Инвестиции в инфраструктуру – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Основные тенденции

Характеризуя ситуацию в целом, сперва стоит обратить внимание на общую динамику процесса инвестирования (см. рис. 1).

Рисунок 1 — Динамика инвестиций в основной капитал и инвестиций в инфраструктуру в 2002-2021 гг., всего (млн руб., в ценах 2021 года)

Основные источники финансирования инфраструктурных инвестиций

Основным источником финансирования инвестиций в инфраструктуру, если рассматривать их совокупный объем, являются финансовые ресурсы собственников (прибыль, амортизация) и ресурсы, привлекаемые на финансовом рынке (см. табл.3).

Таблица 3 – Источники финансирования инфраструктурных инвестиций, %

Введение

Инфраструктура, под которой подразумевают дороги и транспортные узлы, инженерные, энергетические и телекоммуникационные сети, коммунальные и социальные объекты, является необходимым условием осуществления производственной деятельности. Она характеризуется особенной ролью в экономике страны, поскольку представляет собой «канал», по которому притекающие в инфраструктуру инвестиции оказывают воздействие на динамику и интенсивность экономической деятельности как в текущем периоде, так и в перспективе.

Исследования перспектив развития мировой экономики последних лет подтверждают это правило – увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру повышает объем производства в кратко- и долгосрочной перспективе, особенно в периоды наличия резервных мощностей в экономике и высокой эффективности инвестиций [1].

Результаты исследований перспектив развития российской экономики [см., например, 3, 4] также акцентируют внимание на вопросах, связанных с развитием инфраструктуры в Российской Федерации в период до 2030 г. В исследованиях констатируется существенный разрыв между потребностью и фактическими объемами инфраструктурных инвестиций.

Отмечаются диспропорции в региональном и отраслевом распределении инвестиций. Неудовлетворительной признается структура распределения ответственности между государством и бизнесом при осуществлении инфраструктурных проектов, поскольку только в 44% инфраструктурных проектах предусмотрено участие частных инвесторов, в основном, в форме государственно-частного партнерства.

Как неэффективная оценивается структури источников финансирования инфраструктурных инвестиций в связи с преобладающей ролью государственных инвестиций, поскольку менее 10% инфраструктурных проектов, предполагается реализовывать на деньги частных компаний (практически все такие проекты приходятся на энергетику и водоснабжение).

Эти факты подтверждают, что проблема управления развитием национальной экономики приобретает особое значение будучи тесно связанной с задачей обеспечения эффективности бюджетных инвестиций в инфраструктуру [5]. Выделяют ряд факторов [6], которые играют особую роль в определении эффективности инвестиций в инфраструктуру: высокая капиталоемкость, длительные сроки окупаемости, высокая вероятность изменений проекта по причине длительного срока реализации и вызываемая этим сложность в оценке инфраструктурных инвестиций [7], высокая заинтересованность органов государственной власти в реализации инфраструктурных проектов в связи с их направленностью на решение социально-экономических задач.

В силу выделенных проблемы и факторов, анализ структуры и динамики инвестиций в инфраструктуру в Российской Федерации является актуальным, поскольку позволит сформировать адекватное представление о сути происходящих процессов, выявить основных игроков на национальном рынке инфраструктурных инвестиций, уточнить роль государства как инвестора и разобраться в мотивах влияющих на поведение государства.

Инвестиции в инфраструктуру

Инфраструктура стала одним из приоритетных направлений нового политического цикла. Большая часть задач «майского указа» президента предполагает вложения в развитие тех или иных инфраструктурных отраслей. Однако, по мнению аналитиков InfraONE, резко увеличивать собственные расходы на них государство на деле не планирует и по-прежнему ждёт инвестиций из внебюджетных источников.

