Как придерживаться христианских убеждений при инвестициях — Ведомости

Когда инвестирование становится религией и почему это плохо, особенности грамотного инвестирования

Заметил забавную штуку. Как распознать на биржевых сайтах воспалённого сектанта, чтобы, не дай бог, не ввязаться в спор. Они, помимо иных признаков, любят писать слова с большой буквы — «Трейдинг» и «Инвестиции» (прошу прощения у редких разумных людей, если те так тоже делают, но не стоит копировать плохие привычки).

Но это две разные секты, не перепутайте.

В первой веруют в грядущие сотни годовых, чёрточки на графиках и в какого-нибудь конкретного мессию, которых их в эту веру вовлёк. Сам мессия, скорее всего, всё уже давно понял и верует только в пожертвования на храм Святого Грааля. Но про эту общину и так все знают.

Интереснее с сектой № 2. Она построена как чистое отрицание греховных лудоманов секты номер № 1. И на первый взгляд они кажутся даже разумными людьми. Потому что объект их критики — действительно в основном греховные лудоманы. Но дальше там проблемы с логикой.

Отрицание явной глупости — ещё не ум, как сказали бы специалисты по когнитивным искажениям.

Как-то с одним адептом поговорил в комментариях и увидел, какой неприличной стороной торчит их символ веры.

Из того, что совращённые бесами лудоманы никогда не получат свои 200% (или сколько им посулили бесы?), не следует, что свято верующие в инвестиции получат свои 20% доходности сверх инфляции (или сколько им там нашептали ангелы?). Им кажется — их процветание гарантировано, ведь они же не лудоманы. Они очень не любят, когда инвестиции, как и трейдинг, сравнивают с игрой, где можно выиграть, можно проиграть, а главное — нужно уметь. Слово «игра» греховно, они — не играют. Вот правда, это у них прям заклинание какое-то «мы не играем», «мы не играем»… И вот только за это им, видимо, причитаются.

На самом деле — конечно, нет.

Инвестировать в индекс и дивидендные акции тоже можно по-разному.

Можно сделать это и под минус 2% годовых, например. Купите паи среднего российского ПИФа. Или наберите акций и трясите портфель каждую неделю.

В инвестициях, конечно, тоже играют — только в другую игру, менее опасную. И там тоже можно уметь или не уметь.

Далее, из того, что 95% занятых «трейдингом» проиграет деньги, не следует, что трейдинга — не бывает. Я бы вообще сказал, что эти 95% были заняты не трейдингом, а чем-то другим. Трейдинг — это совершение серии однотипных сделок по системе, корректно тестированной на истории и дающей смещение вероятности в пользу трейдера. Вот эти 95% бедолаг — они вряд ли этим были заняты.

И вот пристал ко мне представитель секты № 2. Мол, пока мы участвуем в бизнесе компаний, вы играетесь в спекуляции… Во-первых, ещё большой вопрос, кто из нас лучше составит пассивный портфель — я бы на себя ставил. Но как-то лениво спорить. Решил задавить фактами, благо, все эти эквити где-то есть. Вот у меня за последние семь лет — такая средняя доходность и такая просадка. У вас — такого по определению быть не может. Ну и семь лет вроде бы статистически значимый срок, даже если завтра всё кончится, из жизни этот срок не выкинешь.

Думал — придавил оппонента, хотя не вполне спортивно, может быть. Куда там. Из того, что я был очевидно успешнее его, он сделал вывод, как… глубоко я погряз в игромании. И даже, кажется, меня пожалел.

Мораль: не спорь с сектантами. Как только увидел большие буквы И или Т, сразу отходи в сторону — не мешай людям, у них там религиозная жизнь.

___________

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо от читателя:

Здравствуйте. Уже 8 лет с супругой и дочкой живем с родителями. Чтобы как-то выйти из трудной материальной ситуации и заиметь собственное жилье, начал искать дополнительные заработки и читать книги по финансовой психологии. Скажите, нормальное ли это желание для христианина — обеспечить свою семью, думать больше о деньгах и желать собственной реализации, своего бизнеса, или это служение мамоне? Как определить грань? В этих книгах написано: чтобы разбогатеть, нужно страстно этого желать, а христианство предлагает смириться и принимать все как есть. Спасибо.

