Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями Вклады для молодёжи

В этой статье мы расскажем о том, для чего можно использовать Яндекс Карты и Google Maps при планировании, какие сервисы и приложения использовать, чтобы посмотреть трек или построить маршрут самому. Подскажем, где искать уже готовые маршруты и что можно сделать заранее, чтобы путешествие удалось.

Вы посмотрели фотографии или видео, прочитали отчет о походе, и у вас появилось стойкое желание посетить то самое место, побывать в тех краях. Рюкзак есть, экипировка есть, неудержимое желание отправиться в путь прямо сейчас — есть. Но стоп! Чтобы все прошло гладко и впечатления от похода были только положительными, вам нужно как следует спланировать путешествие.

План — весьма полезная штука, которая экономит время и помогает избежать множества проблем. А начать планирование стоит с карты. Для пользы дела стоит изучить местность не только через фотографии в соцсетях, но и формально — через картографические сервисы.

Есть много подходов к рассмотрению маршрутов: можно просто посмотреть его на Яндекс Картах, а можно подойти к делу с научной точки зрения, изучив местность по топографическим картам, а также по фото- и видеоотчетам тургрупп.

Какой подход использовать — зависит от сложности маршрута. Если это загородный поход выходного дня, то можно найти интересный трек и пройти по нему с помощью мобильного приложения. Но если вы хотите, например, пойти в самостоятельный поход по Алтаю, то следует подготовиться более тщательно.

Содержание
  1. Зачем нам Яндекс Карты и Google Maps
  2. Используем чей-то трек
  3. Строим трек сами в сервисе
  4. Приложения для навигации по треку
  5. Устройства для навигации
  6. Что такое маршрутный лист
  7. Кому нужен маршрутный лист
  8. ГСМ
  9. Подотчётные средства
  10. Как создать маршрутный лист
  11. Структура маршрутного листа
  12. Как сделать маршрутный лист
  13. Как заполнить маршрутный лист
  14. После оформления маршрутного листа
  15. Чем отличается маршрутный лист от путевого листа
  16. Чем отличается маршрутный лист грузового автомобиля от легкового
  17. Основные выводы
  18. Популярные вопросы
  19. Приложения для отслеживания общественного транспорта
  20. Яндекс Карты
  21. ИС
  22. Московский транспорт
  23. Google карты
  24. Bustime
  25. Moovit
  26. TransportSpb
  27. Транспорт Подмосковья
  28. Грузовики такие же, как легковушки, но есть нюанс
  29. Сложная жизнь грузовиков в городе
  30. Нельзя просто так взять и войти в грузовую зону
  31. Грузовые маршруты
  32. Поисковая волна и система штрафов
  33. Второй вариант построения маршрутов
  34. Завершающие штрихи и повышающий коэффициент
  35. Как в итоге работает алгоритм

Зачем нам Яндекс Карты и Google Maps

Вы наверняка слышали, что для планирования маршрута Яндекс Карты или Google Maps не подходят — там нет ни троп, ни источников воды, ни мест стоянок, даже рядом с крупными городами. Что и говорить о горных областях.

А в сервисе Google Планета Земля с включенными слоями «Фотографии» и «3D» можно оценить местность со всех сторон, посмотреть панорамы некоторых популярных троп или панорамные фотографии конкретных точек на маршруте (если их кто-то сделал и загрузил в сервис).

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями
Район Красной Поляны в сервисе Google Планета Земля в режиме 3D, синим цветом обозначены панорамы

Используем чей-то трек

Самое простое — следовать по уже созданному маршруту. Такие маршруты можно найти в приложениях, о которых мы расскажем далее или поискать самостоятельно в поисковиках. Сейчас есть масса сайтов, на которых бесплатно выложены треки, которые можно загрузить в часы или приложение. В большинстве случаев к ним есть и описания. Посмотреть треки можно, например тут или тут.

Большинство треков — это файлы с расширением GPX или KLM. Эти форматы умеют читать различные картографические сервисы, приложения и устройства навигации, в том числе спортивные часы.

Но, пользуясь чужими треками, вы должны понимать, что есть нюансы:

  • Трек, пройденный даже год назад, сейчас может быть уже неактуален: где-то стоит забор, где-то заросла тропа, а где-то дорога разбита квадроциклами так, что идти по ней — сомнительное удовольствие.

  • Трек создавался под группу, которая шла быстрее или медленнее, чем нужно вам.

  • На маршруте нет видовых точек или нитка трека не заходит к нужным вам достопримечательностям.

Принимая решение идти по чужом треку, постарайтесь найти расширенное описание и фотографии автора. Если этого в открытом доступе нет, попробуйте связаться с автором маршрута и уточнить интересующие вопросы.

В этом случае придется загружать трек в картографический сервис и редактировать его под ваши запросы.

Строим трек сами в сервисе

Используете ли вы чей-то трек или создаете его заново — удобней всего это делать в картографическом сервисе, сидя за компьютером или ноутбуком и предвкушая путешествие.

Во первых, на экране компьютера или ноутбука удобней масштабировать карту, оставлять заметки по треку или искать новые точки. Во вторых, если совместить прокладку трека с обзором панорам или отдельных фотографий на маршруте, то вы будете иметь лучшее представление, что вас ждет.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Особенность сервиса — автоматическая постройка маршрута от старта до финиша. В том числе и по рекам. Есть возможность добавлять промежуточные точки, чтобы построить трек так, как нужно вам. Доступно большое количество слоев, в том числе Wikimapia — вики-формат, рассказывающий о той или иной местности.

