Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ – 2020: инструментарий для регионального развития

Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ – 2020: инструментарий для регионального развития Выгодные вклады

Индекс экономического «здоровья» регионов: основные выводы

Текущий уровень развития регионов России характеризуется высокой степенью дифференциации (таблицы 1, 2). Продолжает существовать пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета региона) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития.

В 2020 году значения индекса улучшились у подавляющего числа российских регионов (таблица 1, 2). Так, показатели 29 регионов продемонстрировали позитивную динамику (т.е. значимое улучшение показателей), 36 регионов продемонстрировали умеренно-позитивную динамику.

Нейтральную динамику показателей зафиксировали у 14 регионов. Умеренно негативную динамику отметили у 6 регионов. По итогам текущего года не выявлены регионы, у которых ключевые показатели интегрально продемонстрировали существенную негативную динамику.

Портрет успешного региона: наличие сырьевой или институциональной ренты, в отдельных случаях дополненный высокодиверсифицированным обрабатывающим сектором (в том числе обрабатывающим добываемое в регионе сырье). Ведущие регионы растут, в том числе благодаря действию «положительной обратной связи»: наличие ресурсов (природных, производственных, платежеспособного населения) способствует высокой экономической и инвестиционной активности, что повышает уровень развития региона и его привлекательность для инвесторов.

Портрет отстающего региона: отсутствие сырьевой ренты и зачатки корпоративного сектора, зависимость региональной экономики от бюджетного финансирования, отток населения в более развитые регионы. Такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы.

В средне- и долгосрочной перспективе проактивная позиция региональных властей и их системные действия оказывают существенное влияние на уровень и динамику развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса.

Таблица 1. Распределение российских регионов по матрице экономического «здоровья» (по состоянию на январь 2020 г.)

Статика

Динамика

Низкий текущий уровеньНиже среднегоСредний текущий уровеньВыше среднегоВысокий текущий уровень
Позитивная динамика4 региона
2,3 млн чел
5 регионов
7,9 млн чел
7 регионов
13,5 млн чел
7 регионов
11,5 млн чел
6 регионов
17,3 млн чел.
Умеренно-позитивная динамика3 региона
1,3 млн чел
13 регионов
18,2 млн чел
8 регионов
18,6 млн чел
10 регионов
23,2 млн чел
2 региона
13,0 млн чел
Нейтральная динамика4 региона
2,7 млн чел
2 региона
2,2 млн чел
3 региона
5,2 млн чел
2 региона
0,9 млн чел
3 региона
5,8 млн чел.
Умеренно-негативная динамика3 региона
2,2 млн чел
—-1 регион
0,6 млн чел
1 регион
0,3 млн чел
1 регион
<0,1 млн чел
Негативная динамика—-—-—-—-—-

Индекс экономического «здоровья» регионов: краткая методология

Индекс экономического «здоровья» регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития.

Целесообразность разработки данного индекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, существует значительный лаг (более полутора лет), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу Федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета.

Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем публикуют достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей, позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического «здоровья» региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают оперативные данные ФНС РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ и Росстата. При расчете большинства используемых показателей используется данные за последние 12 месяцев (принцип «скользящего окна»), а значения балансовых показателей – на последнюю доступную дату.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона

Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Оборот розничной торговли на душу населения
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физ. лицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД Консолидированного бюджета на душу населения

Примечание:

КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; Прямой долг – сумма долга Субъекта по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физ. лицам
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Динамика вводов жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Прирост ННД Консолидированного бюджета на душу населения

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения указанных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического «здоровья» региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

Карта состояний: дифференциация текущего уровня развития российских регионов
Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ – 2020: инструментарий для регионального развития

Информация об инвестиционном портале — инвестиционный портал регионов россии

Investinregions — проект Фонда «Росконгресс» и Фонда «РК-Инвестиции», запущенный в 2020 году.

