- Что ограничивает развитие исламского кредитования в россии?
- Создание правовых основ
- А есть недостатки?
- Исламский банкинг в россии
- Исламский банкинг сегодня
- Кооперация исламского мира
- Особенности исламского банкинга и финансовые инструменты с исламской спецификой | viperson
- Отличие исламского банкинга от конвенционального
- Суть исламского банкинга
Что ограничивает развитие исламского кредитования в россии?
Ограничения заключаются в интеграции исламских институтов в финансовую систему страны. Для обеспечения интеграции государству потребуется принять ряд законодательных поправок в части налогообложения и обеспечить наличие соответствующей банковской инфраструктуры, необходимой для финансирования исламских финансовых организаций.
Вышесказанные предложения и внедрения не означают то, что традиционная банковская система перейдет на исламский стандарт. Для улучшения традиционного банка будут внедрены только те продвинутые институты, которые укрепят банковскую инфраструктуру.
Создание правовых основ
Вопрос создания альтернативной финансовой системы давно и остро стоит на повестке дня, и сектор исламских финансов является одним из вариантов решения этой проблемы, отметил директор аналитического департамента компании “Альпари” Александр Разуваев.
“Для быстрого внедрения исламского банкинга в российскую финансовую систему необходимо создать правовые основы. В Банке России уже работают над этим. Дополнение законодательной базы в области регулирования деятельности банков требуется в связи с тем, что исламский банкинг в значительной степени отличается от традиционного”, – отметил он, уточнив, что в исламском банкинге нет понятия “процент”.
“Принимая вклад, банк обязуется вложить эти средства в какой-либо бизнес-проект третьей стороны. Что это будут за проекты, клиент и банк оговаривают заранее, а прибыль и убытки по осуществленным вложениям делят между собой. Фактически банк становится соинвестором, в связи с чем он заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в выгодный бизнес”, – добавил Разуваев.
А есть недостатки?
Исламские банки подходят не для всех стран по религиозным причинам, плата за услуги банка относительно дороже, чем в традиционных банках… Таким образом, не стоит безотчетно переносить всю рабочую структуру и принципы исламских банков на традиционную европейскую банковскую практику.
Дальнейшая перспектива финансовых институтов исламского банкинга существует в развитии малоизученных традиционными банками областях или в открытии исламских окон, объединяя две разные банковские структуры, во благо развития банковской инфраструктуры и создания гибкой банковской модели, которая готова отвечать на все вызовы и предоставлять привлекательные банковские продукты людям, независимо от их вероисповедения.
Исламский банкинг в россии
В России исламская финансовая индустрия развита слабо, а точнее не развита совсем. За исключением нескольких мелких финансовых домов (преимущественно из Татарстана и Дагестана), исламские финансовые компании на российском рынке никем не представлены.
Слабое развитие данного сектора в России обусловлено в большей степени отсутствием законодательной базы. Например, при продаже клиенту товара в рассрочку (договор мурабаха) происходит двойное налогообложение на добавленную стоимость, что существенно увеличивает стоимость такого продукта и тем самым отпугивает потенциальных клиентов исламских банков.
Еще одной причиной является финансовая безграмотность (как минимум исламского) населения. Люди часто обращают внимание только на итоговую сумму займа, не вдаваясь в структуру сделки и в самую ее суть, и даже порой не отличают торговый договор от кредита.
Тем не менее, определенные положительные изменения все же имеют место. Так, например, несколько лет назад между Исламским банком развития (ИБР) и Центральным банком России был подписан протокол о взаимопонимании и сотрудничестве, чему следовало открытие в ЦБ специальной рабочей группы по вопросам развития исламского банкинга в России.
Помимо этого, все большее количество университетов открывает специализации, посвященные исламским финансам. Все это может если не произвести революцию на российском рынке финансовых услуг, то по крайней мере помочь совершить небольшой шаг к внедрению в нашей стране альтернативной финансовой системы. По крайней мере нам очень хочется в это верить.
