Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами. Курсовая работа (п). Неопределено. 2008-12-09

Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами. Курсовая работа (п). Неопределено. 2008-12-09 Выгодные вклады

Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ес, брикс, сша, вто и оэср

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2021) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/167EVN315.pdf DOI: 10.15862/167EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/167EVN315)

УДК 339.542.22

Ганеева Марина Вилевна

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва1

Соискатель учёной степени кандидата экономических наук

E-mail: vilevna@rambler.ru

Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ЕС, БРИКС, США,

ВТО и ОЭСР

1 115114, Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 2

Аннотация. Данная статья является исследованием понятия барьеров в торговле между странами и их объединениями. Основной предмет статьи – методы и подходы различных участников торговли в мировой экономики на нескольких уровнях интеграции. Для сравнения подходов к выявлению и устранению барьеров во внешней торговле различными странами, интеграционными группировками (Европейский союз) и международными организациями (Всемирная торговая организация и Организация экономического сотрудничества и развития) нами определены основные векторы сравнительного анализа. Предполагается выделение следующих точек для сравнения: определение понятий «барьеры», «барьеры во внешней торговле»; порядок выявления барьеров во внешней торговле; методы анализа полученной информации по барьерам; классификация барьеров; порядок и методы устранения барьеров во внешней торговле.

При этом стоит отметить, что сравнение между странами и интеграционными группировками с одной стороны и международными организациями с другой может быть недостаточно точным. Это связано с нацеленностью на решение конкретных проблем бизнеса, характерных для государств и интеграционных группировок, а также и необходимостью широкого охвата, что более соответствует международным организациям.

В качестве резюме обработанного материала будет приведены и сформулированы наиболее передовые методы снятия торговых барьеров, уже применяемые или планируемые к имплементации на тех или иных уровнях.

Ключевые слова: торговые барьеры; устранение барьеров; внешняя торговля; торговая политика; ВТО; ОЭСР; страна происхождения товара; лицензирования импорта.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Танеева М.В. Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ЕС, БРИКС, США, ВТО и ОЭСР // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2021) http://naukovedenie.ru/PDF/167EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/167EVN315

В начале приведём несколько устоявшихся определений, отражающих различные подходы к понятию «торговые барьеры» среди некоторых участников всемирной торговли.

В целом определения терминов «барьеры» и «барьеры во внешней торговле» являются относительно схожими по своему содержанию, отличаясь лишь детализацией характеристик барьеров. При этом в странах БРИКС отсутствует законодательно закрепленное определение понятия «барьеры», что оставляет вопрос дефиниции данного термина на усмотрение лиц, занимающихся выявлением и анализом барьеров. Наиболее общее определение, согласно которому, барьером может являться практически любое препятствие во внешней торговле, содержится в законодательстве США: «любой барьер, который препятствует возможности компании торговать с иностранной компанией». Стоит отметить, что при этом барьеры ограничиваются только торговлей между компаниями (b2b), исключая возможность торговли между компанией и физическим лицом. Схожее определение с определением, содержащимся в законодательстве США, используется в документах ОЭСР: «любые препятствия для домохозяйства по оперированию на иных рынках, кроме национального».

Согласно данным определениям, к барьерам могут относиться как препятствия, связанные непосредственно с деятельностью физического или юридического лица, его внутренней организацией труда или структурой, так и любые препятствия в рамках национального законодательства и правоприменительной практики, а также препятствия на иных рынках.

Определение, используемое в законодательной практике ЕС, ориентировано на международные торговые правила, что существенно снижает его охват. Согласно данному определению под «торговыми барьерами» или «препятствиями в торговле» понимается «любая торговая практика принятая третьей страной, в отношении которой международные торговые правила позволяют применять действия». В частности, это означает то, что первостепенным должно являться соответствие правилам международным торговли, а не какой-либо негативный эффект в отношении импорта/экспорта товара или услуги [1].

Определение, применяемое в рамках ВТО, в большей мере, чем определение, используемое в рамках ЕС, ориентировано на международные правила, которые сформированы в рамках данной организации.

