

11,9

11,8

159,91

73,8

Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне

Разработка направлений и необходимого комплекса программноцелевых мер по снижению уровня угроз и обеспечению экономической безопасности должна опираться на анализ социально-экономического положения и соответствовать заданным индикаторам экономической безопасности. Для оценки угроз экономической безопасности региона необходима система индикаторов, которые являются теми предельными величинами, за пределами которых снижается стабильный уровень социально-экономического развития региона. Значения пороговых индикаторов должны учитывать не только особую специфику развития экономики и особенности региона, но и уровень материального производства, финансовую обеспеченность региона.

Такая система индикаторов должна соответствовать следующим требованиям:

  • • взаимоувязываться с системой показателей уровня обеспечения экономической безопасности на федеральном и отраслевом уровнях;
  • • совмещаться с существующей и общепринятой системой учета, статистики и прогнозирования;
  • • учитывать все виды угроз экономической безопасности региона;
  • • быть оптимальной по количеству показателей, доступной и допускать простую интерпретацию;
  • • относиться к одному временному периоду, описывая срезы социально-экономической ситуации;
  • • позволять осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

Индикаторами, характеризующими экономическую безопасность региона и позволяющими оценить уровень благосостояния населения и устойчивость социально-экономической ситуации, являются:

  • • уровень расширенного воспроизводства социально-экономической инфраструктуры региональной экономики;
  • • границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
  • • уровень обеспечения потребностей населения для нормальной жизнедеятельности.

Основные индикаторы экономической безопасности региона и их пороговые значения представлены в табл. 5.1.

В последнее время наметилась очевидная тенденция усиления дифференциации социально-экономического развития регионов, что влечет за собой некоторое отставание большой группы регионов. Сокращение государственных инвестиций в региональное развитие, отмена региональных экономических и социальных компенсаций и изменившиеся условия конкуренции требуют от регионов поиска новых конкурентных преимуществ. Такая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Шлица 5.1

Индикаторы экономической безопасности региона

п/п

Индикатор

Пороговое

значение

Финансовая безопасность

1

ВРП на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

2

Сальдо внешнеторгового баланса млн долл. США, более

3

Дефицит консолидированного бюджета региона, %, не более

3 %

4

Индекс потребительских цен, %, не более

5 %

5

Расходы на здравоохранение % к ВРП, не менее

10

6

Расходы на образование, % к ВРП, не менее

10

Промышленная безопасность

7

Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

8

Доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг, %, не менее

70

9

Объем выполненных работ по строительству на душу населения, млн руб., не менее

Среднее по стране

10

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

11

Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

12

Доля автомобильных региональных дорог, не соответствующих требованиям, %, не более

50

Информационная безопасность

13

Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети интернет, %, не менее

80

14

Удельный вес информационных технологий в ВРП, %, не менее

3—7

Инновационная безопасность

15

Уровень инновационной активности организаций, %, не менее

30

16

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %, не менее

15

17

Внутренние затраты на научные исследования и разработки по отношению к ВРП, %, не менее

2

п/п

Индикатор

Пороговое

значение

18

Степень износа основных фондов, %, не более

50

19

Удельный вес полностью изношенных основных средств, %, не более

5

20

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %, не менее

25

21

Объем инвестиций на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

Социально-демографическая безопасность

22

Коэффициент миграционного прироста на 1000 человек населения, %о, не менее

23

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, не менее

76

24

Уровень смертности (на 1000 человек населения), %о, не более

12,5

25

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения), %о, не менее

22,0

26

Соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста, не более

0,4

27

Коэффициент старости населения, %, не более

15

28

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), тыс. руб., не менее

Среднее по стране

29

Коэффициент фондов, раз, не более

8

30

Коэффициент Джини, не более

0,3

31

Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, не менее

3,5

32

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %, не более

6

33

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, м2, не менее

25

34

Число собственных легковых автомобилей, не менее

Среднее по стране

35

Число преступлений на 100 тыс. человек населения, не более

1000

36

Уровень безработицы по методологии МОТ, %, не более

4

37

Численность студентов вузов на 10 000 населения, человек, не менее

100

38

Число больничных коек на 10 000 человек населения, не менее

Среднее по стране

п/п

Индикатор

Пороговое

значение

39

Численность врачей на 10 000 человек населения, не менее

Среднее по стране

40

Заболеваемость на 1000 человек населения, не более

Среднее по стране

Продовольственная безопасность

41

Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране

42

Потребление мяса на душу населения, кг, не менее

73

43

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения, кг, не менее

325

44

Потребление яиц и яйцепродуктов на душу населения, шт.

260

45

Потребление сахара на душу населения, кг, не менее

24 кг

46

Потребление растительного масла на душу населения, кг, не менее

12 кг

47

Потребление хлебных продуктов на душу населения, кг, не менее

96 кг

Экологическая безопасность

48

Выбросы вредных веществ в атмосферу на душу населения, кг, не более

Среднее по стране

Государство заинтересовано в необходимости поддержания территориальных пропорций в экономике, недопущении чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечении допустимого уровни экономической безопасности. Решение задач региональной политики государства и политики обеспечения их экономической безопасности регионов возможно только с учетом типологий регионов, что позволяет системно описать и провести анализ социально-экономического положения регионов.

К показателям, определяющим деление регионов на группы,

относят: базовые условия и уровень социально-экономического развития. По базовым условиям регионы отличаются геополитическим положением, природно-климатическими условиями, транспортногеографическим положением. По уровню социально-экономического развития можно выделить следующие типы регионов: кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные, успешные, высокоразвитые.

К кризисным относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и огромные размеры вынужденной эмиграции населения.

Группа отсталых (слаборазвитых) регионов — это субъекты РФ, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется малодиверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой.

Депрессивные регионы — это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Отличительными признаками депрессивных регионов являются: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров. Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: снижение конкурентоспособности основной продукции, отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса, истощение минерально-сырьевой базы, структурные сдвиги в экономике страны.

Успешные регионы — это территории, на которых выполняются условия простого воспроизводства основных факторов производства, населения, а индикаторы экономической безопасности в основном соответствуют пороговым значениям.

Высокоразвитые регионы — это территории, на которых обеспечивается расширенное воспроизводство основных факторов производства, населения, имеется профицит государственного бюджета, а индикаторы экономической безопасности соответствуют пороговым значениям.

Рассмотрим основные индикаторы финансовой безопасности региона на примере Тамбовской области за 2022—2022 гг. (табл. 5.2).

