Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику (на материалах Ставропольского края) – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику (на материалах Ставропольского края) – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Выгодные вклады

Iii. предоставление субсидий

14. Субсидии предоставляются бюджетным учреждениям и (или) предприятиям в объеме, предусмотренном адресной программой, и в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период (далее – лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий), доведенных в установленном порядке органам исполнительной власти края на цели предоставления субсидий.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

Субсидии предоставляются бюджетному учреждению и (или) предприятию в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и (или) технического перевооружения) объекта капитального строительства.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 18.11.2021 N 450-п; в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п)

Работы по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и (или) технического перевооружения) объекта капитального строительства (далее – работы) бюджетное учреждение и (или) предприятие вправе осуществлять самостоятельно и (или) путем закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 18.11.2021 N 450-п; в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п)

15. Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти края, предоставляющим субсидию бюджетному учреждению или предприятию, и бюджетным учреждением или предприятием (далее – соглашение о предоставлении субсидии) на срок, не превышающий срок действия утвержденных органу исполнительной власти края, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Решением Правительства Ставропольского края, принимаемым в устанавливаемом им порядке, органу исполнительной власти края может быть предоставлено право заключать с бюджетными учреждениями или предприятиями соглашения о предоставлении субсидий на срок реализации соответствующих решений, превышающий срок действия утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

16. Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества.

(п. 16 в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 14.01.2021 N 10-п)

16.1. Соглашение о предоставлении субсидии, за исключением субсидии, предоставляемой на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, должно содержать следующие положения:

1) цель, значения результатов предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта капитального строительства с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и (или) технического перевооружения), стоимости объекта капитального строительства (сметной или предполагаемой (предельной), остатка сметной стоимости объекта капитального строительства незавершенного строительства, рассчитанных в ценах соответствующих лет, а также с указанием общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующего адресной программе, способа осуществления работ;

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

1.1) наименование регионального проекта и значения результатов предоставления субсидии, соответствующих результатам регионального проекта (в случае если субсидия предоставляется в целях достижения результатов регионального проекта);

(пп. 1.1 введен постановлением Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

2) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии;

3) условие о соблюдении бюджетным учреждением или предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) положения, устанавливающие обязанность бюджетного учреждения или предприятия по открытию в уполномоченном органе лицевого счета для учета операций с субсидиями;

5) обязательство предприятия осуществлять без использования субсидии разработку проектной документации на объекты капитального строительства и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение технологического и ценового аудита проектной документации на объекты капитального строительства или аудита проектной документации на объекты капитального строительства (в случае если проведение такого аудита предусмотрено законодательством Российской Федерации), проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий на объекты капитального строительства (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

6) положение, позволяющее бюджетному учреждению использовать субсидии на разработку проектной документации на объекты капитального строительства и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение технологического и ценового аудита проектной документации на объекты капитального строительства или аудита проектной документации на объекты капитального строительства (в случае если проведение такого аудита предусмотрено законодательством Российской Федерации), проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий на объекты капитального строительства (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным), если субсидии на указанные цели предусматриваются решением о предоставлении субсидий;

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

7) обязательство бюджетного учреждения или предприятия осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объектов капитального строительства после ввода их в эксплуатацию, без использования на эти цели средств краевого бюджета;

8) сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет для учета операций с субсидиями, открытый в уполномоченном органе;

9) положения, устанавливающие право органа исполнительной власти края, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения бюджетным учреждением или предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;

10) порядок возврата бюджетным учреждением или предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии, перечисленной ему в предшествующем финансовом году (далее – остаток субсидии), в случае отсутствия решения органа исполнительной власти края, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил;

11) порядок возврата сумм, использованных бюджетным учреждением или предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим бюджетным учреждением или предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;

12) положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением бюджетным учреждением или предприятием условий софинансирования объектов капитального строительства за счет иных источников финансирования в случае, если соглашением о предоставлении субсидии предусмотрены такие условия;13) порядок и сроки представления бюджетным учреждением или предприятием органу исполнительной власти края отчетности об использовании субсидии, а также о достижении значений результатов предоставления субсидии;

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

14) случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органу исполнительной власти края ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.

(п. 16.1 введен постановлением Правительства Ставропольского края от 14.01.2021 N 10-п)

16.2. Соглашение о предоставлении субсидии на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита должно содержать положения, предусмотренные подпунктами “2” – “4” и “8” – “14” пункта 16.1 настоящих Правил, а также цель, значения результатов предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта с указанием его наименования и общего объема капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующего адресной программе, сроков подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.

(п. 16.2 введен постановлением Правительства Ставропольского края от 14.01.2021 N 10-п; в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

17. Операции с субсидиями, поступающими бюджетным учреждениям и предприятиям, учитываются на лицевых счетах для учета операций с субсидиями, открываемых бюджетным учреждениям и предприятиям в уполномоченном органе.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 14.01.2021 N 10-п)

18. Санкционирование расходов бюджетных учреждений и (или) предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, осуществляется в порядке, устанавливаемом министерством финансов Ставропольского края.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п)

Санкционирование возмещения расходов предприятия, в случае выполнения им работ самостоятельно, осуществляется при наличии заключения министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о размере сметной стоимости работ по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и (или) технического перевооружения) объекта капитального строительства без учета сметной прибыли, подготавливаемого в порядке, устанавливаемом министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 18.11.2021 N 450-п; в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 21.10.2021 N 458-п, от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п, от 03.05.2021 N 177-п)

19. Бюджетными учреждениями и предприятиями производится возврат полученных ими субсидий в доход краевого бюджета в случае:

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п)

установления факта представления искаженных (недостоверных) сведений в целях получения субсидий;

установления факта нецелевого использования субсидий;

неисполнения условий предоставления субсидий.

