Методология оценки эффективности иностранных инвестиций — Мегаобучалка

Методология оценки эффективности иностранных инвестиций — мегаобучалка

Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт, который затем делится между участвующими в проекте субъектами [3].

Совокупность методов, применяемых для оценки эффективности инвестиций, можно разбить на две группы: динамические (учитывающие фактор времени) и статические (учетные), приложение 1

Наиболее важным из статических методов является метод определения «срока окупаемости», который показывает ликвидность инвестиционного проекта. Основным недостатком статических методов является отсутствие учета фактора времени.

Динамические методы (дисконтные) позволяют учесть фактор времени, отражают наиболее современные подходы к оценке эффективности инвестиций и преобладают в практике крупных и средних предприятий развитых стран. Динамические методы часто называют дисконтными, поскольку они базируются на определении современной величины (т. е. на дисконтировании) денежных потоков, связанных с реализацией инвестиционного проекта.

При этом делаются следующие допущения динамических методов оценки:[4]

– потоки денежных средств на конец (начало) каждого периода реализации проекта известны;

– определена оценка, выраженная в виде процентной ставки (ставки дисконтирования), в соответствии с которой средства могут быть вложены в данный проект.

В качестве такой оценки обычно используются: средняя или предельная стоимость капитала для предприятия; процентные ставки по долгосрочным кредитам; требуемая норма доходности на вложенные средства и т. д. Существенными факторами, оказывающими влияние на величину оценки, являются инфляция и риск.

Теперь рассмотрим некоторые однопериодные методы оценки инвестиционных проектов, в частности, расчет и сравнение прибыли, расчет и сравнение издержек, расчет и сравнение доходности проектов.

Расчет и сравнение прибыли. Данный метод предусматривает расчет средней прибыли за период реализации инвестиционного проекта. Из альтернативных выбирается инвестиционный проект с большим значением показателя прибыли (чем больше, тем лучше).

Формула для расчета: Рср. = Вср. – Иср.

Где: Рср. – средняя прибыль по инвестиционному проекту;

Вср. – средняя выручка;

Иср. – средние издержки (в том числе расходы на заработную плату, сырье, материалы, амортизацию, проценты по кредиту).

Расчет и сравнение издержек – по данному методу рассчитываются средние издержки по проекту, соответственно, чем меньше издержки, тем лучше для инвестора.

Однако у данного критерия, как и у критерия средней прибыли, существуют свои ограничения – не учитывается прибыль проекта, поэтому можно сравнивать инвестиционные проекты с одинаковым уровнем при- были, равными инвестициями и равной продолжительностью [5].

Расчет и сравнение доходности. Данный метод позволяет сравнивать альтернативные проекты с разными стартовыми инвестициями.

Доходность проекта рассчитывается по формуле:

ДИП = (Рв : ИКср.) · 100 %, (35)

Где: ДИП – доходность инвестиционного проекта;

Рв – прибыль до вычета процентов;

ИКср. – средняя величина инвестированного капитала.

В свою очередь, средняя величина инвестированного капитала рассчитывается делением начальных инвестиций, вкладываемых в проект пополам. Чем больше приведенный показатель, тем лучше для инвестора.

Многопериодные методы оценки инвестиционных проектов. Срок окупаемости инвестиций. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. [6]

Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими.

Этот метод – один из самых простых и широко распространен в мировой практике, он не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений.

Суть метода – в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т. е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости. [7]

Виды эффективности инвестиционных проектов:

Общественная эффективность характеризует социально- экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, т. е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, но и «внешние» по отношению к проекту затраты и результаты: в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Подробнее эти эффекты представлены в приложение 2. Общественную эффективность оценивают лишь для социально значимых инвестиционных проектов и проектов, затрагивающих интересы не одной страны, а нескольких. [8].

Коммерческая эффективность проекта характеризует экономические последствия его осуществления для инвестора, исходя из весьма условного предположения, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами [10].