Надеюсь, данная статья оказалась для вас полезной, и вы открыли для себя что-то новое. В следующей части мы познакомимся с исламскими банками поближе, объясним различия между договорами ‘мурабаха’, ‘мудараба’ и ‘мушарака’, и расскажем, почему ‘исламские бонды’ являются на самом деле долевыми инструментами.
Запишись на программу «Финансовая Академия» и получи практические навыки для работы в финансах!
Исламский банкинг сегодня
С момента своего формирования в 1960-х годах и до сегодняшнего времени индустрия исламских финансовых услуг успела вырасти до более чем 2,5 трлн долларов США, участниками которой являются не только банки, но и другие институты: страховые компании, ПИФы, пенсионные фонды, рейтинговые агентства, индексы, наднациональные регуляторы (аналогичные СМСФО или Базельскому комитету) и т.д.
Во многом развитию этой индустрии способствовал бурный рост нефтяного сектора экономики стран Персидского залива, которые, накопив огромное количество нефтедолларов, осознали необходимость совершения халяльных (дозволенных Исламом) инвестиций.
На сегодняшний день исламский банкинг представлен более чем в 70 странах. Помимо Персидского залива, части Африки и Азии, он охватил и некоторые страны Запада: исламские банки присутствуют в США, Люксембурге, Турции и Великобритании. Британцы, кстати, в свое время даже заявляли о планах создания некоего центра исламских финансов в Европе, однако события 2008 года вынудили отложить этот вопрос.
Кооперация исламского мира
По словам президента Татарстана, руководителя группы стратегического видения “Россия – Исламский мир” Рустама Минниханова, необходима кооперация стран исламского мира на фоне кризиса в международных отношениях.
“Современная система международных отношений переживает непростые времена: <…> экономические и миграционные проблемы, конфликты между государствами – процессы, которые крайне болезненно затрагивают весь исламский мир. Необходимо вместе создавать новые источники стабильности и устойчивого развития. Кооперация стран и регионов сегодня приобретает особую значимость”, – сказал Минниханов.
Он добавил, что у каждой страны и региона есть свои традиции, однако они не должны становиться причиной “вражды, недоверия и тем более конфликтов”.
Особенности исламского банкинга и финансовые инструменты с исламской спецификой | viperson
Многие эксперты выделяют исламский банкинг в отдельную финансовую систему со своими принципами функционирования на основе законов шариата.
Главное отличие исламского банкинга от традиционной модели банковского кредитования является отказ от применения ссудного процента (по-арабски «риба»).
Поскольку по законам шариата деньги не являются товаром поэтому требовать плату за их предоставление в долг считается нарушением норм исламской морали.
Мусульмане считают, что взимание процентов, на ссудные деньги является несправедливой эксплуатацией и может негативно влиять на общественное благосостояние.
Поэтому ростовщичество запрещено правовыми и моральными нормами, установленными в Коране и хадисах. Действие этих законов и правил распространяются только на мусульман.
Таким образом исламская банковская система основывается не на ссудном проценте, а на принципе раздела прибыли от торговли и инвестиций между кредитором и заемщиком. Таким образом понятие «процента» заменяется на понятие «доля прибыли».
Фактически ссудная, кредитная основа банковского бизнеса заменяется на инвестиционную, что, по сути, соответствует принципам деятельности банков развития.
Как правило, исламский банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами банк финансирует инвестиционные и торговые и иные проекты предпринимателей.
Однако вместо традиционного процента на вклад или депозит в соответствии с законами Шариата клиент банка делит полученную прибыль от коммерческих сделок с банком, а тот в свою очередь с вкладчиками банка.
Вторым основополагающего принципом исламского банкинга. является обоюдная ответственность партнеров за финансовые риски от коммерческой деятельности, т.е. метод разделения прибылей и убытков.
Существенным отличием исламского банкинга от традиционного является превалирование в нем этических норм над коммерческой составляющей. Получение дохода является не прямой, а лишь опосредованной целью ведения финансовой деятельности.
Но, пожалуй, главной характерной особенностью исламского банкинга является его социальная составлявшая.