Под понятием «барьеры» государства-члены ВТО понимают вводимые или поддерживаемые государством (правительством) меры, которые удовлетворяют одному из следующих условий [2]:

• несоответствие обязательствам или невыполнение обязательств, содержащихся в любых экономических или торговых соглашениях или договорах, которые заключены и вступили в силу, которые приводят к одному из следующих отрицательных торговых эффектов:

• введение или угроза ввести препятствие или ограничение на доступ товаров или услуг на рынок данного торгового партнера или рынок любого другого торгового партнера;

• порождение или угроза вызвать ухудшение конкурентоспособности национальных товаров или услуг на рынке данного торгового партнера или рынке любого другого торгового партнера;

• введение или угроза ввести препятствие или ограничение на доступ товаров или услуг торгового партнера или любого другого торгового партнера на рынок государства-члена ВТО.

По данному определению ключевым является соответствие обязательствам, принятым государством-членом ВТО в рамках ГАТТ, ГАТС и иных торговых соглашений, составляющих базу ВТО, ограничение доступа на национальный рынок или рынок третьего государства, демпинг и субсидирование. Тем самым конкретизация возможных барьеров включаемых в дефиницию в рамках ВТО, придаёт данному определению наименьшую степень охвата из всех рассмотренных определений. С другой стороны, наличие конкретных характеристик позволяет упростить дальнейший процесс выявления барьеров во внешнеторговой деятельности, что является несомненным плюсом.

Определение, используемое Индией, включает в себя, как определение ВТО, так и положения о том, что барьером являются «недостаточная информированность сторон о взаимных возможностях, сложные бюрократические процедуры, неразвитость кредитно-финансовых механизмов и транспортной инфраструктуры, сложности с ведением бизнеса, языковые барьеры». Данное определение уже включает в себя все типы основных проблем, с которыми сталкивается индийский экспортер, существенно сужая спектр поиска и обнаружения барьеров.

Схожее с индийским определением термина «барьеры», используется в ЮАР – «это не тарифы, а другие факторы, такие как неразвитые производственные структуры и неадекватная инфраструктура» [3]. Данное определение существенно сужает спектр определения барьеров, исключая из него тарифные и нетарифные ограничения, неисполнение обязательств ВТО, а также какую-либо торговую практику.

Порядок выявления барьеров во внешней торговле

Порядок выявления барьеров во внешней торговле также может различаться между государствами, интеграционными группировками и международными организациями. Данное отличие связано с тем, что основными источниками информации для государств и интеграционных объединений являются физические и юридические лица, задействованные во внешней торговле. Аналогично, для международных организаций характерно изучение именно торговой политики государств, входящих в их состав или же взаимодействующих с его участниками.

Так в отношении выявления барьеров в ВТО одним из элементов выявления барьеров во внешней торговле является добровольное уведомление государствами-членами ВТО о введении какого-либо барьера. В частности, о существующих барьерах в рамках ВТО можно узнать по результатам заседаний профильных комитетов, указанных в Таблице 1.

Таблица 1

Профильные комитеты ВТО по различным барьерам во внешней торговле

(Составлено автором)

Инструменты ограничения внешней торговли Профильный комитет ВТО

Технические барьеры Комитет по техническим барьерам

Лицензирование импорта Комитет по лицензированию импорта

Оценка таможенной стоимости Комитет оценки таможенной стоимости

Происхождение товара Комитет по правилам происхождения

Инвестиционные меры Комитет по инвестиционным мерам, связанным с торговлей

Санитарные и фитосанитарные меры Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам

Страна происхождения товара Комитет по правилам определения страны происхождения товара

Барьеры в торговле услугами Совет по торговле услугами

Данный способ не применяется больше ни в одном из изучаемых государств, интеграционных объединениях или международных организациях. Стоит отметить, в связи с невозможностью применять данный метод выявления барьеров, многие страны пользуются результатами, полученными в ВТО [4].

Иным механизмом, применяющимся в ВТО, но в отличие от вышеописанного имеющего аналоги в других странах и интеграционных объединениях является Механизм обзора торговой политики (МОТП). МОТП нацелен на анализ соблюдения всеми полноправными членами ВТО правил, норм и обязательств, принятых по многосторонним торговым соглашениям посредством обеспечения прозрачности и понимания торговой политики и мер той или другой стороны. Отличительной особенностью МОТП, применяемого ВТО, является высокая частотность и детальность анализа торговой политики государств. В частности, МОТП позволяет регулярно проводить коллективную оценку значимости всего спектра торговых мер отдельных стран-членов ВТО, их влияния на функционирование многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО [5].