На карте отображается тип поверхности, расстояние, набор высоты, время по треку для той активности, которая выбрана: пешком, на велосипеде (шоссейном и горном), на автомобиле и по реке.

Готовые треки хранятся в вашем профиле, вернуться к ним можно в любой момент. Есть возможность добавлять заметки и фотографии к треку, поделиться им или пригласить друзей его редактировать.

Автопостроение маршрута поможет вам сэкономить массу времени. А чтобы сделать его более гибким при построении в ручном режиме, достаточно проставить дополнительные точки.

Основной функционал бесплатный, и его вполне хватает для большинства задач. К сожалению, у сервиса нет мобильного приложение, а пользоваться им без интернета не получится.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Известный бесплатный сервис онлайн-карт. В нем нет возможности автоматически строить маршрут, вместо этого вы самостоятельно рисуете нитку трека. Зато есть множество слоев: топографический, спутниковые снимки, перевалы и вершины от турклуба «Вестра» с описанием и отчетами. Как и у первого сервиса, nakarte. me не имеет мобильного приложение и подходит только для планирования и оценки маршрута.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Сервис больше ориентирован на относительно простые и популярные маршруты. Но можно найти интересные треки, например, по Алтаю, Северному Уралу и Камчатке.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Еще один сервис, доступный в web-версии и мобильном приложении. Функционал аналогичен Wikiloc, но маршруты в России представлены слабо. Причем большинство из них — веломаршруты.

Сервис продвигает свою карту, подключить дополнительные слои нельзя, кроме трех специализированных: хайкинг, вело, МТБ. Но они доступны только в платной версии.

Сервис может автоматически строить маршрут, но следует перепроверять трек, так как актуальность карт иногда вызывает вопросы.

Больше подходит для навигации в крупных городах и их окрестностях.

Приложения для навигации по треку

В отличии от десктоп сервисов, приложения удобно использовать для навигации и корректировки маршрута на месте. Важное условие при этом: иметь загруженные off-line карты используемого приложения. Без доступа в интернет пользоваться приложением без загруженных карт не получится.

Еще одно удобство приложений — карты в них имеют хорошую детализацию. В большинстве случаев вы сможете найти нужны дороги и тропы, посмотреть профиль высот и направление уклонов, найти известные видовые точки, места стоянок, источники воды и другие важные объекты.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Organic Maps — бесплатное приложение для навигации, которое разрабатывает та же команда, которая создавала Maps.me. Если вы помните приложение Maps.me, то скорее всего заметите сходство функционала.

Все карты доступны в офлайн, причем бесплатно. Можно следовать загруженному gpx-треку, править его или создать маршрут с нуля — в приложении есть автоматическое построение маршрута: авто, вело, пешего, на общественном транспорте.

Есть отображение высот, но не такое детальное, как на топографических слоях, например в nakarte.me. В целом детализации карт достаточно для планирования и навигации.

Еще одно приложение для навигации, отличающееся от Organic Maps отображением. Есть своя прорисовка карт: вело, пешком и городской режим. Отображение яркое и информативное. Но можно подключить другие слои: OpenStreetMap, Topo.

Фишка приложения — затенение рельефа и отображение уклонов. Полезно для навигации в горах.

Есть автоматическая прокладка маршрута, возможность загрузки своих треков и объединение их в коллекции. Но многие функции доступны только в платной версии.

Устройства для навигации

Если вы отправляетесь в несложный поход, когда не составит труда добраться до населенного пункта или остановки общественного транспорта, можно легко обойтись мобильным телефоном. Однако не забывайте:

  • приложения-навигаторы быстро сажают аккумулятор, поэтому держите при себе внешний аккумулятор.

  • вам нужно установить приложение для навигации и загрузить в него off-line карты нужного региона.

Для более серьезных приключений желательно иметь дублирующее устройство: GPS-навигатор или спортивные часы с загруженным треком. Конечно, можно пользоваться только ими, а смартфон держать в качестве альтернативы, но:

  • часы с треком не лучший вариант в походах: в каких-то есть только нитка трека без карты, а в тех, где возможно загрузить карту, навигация быстро посадит батарейку. И самое главное — читать карту с маленького дисплея попросту не удобно, а скорректировать маршрут попросту нельзя;

  • GPS-навигаторы не так удобны в использовании, могут иметь неактуальные карты (если их не обновлять), но даже с не самыми свежими картами вы сможете идти по треку.

Разумеется, всегда можно воспользоваться такой альтернативой, как бумажные карты и компас. Но навыки навигации с их помощью можно получить только на практике, и если вы ими обладаете, то вряд ли читаете данную статью 🙂

Как правило, основная ошибка при планировании — неверная прикидка сил. Думаете, что легко пройдете за световой день 25 км, а на деле выходит 22. В итоге вы в ночи добираетесь до стоянки — голодные, холодные и злые. Никакого удовольствия. При этом в горах ошибки кратно увеличивают шансы на неприятности.

Избежать этого можно — просто снизьте ожидания. Если идете группой — рассчитывайте время по самому медленному участнику. Идете с детьми — рассчитывайте на большее число привалов. Взяли собаку — заложите время на то, что ее тоже нужно будет кормить, а также обустроить место в лагере.

Читайте отчеты даже по самым простым маршрутам. Помимо чисто прикладной информации по треку в них можно найти советы или другую полезную информацию.

