Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране — Мегаобучалка

Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране — Мегаобучалка Выгодные вклады

Лекция № 4 — студопедия

Й учебный вопрос: Иностранные инвестиции как способ увеличения стоимости основных фондов. Соотнесение результатов инвестирования и инвестиционных затрат. Дисконтирование денежных затрат и поступлений. Приведение текущих и единовременных затрат.

Классификация мер государственной инвестиционной политики

Таблица 1

Й учебный вопрос: Особенности инвестиционных процессов для принимающей страны. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны. Инвестиционная политика принимающей страны. Инвестиционный климат принимающей страны и определяющие его факторы.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Тема лекции: Место иностранных инвестиций в структурной перестройке экономики

ЛЕКЦИЯ № 3

Литература(основная и дополнительная):

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2-х ч.], учебник / под ред. Чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.

2. А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Финансы и Статистика», 2001.

3. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005.

4. Л.Д. Градобитова, Т.М. Исаченко. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. Учебное пособие. – МГИМО. М.: Издательство «Анкил», 2002 г.

5. Н.Ю. Конина. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний: монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. А.Е. Молотников. Слияния и поглощения. Российский опыт. – М.: Вершина, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Основная часть (учебные вопросы).

1-й учебный вопрос: Особенности инвестиционных процессов для принимающей страны.Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны. Инвестиционная политика принимающей страны. Инвестиционный климат принимающей страны и определяющие его факторы.

2-й учебный вопрос: Иностранные инвестиции как способ увеличения стоимости основных фондов. Соотнесение результатов инвестирования и инвестиционных затрат. Дисконтирование денежных затрат и поступлений. Приведение текущих и единовременных затрат.

Основная часть (учебные вопросы).

Зарубежные инвестиции содействуют экономическому росту эко­номики принимающей страны на основе более эффективного исполь­зования национальных ресурсов. Они позитивно влияют на экономи­ческое развитие принимающей страны, повышая эффективность эко­номического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, повышения занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользова­ния торговой маркой материнской компании и т.п.

Влияние зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны.Привлечение прямых и портфельных зарубежных инвестиций не­одинаково сказывается на экономике принимающей страны.

Прямые инвестиции.Для принимающей страны приток ПЗИ означает получение ста­бильного источника финансирования; передачу технологий, управ­ленческих навыков, торговых марок, патентов и лицензий, т.е. нематериальных активов; возможность диверсификации экспорта; занятость при более высокой оплате труда квалифицированной рабочей силы в отраслях со значительной долей добавленной стоимости, а также по­вышение уровня квалификации работников; расширение связей с внешними рынками; содействие росту конкурентоспособности.

Приток ПЗИ обусловливает передачу технологий и стимулирует ее предоставление местным фирмам, что содействует более эффективно­му использованию ресурсов. Правда, далеко не всегда учитывают по­следствия передачи технологий, так как они носят внешний характер. Эти эффекты содействуют росту конкуренции на внутреннем рынке принимающей страны. Можно выделить несколько такого рода эф­фектов, сопутствующих ПЗИ:

• демонстрационный, или показательный, эффект — национальные фирмы внедряют переданную технологию, копируя технические достижения;

• текучесть рабочей силы — рабочие и служащие проходят подго­товку в рамках структуры ТНК, могут передавать информацию мест­ным фирмам или организовывать собственные компании, что способ­ствует распространению технологий;

• установление и расширение производственных и прочих связей зарубежных и национальных фирм — оно связано со спросом ТНК на местные услуги, товары, производственные мощности и др.

В целом привлечение ПЗИ и сопутствующих технологий, управ­ленческих навыков и т.п. содействует модификации производствен­ных методов, применяемых национальными компаниями. Поэтому необходимо стимулировать приток ПЗИ, поскольку без них передача новых технологий была бы просто невозможна. Ведь покупка самих технологий требует немалых средств, что нередко недоступно для мно­гих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. ПЗИ же могут увеличить пакет технологий, имеющихся у местных фирм. В свя­зи с этим важна адаптация новых технологий к местным условиям, что требует, в частности, соответствующего развития инфраструктуры. При этом скорейшая адаптация необязательно оказывает внешний эффект на экономику принимающей страны. В то же время ТНК могут пе­редавать устаревшие технологии (если есть риск оттока капитала или внедрения аналогичных технологий местными фирмами).

Зарубежные инвестиции также стимулируют рост производитель­ности труда в принимающей стране. Они стимулируют спрос на высококвалифицированную рабочую силу, повышая благосостояние населения, так как в отделениях ТНК зар­плата выше, чем в местных фирмах. Одновременно сокращаются при­были последних из-за конкуренции. ТНК стимулируют производство промежуточной продукции, создавая спрос на нее. Местные же фирмы получают возможность производить товары и услуги, что было бы не­возможно без спроса со стороны ТНК.

Оказывая позитивное влияние на экономику принимающей стра­ны, ПЗИ приводят и к негативным последствиям, например к вытес­нению внутренних инвестиций зарубежными, а местных фирм — бо­лее конкурентоспособными зарубежными ТНК. Но этот эффект да­леко не однозначен, так как ПЗИ могут содействовать экспансии национальных фирм за счет роста производительности труда и внеш­них воздействий, связанных с передачей технологий. Как показыва­ют данные, увеличение нетто-притока ПЗИ на каждый доллар вложе­ний сопровождается ростом совокупного капитала в принимающей стране более чем на 1 доллар. Размер этого превышения может разли­чаться в 1,5—2,3 раза. Иными словами, ПЗИ содействуют экономиче­скому росту принимающих стран на основе расширения совокупных капиталов. При оценке ПЗИ на экономическое развитие принимающих стран очень важно учитывать увеличение совокупного объема капитальных фондов за счет этих инвестиций: кроме того, ПЗИ стимулируют новые капиталовложения, невозможные без них. Этот эффект называется увеличением накопленных капиталов за счет привлечения зарубежных инвестиций. Противоположный эффект — вытеснение национальных инвестиций зарубежными.

В целом связь ПЗИ с объемом накопленных капиталов весьма раз­лична в разных странах и зависит от национальной политики, форм за­рубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных ком­паний.

Для увеличения ПЗИ необходимо содействие внедрению в прини­мающей стране новых товаров, услуг и технологий, предназначенных для продажи на внутреннем или внешних рынках. Такие инвестиции более благоприятны для экономики, чем зарубежные капиталы, вкла­дываемые в отрасли с максимальной долей местных производителей, нередко не имеющих необходимого уровня знаний, оборудования, технологий.

Если же ПЗИ идут в отрасли, где действуют конкурентоспособные национальные компании (или компании, работающие на экспорт), то инвестиционные возможности национальных производителей могут уменьшиться. Другими словами, ПЗИ сокращают объем будущих внутренних вложений местными производителями.