Основная цель Investinregions — создание уникального цифрового пространства, объединяющего инвесторов и инициаторов проектов по всей России, а также предоставляющего актуальную информацию по регионам Российской Федерации, условиям ведения бизнеса, мерах государственной поддержки и другим аспектам реализации бизнес-идей, способствуя улучшению инвестиционной ситуации в регионах. За созданием Портала стоит компетентная команда Фонда «Росконгресс» и Фонда «РК-Инвестиции», а также команда профессиональных консультантов, экспертов, технических специалистов.

Регионы России обладают значительным инвестиционным потенциалом: за последние годы наблюдался стабильный прирост показателей ВРП, наращивались производственные мощности. Однако для дальнейшего устойчивого развития необходима постоянная работа по повышению уровня информированности бизнес-сообщества об инвестиционных возможностях и проектах субъектов.

В рамках Портала предполагается живое общение инвесторов, представителей регионов и участников рынка, роуд-шоу регионов, проводящиеся в онлайн и оффлайн форматах. По мере своего развития, Investinregions будет трансформироваться в экосистему продвижения региональных инвестиций с широким ассортиментом различных сервисов для своих пользователей.

Функциональные особенности портала определяют его эффективность как инструмента стимулирования бизнес-активности:

  • Масштабная и постоянно обновляющаяся база региональных проектов с финансовыми метриками и проектной документацией;
  • Визуализация опубликованных проектов, а также экспортных производителей регионов на интерактивной карте;
  • Первоначальная экспертиза на входе обеспечивает принятие в работу проектов, соответствующих требованиям инвесторов;
  • Рейтинговая система — проекты, прошедшие полноценную экспертизу, публикуются в открытой базе на сайте с присвоением им рейтинга по результатам оценки;
  • Удобный интерфейс для инвестора — возможность поиска и отбора проектов по нескольким параметрам, включая рейтинг проекта;
  • Для инициаторов проектов — возможность подать заявку на публикацию своего проекта на Портале через региональный институт развития, тем самым обеспечив доступ к потенциальным инвесторам;
  • Развитие инфраструктуры для реализации проектов — возможность подбора контрагентов, коммуникации с ними и другими участниками рынка;
  • Фундаментальная аналитическая поддержка — актуальные новостные и аналитические материалы, интеграция с экспертно-аналитической службой Фонда «Росконгресс»;
  • Использование площадки Гостиной губернаторов, продвижение сервисов и услуг на форумах. Использование единого кабинета Фонда и Портала;
  • Актуальная региональная статистика и контакты институтов развития.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

  1. Обработка выбросов в исходных данных.

  2. Расчет показателей.
  3. Восстановление пропущенных данных.
  4. Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных “опрос-числовые параметры”. К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных


Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Применяется следующая схема восстановления: если есть рассчитанный парный показатель «среднее время – среднее количество процедур», то значение показателя восстанавливается по среднему значению по группе рассчитанного парного показателя. В случае отсутствия такого показателя к полученным в этом году ответам добавляются ответы, собранные в прошлом году, в случае возможности рассчитать значение оно используется как восстановленное. Во всех остальных случаях отсутствия значений восстановление производится по значению прошлого года.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк). 


Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

x_norm=100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm=100-100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа “опрос-удовлетворенность” и “экспертная оценка”.

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x) ▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x) ▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX – выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа “опрос – числовые параметры” и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400. 

Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах рф – 2020: инструментарий для регионального развития

Инвестиционный потенциал становится важным политическим ресурсом российских регионов, за который разворачивается серьезная конкуренция. Сегодня оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти включает в себя не только уровень фактических инвестиций, но и усилия по созданию соответствующего климата и достижению высоких позиций в рейтингах инвестиционной привлекательности.

Ведущим из них сегодня является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ[1], очередные результаты которого были представлены Президенту России В.В.Путину 9 июля 2020 года в ходе заседания Наблюдательного совета Агентства стратегического инициатив, в который входит Президент ТПП РФ С.Н.Катырин. ТПП России совместно с региональными торгово-промышленными палатами ежегодно участвует в формировании региональной базы респондентов в рамках подготовки самого Рейтинга.