Имея опыт загородных походов выходного дня, не спешите идти самостоятельно в горные: сходите хотя бы раз с турклубом. Причем за это не всегда нужно платить: есть городские и областные туристические клубы, которые организуют походы разной категории сложности.

В приложении Спортмастера есть сервис «Клуб путешествий», где вы сможете выбрать поход себе по душе, получить бонусы за покупку тура. Выйдет немного дороже, чем идти самостоятельно, но пойдете с профессиональными гидами и приобретете бесценный опыт, который в перспективе сэкономит вам кучу сил и нервов.

Читайте также:  Налог на вклады для физических лиц в 2021 году | Райффайзенбанк

Не забывайте про погоду. Прогноз на неделю не всегда бывает точным, но вы сможете уловить тренд. Можно использовать Яндекс Погоду, но автору больше нравится

Для велосипедистов особенно важна оценка покрытия дороги. Например, грейдер — это всегда гребенка и ехать на велосипеде по такой дороге очень некомфортно. Ваша скорость скорее всего будет ниже запланированной. Учитывайте это, планируя стоянки.

Загруженность дорог не влияет на скорость, но влияет на комфорт и безопасность.

Уточнить покрытие можно по карте, либо по отчетам других путешественников; выяснить загруженность сложнее — это можно узнать только по отчетам других путешественников.

Путешествуйте больше и при каждой возможности, это расширяет кругозор, поднимает настроение и делает вас счастливее.

В Спортмастере большой выбор туристической одежды и снаряжения. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте

Что такое маршрутный лист

Маршрутный лист (МЛ) – это документ, который помогает планировать и контролировать движение транспортных средств в рамках определённого рейса. Он содержит следующую информацию:

  • Пункты отправления и прибытия.
  • Промежуточные остановки.
  • Расстояние всего рейса.
  • Время на каждый участок маршрута.
  • Другие необходимые данные.

Такие листы широко применяются там, где требуется организация доставки или перевозки грузов. Они упрощают планирование маршрутов, контроль за их выполнением и позволяют оптимизировать использование ресурсов.

В данном тексте мы рассмотрим основные составляющие маршрутного листа, как его заполнить и кому именно потребуется его формировать.

Кому нужен маршрутный лист

Всего выделяют несколько категорий лиц, кому именно необходимо иметь МЛ:

  1. Тому, кто везёт товар. Обычно это водитель, работающий в транспортной компании.
  2. Бухгалтерии – маршрутный лист помогает составить отчётность о выполненной услуге.
  3. Юристам — в случае возникновения споров или судебных разбирательств.
  4. Сотрудникам курьерской службы.
  5. Другим работникам при необходимости (торговым представителям, менеджерам продаж, руководителям).

ГСМ

Горюче-смазочные материалы – это различные виды топлива и смазочных материалов, которые используются в автомобильном транспорте, судоходстве и железнодорожном транспорте. К ним относятся: бензин, газ, дизельное топливо, мазут, моторные масла и машинные смазки.

Обычно информация о ГЗМ указывается в путевых листах, нежели в самом маршрутном листе. О разнице между этими двумя понятиями мы поговорим чуть ниже.

Подотчётные средства

Как рассчитывается потребление ГСМ? Для того чтобы подготовить отчёт о количестве расходуемого горючего, нужно использовать специальные формы, разработанные законодательством.

Например, в Постановлении Госкомстата № 78 существует форма путевых листов с отдельными графами. В них указывается следующая информация:

  • Сколько материала было в баке.
  • Количество влитого горючего в течение рейса.
  • Сколько его осталось на конец маршрута.

В другой форме Приказа Минтранса № 390 отсутствует пункт замера ГСМ. Однако есть показания одометра – специального прибора, который измеряет обороты колеса. По этим показателям можно рассчитать количество выполненных километров и сколько именно горючего было потрачено.

Также можно воспользоваться распоряжением Минтранса № АМ-23-р – в нём указаны общепринятые нормы расхода топлива. С их помощью по специальным формулам можно рассчитать общее количество ГСМ.

Более подробно о том, как подтвердить расходы на горюче-смазочные материалы, можно изучить в нашей статье.

Как создать маршрутный лист

В 2023 году для признания расходов, понесённых сотрудником в командировке, необходимо правильно оформить маршрутный лист и приложить к нему подтверждающие документы:

  • Приказ, подтверждающий цель командировки.
  • Отчёт сотрудника о потраченных деньгах.
  • Дополнительные документы, которые доказывают факт предоставления услуг.

Как только пакет документов собирается, бухгалтерия проверяет расходы, указанные в маршрутном листе. Затем МЛ отправляются руководителю на подпись. После этого бухгалтеры совершают все необходимые действия – например, возмещают расходы (если они были).

Структура маршрутного листа

МЛ состоит из одной страницы на листе А4. В нём указаны следующие данные:

  • Название и номер маршрутного листа сотрудника, дата его формирования.
  • ФИО водителя.
  • Информация о транспорте (модель).
  • Основание для поездки – например, доставка по заявкам или служебная поездка.
  • Даты всех поездок.
  • Информация о том, когда транспорт приехал на нужную точку и уехал (дата, время, адрес места).
  • Чеки с реквизитами.
  • Потраченные денежные средства (сумма в рублях).
  • Личные подписи сотрудника и бухгалтера.