Читайте также:  Как рост экономики США повлияет на мировой финансовый рынок? - Разбор полетов -

Аналогично косвенным механизмом выявления барьеров являются деятельность Органа по разрешению споров ВТО. Барьеры обнаруживаются на стадии публичных двусторонних консультаций между членами ВТО, имеющими разногласия.

Аналогично первому методу, в связи с невозможностью многих стран проводить столь детальный и глубокий анализ торговой политики иных государств, ими осуществляется использование результатов исследований, полученных в ВТО.

Порядок выявления в ОЭСР является переходным вариантом между порядком выявления барьеров, который принят в ВТО и тем порядком, которые применяются в различных странах и интеграционных объединениях. ОЭСР, в частности, использует инструменты, применяемые в самих странах для выявления барьеров. Так, одним из ключевых способов обнаружения барьеров во внешней торговле, применяемых ОЭСР, является агрегация и сбор данных полученных в ходе анкетных опросов, проводимых государствами-членами ОЭСР, а также мониторинг и контроль за их проведением. Данные государства берут на себя обязательство в части организации специализированных опросов и исследований кейсов среди компаний, которые уже осуществили выход на международные рынки, или планируют такой выход [6]. То, что данные опросы проводятся различными государствами, обеспечивает использование широкого спектра различных форм и способов анкетирования и интервьюирования. Как результат, данные опросы позволяют выявить практически весь спектр барьеров, с которыми сталкиваются компании при работе на зарубежных рынках. Это позволяет сформировать общее и концептуальное понимание на региональном и государственном уровне ситуации в отношении барьеров во внешней торговле и необходимых шагов по их решению.

Рекомендуемые ОЭСР методы по анкетированию, не включены в целом в порядок получения данных о существующих барьерах во внешней торговле. Такими способами являются анкетирование с предварительным телефонным интервью, почтовая анкета с последующим интервью, анкетирование в интернете с предварительным телефонным звонком, телефонное интервью, почтовый опрос, опрос экспертной группы, исследование множества кейсов, исследование единичных случаев, и исследование единичных случаев с опросами руководителей компаний.

Основными элементами выявления барьеров в ЕС и США является общение с заинтересованными лицами на специализированных площадках, сбор данных полученных в ходе письменных или интернет обращений граждан или юридических лиц и исследования законодательства стран-партнеров во внешней торговле. И в ЕС, и в США в состав

консультативных советов по обсуждению барьеров входят представители компаний и бизнес-ассоциаций, органов власти, профсоюзов, обществ по защите окружающей среды, научно-исследовательских групп и центров, неправительственных организаций и общественных объединений [7]. Также и в США, и в ЕС в случае обсуждения узкоотраслевых или межотраслевых вопросов к дискуссии приглашаются специалисты в данных областях.

В США и ЕС применяются электронные системы сбора жалоб и обращений со стороны заинтересованных физических и юридических лиц, установленные на специализированных интернет порталах. При этом требование к объему предоставляемых данных в ЕС намного выше, чем в США.

В данных системах заявителю требуется указать информацию о физическом или юридическом лице, которое им является, включая данные о производстве, обороте и количестве занятых лиц на предприятии. Также требуется предоставить информацию о товарах, услугах и правах на интеллектуальную собственность. При этом в случае подачи жалобы в органы ЕС данные должны содержать описание товара (или услуги) в соответствии с Товарной номенклатурой (С^ до восьми цифр и данные о торговых потоках, в которых заявитель участвует как производитель, импортер или экспортер. И в ЕС и в США требуется предоставить информацию о том, как торговый барьер нарушает принятые иностранным государством международные обязательства, не требуя от заявителя проведения полноценного юридического расследования. США также требует указать информацию о том, как торговый барьер причиняет или угрожает причинить ущерб интересам экспортера США. ЕС, в отличие от США, требует более детальную информацию о барьере, в частности приложения копии нормативного акта иностранного государства, в соответствии с которым введен торговый барьер или копии факсов, писем торговых агентов, импортеров или клиентов с указанием информации о торговом барьере, в случае если нормативно-правовой акт иностранного государства отсутствует [8].