Это выражается в существовании специальных финансовых инструментов и финансовых услуг для бедных, малоимущих граждан, реализация благотворительных проектов. [1]
Следует отметить еще одну особенность исламского бизнеса. Исламским банкам и другим финансовым институтам запрещено финансирование, в том числе долговое в сферы бизнеса, связанного с производством и продажей алкоголя, табака, торговлей оружия, азартными играми (в том числе лотерея), колдовством, проституцией, распространением порнографии и др.
Следует отметить, что среди ученых-экономистов и финансовых экспертов нет единого мнения о соблюдения исламскими банками принципов мусульманского права, в процессе их деятельности, банковского надзора и регулирования.
Ряд ученых считают, что в современном исламском банкинге ссудный процент часто попросту маскируется под доходы от финансовых операций исламских банков.
Другие эксперты считают, что такие мусульманские страны как Саудовская Аравия и Египет отошли от метода разделения прибылей и убытков, как основополагающего принципа исламского банкинга.
Существуют и совсем радикальные точки зрения, которые подвергают сомнению само положение Корана о запрете процентных ставок.
Финансовые инструменты с исламской спецификой
В своей инвестиционной деятельности ИБР и другие исламские банки используют широкий спектр различных финансовых инструментов с исламской спецификой.
Принципы шариата распространяются практически на все виды банковских операций и финансовые услуги, в том числе банковские кредиты, депозиты, выпуск ценных бумаг, создание паевых и специализированных фондов, гарантийные операции, открытие аккредитивов, денежные переводы, торговлю иностранной валютой и др.
Беспроцентные банковские кредиты (кар-аль-хасан)
Что касается обычных банковских кредитов то ИБР, как и все исламские банки, формально предоставляет их без взимания процентов. Беспроцентные ссуды и кредиты называются кар-аль-хасан.
Однако при предоставлении кредита на практике обычно предусматриваются специальные сборы в размере около 2,5 % от стоимости кредитов, которые идут на покрытие административных расходов по обслуживанию кредита.
Кроме того, на практике, клиент банка, возвращая полученные деньги, может выплатить банку определенную сумму в виде добровольных премиальных (хиба).
Для малоимущих слоев населения ИБР и другие исламские банки открывает специальные счета (Special Assistance Account), которые имеют более льготные условия обслуживания.
Исламские ценные бумаги – облигации (сукук)
Современные исламские ценные бумаги суверенные и корпоративные возникли как долговой финансовый инструмент для привлечения средств на мировом рынке капитала, для реализации инвестиционных проектов не нарушая принципы ислама.
Инициатором и организатором выпуска и размещения первых исламских ценных бумаг – облигаций сукук[2] был Исламский банк развития.
Первый выпуск трех видов сукук был зарегистрирован в 2000 г. и позволил привлечь 336 млн. долл. К 2006 г. общий объем размещения сукук на международных рынках капитала оценивался в 27 млрд. долл., в 2007 г. этот показатель превысил 35 млрд. долл.
Своего пика эмиссия сукук достигла в 2021 г. и составила рекордные 150 млрд. долл. В последующие годы динамика роста рынка исламских облигаций несколько замедлилась. В 2021 г. общий выпуск составил 85 млрд. долл., в 2021 г. – 95 млрд. долл., из которых 50 млрд. долл. приходилось на суверенные (выпущенные государством) сукук.[3]
В 2021 г. мировой объем выпуска сукук возрос до 148 млрд. долл., что было обусловлено высокой потребностью в долговом финансировании и желании диверсифицировать источники привлечения инвестиций со стороны многих мусульманских стран, в том числе стран-членов ИБР.
Кроме того, на рост рынка исламских облигаций оказывает влияние появление новых эмитентов и использование исламских ценных бумаг для финансирования масштабных инфраструктурных проектов.
Большинство ценных бумаг сукук торгуются на внебиржевом рынке между институциональными клиентами. Цена на сукук зависит от уровня ставок, ликвидности, срока погашения кредитного и и прочих факторов риска.
В настоящее время на долговом рынке обращается 14 видов исламских облигаций, в том числе – сукук аль мукарада, сукук аль иджара, сукук аль ширкат, сукук аль салям, сукук аль истисна и др.).
Кроме суверенных, корпоративных облигаций в последние годы появились гибридные сукук, этические, социально-ответственные сукук и др.).
