- Дополнительные факторы, усиливающие перенос повышения ндс в цены
- Др: реформирование ндс и источники финансирования инвестиций
- Как влияли на перенос ндс цены: ситуация в экономике и бюджетно-налоговая политика
- Налоговая служба разъяснила порядок вычета ндс при получении бюджетной инвестиции
- Налоговый переворот. как рост ндс повлияет на бизнес и потребителя
- Опыт повышения ндс в других странах
- Структура налогообложения
- Ценовая политика производителей и продавцов на отдельных рынках
- Чувствительность спроса к изменению цен
Дополнительные факторы, усиливающие перенос повышения ндс в цены
Инфляционные ожидания. Конечный масштаб, скорость и устойчивость изменения инфляции в ответ на повышение ставки НДС также существенно зависят от реакции инфляционных ожиданий населения и бизнеса. В случае роста инфляционных ожиданий могут реализоваться вторичные проинфляционные эффекты и привести к более существенному повышению инфляции.
Пока реакция инфляционных ожиданий на анонсированное изменение остается сдержанной, однако ситуация требует детального регулярного мониторинга. Основная реакция ожиданий может проявиться в конце 2020 – I квартале 2020 г., учитывая, что ожидания домашних хозяйств адаптивны и население, как правило, реагирует на фактическое повышение цен. Ожидается, что затем в течение первого полугодия 2020 г. инфляционные ожидания населения будут постепенно снижаться.
Др: реформирование ндс и источники финансирования инвестиций
Авторская колонка члена татарстанской «Деловой России» Тахира Давлетшина:
Большинство предпринимателей и отдельные экономисты ратуют за радикальное снижение ставки НДС, или же за полную его отмену, ошибочно полагая, что это приведет к улучшению финансовых результатов предприятий, облегчению налогового бремени, в результате появятся средства для инвестиций.
Однако, НДС – косвенный налог, плательщиком этого налога являются конечные потребители, т.е., в основном, граждане. В России, как и в Европе, НДС – налог на конечное потребление, или же, налог на непроизводственные покупки. Бухгалтерский учет НДС ведется на отдельном счете, налог не относится на себестоимость и на прибыль, поэтому прямого влияния на финансовые результаты предприятий НДС не оказывает (кроме случаев на стыке ОСНО-Спецрежимы, о которых будет сказано ниже). В первом приближении для финансов предприятий неважно, какая ставка НДС : 22 %, 18, 12 или же его совсем нет (1). Снижение ставки НДС автоматически приведет к снижению цены товара на рынке, в финансовых результатах предприятий значительных улучшений не произойдет – конкуренция на рынке сделает свое дело. Рентабельность продаж зависит от множества фундаментальных причин, одна из важнейших – за какое «вознаграждение» готов работать бизнес в создавшейся экономической ситуации.
НДС оказывает влияние на ценообразование производимого предприятием товара опосредственно: через спрос и бюджетные расходы, которые взаимосвязаны.
В настоящее время НДС обеспечивает треть поступлений федерального бюджета (4,6 триллионов рублей в 2020 году). Так, если НДС отменить совсем, или радикально снизить ставку налога, значительно уменьшатся доходы бюджета, в т.ч. возможности бюджета по поддержке незащищенных слоев населения, что приведет к росту бедности и падению спроса на социальные товары (товары повседневного спроса), если же поднять ставку до 30 % – произойдет заметное удорожание и падение спроса на дорогой сегмент товаров, что окажет влияние на выбор между потреблением и накоплением в пользу последнего. Поэтому, в большинстве стран ставка НДС колеблется около 20 %, что обеспечивает значительные поступления в бюджет и приемлемый уровень цен, не влияющий на уровень потребления.
Таким образом, существующее заблуждение, что отмена НДС или же уменьшение его ставки дадут предприятиям источники средств для инвестиций, появятся дополнительно оборотные средства в сумме не уплаченных в бюджет НДС, обусловлены неправильным пониманием сущности НДС и основ ценообразования.
Другое распространенное заблуждение – взгляд на «освобождение от НДС» как на источник финансирования инвестиций предприятий. Необходимо иметь ввиду, что суммы НДС, фигурирующие в счетах-фактурах – это де-факто бюджетные деньги: в части потребительских товаров суммы, оплаченные для внесения в бюджет конечными потребителями, в части инвестиционных – оплаченные самим государством. Любое освобождение от НДС – это передача (уступка) бюджетных средств освобожденцам, если это реальное освобождение, а не то, что происходит с «освобождением» от НДС на Спецрежимах в настоящее время.