Роман

Об этом мы беседуем со священником Стефаном Домусчи, кандидатом богословия и философских наук.

Отец Стефан, насколько желание самореализоваться «законно» с точки зрения православия?

Хотеть самореализации православному человеку не только «законно», но и естественно. Верующий человек просто обязан к ней стремиться. Только самореализацию он должен понимать по-христиански.

Что это значит?

Основной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реализации? Традиционно под самореализацией понимают раскрытие и реализацию своих способностей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реализации у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богатство. А какой должна быть цель православного человека? С церковной точки зрения человек должен реализовывать себя — чем бы он ни занимался — через любые свои поступки, дела, взаимоотношения с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и вы отдавали себе отчет в том, что и для чего вы делаете.

Читайте также:  Бизнес-план гостиницы с расчетами: готовый пример

Скажем, может ли христианин хотеть стать начальником? Может, если он чувствует в себе призвание, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Например, все у него в руках спорится, он знает, как реализовать данный проект, так пусть занимает руководящую должность — почему нет? Здесь важна мотивация: не власть сама по себе, а принесение пользы и сотворение блага.

Есть молитва перед началом всякого дела — ее можно найти в каждом православном молитвослове: «Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою». А молебен на начало всякого доброго дела служат не только перед тем, как заняться чем-то очевидно богоугодным, но и при организации шиномонтажной мастерской, например.

И как шиномонтаж может служить к славе Божией?

В Писании о славе Божьей говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.

Раз Бог сотворил нас свободными и, воплотившись, дал ориентир — уподобиться Ему, мы должны ежедневно в отведенный нам срок жизни поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.

Но у человека может появиться естественный азарт в профессии, желание продвигаться по карьерной лестнице и больше получать. Это плохо?

Нет. Получать за свой труд деньги — это нормально. Но важно стремиться не к финансовым высотам, а к высотам качества, ощутимому результату, несущему благо другим. Вот в чем смысл.

Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менеджером. Чтобы купить себе дорогую машину? Подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы? Или чтобы реализовать свои способности руководителя и послужить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушайте, что вам говорит ваша совесть.

А как быть с популярными книгами по финансовой психологии и с различными методиками, вроде: «одевайся как успешный, думай как богатый»?

Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а остальное тебе приложится. И если человек ставит целью исключительно зарабатывание денег, он прямо противоречит призыву Христа не собирать себе сокровищ на земле.

Если же ваше стремление к добру совпало с тем, что вы разбогатели, вы с чистой совестью можете, например, позволить себе отдых чуть более затратный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посылает в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.

Что касается популярных психологических методик достижения богатства, то, с христианской точки зрения все они несостоятельны.

В каком смысле несостоятельны? Они не работают? Или работают так, что лучше держаться от них подальше?

Я говорю про те методики, которые предлагают достичь богатства, «изменив сознание», перестав ощущать себя бедным. Они строятся на попытке подражать мышлению богатого человека. То, что абсолютному большинству они попросту не помогут, — это полбеды. Но часто такие практики нацелены на «привлечение» богатства оккультными способами, а это уже по-настоящему опасно.

Другое дело, если вы мечтаете не «поменять сознание» и не «открыть в себе сверхспособности», а как взрослый и ответственный человек осознать свою мотивацию (например, желание заработать больше денег для покупки квартиры), понять, что психологически мешает этому желанию осуществиться и проработать эти проблемы: заняться финансовой грамотностью, научиться вести переговоры, стать решительным, инициативным. В этом ничего предосудительного быть не может. Но повторю, тут главный вопрос — в чем цель: если методика учит тебя общаться с людьми, выстраивать отношения — это одно, а если ориентирует на богатство как на самоцель — это другое.

И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнорируют Бога.

То есть, если доверять не модным теориям достижение успеха, а Богу, это непременно приведет к благополучию?

Сначала определитесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасение? Мы все-таки полагаемся на Бога, когда думаем о спасении, а не о том, что Он закутает нас в шелка. Именно в спасении в вечности, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благополучия для христианина. А вот вести к спасению Он нас может по-разному: кого-то испытанием бедностью, кого-то — богатством.

