Охотничье хозяйство: лицензирование, сертификация и оферта – Охотничий портал

Охотничье хозяйство: лицензирование, сертификация и оферта - Охотничий портал Надежные вклады

2. Правовые основы ведения охотничьего хозяйства

Согласно статье 3 Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов , сохранение их биологического разнообразия;
  2. установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;
  3. участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  4. учет интересов населения, для которого охота является основой существования , в том числе кореннь1х малочисленнь1х народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  5. использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;
  6. гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;
  7. определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических , социальных и экономических факторов;
  8. платность пользования охотничьими ресурсами.

Субъектами отношений в области использования и охраны охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры возложено на органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32-34 [8], в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2022 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [26] и в предусмотренных Федеральным законом [8] случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Законодательно установлен запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов .

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие,) заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим или юридическим лицам по сравнению с другими физическими или юридическими лицами.

До принятия Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в действующие законодательные акты РФ» [8] Федеральный закон «О животном мире» предусматривал осуществление пользования животным миром юридическими лицами на основании долгосрочной лицензии, выдаваемой по условиям конкурса органами исполнительной власти субъекта РФ, в течение срока, указанного в документе по соглашению сторон и зависящего от вида пользования в границах определенной территории и акватории [25].

Передача в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательствами, производилась постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации>> данный порядок изменен и заключается в следующем.

В соответствии с законом охотничьи угодья подразделяются в целях использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на закрепленные охотничьи угодья и для использования физическими лицами, имеющими право пребывать на них в целях охоты, на общедоступные охотничьи уго­дья. Причем площадь общедоступных охотничьих угодий должна составлять не менее 20 % от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются в аренду в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с охотничьим, земельным и лесным законодательством по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

https://www.youtube.com/watch?v=QsYjRezU_zM

Законодательно установленное правомочие арендатора — это пользователь, имеющий право на добычу охотничьих ресурсов в установленные сроки охоты и в соответствии с установленными нормами, а не собственник территории.

На земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, охота осуществляется в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

Охотхозяйственные соглашения заключаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями — победителями аукционов с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на срок от двадцати до сорока девяти лет (прил. 1). По существу, охотхозяйственные соглашения заменили долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим видам.

Субъектами охотхозяйственного соглашения с одной стороны выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и с другой стороны — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Право заключения охотхозяйственного соглашения приобретает победитель аукциона или иное лицо (в случаях, когда победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения или аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее чем двух участников).

Содержание охотхозяйственного соглашения определено правовыми нормами [8] и включает в себя:

  • сведения о местоположении , границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных и лесных участках ;
  • сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего уго дья, а таюке о видах разрешенной охоты в его границах;
  • требования к размещению минимального и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья ;
  • годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные и лесные участ ки;
  • обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения и некоторые другие условия.

Охотхозяйственное соглашение прекращается по истечении срока его действия или по соглашению сторон этого соглашения, или на основании решения суда. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесной кодекс РФ относит осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства к виду использования лесов, предусматривающему получение юридическими лицами и гражданами лесных участков в аренду через аукцион. Использование лесов для этих целей на лесных участках осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды.

На лесных участках , предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Данный вид использования лесов отнесен к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту, что требует государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , использующих леса на землях лесного фонда.

Ставки платы за аренду единицы площади лесного участка , находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 [30]. По состоянию на 2007 год она составляла 0,03 руб. за 1 га.

В общедоступных охотничьих угодьях граждане используют лесные участки без их предоставления в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ [4].

Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 охотничье хозяйство включено в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, для которых установлены отсрочки или рассрочки по уплате налога.

С этой целью к видам деятельности в охотничьем хозяйстве отнесены охотничий промысел и заготовка продукции охоты; охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных , включая биотехнические мероприятия и дичеразведение; полевые охотоустроительные работы (введено постановлением Правительства РФ от 04.09.2001 № 649).

Охотпользователи — юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в обязательном порядке предоставляют в территориальные органы Росстата по месту нахождения закрепленных охотничьих угодий отчет «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве» (форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (охота) ежегодно в срок 21 марта после отчетного периода.

Статистическая информация содержит пять разделов, учитывающих основные показатели деятельности охотпользователей, такие как площадь закрепленного охотничьего угодья, численность работников, затраты на ведение охотничьего хозяйства, внутрихозяйственное охотустройство, создание охотничьей инфраструктуры, биотехнические мероприятия и т.д.

