Инвестиционный климат в России: методы оценки и проблемы улучшения – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Инвестиционный климат в России: методы оценки и проблемы улучшения – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Выгодные вклады

Инструменты стимулирования инвестиционной активности в регионе

Инструменты стимулирования инвестиционной активности в регионе Tools to stimulate investment activity in the region

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ

УДК 336.027 DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10226 Скоморощенко Анна Александровна,

к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Skomoroshchenko Аnna Alexandrovna, Cand. Econ. Sci., associate professor of economic and foreign economic activity, Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»

Аннотация. Оценка показала, что инвестиционный климат Краснодарского края имеет высокий уровень конкурентоспособности, что делает регион инвестиционно привлекательным, но отмечается снижение инвестиционной активности среди частных инвесторов и сокращение притока инвестиций в регион. Следовательно, инвесторы нуждаются в государственной поддержке, инструментами которой являются налоговые льготы, инфраструктурное обеспечение инвестиционной деятельности. Рассмотрены возможности и результаты применения налоговых преференций в отношении инвесторов, реализующих проекты на территории Краснодарского края.

Summary. The assessment showed that the investment climate of the Krasnodar Territory has a high level of competitiveness, which makes the region attractive for investors, but there is a decrease in investment activity among private investors and a decrease in investment inflows into the region. Therefore, investors need state support, the instruments of which are tax incentives, infrastructure support of investment activities. The possibilities and results of applying tax pReferencess to investors implementing projects in the Krasnodar Territory are considered.

Ключевые слова: инструменты, стимулирование, инвестиционный климат, инвестиции, регион, налоговые преференции.

Key words: instruments, incentives, investment climate, investments, region, tax pReferencess.

Инвестиционная деятельность играет ключевую роль в устойчивом и прогрессивном развитии региона. Активизация инвестиционной деятельности является приоритетной задачей государственных и муниципальных органов власти. Их работа должна быть направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата и надежного инвестиционного потенциала в регионе. Обеспечивая устойчивое развитие, они должны привлекать внешние инвестиции и активизировать инициативу собственных инвесторов. Приток национальных и иностранных прямых инвестиций способствуют оживлению инвестиционных процессов в экономике региона.

Регионы России имеют различный инвестиционный потенциал, фактически являются конкурентами и участвуют в борьбе за привлечение внешнего инвестора. Без государственной поддержки не возможно создать привлекательный для инвестора климат и обеспечить приток средств в регион. Приток инвестиций, их целевое распределение и использование приводят к росту производительности труда в отраслях экономики, обеспечивают повышение конкурентоспособности организаций, способствуют интеллектуальному развитию и т. д. Именно недостаток инвестиционных ресурсов, усиливает необходимость формирования более благоприятного инвестиционного климата в стране и потенциала, привлекательного для инвестиционных вложений в ее регионах, этим обусловлена актуальность темы исследования.

Объектом исследования выступает инвестиционный потенциал Краснодарского края.

Предметом исследования является деятельность государственных органов власти, направленная на стимулирование инвестиционной активности в регионе.

Целью исследования является совершенствование инструментов стимулирования инвестиционной активности в регионе. Поставленная цель предопределяет решение задач, которые заключаются в оценке инвестиционного потенциала Краснодарского края и повышении эффективности использования инструментов стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики.

Методической основой для разработки инструментов стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики региона явились следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, статистический, логический, графический. В процессе разработки перспективных инвестиционных проектов использовался динамический метод оценки инвестиционных вложений.

Инвестиционная привлекательность является главным показателем инвестиционного климата, который предоставляет возможности для инвестора в развитии бизнеса и формирует определенные условия инвестиционного риска. Если в регионе инвестиционные возможности обеспечат высокую доходность, а риск будет не значительным, то следует сказать об инвестиционной привлекательности региона. Высокие риски ведения бизнеса снижают уровень инвестиционной привлекательности. Следовательно, требуют разработки меры государственного регулирования, адаптированные под современную экономическую ситуацию в регионе [1].