Возврат полученных бюджетными учреждениями и предприятиями субсидий осуществляется в следующем порядке:

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п)

орган исполнительной власти края в течение 10 рабочих дней после подписания акта проверки или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки органами государственного финансового контроля Ставропольского края, направляет бюджетному учреждению или предприятию требование о возврате субсидии в случаях, предусмотренных абзацами вторым – четвертым настоящего пункта;

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

бюджетное учреждение или предприятие производит возврат субсидии в течение 60 календарных дней со дня получения от органа исполнительной власти края требования о возврате субсидии;

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

при нарушении бюджетным учреждением или предприятием срока возврата субсидии орган исполнительной власти края принимает меры по взысканию субсидии в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

20. Утратил силу с 27 апреля 2020 года. – Постановление Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п.

21. В соответствии с решением органа исполнительной власти края, принятым с учетом рекомендаций межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 г.

N 52-п “О межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов” (далее – комиссия), о наличии потребности в остатках субсидий средства в объеме, не превышающем остатков субсидий, могут быть использованы в текущем финансовом году бюджетными учреждениями и (или) предприятиями для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидий.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

Читайте также:  ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ИНН 5837019214. Реквизиты, контакты, телефон узнать на сервисе "Всем Подряд"

В указанное решение может быть включено несколько объектов капитального строительства.

22. Органы исполнительной власти края в срок до 01 февраля текущего финансового года представляют на рассмотрение комиссии в разрезе бюджетных учреждений и (или) предприятий и объектов капитального строительства следующую информацию:

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

1) данные об остатках субсидий на начало очередного финансового года;

2) предложения о наличии потребности бюджетных учреждений и (или) предприятий в остатках субсидий для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидий, согласованные с министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 27.12.2021 N 552-п, от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

23. В течение 30 календарных дней с даты представления органами исполнительной власти края информации, предусмотренной пунктом 22 настоящих Правил, комиссия рассматривает данную информацию и подготавливает рекомендации об объемах остатков субсидий, которые могут быть использованы соответствующими бюджетными учреждениями и (или) предприятиями в текущем финансовом году на те же цели (далее – рекомендации комиссии).

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

24. Органы исполнительной власти края в течение 10 рабочих дней с даты получения рекомендаций комиссии принимают решение об объемах остатков субсидий, которые могут быть использованы соответствующими бюджетными учреждениями и (или) предприятиями в текущем финансовом году на те же цели, в форме приказа и доводят его бюджетным учреждениям и (или) предприятиям (далее – решение об объемах остатков субсидий).

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п, от 27.04.2020 N 216-п)

24.1. Не использованные бюджетными учреждениями и (или) предприятиями остатки субсидий (далее – неиспользованные остатки субсидий) в случае отсутствия подтвержденной потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением об объемах остатков субсидий подлежат возврату бюджетными учреждениями и (или) предприятиями в доход краевого бюджета в срок до 15 марта текущего финансового года.

В случае если неиспользованные остатки субсидий не перечислены бюджетными учреждениями и (или) предприятиями в доход краевого бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход краевого бюджета в порядке, определяемом министерством финансов Ставропольского края с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

(п. 24.1 введен постановлением Правительства Ставропольского края от 27.04.2020 N 216-п)

25. Обязательная проверка соблюдения бюджетными учреждениями и (или) предприятиями условий, целей и правил предоставления субсидий осуществляется органами исполнительной власти края и органами государственного финансового контроля Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 04.08.2021 N 308-п, от 07.11.2021 N 434-п)

Информация о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита бюджета ставропольского края

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь 2021 года  
(млн. рублей)
Наименование

2021 г.

план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего129 573,39 098,57,0
Расходы,
всего
133 536,86 868,05,1
Дефицит (-) /
профицит ( )
-3 920,02 230,5 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-ноябрь 2020 год  
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего124 564,8123 631,999,3
Расходы,
всего
146 391,5119 314,281,5
Дефицит (-) /
профицит ( )
-9 426,74 317,7 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-октябрь 2020 год  
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего124 367,8111 060,589,3
Расходы,
всего
143
257,0
107
916,7
75,3
Дефицит (-) /
профицит ( )
-9 426,73 143,8 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-сентябрь 2020 год  
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года

кассовое
исполнение

процент
исполнения

Доходы, всего

124 163,1

97 102,3

78,2

Расходы,
всего
140
807,1
96 077,2

68,2

Дефицит (-) /
профицит ( )
-9 426,71 025,1 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-август 2020 год  
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года

кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего

124 163,1

86 056,0

69,3

Расходы,
всего
138
165,6
83 897,8

60,7

Дефицит (-) /
профицит ( )
-9 426,72 158,2 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-июль 2020 год
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года