Целый ряд успешных выпусков в последние годы исламских облигаций во многих мусульманских странах и на мировом рынке на десятки миллиардов долларов свидетельствуют об их высокой надежности и ликвидности, востребованности на финансовом рынке, в том числе институциональными инвесторами.
Одним из мировых лидеров по выпуску и торговле суверенными и корпоративными облигациями – сукук является Малайзия.
Первая эмиссия трастовых сертификатов сукук аль иджара была осуществлена в 2002 г. За счет выпуска этих ценных бумаг правительству страны удалось привлечь 600 млн. долл.
В 2021 г. объем продаж исламских облигаций в Малайзия составил 13,8 млрд. долл. – больше, чем в Саудовской Аравии (9 млрд. долл.) и в США (500 млн. долл.).
В 2021 г. Малайзия разместила на рынке суверенных сукук ценных бумаг на общую сумму 7,7 млрд. долл. (данные на август месяц).[4]
Одной из финансовых новаций в Малайзии стала эмиссия этических, социально-ответственных сукук, выпуск которых предназначен для благотворительных целей и решение социальных проблем в мусульманских странах.
Этот новый финансовый инструмент в наибольшей степени отвечает основополагающим принципам, провозглашенных Кораном, где, в частности, сказано – «любое достояние должно использоваться на благо общества…».
Местные и иностранные инвесторы могут покупать и продавать традиционные и специфические исламские долговые инструменты на мировых и страновых биржевых площадках и на внебиржевых рынках.
Крупные мировые эмитенты международные и инвестиционные банки, транснациональные корпорации, такие как «Всемирный банк»,«Goldman Sachs», «General Electric» и др. в последние годы стали активно используют выпуск исламских облигаций сукук для привлечения средств с мирового рынка капитала.
Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать роста рынка исламских облигаций.
В России подготовка к выпуску первых исламских облигаций началась в 2021 г. Однако эмитенты столкнулись с серьезными проблемами юридического характера. Основным препятствием для развития исламских финансов в России являются не совершенство существующей нормативно-правовой базы, которая не адоптирована к специфики международного исламского банкинга, в том числе рынка ценных бумаг с исламской спецификой.
Официальное разрешение на государственную регистрацию выпуска неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя было получено от Банка Россия только в августе 2021 г.
В том же году частной компанией из Татарстана был организован технический выпуск российских сукук. Для проработки схемы выпуска подобного рода облигаций, привлекался шариатский финансовый эксперт. Объём выпуска составил всего1 млн рублей. Облигации имели срок погашения 62 дня и размещались по закрытой подписке.
Производные исламские ценные бумаги (деривативы)
Деривативами называют финансовые инструменты, которые выпускаются на базе традиционных видов ценных бумаг – акций, облигаций, а также договоры или контракты на покупку или обмен различными активами, в том числе в виде иностранной валюты, товаров и др. [5]
В настоящее время на мировом финансовом рынка капитала основными производными финансовыми инструментами являются я опционы (options), варранты (warrants), фьючерсы (futures), форварды (forwards), свопы (swaps) и др.
В частности, в практике исламского банкинга аналогами форвардов, контрактов на будущую поставку различных активов (товаров, валюты, ценных бумаг, и др.) по зафиксированной в цене называется бай салам (Bai Salam).
При этом покупатель производит оплату в момент заключения сделки, а поставка будет произведена однократно в оговоренный момент в будущем.
Этот финансовый инструмент с исламской спецификой активно используется для секьюритизации активов банков и крупных компаний.
При торговле деривативами исламские банки фактически покупаются и продаются риски, вытекающие из возможного изменения цен на акции, валютного курса, уровня процента и цен на товары.
Торговое финансирование (мурабаха салям)
Исламская схема торгового финансирования (мурабаха салям) основана на использовании инвестиционных депозитов. Схема инвестиционных депозитов была впервые введена в ИБР в 1980 г. и представляет собой краткосрочные финансовые инструменты, предоставляемые клиентам, участвующих в деятельности по финансированию внешней торговли.
