Объем инвестиций в основной капитал Волгоградской области вырос на 9% – Волга-медиа

Объем инвестиций в основной капитал Волгоградской области вырос на 9% - Волга-медиа Выгодные вклады
Содержание
  1. 2. Основные результаты Инвестиционной стратегии
  2. Объем инвестиций в основной капитал волгоградской области вырос на 9% – волга-медиа
  3. Общие положения
  4. 1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
  5. 1. Место Волгоградской области в рейтингах инвестиционной привлекательности
  6. 3. Инвестиционные проекты
  7. 4.1. Текущие результаты инвестиционной политики Волгоградской области
  8. 5. Инвестиционная инфраструктура и ее соответствие требованиям стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата
  9. 5.1. Специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
  10. Социально-экономические факторы инвестиционного климата Волгоградской области
  11. 1. Динамика ВРП
  12. 3. Природно-ресурсный потенциал
  13. 4. Уровень развития ключевых отраслей экономики региона
  14. 4.1. Обрабатывающие производства
  15. Об утверждении инвестиционной стратегии волгоградской области на период до 2020 года
  16. Таблица 2.
  17. Таблица 3.

2. Основные результаты Инвестиционной стратегии

Достижение цели и реализация задач Инвестиционной стратегии способствует повышению качества жизни населения Волгоградской области, эффективному развитию реального сектора экономики, модернизации экономики Волгоградской области, обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках. Все это позволит:

1) повысить инвестиционный потенциал Волгоградской области:

повысить инвестиционную активность Волгоградской области;

качественно улучшить инвестиционный климат Волгоградской области и создать благоприятные условия для инвестирования, которые будут максимально удовлетворять потребностям экономики региона в инвестициях по приоритетным направлениям социально-экономического развития Волгоградской области;

обеспечить проведение органами исполнительной власти Волгоградской области последовательной и эффективной инвестиционной политики, ориентированной на рост иностранных и российских инвестиций в экономику региона, обновление основных фондов, реконструкцию и модернизацию действующих производств, ввод построенных промышленных и иных новых инвестиционных объектов в эксплуатацию;

2) улучшить социально-экономическую ситуацию в Волгоградской области:

создать новые рабочие места;

обеспечить подготовку кадров для планируемых высокотехнологичных производств;

привлечь инвестиции на модернизацию экономики региона;

привлечь инвестиции на обновление и создание инфраструктуры региона;

повысить эффективность реального сектора экономики за счет привлечения новых инвестиций в регион;

обеспечить рост валового регионального продукта (далее именуется – ВРП) на душу населения на среднероссийском уровне;

обеспечить качественные изменения структуры ВРП, обусловленные опережающим развитием приоритетных отраслей;

увеличить долю экспорта несырьевой продукции;

повысить производительность труда;

обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, в том числе повысить долю продукции с высокой добавленной стоимостью, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций до среднего по Российской Федерации, долю малого и среднего бизнеса в основных макроэкономических показателях деятельности региона (ВРП, объем инвестиции, занятость), среднюю заработную плату до среднего уровня по Российской Федерации.

Объем инвестиций в основной капитал волгоградской области вырос на 9% – волга-медиа

Волгоградские организации за прошлый год направили около 200 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Согласно данным, предоставленным Волгоградстатом, это выше показателей 2021 года на 16,4 млрд.

Волгоградская область, 17 марта / «Волга-Медиа.ру» /.

Большая доля средств приходится на крупные и средние предприятия: ими
инвестировано более 135 млрд рублей, что превышает уровень того же периода в
2021 году на 2,5%, сообщили в пресс-службе администрации Волгоградской области.

Инвестиции в промышленный сектор региональной экономики по итогам прошлого года выросли на 9,4 млрд рублей.

Кроме того, свыше 37% от общего объема направлено на развитие обрабатывающих производств; 16% приходятся на сферу, связанную с транспортировкой и хранением, 11% – в обеспечение электрической энергией, газом и паром.

Отмечается увеличение роста показателей в сельском хозяйстве, здравоохранении,
социальной сфере, а также в области культуры и спорта.

Согласно задаче, которую поставил губернатор Андрей Бочаров, в регионе ведется системная работа по формированию благоприятного делового климата, поддержке инвесторов – в настоящее время им доступно свыше 50 мер, которые позволяют эффективно решать задачи в разных сферах.

Сейчас у региона выстроено эффективное взаимодействие с крупнейшими финансовыми институтами России, что дает возможность повышать доступность ресурсов для компаний, реализующих важные проекты.

Дарья Соловьева. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Иван Козлов.

Общие положения

Инвестиционная стратегия Волгоградской области на период до 2020 года (далее именуется – Инвестиционная стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее именуется – Региональный инвестиционный стандарт), утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации “Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов” (далее именуется – АНО “АСИ”) от 03 мая 2021 г., и основывается на положениях следующих правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области:

Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года N 596 “О долгосрочной государственной экономической политике”;

Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2021 года N 1538-р;

Закона Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД “О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года”;

постановления Правительства Волгоградской области от 09 декабря 2021 года N 696-п “Об утверждении государственной программы Волгоградской области “Экономическое развитие и инновационная экономика” на 2021 – 2021 годы”.

