Как быстро получить деньги от международных инвесторов? Разбор инструментов​ — Финансы на

Как быстро получить деньги от международных инвесторов? Разбор инструментов​ — Финансы на Выгодные вклады

Вступление

Меня зовут Валерия Григорьева. Я практикующий юрист, кандидат юридический наук. Инвестициями занимаюсь последние два года очень интенсивно. Это у меня произошло в период декрета, когда я отошла от активной юридической практики. Я поняла, что, если ты просто работаешь на работе, сложно создать и сохранить капитал. А инвестиции — это отличный вариант, чтобы позаботиться о своем будущем. Я начала заниматься сразу многими направлениями.

Инвестиции в автомобили — одна из первых тем, которая мне попалась и очень меня заинтересовала, потому что здесь доходность очень высокая может быть сразу. Это подходит почти любому человеку. Очень жаль, что этому не учат в школах. И, конечно, инвестиции — это только одна из частей общей финансовой грамотности, которую каждому нужно в себе воспитать, и приобрести эти навыки.

На самом деле я инвестирую во много инструментов, и когда ко мне приходят люди, которые вообще ни во что не вкладывались, я им рекомендую более консервативные инструменты, потому что инвестиции в бизнес или автомобили —инструмент более рискованный. Это надо понимать.

Если вы, условно, не инвестировали в акции, облигации, в краудлендинг на платформе Penenza (а он меньше по порогу, легче в освоении), то, наверное, про машины лучше пока не думать, или же изучать тему очень глубоко. Потому что инвестиции в бизнес, автомобили, недвижимость, которые требуют от вас активного вовлечения — это более высокий уровень инвестиций.

Но так или иначе, я параллельно начала все это осваивать, и фондовый рынок, и машины, и квартиру мы свою начали сдавать. Потом и криптовалюта, и инвестиционное страхование жизни. То есть много инструментов, которые можно для разных финансовых целей использовать и осваивать параллельно.

Что получилось на выходе и какие были трудности?

Первые наши арендаторы были семейной парой. Девушка была за рулем. Она работала нянечкой, жила в Подмосковье и ей было неудобно ездить из одного Подмосковья в другое. У нее был достаточно большой километраж. Есть у нас подозрения, что периодически она таксовала. И восемь месяцев все было нормально. Были, конечно, небольшие просрочки по оплате иногда, но это было несущественно.

Как мы практикуем связь с арендатором: где-то раз в неделю-полторы я всегда связываюсь с арендатором и прошу видеосвязь, чтобы посмотреть, что машина не битая, никуда не въехала, чтобы самой не ездить, не смотреть. Или просила записать видео с машиной. Это совершенно нормально, вы обо всем предупреждаете арендаторов с самого начала.

Сейчас, после года сдачи, у меня есть несколько вещей, которые я сразу буду оговаривать. Один из важных психологических моментов — если человек захочет вернуть, пусть возвращает, никаких штрафов. Нужно сразу снять с человека эту проблему. Если он откатался оплаченный период, дальше понимает, что не тянет, то без проблем, можно вернуть.

Плюс, нужно обязательно отслеживать ДТП, штрафы, договориться сразу, кто платит. Если вам удобно, то вы платите, а они компенсируют. Или же они сразу платят и скидывают скриншоты. Нам было удобнее, чтобы платили они и присылали. Мы просто отслеживали все штрафы в личном кабинете.

У меня в договоре было прописано, что если больше трех существенных штрафов (больше 5 000 рублей), то мы имеем право на досрочное расторжение. Мне не нужна агрессивная езда, не нужна проблема со штрафами. Человек пользуется вашей вещью, вы собственник, они арендаторы и должны пользоваться аккуратно.

Что касается аварий. В феврале в нашего второго арендатора въехал человек. Арендатор был не виноват, но у него возникла проблема с оформлением страховки, он с этим затянул и в итоге сказал, что будет ремонтировать сам. Мы были в то время в поездке и не отследили этот момент.

В конце марта я спросила, отремонтировал ли он машину. Оказалось, что нет, но вот, условно, в воскресенье уже должны все поменять и отремонтировать. И я не стала углубляться. На самом деле любые ремонты и ДТП — это, конечно, ваша головная боль и вы должны с этим разбираться.

В итоге, условно, то воскресенье, когда он должен был ремонтировать — это был последний день аренды. И он исчезает. Поставил машину около дома, мы видели это по датчикам. Мы связались с женой, и она сказала, что он уехал на работу и не вернулся. А на работе сказали, что он не приезжал.

Телефон отключен, жена не знает, где он. Просто исчез. Но машину оставил. С документами, но без ключа. С этим тоже были сложности. На ключе была сигнализация, а у нас не было дубликата сигнализации. В итоге была проблема с восстановлением сигнализации потом. Делайте дубликат сигнализации.

В общем он исчез, и осталась машина с ремонтом. И у нас был депозит в 20 тысяч, а все расходы, которые мы понесли, составили порядка 35–40 тысяч примерно. И я поняла, что надо брать депозит минимум за один месяц, потому что совершенно разные ситуации могут быть.

И это при том, что я очень тщательно отбирала арендаторов, они были достаточно адекватные, вели себя хорошо. Но у человека все может поменяться, он может уйти в депрессию, потерять работу, может какая-нибудь сложная жизненная ситуация случиться, и вы не застрахованы.

А с первыми арендаторами у нас был подписан договор с правом выкупа машины на два года. Через восемь месяцев мне звонит арендатор и говорит, что у него проблемы с работой, не может выплачивать свой основной кредит и просит забрать машину. Машина тоже была помятая.

Не так существенно, но тысяч 12 так или иначе мы отдали. Можно, конечно, подавать в суд. Договор позволял взыскать это все в судебном порядке. Но, честно говоря, я не планировала тратить на это время. И те 12 тысяч, которые мы потратили, не сильно снизили общую доходность.

Я приняла решение внести изменения в договор и написать, что любая поломка должна быть устранена в течение трех недель. А если она не устранена, то арендатор должен доказать, что он предпринимал усилия, например, машина еще в мастерской или он ждет ремонта, подтвердить это документально. А если он ничего не делает, то это также причина забрать машину.