В на­ча­ле Рейтинга 2020 находятся сто­лич­ные ре­ги­о­ны (Москва удерживает 1 место[2] второй год подряд, Санкт-Пе­тер­бург – 4 место, Московская область – 5 место), ре­ги­о­ны с раз­ви­тым ре­сурс­ным сек­то­ром (Рес­пуб­ли­ка Та­тар­стан – 2 место, Республика Башкортостан – 9 место, Тюменская область – 12 место, ХМАО-Югра – 14 место), круп­ные сельскохо­зяй­ствен­ные цен­тры (Краснодарский край – 6 место, Бел­го­род­ская об­ласть – 7 место).

В то же вре­мя гео­гра­фи­че­ски уда­лен­ные ре­ги­о­ны пред­став­ле­ны сла­бее: за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных круп­ных центров (Но­во­си­бир­ская об­ла­сть – 19 место), ре­ги­о­ны Ура­ла, Си­би­ри и Дальне­го Во­сто­ка тра­ди­ци­он­но име­ют бо­лее низ­кие по­ка­за­те­ли, что при формировании предыдущих рейтингов от­ча­сти объ­яс­нялось недо­ста­точ­ны­ми уси­ли­я­ми руко­вод­ства по по­вы­ше­нию ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти.

Однако в новом Рейтинге позиции, к примеру, регионов Дальневосточного федерального округа начали укрепляться: 10 из 11 субъектов округа показали улучшение занимаемой позиции. В ТОП-30 вошли Республика Саха (Якутия) – 20 место, Амурская область – 26 место, Камчатский край – 27 место и Сахалинская область – 30 место, в ТОП-40 вошли Республика Бурятия – 32 место и Приморский край – 34 место.

С дру­гой сто­ро­ны, со­хра­ня­ют­ся предубеж­де­ния ин­ве­сто­ров по отно­ше­нию к гео­гра­фи­че­ски уда­лен­ным ре­ги­о­нам, за­ча­стую с пло­хой ло­ги­сти­че­ской се­тью и от­сут­стви­ем сы­рье­вой базы. Тем не ме­нее, инвести­ци­он­ные пер­спек­ти­вы не огра­ни­чи­ва­ют­ся вло­же­ни­я­ми в ТЭК — хотя бы по­то­му, что для это­го секто­ра ха­рак­тер­на вы­со­кая сте­пень монополизации и го­су­дар­ствен­но­го регу­ли­ро­ва­ния. А это на­кла­ды­ва­ет опреде­лен­ные огра­ни­че­ния, осо­бен­но на ино­стран­ных ин­ве­сто­ров.

Уро­вень ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти по­то­му име­ет осо­бое политическое из­ме­ре­ние, что не увя­зы­ва­ет по­зи­ции ре­ги­о­нов в рей­тин­гах с на­ли­чи­ем раз­ви­то­го ре­сурс­но­го сек­то­ра или даже с фак­ти­че­ски­ми объ­е­ма­ми при­вле­чен­ных ин­ве­сти­ций.

Речь идет пре­иму­ще­ствен­но о спо­соб­но­сти региональ­но­го ру­ко­вод­ства при­ни­мать свое­вре­мен­ные меры, ко­то­рые по­вы­ша­ют до­ступ­ность и эффектив­ность ад­ми­ни­стра­тив­ной си­сте­мы, сни­ма­ют лиш­ние бюрократические ба­рье­ры, фор­ми­руют привлекательную ин­сти­ту­ци­о­наль­ную сре­ду. Поэтому пря­мой зависимости меж­ду пози­ци­я­ми ре­ги­о­нов в «ин­ве­сти­ци­он­ных» рей­тин­гах и фак­ти­че­ским уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых ста­тус­ных ре­ги­о­нов, нет.

Ме­ха­низ­мы со­зда­ния бла­го­при­ят­но­го ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та мож­но услов­но раз­де­лить на меры, на­прав­лен­ные непо­сред­ствен­но на при­вле­че­ние ка­пи­та­ла (на­при­мер, сня­тие ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров и фор­маль­ных ограни­че­ний по опре­де­лен­ным про­це­ду­рам), а та­к­же на кос­вен­ные меры, к ко­то­ром мож­но от­не­сти раз­лич­ные ин­стру­мен­ты под­держ­ки ма­ло­го и среднего биз­не­са, раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры, ло­ги­сти­че­ской сети – то, что созда­ет усло­вия для при­хо­да ин­ве­сто­ра.