Вложения бюджетной системы в инфраструктуру в 2021 году, по оценкам InfraONE, застыли на уровне 2 трлн руб. в номинальном выражении и несколько сократились в реальном. Их доля в ВВП тоже стала меньше на 0,1 п. п. и составила 2,1%. По расчётам авторов обзора, несмотря на амбициозные заявления властей о значительном увеличении трат на инфраструктуру до 2024 года, в бюджете заложено лишь на 115–240 млрд руб. в год больше (или примерно на 0,5 трлн руб. за три года), чем было инвестировано в 2021–2021 годах.
В 2021 году произойдёт перераспределение инфраструктурных трат, а статьи расходов и объёмы инвестиций существенно не изменятся. Все вложения в инфраструктуру в стране (и государственные, и частные), по оценке InfraONE, составляли в 2021 году 5,9% ВВП, или 5,7 трлн руб. Минимальная дополнительная потребность инфраструктуры, по расчётам авторов обзора, в 2020 году достигнет 3 трлн руб., а для развития отрасли и экономики в целом необходимо порядка 6,5 трлн руб. Пока заложенные в бюджет суммы в течение трёх лет не перекрывают даже минимальную потребность.

Инвестиции в инфраструктуру – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Авторы обзора констатируют, что прямой господдержки в крупных объёмах инвесторам снова ждать не стоит. Шансы её получить есть лишь у нескольких мегапроектов, остальные скорее всего только потеряют время, стоя в очереди за субсидиями. В то же время число возможностей получить другие преференции от государства будет расти — от налоговых льгот и упрощения различных процедур до, например, гарантий минимальной доходности. Государство всё же может увеличить объём инвестиций в инфраструктуру за счёт средств Фонда развития, который планируют наполнить, занимая на рынке. Но пока в бюджете установлен лишь предельный объём фонда на три года — 1,6 трлн руб., а порядок его работы и наполнения до сих пор не определён. По оценкам InfraONE, на все процедуры может уйти от полугода, то есть в отрасль инвестиции Фонда развития, вероятно, начнут поступать в конце 2021 — начале 2020 года. Финансовые инвесторы продолжают копить ликвидность, поэтому денег для инвестиций в отрасль на рынке достаточно. По оценкам InfraONE, для инфраструктуры доступны как минимум 2,2 трлн руб., что на 200 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Рост связан с усилением позиций крупных госбанков. Впрочем, по мнению авторов обзора, поступит в отрасль меньше четверти — около 540–570 млрд руб., 74% которых — квазигосударственные.

Инвестиции в инфраструктуру – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Сдерживает инвестиции по‑прежнему недостаток проектов, готовых для финансирования. InfraONE указывает, что на конец января 2021 года в России обсуждалось 249–304 концессии дороже 1 млрд руб. — это на 30% больше, чем год назад. Но запуститься может лишь пятая их часть. Количество проектов, запущенных в этом году, выросло по сравнению с предыдущим. В 2021 году подписали порядка 50 концессий против 35 годом ранее. Их общая стоимость превышает 530 млрд руб. и является рекордной: таких значений рынок за год не достигал ни разу с момента вступления в силу закона о концессии. Объясняется подобный рост тем, что подписаны два крупнейших соглашения на рынке: по строительству и эксплуатации железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино (192,4 млрд руб.) и участка Обская — Салехард — Надым Северного широтного хода (113 млрд руб.).

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры лишь отчасти отвечает на вопрос, какие отрасли будут в приоритете у власти в следующие шесть лет. В него вошли только транспорт и энергетика. Но в первом случае перечислены лишь основные направления трат и мегапроекты, а во втором не определены суммы вложений. Такой «рамочный» подход к плану рискован: властям будет сложно контролировать траты и сроки, так как они изначально оставили себе широкое поле для манёвра. Аналитики InfraONE полагают, что отрасли, не вошедшие в Комплексный план, также продолжат развиваться. Вероятно, число проектов будет расти в социальной сфере и информационных технологиях. Так, первым, как правило, не нужен большой капитальный грант, но одновременно они создают хороший общественный резонанс и репутационный эффект для региональных властей. Потому ограниченные в средствах субъекты с большой вероятностью поддержат такие проекты.

