- 2. Основные результаты Инвестиционной стратегии
- Объем инвестиций в основной капитал волгоградской области вырос на 9% – волга-медиа
- Общие положения
- 1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
- 1. Место Волгоградской области в рейтингах инвестиционной привлекательности
- 3. Инвестиционные проекты
- 4.1. Текущие результаты инвестиционной политики Волгоградской области
- 5. Инвестиционная инфраструктура и ее соответствие требованиям стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата
- 5.1. Специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
- Социально-экономические факторы инвестиционного климата Волгоградской области
- 1. Динамика ВРП
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Уровень развития ключевых отраслей экономики региона
- 4.1. Обрабатывающие производства
- Об утверждении инвестиционной стратегии волгоградской области на период до 2020 года
- Таблица 2.
- Таблица 3.
2. Основные результаты Инвестиционной стратегии
Достижение цели и реализация задач Инвестиционной стратегии способствует повышению качества жизни населения Волгоградской области, эффективному развитию реального сектора экономики, модернизации экономики Волгоградской области, обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках. Все это позволит:
1) повысить инвестиционный потенциал Волгоградской области:
повысить инвестиционную активность Волгоградской области;
качественно улучшить инвестиционный климат Волгоградской области и создать благоприятные условия для инвестирования, которые будут максимально удовлетворять потребностям экономики региона в инвестициях по приоритетным направлениям социально-экономического развития Волгоградской области;
обеспечить проведение органами исполнительной власти Волгоградской области последовательной и эффективной инвестиционной политики, ориентированной на рост иностранных и российских инвестиций в экономику региона, обновление основных фондов, реконструкцию и модернизацию действующих производств, ввод построенных промышленных и иных новых инвестиционных объектов в эксплуатацию;
2) улучшить социально-экономическую ситуацию в Волгоградской области:
создать новые рабочие места;
обеспечить подготовку кадров для планируемых высокотехнологичных производств;
привлечь инвестиции на модернизацию экономики региона;
привлечь инвестиции на обновление и создание инфраструктуры региона;
повысить эффективность реального сектора экономики за счет привлечения новых инвестиций в регион;
обеспечить рост валового регионального продукта (далее именуется – ВРП) на душу населения на среднероссийском уровне;
обеспечить качественные изменения структуры ВРП, обусловленные опережающим развитием приоритетных отраслей;
увеличить долю экспорта несырьевой продукции;
повысить производительность труда;
обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, в том числе повысить долю продукции с высокой добавленной стоимостью, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций до среднего по Российской Федерации, долю малого и среднего бизнеса в основных макроэкономических показателях деятельности региона (ВРП, объем инвестиции, занятость), среднюю заработную плату до среднего уровня по Российской Федерации.
Объем инвестиций в основной капитал волгоградской области вырос на 9% – волга-медиа
Волгоградские организации за прошлый год направили около 200 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Согласно данным, предоставленным Волгоградстатом, это выше показателей 2021 года на 16,4 млрд.
Волгоградская область, 17 марта / «Волга-Медиа.ру» /.
Большая доля средств приходится на крупные и средние предприятия: ими
инвестировано более 135 млрд рублей, что превышает уровень того же периода в
2021 году на 2,5%, сообщили в пресс-службе администрации Волгоградской области.
Инвестиции в промышленный сектор региональной экономики по итогам прошлого года выросли на 9,4 млрд рублей.
Кроме того, свыше 37% от общего объема направлено на развитие обрабатывающих производств; 16% приходятся на сферу, связанную с транспортировкой и хранением, 11% – в обеспечение электрической энергией, газом и паром.
Отмечается увеличение роста показателей в сельском хозяйстве, здравоохранении,
социальной сфере, а также в области культуры и спорта.
Согласно задаче, которую поставил губернатор Андрей Бочаров, в регионе ведется системная работа по формированию благоприятного делового климата, поддержке инвесторов – в настоящее время им доступно свыше 50 мер, которые позволяют эффективно решать задачи в разных сферах.
Сейчас у региона выстроено эффективное взаимодействие с крупнейшими финансовыми институтами России, что дает возможность повышать доступность ресурсов для компаний, реализующих важные проекты.
Дарья Соловьева. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Иван Козлов.
Общие положения
Инвестиционная стратегия Волгоградской области на период до 2020 года (далее именуется – Инвестиционная стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее именуется – Региональный инвестиционный стандарт), утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации “Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов” (далее именуется – АНО “АСИ”) от 03 мая 2021 г., и основывается на положениях следующих правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области:
Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года N 596 “О долгосрочной государственной экономической политике”;
Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2021 года N 1538-р;
Закона Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД “О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года”;
постановления Правительства Волгоградской области от 09 декабря 2021 года N 696-п “Об утверждении государственной программы Волгоградской области “Экономическое развитие и инновационная экономика” на 2021 – 2021 годы”.