Для США, как и для ЕС, характерно проведение мониторинга законодательства и правоприменительной практики основных стран-партнеров во внешнеторговой деятельности. В США в ходе мониторинга стран, чьи законы, политика или практика оказывают наибольшее отрицательное воздействие (фактическое или потенциальное) на соответствующие товары США, и которые не участвуют в добросовестных переговорах по разрешению этих проблем, должны идентифицироваться как «приоритетные зарубежные страны». В отношении «приоритетных зарубежных стран» может проводится специализированное расследование по анализу существующих барьеров [9]. В ЕС Еврокомиссия проводит также мониторинг законодательства стран-партнеров и в сотрудничестве с государствами-членами ЕС составляет список барьеров, которые являются приоритетными с точки зрения экспорта Евросоюза. Такие барьеры в Базе данных барьеров ЕС отмечены как «ключевые барьеры».

Наиболее оптимальным представляется использование методов выявления барьеров, применяемых США и ЕС. Также в работе по выявлению барьеров необходимо обращаться к публикациям и исследованиям в рамках ВТО и ОЭСР, так как данные аналитические работы отличаются широким охватом и глубиной проработки, которое не может позволить себе отдельное государство или интеграционное объединение.

Методы анализа полученной информации по барьерам

Методы анализа полученной информации по барьерам напрямую зависят от способов получения информации о них. Например, в рамках ВТО, какого-либо анализа барьера не проводится, фиксируется лишь факт его наличия и несоответствия нормам ВТО и общий негативный эффект, который он накладывает на экспорт/импорт товара или услуги. Единственным элементом анализа барьера может стать только выявление, какое из обязательств, взятых государством в рамках многосторонней торговой системы, было нарушено.

Самый глубокий анализ, полученных барьеров проводится в организации ОЭСР, что связано со спецификой получаемых данных. В связи с тем, что информация о барьерах поступает по итогам агрегирования результатов анкетирования, проведенного в различных странах, то данные могут подвергаться различной статистической и математической обработке в зависимости от перечня вопросов и частотности их совпадения в различных анкетах. При анализе результатов анкетирования определяется процент ответивших на анкеты, от общей численности, приглашенных к участию компаний, сопоставляются их характеристики (размер, оборот, тип деятельности, активность в экспорте) с препятствующими их деятельности барьерами. Дополнительно в результате обработки информации требуется выявить наиболее интересные для компаний рынки сбыта продукции или оказания услуг, и соотнести их с выявленными барьерами..

В случае применения способа, при котором барьерам дается характеристика уровня препятствия, и присваиваются баллы, дополнительным результатом анализа исследований может стать формирование схемы «Топ-10 барьеров». Данная схема позволяет визуализировать ответы анкет в части наиболее препятствующих барьеров, расположив их по осям «Количество упоминаний» и средневзвешенная оценка их препятствия (на основе полученных баллов).

Стоит отметить, что ни США, ни ЕС не используют подобную методику анализа барьеров, т.к. они получают уже готовые сведения о барьере и уровне его воздействия на торговлю в результате заявлений от физических или юридических лиц. Тем не менее, широко распространённой является практика использования результатов, полученных ОЭСР.

США при необходимости получения более конкретных сведений о барьере и его дальнейшего анализа, проводит соответствующее расследование. В ходе расследования должны быть проведены публичные слушания с участием истца и других заинтересованных лиц. Также Офис торгового представителя должен запросить консультации с правительством иностранного государства, которое ввело торговый барьер.

Европейский союз проводит более детальную аналитическую работу по сравнению с США. В частности, после получения сообщения о наличии барьера Еврокомиссия начинает расследование и подготавливает Доклад о проведенном расследовании, которое, как правило, включает в себя следующие элементы [10]:

• фактологический анализ практики третьей страны, которая ввела торговый барьер;

• правовой анализ практики третьей страны (несовместимость с правилами ВТО);

• изучение неблагоприятных последствий торговли на рынке третьей страны и /или на рынке ЕС и их влияние на экономику ЕС;

• заключение и планируемые действия.

Таким образом, ключевым отличием между анализом барьеров в ЕС и США является ориентированность последних на досрочное снятие барьера уже при анализе. В то время как

первые (Еврокомиссия) готовы проводить детальную и глубокую проработку барьера для дальнейшего его снятия. Как следствие, это делает методы анализа ЕС наиболее привлекательными для рассмотрения к применению в рамках ЕЭК. В случае, если ресурсная база ЕЭК позволит использовать методы ОЭСР, было бы целесообразно обратиться к последним.