кассовое исполнение

процент исполнения

Доходы, всего124 163,174 704,060,2
Расходы, всего136 586,872 417,453,0
Дефицит (-) / профицит ( )-9 426,72 286,6
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-июнь 2020 год
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего122 782,259 948,448,8
Расходы, всего134 516,958 639,343,6
Дефицит (-) / профицит ( )-9 426,71 309,1
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-май 2020 год  
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего128 528,950 127,839,0
Расходы,
всего
136
805,6
45 114,5

33,0

Дефицит (-) /
профицит ( )
-4 615,75 013,4 

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-апрель 2020 год

(млн. рублей)
Наименование2020 г.
план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего128 528,939 016,330,4
Расходы, всего135 782,135 791,526,4
Дефицит (-) / профицит ( )-4 615,73 224,8
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь – март  2020 года  
   (млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего122 934,2925 621,4020,8
Расходы,
всего
123 840,322 649,918,3
Дефицит (-)
/ профицит ( )
-868,42 971,5 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-февраль 2020 год
(млн. рублей)
Наименование

2020 г.

план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего122 934,315 095,212,3
Расходы, всего123 802,813 674,111,0
Дефицит (-) / профицит ( )-868,41 421,1

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за январь 2020 год

(млн. рублей)
Наименование2020 г.
план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего122 934,309 168,327,46
Расходы, всего123 802,805 964,694,82
Дефицит (-) / профицит ( )-868,443 203,63

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за 2021 год

(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего114 671,9116 803,0101,9
Налоговые и неналоговые доходы67 187,068 966,4102,6
Безвозмездные поступления, из них:47 484,947 836,6100,7
нецелевая финансовая помощь (дотация)24 271,925 293,9104,2
субсидии12 274,511 175,591,0
субвенции6 521,26 686,7102,5
иные межбюджетные трансферты4 056,44 345,4107,1
Расходы, всего120 652,2116 800,496,8
Дефицит (-) / профицит ( )-4 822,12,6

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь – ноябрь 2021 года

(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего114 604,9102 640,689,6
Налоговые и неналоговые доходы67 187,062 745,293,4
Безвозмездные поступления, из них: 47 417,939 895,484,1
нецелевая финансовая помощь (дотация) 24 271,922 274,291,8
субсидии 12 274,58 035,165,5
субвенции 6 521,25 995,391,9
иные межбюджетные трансферты 3 989,33 278,282,2
Расходы, всего119 518,096 074,580,4
Дефицит (-) / профицит ( )-4 822,16 566,1
остатки средств на 01.01.2021 г.6 843,0
остатки средств на 01.12.2021 г.2 759,8

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь – октябрь 2021 года

(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое исполнениепроцент исполнения
Доходы, всего114 604,993 789,381,8
Налоговые и неналоговые доходы67 187,057 716,985,9
Безвозмездные поступления, из них: 47 417,936 072,476,1
нецелевая финансовая помощь (дотация) 24 271,920 276,583,5
субсидии 12 274,57 132,758,1
субвенции 6 521,25 418,883,1
иные межбюджетные трансферты 3 989,32 954,774,1
Расходы, всего119 506,286 284,172,2
Дефицит (-) / профицит ( )-4 822,17 505,2
остатки средств на 01.01.2021 г.6 843,0
остатки средств на 01.11.2021 г.5 434,6
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-сентябрь  2021 года  
(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего109 537,681 910,274,8
Налоговые и
неналоговые доходы
63 595,850 091,578,8
Безвозмездные
поступления, из них:
45 941,831 818,769,3
нецелевая
финансовая помощь (дотация)
23 971,818 278,976,3
субсидии 12 109,95 936,049,0
субвенции5 958,44 911,482,4
иные
межбюджетные трансферты
3 814,12 404,463,0
Расходы,
всего
115 770,175 504,965,2
Дефицит (-) /
профицит ( )
-5 203,76 405,3 
остатки
средств на 01.01.2021 г.
 6 843,0 
остатки
средств на 01.10.2021 г.
 2 974,6 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-август  2021 года  
(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего109 537,673 771,367,3
Налоговые и
неналоговые доходы
63 595,846 072,672,4
Безвозмездные
поступления, из них:
45 941,827 698,760,3
нецелевая
финансовая помощь (дотация)
23 971,816 281,267,9
субсидии 12 109,94 835,439,9
субвенции5 958,44 435,774,4
иные
межбюджетные трансферты
3 814,11 860,248,8
Расходы,
всего
115 700,667 193,258,1
Дефицит (-) /
профицит ( )
-5 203,76 578,1 
остатки
средств на 01.01.2021 г.
 6 843,0 
остатки
средств на 01.09.2021 г.
 2 993,0 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-июль 2021 года  
(млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое
исполнение
процент
исполнения
Доходы, всего109 537,663 980,958,4
Налоговые и
неналоговые доходы
63 595,841 279,664,9
Безвозмездные
поступления, из них:
45 941,822 701,349,4
нецелевая
финансовая помощь (дотация)
23 971,814 283,659,6
субсидии 12 109,92 883,123,8
субвенции5 958,43 912,565,7
иные
межбюджетные трансферты
3 814,11 334,735,0
Расходы,
всего
115 247,856 234,748,8
Дефицит (-) /
профицит ( )
-5 203,77 746,2 
остатки
средств на 01.01.2021 г.
 6 843,0 
остатки
средств на 01.08.2021 г.
 4 148,7 
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края
за январь-июнь 2021 года  
(млн. рублей)
Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 108 718,2 52 885,5 48,6
Налоговые и неналоговые доходы 62 795,0 34 158,3 54,4
Безвозмездные поступления, из них: 45 923,2 18 727,2 40,8
нецелевая финансовая помощь (дотация) 23 971,8 11 985,9 50,0
субсидии  12 091,3 2 327,9 19,3
субвенции 5 958,4 3 380,7 56,7
иные межбюджетные трансферты 3 814,1 778,3 20,4
Расходы, всего 114 205,9 46 754,0 40,9
Дефицит (-) / профицит ( ) -5 203,7 6 131,5  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.07.2021 г.   2 874,6  
Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за январь-май 2021 года   (млн. рублей)
Наименование2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 108 718,2 45 348,2 41,7
Налоговые и неналоговые доходы 62 795,0 30 369,9 48,4
Безвозмездные поступления, из них: 45 923,2 14 978,3 32,6
нецелевая финансовая помощь (дотация) 23 971,8 9 988,3 41,7
субсидии  12 091,3 1 297,4 10,7
субвенции 5 958,4 2 835,6 47,6
иные межбюджетные трансферты 3 814,1 617,0 16,2
Расходы, всего 114 140,1 36 636,4 32,1
Дефицит (-) -5 203,7 8 711,8  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.06.2021 г.   4 488,3  


Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за январь-апрель 2021 года  

Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 107 731,4 37 988,4 35,3
Налоговые и неналоговые доходы 61 808,1 24 581,4 39,8
Безвозмездные поступления, из них: 45 923,3 13 407,0 29,2
нецелевая финансовая помощь (дотация) 23 971,8 9 830,9 41,0
субсидии  12 091,3 626,7 5,2
субвенции 5 958,4 2 225,0 37,3
иные межбюджетные трансферты 3 814,1 489,3 12,8
Расходы, всего 113 038,1 28 813,0 25,5
Дефицит (-) -5 203,7 9 175,4  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.05.2021 г.   9 867,5  
Читайте также:  Инвестиции в сельское хозяйство — как инвестировать в АПК России

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за январь-март 2021 года  

Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 107 731,4 23 306,6 21,6
Налоговые и неналоговые доходы 61 808,1 14 959,2 24,2
Безвозмездные поступления, из них: 45 923,3 8 347,4 18,2
нецелевая финансовая помощь (дотация) 23 971,8 5 993,0 25,0
субсидии  12 091,3 309,5 2,6
субвенции 5 958,4 1 653,5 27,8
иные межбюджетные трансферты 3 814,1 165,3 4,3
Расходы, всего 112 962,6 18 302,9 16,2
Дефицит (-) -5 203,7 5 003,7  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.04.2021 г.   6 683,3  

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за январь-февраль 2021 года  

Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 108 591,7 12 942,0 11,9
Налоговые и неналоговые доходы 61 715,6 7 157,0 11,6
Безвозмездные поступления, из них: 46 876,1 5 785,0 12,3
нецелевая финансовая помощь (дотация) 24 724,1 3 995,3 16,2
субсидии  12 317,3 111,8 0,9
субвенции 5 940,5 1 082,0 18,2
иные межбюджетные трансферты 3 788,3 11,4 0,3
Расходы, всего 107 181,8 11 411,1 10,6
Профицит ( ) 1 410,9 1 530,9  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.03.2021 г.   1 259,7  


Информация об исполнении бюджета Ставропольского края 1 февраля 2021 года  

(млн. рублей)

Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 108 591,7 8 132,0 7,5
из них:      
налоговые и неналоговые доходы 61 715,6 3 534,0 5,7
нецелевая финансовая помощь (дотация) 24 724,1 1 997,7 8,1
субсидии  12 317,3 0,0 0,0
субвенции 5 940,5 449,1 7,6
иные межбюджетные трансферты 3 788,3 1,1 0,0
Расходы, всего 107 181,8 4 796,8 4,5
Дефицит (-), профицит ( ) 1 410,9 3 335,2  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  
остатки средств на 01.02.2021 г.   2 525,1  

Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 2021 год

(млн. рублей)

Наименование 2021 г.
план
года
кассовое исполнение процент исполнения
Доходы, всего 101 148,8 107 581,8 106,4
из них:      
налоговые и неналоговые доходы 61 313,4 65 827,2 107,4
нецелевая финансовая помощь (дотация) 25 248,3 26 460,1 104,8
субсидии  7 056,8 6 876,3 97,4
субвенции 5 502,3 5 578,2 101,4
иные межбюджетные трансферты 1 989,9 2 833,1 142,4
Расходы, всего 103 648,1 101 740,9 98,2
Дефицит (-), профицит ( ) -1 459,4 5 840,9  
остатки средств на 01.01.2021 г.   4 665,8  
остатки средств на 01.01.2021 г.   6 843,0  


Информация об исполнении бюджета Ставропольского края по состоянию на 01 декабря 2021 года

(млн. рублей)

Наименование

2021 г

.