Реализация инвестиционного курса Краснодарского края происходит в жестких конкурентах условиях между регионами ЮФО. Для этого используется разработанный и принятый к исполнению порядок предоставления государственных гарантий Администрации Краснодарского края на реализацию инвестиционных проектов. Разработано положение по участию банковских учреждений, ведущих финансово-кредитную деятельность в регионе в реализации антикризисных мер по отношению к малому и среднему бизнесу.

Исследовательское российское агентство RAEX (Эксперт РА) выполнило оценку совокупного потенциала регионов, которая включает следующие составляющие [2]:

– ресурсно-сырьевой потенциал, который выявляется путем определения обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

– производственный потенциал, которым располагает регион;

– потребительский потенциал, который формируется в результате определения покупательной способности населения региона;

– инфраструктурный потенциал, определяющий наличие складской, транспортной, социальной инфраструктуры;

Читайте также:  Купить акции компаний по актуальному курсу, стоимость акций российских и мировых компаний в режиме онлайн

– инновационный потенциал, представляющий собой возможность генерировать и использовать инновации и вести научно-техническую деятельность;

– трудовой потенциал, который представлен численностью экономически активного населения и его уровнем образования;

– институциональный потенциал, представленный институтами рыночной экономики в регионе;

– финансовый потенциал, формирование которого осуществляется путем аккумулирования налоговых и иных платежей в доход бюджета [2].

Таким образом, инвестиционный потенциал Краснодарского края в 2021 г. оценивается в 2,918 баллов (таблица 1). По уровню инвестиционного риска край в

отчетном году занимает 2 место. Также второе место регион удерживает по развитию туризма и его потенциалу. По наличию трудового потенциала, качества потребительской сферы, по развитию финансовых институтов, институциональной среды, инновационного прогресса Краснодарский край занимает 4 место.

Таблица 1 — Инвестиционный потенциал российских регионов в 2021 г.

(пятерка регионов-лидеров, фрагмент)

Ранг потенциа ла и оо о г- 1 (в И п, Й Я о, Регион 1* 00 и ^ о 1 В | I о а О й- т Я II £ * Ранги составляющих инвестиционного потенциала

2021 г. и 1-—. -—1 о 1 « 1 & Е—’ 0 & и 1 щ и с 55 8 рд М Н О о. П Финансовый 1 1 Инновационный ! У А 1 0 | и 1 п, С Туристический

1 1 12 г. Москва 14=438 1 1 1 1 1 1 1 84 1

2 2 1 Московская область 6=011 2 2 3 2 3 3 2 51 4

3 3 10 г. Санкт-Петербург 4=965 3 3 2 3 2 2 6 85 3

4 4 2 Краснодарский край 2 918 4 4 7 4 4 4 5 30 2

5 5 21 Свердловская область 2 563 8 5 5 5 6 5 4Ё 13 8

Регион удерживает 5 позицию по развитию производственной, рыночной и транспортной инфраструктуры.

7-место в рейтинге по инвестиционному потенциалу отводится производственной сфере.

По наличию природно-ресурсного потенциала регион занимает 30-е место.

В условиях сложившейся конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы стоит вопрос привлечения национальных и иностранных инвесторов в развитие отечественного производства в рамках реализации политики импортозамещения в большинстве отраслей народного хозяйства, что является ключевой задачей, как для страны, так и для ее регионов. В настоящее время требует решения проблема привлечения инвестиций в Краснодарский край и развитие инвестиционного потенциала. Эффективно реализуемая инвестиционная политика должна обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе. Стимулирующими мерами инвестиционной активности в регионе является предоставление возможности пользования земельными ресурсами на льготных условиях.

Рассматривая объем привлеченных инвестиций в основной капитал, следует обратиться к таблице 2 [3].

Таблица 2 — Инвестиции б основной капитал Краснодарского края в 2021-2021 гг.

