Модернизация российских предприятий: финансовые условия реализации
В мировой экономике в последние десятилетия наблюдается глубокая трансформация, вызванная повсеместным внедрением в хозяйственный оборот инноваций. В развитых странах применение инновационных технологий стало решающим фактором экономического роста и повышения качества жизни населения. Благодаря масштабному инвестированию в фундаментальные и прикладные исследования и разработки, доля которых в большинстве государств составляет не менее 3% ВВП в год, был сформирован новый тип «экономики знаний», базирующийся на глобальной интеллектуализации производственных процессов и постоянном совершенствовании управленческих структур. Инновационный подъем в развитых странах был бы невозможен без мощной ресурсной базы, характеризующейся большим количеством источников и видов инвестиционных вложений в исследования и разработки. Большая роль в поддержке инноваций отводится бизнесу, доля которого во внутренних затратах стран на исследования и разработки достигает более чем 50%. В инновационной деятельности задействованы не только крупные корпорации, но малый и средний бизнес, их доля составляет до 15%, а в некоторых государствах — до 50%‘.
«Развивающиеся страны в последние годы также направляют значительные усилия на ускорение инновационных процессов и обеспечение во всех сферах экономики современного технического уровня. В первое десятилетие XXI в. их ежегодные внутренние расходы на исследования и разработки более чем удвоились, достигнув в среднем 1% ВВП, а доля этих стран в общем объеме мировых затрат на эти цели уже достигает 1/4. Наиболее заметных успехов добился Китай, который за последнее десятилетие увеличил ежегодные вложения в исследования и разработки почти в 10 раз и занял по этому показателю третье место в мире после США и Японии. Стабильный рост инвестиций в инновации в значительной степени обусловлен использованием современных механизмов финансирования новых разработок, включая венчурные схемы, роль которых возросла в развивающихся странах за десять последних лет почти в 5 раз, а также эффективные фондовые площадки для инновационных и развивающихся компаний. Формирование соответствующей инфраструктуры создало необходимую основу для ускоренной технической перестройки экономики развивающихся стран и значительного повышения их роли в мировом разделении труда. Инновационная активность предприятий в России существенно ниже, чем в зарубежных странах, что является результатом более жестких, по сравнению с другими пред-
1
приятиями, условий функционирования инновационного бизнеса. По официальным данным, внедрением инноваций в стране занимается всего 6,2% от общего количества предприятий, а в промышленности — не более 10%. Определяющим условием успешного развития инновационного процесса в России является обеспечение его полноценного финансирования. Ограниченность объемов собственных средств и трудности в привлечении сторонних финансовых ресурсов часто являются причинами низкой степени инновационной активности организаций»[1].
Исследование различных источников финансирования инноваций на предприятиях показало, что на сегодняшний день в качестве основного источника выступают собственные средства, которые, согласно данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, составляют около 80% всех средств, направляемых на инновации, например, в США — 73%, в Германии — 90%. Для большей части предприятий свойствен дефицит собственных средств, что препятствует полноценному финансированию инвестиционной и инновационной деятельности. Финансирование инновационных разработок требует отвлечения больших объемов финансовых ресурсов на весь период осуществления инновационного проекта и, кроме того, длительный инновационный цикл требует привлечения особых источников финансирования. Под источниками финансирования инноваций подразумеваются денежные средства, которые выступают как инвестиционные ресурсы инновационной деятельности предприятия. Проблемы привлечения внешних источников финансирования провоцируют предприятия использовать преимущественно внутренние источники. Внутреннее финансирование подразумевает применение собственного капитала, — прежде всего, чистой прибыли и амортизации, которые выступают в качестве основных внутренних источников финансирования инновационной деятельности. Прибыль — главный источник увеличения рыночной стоимости предприятия и важнейший показатель эффективности хозяйственной деятельности. Стабильный уровень прибыльности и ее рост говорят о том, что предприятие способствует своему устойчивому функционированию. Важная роль принадлежит амортизационным отчислениям, которые необходимы предприятию для приобретения нового оборудования и техники[2].
«В большинстве развитых стран, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика является одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных средств, в научные исследования, в технологии. Использование собственных средств для инновационно активных предприятий является наиболее выгодным, так как позволяет всю прибыль, полученную в результате реализации инновационных проектов, оставлять внутри предприятия. Однако в России на текущий момент только сырьевые отрасли способны финансировать за счет собственных средств инновационные проекты. Важным источником финансирования являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов. Без средств федерального бюджета невозможно эффективное развитие отраслей инновационной сферы. Государственная поддержка инновационных программ осуществляется в основном через финансирование федеральных целевых программ. Бюджетное финансирование инновационных программ осуществляется путем централизованного финансирования федеральных инновационных программ и путем размещения бюджетных средств на конкурсной основе для финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ. Можно выделить следующие фонды поддержки научно-технической деятельности, действующие в России: государственные (в том числе федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки научно-технической деятельности»[3].