С первым арендатором была такая ситуация. В марте они взяли машину, в ноябре вернули. А второй арендатор взял ее в декабре и исчез в начале апреля. Первые арендаторы покатались восемь месяцев, а второй почти четыре месяца. Мы подтвердили статистику невыкупа и остались при своих деньгах.

С точки зрения доходности вообще вам выгодна ситуация невыкупа. К вам вернулась машина и вы опять ее можете сдать. Конечно, есть износ определенный, но мы посмотрели рынок, и наша машина 2021 года продается сейчас по той же стоимости, что мы ее купили, — примерно 500 тысяч рублей.

А заработали мы 270 тысяч за вычетом всех расходов, и у нас получилась доходность порядка 43-45%. Это высокая доходность на вложенные деньги. Вы потратили 500-550 тысяч с учетом всего (жучков, страховок, если за свой счет это делаете). И мы получали стабильно в начале 34 500 в месяц, потом 30 000 в месяц.

Нас эта сумма вполне устраивала. Тем более, что второй наш арендатор очень спокойно использовал машину. Реально ездил на работу и на выходных чуть больше, то есть, износ был маленький. И мы сейчас будем искать третьего арендатора тоже под выкуп, но осознавая, что и она может вернуться.

Поэтому нам важно найти хорошего арендатора, который не будет ее использовать в хвост и в гриву. И, конечно, наше участие тоже нужно. Это пассивное инвестирование, но не самое пассивное. И у нас всего одна машина, я понимаю, что если люди хотят активно этим заниматься, то можно и таксопарк собрать.

(pdf) специфика прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность развивающихся стран

742

Этими факторами обуславливается то, что сначала открытия

внутреннего рынка для ПИИ доля чисто индийских производителей на

рынке не снижалась ниже 45%. До сих пор иностранные компании на

индийском рынке представленыв основномстарыми совместными

предприятиями «MarutiSuzuki» и «Hyundai Motor India».

ПИИ в автомобильной отрасли Индии играют скорее

качественную, нежели количественную роль, интеллектуальные права

собственности в Индии защищены существенно лучше, чем в Китае, это

делает возможнымперетоктехнологий в рамках совместных

предприятий, а также исследовательских центров, которые открываются

в Индии многими иностранными компаниями [12].

Страны с формирующимся автомобильным рынком

К этим странам можно отнести Индонезию,Малайзию, Южную

Африку, Турцию, Таиланд, Мексику и др. Автомобильная отрасль

данных стран характернанеконкурентоспособностью национальных

автопроизводителей на внутреннем рынке, также, за некоторыми

исключениями,неемким рынком для полноценного развития

национальной автомобильной промышленности без экспортно

ориентированной промышленной политики государства. Большая часть

рынков этих стран занята иностранными автопроизводителями, которые

за последние десятилетия вытеснили местных автопроизводителей с

национальных рынков. Производительность, технологический уровень и

качество дизайна национальных автопроизводителей настолько уступала

международным, что до начала 90х годов, в целях сохранения

национальной автомобильной промышленности, импортные тарифы на

готовые автомобили составляли в среднем 90% от стоимости[11]. Но в

последниедесятилетияразвивающиеся страны изменили стратегию

защиты национальных автопроизводителей на стратегию локализации

международных производителей.Высокие импортные пошлины на ввоз

готовых автомобилей (CBU) и CKD-сборку(

табл

.) сочетались со

стимулами по локализации производства внутри страны за счет

различных мер промышленной политики.

К примеру, правительство Таиланда не делает разницы между

ввозом готовых автомобилей и крупноузловой сборкой. Общая налоговая

нагрузка на эти виды деятельности, не учитывая внутренние налоги,

составляет 110% от стоимости автомобиля, тогда как налоговая нагрузка

на деятельность локализованных автопроизводителей составляет всего

§

«приобретение автомобиля — это не инвестиционная покупка»

Если сравнивать январь―сентябрь текущего года с аналогичным периодом 2021 года, то снижение спроса на автокредиты, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, составило 7% в целом по рынку новых автомобилей. При этом нельзя утверждать, что на протяжении всего этого периода наблюдался постоянный спад ― в отдельные месяцы рынок демонстрировал и рост. Снижение спроса, как правило, зависело от снижения спроса на новые автомобили и нежелания покупателей брать кредиты по высоким процентным ставкам.

Безусловно, автопроизводители стремятся стимулировать спрос на свою продукцию. Один из самых действенных способов ― это продажа автомобилей в кредит через кэптивные банки. Такие кредитные организации предлагают более низкую процентную ставку и гибкие условия. Для производителей такие банковские структуры не являются основным бизнесом, они призваны повысить объемы продаж автомобилей. Еще один вариант привлечения покупателей ― это программы субсидированного кредитования. Необходимо иметь в виду, что существуют как государственные программы, так и субсидии от автопроизводителя.

В среднем по автоиндустрии в кредит продается 35―40% автомобилей. При этом в докризисный период продажи составляли более 50%. Снижение, на мой взгляд, можно объяснить повышением ставок, ужесточением оценки заемщика. Однако до сих пор очень популярны кредиты с минимальными требованиями к заемщику и быстрым сроком одобрения. Риски банка здесь частично компенсируются высокими процентами.

Вряд ли имеет смысл проводить параллель между розничным кредитованием в широком смысле и автокредитами. Снижение темпов роста потребительского кредитования и спрос на покупку автомобилей в кредит не связаны друг с другом по той причине, что в автомобильном секторе, как правило, выдаются целевые кредиты с залоговым обеспечением. Такие кредиты являются наименее рисковыми для банков, так как автомобиль имеет свою остаточную стоимость, его всегда можно продать и компенсировать убытки банка. С ничем не обеспеченными потребительскими кредитами ситуация совершенно иная. Если говорить о потребительском секторе в целом, то в замедлении темпов роста розничного кредитования есть и положительные моменты ― это своеобразный процесс оздоровления. Если в условиях большого спроса банки будут продолжать раздавать деньги под растущие проценты, а потребители не станут более ответственно относиться к своим кредитным обязательствам, от этого вряд ли кто-то выиграет.