1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии

Главной целью Инвестиционной стратегии является формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов на территории Волгоградской области, а также увеличение объема привлекаемых инвестиций в период 2021 – 2020 годов, направленных на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных направлениях (отраслях) экономики и создание сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционную привлекательность Волгоградской области.

Результатом достижения названной цели должно стать вхождение Волгоградской области в тридцатку лучших регионов Российской Федерации для ведения бизнеса по рейтингам ведущих аналитических агентств и институтов развития (инвестиционный рейтинг регионов России “Эксперт РА”, рейтинг Минэкономразвития России и другие).

Достижение главной цели будет осуществлено благодаря выполнению ключевых целей, а также решению следующих задач:

1) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в следующих приоритетных направлениях (отраслях) экономики:

сельское хозяйство;

пищевое производство;

производство стройматериалов;

машиностроение;

металлургия;

легкая промышленность;

химическое производство и нефтепереработка;

транспорт и логистика;

2) содействие освоению имеющихся и созданию новых инвестиционных площадок;

3) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на производство инновационной продукции;

4) развитие сопутствующей инфраструктуры;

5) расширение партнерских отношений с зарубежными странами, входящими в такие ассоциации как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, АТЭС, Таможенный союз;

6) повышение эффективности деятельности организаций региона.

Ключевой приоритетной отраслью Волгоградской области является агропромышленный комплекс Волгоградской области (далее именуется – АПК), развитию которого способствуют благоприятные климатические условия. Развитие данной отрасли создаст синергетический эффект для смежных отраслей (производство сельскохозяйственной техники, удобрений, пищевых продуктов).

1. Место Волгоградской области в рейтингах инвестиционной привлекательности

Общепринятыми измеряемыми индикаторами инвестиционного имиджа Волгоградской области являются рейтинги, рассчитанные международными и национальными рейтинговыми агентствами и авторитетными изданиями. В большинстве рейтингов инвестиционной привлекательности Волгоградская область занимает средние места среди субъектов Российской Федерации.

Были проанализированы позиции Волгоградской области в следующих российских и международных рейтингах:

инвестиционный рейтинг регионов России “Эксперт РА”;

рейтинг Национального рейтингового агентства;

рейтинг Минэкономразвития России;

рейтинг журнала Forbes “Лучшие регионы для бизнеса”;

рейтинг агентства Fitch Ratings.

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством “Эксперт РА”, по итогам 2021 года Волгоградской области присвоен рейтинг “Пониженный потенциал – умеренный риск (3В1)” (34 место).

По итогам 2021 года в соответствии с рейтингом Национального рейтингового агентства Волгоградская область попала в пятую группу из девяти (Группа IC5 со средней инвестиционной привлекательностью).

По итогам 2021 года в рейтинге Минэкономразвития России Волгоградская область находится на 34-м месте среди субъектов, отнесенных к группе “Среднее социально-экономическое развитие”, состоящей из 39 регионов. По итогам 2021 года Волгоградская область находится на 14 месте из 27 в группе “Низкое социально-экономическое развитие”.

В 2021 году журнал Forbes провел экспертизу “Лучшие регионы для бизнеса” в Российской Федерации, по результатам которой Волгоградская область вошла в тридцатку лучших регионов для бизнеса, заняв 21-е место. Однако в 2021 – 2021 годах журнал составлял рейтинг по лучшим городам, а не регионам, и Волгоград в 30 лучших городов для ведения бизнеса не вошел.

Агентство Fitch Ratings-Москва/Лондон 24 июля 2021 г. подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (“РДЭ”) Волгоградской области, Россия в иностранной и национальной валюте на уровне “В “, краткосрочный РДЭ в иностранной валюте “В” и национальный долгосрочный рейтинг “A(rus)”. Прогноз по долгосрочным рейтингам – “Стабильный”.

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении бюджетных показателей и стабильных ключевых показателей кредитоспособности Волгоградской области за последние шесть месяцев.

3. Инвестиционные проекты

На территории Волгоградской области реализуется более 300 инвестиционных проектов в различных сферах деятельности. В отношении 298 инвестиционных проектов введена персональная система мониторинга и персональная ответственность должностных лиц профильных органов исполнительной власти Волгоградской области за реализацию инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты классифицированы по трем видам:

проекты, включенные в перечень приоритетных проектов в ЮФО, – 4 проекта с общим объемом инвестиций 144,2 млрд. рублей;

проекты, имеющие социально-экономическое значение для развития Волгоградской области, – 39 проектов с общим объемом инвестиций 232,5 млрд. рублей;

проекты, имеющие социально-экономическое значение для развития муниципальных образований Волгоградской области, – 255 проектов с общим объемом инвестиций 45,3 млрд. рублей.

Общий объем инвестиций по всем инвестиционным проектам составляет более 420 млрд. рублей, в ходе реализации инвестиционных проектов будет создано около 12 тыс. новых рабочих мест.

