Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр Вклады Возрождение

Основные методологии управления проектами

Методы разработки проектов, как и любые бизнес-модели, имеют свои особенности, преимущества и недостатки.

В некоторых главное — скорость реализации проекта. Другие ориентированы на управление сотрудничеством или охват составляющих проекта.

Вот основные методологии, которые пользуются популярностью:

— Waterfall (Водопадная модель).

— Agile.

— Scrum.

— Lean.

— Kanban.

— Prince2.

— Six Sigma.

Каждая методология заслуживает особого внимания, но особенно часто в среде разработчиков можно услышать дискуссию ” Waterfall против Agile”.

Эти разные методы разработки приковывают внимание уже не первое десятилетие. Они разные, но отличает их то, что обе модели не теряют актуальности и не собираются сдавать позиции в дальнейшем.

Agile — гибкая модель разработки и управления. Метод характеризуется небольшими циклическими изменениями, которые внедряют в ответ на изменение требований.

Agile обычно выбирают стартапы или продукты с сфере инновационных технологий, где важно опередить конкурентов и выпустить продукт быстрее.

Вот несколько интересных источников, где можно подробнее узнать, что такое Agile:

Каскадная (водопадная) модель характеризуется последовательностью. Она в основном ориентирована на требования.

Waterfall больше всего подходит проектам по жизнеобеспечению, где любая ошибка может привести к серьезным последствиям.

Здесь можно почитать про эффективность Waterfall:

Что такое проект?

Деятельность любой организации заключается в выполнении операций и проектов. Те и другие имеют много общего, например, выполняются людьми, для чего выделяются ограниченные ресурсы.

Главное отличие операций от проектов заключается в том, что операции выполняются постоянно и повторяются, тогда как проекты временны и уникальны. Исходя из этого, проект определяется как временное усилие, предпринятое для создания уникального продукта или услуги.

Уникальность каждого проекта порождает сложности при его планировании, поскольку зачастую трудно предположить, как в действительности будут достигаться результаты. Поэтому результатом проектной деятельности является не только продукт или услуга, но и извлеченные уроки, то есть опыт, который используется в дальнейшем при планировании и выполнении следующих проектов.

Проекты применяются на любых уровнях организации, в них могут быть вовлечены как несколько человек, так и несколько тысяч. Проекты могут быть разной длительности: некоторые продолжаются менее ста часов, другие – -более миллиона. Проект может вовлекать один отдел организации, а может и выходить за ее пределы, как в случаях совместных предприятий и партнерства.

Проекты могут осуществляться в любой области деятельности. Так, проектами могут быть и проектирование транспортного средства, и разработка информационной системы, и проведение предвыборной кампании, и постройка здания, и подготовка номера журнала.

К каким сферам относятся мои интересы и мой опыт?

Подумать над этим вопросом стоит по трём основным причинам.

  • Во-первых, вспомните о диаграммах Венна, используемых в науке о данных для описания навыков, необходимых в этой области. Знания в конкретной области — это важный актив, которым должен обладать каждый дата-сайентист. Решать некие задачи, обрабатывая данные, можно только в том случае, если понятна предметная область, к которой относятся эти данные. В противном случае будут применяться алгоритмы, будут создаваться визуализации и прогнозы, которые покажутся неадекватными любому практикующему специалисту соответствующего профиля. А если то, что вы делаете, не имеет смысла, то зачем вообще этим заниматься?
  • Во-вторых, важно, чтобы вам была интересна идея проекта, чтобы вам был бы интересен тот набор данных, с которым вы работаете. Вам вряд ли захочется заставлять себя тратить свободное время на проект, который вам безразличен. Если вам интересна некая сфера знаний, то вам необязательно быть в ней экспертом. Но вы должны быть готовы к тому, чтобы вложить время в дополнительные исследования и в разбор проблем, стоящих за данными.
  • В-третьих, учитывайте то, что исследователи выявили тот факт, что введение ограничений в креативный процесс приводит к улучшению получаемых результатов. Это означает, что сосредоточение на конкретной предметной области или на комбинации из нескольких областей позволит добиться лучших результатов, чем попытки поиска идеи без каких-либо ограничений. 