Охотпользователи, заключившие охотхозяйственные соглашения в разных субъектах Российской Федерации, предоставляют отчет по форме № 2-ТП (охота) в соответствующие территориальные органы Росстата отдельно по каждой территории.

Читайте также:  Вклады с капитализацией процентов под сложный процент, капитализация процентов на счете по вкладу

В случае наличия у охотпользователя нескольких охотхозяйственных соглашений в границах одного субъекта Российской Федерации в территориальный орган Росстата предоставляются первичные статистические данные суммарно по всем закрепленным угодьям.

Охотпользователи — юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочную лицензию на пользование охотничьими животными, срок действия которой не окончился, не заключавшие охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, также предоставляют первичные статистические данные по форме № 2-ТП (охота) в установленном выше порядке.

https://www.youtube.com/watch?v=nW_GtAHrkkQ

Юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, не являющиеся охотпользователями, но выполняющие работы или оказывающие услуги в сфере охотничьего хозяйства, отчет по указанной форме не предоставляют.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Право на добычу охотничьих ресурсов физическими и юридическими лицами осуществляется в охотничьих угодьях на основании разрешения и возникает с момента его выдачи. Прекращение такого права предусмотрено по основаниям и в порядке, определенными федеральными законами «О животном мире» и «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… ».

Физические и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством [2, ст. 209].

Правоприменительная практика передачи лесных участков в аренду для ведения охотничьего хозяйства и охоты показывает наличие противоречий, пока еще не устраненных законодателями. Как свидетельствуют различные решения судов по спорам о приоритетности прав арендаторов лесных участков, получивших по результатам аукционов право аренды для ведения охотничьего хозяйства и охоты, и охотпользователей, получивших ранее эти охотничьи угодья (лесные участки) в соответствии с Федеральным законом РФ «О животном мире», эта проблема до конца не решена.

Сокращенное изложение правовых норм, устанавливающих правовые основы пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства, является далеко не полным и затрагивает лишь основные положения.

Рассматривая вопросы правового регулирования данной сферы, необходимо заметить, что принятые в последние годы правовые акты в полной мере не решили проблемы рационального ведения охотничьего хозяйства, охраны и воспроизводства объектов животного мира.

Не нашла должного отражения в охотничьем законодательстве целесообразность применения ядохимикатов, которые и сегодня используются в разных целях. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » устанавливает лишь общую правовую норму, разрешающую регулировать численность охотничьих животных только способами, исключающими нанесение ущерба другим объектам животного мира.

В данном законе не содержатся конкретные правовые нормы, обеспечивающие охрану дичи в период уборки урожая сельскохозяйственных культур, эффективную борьбу с браконьерством, запрет на охоту в национальных парках, изготовление и применение свинцовой дроби, имеющей канцерогенные свойства.

Закон не предусматривает деятельность института общественных инспекторов, который мог бы стать важным инструментом практической помощи штатным инспекторам охотнадзора. Это убирает барьеры перед необоснованным изъятием видов охотничьих животных, имеющих экономическое значение в условиях рынка.

Не нашли правового установления нормы, регулирующие вопросы охотничьей этики, которая не сформировалась у определенной части охотпользователей . Принятые правовые акты регламентируют в большей части ограничительные меры лишь декларативно, в общем плане. Они не создают механизма формирования «правильной охоты», которая остается уделом самосознания охотпользователей.

К числу запретительных мер, требующих правовых ограничений, можно отнести такие как запрет на добычу животных во время размножения, выращивания потомства, добычу самки с детенышем; животных, находящихся в бедственном или беспомощном состоянии, во время преодоления водных препятствий; запрет на разрушение убежищ, хаток, гнёзд животных, применение во время добычи животных транспорта, запрет на стрельбу по уставшей птице или еще не поднявшейся на крыло птице («хлопунцам») и др.

«сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

А что, трудности – они или преодолены, или преодолеваются, чего о них говорить? А скажешь в открытой прессе – так можно и не преодолеть. Обидчивые они нынче, эти трудности…

Практически все люди, которые хоть как-то были готовы эти трудности обсуждать, не собирались делать это публично. Однако сегодня в нашем параде хозяйств принимает участие один из таких анонимных предпринимателей (назовем его Сергей), который рассказал немного о том, как организовывалось и чем сегодня живет одно из типичных средних хозяйств центральной полосы России.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

РОх. Почему Вы решили завести себе хозяйство? Для души, денег поднять, доказать какие-то свои идеи? Каково направление хозяйства? Это у Вас первое хозяйство или был до этого опыт содержания?

– Чтобы ответить на эти вопросы, нужно немного рассказать о себе. Не в силу достопримечательности собственной персоны, а потому, что это служит ключом к ответу. Родился я в деревне, в одной из нечерноземных областей, где живу и сейчас. С детства любил охоту. Окончил десятилетку, ВСХИЗО и вернулся домой охотоведом в конце 70-х в местное хозяйство крупного всесоюзного общества. В те времена продвижение по службе было небыстрым, но жаловаться не приходилось. Я был не хуже и не лучше односельчан, единственным моим преимуществом было то, что я никогда не пил спиртного (вообще ничего и никогда) и не курил (и не делаю ни того, ни другого по сию пору).

Еще со временем стал получать удовольствие от организации охоты не меньшее, чем от самой охоты. В 1990 году был назначен директором охотхозяйства. Ну, собственно, тут и началось: вы же помните 90-е. Область, ориентированная на мясомолочное животноводство, подверглась разорению, как следствие, сельское население стало вымирать за счет деградации, злоупотребления алкоголем, самоубийств, бегства в города и прочих неизбежных последствий глубоких и прогрессивных социально-экономических преобразований. Речь пошла об элементарном выживании. И выжить мне можно было только за счет профессии, относившейся к скромной отрасли непроизводственной сферы, или, как ласково ее называли при Советах, непрухи. При том что людям стало совсем не до охоты.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

Нужны были деньги – охотобщество позволило выживать своими силами, несколько развязав нам руки, которые не пользовались особенным спросом. И мне пришлось ловить клиента на себя, как на живца. Я знал, что нравлюсь людям, прежде всего тем, что не пью, держу слово и дело свое делаю фанатично, не щадя себя и подчиненных. А потом понравилось и другое: моя избыточная суеверность, деревенская деликатность, замысловатые ругательства и прочие персональные характеристики. Это не самолюбование, это фактор успеха бизнеса.

Разослав предложения нескольким московским аутфитерам, мы боролись за каждого клиента, с каждым я вел длительные беседы, стараясь угодить и предоставить максимум сервиса в окружении советской охотничьей фанерно-каркасной архитектуры наших баз. И это начало работать, клиенты возвращались, памятуя душевный прием. Многие из них, из тех первых, внешних, «коммерческих», клиентов 90-х стали мне близкими друзьями, почти родственниками. И наоборот, мои родственники, приглашенные работать и вместо работы подвергшиеся чванству, стали чужими людьми.

Кое-что по крохам удалось собрать и отстроить на последние гроши и за счет труда местных охотников-энтузиастов: рубленую приличную базу с теплыми отхожими местами, сараями для техники, псарней и причалом. Главной моей специальностью как директора стала психология отношений: нужно было ладить с новой любимой демократической властью, бандитами, ментовским начальством города и области, гебьем, прокуроскими, минсельхозовскими дядями-пудами из региона и столицы, региональным бизнесом и прочей публикой подобного рода. Кстати, не все из них были отъявленной сволочью. И это худо-бедно сработало. Хозяйство начало функционировать как коммерческая единица за счет «нужников», т. е. покровительства нужных людей.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

К тому же времени относится появление побочного вида деятельности охотхозяйства – так называемого «корпоратива», выросшего из безудержного пьянства на природе нуворишей, окруженных свитой прихлебателей и сомнительного вида женщин. Специально для этих целей была срублена добротная и просторная баня с мостками в реку. Как ни странно, баня как экономический объект оказалась самым рентабельным сооружением. Даже если учесть, что две бани были сожжены в ходе увеселительных мероприятий.

Это был маленький успех. Самое главное: удалось выжить самому и прокормить семью. Укрепилось реноме хозяйства в охотобществе, Минсельхозе и в регионе. Время шло, как во всякой банановой республике, концентрация капитала и его взаимопроникновение с властью достигли больших высот, и многие из прежних связей оказались весьма продуктивными: кто вагон зерна подкинет, кто ГСМ, кто зимой возьмется дорогу расчищать от федеральной трассы до базы, кто и деньгами поможет.