Основным показателем экономического роста региона является ВРП, в 2022 г. его объем составил 331,6 млрд руб., по сравнению с 2022 г. он вырос в текущих ценах в 2,3 раза, т. е. в среднем ежегодный прирост составил 20,9 млрд руб. Пересчет ВРП в текущих ценах на основе индекса физического объема показал, что темп роста за этот же период составил 1,5 раза (рис. 5.1).

ВРП в расчете на душу населения в 2022 г. составил 323,6 тыс. руб., что лучше результата 2022 г. на 35,5 тыс. руб. Однако среднероссийский показатель ВРП составил 578,7 тыс. руб., т. е. ВРП Тамбовской области в расчете на душу населения на 44 % ниже. Следовательно, необходимо разработать меры по его наращиванию, в том числе за счет проведения структурной политики реального сектора экономики.

Таблица 5.2

Основные индикаторы финансовой безопасности Тамбовской области за 2022—2022 гг.*

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

1

ВРП на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (578,7)

288,1

323,6

Не соответствует

2

Сальдо внешнеторгового баланса, млн долл. США, более

-69,5

56,0

Соответствует

3

Дефицит консолидированного бюджета региона, %, не более

3

5,0

1,3

Соответствует

4

Индекс потребительских цен, %, не более

5

2

5

Соответствует

5

Расходы на здравоохранение, % к ВРП, не менее

10

19,8

21,2

Соответствует

6

Расходы на образование, % к ВРП, не менее

10

20,4

22,5

Соответствует

Читайте также:  Субсидии - Другие отрасли - Инвестиционный портал Москвы

* Рассчитано автором на основе данных Росстата и Тамбовстата. URL: https://tmb.gks.ru/storage/mediabank/tmb_obl_2020.pdf (дата обращения 29.11.2020).

Динамика ВРП Тамбовской области в текущих и постоянных ценах за 2022—2022 гг

Рис. 5.1. Динамика ВРП Тамбовской области в текущих и постоянных ценах за 2022—2022 гг.1:

— ВРП в текущих ценах, млн руб.; — ВРП в ценах 2022 г., млн руб.

Тамбовская область активно сотрудничает с другими зарубежными странами. Положительным моментом во внешнеэкономической деятельности региона является получение положительного сальдо между экспортом и импортом в 2022 г. на сумму 56 млн долл. США, причем в предшествующем году сальдо было отрицательное и составляло 69,5 млн долл. США. Наращиванию объемов внешнеэкономической деятельности способствуют темпы экономического роста в агропромышленном комплексе региона.

Важную роль в обеспечении финансовой безопасности играет сбалансированность доходов и расходов консолидированного бюджета региона. Данные табл. 5.2 показывают, что за исследуемый период дефицит бюджета сократился с 5 до 1,3 %. При этом расходы на здравоохранение и образование по отношению к ВРП растут, что свидетельствует о социальной направленности бюджетной политики Тамбовской области. Индекс потребительских цен в 2022 г. по сравнению с 2022 г. вырос с 2 до 5 %, но пороговое значение экономической безопасности не превышено, хотя динамика отражает негативный характер развития инфляционных процессов в экономике региона.

Рассмотрим структуру ВРП по Тамбовской области за 2022 г. Из данных графика (рис. 5.2) следует, что четверть объема ВРП Тамбовской области формируется за счет сельского хозяйства, вторую позицию занимает торговля, ее доля составила 16 %, хотя в последние годы наблюдается тенденция снижения данного сектора экономики, в то же время растет доля обрабатывающих производств, их доля составила 13,1 %, доля строительства — 12,3 %.

Структура ВРП Тамбовской области за 2022 г

Рис. 5.2. Структура ВРП Тамбовской области за 2022 г.1

Важную роль в обеспечении экономической безопасности региона играет развитие реального сектора экономики (табл. 5.3). За последние годы сложилась положительная динамика, темпы роста промышленного сектора экономики растут. Для оценки сопоставимости показателей региона со среднероссийскими показателями абсолютные показатели являются малопригодными, поэтому были проведены расчеты объема промышленного производства в расчете на душу населения. В 2022 г. этот показатель составил 337 тыс. руб., что выше результата 2022 года на 17,9 %, но от среднероссийского уровня этот показатель существенно отстает. В составе промышленного сектора экономики Тамбовской области ведущее место занимают обрабатывающие производства. Так, доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг в 2022 г. составила 89,3 %, что лучше результата предшествующего года на 7,2 %. Данный показатель превышает пороговое значение экономической безопасности на 19,3 %.

Всего в 2022 г. в Тамбовской области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 182 460,8 млн руб. Рассматривая структуру отгруженной продукции (рис. 5.3), можно видеть, что 57 % составляет производство пищевых продуктов как результат использования продукции сельского хозяйства. На производство химической продукции приходится 6 %, компьютеров — 7 %. Остальные виды продукции занимают не более 5 % в общем объеме отгруженной продукции собственного производства.

Одним из направлений повышения инвестиционной активности в регионе является строительство, но в 2022 г. по сравнению с предшествующими периодами темпы его развития замедлились, так объем выполненных работ по строительству в расчете на душу населения составил 28,7 тыс. руб., что на 11 % ниже уровня 2022 г. Существенно объемы деятельности отстают и от среднероссийских показателей. Одной из причин снижения темпов развития является падение спроса населения на жилье, что, в свою очередь, обусловлено низким уровнем доходов населения, поэтому необходимо разработать комплекс мер по льготному ипотечному кредитованию и росту средней заработной платы в регионе. Приближается к критическому значению показатель доли автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, поэтому в настоящее время, используя средства национальных и федеральных проектов в регионе, должно больше внимания уделяться развитию инфраструктурных проектов. Динамика основных показателей строительства и транспорта представлена на рис. 5.4.

Существенное место в структуре ВРП региона занимает торговля, в 2022 г. оборот розничной торговли на душу населения составил 195,6 тыс. руб., что на 4,1 % выше уровня прошлого года. Объем платных услуг на душу населения также увеличился по сравнению с 2022 г. на 4,2 тыс. руб. и составил 48,6 тыс. руб. Однако уровень этих показателей ниже среднероссийских, следовательно, необходимо также искать резервы развития данного сектора экономики. На рис. 5.5 отражена динамика объема торговли и платных услуг населению Тамбовской области за 2005—2022 гг.