Приведу пример. Среди областей знаний, которые мне интересны, и в которых у меня есть опыт, можно отметить экологическую и социально-экономическую устойчивость систем, финансы, популярную культуру, обработку естественного языка. Сосредоточение внимания на этих темах помогает мне задействовать те знания, которые уже у меня есть.

Как найти вдохновение?

Главный источник вдохновения — это чтение. В ходе процесса поиска идеи вы можете найти интересные темы, прибегнув к чтению различных материалов:

  • Новости, авторские статьи, публикации в блогах. Чтение о неких событиях или явлениях, которые наблюдали авторы публикаций, это отличный способ выработки идей. Например, портал WIRED опубликовал эту статью, посвящённую тому, что функция автодополнения ввода при поиске в Google демонстрирует политическую предвзятость. Вдохновившись этой идеей, можно исследовать систематические ошибки в языковых моделях. Или можно задаться вопросом о возможности предсказания географического положения человека на основе поисковых запросов, вводимых им в Google.
  • Научная литература. Научные публикации часто включают в себя рассказы о нерешённых вопросах, имеющих отношение к исследуемой теме. Например, в этой публикации рассказывается о языковой модели GPT-2 и упоминается о том, что эта модель, без её тонкой настройки, показывает себя на определённых задачах, вроде ответов на вопросы, не лучше, чем попытка решить эти задачи методом случайного угадывания. Почему бы не написать что-нибудь о нюансах тонкой настройки этой модели?
  • Материалы из сферы науки о данных. Чтение материалов, представляющих темы, связанные с Data Science, и содержащие обзоры соответствующих проектов, способно привести к новым идеям. Например, когда я прочитала об NLP-исследовании сериала «Офис», я тут же пожалела о том, что мне эта идея не пришла раньше, чем автору материала. Но почему бы не исследовать какой-нибудь другой сериал? А может, изучить несколько фильмов и попытаться определить языковые паттерны? А для написания текстов к любимому сериалу можно попробовать воспользоваться моделью GPT-2.

Если говорить о других источниках вдохновения, то вдохновение, не закрывая себя перед новыми идеями, можно найти и в обычной жизни. Каждый раз, когда вас заинтересует какой-нибудь вопрос, подумайте о том, сможете ли вы ответить на этот вопрос, прибегнув к методам работы с данными.

?», — спросила я себя. «Существует ли постоянно растущая аудитория, которой нравятся жестокие сериалы?», — продолжила я. Если что-то вас заинтересовало — ловите момент и изучайте соответствующие данные.

Как генерировать идеи проектов, опираясь на вышеописанные источники вдохновения? Нейробиологи выделили три различных психологических процесса, связанных с генерированием идей:

  • Можно комбинировать существующие идеи, создавая новые (комбинаторная креативность). Например, в рамках различных проектов анализировались предложения по аренде жилья, размещённые на Airbnb. Существуют проекты, направленные на анализ рынка недвижимости. Если скомбинировать эти идеи — можно поискать ответ на вопрос о том, повышаются ли цены на жильё в некоем городе благодаря Airbnb.
  • Можно исследовать существующую идею и поискать в её рамках задачу, которую можно попытаться решить (исследовательская креативность). Например, можно обратить внимание на сравнение дата-сайентистов, получивших соответствующее образование, со специалистами, обучавшимися самостоятельно. Исследовав эти рассуждения, можно попытаться узнать о том, какая категория дата-сайентистов более успешна.
  • Можно взять существующую идею и изменить в ней что-то такое, что полностью меняет её смысл (трансформационная креативность). Это — самая редкая форма креативности. Она действует за пределами существующего концептуального пространства. Этот подход к креативности сложно понять и даже сложно описать. В качестве примера можно привести такую идею: вместо того, чтобы спрогнозировать возникновение некоего события, попытайтесь спрогнозировать его невозникновение.

Где найти подходящие данные?