ПЗИ дополняют в отсталых отраслях принимающей экономики внутренние инвестиции и, наоборот, вытесняют их из развитых отрас­лей, где действуют менее конкурентоспособные национальные фир­мы. Аналогичная ситуация складывается, если местные фирмы владе­ют технологиями, переданными зарубежными ТНК.

ПЗИ могут и не вытеснять национальных инвестиций, но, тем не менее, не стимулировать новых вложений или роста производства, т.е. не оказывать существенного эффекта на увеличение внутренних капи­талов.

Негативным влияние ПЗИ может быть и при прямом инвестирова­нии в форме межфирменных слияний и поглощений, которые запре­щены в некоторых наиболее развитых новых индустриальных странах. В частности, на Тайване зарубежная собственность ограничивается двояко: зарубежное физическое или юридическое лицо может иметь в собственности не более 15% уставного капитала национальной ком­пании, а все иностранные физические или юридические лица, вместе взятые, — не более 30% собственности национальных компаний. До азиатского финансового кризиса подобные ограничения применялись и в Республике Корея.

Таким образом, позитивное влияние ПЗИ на экономику прини­мающей страны выражается в следующем.

• Создание дочерних компаний и филиалов ТНК содействует расширению капиталовложений в экономику, росту производительности труда и занятости.

• Наблюдается передача технологий, управленческих и маркетин­говых навыков (правда, это наблюдается не всегда).

• Расширяется доступ национальных фирм на международные рынки сбыта, так как налаженные связи ТНК нередко используются для экспорта товаров.

• ТНК покрывают риски, с которыми могут столкнуться их фи­лиалы в принимающих странах. Если филиал нерентабелен, получен­ные доходы репатриируются, т.е. капиталовложения окупаются за счет прибыли.

ПЗИ могут приводить и к негативным последствиям.

• Принимающая страна теряет контроль над национальным производством и выбором стратегии развития. Фактически ПЗИ означают передачу контроля над отдельными отраслями иностранцам, опреде­ляющим стратегию развития.

• ПЗИ могут вытеснять менее конкурентоспособные по сравне­нию с зарубежными национальные компании.

• ПЗИ негативно влияют на платежный баланс принимающей страны, если филиалам требуется увеличение импорта (негативный эффект сильнее при импортозамещающем характере производства).

• В долгосрочной перспективе ПЗИ ведут к росту издержек, так как чем длительнее срок вложений, тем выше репатриированные дохо­ды и роялти. Происходит так называемое старение инвестиций, и воз­можно, что объем выве­зенного капитала в форме полученных доходов превысит объем вложенных ПЗИ.

Портфельные инвестиции.Влияние портфельных инвестиций на принимающую экономику также неоднозначно.

Портфельные инвестиции не связаны со спецификой компании инвестора, ее отраслевой структурой. Они, расширяя объем применяе­мого капитала, повышают конкурентоспособность национальных фирм.

В одних случаях портфельные инвестиции, например при купле-продаже акций или корпоративных облигаций на первичных нацио­нальных и международных рынках, оказывают непосредственное влияние на экономику принимающей страны. В других случаях (при покупке иностранцами ценных бумаг на внутреннем вторичном рын­ке, вложений средств в большинство государственных облигаций и деривативы) это влияние опосредовано ростом потребления.

Экономика принимающей страны получает выигрыш за счет уве­личения объема активов, что способствует росту потребления владель­цев материальных ценностей.

В то же время покупка портфельных активов резидентами увеличи­вает ликвидность банков и расширяет объемы кредитования. Стиму­лирование внутрифирменных поглощений ведет к росту инвестиций благодаря эффекту мультипликатора, хотя с расширением кредитова­ния повышаются возможности для финансовых спекуляций или роста цен, что, в конечном счете, ведет к экономическому спаду.

Портфельные инвестиции также повышают ликвидность нацио­нального капитала, следовательно, благоприятны для экономики при­нимающей страны. Они могут содействовать укреплению финансовой инфраструктуры, увеличению объема венчурного капитала, позволяю­щего создавать новые компании.

Влияние портфельных инвестиций на экономику принимающей страны может быть связано со сравнительно высокими издержками финансирования. Если вложения в акции позволяют диверсифицировать риск, то покупка облигаций — нет. Это влияние ничтожно при неста­бильности портфельных инвестиций, когда из-за небольшой (даже 0,5%) разницы в уровнях процентных ставок они уходят из одной страны в дру­гую, что отражается на состоянии платежного баланса принимающей страны и ее экономике в целом. Благодаря своей способности к быстрому оттоку портфельные капиталы получили название «горячие деньги».

Инвестиционная политика.Инвестиционная политика осуществляется в рамках националь­ной внешнеэкономической политики; ее специфика зависит от содер­жания и целей импортной или экспортной ориентации внешнеторго­вой политики, а также от соотношения между ее тенденциями, т.е. ме­жду протекционизмом и либерализацией.

От содержания внешнеторговой политики зависит характер государственных ограничений в отношении ПЗИ (доля зарубежной собст­венности, свобода доступа на рынок принимающей страны, экспорт лишь части произведенной продукции, квоты на использование мест­ной рабочей силы и др.). Оно также сказывается на формах стимулиро­вания экспорта, если продукция произведена на предприятиях с зару­бежным капиталом, и на объеме преимуществ для национальных фак­торов производства.

Политика импортозамещения.Основная задача политики импортозамещения — защита новых или слаборазвитых отраслей. ТНК способствуют ее реализации, пре­доставляя местным фирмам новые технологии, ноу-хау, управленче­ский опыт. Одновременно во внешней торговле государство применя­ет высокие таможенные барьеры, жестко контролирует эту сферу и вводит ограничения на ПЗИ.

Государственный контроль предполагает лицензирование допуска ПЗИ на рынок данной страны с целью ограничения количества зару­бежных фирм в национальной экономике и уменьшения числа инве­стиционных проектов с зарубежным участием, включая передачу тех­нологий. При этом для определения важности потенциального инве­стиционного проекта, позволяющего стране получить технологии и новые товары, используется понятие приоритетной отрасли. Прини­мающие страны не просто анализируют инвестиционные проекты с точки зрения объема инвестиций, использования местной рабочей силы, содействия экономическому развитию отсталых регионов, но и активно отбирают те из них, которые могут принести национальной экономике реальную пользу.

В условиях политики импортозамещения ТНК не могут выбирать са­мые оптимальные технологии и вынуждены использовать местные ресур­сы, даже если это негативно сказывается на издержках производства.

Принимающая страна может устанавливать требования, касаю­щиеся содержания местных компонентов в стоимости продукции, произведенной на предприятиях с зарубежными инвестициями, чтобы увеличить шанс получения зарубежных технологий, ноу-хау и прочих экономических преимуществ для своих факторов производства. Опре­деление содержания местных компонентов предполагает при создании совместных предприятий установить процентную долю зарубежной собственности. В ряде случаев доля иностранного участия ограничива­ется до минимума, что позволяет местным акционерам получить кон­троль над совместными предприятиями и защитить национальные ин­тересы. На начальной стадии реализации того или иного проекта раз­мер зарубежной собственности не ‘ограничивается, но через определенное время часть доли иностранного инвестора должна быть продана местному собственнику. Такой подход позволяет зарубежно­му инвестору полностью контролировать инвестиционный проект, хотя лишь на стадии его становления.