Были хозяйства в области, которые преуспели гораздо больше нашего за счет вливаний крупного московского капитала. Там «воздвиглись чертоги» не хуже гостиниц на Тверской, появились вертолетные площадки, вышколенный персонал, а среди зеркал и кофейного хрома сантехники – швейцары с маслеными глазами и длинноногие девицы огромных умений. Но местные охотники были оттуда вышвырнуты. Я вот все думаю, могли бы мы сделать что-либо похожее? И прихожу к выводу, что нет. Не было у нас и не могло быть выходов на столь высокий уровень. И не пробились бы. К тому же такие хозяйства делались по инициативе капитала, а не местных охотпользователей. Которых зачастую выкидывали из собственных хозяйств. Не говоря уж о том, что выкидывали местных охотников. А как прогнать своих, с которыми строил первую нищую, в общем-то, но приличную базу? Совесть, она ноне ходит в группе эфемеров, но все-таки… Да и назвать эти заповедники роскоши охотхозяйствами нельзя. Это площадки под ярмарки тщеславия.

Читайте также:  #оденьгахпросто. Проценты вперед, или Что делать перед введением «налога на вклады» | Банки.ру

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

Я работал на хозяйство как на свое, выкладывался по максимуму, спал в сезон урывками, почти не общаясь с семьей. Повторюсь: меня любили. Фанатика, тирана и самодура. Крестьянина, который все хочет проконтролировать самолично, пренебрегая теориями и практиками управления. Душевного собеседника. Такого, какой я есть, со всеми плюсами и минусами.

В начале нулевых местные бизнесмены, многие из которых были моими друзьями и поднялись на моих глазах, просто подарили мне весьма крупную сумму. На них, плюс кое-что из сбережений, я построил гостиницу рядом с основной базой. Свою. И стал часть коммерческих клиентов принимать там. Это давало стабильный и неплохой личный доход. Даже стал подумывать о расширении дела. Одновременно продолжал директорствовать.

Все бы ничего, да в охотобществе проспали с подачей заявки, и угодья перешли в общее пользование. Общественное охотхозяйство закончилось. Я перестал быть директором. Пару лет я продолжал делать то же, что и раньше, только полностью за свой счет – ну и плюс пожертвования. Профильные чиновники из региональной администрации избавили меня от наплыва желающих халявно поохотиться в угодьях с избыточной плотностью зверя, но долго это продолжаться не могло. Через пару лет пришлось взять в пользование 30 тысяч гектаров. Которые до сих пор за мной. Одновременно я принял предложение занять пост в администрации по профилю основной деятельности. Теперь предлагают взять еще 100 тысяч гектаров в весьма интересном с ландшафтной точки зрения месте. Я не знаю. Прежними методами все это я на себе не потащу, нужны единомышленники, чокнутые фанатики. А таких мало. Нужны другие инвестиции. Но и пост открывает некоторые новые перспективы. Там уж как получится. Такова, вкратце, история обо мне.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

РОх. Во что Вы оцениваете пропускную способность хозяйства?

– Это как считать. Моя гостиница постоянно, круглый год, заполнена. Минимально проживает десять человек. Это при полном комфорте. Если по охотникам… Если брать с октября по февраль, то каждую неделю бывает коллектив местных (человек 15 в среднем) – областной центр рядом. Будем считать, что из 10 проживающих половина – охотники. Плюс весенняя охота. Трудно сказать точно, но человек 400-500 в год.

РОх. Как Вы построили взаимоотношения с местным населением и местными городскими охотниками (которые охотились здесь до этого)?

– С ними хорошо. Местные знают, что со мной лучше договориться, чем браконьерить. Хотя случаи бывали. Особо ретивые сели. Обижаться не на кого, их предупреждали. Но в местных проблем не вижу. Городские из бывшего охотобщества ездят. Они мои друзья и пользуются льготами. Все дела внутри коллектива устраивают сами. Еще не хватало мне их строить.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

РОх. Какие у Вас лимиты на копыта и сколько стоят путевки – есть ли дифференцированная шкала? Вообще интересна хотя бы часть правды про экономику. Видите ли Вы точку выхода хозяйства на рентабельность?

