Постановление Министерства экономики РБ № 158 Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов от 31.08.2005 —

Глава 14 особенности финансово-экономических расчетов бизнес-плана при реализации проекта в действующей организации

51. В случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты следующих таблиц осуществляются в двух вариантах (с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта):

программа производства и реализации продукции в натуральном выражении (таблица 4-3 приложения 4 к настоящим Правилам);

программа реализации продукции в стоимостном выражении (таблица 4-4 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет затрат на сырье и материалы (таблица 4-5 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы (таблица 4-6 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников (таблица 4-7 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет затрат на производство и реализацию продукции (таблица 4-9 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет потребности в чистом оборотном капитале (таблица 4-10 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет прибыли от реализации (таблица 4-15 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет налогов, сборов и платежей (таблица 4-16 приложения 4 к настоящим Правилам);

расчет потока денежных средств по организации (таблица 4-17 приложения 4 к настоящим Правилам);

проектно-балансовая ведомость по организации (таблица 4-18 приложения 4 к настоящим Правилам).

52. Программа производства и реализации продукции (таблицы 4-3, 4-4 приложения 4 к настоящим Правилам) без учета реализации проекта составляется на основании планируемых (доводимых) показателей по увеличению выпуска и реализации продукции.

53. Расчет затрат на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы (таблицы 4-5, 4-6 приложения 4 к настоящим Правилам) без учета реализации проекта осуществляется по ценам и тарифам, применяемым в расчетах с учетом реализации проекта.

Расчет расходов на оплату труда работников (таблица 4-7 приложения 4 к настоящим Правилам) без учета реализации проекта производится исходя из уровня средней заработной платы, предусмотренной в расчетах с учетом реализации проекта.

54. Прирост чистого оборотного капитала по проекту, учитываемый в общих инвестиционных затратах, определяется как разница между приростом чистого оборотного капитала, рассчитанным с учетом реализации проекта, и приростом чистого оборотного капитала, рассчитанным без учета его реализации.

55. Исключен.

56. При расчете чистого потока наличности чистый доход по проекту по каждому периоду (году) определяется как разность между чистым доходом организации с учетом реализации проекта и чистым доходом организации без учета реализации проекта. Аналогично рассчитываются показатели добавленной стоимости по проекту.

57. В названиях таблиц, рассчитанных без учета реализации проекта, дается пояснение: «Без учета проекта», в названиях таблиц, рассчитанных с учетом реализации проекта, — «С учетом проекта».

Приложение 1 к Правилам по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

                     Инвестиционное предложение

Название проекта ___________________________________________________
____________________________________________________________________
Характеристика  намечаемой  к  выпуску  продукции  (для каких рынков
предназначена,  преимущества  по сравнению с продукцией конкурентов)
____________________________________________________________________
Предполагаемая форма участия инвестора в проекте (указать) _________
Общие инвестиционные затраты ________________________ тыс.долл. США,
в том числе:
капитальные затраты _________________________________ тыс.долл. США;
НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат _____________
_____________________________________________________ тыс.долл. США;
прирост чистого оборотного капитала _________________ тыс.долл. США.
Источники финансирования общих инвестиционных затрат:
собственные средства ________________________________ тыс.долл. США;
кредиты банков ______________________________________ тыс.долл. США;
государственное участие _____________________________ тыс.долл. США;
прочие заемные и привлеченные средства ______________ тыс.долл. США.
Направления  использования  инвестиций  (исследования  и разработки,
строительство,   подготовка  производства,  закупка  оборудования  и
технологий,    лицензий,   приобретение   недвижимости,   пополнение
оборотных средств, другое) _________________________________________
____________________________________________________________________
Показатели эффективности проекта:
простой срок окупаемости проекта ________ лет;
ставка дисконтирования ______%;
динамический срок окупаемости проекта ________ лет;
индекс рентабельности ______
внутренняя норма доходности ______%;
чистый дисконтированный доход _______________________ тыс.долл. США.
Дата составления инвестиционного предложения _____________________

                   Паспорт инвестиционного проекта

                       1. Информация о проекте

Название проекта ___________________________________________________
____________________________________________________________________
Описание  и  цель  проекта (создание нового производства, расширение
действующего, техническое перевооружение, другое) __________________
____________________________________________________________________
Привлекательность проекта  (основные   конкурентные    преимущества)
____________________________________________________________________
Направления  использования  инвестиций  (исследования  и разработки,
строительство,   подготовка   производства,   закупка  оборудования,
комплектующих,  материалов,  пополнение  оборотных  средств, другое)
____________________________________________________________________
Место реализации проекта (адрес) ___________________________________
Дата начала реализации проекта _____________________________________
Необходимость изменения организационно-правовой формы ______________