Структура маршрутного листа1

(пример маршрутного листа)

Единой формы МЛ не существует, поэтому каждая компания может создавать свой вариант с любыми пунктами. Обычно маршрутный лист выглядит как таблица. Главное условие – указать все пункты выездов по порядку.

Как сделать маршрутный лист

При работе по созданию новых маршрутных листов необходимо сформировать 2 экземпляра. Один пойдёт сотруднику, другой – в бухгалтерию. Ставить печать на лист не нужно. МЛ относится к внутреннему обороту документов, поэтому подписи водителя и бухгалтера будет достаточно.

Как заполнить маршрутный лист

Как мы говорили выше, унифицированного шаблона МЛ нет, поэтому его можно заполнять в произвольной форме. Однако есть некоторые правила, которые всё-таки нужно соблюдать:

  1. Необходимо внести название документа «Маршрутный лист», а затем написать место, где был сформирован документ (населённый пункт).
  2. Информация о сотруднике, выполняющем перевозку, должна быть корректна – ФИО, должность, марка автомобиля и цель поездок.
  3. В таблице все выезды должны располагаться друг под другом в хронологическом порядке – от первой перевозки до последней. Давать информацию в разнобой не рекомендуется.
  4. Если печать ставить не обязательно, то подписи сотрудника и бухгалтера должны быть на документе.

Маршрутный лист необходимо распечатать, поставить подписи и отдать в бухгалтерию (образец заполнения маршрутного листа можно увидеть ниже). Более подробно о стандартах заполнения аналогичных бухгалтерских документов (ФСБУ 27/2021) можно узнать из нашей статьи.

Отправляйте электронные перевозочные документы в сервисах от ГК «Астрал». Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

«Платформа ЭПД» — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с цифровыми документами. Оно позволяет обмениваться ЭПД между участниками перевозки и передавать их в ГИС, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

После оформления маршрутного листа

Когда маршрутный лист правильно оформлен и утверждён, он становится важным документом для учёта расходов и налоговой отчётности. В случае проверки налоговыми органами МЛ будет привлекать внимание контролирующих структур.

Налоговики могут также потребовать представления других первичных документов, включая проездные билеты, чеки с заправок и электронные путевые листы. Кроме того, ведомства проверят соответствие между обязанностями сотрудников и их перемещениями.

Чем отличается маршрутный лист от путевого листа

Маршрутный и путевой лист – это два разных документа, связанных с организацией и контролем грузоперевозок или путешествий.

Маршрутный лист является бланком, содержащим информацию о планируемом маршруте перемещения транспортного средства. Он включает информацию об основных остановках, расходах и о самом водителе.

Путевой лист – это отчётный документ, который заполняется во время или после завершения перевозки и используется для фиксации фактических данных о перемещении. Также в нём указывается данные медосмотра водителя, состояния автотранспорта и расходы ГСМ.

Путевой лист – обязательный документ при перевозке груза. Он утверждён Приказом Госкомстата № 390.
А вот маршрутный лист выступает подтверждением передвижения не тяжёлого груза, а, например, доставки товара или служебной поездки.

Поскольку формы маршрутного листа не существует, вы её можете составить сами. Важное условие – МЛ нужно утвердить в компании или включить в альбом первичных учётных документов отдельным приказом.

А вот бланки путевых листов есть – форма № 3 и 4-п (утверждены Постановлением Госкомстата № 78).

Чем отличается маршрутный лист грузового автомобиля от легкового

  1. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки разных товаров, поэтому МЛ, например, грузовика будет содержать информацию о продукции – вес, объём, особые требования к перевозке, идентификационные коды и т.д. Легковой автомобиль, как правило, не предназначен для транспортировки грузов, поэтому этой информации в маршрутном листе не будет (в таких случаях указывается только объект передвижения – автомобиль).
  2. МЛ грузового автомобиля будет содержать информацию о маршруте и расписании доставки груза, а также указания по загрузке и разгрузке грузовика. В случае легкового автомобиля маршрутный лист обычно содержит только информацию о планируемом маршруте поездки.
  3. Грузовой автомобиль может иметь дополнительные разрешения или требования, такие как разрешение на перевозку опасных грузов или специальные разрешения для въезда в определённые зоны. Эта информация будет включена в маршрутный лист грузового автомобиля, но не будет присутствовать в МЛ легкового транспорта.
  4. Маршрутный лист может также содержать информацию о технических характеристиках грузовика, таких как грузоподъёмность, длина, высота и ширина. Эта информация не будет присутствовать в МЛ легкового автомобиля.

Основные выводы

Маршрутный лист — это документ, в котором указывается последовательность прохождения определённого пути, обычно с указанием времени отправления и прибытия в каждый пункт рейса. МЛ часто используются в транспортных компаниях и логистических службах для организации и отслеживания перемещения грузов или транспортных средств.

Читайте также:  Куда вложить деньги, чтобы не волноваться о пенсии. Инструкция :: Новости :: РБК Инвестиции

Популярные вопросы

Для чего применяется маршрутный лист?

Основные цели МЛ: планирование рейса и отслеживание перемещения транспорта, а также соблюдение юридических правил и составления документации.

Есть ли шаблон маршрутного листа?

Универсальной схемы маршрутного листа нет.

Тогда как он должен выглядеть?

Вид маршрутного листа – лист А4 с пунктами, в которые вставляют все данные.

Как оформить маршрутный лист?

Для этого необходимо внести следующую информацию: название и номер документа, дата его формирования, ФИО водителя, данные о транспорте (модель), даты всех поездок (прибытие и отбытие (дата, время, адрес места)) и т.д.