Абсолютное

Показатель 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. 201В г. отклонение 2021 г. к 2021 г.. Г-.-1

Валовой региональный продукт, млрд руб. 17S4.fi 1933.5 2076.6 2225.9 2396.0* 611.2

Численность населения, тыс. “чел. 5453 5514 5571 5603 5648 195

Инвестиции в

основной капитал:

— всего, млн руб. 750236 586903 435095 503243 481141 -269095

— на душу населения, руб. 138196 107029 7Ё503 90071 85523 -52673

— в процентах к предыдущему году 78.9 73.6 71.7 110.3 91.4

Инвестиции по

отношению к

валовому р егнональному продукту. °/о 42.0 30.4 21.0 22.6 20.1 -21.9

* Оценочные данные

Рост валового регионального продукта (далее ВРП) за пять лет составил 134,2%. Наибольшая сумма инвестиционных вложений была произведена в 2021 году, дальше по хронологии, идет снижение суммы инвестиций в основной капитал. По интенсивности инвестиционных вложений отмечается неустойчивая динамика. В 2021 г. в основной капитал инвестировано меньше на 269,1 млрд руб., чем в 2021 г. Инвестиционные вложения в расчете на душу населения значительно снизились и составили в 2021 г. 85,5 тыс. руб. По сумме привлекаемых в экономику региона инвестиций край стабильно входит в тройку лидирующих субъектов Российской Федерации. В кризисный период 2021-2021 гг. не было допущено снижения валового регионального продукта. Структура поступивших в 2021 г. инвестиций в экономику региона по видам основных фондов показана в таблице 3 [3].

Таблица 3 — Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов Краснодарского края в 2021-2021 гг.

Показатель 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г.

Млн. руб. % Млн. руб. % Мтн. руб. % Мтн. руб. % Мтн. руб. %

Инвестиции в основной капитал — всего 750236 100 536903 100 435095 100 503243 100 481141 100

в том числе: — жилища 94723 12 б 90437 15.4 84701 19.5 85313 17.0 81237 16.9

— здания (кроме жилых) и сооружения 415424 55.4 323815 55.2 208246 47.9 254736 50.6 235783 49.0

— машины, о борудов анне, тр анспортные средства, хозяйств енный инвентарь 209887 28.0 151079 25.7 122174 28.0 145981 29.0 141523 29.4

— прочие 30202 4.0 21572 3.7 19974 4.6 17213 3.4 22598 4.7

Наибольшая часть инвестиционных вложений в 2021 году была направлена на строительство нежилых зданий и сооружений – 49,0 % от общей суммы финансирования, а на закупку активной части основных фондов приходилось 29,4% инвестиционных ресурсов. В 2021 г. доля зданий производственного назначения составляла 55,4% от суммы всех инвестиций или 415424 млн руб. Такая структура инвестиций обусловлена высокой долей промышленных объектов в рамках реализуемых проектов. Что касается структуры вложений по источникам финансирования, то основным источником инвестиций в основной капитал Краснодарского края в 2021 г. являлись привлеченные средства – их доля составила 55% общего объема инвестиций в основной капитал, соответственно, доля собственных средств составила 45% (рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура инвестиций в основной капитал Краснодарского края по источникам финансирования в 2021-2021 гг., %

Читайте также:  Об инвестиционных договорах и инвестиционных соглашениях

В реальном секторе экономики финансирование производственно-хозяйственной

деятельности ведется, в основном, путем краткосрочного и долгосрочного кредитования, а

также за счет собственных средств. Ключевыми составляющими привлеченных средств являются бюджетные средства федерального и регионального уровня. Бюджетные средства, как правило, направлены на социально значимые проекты [4].

Важным для экономики края является привлечение внешних инвестиций, т.е. из других регионов и от иностранных инвесторов, приносящих в край инвестиционные потоки. Вложенные средства в развитие реального сектора экономики в виде прямых поступлений выступают факторами экономического роста территории. Инвестиционные потоки в регион по формам собственности представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Структура инвестиций в основной капитал Краснодарского края по формам собственности (без субъектов малого предпринимательства и

параметров неформальной деятельности), в % к итогу

Показатель 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г.