                            2. Продукция

Наименование продукции _____________________________________________
Назначение и основные характеристики _______________________________
____________________________________________________________________
Характеристика  новизны (принципиально новая, модернизация известной
конструкции,   новый  дизайн,  аналог  зарубежного  изделия,  аналог
выпускаемой продукции, другое) _____________________________________

Необходимость:              имеется      требуется   не требуется
                             ---¬           ---¬         ---¬
патентной защиты             ¦  ¦           ¦  ¦         ¦  ¦
                             ¦---           ¦---         ¦---
лицензирования               ---¬           ---¬         ---¬
продукции                    ¦  ¦           ¦  ¦         ¦  ¦
                             ¦---           ¦---         ¦---
лицензирования вида          ---¬           ---¬         ---¬
деятельности                 ¦  ¦           ¦  ¦         ¦  ¦
                             ¦---           ¦---         ¦---
                             ---¬           ---¬         ---¬
сертификации продукции       ¦  ¦           ¦  ¦         ¦  ¦
                             ¦---           ¦---         ¦---
внедрения международной      ---¬           ---¬         ---¬
системы управления           ¦  ¦           ¦  ¦         ¦  ¦
качеством                    ¦---           ¦---         ¦---

                   3. Маркетинговые исследования

1. Характеристика внутреннего рынка:
объем спроса _______________________________________  тыс.долл. США;
предполагаемый объем сбыта продукции _______________  тыс.долл. США;
ожидаемая доля рынка ___________%;
основные потребители, их характеристика ____________________________
характеристика каналов сбыта _______________________________________
основные конкуренты, их характеристика _____________________________
преимущества перед конкурентами ____________________________________
2. Характеристика экспортного рынка:
предполагаемый объем экспорта продукции ____________  тыс.долл. США;
доля экспорта в объеме продаж ________________%;
в том числе по странам (регионам):
____________________________________________%;
____________________________________________%;
тенденции изменения рынка __________________________________________
характеристика каналов сбыта _______________________________________
основные конкуренты, их характеристика _____________________________
особые  условия  торговли,  влияющие  на  экспорт  продукции (квоты,
льготы и таможенные барьеры) _______________________________________

                   4. Степень проработки проекта

Степень готовности проекта:
---¬                                   ---¬
¦  ¦ идея проекта                      ¦  ¦ обоснование инвестиций
¦---                                   ¦---
---¬                                   ---¬
¦  ¦ научно-техническая документация   ¦  ¦ подготовка производства
¦---                                   ¦---
---¬                                   ---¬
¦  ¦ проектно-сметная документация     ¦  ¦ серийное производство
¦---                                   ¦---
---¬                                   ---¬
¦  ¦ конструкторская документация      ¦  ¦ опытный образец
¦---                                   ¦---
Степень  готовности производства (наличие производственных площадей,
отвода земель, другое) _____________________________________________

Экспертиза проекта:   имеется         требуется       не требуется
                        ---¬             ---¬             ---¬
экологическая           ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---
ведомственная           ---¬             ---¬             ---¬
(отраслевая)            ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---
на новое                ---¬             ---¬             ---¬
строительство           ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---
государственная         ---¬             ---¬             ---¬
комплексная             ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---
                        ---¬             ---¬             ---¬
независимая             ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---
прочая                  ---¬             ---¬             ---¬
(указать)               ¦  ¦             ¦  ¦             ¦  ¦
                        ¦---             ¦---             ¦---

Необходимость импортных поставок:
---¬                ---¬                  ---¬
¦  ¦ технологии     ¦  ¦ оборудования     ¦  ¦ комплектующих
¦---                ¦---                  ¦---
---¬                ---¬
¦  ¦ сырья          ¦  ¦ материалов
¦---                ¦---

           5. Финансово-экономические показатели проекта

Показатели проекта:
общие инвестиционные затраты ________________________ тыс.долл. США,
     в том числе:
     капитальные затраты ____________________________ тыс.долл. США;
     НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат ________
     ________________________________________________ тыс.долл. США;
     прирост чистого оборотного капитала ____________ тыс.долл. США;
простой срок окупаемости проекта __________ лет;
динамический срок окупаемости проекта __________ лет;
чистый дисконтированный доход _______________________ тыс.долл. США;
внутренняя норма доходности ____________%;
индекс рентабельности ________________
Источники финансирования общих инвестиционных затрат:
собственные средства ________________________________ тыс.долл. США;
кредиты банков ______________________________________ тыс.долл. США;
государственное участие _____________________________ тыс.долл. США;
прочие заемные и привлеченные средства ______________ тыс.долл. США.