1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Главной целью Инвестиционной стратегии является формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов на территории Волгоградской области, а также увеличение объема привлекаемых инвестиций в период 2021 – 2020 годов, направленных на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных направлениях (отраслях) экономики и создание сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
Результатом достижения названной цели должно стать вхождение Волгоградской области в тридцатку лучших регионов Российской Федерации для ведения бизнеса по рейтингам ведущих аналитических агентств и институтов развития (инвестиционный рейтинг регионов России “Эксперт РА”, рейтинг Минэкономразвития России и другие).
Достижение главной цели будет осуществлено благодаря выполнению ключевых целей, а также решению следующих задач:
1) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в следующих приоритетных направлениях (отраслях) экономики:
сельское хозяйство;
пищевое производство;
производство стройматериалов;
машиностроение;
металлургия;
легкая промышленность;
химическое производство и нефтепереработка;
транспорт и логистика;
2) содействие освоению имеющихся и созданию новых инвестиционных площадок;
3) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на производство инновационной продукции;
4) развитие сопутствующей инфраструктуры;
5) расширение партнерских отношений с зарубежными странами, входящими в такие ассоциации как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, АТЭС, Таможенный союз;
6) повышение эффективности деятельности организаций региона.
Ключевой приоритетной отраслью Волгоградской области является агропромышленный комплекс Волгоградской области (далее именуется – АПК), развитию которого способствуют благоприятные климатические условия. Развитие данной отрасли создаст синергетический эффект для смежных отраслей (производство сельскохозяйственной техники, удобрений, пищевых продуктов).
1. Место Волгоградской области в рейтингах инвестиционной привлекательности
Общепринятыми измеряемыми индикаторами инвестиционного имиджа Волгоградской области являются рейтинги, рассчитанные международными и национальными рейтинговыми агентствами и авторитетными изданиями. В большинстве рейтингов инвестиционной привлекательности Волгоградская область занимает средние места среди субъектов Российской Федерации.
Были проанализированы позиции Волгоградской области в следующих российских и международных рейтингах:
инвестиционный рейтинг регионов России “Эксперт РА”;
рейтинг Национального рейтингового агентства;
рейтинг Минэкономразвития России;
рейтинг журнала Forbes “Лучшие регионы для бизнеса”;
рейтинг агентства Fitch Ratings.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством “Эксперт РА”, по итогам 2021 года Волгоградской области присвоен рейтинг “Пониженный потенциал – умеренный риск (3В1)” (34 место).
По итогам 2021 года в соответствии с рейтингом Национального рейтингового агентства Волгоградская область попала в пятую группу из девяти (Группа IC5 со средней инвестиционной привлекательностью).
По итогам 2021 года в рейтинге Минэкономразвития России Волгоградская область находится на 34-м месте среди субъектов, отнесенных к группе “Среднее социально-экономическое развитие”, состоящей из 39 регионов. По итогам 2021 года Волгоградская область находится на 14 месте из 27 в группе “Низкое социально-экономическое развитие”.
В 2021 году журнал Forbes провел экспертизу “Лучшие регионы для бизнеса” в Российской Федерации, по результатам которой Волгоградская область вошла в тридцатку лучших регионов для бизнеса, заняв 21-е место. Однако в 2021 – 2021 годах журнал составлял рейтинг по лучшим городам, а не регионам, и Волгоград в 30 лучших городов для ведения бизнеса не вошел.
Агентство Fitch Ratings-Москва/Лондон 24 июля 2021 г. подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (“РДЭ”) Волгоградской области, Россия в иностранной и национальной валюте на уровне “В “, краткосрочный РДЭ в иностранной валюте “В” и национальный долгосрочный рейтинг “A(rus)”. Прогноз по долгосрочным рейтингам – “Стабильный”.
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении бюджетных показателей и стабильных ключевых показателей кредитоспособности Волгоградской области за последние шесть месяцев.
3. Инвестиционные проекты
На территории Волгоградской области реализуется более 300 инвестиционных проектов в различных сферах деятельности. В отношении 298 инвестиционных проектов введена персональная система мониторинга и персональная ответственность должностных лиц профильных органов исполнительной власти Волгоградской области за реализацию инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты классифицированы по трем видам:
проекты, включенные в перечень приоритетных проектов в ЮФО, – 4 проекта с общим объемом инвестиций 144,2 млрд. рублей;
проекты, имеющие социально-экономическое значение для развития Волгоградской области, – 39 проектов с общим объемом инвестиций 232,5 млрд. рублей;
проекты, имеющие социально-экономическое значение для развития муниципальных образований Волгоградской области, – 255 проектов с общим объемом инвестиций 45,3 млрд. рублей.
Общий объем инвестиций по всем инвестиционным проектам составляет более 420 млрд. рублей, в ходе реализации инвестиционных проектов будет создано около 12 тыс. новых рабочих мест.
На территории региона действует 58 видов государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе 17 видов – сельхозпроизводителям, 6 видов – в промышленной деятельности, 13 видов – субъектам инновационной деятельности, 8 видов – субъектам малого и среднего бизнеса, 4 вида – в сфере жилищного строительства.
Государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области в рамках реализации Закона Волгоградской области от 02 марта 2021 года N 2021-ОД “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области” (далее именуется – Закон N 2021-ОД)
уже получили 30 инвесторов, реализующих 37 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по поддерживаемым в соответствии с Законом N 2021-ОД инвестиционным проектам составляет 297 млрд. рублей, объем налоговых преференций за 2021 – 2022 годы – 17,5 млрд. рублей, суммарный бюджетный эффект с 2021 по 2022 годы – 346 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет Волгоградской области – 50,3 млрд. рублей. В ходе реализации таких инвестиционных проектов будет создано 6,3 тыс. новых рабочих мест.
Наиболее крупными инвесторами являются:
общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”;
общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий”;
открытое акционерное общество “Российские Железные Дороги” (филиал Приволжская железная дорога);
акционерное общество “Волжский трубный завод”;
общество с ограниченной ответственностью “СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ”;
закрытое акционерное общество “Газпром химволокно”;
общество с ограниченной ответственностью “Донагрогаз”;
открытое акционерное общество “Волтайр-Пром”;
общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие “Волгодеминойл”.
К числу крупных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области по отраслям, относятся:
1) в сфере сельского хозяйства:
общество с ограниченной ответственностью “Волгоградский бройлер” (строительство птицефабрик) – 24,5 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “Волжская агропромышленная корпорация” – 12,2 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью Агрокомплекс “Волжский” – 7,6 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “НьюБио” – 5,6 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “Овощевод” – 3,2 млрд. рублей;
открытое акционерное общество “ТопАгро” – 3 млрд. рублей;
2) в жилищном строительстве:
общество с ограниченной ответственностью “АхтубаСитиПарк” – 53 млрд. рублей;
закрытое акционерное общество “Группа Синара” – 6,7 млрд. рублей;
закрытое акционерное общество “Флагман” – 6 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “Пересвет-Регион-Дон” – 1,5 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “Диалог” – 1,25 млрд. рублей;
3) в промышленности и добыче полезных ископаемых:
общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий” – 131,4 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка” – 77,2 млрд. рублей;
открытое акционерное общество “Каустик” – 11,2 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью “Камышинский текстиль” – 5 млрд. рублей;
общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие “Волгодеминойл” – 4,6 млрд. рублей;
4) в транспортной сфере:
открытое акционерное общество “Российские Железные Дороги” – 29,8 млрд. рублей;
открытое акционерное общество “Международный аэропорт Волгоград” – 1,0 млрд. рублей.
5) в сфере связи:
общество с ограниченной ответственностью “Т2Мобайл” – 3 млрд. рублей.
Перечень основных инвестиционных проектов, реализованных (реализуемых) на территории Волгоградской области, с кратким описанием, информацией по объемам финансирования, срокам реализации (окупаемости), а также формам государственной поддержки представлен в приложении 1.
Ряд крупных реализующихся на территории Волгоградской области инвестиционных проектов в среднесрочной перспективе позволит создать новые “точки роста” с синергетическим эффектом для экономики Волгоградской области:
строительство предприятия по глубокой переработке зерна кукурузы в х. Шарашенский Алексеевского района Волгоградской области – общество с ограниченной ответственностью “НьюБио” (Алексеевский муниципальный район) (объем инвестиций – 6,5 млрд. рублей);
расширение текстильного производства – общество с ограниченной ответственностью “Камышинский текстиль” (объем инвестиций – 5 млрд. рублей);
комплексное освоение территории (жилищное строительство) в г. Волжский – общество с ограниченной ответственностью “АхтубаСитиПарк” (объем инвестиций – 53 млрд. рублей);
строительство жилого района в Советском районе г. Волгограда – общество с ограниченной ответственностью “Родниковая долина” (объем инвестиций – 67,9 млрд. рублей);
строительство горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей – общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий” (объем инвестиций – 131,4 млрд. рублей).
Отдельные организации включены в перечень системообразующих организаций Волгоградской области, утвержденный постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 июля 2021 года N 650.
4.1. Текущие результаты инвестиционной политики Волгоградской области
Основным результатом проводимой инвестиционной политики Волгоградской области является создание базовых условий, в том числе для развития инвестиционного потенциала и экономического роста региона:
законодательно определен орган, ответственный за формирование и реализацию государственной инвестиционной политики Волгоградской области, привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области, – комитет экономики Волгоградской области, который осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в части инвестиционной деятельности на территории региона;
организована работа с инвесторами на всех этапах реализации инвестиционных и инновационных проектов в части проведения консультаций, содействия в подборе земельных участков, ведения каталога инвестиционных площадок и проектов, помощи в поиске соинвесторов, организации взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, на территории которых реализуется инвестиционный проект, снятия инфраструктурных ограничений и снижения административных барьеров;
сформирована нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Законодательством Волгоградской области в сфере инвестиционной деятельности предусмотрено предоставление инвесторам налоговых льгот, государственных гарантий, субсидий, иных форм государственной поддержки на период 5 лет и более.