Инвестиции е основной капитал -ес его 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Государственная 13.3 12.9 30.4 25.2 29.8

– федеральная &=5 10.9 2В.0 23.6 28.3

– субъектов Российской Федерации 4=7 2=0 2=3 1=6 1=5

Муниципальная ¿=3 16 3=2 3=0 4=2

Частная 44.3 51=6 46. & 49.4 44.4

Смешанная российская 25.7 21.8 &=6 7= В 9=9

Иностранная 4Д 5=5 4=0 &=5 5=8

Совместная российская н иностранная б.б 5.5 7.0 6.0 5.9

Рассматривая структуру инвестиций в основной капитал Краснодарского края по формам собственности необходимо подчеркнуть, что наибольшую долю занимают прямые инвестиции субъектов крупного и среднего бизнеса, ведущие деятельность в Краснодарском крае. В отчетном году их доля оставляла 44,4% [3].

Вторым крупным инвестором в экономику региона является государство, а в частности средства федерального бюджета. В 2021 году на их долю приходится 28,3% от общей суммы инвестиций в основной капитал.

За исследуемый период сумма инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий составила 2756,5 млрд руб., из них в отчетном году профинансировано 481,1 млрд руб. с темпом снижения 64,2% по сравнению с 2021 г.

Инвестиционная привлекательность Краснодарского края оказывает влияние на интенсивность привлечения инвестиционных потоков из-за рубежа. Наибольшая сумма привлеченных инвестиций была отмечена в 2021 г. и составила 42776 млн руб. падение инвестиционных вложений зарубежных партнеров в экономику регионов было

зафиксировано в 2021 г. Структурный анализ инвестиционной активности в Краснодарском крае за последний год показал, что резкое падение объемов инвестиций вызвано фактической приостановкой реализации ряда мега-проектов федерального масштаба, реализуемых субъектами естественных монополий. Динамика изменения инвестиционных вложений в основной капитал иностранными инвесторами приведена на рисунке 2.

На динамику привлечения инвестиционных ресурсов оказывают влияние политическая нестабильность и ее геополитическая составляющая, завершенность строительства олимпийских объектов и их инфраструктуры.

На территории региона работают более 830 компаний с участием иностранного капитала. Инвесторы привлечены из 70 стран мира рассредоточены во всех отраслях экономики. На территории Краснодарского края ведут бизнес следующие крупные иностранные компании [5]:

– компания «CLAAS» работающая на рынке сельскохозяйственной техники региона;

– ООО «Кнауф Гипс Кубань» занята выпуском строительных материалов. Производство находится в поселке Псебай;

– ООО «Нестле Кубань» производит продукты питания и напитки. Производство размещается в Тимашевском районе;

– компания «Danone» занята производством молочных продуктов, имеет несколько заводов на территории региона. В регионе осуществляют различные формы господдержки инвесторов, основные из них приведены в таблице 5.

Таблица 5 — Налоговые преференции для инвесторов в Краснодарском

крае в 2021-2020 гг

Категории инвестиционных Налог на Налог на Срок действия

проектов прибыль нмуш.ество налоговой

организации, организации преференции.

% лет

Реализуемые в приоритетных от 0,5-1,1%

отраслях экономики (освобождение до

Краснодарского края 77% суммы

(стоимостью от 50-1500 млн. исчисленногоо к

руб.) 18 уплате налога) ДоЗ

Получившие статус от 0-0,8%

« одобренные» администрацией (освобождение до

Краснодарского края 100% суммы исчисленного к

13,5 уплате налога) До 5

Включенные в реестр от 0,02-1,1%

стратегических (освобождение до

инвестиционных проектов 99% суммы

региона исчисленногоо к

13.5 уплате налога) До 7

Иные инвестиционные проекты 18-20 2.2%

Все виды льгот имеют законодательно утвержденную основу и предоставляются при заявлении инвестора.