                      6. Предложения инвестору

Возможное участие инвестора (указать конкретно):
инвестиции в виде имущества ________________________________________
нематериальные инвестиции __________________________________________
финансовые средства ________________________________________________
Предоставление инвестору:
прав приобретения акций до _____________%;
доли объема продаж до _________________%;
доли прибыли до ______________________%;
прочее _____________________________________________________________

           7. Гарантии погашения кредитов, займов и риски

Обеспеченность возврата кредитов, займов:
---¬                            ---¬                 ---¬
¦  ¦ государственные гарантии   ¦  ¦ банковские      ¦  ¦ залог
¦---                            ¦--- гарантии        ¦--- активов
---¬                            ---¬                 ---¬
¦  ¦ страхование                ¦  ¦ передача прав   ¦  ¦ прочее
¦---                            ¦---                 ¦--- (указать)

Имеется   решение   органов  власти  о  поддержке  проекта  (указать
конкретно) _________________________________________________________
Возможные риски по проекту: ________________________________________
Наличие мер по предупреждению и уменьшению рисков (указать) ________
____________________________________________________________________
Дата составления паспорта проекта __________________________________

                Сведения о разработчике бизнес-плана

Наименование организации (индивидуального предпринимателя) _________
____________________________________________________________________
Юридический адрес __________________________________________________
____________________________________________________________________
Год образования _____________
Опыт  работы  в  сфере  оказания  услуг  по разработке бизнес-планов
_______ лет.
Штат сотрудников (постоянный) ___________ чел.

Из них имеющие:
высшее экономическое образование ________ чел.
ученую степень _________ чел.

Руководитель организации ___________________________________________
                                 (фамилия, имя, отчество)
Ответственный исполнитель по бизнес-плану __________________________
                                           (фамилия, имя, отчество)
Основные достижения организации (выполненные проекты) ______________
____________________________________________________________________
Используемый программный продукт ___________________________________
Дополнительная информация __________________________________________
Телефон ________________ Факс _________________ e-mail _____________

                         Паспорт организации

Отрасль ____________________________________________________________
Полное наименование организации ____________________________________
Сокращенное наименование организации _______________________________
Основные виды деятельности _________________________________________
Юридический адрес __________________________________________________
Форма собственности _______________________ дата регистрации _______
Размер  уставного  фонда  ___________ тыс.долл. США  по состоянию на
________________ ________________ млн. рублей.
Учредители организации _____________________________________________
     Распределение уставного фонда в долях:
          государства                                         ____%;
          субъектов хозяйствования негосударственных
          форм собственности                                  ____%;
          иностранных участников                              ____%;
          прочих участников                                   ____%.
Общества, в которых организация   является   учредителем, акционером
____________________________________________________________________
Стоимость краткосрочных активов _______ тыс.долл. США
Стоимость долгосрочных активов ____ тыс.долл. США.

Среднесписочная численность _______________ чел.
Руководитель _______________________________________________________
Стаж работы в организации __________________________________________

Главный бухгалтер __________________________________________________
Стаж работы в организации __________________________________________

Контактные телефоны:
                          код города ______________
                          тел. ____________________
                          тел. ____________________
                          факс ____________________

Дата последней оценки недвижимости  __________________
Дата последней аудиторской проверки __________________

Приложение 2 к Правилам по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

Читайте также:  Эффективность инвестиций, основные типы оценки эффективности инвестиций - Все про деньги и бизнес, кредиты и финансы, страхование и рынки, форекс и инвестирование

Глава 3 требования к составу бизнес-плана

9. В состав бизнес-плана входят:

титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана и приложения к нему, установленные настоящими Правилами, которые брошюруются в отдельную книгу;

справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные по бизнес-плану, которые брошюруются в отдельную книгу.