На общественном транспорте можно съездить в магазин, доехать до больницы или уехать в другую страну.

В каждом городе свое расписание: транспорт ходит с интервалами, а  прибывает и отправляется четко по графику. Расскажу, как не опоздать на автобус, трамвай или троллейбус и где посмотреть расписание и маршрут следования.

Лейбл заголовка

Яндекс Карты

Движущийся транспорт в «Яндекс Картах» обозначили разными цветами: маршрутки — фиолетовым, автобусы — зеленым, трамваи — красным

Как пользоваться. В приложении есть отдельная вкладка «Транспорт»: если ее активировать, на карте появляются линии маршрутов и движение транспорта в реальном времени.

Остановки отметили значками, у каждого вида транспорта свой: якорь обозначает пристани, вагончик на канате — станции канатной дороги, автобус — остановки для маршруток и автобусов. Цвета линий метро и транспортных диаметров как и на официальных схемах, а выходы подписали номерами.

Чтобы узнать расписание и посмотреть, через сколько приедет автобус, нужно нажать на остановку — отобразятся все маршруты, которые на ней останавливаются. Если нужен определенный — можно воспользоваться поиском или выбрать из тех, что есть на остановке. Также в этом меню можно посмотреть расписание автобуса на любой день недели и добавить маршрут в избранное.

Обложка статьи Лейбл заголовка

ИС

В 2ГИС маршрутки и автобусы обозначены одним цветом — синим

Как пользоваться. По умолчанию транспорт на карте не показывают. Чтобы увидеть его, нужно зайти в «Слои» — нажать на специальный значок в левом верхнем углу — и выбрать «Транспорт». Можно одновременно включить несколько слоев, например «Метро» и «Транспорт» — тогда на карте отобразятся и станции метрополитена, и наземный транспорт.

Если выбрать определенный автобус — на экране будет только его маршрут, но без времени и расписания. Если выбрать остановку — покажут маршруты и когда именно приедет нужный автобус, трамвай или троллейбус.

В приложении можно делиться геопозицией с друзьями и отслеживать местоположение друг друга в режиме реального времени.

Лейбл заголовка

Московский транспорт

В «Московском транспорте» автобусы разных маршрутов обозначают разными цветами

Как пользоваться. Движущийся транспорт отображается по умолчанию, как и велодорожки, самокаты, электрозарядные станции, каршеринг, а также участки, на которых перекрыто движение. этого карта выглядит загроможденной, а приложение тормозит. Если нужны только автобусы — можно отключить все ненужные слои с помощью кнопки в правом верхнем углу.

Приложение определяет геопозицию и сразу показывает расписание на ближайших остановках. Если выбрать конкретный автобус или другой маршрутный транспорт, приложение покажет все его остановки и сколько времени нужно, чтобы дойти до них. Если выбрать остановку — покажет расписание всех маршрутов, которые на ней останавливаются.

Обложка статьи Лейбл заголовка

Google карты

В «Гугл-картах» показывают не только опоздания, но и опережение графика

Как пользоваться. В России сервис не показывает транспорт в режиме онлайн. Иногда можно найти расписание автобусов, но чаще всего оно неактуальное. Зато удобно использовать в других странах — даже странах СНГ.

Например, если выберете остановку общественного транспорта в Беларуси — увидите, когда прибывают все маршруты и насколько они загружены. Если нажмете на конкретный автобус — появится его маршрут, все остановки и время прибытия.

Приложение также показывает организатора перевозок и его номер телефона: по нему можно позвонить, чтобы подать жалобу или узнать, почему автобус не приехал.

Лейбл заголовка

Bustime

В сервисе можно узнать о движении городских и пригородных автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток. Переключать виды транспорта можно в нижнем меню

Как пользоваться. Приложение — это таблица с номерами маршрутов. Под номером указывают, сколько автобусов сейчас на линии. Если выбрать конкретный маршрут — откроется список с остановками и временем, когда прибудет автобус.

Сервис показывает маршруты и расписание общественного транспорта в 25 странах, например в Беларуси, Финляндии и США. В России он работает в 162 городах — кроме Москвы.

Обложка статьи Лейбл заголовка

Moovit

Приложение показывает значки остановок общественного транспорта в стилистике выбранного города

Как пользоваться. Движущийся транспорт не показывают на карте в онлайн-режиме, но если выбрать остановку — можно увидеть время, когда туда прибудут разные маршруты. В России сервис не использует реальные геоданные от транспорта, а показывает только плановое расписание. В других странах приложение получает информацию о местоположении автобусов и рассчитывает точное время.

Еще можно найти велопарковки и каршеринг. Если выбрать вкладку «Маршруты», приложение отобразит весь общественный транспорт в городе, а если нужно добраться из одного пункта в другой — предложит несколько вариантов с учетом расписания и пересадок.

У сервиса есть подписка, ее можно купить за 999 ₽ в год или продлять ежемесячно за 99 ₽. При оплате в версиях для iOS и Android могут возникнуть трудности, в этом случае воспользуйтесь нашими инструкциями: «Как пополнить счет Apple ID и оплачивать подписки» и «Как оплачивать покупки в Google Play из России». В платной версии нет рекламы, можно сравнивать маршруты и настроить уведомление, чтобы не пропустить свою остановку.