На территории региона действует 58 видов государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе 17 видов – сельхозпроизводителям, 6 видов – в промышленной деятельности, 13 видов – субъектам инновационной деятельности, 8 видов – субъектам малого и среднего бизнеса, 4 вида – в сфере жилищного строительства.

Читайте также:  Фундаментальный анализ акций «Mail.Ru Group» или «есть куда расти» | Essence of markets

Государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области в рамках реализации Закона Волгоградской области от 02 марта 2021 года N 2021-ОД “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области” (далее именуется – Закон N 2021-ОД)

уже получили 30 инвесторов, реализующих 37 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по поддерживаемым в соответствии с Законом N 2021-ОД инвестиционным проектам составляет 297 млрд. рублей, объем налоговых преференций за 2021 – 2022 годы – 17,5 млрд. рублей, суммарный бюджетный эффект с 2021 по 2022 годы – 346 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет Волгоградской области – 50,3 млрд. рублей. В ходе реализации таких инвестиционных проектов будет создано 6,3 тыс. новых рабочих мест.

Наиболее крупными инвесторами являются:

общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”;

общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий”;

открытое акционерное общество “Российские Железные Дороги” (филиал Приволжская железная дорога);

акционерное общество “Волжский трубный завод”;

общество с ограниченной ответственностью “СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ”;

закрытое акционерное общество “Газпром химволокно”;

общество с ограниченной ответственностью “Донагрогаз”;

открытое акционерное общество “Волтайр-Пром”;

общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие “Волгодеминойл”.

К числу крупных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области по отраслям, относятся:

1) в сфере сельского хозяйства:

общество с ограниченной ответственностью “Волгоградский бройлер” (строительство птицефабрик) – 24,5 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “Волжская агропромышленная корпорация” – 12,2 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью Агрокомплекс “Волжский” – 7,6 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “НьюБио” – 5,6 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “Овощевод” – 3,2 млрд. рублей;

открытое акционерное общество “ТопАгро” – 3 млрд. рублей;

2) в жилищном строительстве:

общество с ограниченной ответственностью “АхтубаСитиПарк” – 53 млрд. рублей;

закрытое акционерное общество “Группа Синара” – 6,7 млрд. рублей;

закрытое акционерное общество “Флагман” – 6 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “Пересвет-Регион-Дон” – 1,5 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “Диалог” – 1,25 млрд. рублей;

3) в промышленности и добыче полезных ископаемых:

общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий” – 131,4 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка” – 77,2 млрд. рублей;

открытое акционерное общество “Каустик” – 11,2 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью “Камышинский текстиль” – 5 млрд. рублей;

общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие “Волгодеминойл” – 4,6 млрд. рублей;

4) в транспортной сфере:

открытое акционерное общество “Российские Железные Дороги” – 29,8 млрд. рублей;

открытое акционерное общество “Международный аэропорт Волгоград” – 1,0 млрд. рублей.

5) в сфере связи:

общество с ограниченной ответственностью “Т2Мобайл” – 3 млрд. рублей.

Перечень основных инвестиционных проектов, реализованных (реализуемых) на территории Волгоградской области, с кратким описанием, информацией по объемам финансирования, срокам реализации (окупаемости), а также формам государственной поддержки представлен в приложении 1.

Ряд крупных реализующихся на территории Волгоградской области инвестиционных проектов в среднесрочной перспективе позволит создать новые “точки роста” с синергетическим эффектом для экономики Волгоградской области:

строительство предприятия по глубокой переработке зерна кукурузы в х. Шарашенский Алексеевского района Волгоградской области – общество с ограниченной ответственностью “НьюБио” (Алексеевский муниципальный район) (объем инвестиций – 6,5 млрд. рублей);

расширение текстильного производства – общество с ограниченной ответственностью “Камышинский текстиль” (объем инвестиций – 5 млрд. рублей);

комплексное освоение территории (жилищное строительство) в г. Волжский – общество с ограниченной ответственностью “АхтубаСитиПарк” (объем инвестиций – 53 млрд. рублей);

строительство жилого района в Советском районе г. Волгограда – общество с ограниченной ответственностью “Родниковая долина” (объем инвестиций – 67,9 млрд. рублей);

строительство горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей – общество с ограниченной ответственностью “ЕвроХим-ВолгаКалий” (объем инвестиций – 131,4 млрд. рублей).

Отдельные организации включены в перечень системообразующих организаций Волгоградской области, утвержденный постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 июля 2021 года N 650.

4.1. Текущие результаты инвестиционной политики Волгоградской области

Основным результатом проводимой инвестиционной политики Волгоградской области является создание базовых условий, в том числе для развития инвестиционного потенциала и экономического роста региона:

законодательно определен орган, ответственный за формирование и реализацию государственной инвестиционной политики Волгоградской области, привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области, – комитет экономики Волгоградской области, который осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в части инвестиционной деятельности на территории региона;

организована работа с инвесторами на всех этапах реализации инвестиционных и инновационных проектов в части проведения консультаций, содействия в подборе земельных участков, ведения каталога инвестиционных площадок и проектов, помощи в поиске соинвесторов, организации взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, на территории которых реализуется инвестиционный проект, снятия инфраструктурных ограничений и снижения административных барьеров;

сформирована нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Законодательством Волгоградской области в сфере инвестиционной деятельности предусмотрено предоставление инвесторам налоговых льгот, государственных гарантий, субсидий, иных форм государственной поддержки на период 5 лет и более.