Мировая практика предусматривает широкое использование заемных средств для финансирования инновационной деятельности. В развитых странах особо велика доля банковских кредитов — около 20—40%, но в России она не превышает 6—8%. Основная проблема, с которой сталкиваются заемщики, — это жесткие требования банков к самому заемщику и к направлению использования заемных средств. Для финансирования инновационной деятельности предприятий не очень удобным является то, что установлены четкие сроки выполнения кредитных обязательств, в то время как инновационная деятельность предприятий и сроки выхода инновационной продукции далеко не всегда могут быть достаточно точно спрогнозированы. Поэтому инновационно активным предприятиям доступно использование кредитных средств в ограниченном масштабе и только для проектов, обладающих высокой коммерческой реализуемостью или уже имеющих конкретного заказчика на разработанную продукцию.
В отдельных случаях источником финансирования инновационных программ могут стать иностранные инвестиции в отечественную экономику. И хотя российский рынок в целом является привлекательным для инвестора, основными отраслями для вложений иностранного капитала являются нефтегазовый и финансовый сектора. Финансирование же иностранными инвесторами других отраслей является достаточно скудным, на что влияет низкий финансовый международный рейтинг, связанный со значительной экономической нестабильностью инновационной деятельности в стране. Внедрение технологических инноваций подразумевает приобретение дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, поэтому выходом для многих компаний становится использование такого инструмента финансирования, как лизинг, который по праву считается высокоэффективным способом финансирования технического перевооружения производства. В развитых странах за счет лизинга финансируется от 6 до 20% ежегодной потребности предприятия в основных фондах. Этот вид финансирования применяется в первую очередь для приобретения дорогостоящего оборудования и доступен как крупному, так и малому бизнесу. Лизинг позволяет в достаточно короткие сроки переоборудовать производственные мощности, организовать высокотехнологичное производство, в связи с чем данный вид финансирования очень популярен среди всех компаний.
Особенности механизма финансирования инноваций необходимо рассматривать на двух уровнях.
- 1. На макроуровне — это государственное финансирование и создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса.
- 2. На микроуровне — это финансирование (как правило, венчурное) отдельного инновационного проекта.
В мировой практике сейчас уже сформировался набор инструментов, с помощью которых инновационные предприятия могут получить государственную поддержку:
• через бюджетное финансирование в рамках согласованных смет
или целевых траншей для исследовательских организаций;
- • размещение государственного заказа или осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции;
- • получение налоговых льгот инновационными организациями;
- • венчурные фонды, финансируемые через бюджет, или другие специализированные финансовые структуры, содействующие инновационному развитию;
- • получение кредитов на льготных условиях и систему государственных гарантий;
- • бизнес-инкубаторы и технопарки.
Прямое финансирование инновационной деятельности подразумевает государственную поддержку:
- • компаний, работающих в приоритетных секторах экономики, обеспечивающих национальную безопасность и национальные интересы (оборонная промышленность, транспорт, здравоохранение, образование, культура, экология);
- • компаний, осуществляющих заказ для государственных нужд, а также научных структур, выполняющих научно-исследовательские проекты, имеющие высокие риски, что препятствует привлечению в них частного капитала;
- • малых инновационных предприятий.
Специфика прямого финансирования инноваций в России заключается в том, что инвестирование можно осуществлять и за счет бюджетных средств, и за счет нецентрализованного бюджетного финансирования. Создание благоприятных условий для использования рыночного механизма привлечения средств на инновационную деятельность оказывает влияние на инновационную активность не в меньшей степени, чем прямое финансирование, и носит название косвенного. К нему относятся:
- • возможность проведения ускоренной амортизации (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;
- • льготы при уплате налогов;
- • инвестиционный налоговый кредит (отсрочка уплаты налога на прибыль на сумму осуществленных инвестиций);
- • финансирование из фондов венчурного капитала под проекты малых и средних компаний;
- • законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;
- • научные парки, бизнес-инкубаторы и зоны технологического развития;
- • создание инновационной инфраструктуры.