§

Согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2021-2020 гг., общий объем инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры запланирован в размере 2,7 трлн. руб. (49 млрд. долл. при курсе 55 руб. за долл.) или 550 млрд руб. в год. Это на 18% больше, чем за предыдущие пять лет (2021-2021 гг.), и подразумевает среднегодовой рост около 3,3%. Однако экономический кризис вынуждает правительство сокращать расходы бюджета, в том числе на строительство и ремонт федеральных дорог. В этом году расходы сократятся минимум на 10-15% от запланированных. На сколько будут сокращены расходы в последующие годы, правительство пока не решило. Один из радикальных вариантов — сократить все расходы на 5% в реальном выражении. В 2021-2021 гг. правительство планировало общее увеличение расходов на дорожную инфраструктуру в размере 15-20% и сокращение фактически вернет их к уровню предыдущих лет — около 500 млрд. руб.

Общие расходы на федеральные дороги в следующие пять лет в объеме 0,5% от ВВП (500-600 млрд. руб. в год) по сравнению с 0,7% за предыдущие пять лет. Кроме того, консолидированные расходы региональных бюджетов на поддержание региональных дорог, в том числе Москвы, составляют еще 0,6% от ВВП (600-700 млрд. руб. в год) по сравнению с 0,9% за предыдущие пять лет. Таким образом, общий объем расходов бюджета на дорожную инфраструктуру снизится до 1,1% в 2021-2020 гг. по сравнению с 1,5% в 2021-2021 гг. Это умеренный уровень расходов, который позволяет постепенно улучшать дорожную инфраструктуру и реализовывать несколько масштабных проектов, но не позволяет ей развиваться опережающими общий рост экономики темпами.

Таблица 3

План строительства и реконструкции основных федеральных автомобильных дорог

Название проекта Объём инвестиций в 2021-2021 гг. млн .руб. Объём инвестиций в 2021-2020 гг. млн .руб.
М5 «Урал» (Москва-Челябинск) 66 287 227 575
М11 Москва–Санкт-Петербург (платная трасса) 157 917 205 971
М7 «Волга» (Москва–Уфа) 45 356 152 448
М051, М053, М055 «Байкал» 18 159 144 065
М060«Уссури» (Хабаровск–Владивосток) 29 207 111 979
М4 «Дон» 126 159 107 875
М56 «Лена» 39 751 93 324

Источник: ФЦП Программа “Развитие транспортной системы Российской Федерации (2021 – 2020 гг.)”

В 2009 г. правительство создало государственную корпорацию «Автодор», главными задачами которой стали формирование опорной сети скоростных федеральных автомобильных дорог и привлечение в отрасль частных инвесторов. В управление корпорации были переданы три существующие федеральные трассы: М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск), М-1 (Москва – граница с Белоруссией) и М-3 (Москва – граница с Украиной) общей протяженностью 2 500 км.

Читайте также:  Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 304 «Аудит государственных и международных инвестиционных проектов» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 23 декабря 2016 г. № 8ПК)

Кроме того, Автодор организует строительство новых скоростных платных дорог: Москва – Санкт-Петербург протяженностью 670 км и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области протяженностью 521 км. Обе дороги должны быть построены к Чемпионату мира по футболу 2021 года, что фактически гарантирует их приоритетное финансирование по сравнению с другими транспортными проектами. Общая стоимость строительства превышает 600 млрд. руб.

Кроме того, Автодор ведет подготовку строительства моста через Керченский пролив, который соединит Россию с Крымом, предварительной стоимостью около 200 млрд. руб. ТЭО проекта будет завершено в 2021-2021 гг., а строительство начнется в 2021-2021 гг.

В период с 2021 по 2020 гг. Автодор планирует направить на дорожное строительство 1,1 трлн. руб., что составляет около 22% от всех планируемых инвестиций в федеральные трассы. При этом 70% средств будет перечислено из федерального бюджета и ФНБ, а 30% Автодор должен привлечь через инвесторов.

Дорожные концессии могут принести инвесторам высокую долгосрочную доходность. ГК «Автодор» предлагает инвесторам проекты двух типов концессионных соглашений: с прямым сбором оплаты (direct toll concession) и контракт жизненного цикла (availability payments concession).

Прямой сбор оплаты предполагает, что все доходы от автомобильного трафика идут в пользу инвестора.

