Анализ развития машиностроительной отрасли в России | Современные технологии управления

Направления инвестиционной политики предприятий машиностроительной отрасли

УДК. 338.2

Т. Ю. Чиркова

НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Рассматриваются основные направления инвестиционной деятельности в целом в Российской Федерации и в разрезе машиностроительной отрасли.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиции, машиностроение

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.

Однако прогнозы экспертов о перспективах развития машиностроительного комплекса весьма пессимистичны. Это происходит вследствие увеличения масштабов деятельности других отраслей российской экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции. Рассматривать как альтернативу приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей не всегда целесообразно. Как показывает практика, стоимость отечественного аналога обходится потребителю гораздо дешевле. По таким направлениям как тяжелое машиностроение, химическое и нефтяное, кораблестроение Россия является одним из мировых лидеров в области качества. С другой стороны, машиностроительные предприятия в последнее десятилетие столкнулись с рядом серьезных проблем: недостаточная загруженность основных производственных фондов, морально устаревшая инфраструктура, значительный моральный и физический износ основных фондов, низкая кредитная и инвестиционная привлекательность, а также дефицит рабочей силы нужной квалификации.

Поэтому является целесообразным рассмотреть основные направления инвестиционной деятельности машиностроительного комплекса РФ с целью выявления проблемных зон и потенциальных точек роста. Прежде чем непосредственно перейти к анализу инвестиционных процессов, протекающих в машиностроении России, необходимо проанализировать инвестиционную деятельность в РФ в целом.

Анализ данных представленных в табл.1 показал, что за период с 2008 по 2021 годы общий объем инвестиций в основной капитал вырос на 4792,6 млрд руб. или в 1,55 раза.

В рамках Северо-Западного федерального округа (СЗФО) инвестиции в основной капитал за исследуемый период выросли на 359,2 млрд руб. или в 1,36 раза. При этом на долю СЗФО приходилось в 2021 году чуть больше 10 % от общего объема инвестиций в основной капитал в России. Что касается Псковской области, то следу-

Серия «Экономика, право и управление». 2/2021

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал, млн руб.

2008 2009 2021 2021 2021 2021 2021

Российская Федерация 8764864 7976013 9152096 11035652 12586090 13450238 13557515

Северо-Западный федеральный округ 998637 933693 1134405 1329968 1485413 1416123 1357860

Псковская область 16394 12717 16695 24882 33664 28953 29510

ет отметить, в анализируемом периоде инвестиции в основной капитал увеличились в 1,8 раза, или на 13 млрд руб.

Анализ видовой структуры инвестиций в основной капитал (см. табл. 2) показал, что на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес приходился на здания и сооружения. Начиная с 2008 года, их доля в видовой структуре инвестиций составляла порядка 44 % и лишь в 2021 году снизилась до 41 %.

В Северо-Западном Федеральном округе наблюдается аналогичная тенденция. Начиная с 2008 года, все больший удельный вес в видовой структуре приходится на статью «Здания и сооружения». В Псковской области наблюдается обратная тенденция. Так, с 2008 года по 2021 происходит снижение доли инвестиций по направлению здания и сооружения с 48,4 % до 29,3. Начиная с 2021 года, наблюдается рост этого показателя и в 2021 году он составил 47,6 %.

Читайте также:  Как привлечь первые инвестиции на развитие стартапа? | Rusbase

Если рассматривать структуру инвестиций по направлениям (см. табл. 3), то в качестве основных направлений выступают: новое строительство, модернизация и приобретение новых основных средств. Как видно из таблицы, в целом по РФ в 2008-2021 гг. по таким направлениям как новое строительство и модернизация наибольшие инвестиции направлялись в здания и сооружения. В рамках направления «Приобретение новых основных средств» основным видом инвестиций выступают инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства (порядка 85 % в 2021). Аналогичные тенденции прослеживаются в Северо-Западном Федеральном округе и в Псковской области.

Таким образом, основными направлениям инвестиционной политики в рамках РФ (и в рамках СЗФО и Псковской области) выступают инвестиции в новое строительство, модернизацию и приобретение новых основных фондов. По видам лидируют инвестиции в здания и сооружения, а также машины, оборудования и транспортные средства.

Что касается машиностроительного комплекса (см. табл. 4), то за период с 2008 по 2021 годы инвестиций в основной капитал машиностроения увеличились более чем в 1,54 раза (или в 11,64 раза относительно 2000 года). Их прирост составил 4792,6 млрд руб. В абсолютном выражении наблюдается рост инвестиций в основной капитал предприятий машиностроительной отрасли, но в относительном выражении доля машиностроения находится примерно на одном уровне на протяжении всего исследуемого периода.