Инфраструктурные инвестиции: проблемы и перспективы

Статья посвящена инфраструктурным инвестициям в Российской Федерации на современном этапе. Рассматривается роль инфраструктурных инвестиций в экономике страны. Уделяется особое внимание проблемам, которые влияют на развитие государственно-частного партнерства как основного механизма взаимодействия государства и частного бизнеса в финансировании инфраструктурных проектов. Рассматриваются негосударственные пенсионные фонды как новые игроки на рынке финансирования инфраструктуры. В заключении обозначены основные задачи, требующие решения в ближайшей перспективе.

Читайте также:  Инвестиционный план и планирование инвестиций на предприятии

Инфраструктурные инвестиции – вложение капитала в комплекс объектов, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Инфраструктуру можно разделить на социальную (больницы, дома культуры и спорта, школы, государственные учреждения и суды), транспортную (дороги, мосты, железная дорога, туннели, водные и воздушные порты), энергетическую (генерация, передача и распределение энергии и газа) и коммунальную (городское устройство, централизованные системы водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, переработка и утилизация мусора).

Развитие инфраструктуры — один из основных факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны и определяющую роль в этом процессе играют инвестиции.

Многие ученые и эксперты утверждают, что инвестирование в инфраструктуру для решения обостряющихся проблем в этой сфере — это действенный, эффективный и надежный способ стимулирования развития экономики. Вложение инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает такой эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика демонстрирует уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается качество жизни населения в целом. В непростых финансово-экономических условиях именно вложения в инфраструктуру помогут быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому участие и поддержка государства на начальном этапе жизненно необходимы.

В России формирование и поддержание инфраструктурных объектов на должном уровне всегда имело определенные трудности. Сейчас, в рыночных условиях, как и советское время, финансирование происходит по остаточному принципу. Средства поступают в основном из бюджета и их недостаточно. Объекты, построенные в прошлом веке, стареют, изнашиваются и требуют модернизации. Наблюдается нехватка вложений в высокотехнологичные и специализированные комплексы, в авто- и железнодорожную инфраструктуру, увеличиваются транспортные издержки, происходит нерациональное задействование мощностей. Так как развитие инфраструктуры оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке, экономический рост территориальных образований, развитие предпринимательской деятельности, развитие инновационных технологий, то необходима разработка методов решения поставленных задач главным образом за счет инвестиций.

В сложившихся экономических и политических условиях российское правительство стремится ускорить процесс осуществления инфраструктурных проектов. В этой связи активно разрабатывается нормативное регулирование. Основным механизмом взаимодействия власти и бизнеса для решения тех или иных практических задач в сфере создания общественных благ, при нехватке бюджетных средств, становится государственно — частное партнерство (ГЧП) [4, с. 248-251].

Несмотря на все преобразования, в настоящий момент существует несколько факторов, которые препятствуют активному развитию ГЧП в регионах. К основным проблемам можно отнести неразвитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства; отсутствие опыта реализации ГЧП проектов; недостаточная инвестиционная привлекательность субъектов, особенно тех, которые расположены далеко от основных центров страны.

В свою очередь показателями уровня развития институциональной среды в субъектах РФ является региональный закон об участии субъекта в ГЧП, нормативно-правовые акты субъектов РФ, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП, а также наличие органов власти субъектов, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за развитие ГЧП.

На сегодняшний день 80% субъектов РФ приняли законы об участии в ГЧП, в 18 регионах данные законодательные акты применялись для реализации проектов и только в 3 субъектах региональное законодательство эксперты оценивают как эффективное. Сложности также состоят в том, что в 2021 году были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые, по сути, отменили возможность проведения конкурсов на предоставление земельных участков, сделав обязательным проведение аукционов и установив ряд исключений. Так как большинство применяемых региональных законов об участии субъекта РФ в ГЧП проектах предусматривали имущественное участие региона через проведение конкурса на землю, поэтому дальнейшая судьба данных законов неизвестна. В связи с этим основной задачей для всех субъектов РФ является приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и с общепринятыми принципами ГЧП.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые устанавливают порядок работы с проектами, действуют в 45 регионах страны, однако в 36% случаях данные акты имеют низкое качество проработки, в 19 регионах качество можно оценить как достаточно высокое, и только в 10 субъектах как высокое. В отдельной регламентации нуждается взаимодействие между ведомствами при инициировании, согласовании и разработке концессионных проектов по инициативе властей, межведомственное взаимодействие при рассмотрении сложных проектов в рамках частной концессионной инициативы, а также оценка целесообразности и порядок предоставления субсидирования из регионального бюджета на исполнение обязательств в рамках концессионных соглашений.