Кла­стер­ный под­ход вполне успеш­но при­ме­ня­ет­ся в ре­ги­о­нах, в кото­рых от­сут­ству­ет раз­ви­тый ре­сурс­ный сек­тор. На­при­мер, он востребован в Калуж­ской – 8 место и Яро­слав­ской об­ла­стях – 10 место, обеспе­чи­вая при­ток ин­ве­сти­ций и раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­ных от­рас­лей.

Кла­стер­ный под­ход под­ра­зу­ме­ва­ет со­зда­ние опре­де­лен­ных производственных групп и их вза­и­мо­дей­ствие, что позволя­ет сни­жать рис­ки и по­вы­шать кон­ку­рен­то­спо­соб­ность про­дук­ции за счет объ­еди­не­ния уси­лий и фор­ми­ро­ва­ния но­вых про­из­вод­ствен­ных це­по­чек. Кла­сте­ры обыч­но ор­га­ни­зо­вы­ва­ют­ся по от­рас­лям, а их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся ме­ра­ми го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки.

Успеш­ная ко­опе­ра­ция в рам­ках кла­сте­ра мо­жет стать ос­но­вой бо­лее эф­фек­тив­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­труд­ни­че­ства. На тер­ри­то­рии Ка­луж­ской об­ла­сти, на­при­мер, со­зда­но несколь­ко кла­сте­ров: ав­то­мо­биль­ный, фармацевти­че­ский, ло­ги­сти­че­ский. Фар­ма­цев­ти­че­ский кла­стер на территории Яро­слав­ской об­ла­сти объ­еди­ня­ет более 15 ком­па­ний и образователь­ных учре­жде­ний, что поз­во­ля­ет проводить перспективные исследо­ва­ния.

В Тю­мен­ской об­ла­сти [3] – боль­шое зна­че­ние при­да­ется ме­рам, облег­ча­ю­щим по­ло­же­ние ин­ве­сто­ра и сни­жа­ю­щим рис­ки вхо­да на региональ­ный ры­нок: льгот­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, кре­ди­ты и суб­си­дии, помощь и со­дей­ствие вла­стей в во­про­сах по­лу­че­ния зе­мель­ных участ­ков и недви­жи­мо­сти. В ре­ги­оне дей­ству­ют раз­лич­ные про­грам­мы под­держ­ки малого и сред­не­го биз­не­са, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие со­фи­нан­си­ро­ва­ние и возмещение ча­сти про­цент­ной став­ки.

Дополнительны­ми фак­то­ра­ми мож­но счи­тать фе­де­раль­ную поддержку и под­дер­жа­ние внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са в рам­ках ре­ги­о­на. Вы­со­кие по­зи­ции в Рей­тин­ге 2020 за­ни­ма­ют ре­ги­о­ны с прочны­ми по­зи­ци­я­ми ре­ги­о­наль­ной вла­сти (Туль­ская – 3 место, Белгородская об­ла­сти – 7 место).

Рост ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти ре­ги­о­нов с раз­ви­тым сельскохо­зяй­ствен­ным сек­то­ром в по­след­ние годы (уже упомянутые выше Белгородская область и Краснодарский край) мо­жет объ­яс­нять­ся по­треб­но­стя­ми импор­то­за­ме­ще­ния и ограничениями для запад­ных экспортеров про­до­воль­ствия. В этом смыс­ле внеш­няя конъюнкту­ра та­к­же мо­жет слу­жить бла­го­при­ят­ным ин­ве­сти­ци­он­ным фак­то­ром: в этих усло­ви­ях ин­ве­сти­ро­ва­ние становит­ся чуть ли не единствен­ным ме­то­дом вхо­да на ры­нок.

