2. Правовые основы инвестиционной деятельности
Правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определяются:
- Гражданским кодексом РФ;
- Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-I “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (далее – Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР) (в ред. от 30 декабря 2008 г.). В нем установлены условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций;
- Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (в ред. от 23 июля 2021 г.). Этот Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Признаны утратившими силу нормы Закона об инвестиционной деятельности, противоречащие настоящему Закону. (Отметим, что такая форма отмены правовой нормы затрудняет исполнение закона, так как субъекты хозяйственных правоотношений должны искать и толковать противоречащие нормы.);
- Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (далее – Закон об иностранных инвестициях) (в ред. от 29 апреля 2008 г.), который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
- Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” (в ред. от 19 июля 2009 г.);
- постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 “Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации” (в ред. от 23 августа 2021 г.).
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”” уравнял гарантии прав российских инвесторов с гарантиями, обеспечивающими защиту от неблагоприятного изменения законодательства, предоставленными ранее иностранным инвесторам (так называемая дедушкина оговорка, см. § 8.4).
Условия осуществления инвестиционной деятельности. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор вправе:
Крупные (стратегические) инвесторы реализуют свое право самостоятельно определять объемы и направления инвестиций путем отбора предпочтительных для них инвестиционных проектов по ряду критериев. Успех инвестиций в основном зависит от правильного распределения средств инвестора по видам активов (основной капитал и финансовые активы) и отраслям производства.
Существует ряд методов отбора инвестиционных проектов. Основными критериями оценки проектов являются чистый приведенный эффект (прибыль), индекс рентабельности инвестиций, риск. Доход и риск рассматриваются как две взаимосвязанные категории.
Риск всегда присущ инвестиционным проектам, поэтому инвесторы придают большое значение обеспечению обязательств заказчика по инвестиционному договору.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществлении договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.
Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и оказанных услуг.
Инвестиционные проекты и сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.
Все инвестиционные проекты должны проходить также экологическую экспертизу в соответствии с законодательством.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений, предусматривает следующее:
1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в том числе путем:
2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в частности, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- размещения средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование средствами в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов);
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
- разработки и утверждения технических регламентов, национальных стандартов (норм и правил), а также осуществления контроля за их соблюдением;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).
Осуществление государственных капиталовложений. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти. Расходы на финансирование федеральных и региональных инвестиционных проектов предусматриваются соответственно в федеральном и региональных бюджетах.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а проекты, финансируемые за счет региональных бюджетов, образуют региональные инвестиционные программы.
Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения соответствующих межгосударственных соглашений.
Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения торгов.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти, а контроль за целевым и эффективным использованием средств региональных бюджетов – уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.
Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает следующее.
1. Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в частности, путем:
2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе:
Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантиипо инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов, в порядке, утвержденном представительным органом. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
Если органы местного самоуправления участвуют в финансировании федеральных или региональных инвестиционных проектов, то при разработке и утверждении таких проектов необходимо их согласование с органами местного самоуправления.
Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
Для защиты капитальных вложений законодательством предусмотрено, что капитальные вложения могут быть:
национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ;
реквизированыпо решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Сущность проблемы. На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества.
Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора.
Основными факторами успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Следует, однако, обратить внимание на качество иностранных инвестиций в виде имущества, поскольку многие западные фирмы придерживаются стратегии интернационализации создаваемого ими товара (продвижения товара на внешние рынки) на стадии затухания спроса на внутреннем рынке, т.е. когда товар в известной мере устарел.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” (в ред. от 28 декабря 2021 г.) Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Правительство РФ:
Возможные стратегии участников инвестиционного процесса. Иностранный инвестор заинтересован в создании для него таких условий бизнеса в России, которые обеспечивали бы ему эффективность деятельности и проводимой им стратегии. В свою очередь российский пользователь объекта инвестиционной деятельности заинтересован в росте эффективности своей деятельности и своей стратегии. Усматриваются три возможных варианта соотношения этих интересов (рис. 8.1):
- стратегия равенства в достижении интересов сторон (оптимальная стратегия), когда с ростом эффективности деятельности и стратегии инвестора пропорционально растет эффективность деятельности и стратегии пользователя (сектор I). Однако в силу мотивов конкуренции стороны могут стремиться получить относительное превосходство (пунктирные линии в секторе I). Преодоление этих мотивов, по-видимому, возможно введением соответствующих правовых норм и условиями договора субъектов инвестиционной деятельности;
- стратегия агрессии инвестора, когда достигаемая им выгода сопровождается ущербом пользователю (сектор II);
- стратегия агрессии пользователя, когда достигаемая пользователем выгода сопровождается ущербом инвестору (сектор III).
