Инвестиции в российские госкомпании – преимущества и недостатки для частного инвестора

Что представляет собой государственное инвестирование?

Сам термин «инвестиция» происходит от латинского слова invest, что означает
«вкладывать». Имеется ввиду вкладывание средств (финансовых или
производственных) в ту или иную отрасль экономики с целью получения прибыли или
увеличения капитала.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

НаправлениеДоля государственных инвестиций по годам, %
2021 год2021 год2021 год2021 год
Дорожное хозяйство25,827,727,730,6
ЖКХ22,32319,517,1
Транспорт15,516,619,616,6
Образование10,89,310,414,2
Физическая культура и спорт4,85,14,65,1
Здравоохранение4,75,454,3
Социальная политика22,12,32,5
Культура, кинематография1,62,33,52
Общегосударственные вопросы1,61,72,11,8
Охрана окружающей среды0,70,60,30,3

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2021 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Бюджетное инвестирование в экономику страны

Российская экономика испытывает серьезный инвестиционный «голод», при том, что имеет один из самых больших стабилизационных фондов, которым инвестирует экономику США и ряда европейских стран. Государственные инвестиции в России направляются на решение социально-экономических задач и оборону страны. Естественно, это необходимо делать, но опыт многих стран показывает, что государство вкладывает средства и в развитие промышленности,

и другие значимые для развития страны отрасли. Мы этого не делаем, и пытаемся привлечь иностранные инвестиции. Иностранные инвесторы отказываются инвестировать в нашу экономику, задавая при этом вопрос: «А почему вы не используете инвестиции национальные. Если вы боитесь их инвестировать в свою экономику, мы, тем более, боимся».  Поэтому Российский Фонд Прямых Инвестиций созданный в 2021 году для инвестирования в отечественную экономику при обязательном условии присутствия хотя бы одного иностранного инвестора, не получил должного развития.

Если рассматривать экономику страны как отдельное предприятие, то для него сохраняется хрестоматийный тезис: без инвестиций нет развития, нет роста капитала. Все экономисты согласны с этим тезисом, кроме Министерства финансов РФ, которое много лет упорно утверждает, что инвестирование и внедрение денег в российскую экономику ей вредит. Поддержка Правительства этой позиции министерства финансов толкает страну к экономическому коллапсу.

С позиции здравого смысла, инвестиционная политика нашего государства не выдерживает никакой критики. Государственное финансирование инвестиций не в состоянии покрыть одну десятую потребности страны в них.

Ситуация сейчас меняется после введения санкций против России. Сокращение зарубежных инвестиций потребовало их замещения, с одной стороны, а падение промышленного производства и необходимость новой индустриализации промышленности требует громадных инвестиций, с другой стороны.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства. Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения. Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Выбор и оценка эффективности объектов бюджетного инвестирования

Выбор инвестиционных объектов для Инвестиционного фонда России осуществляется тремя инстанциями: инвестиционной, затем правительственной комиссией и утверждается Правительством РФ. К рассмотрению принимают инвестиционные проекты стоимостью более 5 млрд. рублей. Вклад частного инвестора должен быть не менее 25% от размера всех инвестиций в проект.

В качестве критериев отбора проектов выступают:

  1. Национальная приоритетность;
  2. Экономическая эффективность;
  3. Бюджетная эффективность;
  4. Финансовая эффективность.

Для каждого проекта выбираются количественные критерии, отвечающие состоянию данной отрасли и значимости объекта для экономики страны.

Инвестиции в российские госкомпании – преимущества и недостатки для частного инвестора

Сложно отрицать, что государство в нашей стране на сегодняшний день является, пожалуй, самым сильным и агрессивным игроком в бизнес-среде. Компании с государственным участием в последние несколько лет активно отжирают доли рынков, на которых работают, и имеют монопольное положение или близки к этому статусу. Они обладают конкурентным преимуществом, поскольку могут лоббировать свои интересы на законодательном уровне и получать самые «вкусные» государственные заказы.

Читайте также:  Положительная и отрицательная роль иностранных инвестиций - Внутренние источники инвестиций

Несмотря на все разговоры о приватизации, на деле мы можем наблюдать скорее обратный тренд национализации и консолидации активов.

Я крайне осторожно отношусь к вложениям в частные компании, которые особенно тесно конкурируют в данный момент с государственными.

Почти после каждого громкого банкротства мы могли наблюдать, как госкомпания, занятая в этой отрасли, захватывала долю рынка неудачливого конкурента. Достаточно посмотреть, как изменилась доля на рынке «Аэрофлота» и его дочерних компаний после банкротства «Трансаэро». Нечто подобное можно наблюдать и в банковском секторе, где активная санация частных банков сопровождается столь же активным ростом доли государственных компаний в банковской отрасли.