После того, как вы определились с общим направлением исследования, вам нужно будет заняться поиском данных, которые позволят вам понять то, как реализовать вашу идею в виде Data Science-проекта. Это крайне важно в определении того, удастся ли реализовать идею.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, стоит учитывать возможность наличия того, что вам нужно, в существующих хранилищах данных. Возможно, нужные данные вам придётся собирать самостоятельно, что усложняет задачу. Итак, вот обзор источников данных:

  • Существующие хранилища данных: Kaggle, Google Datasets, FiveThirtyEight, BuzzFeed, AWS, UCI Machine Learning Repository, data.world, Data.gov и многие другие, которые можно найти с помощью Google.
  • Источники данных, используемые другими дата-сайентистами. Поищите сведения по интересующей вас теме в Google и в Google Scholar. Выясните, пытался ли уже кто-нибудь найти ответ на вопрос, похожий на ваш. Какие данные использовались в похожих исследованиях? Например, ресурс Our World in Data представляет академические и неакадемические источники данных, о которых вы можете не знать.
  • Данные, которые нужно собирать самостоятельно. Для сбора таких данных можно прибегнуть к веб-скрапингу, к анализу текстов, к различным API, к отслеживанию событий, к работе с лог-файлами.

Если вам не удаётся отыскать данные, которые могут вам помочь в реализации идеи вашего проекта, переформулируйте идею. Попытайтесь извлечь из исходной идеи такую идею, которую можно реализовать, пользуясь имеющимися у вас данными. А между тем задайте себе вопрос о том, почему вам не удаётся найти нужные вам данные.

В целом


Новый проект внутри компании или стартап — это довольно масштабная задача, которая требует синтеза знаний из разных областей, про которые мало что известно, и всё это подразумевает довольно высокий финансовый риск.

При работе над новым проектом-стартапом есть три критерия, которые ограничивают возможности команды:

Очевидно, нужно постараться уложиться во все три критерия: выдать проект с достаточным уровнем качества, не выйти за пределы финансового плана и сдать проект вовремя. Ошибка в сроках сдачи проекта не всегда критична, но всегда показывает, что есть проблемы либо с реализацией, либо будут — с деньгами.

10 простых советов:

  • Ставьте только измеримые конкретные цели и чётко понимайте, как они будут оцениваться.
  • Руководитель должен быть в первую очередь мотивировать команду и знать проект, а уже потом — например, уметь писать код. Поставить технического специалиста без навыков общения с командой на роль руководителя — не лучшая идея.
  • Всегда разбивайте проект на легко достижимые части, которые обладают некоторой самостоятельной ценностью. Например, для социального сервиса: ядро, сайт, iOS-приложение, Android-приложение, API.
  • Всегда планируйте с запасом по времени и деньгам. Никогда не ставьте в план ресурсы, которых у вас фактически нет (точнее, никогда не работайте по таким планам).
  • Не забывайте, что ведущие лица проекта нуждаются в творческих паузах — это до 5% их времени. Ещё около 3-5% ресурсов уходят на разные мелкие поломки, болезни и так далее.
  • Принять нового человека в команду в стрессовой ситуации — не всегда хорошая идея. Оценивайте все плюсы и минусы, не стремитесь «залечить» проект новыми людьми.
  • Правильное распределение времени руководителя выглядит так: 30% — планирование и контроль, 25% — координация команды, 20% — общение с внешними контрагентами, 10% — общение с инвестором, оставшиеся 15% — работа с документами и администрирование.
  • Всегда держите руку на пульсе: начинайте каждый день с оценки того, всё ли в порядке с проектом, и туда ли он движется.
  • Не проверяйте качество после выполнения итерации, а создавайте такие условия, чтобы каждая часть проекта уже была достаточно подходящей по качеству. Если кто-то делает работу, которую нужно переделывать — это не работа, а пустая трата ваших ресурсов.
  • Уделяйте время каждому сотруднику: ваше внимание чаще всего помогает решить проблемы до их появления. Что ещё важнее, человек будет знать, что его труд важен — это хорошо влияет на мотивацию. Звучит немного глупо, но на марафонах становится очень важным.
Читайте также:  Сравнительный анализ факторов привлекательности для ПИИ в развивающихся и развитых странах – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка


Надеюсь, эти простые вопросы помогут вам не думать «а, как-нибудь прорвёмся», а сразу чётко понимать, стоит ли работать в выбранном направлении.

Как заполнить раздел «о проекте»



Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.

Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки. 

Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок. 

Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект: 

  1. Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
  2. Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно. 
  3. Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.

    Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

    Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр



    Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»



    Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

    В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?

    1. Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
    2. Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
    3. Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
    4. Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.

    Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.

    Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.

    Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта». 

    Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

    Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.

    Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей. 

    Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.

    Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.

    Поле «3.2. Видео о проекте»

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

    Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.

    Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.

    Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.

    Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

    Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».

    Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой. 



    Поле «4. География проекта»

    Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

    В этом поле укажите территорию реализации проекта. 

    География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.

    Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.

    1. Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки. 
    2. Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика. 
    3. Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.  
    4. Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия.  Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
    5. Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
    6. Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.


      Поле «5. Дата начала реализации проекта»



      Поле «6. Дата окончания реализации проекта»



      Поле «7. Целевые группы проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.

      Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.

      Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.

      Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      Типичные ошибки в выборе целевых групп:

      Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.

      Целевая группа размыта или слишком широка. 

      Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.

      Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.

      Читайте также:  Глобальные иноинвестиции упали вдвое – Газета Коммерсантъ № 198 (6919) от 28.10.2020


      Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.

      1. Каких людей касается проблема? 

      Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.

      В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».

      2. В чем заключается проблема? 

      Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы. 

      Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.

      Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование». 

      3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?

      Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.

      Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.

      Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.

      Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.

      4. Каковы причины существования проблемы?

      Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования. 

      Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.

      Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.

      Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.

      Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.

      Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».

      Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.

      5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?

      Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?

      6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?

      Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.

      В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.

      В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.

      Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте. 

      Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг. 

      К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.

      7. Каковы возможные последствия развития проблемы?

      Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.

      Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы

      Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.

      Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план. 

      Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.

      После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.

      Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы. 

      Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.

      Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».

      Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.

      Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.



      Поле «9. Цель проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.

      Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.

      Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.

      Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.

      Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.

      Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать. 

      Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.

      Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.

      1. Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
      2. Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
      3. Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
      4. Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
      5. Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.

      Типичные ошибки при постановке цели проекта

      Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы. 

      Цель более широкая, чем проблема.

      Цель не соответствует проблеме. 

      Читайте также:  Какой вклад в Сбербанке лучше открыть: самые выгодные предложения


      Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».

      Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».

      В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.



      Поле «11. Задачи проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».

      Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.

      Причины возникновения проблемы:

      • Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
      • Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
      • Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.

      Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:

      • Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
      • Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
      • Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».

      Есть большая разница между задачами и мероприятиями.

      Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть. 

      Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат. 

      Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.

      При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?



      Поле «12. Партнеры проекта»

      Выработка уникальных идей для Data Science-проектов за 5 шагов / Хабр

      Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта. 

      Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.

      Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.

      Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:

      • Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
      • Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
      • Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
      • Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.


      Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»



      Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»



      Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»
      Рекомендованные статьи

      Проект как временное явление

      У каждого проекта есть четко определенные начало и окончание. Проект заканчивается вместе с достижением всех его целей или наоборот, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта -многие проекты могут продолжаться несколько лет. В любом случае, проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.

      Очень многие предприятия временны в том смысле, что в какой-то момент работа на них остановится. Например, понятно, что конвейер по производству определенной модели автомобилей когда-то остановится, так как машина будет снята с производства. Однако такой род временности не делает конвейер проектом, поскольку работа по сборке машин является типичной рутинной операционной деятельностью.

      Временная природа проектов сказывается и на других аспектах проектной деятельности. Например, проекты обычно имеют четко очерченные временные рамки для создания продукта или услуги, поскольку благоприятная для них ситуация на рынке складывается на ограниченное время. Кроме того, проектная команда, как правило, по его окончании распадается, а ее члены переходят в другие проекты.

      В отличие от конвейера по сборке автомобилей хорошим примером проекта может быть разработка нового автомобиля. Разработка осуществляется в ограниченные сроки и продолжается до достижения определенного результата -прототипа нового автомобиля. Когда результат достигнут, автомобиль отправляется в производство, а проектная команда -конструкторы, дизайнеры, инженеры и пр. -могут быть вовлечены в новый проект, хотя и не обязательно в том же составе.

      Проект очень часто путают с программой, то есть координированным управлением группой проектов внутри одной организации. Управление сразу несколькими проектами координируется для того, чтобы получить выгоду, которую нельзя получить от отдельного управления каждым из них.

      К операционной деятельности организации можно применить проектный подход. Если в организации принят такой подход, то выполняемые в ней текущие операции, такие как поддержка веб-сайта в течение определенного периода времени, определяются как отдельный проект.