Читайте также:  Вклады для пенсионеров в банке Москвы (депозит) в 2019

Тем, кто думает о приобретении машины в кредит, можно дать несколько советов. Имейте в виду: автомобиль ― это не инвестиционная покупка. Это не недвижимость, акции или драгоценные металлы, где нужно ловить цену на минимуме и продавать на пике роста. Если вы можете подождать с покупкой машины, то скорее всего она вам и не нужна. Тем более что ожидать значительного снижения цен не стоит. Наоборот, скорее всего, прайс-листы будут корректироваться в сторону увеличения. Если курс рубля относительно евро и доллара продолжит снижаться, то такую вероятность нельзя исключать.

Convertible note

Наиболее распространенный способ привлечения инвестиций на ранних стадиях на международном рынке. Вместо того, чтобы выпускать акции, компания заключает договор займа, по которому она привлекает средства от инвестора. У конвертируемого займа есть срок действия и процентная ставка, которая начисляется на сумму финансирования.

В долларах это обычно 2-8%, в рублях — 5-15%. У инвестора есть право конвертации суммы займа и накопленных процентов в акции компании после наступления определенных событий. Это либо последующее финансирование с выпуском акций от сторонних или текущих инвесторов.

Либо окончание срока действия займа — maturity date, после которого займ конвертируется в акции определенного класса, согласованного в договоре займа. Но конвертация по maturity — редкий случай. Чаще всего конвертация происходит на раунде А в тот класс акций, который будет на этом этапе финансирования.

Фаундер и инвестор заранее договариваются о сроке займа, процентной ставке, о том, будет ли конвертация происходить на сумму займа с процентами или сумма займа будет конвертиться в акции, а процент выплачиваться. Помимо этого, в конвертируемом займе можно предусмотреть еще ряд переменных параметров, позволяющих при необходимости более точно выстроить отношения фаундера и инвестора:

  1. Valuation Cap, или верхняя граница стоимости компании (чаще всего pre-money), при которой будет проходить конвертация. Например, инвестор и фаундер определили ее в 8 млн долларов. Это значит, что при последующем финансировании конвертация для инвестора будет происходить, исходя из такой оценки компании, если оценка компании на раунде будет выше, либо по оценке раунда, если она ниже 8 млн.

  2. Дисконт, который получит инвестор к следующему раунду. Его также можно заложить в условия сделки по желанию сторон. Например, компания поднимает следующий раунд по оценке pre-money 10 млн долларов, а у инвестора дисконт — 20%, тогда его заем конвертируется по оценке 10 млн — 20% = 8 млн долларов.
  3. Минимальный порог следующего квалифицированного раунда финансирования. Значит, что конвертация будет происходить, если следующий раунд финансирования будет не менее определенной суммы — например, 500 тысяч долларов.

  4. Maturity Date – срок действия займа и условия, что происходит за займом. Либо происходит выпуск привилегированных акций с определенными правами и соответственно конвертация, либо возврат займа с накопленными процентами.

Вопросы

Аренда же исключение из покрытия в КАСКО?

Нет. Может быть у вас будут нюансы со страховкой, если вы будете использовать другой тип аренды, но у нас была аренда с правом выкупа. Мы заключаем договор с человеком на два года с фиксированной ставкой 1 150 рублей в сутки. И человек все расходы, все риски, все ТО, все ремонты нес на себе, практически как собственник. И с КАСКО у нас не было никаких проблем. Возможно, вы имеете в виду аренду как коммерческую деятельность, когда вы постоянно сдаете разным арендаторам, то это как такси или прокат, и, возможно, исключение есть из КАСКО. У нас сложностей не возникло.

А вы уведомили страховую о наличии договора аренды?

Да, мы говорили, что это арендатор. Мы просто работаем с агентом, у нас несколько машин собственных, и когда мы купили машину для сдачи в аренду, мы поговорили с агентом. Мы сказали, что мы сдаем в долгосрочную аренду и хотим застраховать от такого-то риска. Вопросов вообще не было.

Есть ли смысл брать б/у авто пяти—семи лет?

Пять—семь лет — не очень. Лучше до пяти лет, чтобы меньше рисков было от самой машины, чтобы никаких поломок не было. Но если вы очень уверены в автомобиле, то можете и его использовать. На самом деле, сдается все, сдаются «лады». Зайдите для интереса на Юлу или Авито и увидите, что там есть все, даже «жигули». Естественно, их сдают за 500 рублей в сутки, но это тоже вариант пассивного заработка. Тут вопрос в ресурсе машины, чтобы она хорошо каталась, и вы не думали об этом.

Коммерческие авто не сдавали? Большегрузы, минивэны?

Большегрузы и спецтехника тоже прекрасно сдаются. Вы не поверите, но сдается все, включая строительные инструменты. Люди и на этом зарабатывают. Просто целевая аудитория немного разная. Если у вас будет грузовик или спецтехника, то вашими арендаторами будут строители. И вы там должны продумать риски, нужно себя защищать.

Если купить акции иностранных компаний на иис

ИИС – особый тип брокерского счета, позволяющий не только заработать на инвестировании или трейдинге, но и получить определенные налоговые выгоды:

  • в виде возврата НДФЛ на внесенные на ИИС средства – до 52 000 руб. в год (тип А);
  • освобождение от налога на прибыль по торговым операциям на ИИС (тип Б).

Какой тип вычета лучше выбрать, смотрите в статье “Инвестиционный вычет по НДФЛ для инвестора: как получить и в каком размере”. 

Покупать на ИИС можно в том числе и иностранные акции, которые торгуются на Санкт-Петербургской и Московской биржах. Особенностью ИИС является то, что заводить на него деньги можно только в рублях. Затем на них покупается валюта и уже потом акции (на Санкт-Петербургской бирже).

Налогообложение иностранных акций на ИИС зависит от того, какой тип вычета выбрал инвестор. Если это тип “А”, то НДФЛ с операций исчисляется в обычном порядке, который мы описали в статье. Если тип “Б”, то по истечении трехлетнего срока от НДФЛ освобождается весь доход от купли-продажи акций, включая иностранные, с учетом валютной переоценки.