Миноритарию стоит всегда держать в голове, что практически любая частная компания в России может в один момент оказаться под угрозой исчезновения, даже если она имеет устойчивый бизнес. Тем, кто инвестировал в «ЮКОС» в 2003 году, было бесполезно анализировать финансовые показатели компании и искать риски в отчётностях — «чёрный лебедь», который уничтожил компанию, не был связан с ошибками операционной деятельности.

Злая ирония заключается в том, что наличие государства среди собственников вполне неплохо защищает от подобных небизнесовых рисков. И, более того, даёт уверенность, что компанию будут пытаться спасти до последнего даже при самом неблагоприятном развитии событий. Очень показателен здесь пример «АвтоВАЗа», который остаётся на плаву даже после пяти убыточных лет подряд, в том числе благодаря беспрецедентной поддержке со стороны государства. 

К вопросу о понятии «государственные инвестиции»

Екатерина СИДОРОВА

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

В статье рассматривается проблема определения понятия «государственные инвестиции» в российском бюджетном законодательстве. Решение данной проблемы поможет в совершенствовании теоретической составляющей данного финансово-правового института.

The problem of definition of the state investments concept in the Russian budgetary legislation is considered in the article. The solution of the given problem will help in the perfection of the theoretical component of this financial legal institution.

Ключевые слова:

инвестиции, капитальные вложения, государство, бюджетное инвестирование; investments, capital investments, state, budgetary investment.

СИДОРОВА Екатерина Викторовна — аспирант кафедры государственного и административного права юридического факультета УлГУ, начальник юридического отдела ООО «Решение» sheilа1950@ rambler.ru

Государственные инвестиции являются одним из важнейших средств развития российской экономики. Интерес к проблеме правового определения понятия инвестиций, их форм и видов объясняется значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы экономического развития. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интересы в инвестировании, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии их реализации1.

Одним из основных и самых надежных инвесторов является государство как крупнейший публично-правовой институт, обладающий государственно-властными полномочиями по формированию, распределению и, в конечном итоге, использованию централизованных фондов денежных средств в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на соответствующий плановый период2.

В условиях реформирования российского бюджетного законодательства остро встает проблема разработки теоретической составляющей данного финансово-правового института. До сих пор ученые, занимающиеся исследованием правовой природы инвестиций, не пришли к единому мнению о понятии инвестиций. Данной проблематике до сих пор посвящается значительное число научных работ.

Законодательство о государственных инвестициях на сегодняшний день представлено Бюджетным кодексом РФ, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф33, постановлениями Правительства РФ4, нормативно-правовыми актами субъектов РФ5. Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия «государственные инвестиции». Статья 6 БК РФ раскрывает общее понятие бюджетных инвестиций и определяет их как «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета

1 Богатырев А.Г. Инвестиционное право. — М. : Российское право, 1992, с. 36.

2 Подробнее см.: Маренков Н.Л. Инвестиции. — Ростов н/Д : Феникс, 2002, с. 38-39.

3 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1096

4 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» от 13.09.2021 № 716 // СЗ РФ, 2021, № 38, ст. 4834.

5 См.: Закон Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности в Ульяновской области» от 10.03.2005 № 019 (в ред. 05.11.2009) // Ульяновская правда, № 27(22.341), 2005, 18 марта.

стоимости государственного (муниципального) имущества»1. Представляется, что указанное определение не в полной мере отражает сущность и правовую природу данного понятия, а также не вполне четко отражает его отличительные признаки. В Бюджетном кодексе РФ также не содержится разграничение понятий государственных бюджетных инвестиций, муниципальных бюджетных инвестиций, бюджетных инвестиций субъектов РФ, не выделены основные признаки указанных понятий. Кроме того, в действующем законодательстве не приведено четкое определение и разграничение понятий государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Можно согласиться с О.Н. Горбуновой в том, что капитальные вложения представляют собой форму инвестиционной деятельности государства2. Хотя в научной литературе в настоящий момент нет единого мнения по данному вопросу.

Для решения проблемы в первую очередь необходимо раскрыть понятие инвестиций, определить их характерные черты.

Термин «инвестиции» происходит от латинского invest, что означает «вкладывать». В терминологическом словаре под инвестициями понимается «использование денег для извлечения дохода или достижения прироста капитала, либо для того и другого»3. С экономической точки зрения инвестиции представляют собой «долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятиях разных отраслей, предпринимательские проекты»4. Иными словами, под инвестициями понимаются расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала, осуществляемые с целью получения при-были5.

Читайте также:  Субъекты и объекты инвестиционной деятельности - Бюджетная система России

1 СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3823.