Согласно методике Госкомстата России, в состав машиностроительной отрасли входят такие виды экономической деятельности, как производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств и оборудования.

Видовая структура инвестиций в основной капитал, %

Таблица 2

00 00

2008 2021 2021 2021

Жилища Здания и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочие Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочие Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочие Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочие

Российская Федерация 14,1 44,3 35,4 6,2 12,2 43,3 37,9 6,6 12,2 44,2 37,6 6,0 15,3 40,9 35,9 7,9

Северо-Западный федеральный округ 9,3 48,1 37,5 5,1 6,8 50,7 37,4 5,1 8,4 53,6 34,5 3,6 14,8 44,3 33,8 7,0

Псковская область 10,2 48,4 41 0,4 8,3 40,4 45,2 6,1 11,4 29,3 54,2 5,1 9,6 47,6 38,3 4,5

Си

I

а: ¡г

РЧ &

§

Ой

о §

!) О !) о

Г!

Ой

а: а: о

о

¡г Ой

Г!

а

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по направлениям

00 ■о

2008 2021

Новое строительство Модернизация Приобретение новых основных средств Строительство Модернизация и реконструкция Приобретение новых основных средств

Здания и сооружения Машины оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Машины оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Машины оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства

Российская Федерация 77,9 12,5 60,5 36,7 6,3 88,9 71,7 16,1 64,8 29,2 7,0 85,3

Северо-Западный федеральный округ 76,9 15,1 65 33,5 9,1 87,9 73,0 16,4 68,1 29,9 14,6 78,0

Псковская область 87,8 10,6 51 48,9 6,4 87 94,6 5,4 85,8 14,0 3,8 87,5

£

!

сь §

а:

I

¡г §

о а

0 г:

1

о §

(й а: ¡г (й

»о С5

Таблица 4

Динамика инвестиций в основной капитал машиностроительного комплекса,

млрд руб.

2000 2008 2021 2021 2021 2021 2021

РФ 1165,2 8764,9 9152,1 11035,7 12586,1 13450,2 13557,5

Машиностроение: 32,1 221,3 198,1 220,6 279,3 351,2 404,1

производство машин и оборудования 8,8 76,6 62 60,5 76,2 92,9 99,8

производство электрообо-

рудования, электронного и оптического оборудо- 6,9 42,8 35,1 45,1 59,2 73,2 82

вания

производство транспортных средств и оборудо- 16,4 101,9 101 115 143,9 185,1 222,3

вания

В 2000 г. около 50 % всех инвестиций направлялось в производство транспортных средств и оборудования. Однако, к 2008 году ситуация незначительно изменилась: примерно 35 % инвестиций направлялся в производство машин и оборудования против 46 % в производство транспортных средств и оборудования. В 2021 году ситуация практически полностью повторяет 2000 год.

Читайте также:  Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций — Гуманитарный портал

Что касается источников финансирования, то, согласно данным Росстата, на уровне Российской Федерации на протяжении всего рассматриваемого периода наибольшая доля приходится на привлеченные средства (порядка 54 %). На собственные средства как источник финансирования приходится около 46 %. На уровне обрабатывающей промышленности наблюдается обратная ситуация. Так, основным источником финансирования служат собственные средства (65 % в 2021 году). Самую большую долю собственные средства как источник финансирования инвестиций в основной капитал занимают в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Несмотря на то, что в целом в Российской Федерации наблюдается за рассматриваемый период наблюдается рост инвестиций в основной капитал, объем инвестиций в машиностроение остается на недопустимо низком уровне. Стоит отметить, что основным источником инвестиционной деятельности служат собственные средства, что обусловлено тем, что отрасли машиностроения являются малопривлекательными для долгосрочного инвестирования.

В настоящий момент финансирование НИОКР по разработке новых образцов техники, новых технологий, а также инвестиции в модернизацию и техническое перевооружение ограничено низкой рентабельностью производимой продукцией. Стоит отметить, что господдержка практически не осуществляется. Предприятия отраслей машиностроительного комплекса, как правило, характеризуются высокой изношенность оборудования, использованием устаревших технологий и, как следствие, производят неконкурентоспособную продукцию.

Поскольку машиностроение является основой технологической и экономической безопасности государства, то повышение конкурентоспособности и повышение инвестиционной привлекательности отрасли должно быть определено как одни из приоритетных задач.