Таблица 5.3

Основные индикаторы промышленной безопасности Тамбовской области за 2022—2022 гг.*

п/п

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

1

Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (1053)

285,8

337

Не соответствует

2

Доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг, %, не менее

70

83,1

89,3

Соответствует

3

Объем выполненных работ по строительству на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (57,1)

32,2

28,7

Не соответствует

4

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (215,1)

187,8

195,6

Не соответствует

5

Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (66,1)

46,4

48,6

Не соответствует

6

Доля автомобильных региональных дорог не соответствующих требованиям, %, не более

50

49,5

49,5

Соответствует

Структура отгруженных товаров собственного производства Тамбовской области за 2022 г

Рис. 5.3. Структура отгруженных товаров собственного производства Тамбовской области за 2022 г.1

Динамика основных показателей строительства и транспорта

Рис. 5.4. Динамика основных показателей строительства и транспорта2:

  • — объем работ, выполненных в строительстве, млн руб.; — введено общей площади жилых домов, тыс. кв. м.;
  • — Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км; — Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования, млн пасс-км

Там же.

Динамика основных показателей торговли и платных услуг

Рис. 5.5. Динамика основных показателей торговли и платных услуг1:

— оборот розничной торговли, млн руб.;

Щ — объем платных услуг, млн руб.

О повышении инвестиционной активности региона свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВРП, его уровень в 2022 г. составил 32 %, что выше рекомендуемого порогового значения в 25 %. Однако показатель объема инвестиций на душу населения отстает от среднероссийских значений на 15 %. За годы реформирования экономических отношений состояние материально-технической базы региональной экономики существенно ухудшилось, так износ основных средств в 2022 г. составил 61,6 %, при этом доля полностью изношенных основных средств составила 25,9 %, что существенно превышает критические значения индикаторов экономической безопасности развития региона.

Рассмотрим, как влияют инвестиции в основной капитал на ВРП. На основе данных табл. П9.1 прил. 9 о ВРП и инвестициях в основной капитал определим коэффициент корреляции знаков Фехнера.

Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне - Общая экономическая безопасность

Согласно полученным расчетам коэффициент Фехнера равен 1, что свидетельствует о весьма высоком воздействии инвестиций в основной капитал на ВРП по Тамбовской области.

Далее рассмотрим, как влияет стоимость основных фондов на ВРП (табл. П9.1 прил. 9).
Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне - Общая экономическая безопасность

Согласно полученным расчетам коэффициент Фехнера равен 0,89, что свидетельствует о высоком воздействии стоимости основных фондов на ВРП по Тамбовской области.

В предыдущих темах были рассмотрены проблемы перехода различных видов экономической деятельности на новые технологические уклады и платформы. Замена и расширенное воспроизводство основных средств должно осуществляться за счет использования и разработки новых инновационных технологий производства продукции (табл. 5.4).

Рассматривая показатели инновационной безопасности, следует отметить, что уровень их развития не соответствует параметрам экономической безопасности, уровень инновационной активности организаций составил 11 % при необходимом уровне в 30 %, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составил 9,3 % при необходимом уровне 15 %. Одним из факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности, является низкий уровень финансирования, так внутренние затраты на научные исследования и разработки по отношению к ВРП составляют 0,3 % при пороговом значении 2 %.

Современный мир невозможно представить без информационных и цифровых технологий, поэтому с точки зрения развития информационного общества необходима система показателей экономической безопасности в развитии информационных технологий. Для оценки информационной безопасности региона можно применить показатель удельного веса домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети интернет. В Тамбовской области в 2022 г. данный показатель составил 74,5 %, что ниже порогового значения 80 %, в национальном проекте «Цифровая экономика» планируется доведение данного показателя до 100 %. Насколько важен данный показатель, показал переход системы образования на дистанционные технологии в условиях пандемии COVID-19. Развитие цифровых технологий в будущем, по оценкам экспертов, окажет существенное влияние на изменение структуры ВРП, ожидается прирост их доли до 7 %. В 2022 г. по Тамбовской области удельный вес информационных технологий в ВРП составил 1,9 %.

Основным видом экономической деятельности Тамбовской области является сельское хозяйство. В результате реализации политики импортозамещения объемы производства сельскохозяйственной продукции существенно увеличились (рис. 5.6). В 2022 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил 127 308 млн руб., что выше уровня 2022 г. в 3,8 раза. Всего объем сельскохозяйственной продукции за период с 2022 по 2022 г. увеличился на 40 млрд руб.

Для сравнения производства продукции со среднероссийскими показателями, рассчитаем объем продукции в расчете на душу населения (табл. 5.5).

Основные индикаторы инновационной и информационной безопасности Тамбовской области за 2022—2022 гг.*

Таблица 5.4

п/п

Индикатор

Поро

говое

значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

1

Уровень инновационной активности организаций, %, не менее

30

10

11

Не соответствует

2

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %, не менее

15

7,9

9,3

Не соответствует

3

Внутренние затраты на научные исследования и разработки по отношению к ВРП, %, не менее

2

0,3

0,3

Не соответствует

4

Степень износа основных фондов, %, не более

50

60,6

61,6

Не соответствует

5

Удельный вес полностью изношенных основных средств, %, не более

5

20,9

25,9

Не соответствует

6

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %, не менее

25

37,2

32,0

Соответствует

7

Объем инвестиций на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (119,8)

107,2

91,6

Не соответствует

8

Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети интернет, %, не менее

80

74,7

74,5

Не соответствует

9

Удельный вес информационных технологий в ВРП, %, не менее

3—7

1,8

1,9

Не соответствует

Динамика валовой продукции сельского хозяйства Тамбовской области

Рис. 5.6.Динамика валовой продукции сельского хозяйства Тамбовской области

за 2022—2022 гг.1:

| — валовая продукция сельского хозяйства, млн руб.

В 2022 г. данный показатель по Тамбовской области составил 125,3 тыс. руб. на душу населения, а в среднем по России 36,4 тыс. руб. Таким образом, данный показатель указывает на сельскохозяйственную специализацию региона. Показатели развития сельского хозяйства непосредственно связаны с проблемой обеспечения продовольственной безопасности. Как и на национальном уровне, перед региональными органами власти стоит задача обеспечения населения продуктами питания в объеме соответствующим рациональным нормам потребления и доступным ценам.

Из данных табл. 5.5 следует, что потребление мяса на душу населения в 2022 г. составило 81 кг, что на 8 кг выше нормы рационального потребления. Также превышены фактические нормы потребления сахара 54 кг, что на 30 кг больше нормы, растительного масла 16,8 кг (превышение 4,8 кг), хлеба и хлебопродуктов 153 кг (превышение 49 кг). Данный факт нельзя признать положительным, так как превышение белков, жиров и углеводов негативно отражается на здоровье человека, в регионе наблюдается повышенная заболеваемость диабетом, пищеварения и др. В то же время потребление молока составило 159 кг или половину от рациональной нормы потребления. По яйцам и яйцепродуктам потребление составило 199 шт., что на 61 шт. меньше нормы. К сожалению, в сборниках Росстата не отражено потребление овощей, фруктов, рыбы в региональном разрезе за 2022 г., что не дает возможности получить более полную картину о продовольственной безопасности в регионе.

