Вычисление наращенной суммы при переменной процентной ставке
При установлении переменной процентной ставки, т.е. дискретно изменяющейся во времени ставки, наращенная ставка определяется по формуле:
В
файле примера
на листе
Переменная ставка
сделаны расчеты по этой формуле: =
C7*(1 СУММПРОИЗВ(A12:A14;B12:B14))
В случае, если процентная ставка изменяется через равные периоды, то вышеуказанную формулу можно несколько упростить.
n – период действия ставки без изменения.
Вычисление наращенной суммы при постоянной процентной ставке
Вышеуказанная формула простых процентов настолько проста, что не понятно, в чем вообще состоит проблема вычислений? Вычислить
Наращенную сумму
S
при известных Р, n, i или вычислить i при известных Р, n, S можно и на калькуляторе. Однако, все несколько усложняется в случае, когда срок финансовой сделки не равен целому числу лет.
Если срок предоставления кредита определен в месяцах, то формулу для определения наращенной суммы необходимо изменить, разделив годовую ставку i на 12 (12 месяцев в году). Под n теперь будем понимать количество месяцев. S=P*(1 n*i/12) i/12 – это ставка за период (за месяц).
Если срок финансовой сделки определен в кварталах, то под n будем понимать количество кварталов, на который был выдан кредит (или заключен договор срочного вклада). Годовую ставку i нужно разделить на 4 (4 квартала в году). Формула выглядит так: S=P*(1 n*i/4)
По аналогии, можно предположить, что если срок финансовой сделки определен в днях, то под n разумно понимать количество дней, на который был выдан кредит. Однако со ставкой за период не все так просто. Действительно, i нужно делить на 365 (365 дней в году)
где t — число дней функционирования сделки (число дней, на которое предоставили кредит); К — временная база (число дней в году).
Временную базу года можно брать число дней в году (365 или 366), или даже 360. Откуда 360? Дело в том, что в ряде стран для удобства вычислений год делится на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, т.е. продолжительность года
К
принимается равной 360 дням (12*30).
В этой связи различают три метода процентных расчетов, зависимых от выбранного периода начисления.
- Точные проценты с точным числом дней ссуды (английский (британский) метод). При этом методе продолжительность года К принимается равной 365 (или 366) дням и определяется фактическое число дней t между двумя датами (датой получения и погашения кредита), т.е. временная база – календарный год.
Примечание
.
Вычисление по формуле S=P*(1 n*i/365) является лишь приблизительным по английскому методу в случае високосного года (см. ниже).
- Обыкновенные (обычные) проценты с точным числом дней ссуды (французский метод, банковское правило, гибридный метод). При этом методе величина t рассчитывается, как и в предыдущем методе, а продолжительность года принимается равной К = 360 дням (коммерческий год, обыкновенный год). Это позволяет французским банкирам зарабатывать в 1,01388 раза больше денег, чем английским (365/360= 1,01388) за тот же период.
Примечание
.
Вычисление по французскому методу можно производить по формуле S=P*(1 n*i/360), где i – годовая ставка, n – число дней ссуды.
- Обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды (германский метод). При этом методе величина t определяется так:
количество полных месяцев
ссуды *умноженное на 30 дней в каждом точное число дней ссуды в неполных месяцах; продолжительность года К = 360 дней.
В
файле примера
приведен расчет начисления процентов по 3-м методам.
Примечание
.
При точном и приближенном методах начисления процентов день выдачи и день погашения ссуды принимаются за 1 день.
Понятно, что вычисления по английской и германской системе могут быть сделаны, только если заданы конкретная дата выдачи кредита и дата окончания его срока. Т.к. чтобы вычислить по английской системе – требуется знать продолжительность конкретного года (високосный или нет), а по немецкой – требуется знать количество полных месяцев и число дней ссуды в неполных месяцах.
По французскому методу количество дней ссуды берется фактическое, а временная база всегда =360, поэтому вычисления производить можно и без знания конкретных дат (достаточно знать количество дней ссуды). Еще одно замечание о вычислении наращенной суммы при использовании английского метода.
Напомним, что продолжительность года в этом методе принимается равной 365 (или 366) дней, правда, не всегда понятно как проводить вычисления, если срок кредита приходится и на високосный и обычный год (например, кредит выдан 31.10.2022, а должен быть погашен в 15.06.
2022, високосный 2022). Т.к. в РФ используется английский метод, то ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ опубликовал письмо от 27 декабря 1999 г. N 361-Т для разъяснения этой ситуации:
В случае, если дни периода начисления процентов по привлеченным (размещенным) банками денежным средствам приходятся на календарные годы с разным количеством дней (365 и 366 дней соответственно), то начисление процентов за дни, приходящиеся на календарный год с количеством дней 365, производится из расчета 365 календарных дней в году, а за дни, приходящиеся на календарный год с количеством дней 366, производится из расчета 366 календарных дней в году.
В
файле примера
в ячейке
В50
приведена
формула массива
, которая позволяет вычислить наращенную сумму в случае кредита, когда года даты выдачи и даты погашения ссуды не совпадают (например, кредит выдан 31.03.2022, а должен быть погашен в 15.06.2022).