Политика стимулирования экспорта.Политика стимулирования экспорта предполагает, в отличие от политики импортозамещения, что ПЗИ служат источником стимули­рования экспорта с использованием местной рабочей силы, а также природных ресурсов. Такая политика характерна для стран с избыт­ком трудовых ресурсов, а ПЗИ преимущественно направляются в трудоемкие отрасли. Здесь инвестиционные проекты с зарубежными капиталами, нацеленные на стимулирование экспорта, охватываются системой государственного лицензирования. Государство может предлагать налоговые льготы для фирм, расширяющих экспорт (что не требуется компаниям с зарубежным участием, ориентированным на внутренний рынок), в том числе налоговые каникулы; субсидиро­вание арендной платы за землю и нежилые помещения; субсидирова­ние заработной платы и подготовки кадров; беспошлинный импорт машин, оборудования, сырья, необходимых для экспортного произ­водства.

Читайте также:  Калькулятор вкладов Россельхозбанка

В ряде случаев выдвигаются требования о содержании местных компонентов, т.е. о покупке ТНК промежуточной продукции и запас­ных частей у местных поставщиков. Подобное регулирование содейст­вует, во-первых, развитию национального производства за счет потен­циального расширения передачи зарубежных технологий, во-вторых, росту прибылей местных производителей.

Страны с более жестким регулированием ПЗИ создают экспорт­но-произ­водственные зоны (ЭПЗ) или зоны свободной торговли, предлагающие наибо­лее льготный режим для своих компаний, в частности, сниженные налоговые ставки, беспошлинный ввоз оборудова­ния и сырья. В то же время от этих ком­паний требуется экспортиро­вать всю произведенную продукцию. Далеко не все принимающие страны выдвигают требования относительно местных компонен­тов в стоимости произведенной продукции к компаниям, функционирую­щим в ЭПЗ, чтобы сохранить их привлекательность для зарубежных инвесторов, ЭПЗ — исключение из общеэкономического режима в принимающей стране; сово­купный вклад ЭПЗ в ее экономическое развитие ограничен.

Как показывает практика, инвестиционный режим в условиях по­литики стимулирования экспорта благоприятнее, чем в условиях им­портозамещения. Как правило, ПЗИ в большей мере содействуют рас­ширению экспорта, чем насыщению внутренних рынков. Экспортные продажи прибыльнее реализации товаров на внутреннем рынке при­нимающей страны, а, кроме того, ПЗИ, привлекаемые ради расшире­ния экспорта, не подвержены жесткому регулированию.

Рост объема ПЗИ в условиях политики стимулирования экспорта объясняется теми же факторами, которые обеспечивают быстрое фор­мирование национального капитала.

Внутрифирменная торговля составляет примерно треть мирового товарооборота, поэтому политика стимулирования экспорта в прини­мающих странах обычно предполагает присутствие ТНК для углубле­ния интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. Это подтверждается опытом стран Восточной Азии.

Расширение внешнеэкономических связей принимающей страны дает преимущества как национальным фирмам, так и филиалам и до­черним компаниям зарубежных фирм. Однако требования в отноше­нии содержания местных компонентов не могут считаться обоснован­ными — эти ограничения эквивалентны пошлинам на импортные товары и увеличивают издержки зарубежных фирм, снижая возможно­сти использования международных источников.

Рост издержек сокращает объем производства, а значит, уровень спроса на местные компоненты продукции и запасные части. Ожидае­мые преимущества от укрепления связей национальных и зарубежных компаний путем регулирования нормы местных компонентов не сбы­ваются. Но ТНК могут выбрать иной вариант — стимулировать ПЗИ в экономику принимающей страны и не поддерживать национальных поставщиков аналогичной продукции. В конечном счете, именно воз­можности поставок продукции, а не регулирование нормы местных компонентов позволяют выявить роль национальных источников снабжения; но для решения этой проблемы нужно время.

Еще одно преимущество ПЗИ, привлекаемых ради роста экспорта, приток иностранной валюты в экспорто-ориентированные отрасли принимающей страны, что помогает обеспечить сбалансированный платежный баланс. Соответственно принимающие страны стремятся создать благоприятный инвестиционный климат для привлечения за­рубежной валюты, снижения репатриации капитала и прибыли, при­водя к более эффективной деятельности зарубежных фирм.

При стимулировании экспорта ТНК сталкиваются с конкуренцией на внешних рынках со стороны национальных и зарубежных компа­ний. Конкуренция заставляет национальные компании повышать эф­фективность производства. Конкуренция между ТНК, в свою очередь, усиливает их связи с национальной экономикой на основе соглашений о субподряде и поставках сырья.

Стимулирование экспорта далеко не всегда эффективно для при­влечения ПЗИ. Главное здесь — ресурсы, позволяющие повысить конкурентоспособность ТНК, т.е. квалифицированная рабочая сила и со­ответствующая инфраструктура.

Инвестиционная политика принимающей страны.Несмотря на в целом благоприятное отношение к привлечению долгосрочных ПЗИ, любое государство регулирует зарубежные инве­стиции, в частности, влияя на их объем и отраслевое распределение.

Потенциально негативный эффект инвестиций.Разрабатывая национальную политику, связанную с регулирова­нием инвестиционных потоков, государство учитывает их возможное негативное влияние на экономику. Можно выделить три момента.

1. Иностранный капитал вкладывается в производство однажды, а прибыль вывозится неоднократно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного в форме инвестиций и вывезенного в форме прибыли и доходов капитала. Так происходит «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор вывозит прибыль полностью. Для стимули­рования реинвестирования прибыли в принимающей стране необхо­дим стабильный и благоприятный инвестиционный климат.

2. Капитал, иностранный или национальный, вкладывается в от­расли, обеспечивающие быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию между отраслями нацио­нальной экономики, если государство не будет регулировать направле­ния инвестирования. Сказанное относится также к загрязняющим ок­ружающую среду производствам, переносимым из развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой, где действуют сравнительно мягкие стандарты защиты окружающей среды.

3. Важно учитывать психологический момент — отрицательное от­ношение частных предпринимателей и отдельных граждан принимающей страны к тому, что иностранный капитал владеет прибыльными отраслями или компаниями, а также к его влиянию на формирование стратегий развития отраслей и др.

Цели и направления государственной инвестиционной политики.Любое государство как институт власти играет активную роль в разработке и реализации политики по привлечению ПЗИ для содей­ствия экономическому росту, а также для обеспечения экономического суверенитета и (или) получения максимальных экономических преимуществ.