В регионе на 2021 год установлено 58 видов государственной поддержки для различных субъектов экономики, из них:

всем группам инвесторов – 10 видов поддержки;

сельскохозяйственным товаропроизводителям – 17;

субъектам промышленной деятельности – 6;

организациям, осуществляющим жилищное строительство, – 4;

субъектам малого и среднего предпринимательства – 8;

в сфере инноваций – 13.

В целях снижения административных барьеров и организации взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с представителями бизнес-сообщества созданы и осуществляют работу следующие институты:

Волгоградский областной совет по инвестициям, целью деятельности которого является решение вопросов, связанных с оказанием государственной поддержки инвесторам в реализации значимых и перспективных проектов на территории Волгоградской области;

Совет по улучшению инвестиционного климата Волгоградской области при Губернаторе Волгоградской области, образованный в целях улучшения инвестиционного климата Волгоградской области, координации деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и муниципальных образований Волгоградской области по вопросам реализации инвестиционной политики Волгоградской области;

рабочая группа по организации взаимодействия для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области с участием государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, образованная в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области, организаций, являющихся инициаторами инвестиционных проектов, и представительства государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” в г.

Ростове-на-Дону по вопросам рассмотрения целесообразности реализации на территории Волгоградской области инвестиционных проектов, соответствующих Меморандуму о финансовой политике государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года N 1007-р;

акционерное общество “Корпорация развития Волгоградской области”, образованная в целях обеспечения привлечения инвестиций в экономику региона в соответствии со стратегическими приоритетами инвестиционной политики Волгоградской области.

Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с представителями банковской сферы, в том числе в целях развития сельского хозяйства, рыбохозяйственного и лесного комплексов Волгоградской области организовано взаимодействие и подписано соответствующее соглашение с открытым акционерным обществом “Россельхозбанк” по продвижению инвестиционных проектов в указанных отраслях в части их кредитования со стороны банка.

В целях обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании средств на территории Волгоградской области, ежегодно принимается Инвестиционный меморандум Волгоградской области, определяющий основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в Волгоградской области, гарантии и обязательства органов исполнительной власти Волгоградской области по обеспечению прав инвесторов.

Закреплена персональная ответственность за практическую реализацию 298 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 420 млрд. рублей, и организован электронный мониторинг хода их реализации.

5. Инвестиционная инфраструктура и ее соответствие требованиям стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата

Региональный инвестиционный стандарт, разработанный АНО “АСИ”, – это минимальный набор требований, успешная реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в Волгоградскую область, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и региональной властью.

В соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 января 2021 года N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2021 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить реализацию ряда мероприятий, которые входят в Региональный инвестиционный стандарт.

Региональный инвестиционный стандарт предъявляет следующие требования к инвестиционной инфраструктуре:

наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

наличие инвестиционных площадок для размещения объектов инвесторов;

наличие специализированного инвестиционного портала;

наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

5.1. Специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

Специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Волгоградской области является акционерное общество “Корпорация развития Волгоградской области” (далее именуется – АО “Корпорация развития”).

Единственным акционером АО “Корпорация развития” является Волгоградская область в лице комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Отраслевым региональным органом исполнительной власти Волгоградской области по отношению к АО “Корпорация развития” является комитет экономики Волгоградской области.

Основной целью деятельности АО “Корпорация развития” является привлечение инвестиций в региональную экономику и социальную сферу, а также содействие их эффективному освоению в соответствии со стратегическими приоритетами инвестиционной политики Волгоградской области.

Для достижения данной цели в 2021 – 2020 годах АО “Корпорация развития” планируется:

сопровождать инвестиционные проекты по принципу “одного окна” при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти Волгоградской области и ресурсоснабжающими организациями;

содействовать созданию проектных команд и участвовать в разработке, поддержке и реализации инвестиционных проектов “под ключ”;

продвигать инвестиционные возможности и конкретные инвестиционные проекты Волгоградской области в России и за рубежом;

содействовать в реализации проектов на основе ГЧП и передачи имущества в концессию;

Читайте также:  Основные элементы инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации - Теоретические аспекты инвестиционной политики субъектов Российской Федерации

обеспечивать взаимодействие с инвестиционными и венчурными фондами, банками, российскими и международными институтами развития, инвестиционными агентствами с целью использования их потенциала по финансированию и иной поддержке инвестиций на территории Волгоградской области.

Указанные направления деятельности полностью соответствуют требованиям Регионального инвестиционного стандарта и лучшим практикам его внедрения.