Вводя в российское налоговое законодательство НДС, законодатель задался целью обложить налогом конечного потребителя, в отличие налога с продаж, возложив обязательство по уплате этого налога в бюджет на производителей и торговцев по всей цепочке продвижения товара к потребителю по специальному алгоритму, т.е. ввел налог на конечное потребление (или же, непроизводственные покупки) «в форме НДС».
Для этого законодатель ввел обязанность поставщика предъявить к оплате покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указав эту сумму в счете-фактуре. Налогоплательщик уплачивает в бюджет сумму налога, равную разнице между НДС исходящего и входящего, тем самым достигается возможность переложения налога на конечного потребителя, поступление налога в бюджет, также реализуется механизм налогового контроля.
При этом реализуется экономическая нейтральность этого налога, НДС не влияет на финансовые результаты предприятия.
Экономическая нейтральность НДС нарушается при наличии в цепочке производства и обращения налогоплательщиков на специальных налоговых режимах: п. 5 ст. 173 НК РФ вводит де-факто налог с оборота на операции между предприятиями на ОСНО и Спецрежимах, что приводит к двойному налогообложению, в результате часть НДС ложится на прибыль предприятия, что катастрофически сказывается на финансовых результатах(2). Без гармонизации налоговых режимов невозможно выстроить стройную и завершенную налоговую систему, приемлемую для устойчивого развития предпринимательской деятельности, в особенности микро- и малого бизнеса. Анализ Главы 21 НК РФ показывает: отсутствие гармонизации налоговых режимов на стыке ОСНО – Спецрежимы, т.е. во взаимоотношениях крупного бизнеса с микро-бизнесом, провоцирует микробизнес обращаться к уклонению от налогообложения используя схемы незаконного обналичивания денежных средств.
Реальное «освобождения» от НДС возможно при отмене п. 5 ст. 173 НК РФ, его возможности ограничены тем, от каких сумм поступлений в бюджет может отказаться государство. Также необходимо определиться, в пользу каких категорий налогоплательщиков возможно такое освобождение, мнение автора сводится к тому, что это могут быть микро-предприятия с оборотом не более 10 млн руб., где и контроль затруднен, и, как следствие, потери для бюджета будут незначительны (3). При этом достигается двоякий положительный результат: микро-бизнес в производственной сфере получает возможность функционирования в правовом поле, появляется инвестиционный ресурс в сумме НДС, начисленного к уплате в бюджет.
Вышеприведенный анализ показывает, что методами налогового регулирования нельзя получить значительные источники финансирования инвестиций. Но без усовершенствования налоговой системы, в первую очередь реформирования НДС, нельзя создать в стране благоприятный инвестиционный климат.
Что касается собственных средств предприятий на инвестиции, они снижаются из-за низкой рентабельности продаж, причем в последние годы рентабельность неуклонно падает.
Так, согласно таблице «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности» (сайт ФНС Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/[email protected] URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ ) с 2006 года по 2020 год рентабельность проданных товаров, работ, услуг по экономике упала с 14,0 % до 9,3 %, рентабельность активов организаций с 9,3 до 5,0 %. Таким образом, собственных источников финансирования инвестиций и стимулов для инвестиционной деятельности становятся все меньше. В выгодном положении – добыча полезных ископаемых 26,8 % (12,7), химическое производство 33% (10,1). В машиностроении, высокотехнологических отраслях, и отраслях, традиционно занятых МСП рентабельность крайне низка. Это означает, кроме отраслей добычи полезных ископаемых и их первичной переработки, у остальных отраслей собственных средств для инвестиций нет: у предприятий из-за низкой рентабельности продаж, инвесторов – из-за низкой рентабельности активов.
Причина низкой рентабельности не в налоговой сфере, хотя совершенное налоговое законодательство одно из важных условий для роста инвестиций, а кроется в общеэкономической ситуации, вынуждающей предприятия работать на низкой рентабельности. Низкая рентабельность – готовность бизнеса работать за низкое «вознаграждение», «продержаться». Тем более, у значительной части предпринимателей личные доходы формируются не из финансовых результатов их предприятий.
Причина низкой рентабельности комплексная – падающий спрос, монополии и господдержка крупных и средних предприятий.
Так, расходы федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкомпаниям составили 434,9 млрд руб. (в 2020 году – 532,1 млрд руб.). А для поддержки МСП в 2020 году из бюджета было выделено 12,1 млрд руб. (в 2020 году –18,5 млрд. руб.).