Первая цель требует высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирм и сосредоточения контроля в руках зару­бежных собственников. Это, например, касается отраслей, которые, благодаря привлечению ПЗИ, обеспечивают повышение производи­тельности труда в принимающей стране. Вторая цель, напротив, требу­ет высокого уровня национальной собственности и контроля над мест­ными инвесторами.

Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала характеризуется двумя направлениями:

• политикой регулирования инвестиций с целью получения максимальной прибыли на единицу вложенного капитала. Смысл этой по­литики — получение максимальной отдачи от вложений иностранного капитала;

• политикой стимулирования ПЗИ, главная цель которой — при­влечение максимально возможного объема инвестиций.

Как правило, оба эти направления — регулирование и стимулиро­вание ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп на­селения.

Национальную инвестиционную стратегию правительство выби­рает в соответствии со своими целями и приоритетами экономическо­го развития.

Инструменты государственной инвестиционной политики.Государственная политика регулирования ПЗИ касается зарубеж­ной собственности, а также налоговой, таможенно-тарифной, валют­ной, ценовой и прочих сфер. Общепринята классификация мер госу­дарственной политики, разработанная ОЭСР и ЮНКТАД и включающая пять групп мер (табл. 1). Самыми динамичными считаются меры торговой политики, это связано с либерализацией в рамках многосто­ронних торговых переговоров в ГАТТ/ВТО. Именно эти меры больше всего влияют на объем и направления инвестиций.

В целом национальная политика принимающего государства формирует отраслевые направления инвестиций, в меньшей степени влияла величину привлекаемого капитала.

Содержание политики Результаты применения
/ группа: меры торговой политики
Таможенно-тарифные и количествен­ные ограничения
Отраслевые ограничения импорта, в том числе «добровольные» ограниче­ния экспорта
Технические барьеры — национальные стандарты, правила безопасности, здра­воохранения и др.
Стимулируют инвестиции, ориентиро­ванные на вложения в импортозамеща­ющие отрасли, но ограничивают инве­стиции в прочие отрасли
Региональные экономические соглаше­ния о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков Содействуют росту взаимных инвести­ций стран-участниц той или иной группировки, стимулируют ТНК к раз­витию регионального интегрированного производства
Правила о происхождении товаров Ведут к росту инвестиций в производ­ство промежуточной продукции
Создание ЭПЗ Стимулирует рост инвестиций в экспорто-ориентированные и трудоемкие отрасли
Финансирование экспорта Стимулирует ПЗИ, ориентированные на местные трудовые ресурсы; но при этом экспорто-ориентированные инве­стиции, в тех случаях, когда субсидии по сути заменяют девальвацию национальной валюты или существует опас­ность применения ответных мер, могут уменьшиться
Экспортный контроль Содействует росту ПЗИ в экспортоза-мещающие отрасли
Соглашения о совместном производст­ве и компенсационной торговле Изменяют динамику и направления распределения инвестиций в зависимо­сти от характера и содержания согла­шений
// группа: меры стимулирования ПЗИ
Налоговые льготы
Льготы в таможенно-тарифной области
Субсидирование инвестиций
Позволяют стимулировать ПЗИ в от­расли, отражающие национальные ин­тересы
Полная отмена ограничений на допуск к местному рынку производителей услуг Стимулирует все виды инвестиций в сферу услуг.
Финансовая помощь иностранным ин­весторам, в частности, для развития инфраструктуры и подготовки кадров Стимулирует инвестиции разных видов, а также расширение их объема
/// группа: ограничительные меры в отношении ПЗИ
Процентные ограничения зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний
Лицензионно-разрешительный порядок допуска ПЗИ
Ограничения на перевод капиталов и прибыли за рубеж
Ограничивают финансовые переводы за границу
Ограничение производства Ограничивает объем производства ино­странных компаний
Требования в отношении объема про­изводственных процессов Фактически заменяют импорт
Требования в отношении передачи тех­нологий Требуют передачи технологий прини­мающей стране
Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произве­денной продукции на местном рынке Заменяют импорт
Требования сбалансированности тор­говли Заменяют экспорт определенных товаров
Требования относительно содержания местных компонентов в стоимости го­товой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом Заменяют импорт
Требования в отношении расширения экспорта Заменяют экспорт определенных това­ров
Требования в отношении импортозамещения Заменяют импорт
Запрет на функционирование на местном рынке, в том числе ограничения на создание совместных предприятий Ограничивает все ПЗИ; особенно не­гативно влияет на высокотехнологич­ные инвестиционные проекты, связан­ные с приобретением патентов и ли­цензий
Валютные ограничения Ограничивают финансовые переводы за границу
IV группа: меры в отношении компаний, осуществляющихограничительную деловую практику
Меры в отношении раздела рынков Ограничивают экспорт
Меры в отношении организации тенде­ров
Меры в отношении отказа от дилерских связей
Ограничивают экспорт/импорт
Меры в отношении отказа от исключи­тельных дилерских связей Запрещают экспорт
Меры в отношении установления трансфертных цен Ведут к низким ценам на экспорт
Меры в отношении дифференциации цен Ведут к установлению завышенных цен
Меры в отношении фиксации цен Ведут к установлению завышенных цен
Меры по «связанной торговле» Заменяют импорт/экспорт определен­ных товаров
Меры по поддержанию розничных цен Ведут к завышению импортных цен
V группа: ограничительные и стимулирующие меры, принимаемые странами экспортерами капитала
Меры по ограничению экспорта зару­бежных филиалов ТНК на территорию страны базирования материнской ком­пании Ограничивают торговлю
Налоговые льготы в отношении перево­да доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования
Льготное кредитование малых и сред­них компаний, вкладывающих капитал в экономику главным образом развива­ющихся стран и стран с переходной экономикой
 
Субсидируют инвестиции
Инвестиционное страхование, или га­рантирование экономических и поли­тических рисков, связанных с измене­нием общеэкономических условий в принимающей стране
Создание специальных органов по под­держке иностранного инвестирования
Программы поддержки инвестиций
Информационные услуги по организации выставок, ознакомительных поез­док, специальных маркетинговых ис­следований, рекламы на государствен­ных телеканалах, использование государственных визитов и поездок
Стимулируют вложения ПЗИ в зару­бежных странах

Инвестиционный климат принимающей страны и определяющие его факторы.Инвестиционный климат — совокупность правовых, экономиче­ских, политических и социальных факторов, определяющих привлека­тельность государства для зарубежных инвестиций. Каждый из них игра­ет важную роль для характеристики инвестиционного климата страны.

В основе теории инвестиционной привлекательности страны с точ­ки зрения ПЗИ лежит концепция ОЛИ (ownership-specific advantages – location-specific variable – internalization advantages – OLI), разработан­ная Дж. Даннингом и названная им «эклектической парадигмой».