Читайте также:  Иностранные инвестиции в экономику Китая в январе выросли до $12,68 млрд - Экономика и бизнес - ТАСС

Вы спросите: неужели все, что остается людям с зарплатой в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Златоуст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.

Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работайте, трудитесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддержит вас во всем.

Но будьте рассудительны: оцените свои силы, не превращайте свою жизнь в ад, где вы из последних сил тянете лямку, а семья все равно мучается, потому что вы купили в кредит дорогую квартиру, а теперь не знаете, как погасить долг.

Другими словами, христианский путь к лучшей жизни — это адекватно оценить свои силы, самому стремиться к желаемому и молиться Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилучшим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не заглядывать в зубы дареному коню, то будете счастливы.

Да, это не значит, что все мы будем жить как цари — роскошных палат нам никто не обещает, иначе это было бы похоже на рыночные отношения: «Я Тебе, Господи, стремление в Царство Твое, а Ты мне — квартиру». Нет, это работает не так.

«Что у тебя есть? Что надо, то и есть. А что тебе надо? А вот что есть, то и надо» — этими словами из одного кинофильма можно описать в том числе и христианское отношение к мирским благам. Конечно, это сложно, когда вокруг процветает культ богатства и роскоши: вы чувствуете себя несчастным, обиженным от того, что у вас чего-то нет… И вот здесь-то как раз и надо изменить сознание: мы не должны бежать за современной философией богатства и подстраивать под нее богословие.

Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и приходится постоянно себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?

Нет. Но хотеть жить лучше, желать достойного жилища и стараться заработать на него — это совсем не то же самое, что написано в книжках по финансовой психологии. Да и подходить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремятся непременно купить квартиру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.

Просто не перегибайте палку — старайтесь обеспечить свою семью, но полагайтесь в этом на Бога, а не на симпатическую магию. Думать о деньгах, уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — нормально, это часть жизни. Но относиться к деньгам как к высшему благу, менять мировоззрение ради достижения богатства — это значит действительно служить мамоне, а не Христу.

Беседовала Анастасия Бавинова

Как придерживаться христианских убеждений при инвестициях

В понедельник Stoxx Ltd. добавила к семейству индексов европейский христианский индекс (тикер SXCHP, рассчитывается в долларах и евро). В него могут быть включены компании из индекса Stoxx Europe 600 «в соответствии с ценностями и принципами христианской религии», говорится в сообщении компании. «Это признание растущего числа христианских участников рынка, которые хотят инвестировать в соответствии со своими религиозными убеждениями, – заявил гендиректор Stoxx Гартмут Граф. – Новый индекс представляет широкую подборку европейских компаний, которые ведут себя ответственно с точки зрения этики, окружающей среды, в социальном плане и с точки зрения бережливости и, следовательно, соответствуют христианским ценностям».

Его состав утверждается два раза в год – в июне и декабре. Число компаний, входящих в него, может меняться. Сейчас их 533 из 600, входящих в основной индекс (данные FT), их рыночная капитализация – 5,8 трлн евро, free float – 4,5 трлн. Список этих компаний не раскрывается. Представитель Stoxx Андреа Вайдеманн сообщила, что наибольший вес в индексе имеют HSBC, BP, Nestle, Vodafone, Roche, Royal Dutch Shell, GlaxoSmithKline, Telefonica, Siemens и Rio Tinto. На вопрос, почему в индекс включена GlaxoSmithKline, которая производит в том числе контрацептивы, Вайдеманн ответила, что запрет распространяется только на компании, получающие весь доход от деятельности, противоречащей христианской этике. Долю дохода, которую компания может получать от нежелательных операций, она сообщить отказалась. По ее словам, жесткий запрет действует только в отношении оружейного бизнеса: компании, связанные с ним, в индекс включаться не будут.

Читайте также:  Доходность ПИФов в 2020 году — Реальное время

Религия и инвестиции

Как религиозные убеждения влияют на заработки биржевых спекулянтов.

Интуитивно понятно: бизнес, который идет вразрез с представлением о морали и нравственности, должен приносить больше денег, чем тот, к которому общество относится без осуждения. Торговля оружием, алкоголем или сигаретами, по идее, более прибыльна, чем, допустим, производство йогуртов. Исследование, проведенное компанией UFG Wealth Management, показывает, что это представление недалеко от истины.