Задача2
Требуется накопить за 5 лет сумму 1 000 000 руб. Определить величину регулярных пополнений вклада, если процентная ставка составляет 10% годовых, пополнение вклада производится ежеквартально, капитализация процентов также производится ежеквартально, на счету уже содержится 100 000 руб.
Решение2
Накопить за счет взносов нам потребуется всего 900 000руб. (1 000 000-100 000). Ежеквартальный платеж может быть вычислен по формуле
=ПЛТ(10%/4; 5*4; -100000;1000000; 0)
, результат -32732,42р.
Все параметры функции
ПЛТ()
выбираются аналогично предыдущей задаче, кроме значения ПС = -100000р., который требует пояснения. Вспомним, что для
аннуитета
справедливо тождество: ПС СУММ(ОСПЛТ()) БС=0, т.е. ПС (-900000р.) 1 000 000=0. Отсюда получим ПС = -100000р.
Примечание
. В
файле примера
также приведен расчет графика прироста вклада без использования формул аннуитета (см. столбцы K:O).
Интегрированный урок (информатика экономика) по теме "расчет банковского процента в excel"
Цель урока:
- Образовательная. Организовать деятельность учащихся по изучению и
первичному закреплению понятий вклады, кредиты, банковский процент - Развивающая. Развить умение отбирать нужную информацию, умение
определять и объяснять понятия. - Воспитательная. Продолжить формировать коммуникативные умения делового
общения в ходе групповой работы.
Задачи:
- Научить выполнять расчет банковского процента по депозитам, применяя
знания экономики. - Научить рассчитывать банковский процент на различные суммы кредитования
при постоянных ставке процента и сроке выплат в среде Excel’2007 - Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- как работают банки;
- определения и формулы простого и сложного банковского процента;
Учащиеся должны уметь
применять любую нужную формулу в расчетах в среде
MS Excel.
Программно-дидактическое обеспечение:
Ход урока
- Знакомство с услугами банка
- Повторение задач на вычисление простых и сложных процентов по вкладам
- Знакомство с определениями банковских единиц расчета процента на
современных примерах кредитования в банке - Изложение алгоритма вычисления
- Набор данных на персональных машинах (образец проецируется на доску)
- Форматирование созданных табличек
- Выбор вариантов решения поставленных задач
Учащиеся в начале урока располагаются за партами. На партах разложены буклеты
из нескольких банков с описанием услуг, предоставляемых населению.
Учитель информатики выступает с вводным словом о целях и задачах
подобных уроков, о целесообразности применения умений и навыков, приобретенных
на уроках информатики в области изучения MS Excel 2007, на живых примерах
расчетов экономических задач.
Учитель экономики, подхватив эстафету, напоминает учащимся о темах,
пройденных на уроках экономики в области расчетов банковских процентов. Задаются
вопросы учащимся непосредственно по этой теме, учащиеся отвечают.
Далее идет демонстрация презентации, подготовленной совместно учителями
экономики и информатики с пояснениями и комментариями учителем экономики.
Приложение 2. Последние слайды остаются на
обозрение ребятам для дальнейшей работы.
Учитель информатики дает указания о последовательности выполнения
работы непосредственно на компьютере.
Методические указания
по выполнению работы:
Приложение 3. Решить задачу, применив
технологию расчетных формул.
Графическое решение осуществить с помощью Мастера диаграмм.
Завершить работу анализом результата, выводами, сделанными самостоятельно.
Учащиеся переходят на свои рабочие места и начинается работа на компьютере
непосредственно по поставленной задаче расчета простого и сложного банковского
процента на кредит. Учителя отслеживают процесс работы, поясняя либо поправляя
ошибки.
Ребята создают таблицы, вносят исходные данные, применяют формулы для
вычислений, строят диаграмму, словесно анализируя итог работы.
В конце урока ребята заполняют небольшую анкетку по впечатлению от такого
нестандартного урока.
Итог урока:
Проверка выполненных заданий на компьютере и выставление оценок.
Самостоятельная работа (выполняется при помощи табличного процессора Excel)
Домашнее задание:
На домашних ПК создать подобный проект с применением формул на различных
примерах вкладов и кредитов
Отзывы учащихся об уроке
:
- Очень полезный и познавательный урок. Мне было интересно.
- Я получил удовольствие от урока.
- Интересно работать с двумя учителями на одном уроке.
- На интегрированном уроке легче усваивается материал. Его объясняют
дважды.
После урока идет обмен мнениями между учителями, дающими урок, и гостями
(директор, классный руководитель, учителя-предметники).
Литература:
- Панкевич Л.К., Назаров Р.Л. и др.
Дистанционные уроки по экономике
для всех. – М.: Солон-Пресс, 2006.
Банк: от клиента до президента. – М.: Вита-Пресс,
2006.
Microsoft Office. Excel ® 2007 для
сомневающихся. – М., С-Пт.:Диалектика, 2007.