Основные индикаторы продовольственной и экологической безопасности Тамбовской области за 2022—2022 гг.*

Таблица 5.5

п/п

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

1

Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб., не менее

Среднее по стране (36,4)

107,7

125,3

Соответствует

2

Потребление мяса на душу населения, кг

73

81

81

Соответствует

3

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения, кг

325

161

159

Не соответствует

4

Потребление яиц и яй- цепродуктов на душу населения, шт.

260

198

199

Не соответствует

5

Потребление сахара на душу населения, кг

24

54

54

Соответствует

6

Потребление растительного масла на душу населения, кг

12

17,1

16,8

Соответствует

7

Потребление хлебных продуктов на душу населения, кг

96

155

153

Соответствует

8

Выбросы вредных веществ в атмосферу на душу населения, кг, не более

Среднее по стране (115,8)

61

55,1

Соответствует

* Рассчитано автором на основе данных Тамбовстата. URL: https://tmb.gks. ru/storage/mediabank/tmb_obl_2020.pdf (дата обращения 29.11.2020).

Важным условием, согласно концепции устойчивого развития ООН, является решение проблем обеспечения экологической безопасности. Одним из показателей, характеризующих антропогенную нагрузку, является показатель выброса вредных веществ в атмосферу на душу населения. В 2022 г. по Тамбовской области он составил 55,1 кг, что существенно ниже среднероссийского уровня 115,8 кг на человека. Это свидетельствует о благоприятных экологических условиях в регионе. Тамбовская область на протяжении многих лет держит первенство по экологической безопасности.

Для оценки экономического роста на уровне региона предлагаются различные показатели, характеризующие соотношение объема валового регионального продукта с величиной используемых ресурсов или затрат (например, материальных затрат, амортизационных отчислений, заработной платы, численности населения, численности трудовых ресурсов и др.). Одним из ключевых индикаторов экономического роста является производительность труда. При этом поиск резервов повышения объемов производства за счет производительности труда позволяет обеспечить качественный прирост добавленной стоимости, прирост заработной платы, а следовательно, и повышение уровня жизни населения.

Сравним показатели производительности труда Тамбовской области со средними показателями по России за 2022 г. (рис. 5.7).

Производительность труда работников по видам экономической деятельности в России и Тамбовской области за 2022 г

Рис. 5.7. Производительность труда работников по видам экономической деятельности в России и Тамбовской области за 2022 г.1:

  • 1 — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство; 2 — обрабатывающие производства; 3 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 4 — строительство; 5 — торговля;
  • 6 — гостиницы и рестораны; 7 — транспорт и связь; 8 — финансовая деятельность; 9 — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
  • — Тамбовская область; — Российская Федерация
Читайте также:  Как будут закрывать шортовый пут по Si в день квартальной экспирации?

Сравнивая полученные результаты, можно видеть, что производительность труда в сельском хозяйстве Тамбовской области составила 2787,2 тыс. руб., в среднем по России данный показатель составил 601,9 тыс. руб. Это обусловлено природно-климатическими условиями и результативностью ведения данного вида деятельности в различных регионах Российской Федерации. Еще более существенный разрыв в производительности труда наблюдается в строительстве, если в среднем по России она составляет 798,7 тыс. руб., то в Тамбовской области — 4232,3 тыс. руб. Также существенно выше производительность труда в оптовой и розничной торговле Тамбовской области — 1777,5 тыс. руб., а по России — 835,6 тыс. руб. Отстает Тамбовская область от среднероссийских показателей производительности труда по финансовой деятельности и операциям с недвижимым имуществом, арендой и объемом предоставляемых услуг. Таким образом, приведенные данные показывают, что для обеспечения темпов экономического роста в Тамбовской области необходимо развивать виды деятельности с высокими показателями производительности труда.

Далее рассмотрим показатели экономической безопасности в социальной сфере Тамбовской области. Наиболее сложной проблемой в регионе является обеспечение демографической безопасности. На рис. 5.8 представлена динамика изменения численности населения Тамбовской области. В 2022 г. численность населения региона составила 1025,9 тыс. человек, что на 64,9 тыс. человек меньше 2022 г., если взять более длительный период, то ситуация выглядит еще более критически. За период с 1959 г. по настоящее время численность населения Тамбовской области сократилась на 34 %.

Численность населения Тамбовской области в 2022—2022 гг

Рис. 5.8. Численность населения Тамбовской области в 2022—2022 гг.1

В 1959 г. на территории Тамбовской области насчитывался 4301 населенный пункт. С 1959 по 1979 г. прекратили свое существование 1608 деревень, до 1989 г. исчезло еще 949 населенных пунктов. По результатам Всероссийской переписи населения (ВПН) 2022 г. население области проживает в 7 городах, 13 поселках городского типа (ПГТ) и 1517 сельских населенных пунктах. За период с 2002 по 2022 г. число сельских населенных пунктов уменьшилось на 142 деревни, при этом по результатам переписи 2022 г. выявлен еще 121 населенный пункт, в котором население фактически не проживает. Таким образом, за полвека исчезли 2784 населенных пункта.

Одной из особенностей населения, проживающего в ПГТ, является то, что они по условиям жизни ближе к селу, а не к городу, так как большая часть жителей занимается сельскохозяйственными видами деятельности. Подавляющая часть горожан — это выходцы из села в первом или во втором поколении. Значительная часть горожан поддерживает семейные связи с деревней. Массовыми являются сезонные миграции горожан в деревню — к родственникам, в доставшиеся по наследству деревенские дома. Приметой последних лет является рост новых поселений дачно-рекреационного типа, в которых сезонно проживают горожане. Не исключением стала ситуация с режимом «самоизоляции» во время COVID-19, значительная часть горожан мегаполисов предпочла загородный образ жизни. Поэтому в предстоящей переписи населения дополнительно следовало бы выявить проблем, возникающие в связи с инфраструктурой и условиями жизни этих поселений, в каких административно-правовых формах существуют эти поселения.