НДФЛ с дивидендов как по иностранным, так и по российским акциям на ИИС уплачивается на общих основаниях, в том числе владельцами счетов типа “Б”. Освобождение от НДФЛ к дивидендам не применяется.

И имейте в виду, что не каждый брокер дает возможность покупать на ИИС иностранные акции. Поэтому если вы заинтересованы в инвестировании не только в рынок РФ, уточняйте этот момент до открытия индивидуального инвестиционного счета.

Как правильно растаможить автомобиль, привезённый из сша или европы

Многие водители приобретают машины, выпущенные в США или странах Европы, либо хотя бы мечтают об этом.

Машины из Америки сумели проявить себя с самой лучшей стороны. Они характеризуются красотой дизайна, надежностью в работе, а также приемлемой стоимостью. Российские автолюбители проявляют заинтересованность в подержанных автомобилях, но также приобретают и новые. Даже несмотря на то, что при доставке машины из США придется дополнительно потратиться на растаможку и разного рода пошлины, она все равно остается доступной даже для людей с небольшим уровнем дохода. Процедура растаможки машин, доставленных из США, такая же по сложности, как и привезенных из стран Европы. Но, в некоторых случаях, качество автомобилей намного выше, чем у конкурентов. Хотя поклонники машин из Америки далеко не всегда имеют возможность ее приобретения, причиной чего становятся многочисленные трудности в оформлении.

Особенности приобретения американской машины. Для того, чтобы приобрести американскую машину напрямую у владельца, потребуется немало времени и сил. Самым простым вариантом покупки станет использование аукциона, который набирает все большую степень популярности. В этом случае, обязательно следует иметь дело с дилером. Выбор же подходящего автомобиля можно осуществить и через сеть Интернет. После выбора, все данные передаются дилеру, который и занимается всеми дальнейшими действиями для оформления покупки.

Выбор дилера следует осуществлять внимательно и с осторожностью. Его ответственность заключается в покупке машины, доставки из США в требуемое место, и проведение растаможки. Кроме того, в его обязанности входит принятие участия в торгах, и до их окончания неизвестно, в какую цену обойдется машина.

Нюансы оформления. В процессе оформления, потребуется заранее оплатить депозит. Это несложная операция, выполнение которой доступно двумя способами:

  • Оплата на таможне в США;
  • Оплата на таможне страны, куда планируется ввезти машину.

Оплата, проведенная первым способом может входить в залоговую стоимость машины. Все платежи, которые будут сделаны при постановке на учет, будут из нее вычитаться. Если будет выявлен остаток денег, он будет возвращаться владельцу таможней той страны, куда был переведен депозит.

Транспортировка автомобилей из Америки осуществляется двумя вариантами – морем или на самолете. До этого в американском порту осуществляется таможенный досмотр машины. Продолжение растаможки будет уже по прибытию в Россию. Машина выдвигается из порта и направляется на таможню. Она должна полностью соответствовать месту проживания будущего владельца.

Растаможка машины иностранного производства. Для ускорения получения приобретенного автомобиля, владельцу необходимо изучить правила растаможки машин, купленных в США, на территории России. При проведении данной процедуры имеется несколько нюансов, которые требуется принимать во внимание. Стоимость ее будет зависеть от того, для каких целей ввозится машина. Если она приобретена частными лицом для личного использования, то стоимость будет меньше, чем при последующей продаже машины. Частному лицу позволено ввозить не больше одной машины на протяжении года.

Заключение. Основным параметром, который оказывает влияние на сумму пошлины, становится возраст транспортного средства. Кроме того, важное значение имеет топливо, на котором оно работает, и объем двигателя. Наиболее дорогой станет растаможка машины, возраст которой превышает 7 лет. Примерная стоимость перегона машины специализированными компаниями составит порядка 40 тысяч рублей.

Как сдавать через управляющие компании?

Есть разные варианты. Можно сдавать через таксопарки, через прокатные компании и через каршеринги. Немного разные условия, но суть одна и та же. От 18% до 30% годовых вам будут обещать, но 30% — это должен быть очень крутой управляющий. И возможно, это будет либо бизнес-класс, либо премиум-класс. Если мы говорим о комфорте, то надо ориентироваться на 20-25% годовых.

Управляющих много и предложений на рынке много. Я расскажу про тех, а кем я общалась. Есть очень крупный сервис «Авто». Они работают с Uber. Давно на рынке, хорошая репутация. Я знаю несколько людей, которые инвестируют через них, и они в принципе довольны.

Где-то 20–30%, в зависимости от загрузки машины, они делают. Там в основном такси, это именно таксопарк. Но у ребят там все отлажено, и они знают, как подешевле купить и как подороже продать. Зайти в такие проекты с б/у машиной очень сложно. Если б/у, то в пределах года, не больше, а так обычно берутся новые машины, чтобы инвесторы тоже были в равных условиях.

Надо ориентироваться на то, что вход — от 700–750 тысяч. Вы должны вложить свои или свои и кредитные деньги. Как правило, компании помогают взять кредит. Есть вариант вложения денег — просто инвестиции в бизнес. Например, есть такая компания «Шоколад».

Они просто готовы взять у вас 500 тысяч рублей под 18% годовых. То есть они доложат своих денег, купят машину, и вы вообще ни о чем не думаете, у вас просто 18% годовых. Но вы понимаете, что это инвестиции в бизнес, автомобиль на вас не оформлен, то есть, вы просто доверяете этой компании.

Можно говорить о дополнительных гарантиях, например, просить, чтобы, например, на вас оформили залог в вашу пользу. Если они не смогут с вами расплатиться, то вы могли бы обратить в судебном порядке взыскание на автомобиль. Но это все решается индивидуально. Могут пойти навстречу, а могут и не пойти.

А если вы покупаете машину, то вы собственник. В некоторых управляющих компаниях вы остаетесь собственником и отдаете им в управление машину. А в других компаниях, например, «Автофлот», они покупают сами, то есть собственники они, но вы залогодержатель.