Приоритетным направлением деятельности АО “Корпорация развития” является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области и поиск инвесторов, а к числу задач относится привлечение инвесторов для участия в реализации инвестиционных проектов, формирование социально значимых проектов, в том числе реализуемых на принципах ГЧП.

Возможными формами содействия АО “Корпорация развития” в реализации инвестиционных проектов в указанных направлениях являются:

сопровождение инвестиционных проектов;

участие в инвестиционных проектах;

формирование объектов инвестиционной инфраструктуры.

В рамках сопровождения инвестиционных проектов функциями АО “Корпорация развития” являются:

оказание инициатору инвестиционного проекта консультационной и организационной помощи, связанной с реализацией инвестиционного проекта;

организация переговоров, встреч, совещаний, консультаций, направленных на решение вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта;

предоставление информации о возможных инструментах государственной поддержки, на которые может претендовать инициатор инвестиционного проекта, и консультационная помощь в подготовке необходимых документов и материалов для получения государственной поддержки;

содействие в поиске потенциальных партнеров для реализации инвестиционного проекта;

оказание помощи инициатору инвестиционного проекта в выборе площадки для реализации инвестиционного проекта;

оказание помощи инициатору инвестиционного проекта при согласовании оформления проектной документации на строительство, проведение государственной экспертизы инвестиционного проекта и оформление иной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта;

инициирование вынесения вопросов для рассмотрения на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Волгоградской области при Губернаторе Волгоградской области;

содействие в вопросах привлечения средств различных инвестиционных фондов, институтов развития, кредитно-финансовых учреждений для реализации инвестиционного проекта.

Привлечение инвесторов и качество последующего их сопровождения напрямую зависит от существующих в регионе условий, связанных с подключением и использованием сетевой инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение, водоотведение и так далее).

В настоящее время данные условия являются в большей степени сдерживающим фактором, в связи с чем АО “Корпорация развития” дополнительно к содействию в реализации инвестиционных проектов в действующих условиях предпримет меры по их улучшению, в том числе посредством подготовки предложений профильным органам исполнительной власти Волгоградской области, чьи полномочия связаны с вопросами инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области.

В плановом периоде АО “Корпорация развития” будет принимать участие в инвестиционных проектах, реализуемых в приоритетных направлениях, определенных в действующих нормативных правовых актах Волгоградской области по инвестиционной деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности АО “Корпорация развития” в плановом периоде в АПК на территории Волгоградской области являются:

развитие мелиорации и орошаемого земледелия;

создание предприятий по глубокой переработке зерновых культур;

создание семеноводческого кластера по производству семян кормовых культур;

создание животноводческих комплексов;

формирование инфраструктуры продовольственного рынка путем создания оптово-логистических центров, в том числе на базе потребительской кооперации с участием производителей сельскохозяйственной продукции.

В рамках реализации другого ключевого направления своей деятельности, а именно формирования объектов региональной инвестиционной инфраструктуры, АО “Корпорация развития” ориентируется на опыт работы с инвесторами и их типовые требования к инвестиционным площадкам на территории Волгоградской области, в том числе:

расположение в границах развитых промышленных территорий;

наличие государственной или муниципальной собственности на земельный участок;

наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;

наличие транспортной инфраструктуры;

правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку.

Перечень инвестиционных площадок, удовлетворяющих указанным критериям, достаточно ограничен. Актуальной задачей АО “Корпорация развития” является формирование условий для размещения производств на территории региона.

В настоящее время ведется работа по формированию перечня площадок типа “Greenfield”, которые ориентированы, главным образом, на средний и крупный бизнес, то есть предприятия, которые имеют финансовые возможности для строительства производственных предприятий “с нуля”.

Развитие данного типа площадок на территории Волгоградской области предполагает поиск крупных (якорных) инвесторов и обеспечение предлагаемых участков инженерно-транспортной инфраструктурой.

Параллельно с формированием площадок типа “Greenfield” АО “Корпорация развития” ведется работа по идентификации промышленных площадок, которые могут быть использованы в качестве площадок для областных парков развития экономической деятельности типа “Brownfield”.

Данные площадки интересны в большей степени предприятиям сегмента малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов для самостоятельного строительства производственных помещений, инженерных коммуникаций, подключения к электросетям, водо-, газоснабжению.

В качестве ключевых показателей эффективности деятельности АО “Корпорация развития” определены следующие показатели, утвержденные комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и согласованные с комитетом экономики Волгоградской области:

размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года);

рентабельность инвестированного капитала (ROIC-Return on Invested Capital);

динамика размера EBITDA (Earnings before Interests, Taxes, Depreciation and Amortization) к предыдущему году (рост показателя);

рентабельность по EBITDA (рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года);

динамика удельной выручки за год из расчета на одного сотрудника;

размер привлеченных инвестиций в отчетном году;

количество созданных рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов;

долговая нагрузка (NetDebt/EBITDA);

другие показатели на усмотрение органа управления.