      Управление проектами в последние годы охватывает все большее число операций в организациях, то есть все большее число организаций переходит на “управление через проекты”. Управление через проекты (managing by projects), то есть применение методик проектного управления к операционной деятельности, надо отличать от управления проектами (project management).

      Программы могут также включать повторяющиеся, или циклические, работы, например, периодическое издание журнала само по себе является непрерывным процессом, тогда как подготовка отдельного номера -это проект.

      Стоимость ресурсов

      Важное свойство ресурсов – -стоимость их использования в проекте, то есть затраты (cost). В MS Project есть два типа стоимости ресурсов: повременная ставка и стоимость за использование. Повременная ставка (rate) выражается в стоимости использования ресурса в единицу времени, например, 100 рублей в час или 1000 рублей в день.

      В области управления проектами термины “стоимость” и “затраты” равнозначны. В книге оба термина также применяются на равных правах.

      Величина затрат на использование (cost per use) обозначает стоимость использования оборудования или сотрудника в задаче. Эта величина не зависит от того, сколько времени задействован в задаче сотрудник или материальный ресурс. Общие затраты на использование ресурса определяются путем умножения стоимости использования ресурса в задаче на число задач, в которых он задействован.

      У ресурса может быть указана стоимость как одного из двух типов, так и обоих. При определении общих затрат на использование ресурса в проекте MS Project определяет повременные затраты и затраты на использование и суммирует их.

      Этапы разработки проекта

      Разработка проекта обычно включает в себя следующие этапы:

      — Определение стратегии (описание требований, оценки их реализации, бюджета и возможности выполнения работ для клиентов на взаимных условиях).

      — Анализ (исследование определенных функций, связей и атрибутов).

      — Проектирование (сбор данных).

      — Реализация (разработка продукта, взаимодействие команды для достижения поставленных целей).

      — Тестирование (испытание продукта).

      — Внедрение (запуск продукта, тестирование клиентами).

      — Техническая поддержка (постоянное взаимодействие с клиентами).

      Чередование этапов может меняться, исходя из выбранной модели процесса разработки проекта.

      Начиная новый проект, менеджер должен выбрать способ коммуникации со всеми заинтересованными сторонами. Именно это решение, в итоге, определит будущее рабочего процесса и эффективность работы.

      Существует много подходов к разработке и управлению проектами. Прежде, чем сделать выбор, нужно четко понимать и оценить каждую методологию, ведь все они подразумевают разные стратегии, способствующие успешной реализации проекта.Грамотно подобранная методология — это еще и правильные принципы управления, командная работа и много других преимуществ.

      Итоги

      • Соотносите свои ожидания с реальностью. Нахождение оригинальной идеи, которую можно реализовать, займёт больше, чем несколько часов. Поиск такой идеи — это непрерывный процесс, ведомый вдохновением, когда нужно записывать всё, что приходит в голову. Например — можно делать соответствующие заметки в телефоне. Несколько таких вот идей можно, в итоге, скомбинировать и выйти на интересный проект.
      • Обсудите с кем-нибудь вашу идею. Обсуждение идеи вашего проекта может сослужить вам хорошую службу. Возможно, в ходе разговора всплывут какие-то вопросы, которые окажутся интереснее исходной идеи. Возможно, вам дадут подсказку относительно дополнительных источников данных. А может, вам просто нужен хороший слушатель, поделившись с которым своими соображениями, вы сможете понять, стоит ли вам заниматься найденной идеей.
      • Не бойтесь начинать сначала. Что бы вы ни делали, вы всегда узнаёте что-то новое. Каждый раз, когда вы пишете строку кода, вы практикуетесь и расширяете свои знания и навыки. Если вы поняли, что реализация найденной идеи не приблизит вас к вашей цели, или если оказалось, что идея нереализуема, не бойтесь оставить её и двигаться дальше. Время, которое вы потратили на поиски этой идеи, для вас не потеряно. Нужно здраво оценивать те выгоды, которые можно будет получить от реализации идеи.

      Я, пользуясь описанной здесь методикой, постоянно нахожу оригинальные идеи для своих Data Science-проектов. Надеюсь, эта методика пригодится и вам.

      Как вы ищите новые идеи для своих Data Science-проектов?

      Оцените статью
      Adblock
      detector