Основные элементы инвестиционной политики в субъектах российской федерации
Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют мировой практике.
Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:
1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
3) создание организационных структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
7) аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.
Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.
В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.
При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.
Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:
1) вопросы социально-экономического развития региона – определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;
2) организационные вопросы – порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;
3) вопросы льгот и привилегий – предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности – предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;
4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности – прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;
5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов – осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:
– о гарантиях осуществления и мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставляемых субъектом Федерации; – о налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;
– о порядке предоставления гарантий и льгот при реализации инвестиционной деятельности;
– о порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов;
– о порядке государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями;
– о размере регистрационного сбора, взимаемого за регистрацию создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями.
Таблица 2 Динамика принятия региональных законов
1992 | 1994 | 1993 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
1 | 3 | 4 | 11 | 22 | 51 | 79 |
Процесс формирования регионального законодательства об инвестициях происходил достаточно быстро: если в 1994 г. лишь три первых российских региона приняли свои законы об инвестициях, то в 1998 г. их насчитывалось уже 79.
К 2002 году в подавляющем большинстве регионов России в рамках их компетенции приняты законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, оказание кредитной поддержки строительства, выделение земли, развитие лизинговой деятельности, и т.п.
В 1999-2000 гг. многие ранее принятые региональные законы были обновлены. За этот период просматривается достаточно отчетливая тенденция: наиболее инициативны в разработке различных законов, направленных на привлечение инвестиций, законодательные органы тех регионов, в которых сложилась неблагоприятная ситуация с капитальными вложениями.
Анализ принятых регионами нормативных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается, прежде всего, по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идет речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот.
За менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.
В приложении 1 даны сравнительные характеристики ряда региональных законов об инвестициях.
Законы об инвестиционной деятельности рассматриваемых субъектов Федерации содержат перечень форм поддержки региональных властей. Данная поддержка заключается в предоставлении гарантий и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.
Законы об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального бюджета. Данная помощь может происходить в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).
Кроме вышеперечисленного используются и другие гарантии:
1) госгарантии в форме поручительства за исполнение обязательств третьих лиц, в форме залога имущества региона, в форме передачи имущества в доверительное управление в пользу третьего лица (закон Ярославской области);
2) прямое управление инвестициями – определение приоритетных направлений, формирование перечня инвестиционных программ и т.д. (закон Хабаровского края).
Во всех законах “Об инвестиционной деятельности» используется “дедушкина оговорка” (стабилизационная оговорка), суть которой сводится к тому, что действие вступивших в силу новых законов, ухудшающих налоговый статус иностранных инвесторов во время реализации ими приоритетных инвестиционных проектов, не распространяется на срок окупаемости этих инвестиционных проектов. Оговорка также применяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие законы и иные нормативные акты. Субъекты Федерации используют различные формы стабилизационной оговорки – на основе компенсационного принципа (Республика Карелия), на основе принципа неизменения условия хозяйствования (Краснодарский край, Архангельская область), принципа запрета ограничения прав инвестора, неизменения условия заключенных договоров Мухетдинова Н.М. Указ.соч. – С.42..
Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции Российской Федерации и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном Российской Федерации, регионы же осуществляют правоприменительную практику.
Таким образом, законодательство играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.
В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.
Не случайно зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции между регионами при предоставлении льгот: их резкий разброс дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет получение объективных оценок и стандартизацию процедур принятия решений об инвестициях.
В целом, с одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет притом, что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т.п.
Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.
Регинвестстандарт | министерство экономического развития российской федерации
В целях стимулирования повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с АНО «АСИ» был разработан Стандарт деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации. Стандарт – это набор лучших практик по улучшению регионального инвестиционного климата, предусматривающий совершенствование регионального законодательства, создание специализированной организации по привлечению и сопровождению инвестиций, создание Совета по инвестициям под председательством высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, создание инвестиционного портала региона и т.п.
В настоящее время Стандарт внедряется во всех субъектах Российской Федерации под контролем экспертных групп (более 1200 экспертов по всей России), завершено внедрение в 85 регионах России.