В плановый период АО “Корпорация развития” может стать реальным и высокоэффективным инструментом реализации региональной инвестиционной политики. При этом в первый год планового периода особенно важна роль учредителя и отраслевого органа, основной задачей которых на указанном этапе должно стать создание оптимальных правовых, административных, имущественных и финансовых условий деятельности АО “Корпорация развития” как специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Социально-экономические факторы инвестиционного климата Волгоградской области

Инвестиционный климат Волгоградской области формируют следующие социально-экономические факторы:

1) динамика ВРП региона – рост экономики региона;

2) внешнеторговая деятельность региона – устойчивые внешнеэкономические связи с зарубежными странами;

3) природно-ресурсный потенциал:

разнообразные минерально-сырьевые ресурсы;

благоприятные природно-климатические условия;

4) уровень развития ключевых отраслей экономики:

высокий промышленный потенциал;

обширные возможности транспортной инфраструктуры;

наличие свободных энергетических мощностей;

5) инновационная деятельность – высокий научно-технический потенциал региона;

6) государственные программы – низкая эффективность реализации государственных программ отраслевого развития;

7) производительности труда – производительность труда ниже среднероссийского уровня;

8) динамика численности населения и динамика рабочей силы и безработицы – сокращение численности населения и рабочей силы;

9) квалификация рабочей силы – выгодное по сравнению с другими регионами соотношение цена-качество трудовых ресурсов;

10) стоимость труда – дешевая рабочая сила;

11) развитие монопрофильных и малых городов – дисбаланс территориального развития региона;

12) развитие МСП – наличие “точек роста” МСП;

13) нормативно-правовая база – развитая нормативная правовая база в инвестиционной сфере.

1. Динамика ВРП

В 2021 году ВРП Волгоградской области составил 606,1 млрд. рублей, что составляет 17 процентов ВРП ЮФО и 1,1 процента ВРП в целом по России. Динамика ВРП Волгоградской области за последние 5 лет положительна как в абсолютных, так и в сопоставимых ценах, что свидетельствует об устойчивой экономической ситуации в регионе. Динамика ВРП Волгоградской области представлена в таблице 6.

Таблица 6

N п/п

Показатель

Значение показателей по годам

2009 год

2021 год

2021 год

2021 год

2021 год

2021 год (оценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

ВРП, млн. рублей

377514,3

433473,7

508433,3

571516,1

606122,6

659579,50

2.

ВРП (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

87,0

103,7

103,3

102,8

101,4

100,5

По оценке комитета экономики Волгоградской области, в 2021 году ВРП в основных ценах составит 659,6 млрд. рублей, а индекс физического объема к предыдущему году – 100,5 процента.

Структура ВРП Волгоградской области (по видам деятельности) представлена в приложении 4.

3. Природно-ресурсный потенциал

Наличие минерально-сырьевых ресурсов имеет большое значение для широкого круга инвесторов. Ресурсоориентированные инвесторы представлены преимущественно в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии, химии, производстве продуктов питания.

Перерабатывающие компании, как правило, заинтересованы в размещении своих производственных мощностей в непосредственной близости от сырьевой базы. Это снижает транспортные расходы, которые могут существенно влиять на рентабельность производства, и риск несвоевременности поставок.

В Волгоградской области выявлены и эксплуатируются промышленные месторождения нефти, газа, бишофита, каменной и калийной солей, строительных материалов, минеральных и пресных подземных вод. Волгоградская область относится к нефтедобывающим районам со сравнительно высоким уровнем освоения нефтяных ресурсов.

Имеется 78 месторождений нефти и газа, из них 6 в разведке и 47 в разработке. На территории Волгоградской области расположено два крупных месторождения высококачественных калийных солей – сильвинитов (Эльтонское и Гремячинское), находятся уникальные Волгоградские месторождения бром-магниевого сырья – бишофита и Светлоярское месторождение каменной соли.

В Волгоградской области насчитывается около 350 месторождений и проявлений твердых полезных ископаемых, из которых 56 разрабатывается. Среди них:

поваренная и каменная соли;

фосфориты;

сырье для производства стройматериалов (карбонатные породы, пески различного назначения, глины и суглинки, песчаники);

цементное сырье.

Кроме того, к используемым в Волгоградской области минеральным ресурсам относятся рапа и минеральные грязи озера Эльтон, которые обладают уникальными лечебными свойствами.

Волгоградская область расположена на юго-востоке Русской равнины в степной (свыше 80 процентов) и частично в полупустынных зонах вдали от океанов и морей. Климат Волгоградской области континентальный с холодной, малоснежной зимой и продолжительным, жарким, сухим летом. Весна короткая, осень теплая и ясная. По обилию солнечного тепла Волгоградская область не уступает Южному берегу Крыма.

Природно-климатические условия Волгоградской области являются одними из самых благоприятных в России для реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. Волгоградская область получает много тепла и имеет длительный вегетационный период.

В Волгоградской области существует потенциал развития туризма, который обеспечен имеющимися рекреационными ресурсами региона.

Богатейшие рекреационные ресурсы Волгоградской области формируют региональный потенциал для организации экологического туризма и развития сферы услуг. Основу природных курортных ресурсов Волгоградской области составляют минеральные воды и лечебные грязи.

