Методические рекомендации “Оценка эффективности вложения бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ”, Приказ Контрольно-счетной палаты Москвы от 12 октября 2016 года №75/01-05

1. Бюджетная эффективность

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

Бюджетная эффективность вложений рассчитывается методом дисконтирования денежных потоков как отношение дополнительного объема притоков (поступлений) в бюджет (налоговых и неналоговых доходов, терминальной стоимости имущества, а также суммы экономии бюджетных средств, возникающей в результате реализации ИП) к объему оттоков из бюджета (бюджетных инвестиций и иных выплат из бюджета, вызванных реализацией ИП, уменьшения поступлений в бюджет в результате предоставления льгот по платежам в бюджет, отсрочек, рассрочек и прочих преференций участникам реализации ИП).Бюджетная эффективность показывает непосредственную выгоду (убыток) города от участия в ИП.

Бюджетная эффективность должна рассчитываться накопительным итогом за весь период реализации проекта.Для определения бюджетной эффективности реализации ИП необходимо на первом этапе установить соответствие достигнутого значения показателя чистого дисконтированного дохода бюджета города Москвы, накопленного за отчетный период, плановому значению.

В случае отклонения достигнутого значения показателя чистого дисконтированного дохода бюджета города Москвы от планового значения следует определить причины отклонения и индекс рентабельности проекта за отчетный период.При этом следует учитывать риск от срыва сроков реализации ИП, связанный с возможным сокращением лимитов бюджетного финансирования или недостаточной проработанностью ТЭО.Чистый дисконтированный доход бюджета (далее – ЧДД) рассчитывается как приведенное сальдо потоков (притоков и оттоков денежных средств) по текущей и инвестиционной деятельности в рамках того или иного ИП.

Рекомендации по расчету ЧДД даны в п.2.8 и разделе 8 Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.99 N ВК 477.При этом в притоки денежных средств по текущей деятельности включаются возникающие в результате реализации проекта:- налоговые поступления от расширения деятельности хозяйствующего общества, связанного с вложением бюджетных средств;- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту Российской Федерации;- арендные платежи, уплачиваемые в бюджет;- прочие поступления (включая поступления, обусловленные внешними эффектами реализации проекта, например, сумму экономии бюджетных средств, возникающей при реализации проекта).В оттоки денежных средств по текущей деятельности входят предоставляемые отсрочки по уплате обязательных платежей в бюджет и налоговые льготы, а также расходы бюджета, возникающие при реализации проекта.В инвестиционные доходы включается терминальная стоимость имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта, а в инвестиционные расходы – сумма инвестиций из бюджета города Москвы.К показателям бюджетной эффективности относятся:- индекс рентабельности участия города Москвы в проекте;- интегральная доходность хозяйственного общества – объекта вложения бюджетных инвестиций;Индекс рентабельности участия города Москвы в проекте рассчитывается по формуле (3.1):


где:

– индекс рентабельности участия города Москвы в проекте;

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации "Оценка эффективности вложения бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ", Приказ Контрольно-счетной палаты Москвы от 12 октября 2016 года №75/01-05


– дисконтированные оттоки денежных средств при участии города Москвы в проекте;

– бюджетный эффект от участия города Москвы в проекте.

Индекс рентабельности участия города Москвы в проекте должен быть больше или равен бюджетной норме дисконта, которая определяется на уровне средней за соответствующий год ставки рефинансирования Банка России. Для будущих и текущих периодов реализации ИП ставка рефинансирования принимается равной текущей на момент определения эффективности. Для завершившихся периодов реализации ИП средняя за год ставка рефинансирования определяется как средневзвешенное значение ставок, применявшихся в течение года. При этом в качестве весового показателя выступает период применения каждой ставки (Формула 3.2).

где:

Методические рекомендации

i-ая ставка рефинансирования, установленная в отчетном году. При этом первой считается ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января отчетного года;

– количество дней, в течение которых действовала -ая ставка рефинансирования, вычисляемая как разница в днях между датой принятия 1 ставки и датой принятия -ой ставки рефинансирования. При этом первый период начинается с 1 января отчетного года, последний заканчивается 1 января года, следующего за отчетным;

– количество дней в отчетном году.