UFG Wealth Management проанализировала результаты работы американских фондов, которые инвестируют в ценные бумаги, ориентируясь на религиозные ценности. Всего в мире 43 христианских фонда. По словам аналитика компании Антона Толмачева, по стратегии они мало чем отличаются от обычных фондов, кроме одного: они не покупают акции компаний, чья деятельность или продукция может толкать людей к греховным поступкам.

В портфеле таких фондов вы никогда не найдете акций производителей алкоголя, оружия, табачной продукции, компаний индустрии развлечений, медицинских учреждений, специализирующихся на абортах. Благочестивый инвестор может выбрать себе фонд в соответствии со своим вероисповеданием. Например, по словам Толмачева, американская FaithShares Advisors управляет католическим, протестантским, лютеранским фондами.

Кроме того, в мире существует довольно большая группа исламских фондов (всего 517), предлагающих инвестировать в соответствии с Кораном. У них больше ограничений на инвестиции, чем у христианских фондов. Так, правоверный мусульманин не должен покупать акции компаний — производителей свинины или традиционных финансовых учреждений, которые дают и берут в долг под проценты. Таким фондам сложно проводить операции с деривативами, облигациями или акциями банков, если те работают не по законам шариата.

Инвестиционный процесс в религиозных фондах обычно сопровождают духовные лица, определяющие, что именно можно покупать, а что нет. Например, у фонда Ave Maria Catholic Values под управлением Schwartz Investment помимо инвестиционного менеджмента есть также совет Catholic Advisory Board, который оценивает все инвестиционные идеи с позиции римской католической церкви. В мусульманских фондах похожий принцип отбора инвестиций. Фонды обязаны получить на свою деятельность фетву — решение по исламскому праву, выдаваемое муфтиями.

Помогает ли вера обыгрывать рынок?
Sтохх Europe Christian Price Index, список бумаг для расчета которого одобрен Ватиканом, с 2005 года вырос на 15,9%, в то время как S&P 500 прибавил 11,7%. Отдельные фонды показывают еще более высокие результаты. Акции Ave Maria Catholic Values за то же время выросли на 25,8%. В портфеле фонда в основном бумаги крупных международных компаний — Hewlett-Packard, Exxon Mobil, Western Union. Результаты мусульманских фондов выглядят еще лучше: Dow Jones Islamic Market World Index за то же время вырос на 41,8%, а S&P 500 Shariah Index — на 33,2%.

Но увы, выясняется, что по эффективности «безгрешным» инвестициям далеко до «греховных». Больше всего выросли акции тех компаний, которые религиозные фонды вычеркнули из своих портфелей. Так называемый индекс греха — SINdex, рассчитываемый дочерней компанией немецкой биржи производных инструментов Eurex на основе 30 акций операторов казино, производителей алкоголя и сигарет, — вырос с 2005 года на 72,2%.

«Этому есть фундаментальное объяснение: доходы таких компаний (а значит, и стоимость акций) не слишком зависят от экономической ситуации. Спрос на их продукцию или услуги не падает в кризис и даже может расти», — говорит Толмачев.

Портфель, сформированный по этому индексу, будет выглядеть как набор для веселой вечеринки. В него, например, входят производитель алкоголя Diageo, British American Tobacco, Philip Morris, корпорация Las Vegas Sands, владеющая казино в Лас-Вегасе, производитель столов для игры в рулетку Shuffle Master. В индекс не включены производители оружия, но акции таких компаний, как Smith & Wesson, вполне можно добавить в портфель самостоятельно.

Социальная ответственность или следование религиозным убеждениям при инвестировании обходится христианам в 5,1% годовых, а мусульманам — в 3–4% годовых относительно SINdex. В циничном мире денег основным мерилом успеха является доходность. Возможно, поэтому активы религиозных фондов невелики. В христианские фонды вложено всего $14,3 млрд, а в исламские — $33,7 млрд. В совокупности это меньше 0,5% средств под управлением взаимных фондов США.

Авторы: Павел Миледин, Алексей Ильин
Источник: www.forbes.ru

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.