Читайте также:  Что такое депозит в банке и какие виды банковских вкладов бывают инструкция как рассчитать вклад

Если что-то происходит и они не выплачивают свои обязательства, то вы имеете право обратить взыскание на этот автомобиль. То есть автомобиль находится у вас в залоге, а в собственности у них. Тоже нормальная юридическая схема — вы защищены. Самая незащищенная схема, которая есть на рынке — это просто инвестиция, когда вы дали денег под проценты.

Лучший вариант, когда вы либо собственник, либо залогодержатель конкретной машины. Есть частные управляющие компании и таксопарки, в Москве их много. С одним из них я тоже общалась. Они берут 30% за управление и просто снимают с вас всю головную боль.

То есть, следить за машиной, звонить, проверять, как она ездит, следит за ремонтами не нужно. Они все это делают за вас и берут 30% комиссии. Вариант рабочий, но надо искать. Причем таксопарки, которые таким образом привлекают дополнительные машины, могут под вашу стратегию найти арендатора.

Либо таксиста, если вы готовы в такси отдавать, либо под личные цели аренду с правом выкупа. У них есть штат, больше рычагов давления на людей, они могут быстрее забрать машину в случае чего. Вы полагаетесь на их опыт, соответственно, для вас это более пассивное инвестирование.

При классической схеме, когда у вас просто забирают машину, возможны простои. Это вы тоже должны иметь в виду, особенно, если заходите кредитными деньгами. Например, она стоит в ремонте, а вы должны платить кредит. Есть сейчас управляющие компании, «Золотая жила» в том числе, у которых есть пул инвесторов и резервный фонд.

Благодаря им, если вдруг у одной машины из пула случается простой или поломка, то эта ситуация перераспределяется на всех участников пула (например, 20—30—50 машин). То есть, все чуть-чуть поменьше получили, но зато защитили одного из инвесторов, у которого произошла поломка.

Еще один ресурс, который порекомендую — Rentacar. Это сервис, который соединяет тех, кто сдает, и тех, кто хочет взять в краткосрочную аренду.

Налоги на инвестирование в европейские бумаги и по операциям с депозитарными расписками

Принципы налогообложения в акции европейских компаний такие же, как и в акции США.

Если у вас российский брокер, то НДФЛ по сделкам купли-продажи он рассчитает и удержит сам. Дивиденды придут на счет уже очищенными от налога. Его удержит эмитент по ставке, действующей в его стране.

А дальше все зависит от того, есть ли у РФ с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Если соглашение есть и ставка там ниже 13%, разницу нужно будет задекларировать и доплатить в российский бюджет.Если выше, то просто отразить дивиденд в декларации. При отсутствии соглашения дополнительно отдать в казну России придется все 13%.

При работе через иностранного брокера посчитать и задекларировать весь НДФЛ по европейским ценным бумагам необходимо самостоятельно.

Что касается налогообложения депозитарных расписок (ДР), то налог с купли-продажи исчисляется по тем же правилам, что и при покупке иностранных акций. Схожий принцип и по дивидендам – чтобы понять, платить ли что-то в РФ, нужно знать:

  • ставку налога на дивиденды в той стране, на бирже которой торгуется ДР;
  • о наличии или отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения.

Действия с налогом мы описали выше.

Важно! При подсчете налога к доплате имейте в виду, что дивиденд начисляется на 1 акцию, а 1 ДР может равняться нескольким акциям (2, 5, 75) или долям акции (например, 1 ДР = 0,1 акции). Эту информацию можно найти на сайте компании в разделе для инвесторов и там же посмотреть сумму начисленных дивидендов до удержания налога.

Налоги по операциям с американскими акциями

Налоги с иностранных акций уплачиваются в двух случаях:

  1. С дохода от продажи;
  2. С дохода по дивидендным выплатам.

Как платить налоги с дивидендов иностранных акций, мы рассмотрим в одном из следующих разделов статьи, а сначала остановимся на торговых операциях.

В инвестиционной среде (мы говорим о простых “физиках” и не касаемся тех, кто на рынке профессионально) принято разделение участников рынка на трейдеров и инвесторов. Первые зарабатывают на кратко- и среднесрочной торговле ценными бумагами, вторые больше ориентированы на долгосрочный рост капитализации эмитентов, в которых они инвестируют.

Деление, конечно, условное. Кто-то совмещает спекулятивную стратегию с инвестиционной, иногда даже не своей воле. Есть такая шутка, что инвестор – это трейдер, у которого не вышло продать акции с прибылью. Нам же важно то, как указанные различия в стратегии могут влиять на налогообложение.

Общая схема, как платить налоги с иностранных акций, такова:

  • Трейдер, который купил и продал ценные бумаги, платит налог с дохода от продажи. То есть посчитать НДФЛ он должен с положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки.
  • Исключительно покупка иностранных акций не влечет за собой налоговых обязательств. Ведь обязанности уплатить НДФЛ не возникает до тех пор, пока акция не продана. Поэтому инвестор, который купил и удерживает ценную бумагу, от обязанности уплачивать налог освобождается, даже если его актив растет в цене.

О порядке и нюансах расчета налога на акции иностранных компаний расскажем далее.

Стратегии инвестиций в автомобили

Сначала рассмотрим самостоятельную сдачу в аренду, что, собственно, мы с мужем и практикуем. Сегодня я буду делиться информацией как частный инвестор, покажу, что это реально, и, конечно расскажу о сложностях, с которыми мы столкнулись. Естественно, там, где есть высокая доходность, — а здесь наша доходность составила 45% годовых, — есть, о чем подумать.

Итак, когда мы задумываемся о самостоятельной сдаче автомобиля, первый момент — это кому мы будем сдавать и на сколько по времени, насколько активно мы хотим быть вовлечены в этот процесс. Я, в первую очередь, пассивный инвестор. Когда я изучала все стратегии, я понимала, что мне нужна доходная, но пассивная стратегия.

Вариант посуточной аренды машины хоть и самый доходный, но требует больше всего вовлечения. Естественно, когда ты просто хочешь создать себе дополнительный пасивный источник дохода, ты не хочешь уходить в это с головой, чтобы постоянно думать о том, где передать эту машину, подписать договор, проверить, все ли хорошо с машиной при сдаче.

