ЖКХ: проблемы и пути решения. Инвестиционный климат | Блог об энергетике

Что привлекает?

Минстрой старается найти такие условия, чтобы инвестиции в ЖКХ были интересными и прозрачными для бизнеса. В каждом регионе ведут работу с потенциальными инвесторами, ежеквартально проводится рейтинг, определяющий наиболее привлекательные для вложений регионы, скоро заработает биржа проектов в области ЖКХ.

Условия концессии разработаны так, чтобы выгода от парт­нёрства была и государству, и бизнесу. К примеру, определены долгосрочные тарифы, а их формула утверждается на весь срок действия договора. Зафиксирована и предпринимательская прибыль — 5%. Фонд ЖКХ выделяет до 5 млн руб. на подготовку проектов модернизации и реконструкции предприятий, систем или сетей.

Концессионер может рассчитывать на господдержку проектов в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения и ТКО — субсидирование процентной ставки по кредитам, которые ему понадобятся, до 65%. В небольших городах с населением 250 тыс. человек и меньше есть и дополнительные меры поддер­жки.

При подготовке проекта модернизации коммунальной инфра­структуры государство через Фонд ЖКХ субсидирует до 5% от его стоимости. А финансовое участие в реализации может составить до 60%. Инвестору достаточно профинансировать не менее 20% стоимости проекта. В этом случае ещё 20% должны предоставить региональный или муниципальный бюджеты.

Проанализировав работу концессий в 35 регионах, эксперты отрасли зафиксировали существенное снижение аварий и потерь, а также улучшение качества жизни 3,4 млн человек.

Зачем государству частник?

Несмотря на кажущуюся сложность отрасли, есть неоспоримые преимущества. Главные: она работает стабильно даже в кризис, услугами пользуются все жители страны — 145 млн человек, а годовой финансовый оборот в прошлом году достиг 4,3 трлн руб. 

ЖКХ: проблемы и пути решения. Инвестиционный климат | Блог об энергетикеАндрей Чибис, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Важнейшей задачей министерства он считает, с одной стороны, поддержку инвесторов, а с другой — контроль за соблюдением интересов потребителей. «Такой баланс позволяет соблюсти формат государственно-частного партнёрства — концессии», — говорит замминистра.

Что такое концессия? Это модель, при которой правообладатель (например, водоканал или теплосеть) передаёт концессионеру (бизнесмену) часть своих прав, в т. ч. на пользование объектами, в обмен на инвестиции в развитие. Уже объявлено более 300 концессионных конкурсов в ЖКХ — это 93% от всех объявленных в стране конкурсов.

Настоящий концессионный бум. Вот несколько ярких примеров такого сотрудничества государства и бизнеса. В Волгограде заключили соглашение по объектам водоснабжения и водоотведения  на 29 лет с объёмом инвестиций в 58 млрд руб. Во Владимирской области приняли аналогичную программу в отношении объектов теплоснабжения на 20 лет с объёмом инвестиций в 819,7 млн руб. Также на объекты теплоснабжения заключили концессионное соглашение в ХМАО на 30 лет с объёмом инвестиций в 1,3 млрд руб.

Мусороперерабатывающий завод в Чувашии построили благодаря партнёрству государства и частного бизнеса.

Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора кабардино-балкарской республики

Развитие жилищно-коммунального хозяйства имеет стратегическое значение и занимает особое место в экономике. Жилищно-коммунальный комплекс Кабардино-Балкарской Республики на сегодняшний день характеризуется высоким уровнем физического и морального  износа оборудования и сетей. Наихудшее техническое состояние основного имущества наблюдается в сферах теплоэнергетики и водно-канализационного хозяйства.
При проведении тарифной кампании Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору в установленных законодательством рамках ежегодно закладываются средства на текущий ремонт. Однако  большинству объектов коммунального комплекса республики требуется капитальный ремонт с полной или частичной заменой и модернизацией оборудования, который предусматривает вложение значительных финансовых средств. Необходимыми  средствами указанные организации не располагают.  