В табл. 5.6 представлена группировка муниципальных районов Тамбовской области по численности проживающего населения, из которой видно, что восемь районов в 2022 г. имели среднюю численность населения 13,3 тыс. человек, что ниже 2005 г. на 2,3 тыс. человек. Всего за период с 2005 по 2022 г. средняя численность населения в них сократилась на 4,7 тыс. человек. Вторую группу представляют девять муниципальных районов со средней численностью 20,1 тыс. человек в 2022 г., что ниже 2005 г. на 3,3 тыс. человек. За последующие годы средняя численность сократилась еще на 3,3 тыс. человек. В третьей группе находятся наиболее многочисленные районы, в которых средняя численность в 2022 г. составляла 31,9 тыс. человек. Всего за рассматриваемый период численность сократилась на 7,9 тыс. человек. Численность населения Тамбовского района за исследуемый период практически не изменилась. Таким образом, население районов Тамбовской области за период с 2002 по 2022 г. снизилась на 136,7 тыс. человек. Треть сельского населения Тамбовской области в 2022 г. проживала в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек, при этом около 5 % населенных пунктов являются «неперспективными», с признаками вымирания населения.

Уровень смертности на 1000 человек населения в 2022 г. составил 15,6 человек, что выше результата прошлого года на 0,5 (табл. 5.7). Сложившийся уровень смертности превышает пороговое значение 12,5 %о. Рассматривая причины смертности населения, можно отметить, что население региона стремительно стареет, кроме того, низкий уровень жизни не способствуют увеличению продолжительности жизни населения. Следующий фактор, влияющий на численность — это рождаемость, которая в 2022 г. составила 8,1 %о, что ниже уровня 2022 г. на 0,5 %о. Данный показатель также не соответствует пороговому значению экономической безопасности. В результате произошедших изменений коэффициент естественной убыли населения вырос с 6,5 до 7,5 %о.

Таблица 5.6

Группировка муниципальных районов Тамбовской области по средней численности населения за 2005—2022 гг.*

Районы

Средняя численность населения, тыс. человек

Отклонение (2022 от 2005)

Отклонение (2022 от 2022)

2005 г.

2022 г.

2022 г.

Бондарский, Гавриловский, Мучкапский, Пичаевский, Сампурский, Староюрьевский, Уваровский, Умётский

15,6

13,3

10,9

-2,3

-2,4

Знаменский, Инжавинский, Кирсановский, Мордовский, Никифоровский, Петровский, Рассказовский, Ржаксинский, Токарёвский

23,4

20,1

16,8

-3,3

-3,3

Жердевский, Мичуринский, Моршанский, Первомайский, Сосновский

35,6

31,9

27,7

-3,7

-4,2

Тамбовский

102,0

102,8

101,8

0,8

-0,9

Всего

615,4

550,1

478,8

-65,3

-71,3

* Рассчитано автором на основе данных Тамбовстата. URL: https://tmb.gks. ru/storage/mediabank/tmb_obl_2020.pdf (дата обращения 29.07.2020).

Основные индикаторы экономической безопасности в социальной сфере Тамбовской области за 2022—2022 гг.*

Таблица 5.7

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

Уровень смертности

(на 1000 человек населения),

%о, не более

12,5

15,1

15,6

Не соответствует

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения), %о, не менее

22,0

8,6

8,1

Не соответствует

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, не менее

76

73

73

Не соответствует

Коэффициент миграционного прироста (на 1000 человек населения), %о, не менее

0,019

-9,9

Не соответствует

Соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста, не более

0,4

0,56

0,584

Не соответствует

Коэффициент старости населения, %, не более

15

30,5

31,3

Не соответствует

Уровень безработицы по методологии МОТ, %, не более

4

4,4

4,0

Соответствует

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), тыс. руб., не менее

Среднее по стране (33,2)

26,1

26,8

Не соответствует

Коэффициент фондов, раз, не более

8

12,3

12

Не соответствует

Коэффициент Джини, не более

0,3

0,379

0,376

Не соответствует

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %, не более

6

10,4

9,8

Не соответствует

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, м2, не менее

25

28,6

29,9

Соответствует

Число собственных легковых автомобилей, не менее

Среднее по стране (309)

302

315

Соответствует

Число преступлений на 100 тыс. человек населения, не более

1000

Соответствует

Численность студентов вузов на 10 000 человек населения, не менее

100

276

274

Соответствует

Число больничных коек на 10 000 человек населения, не менее

Среднее по стране (79,9)

76,7

76,5

Не соответствует

Окончание табл. 5.7

Индикатор

Пороговое значение

2022 г.

2022 г.

Соответствие пороговому значению в 2022 г.

Численность врачей

на 10 000 человек населения,

не менее

Среднее по стране (47,9)

37,7

38,3

Не соответствует

Заболеваемость на 1000 человек населения, не более

Среднее по стране (782)

632

622

Соответствует

* Рассчитано автором на основе данных Тамбовстата. URL: https://tmb.gks. ru/storage/mediabank/tmb_obl_2020.pdf (дата обращения 29.07.2020).

Динамика естественного движения населения Тамбовской области представлена на рис. 5.9.

Динамика естественного движения населения Тамбовской области за 2005—2022 гг

Рис. 5.9. Динамика естественного движения населения Тамбовской области за 2005—2022 гг.1:

-— родившиеся;-— умершие

За последние десятилетия доля населения старше трудоспособного возраста растет как в целом по России, так и по Тамбовской области. Для населения Тамбовской области структурные изменения ощущаются особенно остро, так как соотношение численности населения пенсионного и трудоспособного возраста увеличилось до 58 % при пороговом значении не более 40 %. Коэффициент старости населения составил 31,3 % при пороговом значении экономической безопасности не более 15 %.

Ненормальная ситуация наблюдается и в половозрастной структуре населения, женщины доминируют над мужчинами в среднем и особенно в старшем возрастах. Устойчивая тенденция в сторону увеличения числа женщин наблюдается с 39 лет, а к 70 годам на одного мужчину приходится три женщины. В целом степень диспропорциональности полового состава населения репродуктивного возраста в регионе выше, чем по стране и составляет 1,18.

Другой не менее важной характеристикой демографической безопасности является средний возраст населения. Из данных графика (рис. 5.10) следует, что в Тамбовской области население стареет более интенсивно, чем в среднем по России, что негативно отражается на социально-экономическом развитии региона. Одним из критериев демографической безопасности является продолжительность жизни населения. Если население развитых стран имеет средний возраст дожития более 85 лет, то ситуация в России и ее регионах существенно отличается от данного параметра. Так, в 2022 г. этот показатель по России и Тамбовской области составил 72,9 года, причем среди мужчин 68 лет, а среди женщин 78 лет. Согласно данных переписи населения 2022 г., доля мужчин и женщин старше 85 лет по России в 2022 г. составила 0,9 %, а по Тамбовской области — 1,3 %.