– Лимиты на копыта у меня нарисованные. У меня идеология избыточной плотности. А по учетам плотность рисуют на уровне 1990 года плюс-минус. С 30 тысяч гектаров я могу дать в добычу порядка 100 голов кабана и 40 голов лося без убытка для численности. Из них где-то 80 кабана и 30 лося продается по коммерческой цене. При усредненном подсчете это дает где-то 3,5 миллиона рублей. Плюс проживание коммерческих охотников – где-то 2 миллиона рублей. Итого, пять с полтиной. Особо не разгуляешься. Остальной доход – с гостиницы, бани, корпоратива. Пьянство-дискотека-дебош. Частично доходы от непрофильной деятельности приходится тратить на охоту. Плюс добровольные пожертвования. Предлагали мне еще для расширения доходной базы грязных девок при гостинице завести и водкой приторговывать. Но это не моя чашка чая.

Рентабельность, рентабельность… Сейчас вряд ли. Здесь нужен государственный подход к обустройству и специализации территорий. Изменение системы природоохраны и природопользования. Изменения институциональной организации. Это отдельный и очень долгий разговор.

«Сам себе фишка»: анонимное интервью об организации охотхозяйства

РОх. Какие фишки Вы придумали для того, чтобы привлечь в хозяйство деньги?

– До настоящего момента основная фишка – моя собственная персона и ее привлекательность. Доверие ко мне. Дальше посмотрим. Я крестьянин, по-западному, фермер. Генри Форд ненавидел фермера за неэффективность. Он практически везде неэффективен и сидит на шее государства. Но его держат, потому что в городе живет население, а в деревне – народ. Это иногда важнее текущей прибыли. В Австрии бауэр – неотъемлемая часть альпийского пейзажа, что привлекает туристов.

Я же говорил: люди власти и денег не всегда законченные мерзавцы. Иногда им тоже хочется сделать что-то для своей малой родины.

РОх. Как Вы справляетесь с охраной и какие основные проблемы – местные, менты?

– В охране ничего нового – егерские объезды. Проблемы? Скорее, проблемы мои – недостаточно квалифицированные егеря.

РОх. Взаимоотношения с соседями?

– С соседями по деревне? Замечательные. Они видят во мне сумасшедшего богатея. Я им помогаю, когда могу. С охотпользователями? Их у меня двое по соседству. Тоже ничего. У нас кооперация: при избыточном наплыве делимся клиентами. Но у них иная история развития, иные подходы, иная идеология. Иногда интересно бывает поучиться.

Русский охотничий журнал, июнь 2022 г.

1283

5. Ответственность за нарушение охотничьего законодательства

К нарушениям в сфере охотничьего законодательства отнесен достаточно широкий перечень: незаконная охота; нарушение правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных; нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации животных; нарушение правил применения средств зашиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, причиняющих ущерб животному миру; нарушение правил пересылки и вывоза за границу объектов животного мира и зоологических коллекций и некоторые другие .

Лица, виновные в совершении указанных нарушений, могут быть привлечены, в зависимости от характера допущенного нарушения и размера причиненного вреда, к административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации [3, 32].

Незаконная охота предусматривает уголовную ответственность за охоту без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, если эти действия совершены после применения мер административного воздействия за такое же нарушение.

Федеральный закон РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » (статья 57) приравнивает к охоте нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами и устанавливает за это ответственность.

Попытки требований отдельных граждан признать незаконнь1м приравнивание к производству охоты нахождение в охотничьих угодьях с разобранным охотничьим оружием или находящимся в чехле по праву ношения с целью самообороны, не нашли положительного правового решения при рассмотрении в судах различной инстанции [28].

https://www.youtube.com/watch?v=1SNHBFcl6eQ

Охота без надле:жаи1его на то разрешения квалифицируется как охота без охотничьего билета или без разрешения на право охоты, выданного арендатором охотничьих уг одий, уполномоченными органами (общедоступные охотничьи угодья) .

Охотой в запрещенных .местах признается добыча диких животных на территориях, где охота запрещена (заповедники, заказники, воспроизводственные участки, лесопарковая часть зеленых зон населенных пунктов и иные места).

К охоте в запрещенные сроки отнесена всякая добыча, поиск, преследование охотничьих видов животных во временной период, когда охота на них (любые или отдельные виды) запрещена.

Правилами охоты [14] введены запрет и ограничения на добычу охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами, применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования , выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи.