Читайте также:  Международное регулирование иностранных инвестиций - скачать презентацию

Основным механизмом решения модернизации оборудования, технического перевооружения и строительства новых объектов коммунального хозяйства является разработка инвестиционных программ организациями коммунального комплекса совместно с органами местного самоуправления на основе государственно-частного партнерства или концессионных соглашений.
Инвестиционная программа – это программа финансирования строительства и (или) модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Инвестиционная составляющая в тарифе для потребителей –  ставка, содержащаяся в составе тарифа за оказанные услуги, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Основной задачей выделения надбавки из тарифа является разделение финансирования текущей деятельности и финансирования модернизации основных фондов коммунального хозяйства организации.
В настоящее время на территории республики инвестиционные программы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в стадии разработки в соответствии с утвержденными схемами и программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
В апреле 2021 года утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения для организации коммунального комплекса ОАО «Прохладный теплоэнерго» г.о.Прохладный.  
Источник финансирования мероприятий инвестиционного проекта – собственные средства  ОАО «Прохладный теплоэнерго» (тариф на тепловую энергию). Эффект от реализации инвестиционной программы – экономия расхода топлива (газа) и улучшение качества предоставляемых услуг отопления за счет ликвидации нерентабельных котельных, замены устаревших котлов на новые, изношенных трубопроводов – на тепловые сети с использованием современных технологий и применением полимерной тепловой изоляции.
Мероприятия, предусмотренные в инвестиционной программе ОАО «Прохладный теплоэнерго», планируется учесть при корректировке и утверждении долгосрочных тарифов на 2021-2021 годы.

Переквалифицироваться в управдомы: как бизнесу зарабатывать на жкх

С деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ (далее — УК) знаком практически каждый, кто живет в многоквартирном доме. Многие ассоциируют их с «ГБУ Жилищник», то есть государственным или муниципальным бюджетным предприятием, продолжающим еще традиции советских ЖЭКов, с сервисом соответствующего качества. Однако в стране созрел рынок частных управляющих компаний. На нем есть все предпосылки для консолидации.

Рынок УК сейчас похож на рынок продуктового ретейла 10-15 лет назад. Первое сходство в том, что этот бизнес достаточно легко масштабируется «в ширину». Сегодня рынок не консолидирован, на нем нет ограничений для экстенсивного роста, в том числе за счет покупки других игроков.

Продолжая аналогию с ретейлом, давайте вспомним типичный ландшафт спального района 20 лет назад: почти в каждом дворе был небольшой продуктовый магазин, принадлежащий местному предпринимателю. Теперь почти все эти магазины исчезли, а их место заняли «Пятерочки», «Магниты» или «Дикси». В 2004 году в сети «Пятерочка» было 100 магазинов, сейчас их 15 350 — сеть увеличилась в 150 раз. 

То же самое вот-вот произойдет и с рынком УК. В Москве и Московской области почти 900 УК, при этом 90% игроков мелкие и управляют жилым фондом менее 600 000 м2 каждый. Однако в совокупности на такие маленькие компании приходится более 55% всего жилого фонда региона. Сегодня на рынке есть только один действительно крупный частный игрок — группа компаний «ПИК». Ближайшие конкуренты отстают от нее по площади домов под управлением минимум на порядок.

Читайте также:  Вклады с капитализацией: сущность простых и сложных процентов

Будущей консолидации, пусть и в неявном виде, способствует государство. Формально государственное регулирование в этой сфере не очень значительное: каждой УК выдают лицензию и могут аннулировать ее при наличии значительных нарушений в деятельности.

На практике же ЖХК — очень чувствительная в политическом отношении сфера. Поэтому местные власти часто и активно вмешиваются в работу УК. Мэры, губернаторы и их замы по ЖКХ проводят регулярные встречи с собственниками УК для обсуждения насущных вопросов. Естественно, им будет проще обсуждать повестку с 5-10 крупными игроками, чем с сотней мелких.

Наконец, активы на этом рынке можно покупать достаточно дешево, а иногда даже «забирать бесплатно». Одна из ключевых проблем многих УК — хронические неплатежи жителей. Ситуация еще более усугубляется, если компания выступает «транзитным звеном» по оплате коммунальных платежей между жильцами и ресурсоснабжающими организациями (РСО). В таком случае за оплату услуг РСО отвечает сама УК, а ей нечем платить, если она не может получить деньги от жильцов. Здесь требуется эффективная работа с должниками, что не всегда доступно мелким игрокам.

УК — это «последняя миля» между жильцами и внешним миром по всем вопросам ЖКХ: минимум 2 раза в месяц они заходят на сайт или в мобильное приложение, чтобы совершить там ряд обязательных действий: оплатить услуги УК, подать показания счетчиков и т. п.

В результате УК знает о своих жильцах все: их количество, пол, возраст, доход и т.п. Это те самые «большие данные» (big data), на которых основано множество услуг «новой экономики». В частности, применительно к бизнесу УК на базе этих данных можно таргетированно продавать дополнительные услуги (клининг, химчистка, помощь на дому, доставка продуктов и т. п.) и получать комиссию от поставщиков этих услуг. Более того, все эти услуги можно добавить в то же мобильное приложение самой УК, чтобы жителям было максимально удобно.