Интегральная доходность хозяйственного общества – получателя бюджетных инвестиций, рассчитывается по формуле (3.3):

где:

– интегральная доходность хозяйственного общества – получателя бюджетных инвестиций, по итогам -го года;

Методические рекомендации

i-ая ставка рефинансирования, установленная в отчетном году. При этом первой считается ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января отчетного года;

– количество дней, в течение которых действовала -ая ставка рефинансирования, вычисляемая как разница в днях между датой принятия 1 ставки и датой принятия -ой ставки рефинансирования. При этом первый период начинается с 1 января отчетного года, последний заканчивается 1 января года, следующего за отчетным;

– количество дней в отчетном году.

Интегральная доходность хозяйственного общества – получателя бюджетных инвестиций, рассчитывается по формуле (3.3):

где:

– интегральная доходность хозяйственного общества – получателя бюджетных инвестиций, по итогам -го года;

Методические рекомендации "Оценка эффективности вложения бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ", Приказ Контрольно-счетной палаты Москвы от 12 октября 2016 года №75/01-05

________________
Стоимость чистых активов определяется в соответствии с Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2020 N 84н “Об утверждении порядка определения стоимости чистых активов”.


Методические рекомендации

– сумма дивидендов, приходящихся на долю города Москвы, которые должны быть выплачены хозяйственным обществом в течение -го финансового года;

i – индекс расчетного года.

Необходимо определить соответствие значения показателя интегральной доходности общества по итогам -го года () бюджетной норме дисконта. В норме интегральная доходность должна ее превышать.

Плановые значения указанных выше показателей (индекс рентабельности и интегральной доходности) должны содержаться в ТЭО проекта. Если относительное отклонение фактических показателей от плановых значений за отчетный период отрицательное и не превышает по абсолютной шкале 15 процентов, то такое отклонение является незначительным, в противном случае – критическим.
________________
Здесь и далее величина относительного критического отклонения задается в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 697-ПП “О дальнейшей реструктуризации городского портфеля акций, повышении эффективности управления принадлежащими городу Москве пакетами акций и организации продажи находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ через организаторов торгов на рынке ценных бумаг”.

Ii. критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения

7. Качественные критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее – качественные критерии), определяют необходимость реализации предлагаемых инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета.(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750. Проверка осуществляется на основе следующих качественных критериев:(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750)

а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;

б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации,государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750.

б_1) соответствие цели инвестиционного проекта целям и задачам, определенным в национальных (федеральных) проектах (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках национального (федерального) проекта) и (или) государственных программах Российской Федерации (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках государственной программы Российской Федерации);(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750)

в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16.

г) необходимость строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (приобретаемого) в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения.

Проверка по этому критерию в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем обоснования необходимости приобретения объекта недвижимого имущества и невозможности строительства объекта капитального строительства, а также обоснования выбора данного объекта недвижимого имущества, планируемого к приобретению (в случае приобретения конкретного объекта недвижимого имущества).

Кроме того, в случае приобретения объекта недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации проверка по этому критерию также включает представление подтверждения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, для которых он приобретается, и обоснование нецелесообразности или невозможности получения такого объекта во владение и пользование по договору аренды;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16.

д) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями;

е) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета;

ж) наличие региональных и муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, или решений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) о строительстве, приобретении в государственную (муниципальную) собственность объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, содержащих сведения о ресурсном обеспечении, мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16; в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 159.

з) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;____________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 в подпункт “з” настоящего пункта будут внесены изменения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 пункт 7 настоящих Правил будет дополнен подпунктом “з_1”. ____________________________________________________________________

и) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в абзаце третьем подпункта “а”, абзаце третьем подпункта “а_2”, подпунктах “б”, “б_1” и “в”, абзаце третьем подпункта “г”, подпунктах “е” и “з” пункта 3 настоящих Правил, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также за исключением инвестиционных проектов, по которым подготавливается решение о предоставлении средств федерального бюджета на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств федерального бюджета на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств федерального бюджета;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750.

к) обоснование невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2020 года N 791; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1159.

7_1. Качественный критерий, предусмотренный подпунктом “з” пункта 7 настоящих Правил, не применяется к инвестиционным проектам, в которых не используются дорогостоящие строительные материалы, художественные изделия для отделки интерьеров и фасада, машины и оборудование.(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1069.____________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 в абзац первый пункта 7_1 настоящих Правил будут внесены изменения. ____________________________________________________________________Качественные критерии, предусмотренные подпунктами “и” и “к” пункта 7 настоящих Правил, не применяются для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.(Абзац дополнительно включен с 29 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1069)Качественный критерий, предусмотренный подпунктом к” пункта 7 настоящих Правил, не применяется:(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750)

____________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 пункт 7_1 настоящих Правил будет дополнен новым абзацем третьим. ____________________________________________________________________

в отношении инвестиционных проектов, по которым проектная документация разработана (будет разработана) с использованием проектной документации повторного использования, соответствующей критериям экономической эффективности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.