В регионе на 2021 год установлено 58 видов государственной поддержки для различных субъектов экономики, из них:
всем группам инвесторов – 10 видов поддержки;
сельскохозяйственным товаропроизводителям – 17;
субъектам промышленной деятельности – 6;
организациям, осуществляющим жилищное строительство, – 4;
субъектам малого и среднего предпринимательства – 8;
в сфере инноваций – 13.
В целях снижения административных барьеров и организации взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с представителями бизнес-сообщества созданы и осуществляют работу следующие институты:
Волгоградский областной совет по инвестициям, целью деятельности которого является решение вопросов, связанных с оказанием государственной поддержки инвесторам в реализации значимых и перспективных проектов на территории Волгоградской области;
Совет по улучшению инвестиционного климата Волгоградской области при Губернаторе Волгоградской области, образованный в целях улучшения инвестиционного климата Волгоградской области, координации деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и муниципальных образований Волгоградской области по вопросам реализации инвестиционной политики Волгоградской области;
рабочая группа по организации взаимодействия для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области с участием государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, образованная в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области, организаций, являющихся инициаторами инвестиционных проектов, и представительства государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” в г.
Ростове-на-Дону по вопросам рассмотрения целесообразности реализации на территории Волгоградской области инвестиционных проектов, соответствующих Меморандуму о финансовой политике государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года N 1007-р;
акционерное общество “Корпорация развития Волгоградской области”, образованная в целях обеспечения привлечения инвестиций в экономику региона в соответствии со стратегическими приоритетами инвестиционной политики Волгоградской области.
Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с представителями банковской сферы, в том числе в целях развития сельского хозяйства, рыбохозяйственного и лесного комплексов Волгоградской области организовано взаимодействие и подписано соответствующее соглашение с открытым акционерным обществом “Россельхозбанк” по продвижению инвестиционных проектов в указанных отраслях в части их кредитования со стороны банка.
В целях обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании средств на территории Волгоградской области, ежегодно принимается Инвестиционный меморандум Волгоградской области, определяющий основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в Волгоградской области, гарантии и обязательства органов исполнительной власти Волгоградской области по обеспечению прав инвесторов.
Закреплена персональная ответственность за практическую реализацию 298 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 420 млрд. рублей, и организован электронный мониторинг хода их реализации.
5. Инвестиционная инфраструктура и ее соответствие требованиям стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата
Региональный инвестиционный стандарт, разработанный АНО “АСИ”, – это минимальный набор требований, успешная реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в Волгоградскую область, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и региональной властью.
В соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 января 2021 года N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2021 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить реализацию ряда мероприятий, которые входят в Региональный инвестиционный стандарт.
Региональный инвестиционный стандарт предъявляет следующие требования к инвестиционной инфраструктуре:
наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
наличие инвестиционных площадок для размещения объектов инвесторов;
наличие специализированного инвестиционного портала;
наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
5.1. Специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
Специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Волгоградской области является акционерное общество “Корпорация развития Волгоградской области” (далее именуется – АО “Корпорация развития”).
Единственным акционером АО “Корпорация развития” является Волгоградская область в лице комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Отраслевым региональным органом исполнительной власти Волгоградской области по отношению к АО “Корпорация развития” является комитет экономики Волгоградской области.
Основной целью деятельности АО “Корпорация развития” является привлечение инвестиций в региональную экономику и социальную сферу, а также содействие их эффективному освоению в соответствии со стратегическими приоритетами инвестиционной политики Волгоградской области.
Для достижения данной цели в 2021 – 2020 годах АО “Корпорация развития” планируется:
сопровождать инвестиционные проекты по принципу “одного окна” при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти Волгоградской области и ресурсоснабжающими организациями;
содействовать созданию проектных команд и участвовать в разработке, поддержке и реализации инвестиционных проектов “под ключ”;
продвигать инвестиционные возможности и конкретные инвестиционные проекты Волгоградской области в России и за рубежом;
содействовать в реализации проектов на основе ГЧП и передачи имущества в концессию;
обеспечивать взаимодействие с инвестиционными и венчурными фондами, банками, российскими и международными институтами развития, инвестиционными агентствами с целью использования их потенциала по финансированию и иной поддержке инвестиций на территории Волгоградской области.
Указанные направления деятельности полностью соответствуют требованиям Регионального инвестиционного стандарта и лучшим практикам его внедрения.
Приоритетным направлением деятельности АО “Корпорация развития” является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области и поиск инвесторов, а к числу задач относится привлечение инвесторов для участия в реализации инвестиционных проектов, формирование социально значимых проектов, в том числе реализуемых на принципах ГЧП.
Возможными формами содействия АО “Корпорация развития” в реализации инвестиционных проектов в указанных направлениях являются:
сопровождение инвестиционных проектов;
участие в инвестиционных проектах;
формирование объектов инвестиционной инфраструктуры.