Контракт жизненного цикла предполагает, что 100% выручки от автомобильного трафика собирает концедент (т.е. ГК «Автодор»), и он же несет риск трафика. Частный инвестор получает фиксированный платеж, включающий в себя возврат на инвестиции (собственные или заемные), плату за обслуживание дороги (эксплуатационный платеж) и фиксированный процент на вложенный капитал, который, как правило, составляет индекс инфляции плюс 4-8% – в зависимости от результатов тендера, т.е. общая доходность может составить в среднем 11,0-14,0% годовых, что является вполне привлекательным уровнем на горизонте 25-30 лет.

Концессия – это форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Концессия, концессионное соглашение – форма государственно- частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. В целом концессионные соглашения являются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, специфика которой заключается в сохранении титула собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах концессионера (частного инвестора) концеденту (публично-правовому образованию) за его владение и пользование.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами. Концессия является одной из форм ГЧП.[3]

В 2021-2021 гг. ГК «Автодор» планирует провести около 10 тендеров общей стоимостью более 700 млрд. руб. и привлечь порядка 200 млрд. руб. частных инвестиций в дорожный сектор

§

На железнодорожную инфраструктуру приходится 85% всего российского грузооборота (без учета трубопроводного транспорта). По протяжности железнодорожных путей Россия занимает третье место в мире (86 тыс. км) после США (250 тыс. км) и Китая (97 тыс. км).

Железнодорожная инфраструктура не справляется с ростом грузооборота и становится одним из факторов замедления темпов экономического роста. Общая протяженность «узких мест» в 2021 г., по данным РЖД, составила 8 100 км (9,4% от всей железнодорожной сети), увеличившись за год на 500 км. В основном это подходы к морским портам, Кузбасс, где добывается большая часть угля, а также участки Транссиба и БАМа. «В 2021-2020 гг. объем инвестиций, требуемых для расшивки узких мест, составляет около 1,0-1,1 трлн. руб. При этом потери бюджета составляют 1,3-1,5 трлн. руб., а потери ВВП — 5,5-6,4 трлн. руб. Это характеризует высокую общеэкономическую эффективность инвестиций в проекты непосредственной расшивки «узких мест» сети», говорится в исследовании Фонда, посвященном оценке крупных инфраструктурных проектов. По расчетам фонда, на каждые 10% снижения совокупных транспортных издержек для всех видов товаров во всех регионах приходится 0,12% роста ВВП страны. На каждые 10% снижения издержек на железнодорожный транспорт приходится в среднем 0,04% роста ВВП.

В ближайшие годы инвестиции в железные дороги могут существенно возрасти за счет федерального бюджета и средств ФНБ. ОАО «Российские железные дороги» является основным инвестором в развитие железнодорожной инфраструктуры. Совокупная инвестиционная программа монополии составляет в среднем 400-500 млрд. руб. в год, из которых непосредственно на инфраструктуру направляется 60%, остальное идет на закупку локомотивов, безопасность движения и прочие расходы. Инвестпрограмма РЖД финансируется из собственных и заемных средств, а также субсидий федерального бюджета, которые в основном идут на социальные проекты, считающиеся неокупаемыми для РЖД (например, транспортные объекты Сочи). Сдерживание тарифов естественных монополий ограничит возможности РЖД по наращиванию инвестиций в ближайшие годы, поэтому основной прирост возможен только за счет федерального бюджета, ФНБ или средств ВЭБа.

Утвержден проект модернизации БАМа и Транссиба к 2021 г., который позволит, согласно прогнозам РЖД, увеличить объем грузоперевозок на 55 млн. т до 271 млн. т. Общая стоимость проекта – 560 млрд. руб., он частично будет финансироваться из средств ФНБ (150 млрд. руб.) и федерального бюджета (110 млрд. руб.).