Предоставляется возможность освобождения от уплаты налога на имущество сроком до 7 лет в зависимости от статуса инвестиционного проекта. Приоритетные инвестиционные проекты имеют налоговые преференции сроком до 3 лет. Проекты со статусом «одобренные» администрацией Краснодарского края могут пользоваться налоговыми преференциями сроком до 5 лет. Инвестиционные проекты, получившие статус «стратегические» могут пользоваться льготами сроком до 7 лет. Но такая система преференций применима в течении строка окупаемости, но не более указанного срока.

В Краснодарском крае за период с 2021-2021 гг. реализовано 440 крупных инвестиционных проекта на общую сумму 632,5 млрд руб. За это время создано 32,8 тыс. новых рабочих мест. В 2021 году реализуется 680 инвестиционных проектов с учетом малого бизнеса на общую сумму 1,1 трлн руб. Задача органов власти заключается в наращивании темпов инновационного развития, обусловленных внутренними потребностями региона.

Наиболее значимые для экономики региона инвестиционные проекты представлены в таблице 6. Сумма шести перспективных инновационных проектов составляет 14521,6 млн руб. Все проекты имеют дисконтированный срок окупаемости до 6 лет и показывают высокий уровень внутренней нормы доходности и запас финансовой прочности.

Читайте также:  Приметы, которые говорят о скором улучшении благосостояния в доме - Эдуард Р, 24 октября 2020

Таблица 6 — Экономическая эффективность перспективных

инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в Краснодарском крае в 2020-2025 гг. (фрагмент)

Нацменов анне Статус Финан- Выручка, Чистый Дисконти- Внут- Индекс

инвестиционного проект; совая млн. руо. дискон- рованныи ренняя приоы-

проекта стои- тирован- срок норма льностн

мость ныи окупае- доход- (Р1)

проекта. доход мости. лет ности

млн. СКР-Л (ЖК)

руо.

1 2 3 4 5 6 7 3

Строительство фармацевтического стратегичес-

производства кий 3066,9 2476,1 1060,2 6,0 41,9 1.70

Строительство

стекольного завода 1ЕОО 5319 575.3 5,3 42,9 1.80

Размещение прио-

тепличного ритет-

комплекса ный 221.3 844.3 63 70,3 4.75 56,3 1.93

Строительство

высокотехнологич-

ного предприятия по переработке плодов

н овощей 1521 852.0 11591 4,0 48,0 2.12

Строительство одоб-

завода по ренный

производству тары нз гофрированного

картона 371.0 1807,6 2592,3 4,0 67,8 2.01

Строительство

предприятия по

ГЛЛ’ООКОИ

переработке зерновых культур 7041,4 7560 17442 3,9 42,0 2.89

Итого: X 14521.6 18889 X X X X

Предлагаемые проекты могут быть размещены на Инвестиционном портале Краснодарского края уже со льготным статусом, что позволит инвестору определиться с возможностью использовать налоговые преференции.

При реализации таких проектов можно использовать сниженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций для «приоритетных» проектов до 18% на срок до 3 лет; для «одобренных» проектов до 13,5% на срок до 5 лет; для «стратегических» до 13,5% на срок до 7 лет.

Вторым значимым налогом в структуре налоговых преференций является налог на имущество, ставка которого может быть снижена от 0 до 1,1% в зависимости от статуса инвестиционного проекта.

Социальный и бюджетный эффект от предлагаемых инвестиционных проектов представлен в таблице 7.

Целесообразность предложенных инвестиционных проектов подтверждена возможностью создания 2085 рабочих мест в Краснодарском крае, в том числе 330 высокотехнологичных рабочих мест. При этом средняя заработная плата составит 37,3 тыс. руб. в месяц.