Концепция ОЛИ предполагает:

• сравнительные преимущества фирмы, представленные ее нематериальными активами, в частности собственными технологиями или преимуществами, связанными с управлением;

• национальные сравнительные преимущества, например емкий внутренний рынок, низкие издержки производства, высокоразвитая ин­фраструктура, высокая квалификация и низкая стоимость рабочей силы;

• преимущества интернализации — наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и реципи­ентами.

Первое и третье условия характеризуют специфику компании, вто­рое — особенности страны в целом. Если принимающую страну отли­чает только первое условие, то инвестор избирает стратегию лицензи­рования или продажи патентов, чтобы проникнуть на ее внутренний рынок. Если же присутствуют первое и третье условия, то ПЗИ стано­вятся самой предпочтительной формой инвестиций в экономику при­нимающей страны. Однако важно учитывать национальные сравни­тельные преимущества.

Между странами существуют экономические и политические раз­личия. Поэтому инвестиционная привлекательность страны чаще все­го трактуется широко, т.е. учитываются макроэкономические факто­ры, правовой режим регулирования, меры по содействию и стимули­рованию инвестиций.

Инвестиционный климат для ПЗИ.Исторически самым важным фактором, отличающим экономику той или иной принимающей страны, считается наличие природных ресурсов. Сегодня ТНК участвуют в добыче ресурсов на основе заклю­чения неакционерных соглашений и в меньшей степени — на основе ПЗИ, хотя суммарный объем ПЗИ, вложенных в добывающую про­мышленность, уменьшился ненамного.

К первой группе факторов, определяющих инвестиционный климат, относятся правовые факторы, в том числе стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режи­ма наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий зарубежным инвесторам (в том числе защита от возможной национализа­ции собственности). Эти факторы служат предварительным критерием оценки инвестиционного климата принимающей страны.

Читайте также:  Накопительный счет - ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

Вторая группа — макроэкономические факторы, играющие наибо­лее существенную роль.

• Емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВП в целом и объемом этого показателя надушу населения. По мно­гим зарубежным оценкам, этот фактор имеет первостепенное значе­ние. Емкость внутреннего рынка очень важна, так как зарубежные фирмы стремятся обойти национальные торговые ограничения, созда­вая производство и реализуя товары и услуги в принимающей стране. Вместе с тем опыт небольших стран (таких, как Гонконг или Синга­пур) подтверждает, что ограниченный объем внутреннего рынка не служит барьером для ПЗИ: привлекательность принимающей страны повышается за счет возможности экспортировать товары, произведен­ные здесь, что связано со сравнительно низкими торговыми барьерами и транспортными издержками.

• Уровень политического риска страны, определяемый как специ­альными подразделениями ТНК (данные показывают, что около 80% всех ТНК имеют в рамках внутрифирменной структуры подобные под­разделения), так и специализированной частной организацией Political Risk Services Group, Inc. (она находится в Нью-Йорке и ежегодно публи­кует справочник «International Country Risk Guide»). Политический риск страны зависит от политической стабильности и демократического ха­рактера ее политической системы. Первый из этих показателей опре­деляется устойчивостью правительства и состоянием экономики с точ­ки зрения ожиданий населения. Так, в 1995 г. уровень риска политиче­ской стабильности в мире в целом составлял 5,22 балла, в том числе в странах «семерки» — 5,06, промышленно развитых странах — 5,04, странах Африки (за исключением ЮАР) — 4,40, странах Восточной Европы — 4,46, странах Латинской Америки и Карибского бассейна — 4,91; азиатских новых индустриальных странах — 5,85, странах Ближ­него и Среднего Востока — 5,27.

Второй показатель определяется уровнем демократического разви­тия страны с точки зрения гарантий гражданских свобод и основных прав человека. По данным Political Risk Services Group, в 1995 г. уровень риска политической системы в мире в среднем составил 6,83, в том числе для латино-американских стран — 3,54, стран Африки (за ис­ключением ЮАР) — 2,30; Азии — 2,07; Восточной Европы — 6,015; в странах «семерки» — 9,43; промышленно развитых — 9,74; новых ин­дустриальных азиатских странах — 6,11.

• Динамика курса национальной валюты: повышение курса стиму­лирует приток ПЗИ, увеличение вывоза прибылей, полученных от этих капиталовложений; снижение курса, напротив, ведет к их уменьшению.

Третья группа факторов, определяющих инвестиционный климат страны, — географические и природно-климатические факторы, осо­бенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство.

Четвертая группа факторов — предпринимательский климат страны. Для деятельности зарубежных инвесторов важны такие составляющие предпринимательского климата, как уровень издержек, специфика нало­говой системы и размер ставок корпоративного и других налогов, специ­фика финансовых льгот, стоимость и уровень квалификации рабочей силы, уровень развития инфраструктуры, размер арендной платы и ком­мунальных услуг, административные процедуры, помощь местных вла­стей в подборе местных кадров, получении финансовых стимулов и др.

Перечисленные факторы инвестиционного климата принимающей страны традиционны. По мнению экспертов ЮНКТАД, традиционные черты инвестиционного климата очень важны, но их нельзя считать та­кими с точки зрения дифференциации стран. Мировая экономика ха­рактеризуется либерализацией и глобализацией, а компании ищут стра­ны и территории для прибыльного вложения средств с учетом развитой инфраструктуры, сложившейся деловой культуры, приватизационных программ. Эти нетрадиционные факторы особенно сказываются на принятии решений об инвестициях в экономику развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Например, опыт Венгрии, Чехии и Словении показал, что избранные способы приватизации крупных государственных фирм и желание правительств открыть стратегические отрасли для ПЗИ во многом определили их приток, а также расширение и изменение товарной структуры экспорта этих стран.

Один из самых важных нетрадиционных факторов, определяющих инвестиционный климат, — качество инфраструктуры. Низкий уро­вень ее развития может быть препятствием на пути передачи техноло­гий, патентов, лицензий, управленческих навыков. Пример — СЭЗ, где строительство объектов инфраструктуры требует огромных финан­совых вливаний. В среднем для обустройства территории в 1 км2 сво­бодной таможенной зоны требуется 10—15 млн. долл., а для экспортно-производственной зоны — 40—45 млн. долл.

Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, соответст­вующая инфраструктура и коммуникации, предсказуемая и эффектив­ная правовая и институциональная среда лежат в основе инвестицион­ной привлекательности страны для ПЗИ.

Известная консалтинговая компания «А.Т. Керни» ежегодно опре­деляет Индекс инвестиционного доверия (FDI Confidence Index). В его основу положен опрос 1000 крупнейших ТНК мира, входящих в спи­сок «Global 1000», имеющих совокупный годовой доход более 18 трлн. долл., размещенных в 41 стране мира и представляющих 24 отрасли мировой экономики. Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос 6 стратегии вложения ПЗИ в ближайшие один—три года (это варианты — высокий уровень интереса вложения ПЗИ; средний уровень интереса; низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну). При окон­чательном подсчете учитываются аналитические исследования экс­пертов международных организаций, таких как ЮНКТАД, Всемир­ный банк, МВФ, ОЭСР, Европейский банк реконструкции и развития. По данным на сентябрь 2002 г., в первую «десятку» стран, наиболее привлекательных для ПЗИ, вошли КНР, США, Великобритания, Гер­мания, Франция, Италия, Испания, Канада, Мексика, Австралия. Российская Федерация заняла 17-е место. А по итогам сентября 2003 г. крупнейшие инвесторы мира поставили Россию на 10-е место.