Сложившие условия жизни свидетельствуют о том, что 67 % женщин до 24 лет не имеют детей. Наиболее популярным возрастом рождения первенца является возраст от 25 до 34 лет, но при этом более 40 % женщин в возрасте от 35 до 44 лет также впервые становятся мамами. У большинства женщин второй ребенок появляется после 40 лет. Среднее количество рожденных детей в Тамбовской области составляет 1525 на 1000 женщин. Данный показатель говорит о сокращенном характере воспроизводства населения.

Динамика медианного возраста населения России и Тамбовской области

Рис. 5.10.Динамика медианного возраста населения России и Тамбовской области

с 2005 по 2022 г.1:

? — Российская Федерация; — Тамбовская область

В Тамбовской области 29,7 % домохозяйств состоят из двух человек, а 27,6 % — из одного человека. Данный факт свидетельствует о том, что почти половина домохозяйств не имеют детей. На домохозяйства из трех человек приходится 22,3 %. Негативной тенденцией по сравнению с 2005 г. является рост домохозяйств с одним человеком и сокращение домохозяйств с тремя и более человек. В результате средний размер домохозяйств сократился с 2,6 до 2,5 человека.

Еще одним фактором, негативно влияющим на численность населения Тамбовской области, является механическое движение населения. В 2022 г. миграционный прирост составил 0,019, а в 2022 г. сложились отрицательные показатели миграции, в расчете на 1000 человек населения убыль составила 10 человек. Динамика миграции населения Тамбовской области отражена на рис. 5.11.

Динамика миграции населения Тамбовской области

Рис 5.11. Динамика миграции населения Тамбовской области1:

Щ — прибыло; — убыло; — механический приток (отток)

Рассмотрим, как отражается уровень безработицы на демографической ситуации в Тамбовской области (рис. 5.12). Самый высокий уровень безработицы наблюдается в 2022 г. среди молодежи в возрасте от 20 до 29 лет — 29 % от общего количества безработных, что составляет около 20 тыс. человек. Этот факт оказывает существенное влияние на поведенческий аспект молодежи — есть уверенность в завтрашнем дне или нет? Отсутствие работы сдерживает процессы образования семьи и рождения детей на неопределенный срок. Характерной специфической особенностью Тамбовской области является то, что рынок труда невелик, спрос и предложение рабочей силы не совпадают по характеру специальностей и представления молодых людей о своем будущем и карьере. Несмотря на меры предпринимаемые региональными органами власти, высокотехнологичных мест в Тамбовской области создано недостаточно, что приводит к появлению маятниковой миграции (г. Москва, Липецкая, Воронежская области), росту числа скрытой безработицы. В связи с этим отсутствует достоверная информация о количестве самозанятых и реальном уровне безработных. Так, официальный уровень безработицы в Тамбовской области не превышает 4 %, однако, по данным ВПН 2022, безработными себя признают 11 % населения.

Уровень безработицы населения в разрезе возрастных групп населения Тамбовской области за 2002 и 2022 гг., %

Рис. 5.12. Уровень безработицы населения в разрезе возрастных групп населения Тамбовской области за 2002 и 2022 гг., %1:

Ш — 2002 г.; Ш — 2022 г.

Проведенные ВПН позволяют также понять, кто попадает в число безработных. По результатам ВПН 2022 видно, что безработными себя считают 56 % мужчин и 44 % женщин, по месту проживания доля безработных распределилась пополам. Не стоит также считать, что основная масса безработных — это молодые люди с экономическим или юридическим образованием, в структуре безработных присутствуют инженеры, врачи, строители, педагоги и т. д. Низкий уровень заработной платы, особенно для начинающих специалистов, также не повышает уровень уверенности молодежи в своем будущем, а следовательно, негативно отражается на процессах воспроизводства населения. Упущенное время деторождения приводит к сокращению количества детей в семьях, что также подтверждается результатами переписи населения, а предстоящая перепись возможно отразит ухудшение ситуации в данном вопросе. Еще одной характерной особенностью распределения уровня безработных по возрасту является то, что в 2022 г. по сравнению с 2002 г. в два раза вырос уровень безработных среди населения в возрасте от 50 до 59 лет. Современная реформа пенсионной системы и увеличения возраста выхода на пенсию должна учитывать такие факты, иначе и так невысокий уровень жизни населения будет стремительно снижаться, а смертность старших возрастов расти. Этот факт тоже оказывает негативное воздействие на демографическую ситуацию, потому что молодое поколение задумалось о создании собственной подушки безопасности для поддержания жизнедеятельности в пенсионном возрасте. Постоянная необходимость накопления капитала также откладывает процессы деторождения на неопределенные сроки.

Следующая группа показателей характеризует экономическую безопасность региона в социальной сфере. Из данных табл. 5.7 видно, что среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) в 2022 г. составили 26,8 тыс. руб., что на 6,4 тыс. руб. ниже среднероссийского уровня. В регионе также превышено пороговое значение безопасности по доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (6 %), фактически в 2022 г. доля такого населения составила 9,8 %. Для региона, как и для территории всей страны, характерно расслоение населения по уровню доходов. Коэффициент фондов показывает, что 10 % населения имеет доходы в 12 раз выше 10 % населения с низким уровнем доходов. Коэффициент Джини также превышает пороговое значение.

Читайте также:  Когда век прошел впустую Как Аргентина превратилась из богатейшей страны мира в бесперспективного середняка: Госэкономика: Экономика:

Демографическая ситуация в стране и ее регионах определяется условиями и уровнем жизни населения. Среди базовых потребностей находится обеспеченность жильем. Из результатов обследования населения видно, что 67 % городского населения проживает в отдельных квартирах, а 66,3 % сельского населения — в индивидуальных домах. К сожалению, актуальной проблемой остается для 11 178 человек проживание в общежитиях, а для 17 886 человек — в коммунальных квартирах. Сравнивая эти данные с результатами переписи 2002 г., мы видим, что количество человек проживающих в общежитиях, сократилось на 64 %, при этом на 59 % увеличилось количество человек, проживающих в коммунальных квартирах. Такое изменение связано с переведением жилищного фонда общежитий в коммунальные квартиры, поэтому реально условия жизни не изменились. Положительным является сокращение числа бездомных с 162 до 73 человек. Еще одной важной характеристикой для разработки программ социально-экономического развития регионов является оценка степени благоустройства жилищ домохозяйств Тамбовской области. Как показали результаты обследования, многие показатели степени благоустройства жилищ существенно улучшились (табл. 5.8).

Таблица 5.8

Структура благоустройства жилищ по домохозяйствам Тамбовской области на основе данных ВПН 2002 и ВПН 2022*

Показатель

Количество обеспеченности домохозяйств

Откло

нение

Структура обеспеченности

Отклонение по струк- туре

2002 г.

2022 г.

2002 г.

2022 г.