план
года

кассовое исполнение
на 01 декабря 2021 г.

процент исполнения

Доходы, всего 101 226,2 94 550,7 93,4
из них:
налоговые и неналоговые доходы 61 145,5 59 673,4 97,6
нецелевая финансовая помощь (дотация) 25 248,3 23 029,0 91,2
субсидии 7 147,9 5 236,2 73,3
субвенции 5 734,9 4 887,0 85,2
иные межбюджетные трансферты 1 908,1 1 702,2 89,2
Расходы, всего 102 791,6 84 634,9 82,3
Дефицит -1 459,4 9 915,8
остатки средств на 01.01.2021 г. 4 665,8
остатки средств на 01.12.2021 г. 2 665,2

Состояние и перспективы развития туристской индустрии ставропольского края

имеющие безнадежную, невозможную к взысканию дебиторскую задолженность) в четырех АО-энерго составляет оценочно свыше 30% от ее общего размера. Превышение кредиторской задолженности по отношению к дебиторской является совокупным следствием тарифной недостаточности и отсутствия должной финансовой дисциплины в предыдущие годы.

Литература:

1. Гринкевич Р.Н., Тенденции мировой электроэнергетики // Вестник ФЭК России. – 2003. – №3. -С. 22.

2. Хузмиев И.К., Основы регулирования естественных монополий и энергоменеджмент. – М. : МПА, 2001,-С. 136.

3. Джангиров В.А., Принципы совместной работы энергокомпаний в условиях электроэнергетического рынка //Электричество. – 2021. – №6. – С.11.

4. Каргинов К.Г., Концепция реформирования электроэнергетического комплекса Республики Северная Осетия-Алания. – Владикавказ : Ремар-ко, 2021.-С.138.

5. Карлик А.Е., Региональное регулирование деятельности предприятий – субъектов естественных монополий. – СПб. : СПГУЭФ, 1999. – С. 7.

О си

ь-

Q-<

си си

STA TE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY OF STA VROPOL REGION Fursov Victor Alexandrovich, DSc of Economics, Professor, Department of Service, Don State Technical University E-mail: fursov.va@mail.ru

Lazareva Natalia Viatcheslavovna, DSc of Economics, Professor, Department of Service, Don State Technical University E-mail: laz_nigirambler.ru

Chimonina Irina Victorovna, PhD of Biological science, Associate Professor, Department of Service, Don State Technical— University i ^

E-mail: servis-kafedra/S>procenty-po-vkladam.ru A

Semenova Lih’ya Viatcheslavovna, PhD of Economic sciences, Associate Professor, Department of Service, Don State Technical University, Stavropol E-mail: servis-kafedra@yan dex. ru

The article analyzes the current state of the tourism industry of the Stavropol territory, the perspectives for the development of regional tourism, as well as the possibility of intensification of use of tourist potential of the region by attracting investments in development of tourist areas.

Keywords: tourist industry; tourist territory; investments; investment project; regional economy.

E

187

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

В статье анализируется современное состояние туристской индустрии Ставропольского края, рассматриваются перспективы развития регионального туризма, а также возможности интенсификации использования туристского потенциала региона путем привлечения инвестиций в развитие туристских территорий.

Ключевые слова: туристская индустрия; туристская территория; инвестиции; инвестиционный проект; региональная экономика.

УДК 94(470.6).01 ВАК РФ 08.00.05

© Фурсов В.А., 2021 ©Лазарева Н.В., 2021 © Чимонина И.В., 2021 © Семенова Л.В., 2021

В последнее время в России большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. В распоряжении Правительства РФ “Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года” говорится о необходимости формирования устойчивого роста внутреннего туризма [11].

В России немало регионов, обладающих достаточным потенциалом для развития туризма. Однако реализация инвестиционного потенциала развития туристской индустрии в России тормозится проблемами, характерными практически для каждого российского региона: недостаточная инфраструктура, кадровый потенциал, маркетинг, предпринимательская среда, законодательная база.

По оценке экспертов Ставропольский край является одним из самых перспективных регионов России для развития туризма. Как отмечают Центр информационных коммуникаций “Рейтинг” и жур-

# *

$ X

UJ £

О UJ

X

О X

о tc со

188

ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь (игвоу. va@mail.ru

ЛАЗАРЕВА Наталья Вячеславовна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь laz_n@rambler.ru

ЧИМОНИНА Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь

servis-kafedra@procenty-po-vkladam.ru

СЕМЕНОВА Лилия Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь servis-kafedra@procenty-po-vkladam.ru

нал “Отдых в России” в рейтинге туристской привлекательности регионов РФ, их туристскому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов Ставропольский край занимает 12-е место (рис. 1).

Рисунок 1 – Региональная структура внутреннего туристского потока в РФ в 2021 г. (по федеральным округам)

Туристский поток в Ставропольском крае в 2021 году показал положительную динамику и увеличился на 6,6% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив около 1 миллиона 300 тысяч человек (рис. 2) [10]. На курортах Кавказских Минеральных Вод отдохнули более 930 человек, что на 6% больше показателя предшествующего года. По прогнозным оценкам в 2021 году туристский поток в Ставропольский край увеличится на 7,7%. Ожидаемые объемы оказанных санаторно-курортных и туристских услуг в 2021 году составят порядка 20 млрд. рублей.