Что касается органов власти субъектов, которые ответственны за государственно-частное партнерство, то существует необходимость выстраивать более эффективное взаимодействие с частными партнерами на всех этапах жизненного цикла проектов, а также повышать информационную открытость таких структур.

Помимо рассмотренных показателей, влияющих на уровень развития институциональной среды в сфере ГЧП, также можно выделить качественную проработку и учет специфики механизмов государственно-частного партнерства в документах стратегического планирования, опыт «проектных команд» в регионе; системный подход к развитию сферы ГЧП в целом на региональном уровне.

В ряде субъектов РФ состояние институциональной среды все еще остаётся неудовлетворительным, что негативно влияет на перспективы привлечения инвестиций в проекты ГЧП и не позволяет выстроить единую государственную политику субъекта по развитию сферы ГЧП.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие государственно-частного партнерства, является опыт регионов в качественной реализации проектов. Наблюдаемое увеличение количества проектов достигается более ответственным подходом субъектов заполнению информации по проектам, многократным ростом числа муниципальных концессий, активностью субъектов по инициированию новых проектов, но, тем не менее, прирост проектов не гарантирует улучшение ситуации с качеством их подготовки. При разработке проектов допускается ряд существенных ошибок: отсутствуют существенные условия концессионного соглашения, формального подхода к определению обязательств концедента перед концессионером и другие. Качество проектов – это один из ключевых рисков развития ГЧП на ближайшую перспективу, который может существенно притормозить дальнейшее развитие партнерства государства и бизнеса в России.

Ещё один немаловажный фактор, влияющий на активность частных инвесторов – инвестиционная привлекательность региона. При оценке данного фактора учитываются множество показателей: уровень экономического роста региона, размеры рынка, конкуренция, темпы роста рынка, факторы риска и другие. В России большое количество регионов с потенциалами роста, но многие инвесторы опасаются вкладывать в районы, находящиеся далеко от основных центров страны. В итоге большую долю капиталовложений получают регионы с крупными городами, где большая доходность и меньший риск.

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в регионах возможно только при условии выполнения следующих условий: формирование эффективных проектных команд в регионах путем создания комплексных программ обучения специалистов органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс разработки и реализации проектов ГЧП; разработка и внедрение регламентов для системного подхода в управлении проектами ГЧП; методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы; принятие и введение положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать ускоренному развитию государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации.

Читайте также:  Fitch: макроэкономическая стабильность России не нарушится из-за инвестиций ФНБ - Экономика и бизнес - ТАСС

Стоит отметить, что ГЧП — не единственный механизм привлечения инвестиций в инфраструктуру. На рынке существуют такие инвесторы как негосударственные пенсионные фонды. Это новые игроки на рынке финансирования инфраструктуры, появившиеся из-за изменений в регулировании финансовых рынков.

В России объем средств в индустрии НПФ – около 2 трлн.руб. Часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных проектов – строительство дорог, систем переработки твердых бытовых отходов, водоснабжения, объектов культуры, образования и здравоохранения.

Пенсионные фонды могут принимать участие в финансировании проектов путем покупки облигаций, а затем возвращать вложенные средства в течение срока действия концессионного соглашения.

С одной стороны инфраструктура привлекательна для инвестиций средств НПФ, так как длительность инфраструктурных активов совпадает по длительности с долгосрочными пенсионными обязательствами, стабильность денежного потока от инфраструктурного проекта гарантирует выплаты по достижению пенсионного возраста, а за счет защиты доходов от инфляции, будет сохраняться реальная стоимость накоплений. С другой стороны, существует ряд проблем: отсутствие региональных программ и планов размещения объектов, не оформлены права собственности, потребность в долгосрочной тарифной политики и готовности её развивать с учётом инвестиций концессионера, а также нет восприятия особенностей инвестиций со стороны НПФ.