Читайте также:  Как оформить доверенность на вклад в Сбербанке? Способы оформления и образец

Классификация барьеров

Основой для классификации всех барьеров ЕС, США, КНР и ОЭСР служит классификация, разработанная в рамках Всемирной торговой организации. Классификация барьеров ВТО базируется на основных положениях статье ВТО, в частности специальных защитных мерах (Статья XIX ГАТТ, Статья Х ГАТС), компенсационных мерах (Статья VI ГАТТ), ограничивающие импорт товара с целью компенсации специфической субсидии, предоставляемой в целях производства или экспорта в случае доказательства существенного, мерах по поддержке платежного баланса (Статьи XII и XVIII: Ь ГАТТ, Статьи XII ГАТС), направленные на улучшение внешней финансовой позиции государства, общих отказах государств-членов ВТО от принятых на себя обязательств (статья IX ВТО), антидемпинговых мерах (Статья VI ГАТТ), мерах по поддержке молодых и претерпевающих структурную перестройку отраслей (Статьи XVIII: а и XVIII: с ГАТТ), протекционистских нормах, общие исключения из обязательств в рамках ВТО (статья XX ГАТТ, статья XIV ГАТС), мерах по обеспечению национальной безопасности (статья XXI ГАТТ статья XIV ГАТС – бис); послаблениях при изменении режимов (статья XXVIII ГАТТ) [11].

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ВТО к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и др.;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Индия и Бразилия полностью заимствовали классификацию ВТО, не добавив к ней ни одной новой категории барьеров, в то время как в связи со своих подходом к определению понятия «барьер» ЮАР не обладает классификацией. Классификация, используемая

Европейским союзом, конкретизирует классификацию ВТО. В частности, выделяется отдельно такой барьер, как «Тарифы и пошлины», включающий уровни тарифов, тарифные квоты, внутреннее налогообложение и другие сборы. Инструменты торговой защиты в отличие от ВТО консолидированы в единый барьер с одноименным названием. ЕС включает в инструменты торговой защиты собственно специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры и иные меры торговой защиты. Аналогично ЕС консолидирует различные нетарифные барьеры в единый барьер, включающий как таможенный процедуры, так и количественные ограничения, вопросы конкуренции и стандартов, а также государственные закупки. Отдельным барьером выделяются меры в отношении экспорта -включающие экспортные налоги, экспортные запреты и экспортное лицензирование. Стоит отметить, что в отличие от ВТО, в классификации ЕС отсутствует такой барьер как «ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей». При этом в классификации ЕС добавляются барьеры, связанные с инвестициями (меры с торговыми аспектами инвестиционной деятельности и ограничения на прямые иностранные инвестиции), барьеры в интеллектуальной собственности и барьеры в отношении услуг (ограничения по доступу на рынок, дискриминационное отношение, внутренние регулирование).

США подходят к вопросу по классификации торговых барьеров отлично от Европейского союза, и используют более узкий подход. Аналогично ЕС, в классификации США присутствуют такие пункты как, барьеры, связанные с инвестициями, барьеры в интеллектуальной собственности, барьеры в отношении услуг. Нетарифные барьеры, которые в ЕС объединены в одну категорию, у США подразделяются на несколько категорий -политика в отношении импорта, барьеры на рынке государственных закупок, антиконкурентное поведение иностранных фирм. Достаточно широкая категория ЕС «Меры в отношении экспорта», в случае США сокращена до барьера экспортных субсидий. При этом США выделяет два дополнительных барьера, которые отсутствует в классификации ЕС -торговые барьеры в отношении электронной коммерции и коррупционные барьеры.