Наиболее распространены хлоридные натриевые воды, которые выявлены практически повсеместно, а также йодо-бромные воды. На правобережье – сульфатно-хлоридные воды, часть которых вскрыта бурением или выходит на поверхность самоизливом. Около соленого озера Эльтон находится Сморогдинский минеральный источник.

Читайте также:  Проблемы учета и оценки инвестиционного потенциала организации – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В лечебных целях используются минеральные воды Сморогдинского и Ергенинского источников. Рапу и иловую грязь озера Эльтон применяют в лечебных целях в санаториях Волгоградской области. На территории региона функционируют санаторий “Эльтон”, санаторий “Качалинский”, большое количество санаториев-профилакториев.

4. Уровень развития ключевых отраслей экономики региона

По итогам 2021 года наибольший объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами был получен компаниями следующих видов деятельности:

обрабатывающие производства (56,8 процента);

транспорт и связь (9,5 процента);

производство и распределение электроэнергии, газа и воды (7,1 процента);

строительство (6,6 процента);

добыча полезных ископаемых (5,5 процента).

Выручка и среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в разрезе видов экономической деятельности за 2021 год представлены в таблице 8.

Таблица 8

N п/п

Вид деятельности по разделам ОКВЭД

Выручка, млн. рублей

Доля в выручке, процентов

Занятость, человек

Доля занятости, процентов

1

2

3

4

5

6

1.

Обрабатывающие производства

476615,9

51,4

120017

17,5

2.

Транспорт и связь

78040

9,5

59594

8,6

3.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

58656

7,1

28060

4,1

4.

Строительство

54722

6,6

40378

5,9

5.

Добыча полезных ископаемых

45136

5,5

3338

0,5

6.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

35067

4,2

55065

8,0

7.

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

28503

3,5

79324

11,5

8.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

24240

2,9

30713

4,5

9.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

16449

2,0

76294

11,1

10.

Образование

5205

0,6

86346

12,5

11.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4674

0,6

25776

3,7

12.

Гостиницы и рестораны

4144

0,5

10137

1,5

13.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование

1154

0,1

55656

8,1

14.

Рыболовство, рыбоводство

253

0,0

548

0,1

Всего

825235

100

689307

100

Наибольшая занятость по итогам 2021 года была в следующих отраслях:

обрабатывающие производства (17,9 процента);

образование (12,5 процента);

оптовая и розничная торговля (11,5 процента);

здравоохранение (11,1 процента);

транспорт и связь (8,6 процента).

По итогам 2021 года в структуре промышленного производства Волгоградской области наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства – 84,4 процента.

На производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится 9 процентов, добычу полезных ископаемых – 6,6 процента.

В обрабатывающих производствах наибольший удельный вес занимают следующие виды деятельности:

производство кокса и нефтепродуктов – 37,1 процента;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 19,1 процента;

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 12 процентов;

химические производства – 8,4 процента;

машиностроение – 5,2 процента;

производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 4,7 процента.

Выручка и среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в разрезе промышленных видов экономической деятельности за 2021 год представлены в таблице 9.

Таблица 9

N п/п

Вид деятельности по разделам ОКВЭД

Выручка, млн. рублей

Доля в выручке, процентов

Занятость, человек

Доля занятости, процентов

1

2

3

4

5

6

1.

Обрабатывающие производства

520893,1

83,3

113403

78,5

2.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

91478,9

14,6

27863

19,3

3.

Добыча полезных ископаемых

12989,7

2,1

3173

2,2

Всего

625361,6

100

144439

100

На основе проведенного анализа были выделены “точки роста” в следующих сегментах ключевых отраслей экономики Волгоградской области:

металлургическое производство (производство готовых металлических изделий);

производство стройматериалов (производство изделий из бетона и гипса);

пищевая промышленность (консервирование и переработка овощей, производство кормов для животных, производство растительного масла и жиров);

производство машин и оборудования (производство нефтегазового оборудования, производство автобусов, производство электрооборудования);

химическое производство (производство изделий из пластмассы);

транспорт и связь (деятельность водного вида транспорта);

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

добыча полезных ископаемых.

“Точками роста” также рассматриваются территории Волгоградской области, на которых реализуются крупные инвестиционные проекты в соответствующих отраслях, успешная реализация которых создаст синергетический эффект для развития иных отраслей экономики, в том числе для сегмента МСП.

4.1. Обрабатывающие производства

Обрабатывающие производства являются высокопривлекательными с инвестиционной точки зрения, что подтверждается стабильно высокими инвестициями в основной капитал организаций данного вида деятельности. Обрабатывающие производства Волгоградской области характеризуются положительной динамикой развития в 2009 – 2021 годах, наибольшей долей в структуре выручки организаций региона и в структуре занятости населения, а также высокой производительностью труда.