ВСМ «Москва– Казань»: Китай готов инвестировать

При общей сумме заявленных инвестиций в 1,068 трлн. руб. лишь 40% было обеспечено конкретными источниками финансирования. Однако проектом заинтересовался Китай, власти которого в конце прошлого года представили концепцию создания экономического пояса Шелкового пути (см. ниже). Он предполагает развитие транспортных коридоров из Азии в Европу. Подписанный в начале мая 2021 г. меморандум о сотрудничестве между Россией и Китаем предполагает, что для строительства ВСМ может быть создана компания, в капитал которой китайский фонд Silk Road Fund (под управлением создаваемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) внесет до 100 млрд. руб., аналогичную сумму — российские власти. Кроме того, китайские банки готовы предоставить еще 250 млрд. руб. С российской стороны 150 млрд. руб. может выделить ФНБ, около 50 млрд. руб. — федеральный бюджет и РЖД и еще около 150 млрд. руб. — выпуск инфраструктурных облигаций, которые выкупит ВЭБ.

Читайте также:  Современные особенности французских инвестиций. Курсовая работа (т). Эктеория. 2016-04-27

Строительство ВСМ безусловно оказывает позитивный экономический эффект на развитие экономики d тех регионах, где проходят ВСМ, ВРП растет ускоренными темпами в среднем на 0,5-0,7% в год.[18]

Концессионные соглашения, реализуемые в РФ.

Концессия, концессионное соглашение – форма государственно- частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. В целом концессионные соглашения являются одной из возможных форм государственно-частного партнерства.

Таблица 4.

Концессионные соглашения, реализуемые в РФ

Проект Срок контракта Финансирование Возвратность вложенных средств концессионера
Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» 30 лет 152,8 сбор платы за проезд в пользу концедента.
Центральная кольцевая автомобильная дорога, Московская область 31 год Плата концедента – это установленные ежегодные платежи за доступность автомобильной дороги для пользователей и соблюдение технико-эксплуатационных показателей.
Реконструкция автомобильной дороги М-1 «Беларусь» на участке км 33 – км 132 35 лет Возврат средств инвестора осуществляется на основе платы потребителей (проезд пользователей).
мост через Керченский пролив нд нд
Аэропорт
«Центральный»
Саратов
нд нд
Реконструкция объектов культурного наследия Калужской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии 49 лет 92млн. рублей будет осуществляться за счет оказания услуг туристам: организации отеля, продажи продукции, проведению музейно-выставочных мероприятий
Строительство автомобильных дрог и мостовых переходов на территории Удмуртской Республики для обеспечения транспортной доступности региона 49 лет 14 млрд. руб.
Инвестиционный фонд РФ – 2,5 млрд. рублей; Бюджет Удмуртской Республики – 1,3 млрд. рублей; Собственные средства концессионера – 5,2 млрд. рублей; Заемные средства (Банк ВТБ) – 5 млрд. рублей.
нд
Создание системы коммунальной инфраструктуры (централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград 30 лет 55 млрд. рублей -Финансируются за счет средств концессионера, недополученные доходы подлежат возмещению
– возмещение через тариф методом индексации
Создание системы коммунальной инфраструктуры (централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград 25 лет 600 млн. рублей – Финансируются за счет средств концессионера, недополученные доходы подлежат возмещению
– возмещение через тариф методом индексации
Реконструкция объектов культурного наследия Калужской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии 49 лет 92 млн. руб. будет осуществляться за счет оказания услуг туристам: организации отеля, продажи продукции, проведению музейно-выставочных мероприятий

Источник: Центр развития государственно-частного партнёрства http://pppcenter.ru/

Пока в России только разрабатываются концептуальные основы концессий. В стране нет ни соответствующих институтов, ни законодательства в этой области, ни четкого представления о том, как должны регулироваться предприятия, созданные на основе концессий.

В то же время экономический потенциал концессий в России можно оценить как высокий. В качестве приоритетных направлений применения концессий должны рассматриваться объекты производственной инфраструктуры при условии сохранения их в государственной собственности и создания системы регулирования и контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью частных компаний: автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, электростанции, коммунальные системы.

Заключение

Проанализировав все главы моей курсовой работы я пришел к заключении, что роль иностранных инвестиций сводится к развитию экономики страны в общем и получателей этих инвестиций (предприятий, производств и т.д.) в частности. Стране очень выгодно получать из-за рубежа иностранные инвестиции, т.к. они развивают их производства, появляются новые инновационные производства, рабочие места, а также платятся налоги в национальный бюджет и при этом из него же ничего не тратится на это.