Запрещается также добыча кабанов загоном, нагоном, в том числе с применением собак охотничьих пород в январе-феврале, добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, стрельба дробью или картечью по копытным животным и медведям, применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, применение самострелов,

настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, других самоловов, способных нанести вред человеку, применение петель, любых самоловов при добыче пернатой дичи при осуществлении любительской и спортивной охоты. Запреты имеют некоторые исключения при определенных условиях.

Читайте также:  Валютные вклады СберБанка в Москве - условия валютных депозитов в долларах, евро, процентные ставки вкладов в валюте СберБанк в Москве на сегодня

Введены ограничения на нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора; с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием; на применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия, служебного оружия, пневматического охотничьего оружия.

Правила охоты запрещают весеннюю охоту на вальдшнепа на утренней тяге, в этот период охоту с подхода, за исключением охоты на глухаря на току, на гусей на реках, озерах и водохранилищах, на территории поименованных субъектов РФ, на расстоянии менее 200 метров от уреза воды конкретных водных объектов, в том числе с учетом их весеннего разлива, на пернатую дичь, с собаками охотничьих пород, ловчими птицами (с некоторыми исключениями).

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, осуществление любительской и спортивной охоты с собаками охотничьих пород на особо охраняемых природных территориях.

Среди административных правонарушений наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушения и степень его общественной вредности определен законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Например, за добычу копытных животных и медведей , относящихся к охотничьим ресурсам без разрешения, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, влечет лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет, а осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет а на должностных лиц наложение административного штрафа в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Административная ответственность наступает и за непредъявление по требованию должностных лиц специально уполномоченных органов в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, государственный охотничий надзор, других уполномоченных в соответствии с законодательством РФ должностных лиц, производственных охотничьих ин­ спекторов, охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием.

Такое нарушение влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет, а для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой [23].

Конфискация охотничьих ружей, других орудий охоты и продукции незаконной добычи животных является преимущественно мерой дополнительно воздействия на виновного, совершившего проступок, и реализуется на основании решения суда. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, однако, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Охота на зверей и птиц, добыча которых полностью запрещена, наказывается в уголовном порядке [32].

Незаконная охота с причинением крупного ущерба определяется в каждом конкретном случае на основе денежной оценки уполномоченными органами с учетом количества добытой дичи, вида и её ценности.

Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 258) установлена ответственность за незаконную охоту в случаях, если это деяние совершено:

  • а) с причинением крупного ущерба;
  • 6) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
  • в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
  • г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Наказывают за совершенные деяния обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [32].

В случаях, когда то же деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывают лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовная ответственность может наступать и за соучастие в незаконной охоте, если это будет установлено следствием. К уголовной ответственности могут быть привлечены граждане , в том числе и охотники, за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.

С учетом правоприменительной практики в сфере ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2022 г. № 21 [29] разъяснена ответственность за использование служебного положения, которое выражается не только в умышленном использовании должностными лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности, на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.

При совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору [33, ч. 2 ст. 258] исполнителями преступления признаются лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку.

Лица, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников (со ссылкой на часть 5 статьи 33 УК РФ) при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется правонарушителями добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного животному миру, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, судам надлежат применять указанные таксы и методики для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении .

https://www.youtube.com/watch?v=S4JWTdtIu4c

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ [29].

Обязанность возмещения ущерба возникает независимо от привлечения к уголовной, административной ответственности, конфискации орудий незаконной добычи или продукции незаконной охоты, так как это не является возмещением вреда. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции охоты, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

При невозможности изъятия добытой продукции охоты (пришла в негодность, спрятана или реализована нарушителем) суд решает вопрос о взыскании с нарушителя (ответчика) ее стоимости, исчисленной по установленным ценам, ставкам платы и т.д.). Основанием для такого требования является статья 1105 ГК РФ[l].

Дисциплинарная ответственность таюке является средством правового воздействия на лиц, допустивших правонарушения. Данный вид ответственности выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с охраной и использованием охотничьих ресурсов, если это предусмотрено его должностными инструкциями.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ к дисциплинарным взысканиям отнесены: замечание, выговор, ув ольнение. Уставами и правилами внутреннего распорядка организации, предприятия могут предусматриваться и другие виды дисциплинарного взыскания .

Оцените статью
Adblock
detector