Инвестиционный климат для портфельных инвестиций.Инвестиционная привлекательность страны для вложения порт­фельных капиталов определяется более комплексными факторами, связанными с общим предпринимательским климатом, стратегией ин­весторов, особенностями экономики принимающей страны.

Упомянутые факторы можно подразделить на две группы: эконо­мические и правовые. Первые отражают общее состояние принимаю­щей экономики, возможности для зарубежной компании действовать в рамках общего предпринимательского климата, получая прибыль и проценты от капиталовложений. К ним можно отнести: темпы роста, устойчивость валютного курса, макроэкономическую стабильность, уровень валютных резервов, состояние национальной банковской сис­темы, ликвидность рынка акций и облигаций, уровень процентных ставок. Одни из названных факторов, например высокие темпы роста и ликвидность рынка акций, важнее для компаний, приобретающих акции, другие, например степень ликвидности рынка облигаций и уровень процентных ставок, важнее для компаний, вкладывающих средства в бумаги с фиксированным доходом (облигации).

Правовые факторы определяют степень влияния правительства на портфельные вложения. Речь идет о порядке перевода дивидендов и ка­питалов; размере налогов на доходы от инвестиций; регулировании рын­ков ценных бумаг; быстроте и эффективности урегулирования споров; защите прав инвесторов; специфике учета и законодательстве о коммер­ческой тайне. Перечисленные факторы имеют значение в совокупности.

Либерализация и структурные реформы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой увеличили их привлекательность для зарубежных инвесторов. Инвестиционные активы институцио­нальных инвесторов в страны ОЭСР значительно увеличились. Так, в 1998 г. совокупные нетто-активы пенсионных фондов этих стран оценивались в 11 трлн. долл., из которых 14% пришлось на зарубежные ин­вестиции, а совокупные активы совместных фондов в мире превысили 8 трлн. долл. (при этом только на американские фонды приходилось 5 трлн. долл.). Инновации в финансовой сфере и действие названных факторов привели к изменению инвестиционных стратегий фирм и новому переводу финансовых ресурсов на диверсифицированные раз­вивающиеся рынки, способные обеспечить высокие доходы.

Эффективность государственных ограничений, касающихся международных инвестиций.Зарубежные исследования последних лет, связанные с эффективно­стью государственного контроля над движением капитала, обращаются к двум его формам: контролю над оттоком капитала (пример — практи­ка Малайзии, которая ввела этот контроль в середине 1998 г.) и контро­лю над притоком капитала (пример — опыт Чили в 1991—1998гг.). Госу­дарство контролирует, как правило, краткосрочные, а не долгосрочные капиталопотоки. Соответствующие рекомендации дает Международ­ный валютный фонд.

Большинство экономистов скептически относятся к контролю над оттоком капитала, но идея ограничения инвестиций популярна. В част­ности, такого мнения придерживаются Дж. Штиглиц, Т. Ито, Б. Эйхернгрин.

Сама по себе идея ограничения капиталопотоков как средства уменьшения макроэкономической нестабильности не нова. По мне­нию Дж. Тобина, высказанному в 70-е гг., введение общемирового на­лога на валютные операции способна увеличить стабильность и умень­шить спекуляции на мировых валютных рынках. В середине 90-х гг., в условиях девальвации британского фунта стерлингов и итальянской лиры, предложение Тобина обсуждалось в научных кругах.

Реализация идеи свободных капиталопотоков заключается в опре­делении сроков и направлений ликвидации ограничений движения капитала. Так, Р. Маккиннон рекомендовал открывать капитальные счета после либерализации торговли товарами. Ведь избыток капитала приводит к значительному повышению валютного курса, что, в свою очередь, препятствует либерализации товарной торговли.

Известно, что минимальная макроэкономическая стабилизация в рамках реформирования национальной экономики возможна при ус­ловии решения проблемы финансовой нестабильности. После рефор­мирования внутренних финансовых рынков, либерализации торговли товарами и смягчения регулирования на рынках труда необходима ли­берализация капитальных счетов. Законодательный контроль над движением капитала далеко не всегда означает фактические ограничения инвестиций, так как суще­ствует немало способов обойти государственный контроль, например завышение импортных или занижение экспортных цен.

Правовые и фактические ограничения движения капитала неоди­наковы при определении истинного уровня финансовой интеграции.

Уровень интеграции рынков капиталов различных стран зависит от соотношения накоплений и инвестиций. Этот показатель, разрабо­танный М. Фельдстайном и Ч. Хориока, использовал П. Монтиэль, до­казавший, что в большинстве развивающихся стран сбережения и ин­вестиции мало связаны между собой. Дело в том, что реальная степень мобильности капитала намного выше той, которая соответствует пра­вовым ограничениям капиталопотоков.

Государственный контроль над оттоком капитала.Контроль над оттоком капитала — один из путей разрешения валютно-финансового кризиса. При оценке его эффективности выде­ляют: предварительный контроль, устанавливаемый (или ужесточае­мый) при хроническом дефиците платежного баланса и отсутствии де­вальвации национальной валюты; временный контроль, вводимый в условиях экономического кризиса.

Предварительный контроль осуществляется в таких формах, как налогообложение переводимых за границу фондов, система двойных валютных курсов (для сделок по капитальным счетам устанавливается более низкий курс), полный запрет на перевод капитала за рубеж. По мнению некоторых экономистов, эти меры могут сократить междуна­родные финансовые ресурсы, давая правительству время для проведе­ния корректирующей политики.

На практике предварительный контроль оказался неэффектив­ным. Столкнувшись с кризисом, компании уходят из-под контроля, переводя огромные средства за границу. Более того, контроль над от­током капитала ведет к росту коррупции, если инвесторы пытаются переместить свои средства в оффшорные страны и территории. В усло­виях государственного контроля правительство, как правило, не может обеспечить эффективного регулирования. Государственный контроль над оттоком капитала, особенно его ужесточение, увеличивает макро­экономическую нестабильность. Многочисленные исследования ва­лютных кризисов в развивающихся странах показывают, что компа­нии находят способы обойти контроль за несколько месяцев до деваль­вации национальной валюты. Почти в 70% случаев после введения предварительного государственного контроля наблюдался значитель­ный рост оттока капитала.