10. На титульном листе указываются названия проекта, организации — инициатора проекта (инвестора), организации — разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации — инициатора проекта (инвестора) и организации — разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, дата утверждения бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

В случае, если для реализации проекта предусматривается оказание мер государственной поддержки, то на титульном листе необходимо наличие согласующей подписи руководителя (его заместителя) органа управления, в подчинении которого находится (в состав которого входит) организация — инициатор проекта либо в управлении которого находятся ее акции (доли в уставных фондах), и даты согласования бизнес-плана.

11. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

12. Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и стратегия ее развития»;

«Описание продукции»;

«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный план, источники финансирования»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности проекта»;

«Юридический план».

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц — при проведении расчетов в полном объеме.

13. При проведении расчетов бизнес-плана в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями — инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации.

В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана.

Соответствующие формы приведены в приложении 1 к настоящим Правилам, которые оформляются отдельным приложением к бизнес-плану.

14. Общие требования к подготовке бизнес-плана:

бизнес-план составляется с учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности и специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта;

в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта;

при создании в действующей организации производственного объекта, не связанного с функционированием существующего производства и не образующего товарно-материальных потоков с ним при эксплуатации, который может быть выделен в самостоятельное структурное подразделение, в том числе с правом образования юридического лица, разработка бизнес-плана осуществляется в следующих вариантах: отдельно по проекту и по организации с учетом реализации проекта;

каждый раздел формируется на основании достоверных и сопоставимых исходных данных (с учетом изменений законодательства, учетной политики и структурных преобразований организации и иных изменений), подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

в полном объеме расчетные таблицы составляются согласно приложениям 2 — 4 к настоящим Правилам.

Отдельные расчетные таблицы при необходимости могут быть дополнены строками (графами), а наименования показателей уточнены с учетом специфики деятельности организации и (или) проекта.

Для проектов региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектов, реализуемых организациями, расположенными на территории радиоактивного загрязнения (за исключением проектов, подлежащих в соответствии с законодательством государственной комплексной экспертизе), проектов, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн.

долларов США и проектов, не предусматривающих оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости в органы управления представляется основной табличный материал, определенный в приложении 5 к настоящим Правилам. При этом финансово-экономические расчеты осуществляются с соблюдением общих требований, принципов и подходов к подготовке бизнес-планов, установленных настоящими Правилами.

В справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные по бизнес-плану, включаются в том числе:

годовая бухгалтерская отчетность организации — инициатора проекта (инвестора) за 2 года, предшествующих планируемому (для инвесторов (инициаторов проекта), созданных менее чем за 2 года, предшествующих планируемому, — за период деятельности), а также бухгалтерская отчетность за текущий период (на первую дату месяца, предшествующего месяцу представления документов в органы управления);

копии документов, подтверждающих достоверность инвестиционных затрат по приобретаемому оборудованию, в том числе договоров;

материалы, подтверждающие расчетную или сметную стоимость строительства, включая при наличии заключения государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации);

копии кредитного договора или его проекта, иных документов, подтверждающих намерения предоставления кредитов банком для реализации проекта;

копии учредительных документов инвестора (инициатора проекта).

15. Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки).

16. При разработке бизнес-плана применять следующие принципы и подходы:

при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;

приводить аргументированные обоснования по всем исходным данным, используемым в финансово-экономических расчетах бизнес-плана (в том числе по объемам производства и реализации продукции, прогнозируемым ценам на продукцию и материальным ресурсам, инвестиционным затратам и источникам финансирования, амортизационной политике);

при составлении таблиц, прилагаемых к бизнес-плану, за базовый год принимать последний отчетный год;

при решении вопроса о новом строительстве учитывать проведенные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства;

для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;

составлять бизнес-план на весь срок реализации проекта (далее — горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать средневзвешенный нормативный срок службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, а также период с момента первоначального вложения инвестиций по проекту до ввода проектируемого объекта в эксплуатацию.

В случае, если срок возврата заемных средств равен либо превышает период от первоначального вложения инвестиций по проекту до окончания средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, горизонт расчета устанавливается на срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;

шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы управления, принимать равным 1 году;

расчеты бизнес-плана по проекту, для реализации которого требуются средства в свободноконвертируемой валюте, приводятся в свободноконвертируемой валюте, в остальных случаях — в свободноконвертируемой валюте (как правило, в долларах США) или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции).

Расчет средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования осуществляется по формуле:

                                   I  Сi x Нi
                             HC = SUM -------,
                                  i=1    C

где Ci — стоимость i-го вида основного технологического оборудования;

Hi — нормативный срок службы i-го вида основного технологического оборудования;

C — общая стоимость основного технологического оборудования;

I — количество видов основного технологического оборудования.