За период с января по июнь 2021 года Россия инвестировала за рубеж $10,25 млрд., в то время как объем инвестиций в Россию составил всего $4,34 млрд., за весь 2021 поступило $22,89 млрд. и было инвестировано за рубеж $56,39 млрд.

На протяжении 4-х лет с 2021 года по 2021 год лидерами по объему ПИИ являлись: финансовая деятельность и страхование(39,74%); оптовая и розничная торговля(17,75%); Добыча полезных ископаемых (28,34%).

Важное значение при оценке иностранных инвестиций имеет инвестиционный климата в стране. Ключевых показателей инвестиционного климата в стране считается рейтинг Doing Business, который составляется каждый год Всемирным банком. В 2021 г. Россия вошла в тройку государств, активнее других следующих по пути реформ. В частности, наша страна поднялась сразу на 20 позиций и заняла 92-е место в новом международном рейтинге Doing Business – 2021.

Главными проблемами иностранных инвестиций являются коррупция и безнаказанность, зависимость экономики от нефти, газа и других полезных ископаемых, нестабильность банковской системы, низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами.

Наиболее значимым из всех приведенных проблем является коррупция и безнаказанность, которые делают процесс инвестирования иностранных инвестиций в «хождение по мукам» от одного кабинета к другому, от одного окна к другому, где каждый ждет, что ему что-нибудь за его же профессиональные обязанности кроме зарплаты дадут дополнительное поощрение. Суды во многих государствах мира являются очень коррумпированными и за деньги сделают тебя неприкасаемым для законов.

Низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами характерен для развивающих стран, где такая ячейка как малый и средний бизнес начинают только формироваться, и им очень тяжело приходится, т.к. они борются со всеми: государством, рэкетом и т.д.

Банковская система страны является кровеносной системой для бизнеса и позволяет хранить, тратить собственные денежные средства, а в условиях ее

нестабильности появляются риски невозврата средств со счетов банков, что увеличивает риски невозврата иностранных инвестиций.

Для увеличения иностранных инвестиций на современной стадии необходимо использовать средства, полученные экономикой России от продажи нефти и газа.

Список литературы

1.Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2021) “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” http://base.consultant.ru

2.Г. П. Оксютик «Иностранные инвестиции в России» Санкт-Петербург, 2021год. – стр. 12

3.Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 472 с

4.Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. – М.: Финансы, 2001. – 54 с.

5.Ендовицкий Д.А., Коробейников Л.С., Сысоева Е.Ф. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учеб. пособие / под ред. Л.Т. Гиляровкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 312 с.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / Мин-во экономики РФ; Мин-во финансов РФ; ГК РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике / Рук. авт. кол.: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. – 2-я ред. – М.: Экономика, 2000.

Читайте также:  Инвестиции в России в 2021 году — иностранные инвестиции в российскую экономику

6.Н.А. Щербакова, И.И. Александрова. «Экономическая оценка инвестиций»: учеб. пособие / – Новосибирск: СГГА, 2021.

7.Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. – М: Колос-пресс, 2002. – 382 с.

8.Ковалев В.В. Инвестиции. – М.: Проспект, 2003. – 381 с

9.Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы / И. В. Пономарева // Молодой ученый. — 2021.—№12.—С.169-174.

10.Журнал успешного инвестора — InvestBAG http://investbag.com/obzory-rynka-investitsiy/inostrannye-investicii-v-rossii.htm

11.Научный журнал «Деловой Петербург» http://www.dp.ru/a/2021/10/07/Investicii_Rossii_za_rube/

12.Журнал «Бизнес России» http://businessofrussia.com/june-2021/item/702-invest-climate.html

13.Бизнес портал FDLX.COM http://fdlx.com/all/4156-ctimuliruyushhie-mery-gosudarstvennoj-politiki-dlya-privlecheniya-pryamyx-inostrannyx-investicij.html

14.Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

15.http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/482/GPB_Infrastructure_update_250615.