Лейбл заголовка

TransportSpb

Значки в приложении — в стилистике общественного транспорта Санкт-Петербурга

Как пользоваться. Приложение показывает карту с движущимся транспортом в реальном времени. Если выбрать конкретный автобус — покажет весь его маршрут, но без времени следования, если выбрать остановку — весь транспорт и время его прибытия.

Транспорт разделен на cлои, по умолчанию включены все. Если нужны, например, только автобусы — троллейбусы и трамваи в меню можно отключить.

Еще в приложении можно пополнить любую транспортную карту и добавить маршруты в избранное.

Лейбл заголовка

Транспорт Подмосковья

Приложение выделяет остановки фиолетовым цветом, маршруты — синим. Рядом каждым автобусом — номер маршрута

Как пользоваться. На стартовом экране приложение сразу показывает весь движущийся транспорт поблизости. Можно посмотреть расписание, увидеть, когда приедет автобус или построить маршрут. Отслеживать можно только транспорт Подмосковья, в Москве сервис отображает только те маршруты, которые едут в область или из области.

В приложении можно купить билет на автобус, но пока эта функция работает в тестовом режиме и только на одном маршруте — номер 436.

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Куда и по каким дорогам могут заезжать грузовые автомобили, регламентируется отдельными правилами дорожного движения. Разрабатывая режим построения грузовых маршрутов, мы решали главную задачу — научить алгоритм работать с этими правилами, чтобы пользователи получали наиболее точные результаты.

Я расскажу, как в 2ГИС устроен алгоритм построения маршрутов в целом и как мы адаптировали его под грузовики — например, учили его строить неоптимальные по времени маршруты.

Грузовики такие же, как легковушки, но есть нюанс

В целом построение маршрутов для грузовиков работает так же, как и для легковушек. Но специально для грузовиков есть несколько нюансов, которые надо учитывать при построении маршрутов, иначе они будут бесполезными или направят водителей прямиком на штрафы.

Во‑первых, в ПДД много физических ограничений: по длине, ширине, нагрузке на ось и так далее. Практически все легковушки проходят под минимальной планкой, а вот грузовикам это приходится учитывать.

Во‑вторых, в Москве и Санкт‑Петербурге для грузовиков действует пропускная система, въезд в некоторые части городов для них ограничен.

В‑третьих, передвижение грузовиков по городу регулируют дорожные знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено».

Первые два пункта не вызвали проблем при разработке, а вот с третьей особенностью ПДД для грузовиков всё было интересно.

Сложная жизнь грузовиков в городе

Знак 3.4 нужен, чтобы грузовики не мозолили постоянно глаза горожанам и не портили дороги по всему городу. Например, знак позволяет им въезжать в определённые части города, только если они обслуживают предприятия, которые там находятся:

3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»

Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешённой максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Но и это ещё не всё. Даже если грузовику можно быть в этой части города, знак разрешает въезжать и выезжать из неё только особым образом:

3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»: пояснение

Именно это требование вызвало наибольшие трудности. Ради него пришлось переучивать алгоритм. Для начала разберёмся, как работает этот коварный дорожный знак.

Нельзя просто так взять и войти в грузовую зону

Знаки 3.4 расположены близко друг к другу — они очерчивают в городе специальную зону, куда грузовики могут попасть, только соблюдая определённые условия. Попасть в грузовую зону можно только через «ближайший перекрёсток» — ближайший к месту назначения въезд в зону или выезд из неё.

Для начала нам нужно было превратить набор точек, которыми являются знаки 3.4, в рёбра дорожного графа. За это спасибо команде, которая готовит картографические данные. Следующая задача — научить алгоритм учитывать в построении маршрутов требование въезжать в зону и выезжать из неё на ближайшем к месту назначения (отправления) перекрёстке.

Как это требование должно влиять на результат построения, проще всего показать наглядно. Вот как будет построен грузовой маршрут при указанном параметре разрешённой максимальной массы ниже 3,5 тонн:

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

А вот маршрут для грузовиков массой больше 3,5 тонн — на них распространяются ограничения по знаку 3.4:

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Почему возникает это различие? Виновата грузовая зона, ограничивающая проезд автомобилям с максимальной массой свыше 3,5 тонн:

Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

В случае превышения разрешённой максимальной массы ПДД обязывают водителя въезжать в грузовую зону на ближайшем к месту назначения перекрёстке. На втором скриншоте показано, что водителю пришлось развернуться и подъехать к точке Б, рядом с которой находится ближайший к ней въезд в зону, по другой дороге, которая в зону не попадает.

Пример выше — наглядный и относительно простой вариант с небольшой грузовой зоной. В реальности требования знака 3.4 иногда доходят до абсурда. Например, точка Б может располагаться внутри зоны у одного из въездов, а точка А — вне зоны, у максимально удалённого от точки Б въезда. В этом случае необходимо объехать всю зону по периметру, чтобы заехать через ближайший к точке Б въезд, тогда как без превышения массы можно было бы проехать зону по прямой почти насквозь. Для крупных зон разница в длине маршрута может быть в десятки раз.

На схематичном изображении ниже показана эта ситуация; красным обозначен короткий, но неверный (при превышении разрешённой максимальной массы) маршрут, а зелёным правильный, но длинный, обходящий зону вокруг. Тонкие серые линии обозначают границу грузовой зоны.