В рамках сопровождения инвестиционных проектов функциями АО “Корпорация развития” являются:
оказание инициатору инвестиционного проекта консультационной и организационной помощи, связанной с реализацией инвестиционного проекта;
организация переговоров, встреч, совещаний, консультаций, направленных на решение вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта;
предоставление информации о возможных инструментах государственной поддержки, на которые может претендовать инициатор инвестиционного проекта, и консультационная помощь в подготовке необходимых документов и материалов для получения государственной поддержки;
содействие в поиске потенциальных партнеров для реализации инвестиционного проекта;
оказание помощи инициатору инвестиционного проекта в выборе площадки для реализации инвестиционного проекта;
оказание помощи инициатору инвестиционного проекта при согласовании оформления проектной документации на строительство, проведение государственной экспертизы инвестиционного проекта и оформление иной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
инициирование вынесения вопросов для рассмотрения на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Волгоградской области при Губернаторе Волгоградской области;
содействие в вопросах привлечения средств различных инвестиционных фондов, институтов развития, кредитно-финансовых учреждений для реализации инвестиционного проекта.
Привлечение инвесторов и качество последующего их сопровождения напрямую зависит от существующих в регионе условий, связанных с подключением и использованием сетевой инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение, водоотведение и так далее).
В настоящее время данные условия являются в большей степени сдерживающим фактором, в связи с чем АО “Корпорация развития” дополнительно к содействию в реализации инвестиционных проектов в действующих условиях предпримет меры по их улучшению, в том числе посредством подготовки предложений профильным органам исполнительной власти Волгоградской области, чьи полномочия связаны с вопросами инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области.
В плановом периоде АО “Корпорация развития” будет принимать участие в инвестиционных проектах, реализуемых в приоритетных направлениях, определенных в действующих нормативных правовых актах Волгоградской области по инвестиционной деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности АО “Корпорация развития” в плановом периоде в АПК на территории Волгоградской области являются:
развитие мелиорации и орошаемого земледелия;
создание предприятий по глубокой переработке зерновых культур;
создание семеноводческого кластера по производству семян кормовых культур;
создание животноводческих комплексов;
формирование инфраструктуры продовольственного рынка путем создания оптово-логистических центров, в том числе на базе потребительской кооперации с участием производителей сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации другого ключевого направления своей деятельности, а именно формирования объектов региональной инвестиционной инфраструктуры, АО “Корпорация развития” ориентируется на опыт работы с инвесторами и их типовые требования к инвестиционным площадкам на территории Волгоградской области, в том числе:
расположение в границах развитых промышленных территорий;
наличие государственной или муниципальной собственности на земельный участок;
наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;
наличие транспортной инфраструктуры;
правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку.
Перечень инвестиционных площадок, удовлетворяющих указанным критериям, достаточно ограничен. Актуальной задачей АО “Корпорация развития” является формирование условий для размещения производств на территории региона.
В настоящее время ведется работа по формированию перечня площадок типа “Greenfield”, которые ориентированы, главным образом, на средний и крупный бизнес, то есть предприятия, которые имеют финансовые возможности для строительства производственных предприятий “с нуля”.
Развитие данного типа площадок на территории Волгоградской области предполагает поиск крупных (якорных) инвесторов и обеспечение предлагаемых участков инженерно-транспортной инфраструктурой.
Параллельно с формированием площадок типа “Greenfield” АО “Корпорация развития” ведется работа по идентификации промышленных площадок, которые могут быть использованы в качестве площадок для областных парков развития экономической деятельности типа “Brownfield”.
Данные площадки интересны в большей степени предприятиям сегмента малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов для самостоятельного строительства производственных помещений, инженерных коммуникаций, подключения к электросетям, водо-, газоснабжению.
В качестве ключевых показателей эффективности деятельности АО “Корпорация развития” определены следующие показатели, утвержденные комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и согласованные с комитетом экономики Волгоградской области:
размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года);
рентабельность инвестированного капитала (ROIC-Return on Invested Capital);
динамика размера EBITDA (Earnings before Interests, Taxes, Depreciation and Amortization) к предыдущему году (рост показателя);
рентабельность по EBITDA (рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года);
динамика удельной выручки за год из расчета на одного сотрудника;
размер привлеченных инвестиций в отчетном году;
количество созданных рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов;
долговая нагрузка (NetDebt/EBITDA);
другие показатели на усмотрение органа управления.