Контроль государства над оттоком капитала может свидетельство­вать об устойчивости национального рынка капиталов, что показывает практика ряда стран, переживших азиатский финансовый кризис 1998 г. В целом введение или ужесточение контроля над оттоком капитала в послекризисный период не было успешным ни в одной стране. По мнению С. Эдвардса, в 50% стран, которые вводили послекризисный контроль, девальвация национальных валют оказалась эф­фективной мерой, так как удалось предотвратить значительное паде­ние валютных курсов и улучшить состояние национальных платежных балансов, а в 2/3 стран экономический рост снижался. Лишь 35% госу­дарств не вводили государственный контроль над оттоком капитала после кризиса и в период падения темпов экономического развития.

Исторической иллюстрацией подобного контроля является долго­вой кризис развивающихся стран 80-х гг. Латиноамериканские госу­дарства (Аргентина, Бразилия, Мексика), которые ввели контроль над оттоком капитала, испытали длительное и болезненное падение тем­пов роста, высокую инфляцию и увеличение безработицы. Более того, усиление контроля над оттоком капитала не содействовало реструкту­ризации их экономики. Напротив, экспериментирование с популист­скими идеями стимулировало рост коррупции и, в конечном счете, усу­губило кризисную ситуацию. Так, в Мексике были экспроприированы долларовые вклады, в Аргентине и Бразилии — введены новые валют­ные курсы, установлен контроль над ценами и ростом государствен­ных расходов. Ни в одной из латиноамериканских стран контроль над оттоком капитала не был успешным.

Государственный контроль над притоком капитала.После азиатского финансового кризиса в разных странах наблюда­лось установление контроля над притоком капитала для предотвраще­ния валютных кризисов. Такой контроль призван защитить рынки от международных спекуляций, разрешая им проводить независимую денежно-кредитную политику. Отдельные страны последние два деся­тилетия применяли контроль над притоком капитала, например Бра­зилия, Колумбия, Чехия, Малайзия, Чили. Как показал чилийский опыт, контроль над притоком краткосрочных капиталов при одновре­менном привлечении долгосрочных инвестиций содействует эконо­мическому росту.

Этот вид государственного контроля — один из способов справить­ся с кризисом и защитить национальную экономику от нестабильно­сти мировых финансовых рынков: если спекулятивный капитал не приходит в страну, то и не уходит из нее, что подтвердил опыт Чили в 1991—1998 гг. Эффективность контроля над привлечением капитала в Чили нередко преувеличивают. Государственные ограничения прито­ка капитала содействовали значительному росту внешнего долга. Даже в 1996 г. более 40% правительственного долга банковским структурам было просрочено, а общий объем вложенных капиталов не уменьшил­ся. Ограничения притока капитала не сказались на динамике реально­го курса чилийской валюты, оказав лишь небольшой эффект на размер процентной ставки. По мнению экспертов, государственный контроль над притоком капитала содействовал уменьшению нестабильности фондового рынка, но не предотвратил от влияния на экономику Чили азиатского финансового кризиса. Негативным последствием подоб­ной политики стал также рост капитальных издержек, особенно для малых и средних фирм (в 1996 г. соответствующие издержки малых фирм возросли на 24%, в 1997 г. — на 19%).

Читайте также:  Разбираем портфель гуру: инвестиционные рецепты от Баффета в пандемию :: Новости :: РБК Инвестиции

Итак, целесообразность ограничений притока зарубежных капита­лов обусловлена сравнением более высоких капитальных издержек (прежде всего для малых и средних компаний) с потенциальной выго­дой от такого контроля, в частности с возможностью снизить макро­экономическую нестабильность.

Приток зарубежного капитала (главным образом краткосрочного) может нарушать стабильность экономики принимающей страны. Без жесткого финансового контроля нерегулируемый приток краткосроч­ных капиталов может негативно повлиять на долгосрочные инвести­ции. Ослабление контроля над движением международных капиталов помогает в ряде случаев завершить рыночные реформы, что, однако, возможно лишь после введения реального контроля над внутренним финансовым рынком.

По мнению некоторых экономистов, для развивающихся рынков введение контроля над притоком краткосрочных капиталов целесооб­разно, если важно избежать финансовой нестабильности. В то же вре­мя контроль государства над оттоком капитала и, особенно, его коли­чественные ограничения неэффективны. Предварительный государ­ственный контроль над оттоком капитала приводит к увеличению масштабов коррупции, в большинстве случаев не содействуя урегули­рованию кризиса, временные же ограничения способны противосто­ять кризисной ситуации.

Важнейшую часть национального богатства составляют основные фонды предприятий, организаций, отраслей народного хозяйства.

Основные фонды предприятия, организации представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

В качестве критерия оценки длительности оборота принята продолжительность процесса материального производства, равная одному году. Исходя из этого в теории и на практике принято средства с оборачиваемостью свыше года относить к основным фондам, с оборачиваемостью до 1 года — к оборотным средствам.

Основные фонды (ОФ) — составная часть недвижимого имущества. Гражданский кодекс РФ (ст. 130) к недвижимому имуществу (недвижимости) относит земельные участки, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

К основным фондам относятся, прежде всего, орудия труда — машины, оборудование, инструменты и другие средства труда, при помощи которых работники непосредственно воздействуют на предметы труда. Кроме того, к ОФ относятся здания, сооружения и другие средства труда, создающие условия для процесса труда и воздействия на предметы труда. К основным фондам относятся непроизводственные основные фонды — жилые дома, клубы, театры, школы, банки и другие объекты бытового и культурного назначения, учреждения здравоохранения. К основным фондам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным фондам.

Основные фонды имеют 2 свойства: потребительскую стоимость и стоимость.

Потребительская стоимость — полезность вещи, ее способность удовлетворять какие-либо потребности человека. Та или иная вещь может удовлетворять потребности человека либо непосредственно, как предмет личного потребления (одежда и т. д.), либо как средство производства, используемое для изготовления или перемещения предметов труда.

Стоимость ОФ слагается из затрат на их производство и приобретение, выраженных в денежной форме.

Экономическая природа основных фондов предопределяется формой собственности. Экономическая наука рассматривает собственность как основу становления отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Следовательно, собственность, рассматриваемая в ее экономическом содержании, характеризует отношения между людьми в части присвоения средств производства и предметов потребления.

ОФ по мере постепенного износа переносят частями свою стоимость на цену товара через издержки производства и обращения. В результате переноса части стоимости на цену товара (услуги) стоимость ОФ внешне как бы раздваивается: одна часть ее продолжает существовать в действующих основных фондах, другая — выпадает из оборота в том объеме, в каком основные фонды утратили свою первоначальную стоимость. Та часть стоимости, которую ОФ теряют вследствие износа, обращается как часть стоимости товара.

Следовательно, экономическая роль ОФ состоит в том, что они как материально-вещественные ценности многократно используются на предприятиях в качестве средств труда, и их стоимость частями постепенно переносится на цену товара.

Из сказанного следует, что основные фонды — категория экономическая. Ни внешняя форма вещи, ни материал, из которого она изготовлена, ни ее долговечность сами по себе не превращают вещь в составной элемент основных фондов.