Общее количество домохозяйств, обеспеченных:

433 547

431 360

-2187

100

100

электричеством

431 217

424 033

-7184

99

98

-1

электроплитой настольной

15 047

12 119

-2928

3

3

-1

газом сетевым

246 651

316 913

70 262

57

73

17

газом сжиженным (баллонным)

152 425

73 752

-78 673

35

17

-18

центральным отоплением

150 007

155 130

5123

35

36

1

отоплением от индивидуальных установок

125 440

190 002

64 562

29

44

15

отоплением печным

147 049

78 855

-68 194

34

18

-16

водопроводом

278 397

295 177

16 780

64

68

4

канализацией

252 523

324 311

71 788

58

75

17

ванной или душем

221 603

283 185

61 582

51

66

15

центральным горячим водоснабжением

96 550

115 331

18 781

22

27

4

горячим водоснабжением от индивидуальных водонагревателей

72 554

160 945

88 391

17

37

21

интернетом

81 994

81 994

19

19

всеми видами благоустройства

162 104

107 280

-54 824

37

25

-13

Количество домохозяйств, обеспеченных сетевым газом, выросло с 57 до 73 %, что привело к снижению потребления сжиженного газа на 18 %, повышение охвата обеспеченности сетевым газом позволило сельскому населению отказаться от печного отопления и перейти к отоплению от индивидуальных установок. Применение газовых установок позволило также повысить обеспеченность хозяйств населения ваннами и душем, появилось горячее водоснабжение от индивидуальных источников. В целом реконструкция жилищ сельского населения привела к общей степени благоустройства, в том числе канализацией. Таким образом, проводимая активная политика региональных органов власти по повышению уровня обеспеченности населения сетевым газом оказала существенное влияние на повышение его уровня жизни.

В ВПН 2022 также был добавлен еще один вид услуг повышения благоустройства домохозяйств — это интернет. В настоящее время большая часть населения России не представляет свою жизнь без доступа к источникам интернета, а перепись 2022 г. показала, что только 19 % домохозяйств Тамбовской области имели стационарные или мобильные источники выхода в интернет. Введение данного показателя негативно сказалось на показателе охвата домохозяйств всеми видами благоустройства, по сравнению с ВПН 2002 он в результате снизился с 37 до 25 %. Приведенные данные в ВПН 2022 наглядно показали необходимость продолжения газификации территории области, а также проведения более активной политики по цифровизации населения и обеспеченности источниками интернета в сельской местности. К сожалению, перевод системы образования на дистанционные технологии показал, что многие сельские территории не имеют устойчивого доступа к интернету, население недостаточно обеспечено компьютерной техникой и современными мобильными устройствами, позволяющими в хорошем качестве получать образовательные услуги. Уровень жизни населения также традиционно характеризует число собственных легковых автомобилей, в 2022 г. их количество составило 315 на 1000 человек населения, что выше среднероссийского показателя на 6 единиц.

Рассмотрим, как влияет показатель среднедушевых денежных доходов населения на ВРП за период с 2000 по 2022 г. по Тамбовской области. На основе данных прил. 9 о ВРП и среднедушевых денежных доходов населения определим коэффициент корреляции знаков Фехнера:

Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне - Общая экономическая безопасность

Согласно полученным расчетам коэффициент Фехнера равен 0,89, что свидетельствует о высоком воздействии среднедушевых денежных доходов на ВРП по Тамбовской области.

Для определения силы угрозы можно рассчитать индексы риска по ключевым параметрам экономической безопасности региона. Дифференциальный индекс (Id) отклонения можно определить по следующей формуле:

Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне - Общая экономическая безопасность

где Р — пороговое значение индикатора экономической безопасности; I — фактическое значение индикатора экономической безопасности.

С помощью полученных значений можно определить зоны риска:

  • • зона высокого риска: Id >0,75. Столь высокое значение индекса говорит о негативных эффектах в экономике региона. Существуют реальные угрозы экономической безопасности, которые требуют немедленного реагирования со стороны заинтересованных субъектов экономической безопасности. Данная зона самая опасная;
  • • зона умеренного риска: 0,35 < Id <</i> 0,75. Негативные эффекты в экономике региона присутствуют, но проявляются не так сильно, как в зоне высокого риска. Для улучшения ситуации в данной зоне необходимы мониторинг, диагностика и специально разработанный комплекс мероприятий;
  • • зона стабильности: Id < 0,35. Зона наиболее благоприятная для гармоничного развития региона. Для сохранения позиций необходимо выполнение комплекса превентивных мер.

В табл. П9.2 прил. 9 приведен расчет дифференциальных индексов по ряду показателей экономической безопасности в социальной сфере. Результаты расчетов представим в виде лепестковой диаграммы (рис. 5.13).

Расчеты дифференциального индекса отклонений по коэффициенту фондов среди регионов ЦФО показали, что в зоне стабильного риска находятся семь регионов ЦФО: Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Тверская, Тульская Ярославская области.

В зону высокого риска попали два субъекта: г. Москва и Воронежская область. Остальные регионы ЦФО по уровню дифференциации доходов относятся к зоне умеренного риска, в данную группу также входит Тамбовская область.

Далее рассмотрим дифференциальный индекс по дифференциальному индексу отклонения инновационной активности предприятий (рис. 5.14). Расчеты в табл. П9.2 прил. 9.

Из представленных данных видно, что зоне стабильного риска находятся два субъекта ЦФО — это г. Москва и Липецкая область. В зоне высокого риска находится Костромская область. Остальные регионы находятся в зоне умеренного риска, но Брянская, Ивановская, Курская, Орловская области находятся в пограничном состоянии в зону высокого риска, поэтому для этих регионов необходимо оперативное реагирование для приведения показателя в зону допустимого риска.

Дифференциальный индекс отклонений коэффициента фондов по регионам ЦФО за 2022 г

Рис. 5.13. Дифференциальный индекс отклонений коэффициента фондов по регионам ЦФО за 2022 г.1:

  • — зона стабильности; — зона умеренного риска;
  • — индекс риска коэффициента фондов

Дифференциальный индекс отклонений коэффициента инновационной активности по регионам ЦФО за 2022 г

Рис. 5.14. Дифференциальный индекс отклонений коэффициента инновационной активности по регионам ЦФО за 2022 г.2:

Кризисные ситуации в экономике региона, которые способны снизить уровень экономической безопасности, можно предотвратить, используя методы макроэкономического регулирования (налоговое и бюджетно-финансовое); институционального регулирования (санация убыточных предприятий, формирование Фонда поддержки предпринимательства): государственного территориального регулирования (реализация национальных проектов, реализация федеральных территориальных целевых программ); инструменты стратегического планирования с целью разработки мероприятий обеспечения экономической безопасности региона.