В плановый период АО “Корпорация развития” может стать реальным и высокоэффективным инструментом реализации региональной инвестиционной политики. При этом в первый год планового периода особенно важна роль учредителя и отраслевого органа, основной задачей которых на указанном этапе должно стать создание оптимальных правовых, административных, имущественных и финансовых условий деятельности АО “Корпорация развития” как специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
Социально-экономические факторы инвестиционного климата Волгоградской области
Инвестиционный климат Волгоградской области формируют следующие социально-экономические факторы:
1) динамика ВРП региона – рост экономики региона;
2) внешнеторговая деятельность региона – устойчивые внешнеэкономические связи с зарубежными странами;
3) природно-ресурсный потенциал:
разнообразные минерально-сырьевые ресурсы;
благоприятные природно-климатические условия;
4) уровень развития ключевых отраслей экономики:
высокий промышленный потенциал;
обширные возможности транспортной инфраструктуры;
наличие свободных энергетических мощностей;
5) инновационная деятельность – высокий научно-технический потенциал региона;
6) государственные программы – низкая эффективность реализации государственных программ отраслевого развития;
7) производительности труда – производительность труда ниже среднероссийского уровня;
8) динамика численности населения и динамика рабочей силы и безработицы – сокращение численности населения и рабочей силы;
9) квалификация рабочей силы – выгодное по сравнению с другими регионами соотношение цена-качество трудовых ресурсов;
10) стоимость труда – дешевая рабочая сила;
11) развитие монопрофильных и малых городов – дисбаланс территориального развития региона;
12) развитие МСП – наличие “точек роста” МСП;
13) нормативно-правовая база – развитая нормативная правовая база в инвестиционной сфере.
1. Динамика ВРП
В 2021 году ВРП Волгоградской области составил 606,1 млрд. рублей, что составляет 17 процентов ВРП ЮФО и 1,1 процента ВРП в целом по России. Динамика ВРП Волгоградской области за последние 5 лет положительна как в абсолютных, так и в сопоставимых ценах, что свидетельствует об устойчивой экономической ситуации в регионе. Динамика ВРП Волгоградской области представлена в таблице 6.
Таблица 6
N п/п | Показатель | Значение показателей по годам | |||||
2009 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год (оценка) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | ВРП, млн. рублей | 377514,3 | 433473,7 | 508433,3 | 571516,1 | 606122,6 | 659579,50 |
2. | ВРП (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году | 87,0 | 103,7 | 103,3 | 102,8 | 101,4 | 100,5 |
По оценке комитета экономики Волгоградской области, в 2021 году ВРП в основных ценах составит 659,6 млрд. рублей, а индекс физического объема к предыдущему году – 100,5 процента.
Структура ВРП Волгоградской области (по видам деятельности) представлена в приложении 4.
3. Природно-ресурсный потенциал
Наличие минерально-сырьевых ресурсов имеет большое значение для широкого круга инвесторов. Ресурсоориентированные инвесторы представлены преимущественно в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии, химии, производстве продуктов питания.
Перерабатывающие компании, как правило, заинтересованы в размещении своих производственных мощностей в непосредственной близости от сырьевой базы. Это снижает транспортные расходы, которые могут существенно влиять на рентабельность производства, и риск несвоевременности поставок.
В Волгоградской области выявлены и эксплуатируются промышленные месторождения нефти, газа, бишофита, каменной и калийной солей, строительных материалов, минеральных и пресных подземных вод. Волгоградская область относится к нефтедобывающим районам со сравнительно высоким уровнем освоения нефтяных ресурсов.
Имеется 78 месторождений нефти и газа, из них 6 в разведке и 47 в разработке. На территории Волгоградской области расположено два крупных месторождения высококачественных калийных солей – сильвинитов (Эльтонское и Гремячинское), находятся уникальные Волгоградские месторождения бром-магниевого сырья – бишофита и Светлоярское месторождение каменной соли.
В Волгоградской области насчитывается около 350 месторождений и проявлений твердых полезных ископаемых, из которых 56 разрабатывается. Среди них:
поваренная и каменная соли;
фосфориты;
сырье для производства стройматериалов (карбонатные породы, пески различного назначения, глины и суглинки, песчаники);
цементное сырье.
Кроме того, к используемым в Волгоградской области минеральным ресурсам относятся рапа и минеральные грязи озера Эльтон, которые обладают уникальными лечебными свойствами.
Волгоградская область расположена на юго-востоке Русской равнины в степной (свыше 80 процентов) и частично в полупустынных зонах вдали от океанов и морей. Климат Волгоградской области континентальный с холодной, малоснежной зимой и продолжительным, жарким, сухим летом. Весна короткая, осень теплая и ясная. По обилию солнечного тепла Волгоградская область не уступает Южному берегу Крыма.
Природно-климатические условия Волгоградской области являются одними из самых благоприятных в России для реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. Волгоградская область получает много тепла и имеет длительный вегетационный период.
В Волгоградской области существует потенциал развития туризма, который обеспечен имеющимися рекреационными ресурсами региона.
Богатейшие рекреационные ресурсы Волгоградской области формируют региональный потенциал для организации экологического туризма и развития сферы услуг. Основу природных курортных ресурсов Волгоградской области составляют минеральные воды и лечебные грязи.
Наиболее распространены хлоридные натриевые воды, которые выявлены практически повсеместно, а также йодо-бромные воды. На правобережье – сульфатно-хлоридные воды, часть которых вскрыта бурением или выходит на поверхность самоизливом. Около соленого озера Эльтон находится Сморогдинский минеральный источник.