Анализ показал, что инвестиции в региональном развитии способны создать точки роста в экономике муниципалитетов, обеспечивая инновационное развитие территории и смену технологического уклада. Но при этом, начиная с 2021 г. в крае существенно снизился приток инвестиций. На высокие показатели инвестиционной активности до 2021 г. значительное влияние оказало строительство Олимпийских объектов. Это привело к необходимости осуществления запуска крупных инвестиционных площадок на территории региона. Масштабные инвестиции обеспечили активное экономическое

развитие края и высокие объемы регионального ВРП [6].

Таблица 7 — Социальный о бюджетный эффект от перспективных инвестиционных проектов предлагаемых к реализации в Краснодарском крае в 2020-2025 гг.

Наиыенов аиие Социальный эффект Бюджетный эффект в год

инвестиционного (среднегодовая сумма налоговых

проекта платежей в бюджеты всех -ровней)

Число Средняя Без учета С учетом

рабочих заработная налоговых налоговых

ыест: ед. плата, тыс. преференций. префер енций.

руо. ыес. ШН РУО. МЛН Р^’О.

Строительство

фармацевтического

пронзв одства 212 34.2 510.9 495.6

Строительство

стекольного завода 393 41.2 7 75.2 747.1

Р азмеш.ение

тепличного

комплекса 553 37.5 311.0 292.3

Строительство

высокотехнологич-

ного предприятия

по переработке

плодов и овощей 291 39.4 314.0 295.2

Строительство

завода по

производству тары

из гофрированного

картона 280 34.0 442.6 424.9

Строительство

предприятия по глубокой

перераб отке

зерновых ьлльп’р 356 3 5.6 1363.0 1308.5

Итого: 2085 37.3 3 719.7 3563.6

Перспективы развития инвестиционной деятельности объясняются наличием

определенных предпосылок:

– Краснодарский край имеет одно из лучших в России инвестиционных законодательств;

– работа с инвесторами Администрацией Краснодарского края является приоритетным видом деятельности;

– преимущества в географическом положении региона обеспечивают доступ на внешний рынок и укрепляют инвестиционный потенциал;

– в регионе отмечается низкий политический риск в виду сформировавшейся политической стабильности;

– имеющаяся финансовая инфраструктура обеспечивает доступ финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

– четко отлажена работа системы государственного сопровождения приоритетных для региона инвестиционных проектов;

– в наличии имеется высокий трудовой потенциал;

– высокий уровень жизни населения формирует стабильный покупательский спрос;

– предоставляется возможность реализации инвестиционных проектов в любой отрасли экономики.

Таким образом, инвестиционная политика края преследует цель сформировать комплекс условий для создания благоприятного инвестиционный климата, состоящего из совокупности экономических, политических, правовых, финансовых и социальных факторов, и гарантируемых инструментов инвестиционной поддержки устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, а также высоких темпов роста уровня и качества жизни населения Краснодарского края.

Список литературы

1. Точки роста региональной экономики: инструменты и методы: монография / А.Т. Айдинова, Э.В Эрдниева, С.В. Немысов, Н.А. Биктубаева, Д.Б. Энердженова и др. -Ставрополь: Издательскоинформационный центр «Фабула». 2021. – 164 с.

2. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexpert.ru/search/

3. Краснодарский край в цифрах. 2021. Статистический сборник. Краснодарстат. -Краснодар, 2021. – 302 с.

4. Бардак А.В. Условия, динамика и перспективы прямых иностранных инвестиций в экономику Краснодарского каря / А.В. Бардак, Н.В. Фалина // Эпомен. – 2021. – № 26. – С. 191-196.

5. Фалина Н.В. Совершенствование механизма активизации инвестиционной деятельности агропромышленных компаний региона / Н.В. Фалина // Вестник Академии знаний. – 2021. – №5(28). – С. 333-340.

6. Белкина Е.Н. Разработка модели предпринимательского дохода субъектов аграрного бизнеса / Е.Н. Белкина, А.А. Скоморощенко // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2009. – №20. – С. 158-161.

Оцените статью