Инвестиционную привлекательность обрабатывающих производств подтверждают следующие факторы:

наличие собственной сырьевой базы, а также близость добывающих регионов (Белгородская, Курская, Ростовская области), что сокращает транспортные издержки по доставке сырья;

на территории региона имеется несколько успешно развивающихся промышленных предприятий, входящих в крупнейшие российские холдинги;

стабильный рост объемов выпуска продукции отрасли в натуральном и денежном выражении;

высокая производительность труда в сравнении со средним уровнем по Российской Федерации и по ЮФО.

При этом в обрабатывающих производствах Волгоградской области наиболее перспективными являются инвестиционные проекты, направленные на:

производство инновационной продукции;

модернизацию основных фондов;

подготовку квалифицированных кадров.

К числу приоритетных можно отнести следующие сегменты, являющиеся локальными “точками роста”:

металлургическое производство;

производство изделий из бетона и гипса;

консервирование и переработка овощей;

производство кормов для животных;

производство растительного масла и жиров;

производство машин и оборудования;

производство электрических машин и оборудования;

химическое производство;

производство нефтепродуктов;

производство резиновых и пластмассовых изделий;

производство нефтегазового оборудования;

производство автобусов;

производство электрооборудования.

Основные экономические показатели отрасли обрабатывающих производств Волгоградской области представлены в таблице 10.

Таблица 10

Об утверждении инвестиционной стратегии волгоградской области на период до 2020 года

____________________________________________________________________Утратил силу с 9 июня 2021 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 09.06.2021 N 255-п.____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2021 года N 1276 “Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти)

субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности”, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2021 года N 570-р, в целях внедрения на территории Волгоградской области стандарта деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Волгоградской области на период до 2020 года (далее именуется – Инвестиционная стратегия).

2. Органам исполнительной власти Волгоградской области в рамках установленной компетенции:

обеспечить выполнение мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии;

ежегодно до 10 апреля года, следующего за отчетным, представлять в комитет экономики Волгоградской области отчет о ходе реализации Инвестиционной стратегии по утвержденной им форме.

3. Комитету экономики Волгоградской области:

1) в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить форму отчета о ходе реализации Инвестиционной стратегии;

2) ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным:

представлять в Администрацию Волгоградской области сводный отчет о ходе реализации Инвестиционной стратегии;

Таблица 2.

Таблица 2

(процентов)

Регион

Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по годам

2009 год

2021 год

2021 год

2021 год

2021 год

1

2

3

4

5

6

Российская Федерация

18,4

18,8

19,3

19,5

18,8

Южный федеральный округ

16,9

19,4

19,9

19,3

15,6

Волгоградская область

26,7

28,5

31,2

30,7

29,6

Отраслевой разрез инвестиций в основной капитал представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Таблица 3

(млн. рублей)

Вид экономической деятельности

Значение инвестиций в основной капитал организаций Волгоградской области в отраслевом разрезе по годам

2009 год

2021 год

2021 год

2021 год

2021 год

2021 год

1

2

3

4

5

6

7

Транспорт и связь

9123,0

8317,0

13109,0

15783,0

16122,0

Строительство

1585,1

1388,2

1484,2

2025,8

2585,8

1152,7

Сельское хозяйство

1895,0

2928,0

2790,0

3965,0

3295,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3998,0

5583,0

10205,0

12062,0

12797,0

12034,0

Оптовая и розничная торговля

1345,0

1912,0

2505,0

4108,0

4063,0

Операции с недвижимым имуществом

4691,0

3030,0

9422,0

15417,0

17569,0

Обрабатывающие производства

9647,0

11246,0

21787,0

27451,0

33084,0

68640,0

Добыча полезных ископаемых

944,0

2304,0

3247,0

5811,0

4890,0

6075,0

Наибольшую долю в структуре инвестиций занимают следующие виды деятельности:

обрабатывающие производства (24 процента);

операции с недвижимым имуществом (17 процентов);

транспорт и связь (16 процентов);

производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10 процентов).

Источниками финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в 2021 году являлись:

собственные средства – 58 процентов;

бюджетные средства – 16 процентов;

средства внебюджетных фондов и прочее – 14 процентов;

заемные средства других организаций – 6 процентов;

кредиты банков – 4 процента.

Следует отметить, что бюджетные ресурсы региона являются недостаточными для масштабной поддержки развития экономики. На сегодняшний день федеральный и большинство региональных бюджетов являются дефицитными. В условиях наблюдающегося падения мировых цен на углеводородное сырье в конце 2021 года бюджетные средства еще больше оказались ограниченными.

На сегодняшний день только 4 процента инвестиционных ресурсов составляют банковские кредиты, что не соответствует мировой практике, согласно которой бизнес имеет доступные кредитные ресурсы банков для инвестиционной деятельности.

В связи с девальвацией рубля и повышением ставки рефинансирования Центрального Банка в декабре 2021 г. многие кредитные организации приостановили процесс кредитования малого и среднего бизнеса, что негативным образом может отразиться на инвестиционном климате в Волгоградской области.

Объем иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области в 2009 – 2021 годах вырос более чем в два раза, но в 2021 году снизился по сравнению с 2021 годом на четверть и составил 367,3 млн. долларов США (таблица 4).

Таблица 4

Оцените статью