N 1159 “О критериях экономической эффективности проектной документации”. Заявителем представляется документальное подтверждение об используемой экономически эффективной проектной документации повторного использования.(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750)(Пункт дополнительно включен с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16)

8. Инвестиционные проекты, соответствующие качественным критериям, подлежат дальнейшей проверке на основе следующих количественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее – количественные критерии):

а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

б) отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16.

б_1) оценка вклада инвестиционного проекта в достижение целей и задач национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации (в случае реализации инвестиционного проекта в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации);(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750)

в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16.

г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16.

д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2020 года N 16. ____________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 пункт 8 настоящих Правил будет дополнен подпунктом “д_1”. ____________________________________________________________________

9. Проверка по качественному критерию, предусмотренному подпунктом “з” пункта 7 настоящих Правил, в отношении объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения инвестиционных проектов с проектами-аналогами.

Для проведения указанной проверки предполагаемый главный распорядитель средств федерального бюджета (далее – главный распорядитель) представляет документально подтвержденные сведения о проектах-аналогах, реализуемых (или реализованных)

в Российской Федерации в схожих с рассматриваемым инвестиционным проектом климатических, геологических и сейсмических условиях или (в случае отсутствия проектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации) в иностранном государстве. При выборе проекта-аналога предполагаемый главный распорядитель должен обеспечить максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, создаваемого в соответствии с инвестиционным проектом, и характеристик объекта капитального строительства, созданного в соответствии с проектом-аналогом, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям.

В случае если рассматриваемый инвестиционный проект состоит из нескольких самостоятельных объектов капитального строительства (отдельных этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства), допускается представление отдельных проектов-аналогов для каждого объекта капитального строительства (этапа строительства, реконструкции), входящего в состав рассматриваемого инвестиционного проекта.

В случае отсутствия проектов-аналогов, соответствующих требованиям, предусмотренным абзацем вторым настоящего пункта, в качестве проекта-аналога могут быть представлены документально подтвержденные сведения о проекте, имеющем положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства), из которого могут быть исключены или в который могут быть добавлены виды и комплексы работ, затраты на приобретение и монтаж машин и оборудования в целях максимального приближения его характеристик к характеристикам рассматриваемого инвестиционного проекта.

При этом в случае если затраты на приобретение и монтаж машин и оборудования не могут быть подтверждены проектом-аналогом, допускается представление общедоступной информации о рыночных ценах поставки и монтажа идентичных машин и оборудования, соответствующей требованиям части 18 статьи 22 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Читайте также:  Саудиты бьют по российской нефти, а Катар нацелился разорить "Газпром"

Проверка по качественному критерию, предусмотренному подпунктом “з” пункта 7 настоящих Правил, в отношении приобретаемых объектов недвижимого имущества осуществляется путем оценки обоснования необходимости приобретения такого объекта недвижимого имущества, строительство которого было осуществлено с использованием дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1069.

9_1. Проверка по количественному критерию, предусмотренному подпунктом “б” пункта 8 настоящих Правил, объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующим укрупненным нормативом цены строительства, утвержденным в соответствии с частью 11 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации или применяемым в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2020 г.

N 191-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”, а в случае его отсутствия – путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами-аналогами, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым – четвертым пункта 9 настоящих Правил.

Количественный критерий, предусмотренный подпунктом “б” пункта 8 настоящих Правил, не применяется в отношении инвестиционных проектов, по которым получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проверка по количественному критерию, предусмотренному подпунктом “б” пункта 8 настоящих Правил, в случае приобретения объектов недвижимого имущества осуществляется путем определения рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимого имущества, указанной в отчете об оценке данного объекта, составленном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427; в редакции, введенной в действие с 29 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1069.____________________________________________________________________Со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 1750 настоящие Правила будут дополнены пунктами 9_2 и 9_3. ____________________________________________________________________

10. Инвестиционные проекты, прошедшие проверку на основе качественных и количественных критериев, подлежат дальнейшей проверке на основе интегральной оценки, которая определяется методикой.

Минфин россии :: нормативные правовые акты и методические рекомендации

Оцените статью