Система показателей экономической безопасности для регионов россии

Специфика проблем обеспечения экономической безопасности регионов требует выработки особой системы параметров (пороговых значений). Сегодня лучше разработаны пороговые значения экономической безопасности на федеральном уровне. Система критериев экономической безопасности регионов пока не регламентирована, она во многом основывается на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

№ 608, а также на Концепции о национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Для оценки (измерения) экономической безопасности регионов в экономической литературе предлагаются разнообразные методы: экспертной оценки, сценарный, оптимизации, балльный, рейтинговый и др.; рекомендуется использовать и различную систему показателей (критериев).

При этом зачастую в научных работах не предлагается система пороговых индикаторов экономической безопасности регионов с определенными пороговыми значениями. Ряд авторов предлагает принять за основу оценки экономической безопасности регионов систему индикаторов экономической безопасности страны, разработанную С. Глазьевым[1], с некоторой корректировкой пороговых значений применительно к регионам.

Индикаторы экономической безопасности региона:

  • • объем ВРП на душу населения;
  • • инвестиции в процентах к ВРП;
  • • расходы на НИОКР в процентах к ВРП;
  • • доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
  • • продолжительность жизни;
  • • уровень безработицы;
  • • доля импорта во внутреннем потреблении;
  • • индикаторы продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной, информационно-технической, инновационной безопасности (их пороговые значения, как отражение общегосударственной политики, могут не различаться по регионам).

К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности в регионе относятся:

  • а) возможность использования данного параметра в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;
  • б) совместимость данного параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
  • в) достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности и предотвращения кризисных явлений в социальной сфере;
  • г) возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

ВРП на душу населения — один из индикаторов, обобщающих работу всех сфер экономики региона; его пороговое значение может быть то же, что и для национальной экономики — 50% (процент отклонения от среднемирового уровня). В качестве индикатора безопасности продовольственной сферы может быть взят критерий — доля импорта продовольствия с пороговой величиной 25% (как и для РФ), так как продовольственная безопасность региона зависит от того, насколько он сам себя может обеспечить необходимым продовольствием в случае прекращения поставок продуктов питания извне (самообеспеченность региона продовольствием).

Другой индикатор связан с понятием чистого регионального продукта (ВРП — амортизация), равновесный уровень производства которого достигается тогда, когда он равен объему сбережений населения плюс инвестиции (т.е. для равновесного производства необходимо равенство инвестиций и сбережений), а потому для безопасной экономики региона может быть принят порог: (сбережения/инвестиции) >1.

Важный фактор производственной безопасности — привлечение иностранных инвестиций. Однако здесь следует иметь в виду, что основную долю иностранных инвестиций в страну составляют финансовые, а не инвестиции в реальный сектор экономики; в этих условиях иностранные инвестиции не способны обеспечивать экономический рост.

Поэтому, для того чтобы иностранные инвестиции стали фактором активизации инвестиционного прогресса и социально-экономического развития в регионе, нужно принимать во внимание их долю в общем объеме инвестиций в основной капитал, которая должна быть не менее 15-17%’.

Следующий индикатор — соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки: оптимальное соотношение 1:3:9 (по рекомендации А. Гранберга и др.). Связанный с ним индикатор — соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки — отражает спрос на результаты НИР со стороны производства; оптимальное значение 2,0[3][4], которое может быть принято за пороговое значение.

Для оценки экономической безопасности региона в финансовой сфере И. Новиковым и Н. Красниковым предлагается индикатор, отражающий удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона, с пороговым значением 50% (для сохранения финансовых потоков в регионе)

Для оценки безопасности региона в социальной сфере можно применить целый ряд индикаторов, предлагаемых С. Глазьевым для России. Национальными интересами страны должны определяться пороговые значения таких индикаторов финансовой безопасности в регионе, как уровень инфляции, удельный вес наличной составляющей в денежной массе, профицита (дефицита) бюджета, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга и т.п.

Наряду с общими индикаторами экономической и социальной сферы может применяться целый ряд конкретных показателей. В частности, показатель доступности жилья в регионе — отношение рыночной цены жилья к среднегодовому доходу семьи, — отражающий число лет, необходимых для покупки квартиры или дома (если не тратиться ни на что другое); пороговое значение 12 лет1.

Среди показателей социальной сферы важное значение может иметь индикатор, отражающий рост депрессии и различных психоэмоциональных стрессов (уровень суицида); здесь пороговое значение (предельно критическое по данным Всемирной организации здравоохранения)

может быть 26,5 на 100 тыс. чел. Следующий показатель — уровень занятости населения — связан не только с показателем безработицы, но и с состоянием развития экономики региона; его пороговое значение может быть принято за 60%. Показателями, тесно связанными с экономикой региона, являются темп роста потребительских расходов и темп роста реальных доходов населения региона.

Фактически в структуре внутреннего спроса больше половины составляет потребление населения, поэтому превращение внутреннего спроса в основной источник экономического роста невозможно без соответствующего, не ниже 5-6% в год, расширения потребительских расходов и, как минимум, на 5-7% в год увеличения реальных доходов населения и оплаты труда2.

Пороговые значения индикаторов экономической безопасности регионов представлены в табл. 13.2.

Таблица 13.2

Индикаторы экономической безопасности регионов России

Индикатор

Пороговое

значение

Объем ВРП на душу населения, % от среднемирового уровня

50

Доля инвестиций в ВРП, %

25

Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, %

25

  • 1 См.: Пчелинцев О. Региональная экономика в системе устойчивого развития. — М.: Наука, 2004.
  • 2 Россия в глобализирующем мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д. Львов, Д. Сорокин. — М.: Наука, 2005.
  • 288

Окончание табл. 13.2

Индикатор

Пороговое

значение

Степень износа основных фондов промышленных предприятий, %

60

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов, раз

3

Соотношение сбережений и инвестиций, раз

1,0

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

15-17

Отношение расходов на НИОКР в ВРП, %

2,0

Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, раз

1:3:9

Соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки, раз

2,0

Удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций в регионе, %

50

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %

7

Продолжительность жизни, лет

70

Дифференциация доходов, раз

8

Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел.

8

Уровень безработицы, %

7

Доступность жилья (отношение его рыночной цены к среднегодовому доходу семьи), раз

12

Уровень суицида, кол-во на 100 тыс. чел.

26,5

Уровень занятости населения, %

60

Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом, %

50

Темп роста потребительских расходов, %

5-6

Темп роста реальных доходов населения, %

5-7

Оцените статью
Adblock
detector