2 Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009, с. 300.

3 Розенберг Д.М. Инвестиции : терминологический словарь. — М. : ИНФРА-М, 1997, с. 73.

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,

2007, с. 211.

5 Шарп У.Ф., Александр ГД., Бейли Д.В.

Инвестиции. — М. : ИНФРА-М, 1998, с 25.

С правовой точки зрения инвестиции — это все виды активов (средств) инвестора, вкладываемых в хозяйственную деятельность субъектов в целях получения дохода (иной имущественной выгоды). В научной литературе принято подразделять инвестиции в зависимости от формы собственности — на государственные и частные. Субъектом правоотношений по государственному инвестированию выступает государство в лице органов власти или соответствующих государственных органов субъектов Российской Федерации. Что касается частных инвестиций, то собственником инвестируемых средств (капитала) являются физические лица, юридические лица, иностранные организации, транснациональные корпорации. Финансово-правовыми нормами регулируются только отношения по государственному инвестированию, тогда как отношения по частному инвестированию регулируются нормами гражданского права.

Чтобы точнее раскрыть правовую природу и сущность государственных инвестиций, необходимо сформулировать характерные признаки данного правового института.

Главной отличительной особенностью правоотношений в сфере государственного инвестирования является особая роль государства как основного субъекта таких правоотношений. С точки зрения М.В. Карасевой, в качестве субъекта правоотношений выступает именно государство в целом, а не конкретные государственные органы. Необходимость признания государства в целом субъектом финансового правоотношения возникает тогда, когда существует необходимость возложения именно на него ответственности в этих правоотношениях6. Государство, выступая в рассматриваемых правоотношениях в качестве инвестора — собственника и распорядителя фондов денежных средств (инвестиций), в итоге достигает важной цели — увеличения бюджетных доходов за счет дополнительных налоговых поступлений от объектов инвестирования.

Во-вторых, инвестиционная деятельность, составляющая предмет данного правоотношения, характеризуется относительной самостоятельностью. Условно в

6 Карасева М.В. Финансовое правоотношение.

— Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997, с. 95.

науке выделяется имущественная и организационная самостоятельность инвестора. Государство как инвестор характеризуется самым высоким уровнем имущественной самостоятельности, поскольку обладает правом собственности на соответствующий объем бюджетных средств, направляемый на инвестирование государственных проектов.

Организационная самостоятельность государства как инвестора выражается в возможности государства самостоятельно принимать решения об участии в финансировании или утверждении соответствующих инвестиционных проектов, в наличии определенных организационных ресурсов для их реализации, а также в наличии у государства комплекса правомочий, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

В-третьих, инвестиционная деятельность государства характеризуется достаточной степенью риска. Так, федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ предусматривает ряд мер, направленных на защиту интересов государства от реализации неэффективных инвестиционных проектов1. Так, ст. 13, 14 названного закона предусматривают усложненный, многоступенчатый порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений, а также сложную процедуру проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, и достоверности их сметной стоимости.

Однако даже если инвестиционный проект, финансируемый за счет средств государственного бюджета, всесторонне проверен, утвержден и готов к реализации, у государства нет гарантии абсолютной эффективности и успешности реализации данного проекта.

Поэтому, с точки зрения О.А. Акопяна, совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поис-

1 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1096.

ком новых рациональных направлений использования финансовых ресурсов, а именно: ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе; расширение практики предоставления государственных гарантий и страхования инвестиций как формы государственного инвестирования.

В-четвертых, государственные инвестиции, исходя из их высокой общественной значимости, играют особую роль в развитии экономики государства, а также социальной, культурной сфер.

Реализуя крупные инвестиционные проекты, государство преследует, прежде всего, цель увеличения объемов промышленного производства, поддержания интеллектуального потенциала страны, развития инновационных технологий.

Иными словами, государственные инвестиции, в отличие от частных, в первую очередь направлены не на извлечение прибыли, а на достижение какого-либо положительного, социально и политически значимого результата. В системе бюджетных расходов бюджетные инвестиции связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных (муниципальных) запасов и резервов2.

Поэтому представляется необходимым закрепить в бюджетном законодательстве определение понятия «государственные инвестиции», при этом сделать указание на особый, государственно значимый характер подобных инвестиционных вложений. Таким образом, под государственными инвестициями понимаются средства государственного бюджета, бюджета субъекта РФ, с риском вкладываемые государством в объекты хозяйственной, иной деятельности на определенный период в целях реализации функций государственной власти и (или) в целях получения иного положительного социального и (или) политического результата.

Читайте также:  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - Все термины

2 Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : НОРМА,

2008, с. 286.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Процедура осуществления и деятельность инвестиционного фонда рф

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии.

Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию. В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.