На сегодняшнем этапе Министерство экономического развития России ведет переговоры с негосударственными пенсионными фондами, которые начали вновь получать накопления граждан в апреле 2021 года после двухлетней заморозки. Фонды получили средства своих клиентов после прохождения процедуры акционирования и вступления в государственную систему гарантирования.

На мировом уровне стратегия институциональных инвесторов, специализирующихся на долгосрочных вложениях в инфраструктуру, начинает уходить от классических стратегий управления портфелями финансовых инструментов в сторону управления инфраструктурными проектами. Пенсионные фонды все активнее входят в капитал проектных компаний, защищая свои интересы ещё на стадии разработки тех или иных бизнес-процессов и решений, а также, следуя правилам «разумного инвестора», максимально используют возможности прямых инвестиций в рамках проектного финансирования.

Подводя итог, можно выделить основные задачи, решение которых позволит увеличить количество инфраструктурных инвестиций в Россию.

Во-первых, необходимо обеспечить прозрачность и конкурентность тендерных процедур, что повысит эффективность инвестиций в российскую инфраструктуру, так как это является одним из основных препятствий, сдерживающих развитие инфраструктуры в России.

Во-вторых, необходимо содействие правительства в достижении требуемого уровня доходности. На сегодняшний день частный сектор готов инвестировать в инфраструктуру, но из-за недостаточных гарантий возврата вложений, опасается вливать свои финансовые средства.

В третьих, региональные проекты должны получать финансирование из федерального бюджета. При этом получению такого финансирования должно предшествовать выполнение предварительных условий, которые снизят риск и увеличат шансы на успех проекта. Необходима разработка региональных стратегий развития инфраструктуры регионов.

В-четвертых, осуществлять крупные проекты необходимо на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры, основываясь рекомендациями по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, разработанных Министерством экономического развития. Также инвестиционные проекты, претендующие на финансирование из Фонда национального благосостояния, должны отбираться на основе строгих критериев, что повысит эффективность инвестиций.

Также необходимо устранять проблемы, связанные с оформлением прав собственности, что значительно упростит участие частного бизнеса в ГЧП проектах.

Одним из способов повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов является конкретизация и разъяснение государственной стратегии. Правительству необходимо объяснять приоритеты развития инфраструктуры и раскрывать информацию о проектах, находящихся на этапе планирования.

Немаловажная задача – разработка инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов: НПФ, страховых компаний, международных фондов

Существует потребность в стимулировании привлечения инвестиций зарубежных компаний в инфраструктурные проекты в России. Заинтересованным иностранным компаниям следует заниматься поиском надежного российского партнера для совместной разработки долгосрочной стратегии инвестиций в инфраструктуру РФ.

В заключении необходимо отметить, что даже в условиях экономического кризиса, Россия обладает большим потенциалом и готова предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Потенциал рынка страны ещё не до конца раскрыты, ни один совместный проект государства и бизнеса не доведен до финансового закрытия, многие проекты ещё только на стадии разработки. При этом инвесторам предоставляется широкий выбор проектов с различными масштабами участия.

Основным препятствием, мешающим привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты — неопределенность. На данном этапе в российская экономика испытывает нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантии возврата вложений, неконкурентных условий выбора исполнителей инфраструктурных проектов, а также из-за отсутствие понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствие понимания перспектив таких инвестиций.

Выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста в целом.

Отраслевые приоритеты регионов в инфраструктурных инвестициях и их концентрация

Распределение отраслевых приоритетов по регионам России повторяет общую тенденцию, характерную в целом для России и описанную выше. Инвестиции в транспорт и связь, а также распределение электроэнергии, газа и воды занимают наибольшую долю в инфраструктурных инвестициях большинства регионов, следовательно, являются приоритетными для них.

Инвестиции в образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, скорее всего, стоит рассматривать как приоритет в будущем. Есть отдельные регионы, которые сегодня характеризуются высокой долей инвестиций в социальную инфраструктуру – это Республика Ингушетия (55,3%)

Если же рассматривать концентрацию инвестиций в той или иной инфраструктурной отрасли (см. табл. 2 ниже), то следует отметить, что наименьшая концентрация характерна для здравоохранения и предоставления социальных услуг, где около 35% инвестиций концентрируется в десяти регионах-лидерах по объему инвестиций в этот ВЭД.