По­пыт­кой ре­шить про­бле­му раз­ви­тия от­да­лен­ных или изо­ли­ро­ван­ных ре­ги­о­нов, а та­к­же мо­но­го­ро­дов с уста­ре­ва­ю­щей про­из­вод­ствен­ной ба­зой стало со­зда­ние тер­ри­то­рий опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия (ОЭЗ, ТОР и ТОСЭР), то есть осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, в ко­то­рых дей­ству­ют различные льгот­ные ре­жи­мы для при­вле­че­ния ин­ве­сто­ров. Та­кая по­ли­ти­ка тоже при­но­сит ре­зуль­та­ты, под­твер­жде­ние чему — по­па­да­ние Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти – 23 место и Челябинской области – 25 место – в ТОП-30 Рей­тин­га.

Та­ким об­ра­зом, клю­че­вым фактором инвестиционной привлекательности региона сегодня становится не его из­на­чаль­ная ре­сурс­ная обес­пе­чен­ность, а управ­лен­че­ские на­вы­ки его ру­ко­вод­ства, ко­то­рые поз­во­ля­ют пре­одо­ле­вать есте­ствен­ные огра­ни­че­ния. При этом нема­ло­важ­ное зна­че­ние при­да­ет­ся раз­лич­ным фор­мам про­мыш­лен­ной ко­опе­ра­ции и ме­рам фи­нан­со­вой под­держ­ки биз­не­са, без ко­то­рых сня­тие ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров может оказаться недостаточ­ным.

_____________________________________________________________________________________________________________

[1] На сегодняшний день формируются еще два аналогичных рейтинга:

а) Рей­тинг ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти субъ­ек­тов РФ; разрабатывает­ся На­ци­о­наль­ным рей­тин­го­вым агент­ством (НРА);

б) Ин­ве­сти­ци­он­ный рей­тинг ре­ги­о­нов Рос­сии; раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся РА «Эксперт».

[2] Здесь и далее указаны позиции регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ – 2020

[3] Тюменская область воз­гла­вляла Рей­тинг по итогам 2020 года.

Эксперт:  

Вялкин Алексей

Источник: https://kapital-rus.ru/articles/article/nacionalnyi_reiting_sostoyaniya_investklimata_v_subektah_rf__2020_instrumen/

Приложение 1. пояснения по расчету отдельных показателей

Показатели, характеризующие текущий уровень экономического здоровья Региона

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов рассчитывалась как соотношение среднедушевых доходов населения Региона и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в данном Регионе, который Росстат рассчитывает для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

При расчете данного показателя используется принцип сдвигающегося окна – в числителе и в знаменателе используются значения, усредненные за последние 12 календарных месяцев. Предполагается, что чем лучше состояние экономического здоровья населения, тем выше покупательная способность среднедушевых доходов населения.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума – используются данные Росстата за последний завершившийся год. Предполагается, что чем лучше состояние экономического здоровья населения, тем ниже доля населения, доходы которого ниже прожиточного минимума в данным Регионе.

Оборот розничной торговли на душу населения рассчитывался как соотношение оборота розничной торговли за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Предполагается, что более высокие обороты розничной торговли, при прочих равных, соответствуют более высокому уровню экономического здоровья населения.

В текущей версии индекса, показатель оборота розничной торговли на душу населения не корректировался на уровень дифференциации уровня цен, так как эта дифференциация явно учтена при расчете покупательной способности среднедушевых денежных доходов.

Просроченная задолженность по кредитам, предоставленных физическим лицам, рассчитывалось как соотношение просроченной задолженности к общему объему задолженности на указанную дату (например, на 01.12.2020). Предполагается, что ухудшение экономического здоровья населения, при прочих равных, ведет к росту просроченной задолженности по кредитам, предоставленных физическим лицам.

При расчете индекса экономического здоровья регионов не учитывались показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда в конкретном регионе (уровень безработицы): уровень безработицы, рассчитанной по методологии МОТ. В силу особенностей сбора данных указанный показатель, как принято считать, не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда.

В свою очередь, уровень зарегистрированной безработицы, который, как правило составляет 0,5%-1,5%, также не является показателем, который объективно оценивает ситуацию на рынке труда. В дальнейшем возможно включение в расчет индекса показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда в конкретном регионе.

Инвестиции в основной капитал на душу населения рассчитывались как соотношение объема инвестиций в основной капитал (по полному кругу хозяйствующих субъектов) за счет всех источников финансирования за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе.