В туристкой отрасли Ставропольского края функционируют более 40 туроператоров, порядка 300 турагентств, функционирует 443 коллективных средства размещения, в том числе 138 здравниц общей емкостью на 34,6 тыс. мест. [8] Ставропольский край является лидером в Российской Федерации по объему оказанных санаторно-оздоровительных услуг, доля которых составляет 17% в объеме са-наторно-оздоровительных услуг страны.

Рисунок 2 – Количество обслуженных туристов в Ставропольском крае в 2005-2021 гг., тыс. чел.

В настоящее время Минеральные Воды самый крупный бальнеологический курорт в Европе. На сравнительно небольшой площади в 5,3 тыс. кв. км на КМВ сконцентрировано более 100 источников минеральной воды тридцати различных типов, а также расположено уникальнейшее месторождение лечебной грязи – озеро Тамбу-кан (табл.1)

Курортно-туристский комплекс региона Кавминвод представляют 138 санаторно-курортныхучреждения на 34,6тыс. мест размещения, свыше 70 отелей и гостиниц на более чем 4,5 тыс. мест размещения. Лечебную базу здравниц составляет оборудование ведущих фирм Австрии, Германии, США, Финляндии, Швеции и Японии. Сред-

негодовая загрузка ряда санаториев, работающих в коммерческом сегменте, составляет 8090%. [1,2].

Таблица 1 – Сравнительная характеристика оздоровительных курортов

Характеристики кмв (Россия) Карловы Вары (Чехия) Баден-Баден (Германия)

Популярность Высокая (престиж с советских времен) Высокая (качественный сервис) Высокая (высокий уровень сервиса)

Профиль Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нервной системы, почек, мочевыводящих путей, системы кровообращения, эндокринной системы, кожных и гинекологических заболеваний Заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварительного тракта, нарушения обмена веществ, онкологические заболевания Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, почек и желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения и сердечной деятельности, обмен веществ, ослабление иммунитета

Лечебные факторы Лечебно минеральные воды, илово-сульфатные грязи озера Тамбукан, разнообразие клима-топогодных факторов, широкий спектр медицинских услуг в рамках одного санатория Минеральные источники различных температур Термальные источники

Качество услуг Выше среднего (преобладает старый фонд, наличие некате-горийных средств размещения, при этом существует ряд высококачественных объектов) высокий уровень квалификации медицинского персонала, наличие современных высокоэффективных методик лечения и реабилитации Высокое (преобладают катего-рийные средства размещения, в основном небольшие гостиницы 3-5*) Высокое (преобладают категорийные средства размещения, в основном небольшие гостиницы 3-5*)

Наличие дополнительных услуг Предложение есть, но на низком уровне, морально и технически устаревшее оснащение Гольф, теннис, верховая езда, лыжный спорт, велоспорт Гольф, теннис, верховая езда, лыжный спорт , велоспорт

Дополнительные виды отдыха Познавательный, спортивный, экологический, религиозный туризм и т.д. Экскурсионный, экологический туризм Экскурсионный, экологический туризм

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленным рейтинговым агентством ВАЕХ (“Эксперт РА”) по направлению Инвестиционный потенциал российских регионов в 2021 году”, Ставропольский край в Российской Федерации занимает 22 место, по направлению “Инвестиционный риск российских регионов в 2021 году” 25 место, плюс 6 мест по сравнению с 2021 годом. [16]

Анализ состояния туристской индустрии в Ставропольском крае свидетельствует о высоком потенциале для развития въездного и внутреннего туризма. Однако вклад туризма в экономику региона малозначительный и сдерживается рядом факторов.

В стратегии социально-экономического развития Ставропольского края поставлена цель до 2025 года – создание ведущих в России

и признанных в мире лечебно-оздоровительных итуристско-рекреационных комплексов на основе имеющегося природного и культурно-исторического потенциала Ставропольского края и его уникальной территории – региона Кавказских Минеральных Вод. [12]

В настоящее время в Ставропольском крае предлагается к реализации ряд инвестиционных проектов: конгресс-центр “Капельная балка”, туристко-рекреацион-ный центр “Гранд СПА Юца”, спортивно-оздоровительный комплекс “Новопятигорское озеро” и др.

Одной из проблем, по: нашему мнению, является отсутствие туристско-рек-реационной экспертизы в качестве обязательного этапа в практике отбора наиболее значимых для региона инвестиционных проектов. [7]

В целях создания условий для устойчивого развития эффективной и конкурентоспособной туристской индустрии Ставропольского края с 2021 года действовала краевая целевая программа “Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20212021 годы”. [6] В настоящее время утверждена государственная программа Ставропольского края “Культура и туристско-рекреационный комплекс”, со сроком реализации 2021-2021 гг. [5,8] Общий объем финансирования Программы составит 7834040,18 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 4794825,25 тыс. рублей (40%).

