Виды государственной поддержки инвестиционной деятельности в природоохранной сфере
Государство предлагает различные механизмы для экономического стимулирования реализации природоохранных мероприятий. Обратим внимание на те меры, которые поддерживают инвестиции на федеральном и региональном уровне, на специальные инструменты развития поддержки и взаимодействия государства с инвестором.
В послании Федеральному Собранию РФ 2021 года Президент РФ В.В.Путин назвал решение проблем в сфере экологии одной из приоритетных задач для промышленности и науки.
Ранее необходимость решения экологических проблем была отражена Президентом РФ в Указе от 07.05.2021 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», во исполнение которого разработан и реализуется национальный проект «Экология», а также Правительством РФ, которое утвердило Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 года, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.
Выполнение поставленных задач связано с обеспечением ресурсосбережения, экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, а также с экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности. Для достижения этого в первую очередь необходимо выстраивание конструктивного диалога между государством и бизнес-сообществом. В результате такого диалога может сформироваться обоюдовыгодная и сбалансированная модель взаимодействия, которая исключит возможность неэффективного использования инвестиционных возможностей.
Рассмотрим далее основные механизмы экономического стимулирования приоритетных направлений хозяйственной деятельности, выработанные государством для построения конструктивного «экологического диалога».
Один из таких инструментов — государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях инвестиционной деятельности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (рисунок 1).
В соответствии с законодательством на федеральном уровне государственная поддержка инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий предусматривает:
- налоговые льготы, которые являются сегодня важной составляющей политики государства в сфере развития приоритетных отраслей промышленности;
- компенсацию расходов, направленных на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, в том числе на развитие технологий в природоохранной области;
- инвестиционные налоговые кредиты;
- льготные условия пользования землей, предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов с правом последующего перехода права собственности на эксплуатируемые земельные участки;
- программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках реализации федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
- государственные гарантии РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов;
- применение «зеленого тарифа» в сфере электроэнергетики;
- выпуск «зеленых» облигаций;
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне выражена в виде следующих преференций:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) по их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
- возмещение части лизинговых платежей;
- возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования;
- освобождение от уплаты транспортного налога;
- поддержка производств, ориентированных на экспорт;
- поддержка (поручительство) гарантийных фондов, которые создаются органами исполнительной власти субъекта РФ, финансируются из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета и действуют (предоставляют поручительство) исключительно на территории того субъекта РФ, где созданы.
Кроме перечисленных видов государственной поддержки финансового характера, возможны также нефинансовые государственные преференции.
Так, наиболее популярный нефинансовый инструмент государственной поддержки инвестиционной деятельности — создание экологических технологических и индустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня, а также территорий опережающего социально-экономического развития.
Государственная поддержка может иметь и нефинансовый характер — например, создание экологических технологических и индустриальных парков.
Относительно новый механизм экономического регулирования, действующий с 2021 года, — расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов (РОП). Этот механизм предполагает, что производитель и импортер товаров принимают на себя финансовую ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. РОП реализуется или путем самостоятельного выполнения импортерами и производителями товаров нормативов утилизации, или заключением договоров с предприятиями-переработчиками отходов, или уплатой экологического сбора.
При этом отметим, что в основу механизма РОП заложен принцип экономического стимулирования непосредственно утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации будут пересматриваться только в сторону увеличения и соответственно платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов станет и экономически, и экологически целесообразно.
Кроме механизмов государственной поддержки инвестиций, государством созданы специальные инструменты поддержки инвестиционных проектов в виде институтов развития и всевозможных фондов (рисунок 2).
Например, к ним относятся государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», Фонд развития промышленности, отраслевая компания в сфере обращения с отходами — Публично-правовая компания (ППК) «Российский экологический оператор».
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» в соответствии со своим уставом призвана способствовать долгосрочному экономическому развитию России. Она занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей, в первую очередь за счет внедрения высокоэффективных технологий и поддержки экспорта.