Посуточная аренда — это от суток и выше. На сутки взял человек, на два-три дня. То есть вы постоянно вовлечены: подготовить документы, передать машину, страховка, быстро реагировать, если что-то случилось, плюс все время разные люди. Посуточный прокат я сразу отложила, но могу сказать, что он примерно на 30% выгоднее, чем долгосрочная аренда.

Второй вариант — это среднесрочная аренда, от двух недель и выше: месяц, пару месяцев. Если смотреть нашу целевую аудиторию, то при краткосрочной аренде это гости города или люди без машины, у которых, например, сейчас переезд, свадьба, мероприятие, и нужно съездить за город.

А если говорить о среднесрочной аренде, то целевая аудитория другая. Обычно это люди, у которых машина есть, но она в ремонте или они продали машину и ждут, пока в салон придет новая. Есть еще одна категория, мы столкнулись с таким запросом, — это строители.

У них часто несколько машин. Если у них много объектов, то одна машина на одном объекте, нужно ездить на другой объект, и они ищут машину для подмены, но не хотят покупать. Например, объект будет строиться несколько месяцев, и на этот период им нужна еще одна машина. Мелкий бизнес, вроде торговли на рынке, стройки, небольших магазинов, кафе, также звонит.

Когда вы только начинаете, первое, что стоит сделать — это дать тестовое объявление и неделю посидеть на телефоне. Вам будут звонить люди, ваши потенциальные клиенты, и вы будете все узнавать. Когда мы приняли решение, естественно, нам нужно было найти машину.

Пока мы ее искали, я дала тестовое объявление на Авито и на Юле (самые популярные агрегаторы) и начала общаться с людьми. И пока мы покупали машину, я уже составила себе портрет людей, которые ищут автомобили на разный период и поняла, какие вопросы хочу им задавать, чтобы быстрее отметать тех, кто нам не подходит.

Вернемся к целевой аудитории, потом немного расскажу о машине. Когда мы покупаем машину, в первую очередь важно, чтобы она была ликвидная, интересная, если мы не хотим, чтобы она простаивала. Значит, мы смотрим рабочий эконом-сектор. Нам нужно, чтобы сочеталась доходность с затратами, чем ниже затраты, тем выше доходность, но и надежность.

Поэтому самые популярные — это Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Megan, Nissan Almera. В общем, корейцы здесь впереди планеты всей, больше всего на них спрос. Мы взяли Kia Rio. В Москве мы очень долго искали Kia Rio и Hyundai Solaris.

Вопрос цены: за сколько сдать? Если мы говорим о хорошем, среднем эконом-секторе, то это от 1,5-2 тысяч рублей в сутки, если на короткий срок. И если это достаточно свежие машины до 4 лет. На короткий срок, кстати, людям бывает все равно, какая у вас машина, даже если ей пять-шесть-семь лет.

Главное, чтобы она ездила, была презентабельна и по соответствующей цене. В общем, пока вы готовитесь сдавать машину, даете тестовое объявление — это лучший вариант. Определитесь для себя и напишите в объявлении, на какой срок вы готовы сдавать: от суток, от пяти дней, от недели, от двух недель или сразу на долгий срок.

Будьте готовы, что больше 70% звонков будет от людей, которые хотят взять машину под такси. Расскажу, почему мы не хотели сдавать под такси. Конечно, эти люди готовы платить даже больше рынка. Они будут вас убеждать, что они очень хорошие водители и будут заботиться как о своей, — не верьте.

Износ такси почти в два раза выше, чем при другом использовании. Человек будет на ней прямо работать, ведь ему надо и вам платить, и себе платить. Поэтому мы сразу поняли, что это не наш вариант, хотя тут тоже возможна долгосрочность, но при этом ее сильно изнашивают, а мы не хотели получить назад дрова.

Мне важно, в каком состоянии машина ко мне вернется, потому что это моя инвестиция. Поэтому мы сразу решили сдавать на долгий срок людям, которые по разным причинам не могут взять кредит. Которые будут пользоваться для личных нужд, возможно, в том числе использовать для работы, но это не будет такси или частый водитель, который возит кого-то постоянно на большие расстояния.

Опять же, частный водитель может возить с работы до дома возить своего начальника, а может нарезать круги. Это сразу видно. В договоре мы всегда прописываем дневной километраж, 150-200 км в день, чтобы это однозначно было невыгодно для таксистов, и большие штрафы в случае превышения.

Соответственно, наша целевая аудитория — это люди, которые не могут взять кредит: например, испорчена кредитная история или уже взяты большие обязательства, дом, земля, и им просто не дают. И поэтому они вынуждены брать под больший процент у частных инвесторов.

Когда я общалась с потенциальными клиентами, я всегда задавала несколько вопросов: «Где вы живете?», «Есть ли у вас прописка?», «Откуда вы?», «Есть ли регистрация в Москве или Московской области?», «Женаты/замужем?», «Постоянная ли работа?». В общем, чем больше у вас таких «якорей», например, прописка в Москве, проживание и работа в течение 10 лет на одном месте, наличие жены и детей — это все плюсы.

Чем больше вам будет понятна история вашего клиента, тем лучше, тем вы будете спокойнее. Пообщавшись месяц с разными людьми, я примерно поняла, кого я хочу найти, и быстрее говорила «нет». Потому что есть «прилипалы», которые будут пытаться вас «прогнуть», особенно если цена привлекательная, но вы сами для себя ответьте, кому вы готовы сдавать, чтобы спокойно спать, а не каждый день сидеть и думать, вдруг что-то случится. Я за пассивное инвестирование. Если вы активный инвестор и для вас это больше как бизнес, то тут немного другая схема.

Учитываем валютную переоценку

Иностранные акции номинированы в иностранной валюте, курс которой постоянно меняется. А доходы и расходы для налогообложения мы учитываем в рублях: доходы от продажи пересчитываем по курсу Банка России на дату продажи, расходы на покупку – на дату покупки, а НДФЛ уплачиваем с рублевой разницы.