В этой связи необходимо установление обоснованных критериев отнесения предприятий к микро-, малое, среднее по выручке и количеству работающих, отражающих реальную классификацию микро-, малых и средних предприятий в РФ, что позволит применить адекватные меры господдержки к каждой категории субъектов МСП, с учетом их особенностей и потребностей.
Однако, бюджетная поддержка инвестиционной деятельности ограничена как средствами, так и эффективностью оказываемой поддержки. Федеральный бюджет в 2020 году исполнен с дефицитом 3,0 трлн руб., или 3,5% ВВП. (Объем инвестиций в 2020 году составил 14,64 трлн руб., объем ВВП – 86 трлн руб.).
Поэтому, основная задача государства – создание благоприятного инвестиционного климата. В сложившейся ситуации государство должно стимулировать развитие частных инвестиционных институтов, а также государственных, таких, как фонды прямых инвестиций, специализированные на разных отраслях экономики инвестиционные банки. В настоящее время идет обратный процесс – Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ развивают розничный бизнес, вместо того, чтобы стать настоящими инвестбанками.
Основной источник инвестиций в рыночной экономике – частные инвестиции. Но при рентабельности активов в 5 % и инфляции более 5 % не следует ожидать наплыва частных инвестиций, несмотря на то, что на 1 марта 2020 года во всей банковской системе страны объем вкладов физлиц составил 24,1 трлн руб., объем депозитов и средств организаций на счетах 24,5 трлн руб.
Есть ниша в которой возможен прорыв в росте инвестиций – это микро- и малый бизнес. Но для этого необходимо создать условия для того, чтобы при квалифицированной работе микро-бизнес мог вырасти до малого, малый – до среднего и т.д. Как раз и возможности бюджета позволяют поддержать микро-бизнес, в этом сегменте активно могут быть задействованы сбережения населения.
Усовершенствование налогового законодательства, самые важные составляющие которого Реформирование НДС и гармонизация налоговых режимов(4), могли бы сделать микро бизнес в производственной сфере прозрачным и прибыльным, следовательно, устойчивым и привлекательным для инвесторов. В настоящее время де-факто нет механизмов финансирования start-up ов, предприниматели ищут финансовые средства в единицы и десятки миллионов рублей под значительные проценты, в разы превышающие банковские, привлекательные для частных инвесторов, в т.ч. физлиц.
Пока у нас микро- и малый бизнес непрозрачен, предпринимательская деятельность в рамках закона, далеко несовершенного, невозможна, а любая налоговая проверка может насчитать значительные недоимки, пени и штрафы, инвесторы не будут вкладывать свои средства.
Литература:
- А.Туфетулов, Т.Давлетшин, С.Салмина «Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса».//Налоговый Вестник. 2020 № 10. С.44-50.
- Т. Давлетшин «Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов»// Налоговый Вестник. 2020. № 10.С. 64-67.
- Давлетшин Т.Г. «Собираемость НДС. Методологические аспекты» // Финансы и Кредит. 2020. №2. С.64-77.
- Давлетшин Т.Г. «О концепции реформирования налоговой системы» сайт «Деловая Россия»
Теги:
Как влияли на перенос ндс цены: ситуация в экономике и бюджетно-налоговая политика
В зависимости от экономических условий и параметров бюджетно-налоговой политики оценки реакции годовой инфляции варьируются от 0,3 до 1,1 п.п. на 1 п.п. повышения ставки. В частности, когда ставка косвенного налога повышалась с целью сократить дефицит бюджета и бюджетные расходы не увеличивались ни в текущем периоде, ни в ближайшем будущем (происходило ужесточение бюджетной политики), спрос значительно сокращался.
Напротив, если дополнительные налоговые доходы сразу или постепенно трансформировались в дополнительные расходы бюджета, это оказывало поддержку спросу и увеличивало влияние повышения налога на инфляцию. Как центральные банки реагировали на повышение НДС Важно отметить, что во многих странах, несмотря на наличие значимой реакции цен на рост НДС, центральные банки не проводили дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики (например, в Венгрии в 2009 г., в Чехии в 2020 г., в ЮАР в 2020 г. и так далее).
Это связано с тем, что эффект налоговой меры на годовую инфляцию, по сути, является краткосрочным и исчерпывается на горизонте года. Кроме того, реакция денежных властей в значительной степени зависела от того, в какой степени повышение НДС привело к ослаблению спроса.
При этом изменение спроса также во многом зависит от экономических условий в стране. Это отражает пример Японии, где к моменту повышения НДС в 2020 г. центральный банк проводил стимулирующую денежно-кредитную политику для повышения инфляции до целевого уровня, и повышение правительством НДС на 3 п.п. было дополнительной мерой, направленной на достижение этой цели.