Серия «Экономика, право и управление». 2/2021

Основные направления инвестиционной политики машиностроительного комплекса России можно проследить в федеральных законах и стратегиях развития. Самым главным документом, регламентирующим основные направления инвестиционной политики в масштабах всего государства, выступает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция). В качестве главной цели инвестиционной политики государства на период до 2020 года Концепция устанавливает переход на инновационный путь развития. Для достижения поставленной цели в документе предусмотрено решение следующих задач:

— развитие человеческого потенциала;

— создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;

— структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;

— закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах таких, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов;

— расширение и укрепление внешнеэкономических позиций Росси, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;

— переход к новой модели пространственного развития российской экономики [2].

В рамках четвертого направления определены такие приоритетные отрасли, как

электроэнергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов. Среди данных отраслей отсутствует машиностроительный комплекс. Однако, в данной ситуации необходимо учитывать, что эффективное развитие данных отраслей невозможно без развития видов экономической деятельности, относимых к машиностроительному комплексу. Данные отрасли производят оборудование необходимое для успешного функционирования приоритетных отраслей. Кроме того, в рамках третьего направления перехода к инновационному развитию экономики предусмотрено создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях [2].

В Концепции особо отмечено, что наблюдается значительное отставание по степени развития от мирового уровня гражданских средне- и высокотехнологичных отраслей. К ним в Концепции относят гражданское авиастроение, станкостроение, автомобилестроение, транспортное машиностроение и др. С целью поддержки их дальнейшего развития и повышения уровня конкурентоспособности, как указано в Концепции, необходимо стимулировать развитие двойных технологий. Под двойными технологиями подразумеваются технологии, использование которых возможно как в оборонном комплексе, так и в массовых отраслях экономики, таких как: автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение. В Концепции особо отмечено, что именно эти отрасли имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения.

Читайте также:  Проблемы квалификации понятия «Иностранная инвестиция» в международном частном праве – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Так, Концепция делит все отрасли экономики Российской Федерации на два крупных блока. Первый блок включает в себя высокотехнологичные отрасли (авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии). Второй блок включает базовые отрасли. К ним относятся энергетическое,

нефтегазовое, транспортное и тяжелое машиностроение, а также станкоинструмен-тальная промышленность и горно-металлургический комплекс.

Таким образом, несмотря на то, что в приоритетных целях развития страны не указано развитие машиностроительного комплекса, его развитию и модернизации уделяется достаточно внимание как цели второго порядка.

Более конкретные направления инвестиционной политики предприятий машиностроительного комплекса определены в таких отраслевых стратегиях, как «Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2021-2020 годы и на перспективу до 2030 года», «Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» и других.

Анализ данных документов показал, что общими направлениями для всех отраслей машиностроительного комплекса выступают:

— развитие научно-технического и инновационного потенциала;

— создание новой техники и технологий;

— модернизация и техническое перевооружение предприятий;

— совершенствование инфраструктуры отрасли.

Для реализации обозначенных выше направлений предусмотрена реализация таких мероприятий как повышение таможенного администрирования, таможенно-тарифное регулирование, увеличение объемов долгосрочного кредитования, совершенствование системы лизинга технологического оборудования, налоговое стимулирование, повышение инвестиционной привлекательности, развитие внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности предприятий.

Данные мероприятия направлены на ускоренную модернизацию и техническое перевооружение предприятий, создание условий для производства конкурентоспособной продукции на уровне лучших мировых производителей, а также привлечения долгосрочных заемных средств для финансирования НИОКР.

Реализация всех направлений инвестиционной политики и достижение поставленных целей в конечном итоге благоприятно скажется на обороноспособности и безопасности государства.

Литература

1. Инвестиции в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 190 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134

3. Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2021-2021годы федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2021 годы. [Электронный ресурс]: URL: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_116628

4. Промышленность России. 2021. Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 326 с.

5. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2021 годах и на период до 2021 года. [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99160

6. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». [Электронный ресурс]: URL: ipem.ru/files/files/research/strategy_heavyindustry_2020.pdf

7. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2021-2020 годы и на перспективу до 2030 года» [Электронный ресурс]: URL: ipem.ru/files/files/research/ strategy_powerengineering_2030.pdf

Серия «Экономика, право и управление». 2/2021 Об авторе

Чиркова Татьяна Юрьевна — старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы», Псковский государственный университет, Россия. E-mail: chircovatatiana@gmail.com

T. Y Chirkova

DIRECTIONS OF INVESTMENT POLICY OF THE ENTERPRISES OF MACHINE-BUILDING BRANCH

The main directions of investment activity in general in the Russian Federation and in a section of machine-building branch are considered.

Key words: investment policy, investments, mechanical engineering

About the author

Chirkova Tatyana Yurevna, the Senior Lecturer of Economy and Finance Department, Pskov State University, Russia. E-mail: chircovatatiana@gmail.com

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.