В настоящее время в Ставропольском крае продолжают реализовываться 19 инвестиционных проектов санаторно-курортной и туристской направленности с общим объемом инвестиций 11,2 млрд руб., с создаваемым числом рабочих мест -1878 ед. Дополнительно между министерством экономического развития Ставропольского края и инвесторами заключено 5 соглашений о намерениях по реализации инвестиционных проектов с общим объе-

О си

к

0-<

си си

кк” С

Ё

189

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

190

мом внебюджетных инвестиций более 2 млрд рублей. Также Правительством Ставрополья совместно с Минкавказом проведен ряд мероприятий по формированию медицинского кластера в Ставропольском крае, предусматривающих начало строительства в 2021 году крупнейшего на Юге России медицинского центра, с общим объемом бюджетных инвестиций 5,5 млрд руб. [3,9]

По нашему мнению, практика показала, что Ставропольский край имеет огромный потенциал для развития туризма, причем, не только на Кавминводах, но и других районов края. [13,14]

Привлечение инвестиций в экономику Ставропольского края требует формирования благоприятного инвестиционного климата Ставропольского края, стимулирующего деловую активность и обеспечивающего беспрепятственную реализацию инвестиционных вложений субъектов инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края в экономику Ставропольского края.

Кроме общефедерального законодательства на территории края работает также ряд краевых законов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Муниципальные образования региона Кавказских Минеральных Вод осуществляют собственные меры по стимулированию инвестиций, инноваций и развитию предпринимательства в рамках существующей нормативно-правовой базы Ставропольского края.

Таким образом, в крае сформирована комплексная система механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, которая предусматривает формы субсидирования, государственные гарантии, налоговые льготы, механизмы залогового фонда и регионального фонда венчурного финансирования.

В Ставропольском крае инвесторам предоставляются преференции по налогам. Например, если инвестор вкладывает в проект более 300 млн рублей, он освобождается от местных налогов. Правительство Ставропольского края также помогает в реализации инвестиционных проектов и разделяет риски с частными инвесторами. [15,16] Если инвестор заходит в проект и у него недостает финансовых средств для реализации, Правительство дает гарантию для получения банковского кредита при условии, что собственные средства инвестора составляют не менее 30% объема финансирования проекта. Администрация края берет на себя обязательства по продвижению туристских ресурсов и объектов, представляя их на международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом (табл. 2).

Таблица 2 – Меры государственной поддержки

инвестиционной деятельности в туристской индустрии, реализуемые в Ставропольском крае

Меры НПА, документ Результат

Сопровождение ин-вестпроекта по принципу «одного окна» Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2021 года Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»

Поддержка малого предпринимательства Приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 26 января 2021 года» Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»

Субсидирование ин-вестпроектов в сфере туризма ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2021-2021 годы» ФЦП «Юг России (2021-20210)» КЦП «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20212021 годы» ГП СК «Культура и туристско-рекреационный комплекс» ГП «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» Реконструкции и расширения санаторного комплекса «Машук Аква-терм» Национальный парк «Кис-ловодский» Многофункциональный выставочный комплекс Минвод ыЭКСПО

Предоставление поручительств по обязательства субъектов предпринимательства ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» Предоставление поручительств гарантийным фондом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности Законы Ставропольского края «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О налоге на имущество организаций», «О прядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края», «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае», «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках» Инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности

Подготовка кадров ФЦП «Подготовка кадров в сфере туризма» ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» Содействие переподготовке специалистов в области гостиничного, ресторанного и туристского профиля.

Сейчас в Ставропольском крае инвестируют в основном российские бизнесмены. У

иностранных инвесторов остается много вопросов по безопасности, ведь это Кавказ. Средний срок окупаемости отелей в районе Кавказских Минеральных Вод – 5 лет, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 7-8 лет.

Таким образом, для привлечения инвесторов в туристский комплекс Ставропольского края необходимо осуществить качественные изменения, затрагивающие туризм региона в целом, включая методическое обеспечение туристской деятельности Ставропольского края, развитие кадрового потенциала в сфере туризма, формирование маркетинговой политики в отношении туристского продукта и развитие приоритетных для Ставропольского края видов туризма, туристских кластеров.

В то же время необходимо уделить особое внимание привлечению как иностранных, так и российских инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края и особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод.

Мы считаем, что основой для привлечения инвесторов в регион должно стать формирование положительного имиджа Ставропольского края как безопасного туристского региона на внутреннем и международном туристских рынках путем проведения рекламно-информационных компаний как на территории России, так и за ее пределами.

Поэтому стимулирование инвестиционного процесса развития туризма в Ставропольском крае целесообразно проводить в 2 этапа:

1. Повышение туристского потока, повышение рентабельности отрасли, стимулирование предпринимательской инициативы.

2. Поддержка туризма как “самодостаточной” отрасли.

Подводя итог, нам представляется правомерным сделать вывод о том, что в последнее время растет количество и качество разрабатываемых инвестиционных проектов. Однако денег на комплексное становление туризма у Правительства РФ в настоящее время нет, возможна только точечная поддержка отрасли. Мы считаем, что ответственность за развитие туризма должен взять на себя регион, фокусируясь, прежде всего, на собственных жителях и российских туристах. При этом внимание необходимо уделять не только кластеру Кавказские Минеральные Воды, но и городам, которые являются логистическими пунктами и туристскими дестинациями региона.

Литература:

1. Жидков В.Е., Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Кластерный подход к управлению развитием туризма как

фактор повышения конкурентоспособности региона // Вопросы туризмоведения. – 2021. – № 1.