Инвестиции и экономический рост республики беларусь

ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 001. 895

В.И. ЯКУБОВИЧ, доцент, доцент кафедры финансов

Белорусский государственный экономический университет г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 11 ноября 2021г.

ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья подготовлена по результатам научных исследований кафедры финансов по теме «Финансовая политика государства и ее влияние на устойчивое развитие экономики Республики Беларусь», раздел «Инвестиционная политика». Приведены результаты анализа данных официальной статистики. Обращено внимание на существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом национальной экономики. Доказано, что развитие общества основывается на постоянном количественном и качественном совершенствовании производительных сил, что требует использования достижений научно-технического прогресса и, как следствие, стабильного притока в экономику новых инвестиций. Осуществлена оценка состояния, проблем и перспектив развития инвестиционной деятельности Беларуси. Предлагаются пути их решения.

Читайте также:  Календарь мероприятий 2020 - NIEJournal

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, постиндустриальное общество, анализ инвестиционной активности организаций

YAKUBOVICH Valiantsina, Associate Professor, Associate Professor of Finance

Belarusian State Economic University, Minsk, Republic of Belarus

INVESTMENT AND ECONOMIC GROWTH REPUBLIC OF BELARUS

The article is based on the results of scientific research of the Department of Finance on the topic «Financial policy of the state and its impact on the sustainable development of the economy of the Republic of Belarus», section «Investment policy». The results of the analysis of official investment statistics are presented. Attention is drawn to the existence of a close causal relationship between investment and economic growth of the national economy. It is proved that the development of society is based on constant quantitative and qualitative improvement of productive forces, which requires the use of scientific and technological progress and, as a consequence, a stable inflow of new investments into the economy. The assessment of the state, problems and prospects of development of investment activity of Belarus was carried out. The ways of their solution are offered.

Keywords: investments, investment activity, post-industrial society, analysis of investment activity of organizations

Введение. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года — это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Беларуси к постиндустриальному обществу.

Концептуальным ядром документа является выявление внутренних и внешних возможностей устойчивого роста экономики Беларуси. В их составе первое место отводится инвестициям. Стратегической целью инвестиционной политики Республики Беларусь является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, в производства с высокой добавленной стоимостью, в развитие человеческого потенциала. Именно эти сферы призваны обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность Республики Беларусь на ближайшую и отдаленную перспективы [1, с.140].

Критериями достижения поставленной цели выступают [1, с.140]:

— сохранение доли инвестиций в ВВП на уровне выше порогового значения (не менее 25 процентов) при повышении эффективности их использования;

— рост удельного веса таких источников финансирования инвестиций, как собственные средства организаций и населения, иностранные инвестиции, при снижении доли средств консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал;

— количество инвестиционных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства — не менее 10%;

— создание в Республике Беларусь привлекательного инвестиционного климата;

— повышение рентабельности инвестиционных проектов.

Основная часть. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики

Беларусь на период до 2030 г. запланирован переход от политики принуждения к инвестициям к политике добровольного самофинансирования, обусловленного

рыночными стимулами. Особое внимание будет уделено созданию благоприятного бизнес-климата, снижению рисков ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности страны [1, с. 140-141].

Отметим, что реализация на практике всех этих стратегических установок требует существенной инвестиционной активности. Анализ в этой сфере выявил положительные тенденции. Для корректности сравнения возьмем в анализ только

последеноминационный период (2021, 2021, 2021 гг.). Если в 2021 году инвестиции в основные средства в текущих ценах в целом по Республике Беларусь составили 18710 млрд рублей, то в 2021 году — 21034 млрд рублей, а в 2021 году — 25004 млрд рублей. То есть за анализируемый период они выросли на 34%, что, безусловно, является движением в правильном направлении [4, с. 312].

Следует признать, что приведенная информация дает представление об объемах произведенных инвестиций, но не может характеризовать их достаточность для экономического роста. Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу динамики валового внутреннего продукта и инвестиций в экономику Республики Беларусь (таблица 1). Критерием достаточности инвестиций считается их пороговое соотношение к ВВП — 25%.

Доля инвестиций в ВВП за анализируемый период составила: 2021 год -19,7%; 2021 год -19,9%; 2021 год — 20,6%. Пороговое соотношение инвестиций к ВВП в 25% в анализируемый период не достигнуто, что нельзя признать допустимым. Как свидетельствует зарубежный опыт, экономический рост страны без должной инвестиционной активности невозможен.