Читайте также:  Шаблон в Гугл Таблицах для управления деньгами небольшой компании
Как создавать свои карты и маршруты в google maps и делиться ими с друзьями

Многие ограничения для грузовиков связаны с их физическими параметрами. Например, грузовик может просто физически не пройти по высоте в определённой части города (петербуржцы с ужасом вспомнили знаменитый мост глупости). А вот грузовые зоны — это административное ограничение. Поэтому они могут быть расположены где угодно и иметь какую угодно конфигурацию.

Такой вот интересный знак. Расскажу, как мы учили алгоритм построения маршрутов с ним справляться.

Грузовые маршруты

Для поиска маршрутов у нас применяется алгоритм A*. Он использует эвристику для уменьшения количества перебираемых поисковой волной рёбер графа. Для нашего алгоритма главная цель — оптимизация времени в пути. Построение маршрутов для грузовиков идёт вразрез с этой целью — активация грузовых зон приводит к тому, что алгоритм должен выдать неоптимальные с точки зрения времени в пути маршруты.

Как заставить алгоритм поиска забыть о том, что он должен искать оптимальный маршрут, пока поисковая волна находится внутри грузовой зоны?

Первое решение, которое мы внедрили, — запуск нескольких поисковых волн. Сначала отдельная волна обходит всю грузовую зону из точки А, вычисляя расстояния от неё до каждого выезда из зоны. Затем берётся ближайший к точке А выезд, и уже от него строится маршрут до точки Б. Симметрично и для случая, когда в зоне находится точка Б.

Какое‑то время мы использовали этот подход, но выявили в нём несколько недостатков.

Во‑первых, когда в грузовой зоне находится финишная точка, для поиска ближайшего к ней въезда нужно запустить из этой точки волну, идущую в обратном направлении (потому что в итоге маршрут должен идти от въезда к финишной точке). Мы не знаем, в какой момент пользователь достигнет финишной точки, а значит, для каждого рассматриваемого обратной волной ребра не знаем, в какое время волна на нём оказалась. Из‑за этого мы не можем учитывать в маршруте пробки, расписание перекрытия дорог и другие факторы с временны́м контекстом.

Во‑вторых, как совершенно неожиданно оказалось, и реальный мир, и наши данные неидеальны. Например, из ближайшего к стартовой точке выезда финишная точка может оказаться недостижима. Или несколько ближайших к точке выездов находятся недалеко друг от друга, и финишная точка недостижима из них всех. Так что в случае неудачного выбора точек построение маршрута занимает слишком продолжительное время.

Поисковая волна и система штрафов

Отвлечёмся и поговорим о поисковой волне и о том, как можно корректировать её поведение при помощи штрафов.

Поисковую волну можно представить как серию «хвостов», соревнующихся друг с другом. Каждому ребру приписывается вес, измеряющийся в секундах, — это время, прошедшее с начала движения до данного хвоста по тому пути, который в него привёл. Волна пытается найти оптимальное время пути.

Например, из участка выходят два ребра длиной 1 км, но на одном скорость 20 км/ч, а на другом — 60 км/ч. К следующему ребру волна быстрее придёт по второму участку, следовательно, при установке на поиск оптимального маршрута по времени этот участок попадает в конечный маршрут.

Волна живёт и работает в своём виртуальном таймлайне. Например, если мы начинаем строить маршрут в 12:00, первое ребро имеет длину 1 км, а скорость движения на нём равна 20 км/ч, то в конце ребра волна окажется в 12:03. Если из этого ребра исходят два ребра, длины которых также равны 1 км, но на первом скорость по‑прежнему 20 км/ч, а на втором — уже 60 км/ч, то в конце первого волна окажется в 12:06, а в конце второго — в 12:04. Весом ребра, который алгоритм использует для определения того, какое ребро будет рассмотрено следующим, как раз является время с момента старта маршрута до момента прохождения по данному ребру.

Чтобы скорректировать поведение волны и заставить её предпочитать одни варианты проезда другим, мы используем штрафы. Штраф — это просто время, которое добавляется к весу ребра. Пока одни хвосты волны ждут истечения времени своих штрафов, прежде чем пройти своё ребро, другие хвосты продолжают распространяться, перебирая свои варианты проездов. Идея штрафов в том, чтобы затормозить, но не полностью обрубить одни хвосты волны поиска в пользу других.

Например, если мы хотим попытаться «выпрямить» маршрут, мы можем начать штрафовать повороты. При этом, зная о том, что поворот налево обычно более затратный по времени манёвр, чем поворот направо, мы можем накладывать на них разные по величине штрафы.

Вот так распространяется волна, когда штрафов нет (вес рёбер одинаковый и равен 1):

Здесь волне ничто не мешает идти по всем трём путям с равной скоростью, победить и оказаться в конечной выдаче может любой из них.

Если на поворот направо наложить штраф в 3 единицы, а на поворот налево — в 4 единицы, то выигрывает прямой маршрут:

Второй вариант построения маршрутов

Разделение поиска на несколько этапов создавало слишком много проблем, поэтому нам нужно было вернуться к поиску единой волной, но при этом сохранить специфику, связанную с грузовыми зонами. Ключевая концепция для нового подхода — это штрафы, о которых мы рассказали ранее.

Штрафовать мы будем проезды грузовых зон. Идея в том, чтобы при достижении нежелательного проезда хвостом волны он остановился на нём и ждал, пока хвост, прошедший через желательный проезд, не начал выигрывать.

Какие величины штрафов использовать?

Базовый вариант — назначить желательному проезду нулевой штраф, а всем остальным — очень большой. Тогда поисковая волна пройдёт через нужный проезд беспрепятственно, а на всех остальных будет ждать до последнего и выберет их, только если финишная точка из желательного проезда недостижима.