Это стало одним из факторов сохранения мягкой денежно-кредитной политики до настоящего времени. Большинство центральных банков в ситуации повышения НДС осуществляют пристальный мониторинг реакции экономики и финансовых рынков для выявления возможных вторичных инфляционных эффектов.
Их возникновение в большей степени вероятно в экономиках, где инфляционные ожидания остаются чувствительными к колебаниям цен. В случае реализации рисков повышения инфляционных ожиданий и устойчивого ускорения инфляции изменение направленности денежно-кредитной политики становится оправданным и необходимым (такая ситуация наблюдалась, например, в Польше).
Налоговая служба разъяснила порядок вычета ндс при получении бюджетной инвестиции
Налогоплательщик в 2020 году получил от АО денежные средства в качестве взноса в уставный капитал. Акционерное общество в свою очередь денежные средства получило в виде бюджетных инвестиций из регионального бюджета в связи с продажей акций в собственность государства по договору купли-продажи. Полученные средства налогоплательщик намерен направить на оплату услуг контрагентов и выплату зарплаты. При этом возникает вопрос о правомерности применении налогового вычета по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет вышеуказанных средств.
Налоговым законодательством установлено, что вычету не подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию России, если приобретены они были за счет субсидий или бюджетных инвестиций (п. 3.1 ст. 170 Налогового кодекса). Такое правило применяется, если субсидии или инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета привели к возникновению права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юрлица.
При этом ФНС России обращает внимание на следующий порядок учета НДС, предусмотренный с 1 января 2020 года (п. 2.1 ст. 170, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. 7 ст. 9, п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2020 г. № 424-ФЗ). Согласно новым правилам суммы НДС по товарам (а также работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций, полученных с 2020 года подлежат вычету (не восстанавливаются). Единственное условие – в документах о предоставлении субсидий или инвестиций должно быть предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение вышеуказанных товаров без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС или сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (письмо ФНС России от 15 октября 2020 г. № СД-4-3/21197@).
А значит, вопрос о предоставлении налогоплательщику вычета по НДС необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), или сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию России, и какими документами это подтверждается. Такая позиция налогового органа согласована с Минфином России.
Налоговый переворот. как рост ндс повлияет на бизнес и потребителя
Выиграет ли экономика от увеличения НДС до 20%, сейчас сказать сложно. Ясно лишь, что этот шаг губителен для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Были заявления, что необходимо создать условия, при которых дополнительные 2% не должны лечь на плечи конечного потребителя, однако такое смогут позволить себе только крупные компании, производящие и поставляющие товары первой необходимости, спрос на которые мало зависит от сезонности и повышений цен.
В результате такого сценария увеличение поступлений окажется не таким значительным, как было запланировано, а значит, правительству придется искать другие источники средств на реализацию поручений президента — вероятнее всего, связанные с отменой ряда текущих льгот, в том числе и для физических лиц.
Допустим, крупный ретейлер X занимается реализацией товаров повседневного спроса, имеет определенную норму прибыли с расписанным объемом инвестиций в развитие инфраструктуры, расширение рабочих мест и другие долгосрочные проекты. В связи с ростом НДС цена закупки увеличивается.
Перед ретейлером стоит дилемма: либо перекладывать затраты на конечного потребителя, либо снизить норму прибыльности. Второй вариант решения проблемы подразумевает весьма непривлекательные ходы — внесение корректировок в свои инвестиционные фонды. В итоге компания X переложит затраты на покупателя.
Для кого-то вариантом ухода от уплаты дополнительных налогов станет «формальное» сокращение числа работников и увеличение зарплат в конверте, что неминуемо повлечет за собой сокращения отчислений в государственные фонды и рост теневого бизнеса.
Давайте рассмотрим компанию Y, которая применяет основную систему налогообложения только из-за того, что сотрудничает с крупными компаниями, участвует в государственных и коммерческих закупках, когда наличие общей системы налогообложения у поставщика обязательно.
При этом прибыльность компании Y крайне мала, но есть объем заказов. Многие из таких компаний производят закупки тех или иных товаров у других поставщиков, находящихся на УСН. Таким образом, рост на 2% НДС для поставщика сделает его неконкурентоспособным в части закупок.
Компания Y будет вынуждена отказываться от участия в поставках, потому что договориться об увеличении цен для более крупных партнеров практически нереально. Зарплатный фонд останется на прежнем уровне, прибыль компании будет падать.