Таблица 2 – Концентрация инвестиций в инфраструктуру, в разрезе видов экономической деятельности (доля, приходящаяся на десять регионов-лидеров), 2006-2021 гг.

Преимущества и недостатки инвестиций в инфраструктуру

У любых инвестиций, в том числе и тех, что связаны с инфраструктурой, есть как свои преимущества, так и недостатки. Они обязательно должны быть учтены перед тем, как вкладывать свои средства.

Преимущества:

  • Стимуляция экономики страны. Создавая инфраструктуру, вы можете создать хороший инвестиционный климат для частных инвесторов. Чем это сулит? В экономике страны появятся новые деньги, которые сделают население немного богаче, а также стабилизируют валюту и улучшат уровень жизни в целом.
  • Гарантированная прибыльность. Вкладывая деньги в инфраструктуру, инвестор сможет получать доход со 100% гарантией. Это обусловлено следующим пунктом. Тут нет каких-либо рисков, сопряженных с кризисов, рынков и всего того, что делает другие инвестиции более рискованной затеей для человека, чем раньше.
  • Законные инвестиции. Вкладывая деньги в инфраструктуру, вы можете гарантировать себе совершенно белый доход, который подтвержден на законодательном уровне. Конечно же, речь идет о договорах, которые будут гарантировать тот или иной процент прибыли с вложенной суммы.
  • Большое количество проектов. Инфраструктурой может быть что угодно, начиная с банковских и медицинских учреждений, а заканчивая банальными магазинами. Только пользователю предстоит выбор того, куда инвестировать свои средства и какой процент выбрать. Огромная вариативность — чуть ли не ключевой параметр таких инвестиций.
Читайте также:  Как правильно рассчитать доходность инвестиций в процентах годовых — Финансы на

Недостатки:

  • Высокий порог входа. Чтобы начать инвестировать в инфраструктуру какого-либо города или района, нужно иметь солидные финансовые возможности. Речь идет о миллионах, а не тысячах рублей.
  • Не слишком высокая прибыль. Да, хоть доход и будет гарантированным, но речь идет о 5-10% в год. О высокой прибыли, к сожалению, тут речь идет. Вкладывая свои средства в инфраструктуру, человек будет делать это ради общества, а не прибыли.
  • Нужны специальные знания. Это необходимость для понимания перспективы того или иного проекта, связанного с инфраструктурой.

Резюмируя все вышеупомянутое напрашивается вывод о том, что инвестиции в инфраструктуру могут быть названы прибыльными, интересными полезными! Поэтому к ним точно стоит присмотреться

Распределение инфраструктурных инвестиций по регионам россии

Регионы существенно различаются по доле инфраструктурных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал. Можно выделить группы регионов, как лидирующих по объему инфраструктурных инвестиций, так и отстающих (см. табл. 1), причем разрыв между лидерами и отстающими колоссален.

Таблица 1 – Регионы-лидеры по инфраструктурным инвестициям и отстающие регионы (2006-2021 гг.) (первые десять регионов)

Способы инвестирования в инфраструктуру

Есть сразу несколько способов, которые могут быть использованы для инвестирования во всю инфраструктуру. Только вам рекомендуется выбирать наиболее оптимальный для себя вариант и начать им пользоваться прямо сейчас.

  • Создание личных проектов, сопряженных с инфраструктурой. Речь идет об открытиях детских садов, банков, магазинов и так далее. Список может быть настолько обширным, что не хватит и тысячи статей на то, чтобы описать каждый из них. Выбирая такой способ инвестирования, нужно проанализировать тот или иной район, город, поняв то, чего ему не хватает.
  • Вложения в уже готовые проекты, которые связаны с инфраструктурой. Например, вложения в банки, общественные транспорт, предприятия, частные и школьные учреждения.
  • Облигации федерального займа. Пока этот способ, к сожалению, не актуален, но правительство говорит о том, что желает развивать его и дальше. Суть в том, что планируется создать ОФЗ (облигации федерального займа), которые будут сопряжены с привлечением частных инвесторов для создания инфраструктуры в городах. Знать об этом обязательно. Это серьезно повлияет на такой вид инвестиции в ближайшие годы.