Таблица 1. — Динамика валового внутреннего продукта и инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2021 — 2021 годах

Показатели 2021 2021 2021

Валовой внутренний продукт, млн руб. 94 949 105 748 121 568

Инвестиции в основной капитал, всего, млн р. в текущих ценах 18 710 21 034 25 004

Доля инвестиций в ВВП, % 19,7 19,9 20,6

Обнадеживает умеренный, но постоянный рост этого показателя, а также тот факт, что национальная экономика в предыдущие годы (2021-2021) функционировала в пределах (и выше) 25% порогового значения [5, с. 389].

Нельзя признать удовлетворительным и соотношение темпов роста ВВП и инвестиций по годам. Установка в этом вопросе изложена в НСУР-2020. В этом документе предусматривается в период 20012020 годы обеспечить рост ВВП в 2,8-3,2 раза, а инвестиций в основной капитал — в 4,0 — 4,6 раза [2, с. 155]. Другими словами, стратегия устойчивого роста экономики Республики Беларусь должна базироваться на опережающем росте инвестиций по сравнению с планируемым ростом ВВП. Анализ состояния дел в этом аспекте инвестиционной деятельности говорит о том, что опережающего роста индекса инвестиций по сравнению с индексом ВВП не наблюдается [4, с. 20-21].

Намеченный рост экономики зависит и от технологической структуры инвестиций в основной капитал: в ней должны преобладать инвестиции в активную часть основных средств — в оборудование, инструменты. Проанализируем состояние дел в этой сфере (таблица 2).

За весь анализируемый период технологическая структура инвестиций в основной капитал была

неудовлетворительной. На это указывает

Таблица 2. —

высокий удельный вес капитальных вложений в пассивную часть основных средств по сравнению с активной их частью. Вложения в оборудование, инструмент никогда за эти годы не превысили вложения в здания, сооружения. Доля активных фондов неустойчива: она колеблется от 33,9% до 45,3%. Стратегическая установка в этом аспекте инвестиционной деятельности остается пока не выполненной.

Углубим анализ и рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал по формам собственности. Отразим эту информацию в таблице 3.

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о преобладании инвестиций в частную собственность, что в целом соответствует правилам рыночного хозяйствования. Частная собственность всегда проявляла более высокую окупаемость вложений по сравнению с государственной собственностью. Доля инвестиций в иностранную собственность остается невысокой и за анализируемый период она ни разу не превысила 10%, но этот показатель демонстрирует достаточно стабильный рост.

Исследуем вопросы финансирования инвестиций в основной капитал — важнейший аспект инвестиционной деятельности, который содержит в себе потенциал роста национальной экономики. Отразим эту аналитическую работу в таблице 4.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал, %

Показатель Год

2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе: строительно-монтажные работы 45,0 49,4 52,1 54,9 54,4 52,2 48,9 49,4

оборудование, инструмент инвентарь 45,3 41,2 36,8 33,9 34,2 35,7 40,0 40,3

прочие работы и затраты 9,7 9,4 11,1 11,2 11,4 12,1 11,1 10,3

Примечание — Источник: [4, стр.312]

Таблица 3. — Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, %

Таблица 3. — Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, %

Показатель Год

2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Государственная собственность 46,2 40,0 42,5 37,0 38,4 41,0 40,7 39,5

Частная собственность 48,3 53,9 51,4 54,1 54,1 51,2 51,8 52,7

Иностранная собственность 5,5 6,1 6,2 8,8 7,5 7,8 7,5 7,8

Таблица 4. — Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Показатель Год

2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе за счет:

-консолидированного бюджета 12,4 16,1 20,7 15,8 21,8 23,7 24,9 21,4

-собственных средств организаций 37,8 40,0 37,8 38,5 39,7 39,8 38,6 40,2

-заемных средств других организаций 0,6 1,5 1,2 1,5 1,3 1,3 1,2 1,0

-средств населения 5,9 6,8 8,3 10,0 12,2 12,6 11,9 11,7

-иностранных инвестиций 3,0 3,2 3,2 3,7 3,9 5,0 5,0 4,5

-банковских кредитов 35,8 26,5 24,2 26,6 17,2 13,7 12,9 14,0

-прочих источников 4,5 5,9 4,4 3,7 3,6 3,5 5,2 6,7

Примечание — Источник: [4, стр.313]

Данные, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в источниках финансирования белорусских организаций занимают собственные средства организаций и банковские кредиты. В сумме они покрывают примерно 50-75% потребности организаций в средствах. При этом доля собственных средств организаций неуклонно растет — она изменилась за анализируемый период с 37,8% в 2021 году до 40,2% в 2021 году. Доля банковских кредитов за этот период, наоборот, снижается и изменилась с 35,8% до 14%.