Как в той, так и в другой стратегии агрессии может применяться рефлексивное воздействие одной стороны инвестиционного процесса на другую (когда одна сторона, предоставляя ложные ценности, выдает их за истинные, а другая сторона воспринимает их как истинные).
Учитывая, что иностранные инвесторы имеют больший опыт участия в инвестиционном процессе и конкурентной борьбы в нем, следует признать малореальной возможность реализации стратегии агрессии пользователем и высокую вероятность реализации такой стратегии инвестором.
Приведем основные понятия рассматриваемого вопроса.
В качестве иностранного инвестора могут выступать:
Иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.
Прямая иностранная инвестиция:
Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенный в перечень проектов, утверждаемый Правительством РФ.
Срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение.
Источники правового регулирования. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Законом об иностранных инвестициях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовой режим инвестиционной деятельности и его гарантии. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам (за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Такой правовой режим обеспечивается гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях (табл. 8.1).
Гарантия | Содержание гарантии | Обеспечение и (или) условия гарантии |
1. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов | Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов | Предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации |
2. Гарантия использования различных форм осуществления инвестиций | Инвестиции могут осуществляться в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации | Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляется в валюте Российской Федерации |
3. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу* | Иностранный инвестор вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу | Передача прав осуществляется в силу договора и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации |
В Российской Федерации признается правомерным переход прав (уступка требований) иностранному государству или уполномоченному им органу | Переход прав правомерен, если иностранное государство или уполномоченный им орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных на территории Российской Федерации | |
4. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями | При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, повлекших реквизицию, сохранившееся имущество может быть возвращено по суду, но при этом возвращается полученная сумма компенсации. При национализации возмещается стоимость национализированного имущества и убытки | Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации |
5. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации (“дедушкина оговорка”) | Гарантируются неувеличение совокупной налоговой нагрузки и стабильность режима запретов и ограничений. Стабильность условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях (при реализации приоритетных инвестиционных проектов с объемами инвестиций не менее 1 млрд руб. и сроком окупаемости более семи лет) срок действия условий и режима продлевается Правительством РФ | Гарантия распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляет свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале организации. Стабильность условий и режима гарантируется при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями своих обязательств они лишаются предоставленных им льгот |
6. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора | Гарантируется надлежащее разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации | Спор разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или в арбитражном суде, либо в международном арбитраже (третейском суде) |
7. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных средств | Иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования (с изъятиями, установленными законодательством) и для иных не противоречащих законодательству целей, а также на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: | Изъятия ограничительного характера устанавливаются только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и защиты безопасности государства |
8. Гарантия права на беспрепятственный вывоз инвестированного ранее имущества и информации | Инвестированное ранее имущество и информация (в документальной и электронной формах) беспрепятственно (без квотирования, лицензирования и других мер нетарифного регулирования) могут быть вывезены инвестором за пределы Российской Федерации | Вклад в инвестиционный проект иностранный инвестор первоначально осуществил имуществом и информацией |
9. Гарантия права на приобретение ценных бумаг | Право приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги | Приобретение ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах |
10. Гарантия участия в приватизации | Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации | Участие в приватизации осуществляется на условиях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации |
11. Гарантия предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество | Приобретение права на указанные объекты | Приобретение указанного права осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации |
12. Льготы и гарантии, предоставляемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления | Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, реализуемого иностранным инвестором, за счет средств региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных средств | |
13. Льготы по уплате таможенных платежей* | Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями гарантируется предоставление льгот по уплате таможенных платежей | Льготы предоставляются при осуществлении иностранным инвестором или коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетного инвестиционного проекта и в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах |
* Действие данной правовой нормы не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны.