Фонд развития промышленности, подведомственный Минпромторгу России, предоставляет возможности получения льготных займов в соответствии с установленными программами, участия в лизинговых проектах, выступает как оператор при заключении специальных инвестиционных контрактов и предоставляет гарантии и поручительства.
ППК «Российский экологический оператор» создана в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), обеспечения управления указанной системой, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот. Этой компании для финансовой поддержки отрасли обращения с ТКО, например, предложена программа по льготному лизингу (рисунок 3).
При рассмотрении государственной поддержки инвестиционной деятельности следует также отметить наличие одного из самых значимых специальных инструментов взаимодействия государства с инвестором, а именно заключение инвестиционного соглашения, концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства, а также специального инвестиционного контракта (СПИК). Последний является комплексным инструментом промышленной политики, направленным на привлечение инвестиций в производство на территории России.
В целях совершенствования механизма СПИК Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике» (СПИК 2.0). Предлагается в том числе увеличить срок действия СПИК и минимальный объем инвестиций, а также предусмотреть возможность участия в проекте нескольких инвесторов.
Рассмотренные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий, их сочетание создают благоприятные условия для выстраивания конструктивного «эколого-экономического диалога» между государством и промышленными предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, водопользования, очистки промышленных выбросов.
Подробное описание каждого вида государственной поддержки инвестиционной деятельности в области охраны окружающей среды, условия предоставления государственных преференций, а также обзор правоприменительной практики станут темами следующих статей в новой авторской рубрике АНО «Равноправие» — «Экономика охраны окружающей среды».
💰fingram: как инвестировать в экологию
Бывает, получил доход и хочется вложить его во что-то не только прибыльное, но и полезное для всей планеты. Можно, конечно, купить что-нибудь экологичное, перевести в Greenpeace или Грете Тунберг, а можно приобрести «зеленые» облигации.
1.Что такое «зеленые» облигации?
«Зеленые» облигации — это обычные облигации, но выпускаемые с целью привлечения средств для финансирования проектов, связанных с охраной/улучшением окружающей среды. Эмитенты «зеленых» облигаций — корпорации, муниципалитеты, правительства и т. д. Эмитенты обеспечивают не только прозрачность проекта, но и следят за целевым использованием средств.
Существуют прописанные принципы «зеленых» облигаций, выпущенные International Capital Market Association (ICMA). Они определяют направления, на которые должно идти получаемое финансирование:
2.Где можно найти список таких облигаций?
Сейчас в России сектор «зеленого» финансирования только формируется. На Московской бирже есть специальный раздел — «Сектор устойчивого развития», в котором перечислены облигации, отвечающие «зеленым» критериям.
В перечень не включены бумаги ООО «Ресурсоснабжение ХМАО», которые также относятся к «зеленым».
3.Как купить «зеленые» облигации?
Для этого нужно открыть брокерский счет, пройдя шаги, описанные в 💰Fingram: как начать инвестировать в российские ценные бумаги.
А также в приложении или в личном кабинете брокера по ISIN найти нужные облигации и добавить их в свой портфель.
Готово! Ваши средства будут направлены на защиту и сохранение экологии на этой планете!
Бонус:
Пока социальные инвестиции дают финансовую отдачу ниже рыночной, но это не значит, что так будет всегда. Есть перспектива развития ценных бумаг такого типа, которая зависит от господдержки и ответственности бизнеса.
Среди эмитентов акций нет единого стандарта, который бы однозначно характеризовал компанию как «зеленую». Но есть компании, соответствующие принципам ESG (Environmental, Social и Governance). ESG-инвестирование подразумевает, что компания оценивается по трем направлениям: экология, социальное развитие, корпоративное управление. В последние годы на развитых рынках стали появляться ETF-фонды, инвестирующие только в ESG-компании.
Российский инвестор может купить эти фонды, если у него есть статус квалифицированного инвестора.
Если у вас нет соответствующей квалификации или счета у зарубежного брокера, можно смотреть отчеты фондов, делающих подобные инвестиции, и покупать ценные бумаги из состава этих фондов на Московской и Санкт-Петербургской биржах.
Зоя ВАСЮТЧЕНКО, procenty-po-vkladam.ru