Это все способы, которые есть и могут быть использованы для инвестирования в инфраструктуру.

Статистическая база и методы исследования

Под инфраструктурными инвестициями в настоящем исследовании подразумеваются инвестиции в основной капитал, направленные в виды экономической деятельности (далее – ВЭД), признаваемыми инфраструктурными. К таковым относятся следующие: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Статистические данные для удобства сопоставления были скорректированы на индекс потребительских цен (базисный год 2021), иностранные инвестиции переведены в рублевый эквивалент по среднегодовому курсу доллара США. Данные по субъектам Российской Федерации с разбивкой по ВЭД представлены только за 2006, 2008, 2021, 2021 и 2021 гг. (поступление ПИИ за 2006-2021 гг.).

В настоящем исследовании изучается поведение государственных и частных инвестиций в  инфраструктурные ВЭД с двух сторон в краткосрочной перспективе. Во-первых, рассматривается динамика процесса в целом по Российской Федерации. Во-вторых, изучается распределение инфраструктурных инвестиций по субъектам Российской Федерации.

Заключение

Результаты проведенного анализа позволяют сформулировать ряд выводов в отношении выявленных тенденций инфраструктурного инвестирования, а также уточнить приоритеты современного этапа формирования и распределения инфраструктурных инвестиций:

1) В качестве ключевой следует выделить  тенденцию к снижению инфраструктурных инвестиций в основной капитал, которая  привела к заметному падению доли этого показателя в ВВП страны – с 8,1% в 2021 г. до 5,5% по итогам 2021 г. При этом доля инвестиций в хозяйственную инфраструктуру снижалась более быстрыми темпами, чем в социальную инфраструктуру.

2) Возрастание доли государственного финансирования (превысила в 2021 г. 30%) на фоне общего снижения инвестиций в инфраструктуру, следует признать еще одной важной тенденцией. Государство выступает активным игроком инвестиционной деятельности в инфраструктурных отраслях экономики.

3) Значительная неравномерность отраслевого и географического распределения инвестиций в инфраструктуру в российской экономике также еще один специфический характеризующий признак. Инвестиции в транспорт и связь, а также распределение электроэнергии, газа и воды занимают большую часть всех инвестиций во всех регионах нашей страны, в то время как инвестиции в социальную инфраструктуру им значительно уступают.

Неравномерность географического распределения инфраструктурных инвестиций характеризуется следующими показателями: на долю 10 регионов-лидеров по годовому объему инвестиций в инфраструктуру приходится более ⅓ всех инвестиций в инфраструктуру, тогда как на долю «десятки» отстающих — менее 1%.

4) Приоритетом для нашего государства при осуществлении инвестиций выступает такой ВЭД как транспорт и связь. На его долю прихдится основной объем инвестиций в инфраструктуру в целом. Кроме того, транспорт и связь вытупают приоритетом бюджетного финансирования инфраструктурных проектов для подавляющего большинства регионов России.

Общий вывод, формулируемый в результате исследования заключается в том, что на фоне снижения инвестиционной активности в целом в Российской Федерации, проявляющегося в том числе и в снижении инфраструктурных инвестиций, наблюдается увеличение доли государства как инвестора в инфраструктуру и, соответственно, возрастание его финансовой и организационной роли.

В этих условиях, когда происходит замещение частных инвестиций государственными, большое значение для Российской Федерации приобретает решение проблемы привлечения (в некоторых случаях, возможно, возвращения) и удержания частных инвесторов в инфраструктурные инвестиционные проекты.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученная в его результате информационно-аналитическая база, характеризующая распределение инвестиций в инфраструктуру в Российской Федерации, будует способствовать обоснованной оценке условий, необходимых для развития в Российской Федерации инфраструктурных отраслей, определяющих устойчивый рост национальной экономики.

Список литературы

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.