Читайте также:  Локо-Банк вклады 2019 для физических лиц в Санкт-Петербурге

Значительную долю в источниках финансирования отечественных организаций занимают средства консолидированного бюджета (в среднем 12-25%), причем доля бюджета по годам растет, что не соответствует стратегическим установкам развития экономики Беларуси.

Незначительный удельный вес в структуре источников финансирования занимают иностранные инвестиции (не более 5%). В то же время общеизвестно их положительное воздействие на рост экономики — с ними в национальную

экономику приходят передовые технологии, передовой управленческий опыт.

Анализ абсолютных объемов

иностранных инвестиций выявляет положительную динамику. Так, в 2021 году их объем составил 8559,8, в 2021 — 9728,5, а в 2021 году — 10842,0 миллионов долларов США. В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые инвестиции.

Приведенные в таблице 5 данные показывают, что доля прямых иностранных инвестиций остается высокой на протяжении всего анализируемого периода, она колеблется в диапазоне от 63,8 до 80,9%. Портфельные инвестиции на протяжении всех сравниваемых лет остаются незначительными, максимальное значение их доли составило всего 0,2%.

Что касается конкретики относительно основных инвесторов в экономику Республики Беларусь, то наиболее значимыми из них являются Российская Федерация (в 2021 году на ее долю приходилось 35% всех прямых иностранных инвестиций) и Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии -32%.

Таблица 5. — Структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, %

Показатель Год

2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021 2021

Иностранные инвестиции всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100.0

Прямые инвестиции 70.2 72,3 74,0 67,4 63,8 80,9 78,5 78.7

Портфельные инвестиции 0,01 0,2 0,1 0,1 0,05 0,03 0,1 0,04

Прочие инвестиции 29,8 27,6 25,9 32,5 36,1 19,0 21,4 21,2

На третьей позиции Кипр — 9%. Доля наших ближайших соседей (Польши и Украины) сложилась на уровне 5% [4, с. 416].

Действия иностранных инвесторов в Республике Беларусь сопряжены с качеством инвестиционной среды — инвестиционным климатом, предопределяющим уровень некоммерческих рисков для инвестиций и возможностью их эффективного

использования. Выгодное географическое положение Республики Беларусь, наличие значительных налоговых льгот и преференций, простота регистрации бизнеса характеризуют инвестиционный климат страны как привлекательный для иностранного инвестора.

Инвестиционная привлекательность

страны отражается также ее суверенным кредитным рейтингом. Суверенный кредитный рейтинг рассматривается иностранными инвесторами в качестве объективной основы оценки рискованности вложений в экономику конкретного государства. Поэтому наличие у страны суверенного кредитного рейтинга позволяет рассчитывать на существенное повышение заинтересованности иностранных инвесторов во вложении средств, так как потенциальные иностранные инвесторы будут иметь фактически объективную информацию о состоянии экономики, степени

рискованности инвестирования средств в предприятия страны [6, с. 358].

В 2007 г. Беларусь получила первый в своей истории кредитный рейтинг от двух международных рейтинговых агентств Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service. Получение страной инвестиционного кредитного рейтинга переводит ее на принципиально новый уровень в вопросе привлечения зарубежных капиталов, что практически автоматически обеспечивает рост инвестиций. До инвестиционного уровня по суверенному рейтингу многие крупные иностранные фонды серьезно ограничивают свои вложения в рассматриваемые страны в соответствии с национальным законодательством.

Повышение суверенного рейтинга означает снижение стоимости заимствований для страны на международных финансовых рынках. Как правило, следствием этого является повышение рейтингов корпораций, которые, соответственно, также получают

доступ к более дешевым финансовым ресурсам [6, с. 363].

В октябре 2021 года рейтинговое агентство Standard&Poor’s подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В/В», прогноз стабильный. Агентство отметило улучшение макроэкономической политики, что позволило стабилизировать уровень государственного долга и показатели инфляции. Аналитики S&P ожидают, что внешнеэкономические дисбалансы Беларуси не увеличатся, фискальная политика будет оставаться сравнительно сдержанной ближайшие 12 месяцев, правительство сохранит доступ к международным рынкам капитала и возможность получения поддержки от Российской Федерации для рефинансирования платежей по

государственному долгу. По оценкам агентства, экономический рост в среднесрочной перспективе составит около 2% ежегодно [8].

Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2021 году», в котором сравнил условия ведения бизнеса по 190 государствам. В этом рейтинге Республике Беларусь принадлежит 38-е место. По этому показателю Беларусь уже третий год подряд существенно обходит партнеров по Евразийскому экономическому союзу (Россия — на 100-м месте, Казахстан — на 123-м). Эксперты считают, что если бы Всемирный банк учел принятые в конце прошлого года документы, направленные на развитие деловой среды, а также стабилизацию ситуации на внешних рынках, то позиция страны была бы еще выше. По прогнозам, через год позиция Беларуси во Всемирном рейтинге должна укрепиться еще на шесть пунктов. Можно с уверенностью полагать, что эти тенденции будут работать на рост экономики Республики Беларусь.

Заключение. В целом, проведенное нами исследование показывает, что сегодня Беларусь развивается в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного

потенциала страны, его инновационное обновление, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой

продукции, развитие сферы услуг потребуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи важнейшим направлением государственной

экономической политики Республики Беларусь является привлечение иностранных инвестиций в экономику республики, либерализация внешнеэкономических связей и повышение межгосударственного сотрудничества. Главой государства и Правительством поставлена задача улучшения инвестиционного климата и вхождения в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

Список литературы

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. — Минск, 2021. — 148с.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь ; редкол.: Я.М. Александрович [и др.] — Минск : Юнипак, 2004. — 200с.

3. Основные показатели деятельности организаций государственного сектора за январь-март 2021 года. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. — 167с.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2021. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. — 471с.

5. Родцевич, Н. Г. Инвестиционная активность Республики Беларусь / Н. Г. Родцевич, Т. Г. Авдеева // Научные труды БГЭУ. Выпуск №10. — Минск, 2021. -665с.

6. Пелих, С. А. Государство и экономика: избранные научные труды в трех томах. Т.2 / С.А.Пелих; Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-Минск : Право и экономика, 2021. — 563с.

7. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2021г. № 53-3 «Об инвестициях». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 19 июля 2021 г. N 2/2051.

8. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Кредитные рейтинги

Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/ — Дата доступа: 08.11.2021.

References

1. Natsional’naya strategiya ustoychivogo sotsial’no-

ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus’ na period do 2030 goda [National Strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period until 2030]. Minsk, 2021, 148 p. (In Russian)

2. Natsional’naya strategiya ustoychivogo sotsial’no-

ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus’ na period do 2020 g. [National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period until 2020]. Minsk:Yunipak, 2004, 200 p. (In Russian)

3. Osnovnyye pokazateli deyatel’nosti organizatsiy gosudarstvennogo sektora za yanvar’-mart 2021 goda. Natsional’nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus’ [Key performance indicators of public sector organizations for january-march 2021. National statistical committee of the Republic of Belarus]. 2021, 167 p. (In Russian)

4. Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Belarus’ 2021 [Statistical Yearbook of the Republic of Belarus 2021]. Minsk: Natsional’nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus’. 2021, 471 p. (In Russian)

5. Rodtsevich N.G., Avdeyeva T.G. Investitsionnaya

aktivnost’ Respubliki Belarus’ [Investment activity of the Republic of Belarus]. Nauchnyye trudy BGEU [Scientific works of Belarusian State Economic University]. Minsk. 2021, no 10, 665 p. (In Russian)

6. Pelikh S.A. Gosudarstvo i economic: izbranyie nautchnyie trudyi v treh tomah [State and Economics: Selected Scientific Papers in Three Volumes]. T.2. Academiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus’. Minsk. Pravo i economic, 563p. (In Russian)

7. Zakon Respubliki Belarus’ ot 12 iyulya 2021г. №53-Z «Ob investitsiyakh». Natsional’nyy reyestr pravovykh aktov Respubliki Belarus’ 19 iyulya 2021 g. N 2/2051 [he Law of the Republic of Belarus of July 12, 2021 No. 53-Z «On Investments». The National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus July 19, 2021 N 2/2051.] (In Russian)

8. Sayt Ministerstva finansov Respubliki Belarus’. Kreditnyye reytingi Respubliki Belarus’. (In Russian). Available at: http://minfin.gov.by/ (accessed: 08.11.2021).

Received 11November 2021

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.