2. Жидков В.Е., Воропаева Л.В., Чимонина И.В. Анализ и перспективы развития придорожного сервиса в России // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2-частях / под общ. ред. В.Е. Жидкова. – Ставрополь : Ставролит, 2021. – С. 21-25.

3. Государственная программа Российской Федерации “Развитие культуры и туризма на 2021-2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2021 года №617-п [электронный ресурс]. URL: htpp://www.russiatourism.ru/ upload/iblock/89b

4. Государственная программа “Развитие СевероКавказского федерального округа” на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2021 г. №2408-р. [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ programs/235/events/

5. Государственная программа Ставропольского, края “Культура и туристско-рекреационный ком-* плекс”, утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2021 года №5б9-п [электронный ресурс]. URL: http:// www.mincultsk.ru/doc/

6. Краевая целевая программа “Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20212021 годы”, утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.07.2021 года №287-п [электронный ресурс]. URL: http:// www.sta vi nvest. ru/u pl oa d/fi le/

7. Лазарева H.В., Фурсов В. Формирование системы мониторинга предпринимательской среды регионального рынка транспортных услуг // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 1,- С. 184.

8. Мониторинг реализации государственной программы “Культура и туристско-рекреационный комплекс” за I полугодие 2021 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.mincultsk.ru/doc/

9. О развитии туризма в Российской Федерации: доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации, 2021 [электронный ресурс]. URL: htpp://www.c-inform.info/userdata/files/

10. Отчет о ходе реализации государственной программы Ставропольского края “Туристско-рекреационный комплекс” за 2021 год [электронный ресурс]. URL: http://www.mincultsk.ru/doc/

11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2021 года №941-р [электронный ресурс]. URL: htpp://www.russiatourism.ru/upload/i block/928

12. Стратегия развития туристско-рекреационно-го комплекса Ставропольского края до 2020 года [электронный ресурс]. URL: http://www.stavinvest. ru/upload/file/

13. Семенова Л.В. Влияние факторов маркетинговой среды на развитие регионального туристического рынка // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2-частях /

под общ. ред. В.Е. Жидкова. – Ставрополь: Ставролит, 2021. – С. 31-35.

14. Семенова Л.В. Тенденции и перспективы развития маркетинга туризма на Ставрополье // На-укаПарк. – 2021. – № 2-2 (22).- С. 100-105.

15. Федеральная целевая программа “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2021-2021 годы)”, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2021 года №644-р [электронный ресурс]. URL: htpp:// www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost

SOME FEA TURES OF BUILDING PRODUCTS BRANDS Khan Roxana Sultanovna, PhD of Economical science, Associate Professor, Department of Economics, Management and Logistic in Construction, Academy of Construction and Architecture, Don State Technical University, Rostov-on-Don

E-mail: primery@rambier.ru

Surkov Valeriy Victorovich, Senior Professor, Department of Public relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don

E-mail: vvsurkovigilist.ru

The article is devoted to the analysis of brands of the building objects. The specifics of branding in the construction industry, as weii as analyses the identity of existing brands of residential complexes are discussed.

Keywords: marketing of construction; brand of the building object; brand identity; brand of the residential complex.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ БРЕНДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья посвящена проблематике брендов строительных объектов. В статье рассматривается специфика брендинга в строительной сфере, а также проводится анализ идентичности ряда существующих брендов жилых комплексов. Ключевые слова: маркетинг строительства; бренд строительного объекта; идентичность бренда; бренд жилого комплекса.

В настоящее время практика брендинга распространилась настолько широко, что практически невозможно найти ни одной сферы экономической жизни, где бы не создавались и не применялись в той или иной степени бренды. При этом различия между этими сферами диктуют также и различия в приемах создания, масштабах и специфике использования брендов. Отрасль строительства не является здесь исключением.

Понятие “продукция строительной отрасли” весьма многогранно и включает в себя как непосредственно строительные объекты жилого, промышленного, коммерческого и иного назначения, так и многообразную строительную продукцию – от строительных до отделочных материалов.

Очевидно, что специфика использования маркетинговых инструментов в полной мере зависит оттого, для какого конкретного строительного продукта они предназначены.

Так, объекты капитального строительства, в зависимости от своей принадлежности к той или иной категории, имеют значительную разницу, как в продвижении, так и в формате организации самого строительного процесса. Однако в рамках данной статьи мы обратимся только к маркетинговой стороне вопроса и тем ее аспектам, которые в наибольшей степени влияют на коммуникации.

С точки зрения осуществления коммуникаций основополагающее значение имеют параметры цикла продаж. Так, цикл продаж

16. Федеральная целевая программа “Юг России (2021-2020 годы)”, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2021 года №1297 [электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/

17. Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Управление рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 1 (52).-С. 103-108.

УДК 339.138 ВАК РФ 08.00.05

©Хан P.C., 2021 © Сурков В.В., 2021

ХАН Роксана Султановна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики, менеджмента и логистики

в строительстве, Академия

строительства

и архитектуры, Донской

государственный

технический университет,

Ростов-на-Дону

primery@rambier.ru

СУРКОВ Валерий Викторович, старший преподаватель, кафедра Связи с общественностью, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону vvsurko v@iist. ru

Оцените статью