Какова дальнейшая судьба компании Y? Есть несколько вариантов. Более пессимистичный — сокращение либо выход из бизнеса и менее пессимистичный — переход на упрощенную систему налогообложения и прекращение сотрудничества с крупными партнерами.
Самый оптимистичный для компании Y вариант, когда крупный партнер все-таки согласится купить продукцию по выросшей цене, очевидно, не вызовет радости у конечного потребителя, так как отпускные цены на товар вырастут.
При повышении ставки НДС цены на товары повседневного спроса будут расти при стабильном уровне зарплат. Тем не менее потребление сократится незначительно, а значит, снижение будет наблюдаться преимущественно в сегменте товаров, составляющих дополнение к потребительской корзине — косметика, билеты в кино, товары для спорта, модные гаджеты.
Допустим, что продукцию, себестоимость которой составляет 100 рублей, продают в B2B-сегменте за 110 рублей. Прирост в стоимости комплектующих и сырья на 2% снизит выручку на 2 рубля при сохранении затрат на зарплаты, но росте стоимостей аренды, закупок и других необходимых расходов.
В итоге вместо текущих 10 рублей предприниматель получит 5-6 рублей реальных доходов в зависимости от количества сотрудников и уровня зарплат на предприятии.
Опыт повышения ндс в других странах
За последние годы многие страны повышали НДС. Были рассмотрены 23 эпизода повышения НДС в 16 странах в период 2005–2020 годов. Масштаб изменения ставки НДС в этих случаях варьировался от 1 до 5 процентных пунктов. Во всех странах наблюдалась значимое ускорение роста цен в ответ на налоговые изменения.
Структура налогообложения
Повышение основной ставки НДС затронет не все, а только две трети товаров и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция. Остальные категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС2 . К ним в том числе относятся продукты питания повседневного спроса (мясные и рыбные продукты, молочные продукты, яйца, крупы, хлеб, соль, овощи), медицинские и детские товары, социально значимые услуги (образования, здравоохранения, городского пассажирского транспорта и другое).
Учет льготного налогобложения снижает оценку влияние НДС на 0,6 процентного пункта. Помимо этого, часть операций, не относящихся к льготным товарам и услугам, не облагается НДС в случае их реализации микропредприятиями, соответственно, по ним не обязательно будет наблюдаться повышение цен в ответ на изменение ставки НДС.
Этот фактор может снизить вклад повышения НДС на 0,1-0,2 процентного пункта. Дополнительные факторы, уменьшающие перенос повышения НДС в цены Параметры бюджетных расходов. Базовая оценка предполагает, что в силу действия бюджетного правила дополнительные поступления от НДС трансформируются в расходы бюджета в том же периоде. Это будет оказывать определенную поддержку внутреннему спросу, повышая его платежеспособность.
Однако если полученные средства будут расходоваться более медленно (например, в силу традиционного сезонного смещения расходов на конец года или распределенного характера реализации среднесрочных государственных программ), то совокупный конечный спрос будет более умеренным, что уменьшит масштаб повышения цен на 0,2–0,3 процентного пункта.
Индексация тарифов естественных монополий. Реализация жилищных и коммунальных услуг облагается по основной ставке НДС, и с этой точки зрения их цены также могут отреагировать на рост налога. Базовая оценка предполагает, что может быть проведено повышение тарифов на увеличение НДС сверх их нормативной ежегодной индексации в соответствии с целью по инфляции 4%. В случае если этого не произойдет, итоговый перенос НДС в ИПЦ будет меньше на 0,15 процентного пункта.
Ценовая политика производителей и продавцов на отдельных рынках
К более существенному переносу увеличения ставки НДС в конечные цены может вести монопольное поведение производителей и продавцов, особенно в отраслях с низкоэластичным спросом по цене, а также маркетинговая политика компаний, направленная на сохранение пропорциональной продуктовой линейки (например, подтягивание цен к конкретным якорным уровням – формирование «красивых» ценников, одномасштабное повышение цен на взаимозаменяемые и взаимосвязанные товары с разным уровнем стоимости).
Действие этих факторов может быть существенным, но неоднородным как по сегментам рынка, так и по географическим областям. Отчасти это подтверждается результатами опроса предприятий, проведенного Банком России в июле 2020 года.
Чувствительность спроса к изменению цен
Реакция цен на повышение косвенного налога будет меньше на рынках тех товаров и услуг, спрос на которые более чувствителен к изменению цен. В такой ситуации для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок, без их переноса в конечные цены. Снижение переноса НДС в инфляцию за счет этого фактора может составить до 0,2 процентного пункта.