Российское налоговое законодательство предусматривает следующие мероприятия, способствующие активизации инновационной деятельности:
«1) применение ускоренной амортизации основных средств с помощью «амортизационной премии», что дает возможность немедленно списать на расходы около 10% (для ряда амортизационных групп — до 30%) первоначальной стоимости основных средств;
Стоит отметить, что наряду с государственным финансированием большая роль отводится мерам стимулирования инноваций на уровне региональных органов власти. Это могут быть дополнительные льготы участникам проектов, например, освобождение от местных налогов или целевые дотации и займы из регионального бюджета. Так, в Японии около 70% инновационных технопарков для малого и среднего бизнеса были созданы при поддержке региональных органов власти.
Микроуровень финансирования инновационной деятельности подразумевает поддержку одного или нескольких инновационных проектов, для чего часто используется венчурное финансирование, которое позволяет реализовывать новые идеи, стимулировать бизнес к переходу на инновационный путь развития, повышать эффективность функционирования всей экономики.
Основными преимуществами обращения к схемам венчурного финансирования предприятий являются:
- • отсутствие необходимости в предоставлении залога;
- • получение выгоды от участия венчурного инвестора в проекте
в роли стратегического партнера;
• возможность разделения совокупного риска инновационного
проекта с поставщиком венчурного капитала;
• долгосрочность инвестиционного периода.
Инвесторами венчурного капитала являются специальные венчурные фонды, вкладывающие инвестиции в быстро развивающиеся предприятия в обмен на их акции. Специфическая черта венчурного финансирования заключается в том, что в контракте зафиксирован риск инвестора в случае невозврата инвестированного капитала. Если при обычном кредитовании предприятие остается заемщиком до полного погашения долга, то при венчурном финансировании фонд рискует конкретной суммой средств взамен определенной доли акций предприятия. Любой венчурный фонд будет стремиться к диверсификации рисков и вложении средств в разные компании.
В 2021 г. Правительством РФ была принята «Стратегия инновационного развития России до 2020 года», согласно которой власти разного уровня должны стимулировать развитие инновационной инфраструктуры и, в частности, самих венчурных фондов. Но так как наши региональные власти пока не стремятся брать на себя риски, венчурные фонды не получают должного развития. В Израиле вклад государства при создании региональных венчурных фондов достигает 40% капитала фондов. Другая причина заключается в отсутствии мотивации к вложению в высокорисковые проекты в условиях, когда эффективнее вкладывать средства, например, в сырьевые отрасли. При этом становление устойчивой венчурной системы прцесс весьма длительный — у США на это ушло 45 лет, у Европы — 25, у Израиля — 15, российская же венчурная индустрия существует немногим более 10 лет и на данном этапе характеризуется неразвитостью институтов венчурного бизнеса, неясным характером финансовых отношений между венчурными фондами и высокотехнологичными отраслями экономики. Уже с середины 2000-х гг. государство демонстрировало активное участие при построении венчурной отрасли в России: были учреждены государственные компании «Роснанотех» и ОАО «Российская венчурная компания», что явилось своеобразным толчком к развитию рынка прямого и венчурного инвестирования в России. По состоянию на первое полугодие 2021 г. в России работали 272 фонда венчурных и прямых инвестиций с капитализацией
27,6 млрд долл., но при этом достаточно длительное время сохранялась ситуация, что более 90% капитала этих фондов было сформировано за счет средств зарубежных инвесторов. Инвестиции от венчурных фондов получали такие известные сейчас компании, как ритейл «Пятерочка», фармацевтическая компания «Катрен» (УК Berkeley Capital Partners), парфюмерно-косметический концерн «Калина» (УК Eagle Venture Partners), медиа-группа «СТС Медиа» (Delta Private Equity Partners, Baring Vostok Capital Partners, Fidelity Investments). Высокотехнологичный сектор страны также получал средства из венчурных фондов — среди примеров успешного финансирования можно назвать Yandex, Ozon (BVCP), ABBYY, Parallel Graphics (Mint Capital), ЗАО «НТ-МДТ», Optiva(Vesta Eurasia).