Важно! По иностранным акциям на Московской бирже налог не будет отягощен валютной переоценкой, так как они сразу торгуются в рублях. Список иностранных эмитентов, акции которых доступны к покупке на Мосбирже, можно найти на ее сайте. 

Читайте также:  Мультивалютный вклад: что это такое, процентные ставки, плюсы и минусы

Предлагаем рассмотреть несколько примеров, которые объяснят, как рассчитывается валютная переоценка и как она влияет на налоги.

Пример 1

Допустим, мы купили 100 акций компании N по 60 долл. США и через некоторое время продали их по 70 долл. Курс на дату покупки – 71 руб. за доллар, на дату продажи – 72 руб. за доллар. Мы не будем брать в расчет брокерские комиссии, чтобы не усложнять расчет. Но они также падают на расходы и переводятся в рубли по курсу на дату сделки.

Считаем финрезультат.

На росте акций нам удалось заработать 1 000 долл. (100 шт. × 70 долл. – 100 шт. × 60 долл.).

Переоцениваем сделку в рубли и получаем облагаемый НДФЛ доход в сумме 78 000 руб. (100 шт. × 70 долл. × 72 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 71).

С этой суммы мы и должны уплатить 13% НДФЛ, то есть 10 140 руб. (78 000 руб. × 13%).

Здесь с уплатой налога всё логично: у нас прибыль и в долларах, и в рублях. Значит, налоговая база объективно есть.

Пример 2

Возьмем ту же сделку, но предположим, что купили мы акции, когда доллар стоил 81 руб., а продали при курсе 69 руб. за доллар.

В долларах у нас та же прибыль равна 1 000.

А в рублях будет убыток 3 000 (100 шт. × 70 × 69 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 81 руб.).

Значит, несмотря на долларовую прибыль, платить НДФЛ нам не придется. Выгодно? Не то слово. Но, к сожалению, российские реалии таковы, что со временем курс рубля к доллару слабеет. И более вероятной будет следующая ситуация.

Пример 3

Покупка акций состоялась по курсу 65 руб. за доллар, а продажа по 81 руб.. Кроме того, снизились котировки, ведь акции могут как расти, так и падать, и иногда существенно.

Условимся, что купили мы 100 акций по 60 долларов, а продать их пришлось по 50 долларов.

Финрезультат в долларах – убыток 1 000 долларов (100 шт. × 50 долл. – 100 шт. × 60 долл.).

А вот в рублях, сюрприз – доход 15 000 руб. (100 шт. × 50 долл. × 81 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 65 долл.) и НДФЛ к уплате 1 950 руб. (15 000 руб. × 13%).

Можно ли избежать уплаты НДФЛ с валютной переоценки? Один способ есть – удерживать акции больше трех лет и получить вычет на долгосрочное владение, о котором мы говорили ранее.

Кто рассчитывает переоценку? Если вы торгуете через российского брокера, все посчитает он. Если же вы счастливый обладатель счета у зарубежного брокера, все расчеты придется делать самостоятельно.

Хитрости при сдаче авто в аренду

Теперь вкратце о некоторых неочевидных хитростях при сдаче автомобиля в аренду. Имеются несколько параметров, которые следует учитывать при начале подобного бизнеса:

1. Класс автомобиля. Существует 4 класса авто: эконом, люкс, комфорт и комфорт плюс. Но соотношение размера посуточной аренды к классу автомобиля не имеет вообще никакого отношения, и это при том, что автомобили более высокого класса изначально обойдутся дороже. Поэтому, здесь оптимальным будет брать машину 2-3-летней давности.

2. Цвет автомобиля. Далеко не самый известный факт состоит в том, что под такси лучше берут автомобили белого или желтого цвета. Причина проста: во многих городах нашей страны цвет машин такси регламентирован законодательно и, как правило, это белый или желтый.

3. Стоит ли брать машину из такси? Казалось бы, однозначно, нет. Но не все так однозначно. На такую машину проще получить лицензию, не нужно платить страховку, да и цена будет гораздо ниже;

4. Подержанная или новая? Вечный вопрос. Как правило, оптимально брать машину 2-3 летней давности, так как цена ее падает сразу после покупки в салоне, а вот уже после 2-3 лет падение цены заметно замедляется;

5. Где приобрести автомобиль максимально выгодно? Самые выгодные варианты – это приобретение в лизинг и машины из автопарка. А варианты, которые не стоит даже рассматривать – это автомобиль «Тесла» из «Яндекс Такси» и старые автомобили «Лада». И те, и другие для данного бизнеса не подходят.

Лучше брать проверенные временем автомобили, которые любят и ценят водители и на которые стабильный спрос. Не нужно переплачивать за так называемые «понты», типа подогрева руля. Это не станет преимуществом при сдаче в аренду, а переплатить изначально за это придется прилично.

Чек-лист по самостоятельной сдаче автомобиля

Первое — вопрос безопасности. Когда мы сдаем в аренду недвижимость, квартиру, то она никуда не убежит: застраховали от затопления, других рисков и спите спокойно. А с машиной все сложнее, поэтому по безопасности много нюансов.

1) Страховки. Оформляем ОСАГО для всех водителей и КАСКО ограниченное. Мы хотели минимизировать свои расходы и не стали за 70 тысяч оформлять полное КАСКО. Мы оформили КАСКО ограниченное, то есть против самых существенных рисков — это угон и полная гибель.

2) Договор. После страховки переходим к договору. У меня большой договор, я его сама составляла. Многие моменты я предусмотрела в силу того, что я юрист. Но зачем изобретать велосипед: на сайтах нескольких прокатных компаний я посмотрела типовые договоры и очень много полезных идей подчерпнула.

Все это включила в свой договор, и многие риски, многие запреты взяла такие, о которых я даже не подумала бы. Например, что в машине нельзя курить, нельзя перевозить строительный мусор, нельзя передавать никому автомобиль. То есть, автомобилем может пользоваться только ваш арендатор или люди, которых он сразу обговорил. Условно, если арендует муж, то и жена может водить.

У нас было два арендатора за этот период, и оба водили единолично. Опять же, дополнительный водитель — это тоже расходы на страховку, которые ложатся на арендатора. Договор я составляла очень долго. Включала много различных моментов по ДТП, по штрафам, по срокам, конечно, момент депозита.