В лечебных целях используются минеральные воды Сморогдинского и Ергенинского источников. Рапу и иловую грязь озера Эльтон применяют в лечебных целях в санаториях Волгоградской области. На территории региона функционируют санаторий “Эльтон”, санаторий “Качалинский”, большое количество санаториев-профилакториев.
4. Уровень развития ключевых отраслей экономики региона
По итогам 2021 года наибольший объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами был получен компаниями следующих видов деятельности:
обрабатывающие производства (56,8 процента);
транспорт и связь (9,5 процента);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды (7,1 процента);
строительство (6,6 процента);
добыча полезных ископаемых (5,5 процента).
Выручка и среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в разрезе видов экономической деятельности за 2021 год представлены в таблице 8.
Таблица 8
N п/п | Вид деятельности по разделам ОКВЭД | Выручка, млн. рублей | Доля в выручке, процентов | Занятость, человек | Доля занятости, процентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Обрабатывающие производства | 476615,9 | 51,4 | 120017 | 17,5 |
2. | Транспорт и связь | 78040 | 9,5 | 59594 | 8,6 |
3. | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 58656 | 7,1 | 28060 | 4,1 |
4. | Строительство | 54722 | 6,6 | 40378 | 5,9 |
5. | Добыча полезных ископаемых | 45136 | 5,5 | 3338 | 0,5 |
6. | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 35067 | 4,2 | 55065 | 8,0 |
7. | Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 28503 | 3,5 | 79324 | 11,5 |
8. | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 24240 | 2,9 | 30713 | 4,5 |
9. | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 16449 | 2,0 | 76294 | 11,1 |
10. | Образование | 5205 | 0,6 | 86346 | 12,5 |
11. | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 4674 | 0,6 | 25776 | 3,7 |
12. | Гостиницы и рестораны | 4144 | 0,5 | 10137 | 1,5 |
13. | Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование | 1154 | 0,1 | 55656 | 8,1 |
14. | Рыболовство, рыбоводство | 253 | 0,0 | 548 | 0,1 |
Всего | 825235 | 100 | 689307 | 100 |
Наибольшая занятость по итогам 2021 года была в следующих отраслях:
обрабатывающие производства (17,9 процента);
образование (12,5 процента);
оптовая и розничная торговля (11,5 процента);
здравоохранение (11,1 процента);
транспорт и связь (8,6 процента).
По итогам 2021 года в структуре промышленного производства Волгоградской области наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства – 84,4 процента.
На производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится 9 процентов, добычу полезных ископаемых – 6,6 процента.
В обрабатывающих производствах наибольший удельный вес занимают следующие виды деятельности:
производство кокса и нефтепродуктов – 37,1 процента;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 19,1 процента;
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 12 процентов;
химические производства – 8,4 процента;
машиностроение – 5,2 процента;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 4,7 процента.
Выручка и среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в разрезе промышленных видов экономической деятельности за 2021 год представлены в таблице 9.
Таблица 9
N п/п | Вид деятельности по разделам ОКВЭД | Выручка, млн. рублей | Доля в выручке, процентов | Занятость, человек | Доля занятости, процентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Обрабатывающие производства | 520893,1 | 83,3 | 113403 | 78,5 |
2. | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 91478,9 | 14,6 | 27863 | 19,3 |
3. | Добыча полезных ископаемых | 12989,7 | 2,1 | 3173 | 2,2 |
Всего | 625361,6 | 100 | 144439 | 100 |
На основе проведенного анализа были выделены “точки роста” в следующих сегментах ключевых отраслей экономики Волгоградской области:
металлургическое производство (производство готовых металлических изделий);
производство стройматериалов (производство изделий из бетона и гипса);
пищевая промышленность (консервирование и переработка овощей, производство кормов для животных, производство растительного масла и жиров);
производство машин и оборудования (производство нефтегазового оборудования, производство автобусов, производство электрооборудования);
химическое производство (производство изделий из пластмассы);
транспорт и связь (деятельность водного вида транспорта);
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
добыча полезных ископаемых.
“Точками роста” также рассматриваются территории Волгоградской области, на которых реализуются крупные инвестиционные проекты в соответствующих отраслях, успешная реализация которых создаст синергетический эффект для развития иных отраслей экономики, в том числе для сегмента МСП.
4.1. Обрабатывающие производства
Обрабатывающие производства являются высокопривлекательными с инвестиционной точки зрения, что подтверждается стабильно высокими инвестициями в основной капитал организаций данного вида деятельности. Обрабатывающие производства Волгоградской области характеризуются положительной динамикой развития в 2009 – 2021 годах, наибольшей долей в структуре выручки организаций региона и в структуре занятости населения, а также высокой производительностью труда.
Инвестиционную привлекательность обрабатывающих производств подтверждают следующие факторы:
наличие собственной сырьевой базы, а также близость добывающих регионов (Белгородская, Курская, Ростовская области), что сокращает транспортные издержки по доставке сырья;
на территории региона имеется несколько успешно развивающихся промышленных предприятий, входящих в крупнейшие российские холдинги;
стабильный рост объемов выпуска продукции отрасли в натуральном и денежном выражении;
высокая производительность труда в сравнении со средним уровнем по Российской Федерации и по ЮФО.