Предполагается, что более высокая интенсивность инвестиционных процессов в экономике региона соответствует более высокому уровню экономического здоровья региональной экономики. В текущей версии индекса учитывались инвестиции за всех источников финансирования: бюджетные и частные.

Вводы жилья на душу населения рассчитываются как соотношение данных по строительству жилых домов (тыс.кв. метров общей площади жилых помещений) за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе.

Уровень вводов жилья является интегральным показателем, который характеризует состояние отдельных секторов экономики региона (строительный сектор и др.), уровень платежеспособного спроса в регионе, эффективность усилий региональных властей по развитию жилищного рынка и строительного сектора, а также по развитию необходимой инфраструктуры.

Поступления по налогу на прибыль в КБ Региона на душу населения рассчитываются как поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе.

Предполагается, что более высокие значения данного показателя свидетельствуют о больших масштабах и эффективности регионального бизнеса и, как следствие, о более высоком уровне экономического здоровья региона. И наоборот, в случае, если в Регионе слабый бизнес, который не в состоянии генерировать значимую прибыль, у этого показателя – низкие значения.

В качестве показателя, который характеризует состояние регионального малого и, частично, среднего бизнеса, использовались данные по налогам на совокупный доход, основными плательщиками которого являются предприятия малого бизнеса. Поступления по налогам МСБ в КБ Региона на душу рассчитывались как поступления по налогу на совокупный доход за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе.

Предполагается, что если в регионе заметный малый бизнес, то он генерирует некоторый уровень налоговых платежей. В случае, если поступления по налогу на совокупный доход – не значительны, это может свидетельствовать либо об отсутствии заметного малого бизнеса, либо о его скорее «неформальном» характере.

При расчете показателя «Прямой Долг к ННД КБ Региона» учитывалась объем долга Субъекта РФ по: государственным облигациям, по банковским кредитам, по бюджетным кредитам (предоставленных Федеральным бюджетом), по иным долговым обязательства, а также объем долга муниципалитетов по: государственным облигациям, по банковским кредитам и по иным обязательствам.

Соответственно, при расчете прямого долга КБ Региона не учитывались долг муниципалитетов по бюджетным кредитам (так как существенная его часть предоставлена, как правило, бюджетом Субъекта) и сумма предоставленных государственных гарантий. Показатель рассчитывается как соотношение суммы вышеуказанных обязательств на начало месяца (отчетная дата) к объему налоговых и неналоговых доходов (ННД) консолидированного бюджета Региона за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате (принцип «сдвигающегося окна»).

При расчете показателя «Расходы КБ Региона на обслуживание долга к ННД КБ Региона» учитывались расходы на выплату процентов по долгу, которые были понесены региональным бюджетом и муниципальными бюджетами. Чем выше значение данного показателя, тем большую часть своих доходов Регион вынужден направлять на обслуживание долга, а не на выплату зарплат региональным бюджетникам и развитие экономики региона.

Показатели, характеризующие изменение во времени (динамику) экономического здоровья Региона

В качестве показателя, характеризующего динамику реальных денежных доходов населения, использовались официальные данные по динамике реальных денежных доходов в текущем году относительно соответствующего периода прошлого года. Положительные значения показателя соответствуют росту реальных денежных доходов населения и улучшению экономического здоровья населения.

В качестве показателя, характеризующего динамику розничной торговли использовались официальные данные по динамике розничной торговли в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года. Положительные значения показателя соответствуют реальному росту розничной торговли и улучшению экономического здоровья населения.

Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рассчитывалась как разница между значением показателя за последний имеющийся год (например, 2020) и средним значением за три предыдущих года (например, 2020-2020 гг.). Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущая доля населения с указанными доходами увеличилась или уменьшилась относительно среднего уровня за предыдущие годы.

Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленных физических лицам рассчитывалась как разница между значением показателя на последнюю отчетную дату (например, на 01.12.2020) и средним значением уровня просроченной задолженности на начало аналогичного месяца за три предыдущих года (например, усреднение за 01.12.2020, 01.12.2020, 01.12.2020).

Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень просроченной задолженности увеличился или уменьшился относительно среднего уровня за предыдущие годы. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшении уровня просроченной задолженности, соответственно, об улучшении экономического здоровья населения Региона.

В качестве показателя, характеризующего динамику инвестиций в основной капитал сопоставимых ценах использовались официальные данные по динамике инвестиций в текущем году относительно соответствующего периода прошлого года. Положительные значения показателя соответствуют росту инвестиционной активности и улучшению экономического здоровья региональной экономики.

При расчете динамики вводов жилья использовался принцип «сдвигающего окна» – вводы жилья за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись с вводами за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте вводов и, как следствие, об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

При расчете прироста платежей по налогу на прибыль в КБ Региона использовался принцип «сдвигающего окна» – платежи по налогу на прибыль за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись со значением за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте поступлений платежей по налогу на прибыль, что, при прочих равных, является признаком роста налоговой базы, масштабов и эффективности бизнеса, и, как следствие, свидетельствует об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

При расчете прироста платежей по налогу совокупный доход в КБ Региона использовался принцип «сдвигающего окна» – платежи по указанному налогу ь за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись со значением за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте поступлений платежей по налогу совокупный доход, что, при прочих равных, является признаком роста налоговой базы, масштабов и эффективности малого бизнеса, и, как следствие, свидетельствует об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

Динамика прямого долга КБ Региона к ННД КБ Региона рассчитывалась как разница между значением показателя на последнюю отчетную дату (например, на 01.12.2020) и показателем на начало аналогичного месяца в предыдущем году (т.е. на 01.12.2020). Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень долговой нагрузки увеличился или уменьшился относительно уровня на начало аналогичного месяца в предыдущем году.

Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшении уровня долговой нагрузки (за счет роста ННД, уменьшения номинального объема долга или за счет действия обоих показателей) и, соответственно, об улучшении экономического здоровья Консолидированного бюджета Региона.

Динамика расходов КБ Региона на обслуживание долга к ННД КБ Региона рассчитывалась по принципу сдвигающегося окна – разница между текущим значением показателя (например, расходы на обслуживание долга за последние 12 месяцев к ННД за аналогичный период) и значением показателя за предыдущий период.

Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень расходов на обслуживание долга увеличился или уменьшился относительно уровня в предыдущем периоде. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшение расходов на обслуживание долга (за счет рост ННД, снижение процентных расходов или за счет действия обоих показателей) и, соответственно, об улучшении экономического здоровья Консолидированного бюджета Региона.

Динамика ННД Консолидированного бюджета на душу населения рассчитывалось как изменение ННД на душу за последние 12 месяцев относительно значений за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте ННД на душу и, при прочих, об улучшении экономического здоровья консолидированного бюджета Региона.

Метод расчета оценок и баллов

Значения статических показателей преобразовывались в оценке с помощью линейной функции вида

z = 2 *( x – a) / (b – a) -1

Где:

z – оценка; принимает значения в диапазоне [-100%, 100%];

х – значение показателя;

a – значение показателя, соответствующее минимальной оценке (т.е. значение нижнего бенчмарка для данного показателя);

b – значение показателя, соответствующее максимальной оценке (т.е. значение верхнего бенчмарка для данного показателя);

Если значение показателя находится вне заданного бенчмарками диапазона, соответствующая ему оценка устанавливается на уровне -100% или 100%, без учета функциональной зависимости.

Для показателей, характеризующих текущий уровень, значения бенчмарков a и b определялось экспертным путем, в том числе на основе анализа распределения значений показателя по регионам. Соответственно, относительно низким значениям показателей (как правило, ниже медианного значения по выборке) соответствовали отрицательные оценки.

Для показателей, характеризующих динамику, уровень бенчмарков a и b определялся экспертным путем. Значения бенчмарков, как правило, симметричны относительно 0, соответственно, отрицательным значениям показателей (положительным, в случае инвертированных показателей) соответствуют отрицательные оценки (положительные, в случае инвертированных показателей).

На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья Региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

1 См. Приложение 1 – пояснения по расчету отдельных показателей

Читайте также:  Основные плюсы и минусы иностранных инвестиций - Место России на мировом рынке инвестиций
Оцените статью