Наконец, за счет использования ИТ-решений можно существенно улучшить экономику самой УК. Например, вместо содержания в штате всего обслуживающего персонала (который большую часть времени будет недозагружен) можно нанимать на различные виды услуг сторонние компании через B2B-платформу, работающую по принципу сервиса YouDo.

Покупка УК — это в первую очередь сделка, которая предполагает ряд стандартных процедур: поиск подходящих целей, проведение предынвестиционной проверки (due diligence), переговоры с продавцом, подготовка и подписание юридически обязывающих документов. Но есть и ряд особенностей, характерных именно для УК в связи со спецификой их бизнеса.

Во-первых, первоочередной этап due diligence — не проверка прав собственности текущих акционеров и не поиск налоговых рисков, а технический аудит жилого фонда под управлением. Здесь может быть несколько опасностей:

Если инвестор профильный (одна УК покупает другую), то такую проверку могут провести сотрудники его собственной службы эксплуатации. Если же опыта на этом рынке еще нет, то можно нанять специализированных технических консультантов. В любом случае, если такой аудит выявил риск значительных будущих расходов на ремонт фонда (которые иногда могут быть сопоставимы с ценой сделки), от покупки лучше отказаться.

Читайте также:  Анализ влияния инвестиций и инноваций на эффективность хозяйственной деятельности организаций – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Во-вторых, компании-цели могут быть не готовы даже к стандартной финансово-налоговой проверке. Как правило, это небольшие компании, часто на упрощенной системе налогообложения. В результате управленческого учета нет. Нередко невозможно добиться даже простых расшифровок к бухгалтерской отчетности. Хотя иногда это вопрос реального намерения продавцов: если сделка им действительно нужна, то проблема решаема.

Во время финансовой проверки стоит обратить особое внимание на «фактор РСО»: как организована оплата коммунальных услуг и есть ли у УК задолженность перед ресурсоснабжающими организациями (РСО). УК может осуществлять транзит коммунальных платежей от жителей к РСО, либо жильцы могут перейти на прямые договоры с РСО и платить непосредственно им. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы для УК.

Основной плюс прямых договоров — у УК отсутствует «головная боль» в виде долга перед РСО из-за неплатежей жителей. Есть и косвенное преимущество. При просрочке коммунальных платежей более чем на 2 месяца УК теряет право участвовать в муниципальных конкурсах на управление новыми домами. А если нет платежей за коммуналку, то нет и такой проблемы.

У прямых договоров с РСО есть и минусы для УК. Если собственник квартиры получает несколько платежек (за свет, за воду, за тепло, за содержание и ремонт), то именно платежку от УК он склонен оплачивать последней: без воды и тепла прожить сложно, а без покраски стен в подъезде — вполне. Проблема отчасти решается использованием единого расчетного центра, который будет выставлять общую квитанцию, но за его услуги надо платить комиссию. Кроме того, при переходе на прямые договоры УК лишается существенной части методов воздействия на неплательщиков: если она не оказывает коммунальные услуги, то она не может их отключить за неуплату.

В-третьих, УК бывает сложно корректно оценить. Тариф на содержание и ремонт утверждается общим собранием собственников квартир. УК не может показывать большую прибыль, иначе жильцы потребуют снижения тарифа. В результате бухгалтерская прибыль УК, как правило, колеблется в районе 1-2%, а вся реальная прибыль остается на субподрядчиках, которые оказывают разные виды услуг. Субподрядчики обычно формально не аффилированы с УК, но де-факто принадлежат тем же собственникам. При покупке важно выявить всю группу связанных компаний, чтобы полностью увидеть экономику.

Наконец, подходящие цели бывает не так просто найти. Мы начали с того, что рассматриваем только частные УК, однако на этом рынке велика доля государственного сектора (вопрос возможной приватизации муниципальных УК оставим пока в стороне).

С частными компаниями свои проблемы: дробление бизнеса затрудняет поиск более крупных целей, а акционеры-номиналы — контакт с реальными собственниками. Иногда может помочь участие в мероприятиях, проводимых отраслевыми ассоциациями, где можно познакомиться с реальными участниками рынка.

Как можно видеть, процесс покупки УК не очень прост, как и любая другая сделка, да еще и отягощен отраслевой спецификой. Тем не менее опыт крупных частных инвесторов, нацелившихся на этот сегмент рынка, свидетельствует о его перспективах.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.