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени этого юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и она несет непосредственную имущественную ответственностьпо принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.
Филиал создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за ее пределами головная организация. Он должен иметь аккредитацию в Российской Федерации, оформляемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли (долей, вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и теряет этот статус со дня выхода из состава ее участников всех иностранных инвесторов.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами (за изъятиями).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня предоставления в соответствующий орган следующих документов:
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иностранный инвестор может обжаловать решение об отказе в регистрации в судебном порядке.
Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства. В создании благоприятного для иностранных инвесторов инвестиционного климата большую, если не ведущую роль играют гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства (так называемая дедушкина оговорка).
Суть этих гарантий заключается в следующем: совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями от ввозных таможенных пошлин (за исключением защитных пошлин), федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые в России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), имевшая место на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, а также режим запретов и ограничений в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями не должны быть менее благоприятными в течение срока окупаемости проекта (но не более семи лет со дня начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций).
Это правило действует при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В исключительных случаях при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительством РФ может быть принято решение о продлении срока действия благоприятствующих условий и режима.
Такое правило означает, что в период действия благоприятствующих условий и режима на указанных иностранных инвесторов и коммерческие организации с иностранными инвестициями не распространяются законы и правовые акты (или изменения и дополнения к ним), приводящие к усилению совокупной налоговой нагрузки или ухудшению режима.
Правительство РФ:
Следует отметить, что иностранные инвесторы хотели бы большего: гарантировать неувеличение налоговых ставок по каждому налогу отдельно. Это означало бы, что при отмене какого-либо действующего налога, в результате чего уменьшается совокупная налоговая нагрузка на инвестора, нельзя распространить на него в благоприятствующий период действие других введенных налогов или измененных ставок налогов.
Обязанность соблюдения добросовестной конкуренции. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе:
Международное и государственное регулирование иностранных инвестиций в россии
Общей целью государственного законодательства и государства в целом является увеличение притока иностранных инвестиций. Для этого принимаются необходимые меры по стимулированию притока инвестиций извне, а также по привлечению инвестиций в более выгодные для государства сферы деятельности.
Иностранные инвестиции имеют не только положительные стороны, поэтому возникает необходимость осуществлять контроль над их притоком.
Предполагаемые негативные последствия иностранных инвестиций:
- государства, которые принимают иностранные инвестиции, рискуют частично утратить контроль в отдельных секторах национальной экономики;
- возможно уменьшение эффективности мер макроэкономической стабилизации экономики при увеличении значимости роли иностранного капитала;
- существует возможность возникновения угрозы для окружающей среды в целом, а также для здоровья людей и их жизни при применении различных технологий иностранными инвесторами.
Подобные проявления подталкивают страны к развитию внутренних рынков, к организации защитных мер, которые стабилизируют валютно-финансовую сферу. Развивающиеся страны целенаправленно вводят ограничения на вливания зарубежных банков и компаний на национальном валютно-финансовом рынке.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России – это:
- создание положительной среды для взыскания ввозных таможенных пошлин, а также взносов, налогов для инвесторов и организаций с иностранными инвестициями в государственные внебюджетные фонды; анализ причин запретов и ограничений в осуществление иностранных капиталовложений на территории РФ;
- утверждение порядка регистрации приоритетных коммерческих проектов государственными органами исполнительной власти;
- введение контроля над исполнением взятых на себя обязательств иностранными инвесторами и коммерческими организациями, имеющих иностранные инвестиции, над реализацией приоритетных инвестиционных проектов.
Существуют международные экономические организации, которые совместно с определенными контролирующими органами РФ способствуют регулированию инвестиционной деятельности других стран на территории РФ, например, МВФ, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, МЦУИС, ОЭСР, ЕБРР.
Необходимо отметить, что Россия является их членом или участвует в деятельности вышеперечисленных международных экономических организаций. Совместно был разработан ряд норм и правил, которые регламентируют инвестиционную деятельность зарубежных субъектов, в частности правила допуска иностранных инвестиций, регламент перевода вложений и прибыли, способы защиты иностранных инвестиций, правовые нормы для урегулирования споров. МБРР и МФК производят консультации, оказывают финансовую помощь в реализации проектов.