Объекты основных средств различаются не только по их роли в производственном процессе, но и по конструктивным особенностям, происхождению, сроку службы и другим признакам. Это позволяет оценить производственный потенциал предприятия.

Общий размер основных средств в силу многообразия их видов может быть определен в денежном выражении. Для этого применяют различные способы оценки основных средств в зависимости от времени их приобретения и состояния.

Полная первоначальная стоимость отражает фактические цены, по которым производилась оплата за приобретаемые (создаваемые) основные средства, включая затраты на их доставку, установку в конкретных условиях.

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой износа, т.е. ту часть стоимости основных фондов, которая еще не отнесена на затраты по изготовлению продукции или оказанию услуг.

Восстановительная стоимость является условной оценкой стоимости основных фондов и выражает сумму затрат, которые были бы необходимы для воспроизводства в данный момент основных фондов при действующих ценах.

В процессе функционирования основные средства изнашиваются. Износ бывает физическим и моральным. Физический износ – это утрата средствами труда своей потребительской стоимости. В результате, средства труда становятся непригодными для дальнейшего использования. Физический износ основных фондов при их использовании наступает в связи с механическим снашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений, а также под влиянием природных условий, вызывающих гниение, коррозию металлов и т.д. В результате происходит утрата части первоначальной стоимости основных фондов. Величина физического износа возрастает по мере сокращения остающегося срока службы основных фондов. Стоимость износа принимается в сумме равной начисленной амортизации на полное восстановление и ремонт. Эта сумма уменьшается на стоимость произведенных капитальных ремонтов. Моральный износ означает обесценение того или иного вида основных фондов еще до полного и физического износа. Он может произойти по двум причинам: а) производство более производительных и более экономичных основных фондов того же назначения при той же стоимости; б) более дешевое производство аналогичных основных фондов.

Морально изношенное оборудование должно обновляться. Для этого разрабатываются программы технической модернизации. Выполнение этих программ требует затрат финансовых ресурсов, что обусловливает рост роли капиталовложений, направляемых на обновление, техническую модернизацию производства.

Средства на простое воспроизводство основного капитала накапливаются в амортизационном фонде, который образуется за счет амортизационных отчислений. Амортизация – денежное выражение той части основных фондов, которая в процессе производства переносится не вновь созданный продукт и предназначается для их возобновления на новой технической основе. Амортизационные отчисления входят в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Нормы амортизации – установленный размер ежегодных амортизационных отчислений на образование амортизационного фонда. Они распределяются: а) в % к балансовой стоимости основных фондов; б) в рублях на единицу выполненной работы (например, на 1000 км пробега в автомобильном транспорте); в) в рублях на единицу времени работы (например, на 1 час летной работы в воздушном флоте). Величина норм амортизации зависит от стоимости и срока службы основных фондов, затрат на капитальный ремонт и модернизацию основных фондов в течение периода их функционирования, ликвидационной стоимости выбывших основных фондов.

Затраты на создание и приобретение основных средств длительного пользования называют долгосрочными инвестициями.

Суть инвестирования состоит в том, что капитал вкладывается в определенные проекты с целью последующего получения прибыли. Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть разными – от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения новых элементов основного капитала.

Ввод в действие основных фондов – сдача в эксплуатацию законченных строительством или реконструкцией зданий, сооружений или других элементов основных фондов. Выбытие основных фондов – прекращение их функционирования и исключение из состава действующих основных фондов предприятия, что может произойти в связи с ликвидацией основных фондов или передачей их на баланс других организаций.

Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе амортизируемых основных фондов, числящихся на балансе предприятия.

Сумма амортизационных отчислений на планируемый год определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним. Среднегодовая стоимость определяется следующим образом: к стоимости основных фондов на начало планируемого периода прибавляют среднегодовую стоимость вновь вводимых в планируемом году основных фондов и исключают среднегодовую стоимость выбывающего имущества из-за износа или по другим причинам.

Среднегодовая стоимость вводимых в действие основных фондов определяется исходя из времени их работы в планируемом периоде. Для этого необходимо: стоимость вводимых и поступающих основных фондов разделить на 12 и умножить на число полных месяцев нахождения этих фондов в эксплуатации.

Стоимость основных фондов, выбывающих из-за ветхости, износа или по другим причинам, устанавливается по данным предполагаемого выбытия их в планируемом году. Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов определяется путем деления стоимости выбывающего имущества на 12 и умножения на число полных месяцев, оставшихся до конца года со времени их выбытия. Общая формула определения среднегодового остатка амортизируемых основных фондов при планировании амортизационных отчислений может быть представлена так:

Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране — Мегаобучалка,

где Сс – среднегодовая стоимость основных фондов;

С – стоимость основных фондов на начало планируемого периода;

СВ – стоимость основных фондов вводимых в планируемом году;

СВ1 – стоимость основных фондов выбывающих в планируемом году;

К – количество месяцев функционирования основных фондов.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели: а) осуществление капитального ремонта основных фондов; б) осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов; в) приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

Это не исключает временного использования этих средств до их востребования на инвестиционные цели в различных формах краткосрочных финансовых вложений. В процессе формирования амортизационной политики должны быть определены гарантии целевого использования средств амортизационного фонда и регламентированы условия финансовых операций с ними до их использования в инвестиционном процессе.

Необходимость обновления и формы воспроизводства основных фондов на базе капитальных вложений.Необходимость обновления основных фондов вызывается главным образом следующими причинами.

По мере использования основные фонды постепенно изнашиваются. Износ— это утрата основными фондами потребительской стоимости и стоимости. Различают две формы износа основных фондов: физический и моральный.

Износ физический— материальное снашивание основных фондов, постепенная потеря ими своих естественных свойств и стоимости в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или чрезвычайности обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).

Физический износ основных фондов, в конечном счете, приводит в негодность объекты основных фондов, вызывая необходимость их замены новыми.

Изнашиваются все виды основных фондов. Интенсивность износа зависит от вида ОФ. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияют многие факторы, такие как степень их нагрузки, качество основных фондов, особенности технологического процесса, степень защиты основных фондов от влияния внешних условий, уход и обслуживание основных фондов.

Основные фонды (машины, станки и т.д.) снашиваются не только физически, но и становятся отсталыми по своей технической характеристике и экономической эффективности. Они подвергаются моральному износу.

Различают две формы морального износа. Первая заключается в потере стоимости машины и оборудования до их физического износа вследствие того, что новые такие же машины и оборудование стали дешевле за счет сокращения затрат на их производство.

Вторая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание старых машин и оборудования вследствие появления новых, технически совершенных, с более высокой производительностью, более экономичные машины, которые вытесняют старые.

Таким образом, основные фонды в процессе их эксплуатации изнашиваются физически и морально. Это главный фактор необходимости их обновления.

Оцените статью