Подход, который применяет Китайская народная республика в отношении классификации барьеров, достаточно схож с подходом Европейского союза, но несколько расширяет и видоизменяет его. Аналогично ЕС существуют барьеры в области тарифов и пошлин, меры торговой защиты, барьеры в торговле услугами, недостаточная и несправедливая защита интеллектуальной собственности, экспортные ограничения, технические барьеры в торговле. Нетарифные барьеры в подходе КНР в отличие от подхода ЕС не сводятся в единую категорию, а наоборот разделены на несколько отдельных типов барьеров. В частности, к ним относятся [12]:

1) ограничения импорта, например, необоснованный запрет импорта и импортное лицензирование;

2) барьеры в виде таможенных процедур, например процедурные препятствия в таможенной очистке, необоснованные сборы при импорте;

3) дискриминационные налоги и платы на импортированные товары;

4) санитарные и фитосанитарные меры, например, излишне строгие карантинные требования и процедуры к импортированным товарам;

5) государственные закупки, например, недостаточная прозрачность, нарушение положений РНБ и национального режима;

6) субсидии, например, субсидии, противоречащие ВТО, которые искусственно стимулируют экспорт или приобретение на внутреннем рынке национальных товаров.

Аналогично США, КНР выделяет барьер, включающий в себя коррупционные барьеры, но не включает в свою классификацию барьеры в отношении электронной коммерции. В отличие от ВТО, США и ЕС, КНР очень тщательно подходит к вопросу классификации барьеров по доступу инвестиций на рынок. КНР включает 3 категории:

1) барьеры для доступа инвестиций;

2) барьеры для функционирования иностранных предприятий;

3) барьеры для вывода инвестиций.

Фактически, классификация в отношении внешнеторговых барьеров КНР является наиболее детализированной и охватывает наибольшее число сфер и может рассматриваться, как модельная классификация для Евразийской экономической комиссии.

Отдельно стоит обратить внимание на две классификации барьеров в рамках ОЭСР, одна из которых не совпадает ни с одной из вышеприведенных классификаций. В ОЭСР первая классификация подходит к разделению барьеров по функциональному признаку, объединяя одновременно и барьеры самих юридических или физических лиц, и национальные и внешние в одну категорию, в случае если у них имеется схожий функционал. Таким образом, ОЭСР выделяет 4 крупные категории барьеров – финансовые барьеры, барьеры бизнес-климата, барьеры возможностей, барьеры доступа. Данная классификация не представляется слишком точно отражающей именно внешний аспект торговой деятельности, т.к. затрагивается существенный пласт вопросов внутренней политики государства. Как следствие, использование модели данной классификации в работе Евразийской экономической комиссии не является целесообразным.

Второй тип классификации ОЭСР выделяет исключительно «процедурные барьеры», которые в отличие от вышеозначенных четырех категорий включают в себя только нетарифные барьеры, связанные с внешней торговлей. В целом они совпадают с категориями, использовавшимися в других классификациях. Первой категорией является таможенная классификация, администрирование и контроль; второй – стандарты и другие технические барьеры торговли.

Порядок и методы устранения барьеров во внешней торговле

Если рассматривать порядок и методы устранения барьеров во внешней торговле, то они зачастую совпадают в ЕС, США, КНР, Индии, Бразилии, ВТО и ОЭСР, различаясь лишь количеством различных мер.

Для ВТО единственным способом устранения барьеров во внешнеторговой деятельности является использование механизма разрешения споров. Данный механизм включается в себя пять этапов и признается всеми странами методом устранения барьеров во внешней торговле. Такими этапами являются [13]:

1. консультации;

2. требование об учреждении третейской группы;

3. учреждение третейской группы;

4. процедурные вопросы работы третейской группы;

5. выполнение решений Органа по решению споров ВТО.

В США методами устранения барьеров, кроме рассмотрения торговых споров в рамках Органа по разрешению споров ВТО в соответствии с Договоренностью ВТО о правилах и процедурах разрешения споров, являются:

• составление специальной базы данных торговых соглашений между США и иностранными государствами на уровне правительства, государственных органов и межправительственных организаций;

• создание и функционирование специальных консультативных органов;

• торговые переговоры с государствами и блоками стран, которые применяют торговые барьеры в отношении экспорта США;

Читайте также:  Топ-10 стран, инвестирующих в экономику США | Кто в курсе -

• применение санкций в двусторонней торговле, предусмотренные законодательством США;

• работа по заключению и расширению зон свободной торговли, инвестиционных соглашений, соглашений по экономическому партнерству США с третьими странами.

Стоит отметить, что методы применяемые ЕС, Бразилии и ЮАР по снятию барьеров практически полностью идентичны мерам, применяемым США. КНР применяет крайне ограниченный круг мер в отличие от США и ЕС.