16.Информационный портал: http://lektsii.net/1-148134.html

17.http://prostoinvesticii.com/ocenka-investicijj/pochemu-neobkhodimo-znat-metody-rascheta-perioda-okupaemosti-investicijj.html

18.http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/482/GPB_Infrastructure_update_250615

19.Инвестиционный портал регионов России http://www.investinregions.ru/rating/

20.www.cbr.ru/statistics

21.http://www.gks.ru

Приложения

Приложение 1

Группы методов, применяемых для оценки эффективности инвестиций

Основные методы оценки инвестиционных проектов
Статические методы оценки Динамические методы оценки
 
Однопериодные:
– точка безубыточности
– простая норма отдачи;
– расчет и сравнение прибыли;
– расчет и сравнение издержек;
– расчет и сравнение доходности
– чистый дисконтированный доход;
– индекс доходности;
– внутренняя норма доходности;
– модифицированная внутренняя
– норма доходности;
– дисконтированный срок окупаемости
Многопериодные:
– срок окупаемости;
– суммарный доход;
– индекс рентабельности инвестиций

Источник: Н.А. Щербакова, И.И. Александрова. «Экономическая оценка инвестиций»: учеб. пособие / – Новосибирск: СГГА, 2021.

Приложение 2

Положительные и отрицательные последствия от притока иностранных инвестиций

Положительные Отрицательные
-позволяет получить доступ к передовым технологиям и методам управления, -увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
-способствует более активной разработке и полному использованию местных ресурсов; -подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
 
-увеличивает накопления капитала в стране; -возможная деформация структуры национальной экономики;
-стимулирует расширение рынков сбыта
 
-усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
-повышает спрос на рабочую силу с высокой квалификацией, увеличивает показатели благосостояния граждан; -репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.)
-повышает конкурентоспособность внутренней продукции, снижает уровень монополизации; -ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
-способствует увеличению налоговых поступлений, -упадок традиционных отраслей национальной экономики;

Источник: InvestBAGhttp://investbag.com/obzory-rynka-investitsiy/inostrannye-investicii-v-rossii.htm

Приложение 3

ПИИ в Россию за 2021 – 2021 годы по видам экономической деятельности

Наименование вида экономической деятельности млн. долл. США
ВСЕГО (100%)
 
100%
 
100%
 
(100%) (100%)
в том числе:          
Финансовая деятельность, страхование (17,18%)
 
(16,92%) (29,62%) (20,88%) (39,74%)
Добыча полезных ископаемых (8,43%) (8,26%) (9,5%) (10,26%) (28,34%)
Оптовая и розничная торговля (12,28%) (32,85%) (26,17%) (29,67%)
 
(17,75%)
Строительство (0,88%) (6,85%) (7,76%) 4,18%) (12,96%)
Производство и распределение электроэнергии, газа (3,16%) (4%) (3,69%) (2,58%)  

(2,95%)

Обрабатывающие производства (22,07%) (15,15%) (12,62%) (23,83%) (1,58%)
Здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,01%) (0,33%) (0,89%) (0,5%) (0,74%)
 
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (0,76%) (0,02%) (0,76%) (0,04%) (0,68%)
Деятельность гостиниц и ресторанов (0,6%) – 140
(-0,25%)
(0,3%) (0,27%) (0,44%)
Деятельность в области аренды и лизинга (0,87%) – 357
(-0,65%)
– 579
(-1,14%)
 
– 422
(-0,61%)
 

(0,42%)

Научные исследования и разработки (8,1%) (0,28%) (0,23%) (0,11%) (0,34%)
Сбор, очистка и распределение воды (0,04%) (0,03%) (0,03%) (0,04%) (0,06%)
Образование – 12
(-0,03%)
(0,01%) (0,01%) – 1
(-0,001%)
(0,02%)
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство (0,71%) (0,43%) (0,06%) (0,89%)
 
– 30
(-0,14%)
Транспорт и хранение – 176
(-0,39%)
(2,09%) – 281
(-0,55%)
(0,50%) – 457
(-2,18%)
Недвижимость (7,17%) (4,5%) (3,91%) (2,5%) – 638
(-3,04%)
 

Источник: www.cbr.ru/statistics

Приложение 4

Прямые иностранные инвестиций в Российскую Федерацию по основным странам – партнерам в 2021 – 2021 гг., млн. долл. США