«В настоящее время в рамках корпоративного венчурного инвестирования главными проводниками инноваций становятся гос- компании. «Газпром» планирует до 2020 г. вложить в венчурные проекты 1 млрд долл., Сбербанк запустил венчурный фонд на 500 млн долл., объявила о запуске венчурного фонда и «Русгидро», а в некоторых крупных компаниях появляются должности директора по венчурным продуктам. Однако крупные компании с гос- участием не так эффективны, как полностью частные. Также следует учитывать тот факт, что доля корпоративных инвесторов со временем на развитых рынках сокращалась, что прослеживается по истории венчурной индустрии США. До недавнего времени региональные органы власти не проявляли активности в развитии инновационного процесса на своих территориях. Однако на сегодняшний день во многих субъектах Федерации сформировано законодательство об инновациях и инновационной деятельности, где раскрываются механизмы поддержки инновационной активности на уровне региона. Минэкономразвития совместно с администрациями регионов были сформированы региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. На выделенные государственные средства создавались фонды, а затем управляющая компания, которой доверялось управление фондом, привлекала дополнительные инвестиции в равной пропорции с уже выделенными средствами. После этого фонд закрывался и начинался процесс инвестирования. С 2006 г. по 2021 г. на территории России были созданы и теперь работают 22 региональных фонда (по данным РВК); суммарный размер фондов составляет почти 9 млрд руб., к их управлению привлечены 11 управляющих компаний. В России на современном этапе развития инновационного бизнеса венчурное финансирование является довольно сложным процессом. Рынок венчурного капитала, на котором создаются партнерства и объединяются разнообразные инвесторы в фонды, только начинает складываться в российской экономике. Однако с ростом интеграции российской экономики в международные рынки капиталов роль венчурных фондов как активно используемых источников финансирования инновационных предприятий будет расти»[5].
Как отмечает А.С. Славянов, «построение новой модели российской экономики, основанной на инновационном развитии, может проходить несколькими путями, среди которых: приоритетное финансирование отечественной науки и разработок; закупка за рубежом передовых технологий и внедрение их в отечественную промышленность; прямые иностранные инвестиции. Для перестройки российской экономики по первому пути следует значительно увеличить финансирование национальных научных исследований и разработок»[6].
Сейчас финансирование научно-производственного комплекса осуществляется с помощью федеральных целевых программ, которые аккумулируют большое количество бюджетных и внебюджетных источников финансирования, что часто оборачивается нарушением сроков и объемов финансирования, и поэтому многие идеи и незавершенные разработки могут не найти применения здесь, зато с успехом продаваться за рубежом.
Финансирование серьезных научных исследований доступно немногим компаниям, в основном монополиям вроде «Газпрома», «Роснефти», «Мосводоканала» и т.п., имеющим в своей структуре исследовательские центры и необходимую материальную базу и научные кадры. Большая же часть предприятий обходится собственными силами — исследования осуществляются непосредственно в заводских технологических и конструкторских бюро, экономические расчеты — в бухгалтерии и в плановом отделе. Это объясняет невысокий уровень проводимых исследований, часто встречающиеся ошибки, особенно при планировании инвестиционных проектов, которые в конце концов приводят к плачевным последствиям для предприятия. В итоге российская экономическая система оказывается не всегда восприимчивой к научным разработкам, а бизнесу проще всего приобрести зарубежное оборудование, а не финансировать отечественные разработки в этом направлении. Второй путь инновационного развития экономики заключается в осуществлении импорта высокотехнологичного оборудования, закупке иностранных лицензий и патентов на производство новых видов продукции. Способность экономики получить коммерческий эффект от внешней технологической информации получила название абсорбционной способности, зависящей от уровня образования и профессиональной подготовки работников, законодательной базы, качества институтов и некоторых других факторов. Несмотря на то, что усилению научно-технического прогресса может способствовать покупка высокотехнологичных лицензий, такой путь оказывается непригодным в развивающейся экономике, так как существуют большие различия в стоимости ресурсов — в ценах на электроэнергию, топливо, в уровне зарплат. Такие различия приводят к необходимости покупки не одной, а нескольких лицензий, что влечет за собой удорожание проекта. Вместе с тем нарастают и риски принятия неверных решений, а ведь страны с переходной экономикой и так испытывают большие трудности с финансированием науки за счет бюджета. Все это приводит к тому, что частный капитал, осознавая риски инвестирования в инновации, предпочитает менее рисковые, но вместе с тем более стабильные и достаточно высокодоходные отрасли — торговлю, операции с недвижимостью и т.п., из-за чего темпы научно-технического развития еще больше снижаются.
Существует еще очень важная проблема, связанная с различным уровнем инвестиционного риска в странах — участницах процесса международного движения капитала. Дело в том, что проекты, успешно осуществленные в индустриально развитых странах, оказываются совершенно неэффективны в рамках нестационарной экономики, где имеют место высокие инвестиционные риски.