Однако с таким подходом мы получаем только две категории проездов: ближайший к маршрутной точке и все остальные. Если ближайший к маршрутной точке проезд оказался неудачным, мы хотим, чтобы в выдаче «победил» второй по удалённости. Если остальные варианты никак не ранжированы между собой, то волна продолжит из них поиск одновременно, и в итоге победит проезд, от которого быстрее доехать до финиша. Такое в грузовой зоне не прокатит. Вот как распространяется волна, если всем нежелательным проездам назначить одинаковые штрафы (тонкими серыми линиями показана граница зоны, а в граничных вершинах (выездах из зоны) указаны значения штрафов; для простоты и наглядности веса самих рёбер не приводятся, длина рёбер говорит сама за себя):

Здесь проезд через ближайший к начальной точке выезд ведёт в тупик, поэтому волне приходится продолжать поиск через нежелательные выезды. Поскольку у них одинаковые штрафы, всё решат базовые веса рёбер, и в итоге побеждает самый очевидный проезд по прямой через всю зону, хотя были и более близкие к начальной точке выезды.

Чтобы решить эту проблему, можно отсортировать проезды по удалённости от маршрутной точки и назначить ближайшему нулевой штраф, второму по удалённости — некоторый (по‑прежнему достаточно большой) штраф, третьему — штраф ещё больше и так далее. Тогда в случае неудачи с первым проездом волна сначала просочится через второй по удалённости, в случае неудачи уже с ним — через третий и так далее.

Вот какая ситуация наблюдается при этом подходе:

Здесь видно, что штрафы, наложенные на рёбра‑выезды, постепенно истекают, но побеждает всё равно второй по удалённости выезд с штрафом 20.

Такой подход уже ближе к желаемому поведению, но у него всё ещё есть проблемы. Назначать гигантские штрафы от балды — не самая удачная идея. Если финишная точка оказалась недостижима из ближайшего проезда, мы хотели бы, чтобы волна начала пробовать следующий по удалённости проезд как можно раньше. При использовании гигантского штрафа один хвост волны будет долго простаивать, а в это время хвосты, уже оказавшиеся снаружи, будут впустую перебирать рёбра, которые при неудачном раскладе не приведут к финишной точке. Это может существенно увеличить время работы алгоритма — в худших случаях на десятки секунд.

Итак, общая идея — накладывать разные штрафы достаточной величины в зависимости от удалённости проезда. Теперь нам нужно улучшить её, чтобы минимизировать количество перебираемых впустую рёбер.

Завершающие штрихи и повышающий коэффициент

Логика такого расчёта штрафов следующая: мы хотим дать хвосту волны, прошедшему через ближайший к маршрутной точке проезд, фору, которой хватит, чтобы этот хвост обогнал все остальные. При этом самый пессимистичный сценарий — если оптимальный маршрут вне зоны проходит в непосредственной близости от какого‑либо другого проезда; зачастую это не так, и волне удаётся вырваться вперёд значительно раньше (то есть можно было бы наложить меньшие штрафы и всё равно получить корректное построение), но если это всё же наш случай, то необходимо заставить нежелательные хвосты ждать как минимум столько, чтобы желательный успел пройти мимо, и только потом дать им возможность продолжить поиск.

То есть мы хотим получить что‑то подобное анимации ниже. Здесь показан тот самый «плохой» сценарий, когда маршрут проходит прямо вдоль границы зоны:

Видно, что маршрут через желательный проезд обгоняет остальные варианты, и они упираются в уже пройденный путь.

Повышающий коэффициент нужен потому, что всё описанное делается на этапе предрасчёта и при вычислении времени не учитывается дорожная обстановка. Время проезда ночью и время проезда в час‑пик будет различаться в разы. Коэффициент позволяет нивелировать этот момент. Мы берём коэффициент с запасом, поскольку штрафы нельзя занижать, иначе можно получать построения не через ближайшие проезды. Завысить их можно — это приведёт разве что к некоторому замедлению построения, но не к ухудшению качества маршрутов.

Конечная цель этих манипуляций в том, чтобы дать фору хвосту волны, прошедшему через ближайший к маршрутной точке проезд. За счёт этого корректный с точки зрения ПДД маршрут выигрывает в выдаче против более оптимальных по времени.

Чтобы всё это работало, алгоритм должен заранее знать ближайшие проезды для всех рёбер зоны, поэтому их тоже приходится предрассчитывать. Здесь ничего сложного нет, достаточно запустить алгоритм Дейкстры из каждого проезда зоны, ограничив поиск только рёбрами зоны.

Как в итоге работает алгоритм

Мы научили алгоритм учитывать требования знака 3.4., и теперь он работает так:

  • берём заранее вычисленный ближайший к маршрутной точке проезд;

  • берём для него таблицу штрафов, накладываемых на остальные проезды;

  • если на очередной итерации волна рассматривает ребро, являющееся нежелательным проездом, к его весу добавляем заранее вычисленный штраф, умноженный на коэффициент масштабирования.

Эта версия алгоритма показала значительный рост скорости построения маршрутов, в некоторых случаях вплоть до 10 раз. Что ж, это был долгий путь (маршрут?), но мы справились!

А если вы хотите делать такие же крутые штуки (а может, ещё круче), у нас в сервисе транспорта открыты вакансии.

Оцените статью