КНР в основном ориентирована на снятие антидемпинговых, субсидиарных и защитных мер, что является лишь одним из направлений снятия барьеров для США. Так основными методами являются:

1) изучение и выработка политики, законов и постановлений по антидемпинговым, субсидиарным и иным расследованиям;

2) направление и координирование контрмер против антидемпинговых, субсидиарных и защитных мер;

3) проведение расследований в отношении подобных мер;

4) проведение консультаций с правительствами государств, применяющих данные меры.

Наибольший объем мер, использует в своих методиках ОЭСР. При этом, меры, предлагаемые ОЭСР, не включают в себя такой метод устранения барьеров, как составление специальной базы данных о существующих барьерах и применение санкций в двусторонней торговле, что характеризует инструментарий данной организации как более передовой.

Подводя итог проведённому анализу, выделим новые и перспективные методы, которые зачастую не использовались в вышеописанных подходах. В частности, таковыми являются [14]:

1) активное снятие нетарифных барьеров в международной торговле (взаимное признание стандартов продукции и лицензирования в различных секторах экономики, эффективная юридическая система, облегченные таможенные процедуры, упрощенные бизнес-поездки);

2) проведение открытых и доступных публичных консультаций с целью облегчения участия компания в процессе разработки торговой политики;

3) сотрудничество в области законодательства с другими странами, с целью снижения для снижения издержек на соблюдение законодательных требований.

Кроме того, специалисты ОЭСР в отличие от иных методик предлагают использовать спектр методов, направленных на сами национальные компании, чтобы повысить их возможности по выходу на внешние рынки. Важными областями для активной государственной поддержки внешнеторговой деятельности являются следующие направления:

1) активная поддержка и упрощение режима для компаний, которые пытаются выйти на внешние рынки;

2) целевая поддержка компаний уже работающих зарубежом

3) развитие сбора и предоставления данных и статистической информации по деятельности на международном рынке;

4) помощь в формировании кластеров компаний, которые готовы осуществлять обмен информацией друг с другом;

5) помощь в формировании любых видов сотрудничества и взаимодействия между компаниями, с целью передачи информации от компаний, которые уже вышли на внешние рынки, компаниям, которые только планируют это осуществить;

6) распространение информации об инициативах, направленных на упрощение выхода компаний на международные рынки;

7) поддержка различных форумов или иных дискуссионных площадок, где правительственные чиновники могут обсуждать, публиковать и рассматривать различные практики преодоления барьеров во внешней торговле;

8) запуск программ по помощи компаниям в получении доступа к финансовым ресурсам, необходимым для выхода на международные рынки.

Спектр методов, предлагаемый ОЭСР, для устранения барьеров во внешнеторговой деятельности является наиболее полным и многофакторным, что делает его привлекательным для использования в деятельности современных РИО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление международным обменом товаров, услуг, капитала / под ред. А.А. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004.

2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 2004.

3. Министерство торговли и промышленности ЮАР. Режим доступа: http://www .dti.gov.za/about_dti .jsp.

4. Laird S. Multilateral Approaches to Market Access Negotiations, chapter in Trade Rules in the Making // edited by M.R. Mendoza, P. Low and B. Kotschwar, OAS&Brooking Inst., Washington D.C., 1999.

5. Finger J. Michael. GATT Experience with Safeguards: Making Economic and Political Sense of the Possibilities That the GATT Allows to Restrict Imports., 1997.

6. Антидемпинговое законодательство ЕС: пособие российским экспортерам. – М.: Tacis, 1999. – 147 c.

7. Бороздин И. Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС // Европейский Союз: факты и комментарии. 2001. №3.

8. Evenett S.J. EU Commercial Policy in a Multipolar Trading System. Discussion Paper Series. 2007. No. 6284 // Режим доступа: .http://www.cepr.org.

9. Krugman P. Strategic Trade Policy and the New International Economics. MIT Press, 1986.

10. Михневич С. Тарифные квоты как механизм либерализации и регулирования доступа к рынку сельскохозяйственных товаров / С. Михневич // Общество и экономика, 2004, №9, с. 95-111.

11. Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: Избранные решения. М.: Волтерс Клувер, 2006.

12. Crawford J.-A., Florentino R.V. The Changing Landscape of Regional Trade Agreements // WTO Discussion Papers. 2006. No. 8.