А.С. Славянов отмечает следующее: «Для российской экономической системы характерны высокие инфляция и банковская процентная ставка, различные непредвиденные расходы и т.п., что необходимо учитывать повышенной, по сравнению с развитыми странами, ставкой дисконтирования. Для эффективного осуществления долгосрочных проектов необходимо принять меры к снижению инвестиционных рисков, что, в свою очередь, приведет к снижению ставки дисконтирования. Третий пути модернизации — широкомасштабное привлечение иностранного капитала в наукоемкий сектор экономики. Иностранные инвестиции, направляемые в основной капитал, приносят в принимающую страну новые технологии и методы управления и поэтому оказывают на развитие национальной экономики более существенное влияние, чем внутренние инвестиции. Кроме прямых эффектов положительные результаты иностранного инвестирования наблюдаются на местных рынках (этот факт заставляет предприятие с иностранным капиталом подтянуться до мировых стандартов национальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих и до местных производителей, пытающихся выдержать конкуренцию). Особо следует отметить, что приток прямых иностранных инвестиций вызывает так называемый перелив технологий, так как инвестиции — это, в первую очередь, новые знания, ноу-хау, технологические линии, современные станки, высокопроизводительное оборудование. Задача правительства будет заключаться в создании привлекательного инвестиционного климата, для чего следует в первую очередь обустроить инфраструктуру, навести порядок в коммунальном и дорожном хозяйстве, снизить уровень преступности и т.п. Иностранные инвестиции, направляемые в основной капитал в виде нового оборудования и передовых технологий, вызывают перелив технологий в экономику принимающей страны, что можно считать косвенным финансированием национальных научных исследований и разработок»1.
Анализ возможных вариантов модернизации российской экономики позволяет сделать следующие выводы:
- 1) мировой опыт показывает, что финансирование прикладной науки способствует инновационному развитию экономики и ускоряет темпы НТП только тогда, когда заказчиком исследований является бизнес;
- 2) отсутствие интереса в финансировании прикладной науки со стороны отечественных предпринимателей должно компенсироваться привлечением наукоемких иностранных инвестиций;
- 3) государство должно финансировать фундаментальную науку и образование. Средства, выделенные из государственного бюджета для финансирования российской прикладной науки, в рыночной экономике используются нерационально;
- 4) финансировать закупку передовых технологий, оборудования, новых образцов техники для копирования и адаптации к российским условиям, приобретать патенты, лицензии, авторские права следует в тех областях народного хозяйства, где минимальны
Славянов А.С. Инвестиционный потенциал инновационного развития российской экономики // Финансы и кредит. 2021. № 17 (449). С. 52.
инвестиционные и коммерческие риски (например, в оборонной промышленности, энергетике, социальной сфере).
Показатели, характеризующие уровень инновационного развития России, разобьем на три группы:
- • общие макроэкономические показатели (ВВП, производительность труда, индекс промышленного производства, доля машин и оборудования в структуре экспорта и импорта);
- • индикаторы, оценивающие состояние научного сектора (объемы финансирования науки из средств государственного бюджета, внутренние затраты на научные исследования и разработки идр.);
- • показатели, отражающие инновационную деятельность предприятий (количество и доля организаций, осуществлявших инновационную деятельность; число созданных и используемых передовых производственных технологий и др.).
Одним из существенных стимулов для предприятия к осуществлению инновационной деятельности является достижение тех или иных результатов: стремление снизить издержки, повысить гибкость производства, расширить ассортимент товаров и услуг, привлечь новых покупателей.
Доля организаций, оценивших отдельные результаты инновационной деятельности как основные, в России ниже, чем средний показатель по Европе, за исключением двух видов результатов: сокращение материальных затрат и энергозатрат и обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам. Показательно то, что сокращение затрат на заработную плату как основной результат инновационной деятельности было отмечено лишь 3—9 % российских организаций (самый низкий показатель).
Для большинства же организаций основными результатами инновационной деятельности являются расширение ассортимента и улучшение качества товаров, работ и услуг. Важно подчеркнуть, что указанные данные свидетельствуют о недостаточном понимании преимуществ и выгод от реализации инновационной стратегии, а следовательно, и о низкой степени заинтересованности отечественных компаний в этом процессе.
Таким образом, характеризуя инновационное развитие российской экономики на современном этапе, важно отметить следующие особенности:
- • на макроуровне:
- — «уникальность» структуры затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (преобладают государственные средства);
- — ключевой субъект, формирующий спрос на научно-техническую продукцию, — государство;
- • на микроуровне:
- — низкая восприимчивость бизнеса к нововведениям;
- — преимущественная форма осуществления инновационной деятельности — закупка новых технологий.
Масштабное наращивание расходов на инновационную деятельность требует повышения активности отечественного бизнеса и расширения притока частного капитала в высокотехнологические отрасли и инновационные проекты, что непосредственно связано с созданием максимально благоприятных организационных и финансовых условий.
Развитие инновационной деятельности предприятий возможно только на основе развитой системы финансирования, принципы организации которой должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.