При этом в обрабатывающих производствах Волгоградской области наиболее перспективными являются инвестиционные проекты, направленные на:
производство инновационной продукции;
модернизацию основных фондов;
подготовку квалифицированных кадров.
К числу приоритетных можно отнести следующие сегменты, являющиеся локальными “точками роста”:
металлургическое производство;
производство изделий из бетона и гипса;
консервирование и переработка овощей;
производство кормов для животных;
производство растительного масла и жиров;
производство машин и оборудования;
производство электрических машин и оборудования;
химическое производство;
производство нефтепродуктов;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство нефтегазового оборудования;
производство автобусов;
производство электрооборудования.
Основные экономические показатели отрасли обрабатывающих производств Волгоградской области представлены в таблице 10.
Таблица 10
Об утверждении инвестиционной стратегии волгоградской области на период до 2020 года
____________________________________________________________________Утратил силу с 9 июня 2021 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 09.06.2021 N 255-п.____________________________________________________________________
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2021 года N 1276 “Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти)
субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности”, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2021 года N 570-р, в целях внедрения на территории Волгоградской области стандарта деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Волгоградской области на период до 2020 года (далее именуется – Инвестиционная стратегия).
2. Органам исполнительной власти Волгоградской области в рамках установленной компетенции:
обеспечить выполнение мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии;
ежегодно до 10 апреля года, следующего за отчетным, представлять в комитет экономики Волгоградской области отчет о ходе реализации Инвестиционной стратегии по утвержденной им форме.
3. Комитету экономики Волгоградской области:
1) в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить форму отчета о ходе реализации Инвестиционной стратегии;
2) ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным:
представлять в Администрацию Волгоградской области сводный отчет о ходе реализации Инвестиционной стратегии;
Таблица 2.
Таблица 2
(процентов)
Регион | Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по годам | ||||
2009 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Российская Федерация | 18,4 | 18,8 | 19,3 | 19,5 | 18,8 |
Южный федеральный округ | 16,9 | 19,4 | 19,9 | 19,3 | 15,6 |
Волгоградская область | 26,7 | 28,5 | 31,2 | 30,7 | 29,6 |
Отраслевой разрез инвестиций в основной капитал представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Таблица 3
(млн. рублей)
Вид экономической деятельности | Значение инвестиций в основной капитал организаций Волгоградской области в отраслевом разрезе по годам | |||||
2009 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Транспорт и связь | 9123,0 | 8317,0 | 13109,0 | 15783,0 | 16122,0 | – |
Строительство | 1585,1 | 1388,2 | 1484,2 | 2025,8 | 2585,8 | 1152,7 |
Сельское хозяйство | 1895,0 | 2928,0 | 2790,0 | 3965,0 | 3295,0 | – |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3998,0 | 5583,0 | 10205,0 | 12062,0 | 12797,0 | 12034,0 |
Оптовая и розничная торговля | 1345,0 | 1912,0 | 2505,0 | 4108,0 | 4063,0 | – |
Операции с недвижимым имуществом | 4691,0 | 3030,0 | 9422,0 | 15417,0 | 17569,0 | – |
Обрабатывающие производства | 9647,0 | 11246,0 | 21787,0 | 27451,0 | 33084,0 | 68640,0 |
Добыча полезных ископаемых | 944,0 | 2304,0 | 3247,0 | 5811,0 | 4890,0 | 6075,0 |
Наибольшую долю в структуре инвестиций занимают следующие виды деятельности:
обрабатывающие производства (24 процента);
операции с недвижимым имуществом (17 процентов);
транспорт и связь (16 процентов);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10 процентов).
Источниками финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в 2021 году являлись:
собственные средства – 58 процентов;
бюджетные средства – 16 процентов;
средства внебюджетных фондов и прочее – 14 процентов;
заемные средства других организаций – 6 процентов;
кредиты банков – 4 процента.
Следует отметить, что бюджетные ресурсы региона являются недостаточными для масштабной поддержки развития экономики. На сегодняшний день федеральный и большинство региональных бюджетов являются дефицитными. В условиях наблюдающегося падения мировых цен на углеводородное сырье в конце 2021 года бюджетные средства еще больше оказались ограниченными.
На сегодняшний день только 4 процента инвестиционных ресурсов составляют банковские кредиты, что не соответствует мировой практике, согласно которой бизнес имеет доступные кредитные ресурсы банков для инвестиционной деятельности.
В связи с девальвацией рубля и повышением ставки рефинансирования Центрального Банка в декабре 2021 г. многие кредитные организации приостановили процесс кредитования малого и среднего бизнеса, что негативным образом может отразиться на инвестиционном климате в Волгоградской области.
Объем иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области в 2009 – 2021 годах вырос более чем в два раза, но в 2021 году снизился по сравнению с 2021 годом на четверть и составил 367,3 млн. долларов США (таблица 4).
Таблица 4