Наименование страны
Всего по странам (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)
Австрия (3,13%) (2,84%) (2,24%) – 326
(-0,47%)
(4,06%)
Багамы (5,29%) (3,32%) (4,17%) (4,03%) (18,17%)
Виргинские острова (Британия) (4,95%) (13,12%) (4,9%) (13,55%) (10,95%)
Германия (7,4%) (4,05%) (4,48%) (0,48%) (0,51%)
Ирландия (5,39%) (9,63%) (19,52%) (15,02%) – 531
(-2,53)
Кипр (28,46%) (23,6%) (3,93%) (11,93%) (25,48%)
Китай (0,78%) (0,23%) (0,89%) (0,86%) (6,1%)
Люксембург (6,7%) (7,45%) (21,38%) (16,81%) – 659
(-3,14%)
Нидерланды (8,65%) (13,4%) (20,42%) (8,26%) (4,78%)
Соединенное Королевство (Великобритания) (2,65%) (3,64%) (0,09%) (27,34%) (0,67%)
США (1,01%) (0,5%) (0,56%) (0,701%) (3,38%)
Франция (6%) (2,01%) (2,44%) (3,06%) (10,13%)
Швейцария – 1
(-0,002%)
(1,34%) (0,79%) (1,57%) (2,28%)
Швеция (4,24%) (3,68%) (2,61%) – 1203
(-1,74%)
(0,85%)

Источник: www.cbr.ru/statistics

Приложение 5

Инвестиции в инфраструктуру России, млрд. руб.

Транспортная инфра-тура 2021-2020
Прогноз
всего 1 108
(100%)
1 540
(100%)
1 717
(100%)
1 718
(100%)
1 651
(100%)
8 838
(100%)
Федеральные дороги (31,5%) (28,7%) (29,14%) (30,67%) (30,59%) 2 743
(31,04%)
Региональные дороги (38,36%) (41,95%) (45,57%) (41,27%) (33,01%) 3 226
(36,5%)
ЖД
инфра-тура
(21,12%) (14,8%) (16,02%) (12,92%) (17,04%) 1 355
(15,33%)
Метро (4,51%) (6,23%) (5,82%) (8,38%) (11,4%) (10,08%)
Аэропорты (2,8%) (2,66%) (3,73%) (4,6%) (5,44%) (3,81%)
Порты (1,62%) (1,69%) (2,5%) (2,21%) (4,55%) (3,24%)

Источник: расчеты Газпромбанка

Приложение 6

Регионы страны с точки зрения инвестиционной привлекательности

Первая группа Вторая группа Третья группа
Москва Белгородская область Ингушетия
Московская область Оренбургская область Чеченская
Санкт-Петербург Новосибирская область Калмыкия
Ленинградская область Курская область Адыгея
Татарстан Приморский край Тыва
Тюменская область Краснодарский край Чукотский автономный округ
Калужская область Башкортостан Еврейская автономная область.
Нижегородская область Самарская область Иркутская область
Ярославская область Липецкая область Забайкальский край

Источник : http://www.investinregions.ru/rating/

Приложение 7

Регионы РФ с наибольшими инвестициями в основной капитал по субъектам Российской Федерации в I полугодии 2021 года

Регион Млн.рублей В % к I полугодию 2021г.
Белгородская область 56999,3 128,3
Воронежская область 90372,5 108,8
Калужская область 34227,9 96,7
Московская область 164979,6 92,3
г.Москва 461843,2 101,5
Ленинградская область 63340,1 88,6
г.Санкт-Петербург 179966,1 90,0
Краснодарский край 199931,2 60,2
Волгоградская область 78339,5 125,0
Ростовская область 94924,4 100,4
Республика Дагестан 41763,7 106,5
Республика Башкортостан 114939,6 106,8
Республика Татарстан 206993,4 100,1
Пермский край 82376,0 96,4
Hижегородская область 84105,9 65,4
Самарская область 109666,2 102,8
Свердловская область 110832,6 71,1
Тюменская область 732318,2 95,1
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 368674,3 102,6
Красноярский край 169528,8 117,5
Сахалинская область 90247,2 110,0

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/

[1] Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2021) “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”

[2] «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ» Г. П. Оксютик Санкт-Петербург 2021 стр. 12

[3] http://economy.gov.ru/minec/main

Оцените статью