Изначально у нас был небольшой депозит. При аренде 34 500 рублей в месяц у нас был депозит в 15 000. Сейчас я понимаю, что надо брать больше, как минимум месячный депозит. Чуть позже расскажу, почему. И, естественно, плата всегда вперед. С первым арендатором мы договаривались по две недели, второй арендатор платил помесячно, за месяц вперед. Если кому интересна стратегия с такси, то там посуточная аренда, водитель перечисляет за сутки. Прописывается километраж.

У нас было еще ограничение по территории использования — Москва и Московская область. Если человек хочет выехать, он с нами согласовывает. В договоре мы указывали место работы, регистрацию, фактическое проживание, родственников и их контакты. Связывались реально по контактам.

В данном случае у нас были муж и жена. Также можно проверить человека как минимум по открытым базам, по ФССП (сайт Федеральной службы судебных приставов). Там можно проверить наличие действующих исполнительных производств. Мы проверяли наших арендаторов и смотрели, есть ли у них непогашенные долги, например проиграли суд и кому-то не платят. Если они недобросовестные должники, то мы их не берем. Есть базы по судимостям, но к ним не у всех есть доступ.

3) Оснащение машины. Здесь нюансы с датчиками. Есть главный датчик, который нам показывает, где находится машина в любой момент времени. Этот датчик устанавливается на коробку передач, отслеживает физическое нахождение и перемещения машины.

Есть еще скрытые датчики, которые работают на батарейках, не от двигателя. Это ваша дополнительная защита на случай недобросовестности арендатора. Если он сменит основной датчик, они вас спасут, покажут, где физически находится ваша машина. Они обычно спящие, просыпаются раз в 1-2 суток, просто фотографируют местонахождение со спутника и передают вам.

И если вдруг вам отключили основной датчик, то по второму датчику вы сможете найти машину. Я знаю, некоторые ставят и три датчика: один основной и два вспомогательных. Сколько это стоит? Основной датчик стоил 7 000 рублей, а вспомогательный 3 500. Плюс его настройка и выезд специалиста стоили 1000 рублей. И ежемесячное обслуживание — 300 рублей.

4) Расчеты. На Авито и Юле вы можете найти все цены, посмотреть, какой рынок. Что касается нашей, то для краткосрочной аренды 1300-1500 в сутки — абсолютно нормальная цена для эконом-класса. А если долгосрочная, то 1100–1200, если машина не новая. У нас она 2021 года, и мы ее сдавали сначала за 1150, а потом за 1000 в сутки.

Расскажу, что у нас получилось. Сначала у нас есть тестовый период. Я всегда предупреждаю потенциального арендатора, что нам нужно один—два месяца с вами поработать, посмотреть, как вы платите и ездите. Вы посмотрите на машину, все ли вас устраивает.

И уже через один—два месяца мы заключим основной договор, в котором все будет прописано. Если вдруг есть какие-то проблемы, вам или мне что-то не понравится, то мы расстанемся. Все шли на это. Мы с двумя арендаторами так и работали. Оба сначала подписывали договор на два месяца и потом уже на долгий срок. Просто этот период, первые два месяца, мы включали в срок аренды по основному договору.

Договоры у нас были от физлица. Нам не хотелось вешать эту деятельность на ИП (у нас оно есть, но для других целей, для других ОКВЭД). Мы хотели сначала проверить, как это работает. Может, это вообще будет некомфортно, как пассивным инвесторам. Вдруг очень много будет требовать внимания и сил, и зачем тогда подвязываться и заключать с ИП договор. И мы решили, как физлица.

Изначально с доходов от аренды авто надо платить 13% НДФЛ, надо подавать декларацию на доход. Если оформить как ИП, то налог будет меньше — 6%. Но с января вступил в силу закон о самозанятых, я считаю, это одна из лучших форм — налог будет всего 4%, так как вы сдаете физлицам.

Дальше мы оформляем официальный договор, акт приема-передачи. В акте мы указываем состояние машины. Этот документ очень важен. Потом, когда вы будете принимать из аренды машину, если вдруг у вас ее не выкупят, то вы будете ее забирать по акту, в нем будет фиксироваться состояние.

Штрафные санкции

Оштрафовать инвестора в иностранные ценные бумаги могут:

  • За неподачу в срок декларации 3-НДФЛ по ст. 119 НК РФ – на 5% от налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.;
  • За неуплату НДФЛ по ст. 122 НК РФ – на 20% (а если докажут умышленность – на 40%) от незадекларированной и неуплаченной суммы налога. Если декларацию вы подадите, то за неуплату начислят только пени – 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Кроме этого, с 2020 года введена обязанность подавать в ИФНС уведомления:

  • об открытии (закрытии) зарубежных брокерских счетов – в течение месяца с даты открытия/закрытия;
  • о движении денежных средств на этих счетах – до 1 июня года, следующего за отчетным; первый такой отчет нужно сдать до 01.06.2021.

Отчет о движении денежных средств не подается, если соблюдаются два условия (одновременно):

  • Финансовая организация (брокер) находится на территории страны – члена ОЭСР или ФАТФ и автоматически обменивается финансовой информацией с РФ.
  • Пополнения или списания по счету за год не превышают 600 000 руб. или их не было и при этом остаток на счете не превышает 600 000 руб. (валютный остаток пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на 31 декабря отчетного года).

Клиентам американских брокеров от сдачи отчета не освободиться: США входит в ОЭСР и ФАТФ, но финансовой информацией с РФ не обменивается.

Штрафы за неподачу этих документов прописаны в ст. 15.25 КоАП РФ:

  • 1 000–1 500 руб. за просрочку или представление уведомления об открытии/закрытии счета не по утвержденной форме;
  • 4 000–5 000 руб. за неподачу уведомления об открытии/ закрытии счета;
  • 300–1500 руб. за просрочку отчета о движении денежных средств (в зависимости от длительности просрочки);
  • 2 000–3 000 руб. за несдачу отчета о движении денежных средств.
Оцените статью