13. Дюмулен И.И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса (2008-2021 гг.) и в последующий период / И.И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник (внешнеэкономический бюллетень), 2021, №6, с. 3-11.

14. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. А.А. Дынкина. М.: Магистр, 2007.

Рецензент: Ганеева Марина Вилевна, соискатель, РУДН.

Ganeeva Marina Vilevna

Peoples’ Friendship University of Russia

Russia, Moscow E-mail: vilevna@rambler.ru

Comparison of existing approaches to work with barriers in foreign trade, used by the EU, BRICS, the United States,

WTO and OECD

Abstract. This article is a study of the concept of trade barriers between countries and their associations. The main subjects of the article are methods and approaches of different units in the world economy at different levels of integration. To compare of approaches to identifying and removing barriers in foreign trade by various countries, integration groups (European Union) and international organizations (World Trade Organization and the Organization for Economic Cooperation and Development), we identified the main vectors of the comparative analysis. Expected release of the following points of comparison: the definition of “barriers”, “foreign trade barriers”; identification of barriers in foreign trade; methods of analysis of the obtained information on barriers; classification of barriers; procedures and methods for the removal the barriers in foreign trade.

It should be mentioned that the comparison between countries and integration groups on the one hand and international organizations, on the other hand can’t be sufficiently accurate. It is connected with solving specific business problems, what is typical for countries and integration groupings, as well as the need for broad coverage, more relevant to international organizations.

As a summary of the researched material will be presented and formulated the most advanced methods of removing trade barriers, already used or planned for implementation on various levels.

Keywords: trade barriers; removing barriers; foreign trade; trade policy; WTO; OECD; country of origin; import licensing.

REFERENCES

1. Upravlenie mezhdunarodnym obmenom tovarov, uslug, kapitala / pod red. A.A. Batizi. M.: Vysshee obrazovanie i nauka, 2004.

2. Danil’tsev A.V. Mezhdunarodnaya torgovlya: instrumenty regulirovaniya. M.: Delovaya literatura, 2004.

3. Ministerstvo torgovli i promyshlennosti YuAR. Rezhim dostupa: http://www .dti.gov.za/about_dti .jsp.

4. Laird S. Multilateral Approaches to Market Access Negotiations, chapter in Trade Rules in the Making // edited by M.R. Mendoza, P. Low and B. Kotschwar, OAS&Brooking Inst., Washington D.C., 1999.

5. Finger J. Michael. GATT Experience with Safeguards: Making Economic and Political Sense of the Possibilities That the GATT Allows to Restrict Imports., 1997.

6. Antidempingovoe zakonodatel’stvo ES: posobie rossiyskim eksporteram. – M.: Tacis, 1999. – 147 c.

7. Borozdin I. Ekonomicheskaya kon”yunktura i tekushchaya ekonomicheskaya politika ES // Evropeyskiy Soyuz: fakty i kommentarii. 2001. №3.

8. Evenett S.J. EU Commercial Policy in a Multipolar Trading System. Discussion Paper Series. 2007. No. 6284 // Rezhim dostupa: http://www.cepr.org.

9. Krugman P. Strategic Trade Policy and the New International Economics. MIT Press, 1986.

10. Mikhnevich S. Tarifnye kvoty kak mekhanizm liberalizatsii i regulirovaniya dostupa k rynku sel’skokhozyaystvennykh tovarov / S. Mikhnevich // Obshchestvo i ekonomika, 2004, №9, s. 95-111.

11. Smbatyan A.S. Mezhdunarodnye torgovye spory v GATT/VTO: Izbrannye resheniya. M.: Volters Kluver, 2006.

12. Crawford J.-A., Florentino R.V. The Changing Landscape of Regional Trade Agreements // WTO Discussion Papers. 2006. No. 8.

13. Dyumulen I.I. Protektsionizm i mnogostoronnie peregovory VTO v gody global’nogo ekonomicheskogo krizisa (2008-2021 gg.) i v posleduyushchiy period / I.I. Dyumulen // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik (vneshneekonomicheskiy byulleten’), 2021, №6, s. 3-11.

14. Mirovaya ekonomika: prognoz do 2020 goda / pod red. A.A. Dynkina. M.: Magistr, 2007.

Оцените статью
Adblock
detector