В частности, схема мурабаха позволяет покрывать потребности заемщика в оборотных средствах для закупок товаров, сырья, полуфабрикатов и др.
Минимальный размер инвестиционного депозита составляет 250 тыс. долл. и принимается как от правительства, государственных учреждений, так и от юридических и физических лиц.
Депозиты принимаются только в исламских динарах, американских долларах и саудовских риалах. Финансирования закупок может быть предоставлено банком на срок до 24 месяцев.[6]
Разновидностями финансирования торговых операций в исламском банкинге являются – муаджал, истисна, мусавама и др.
Кроме Исламского банка развития для поддержки роста взаимной торговли мусульманских стран другие финансовые институты развития разработали и используют свои схемы поддержки экспортно-импортных операций.
В частности, Арабский банк экономического развития в Африке (АБЭРА)[7] использует специальные схемы экспортного финансирования, в том числе гранты и льготные кредиты для содействия выхода компаний на зарубежные рынки.
Финансовая поддержка ИБР и других исламских банков в форме торгового финансирования способствует развитию международной торговли и торгово-экономического сотрудничества мусульманских стран.
Создание специализированных инвестиционных фондов и финансовых корпораций (мудариб)
Стоящие перед мусульманскими странами задачи социально-экономической трансформации решаются, в том числе и путем создания целевых инвестиционных фондов и финансовых корпораций, различающихся своей организационной структурой, функциональной и отраслевой направленностью.
Для создания и управления специализированными фондами и привлечения инвестиций в исламском банкинге используется особый вид финансирования, который называется мудариб (Mudarib).
Этот вид финансирования используется для привлечения коллективных инвестиций при проведении андеррайтинга финансовых инструментов и управления соответствующими потоками капитала, в том числе в форме секьюритизации активов.
В частности, по такой схеме при ИБР были созданы и функционируют Инвестиционный фонд вакуфного имущества (ИФВИ), Исламский Фонд солидарности для развития, Инфраструктурный фонд-II Исламского банка развития, Фонд трансформации науки, технологий и инноваций (Трансформ), Исламская корпорация по развитию частного сектора (ИКРЧС) и др.
При создании паевых инвестиционных фондов используется модель мушарака (Musharaka), которая предполагает участие инвесторов в распределении прибылей. Такая же схема используется в проектном финансировании.
Проектное финансирование (мушарака)
Специализированной исламской формой финансирования проектов считается мушарака (Musharaka). Данный финансовый инструмент предполагает, что инвестор разделяет все риски и все доходы и иные поступления, генерируемые проектом.
При этом возможные доходы делятся в заранее оговоренной пропорции. Убытки погашаются в пропорции, соответствующей долям участников проекта в акционерном капитале.
Модифицированный вариант проектного финансирования диминишинг мушарака (Diminishing Musharaka) позволяет ИБР и другим исламским банкам финансировать проекты по тем же схемам, которые применяет в ведущих мировых банках развития, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и др.
При использовании данной схемы прибыль от реализации проекта делится пропорционально доле участников в акционерном капитале.
При этом банк поэтапно передает принадлежащие ему акции другим участникам проекта. Таким образом, если на ранних этапах реализации проекта банк представляет собой крупного акционера, то на более поздних этапах передает собственность другим участникам проекта, фиксируя, таким образом, свою среднесрочную прибыль.
Аналогичный вариант проектного финансирования, но предполагающий переход к предпринимателю прав собственности на имущество в исламском банкинге называется бай аджил (Bai Ajel).
Лизинговые операции (иджара)
Исламский вариант лизинга иджара (Ijara), предполагает, что банк, как правило, выступает в роли лизингодателя. По просьбе лизингополучателя банк приобретает некоторое имущество, средства производства, оборудование, транспорт и др. становясь его собственником и удерживает право собственности на это имущество до окончания лизинговой сделки.
Как правило имущество передается в аренду на оговоренный срок и имеет согласованный график оплаты лизинговых услуг. Разновидностями лизинговых операций в зависимости от объектов лизинга в исламском банкинге являются – иджара ва иктина, иджара тумма аль бай и др.
В сделках Иджара по отдельным видам имущества как в традиционном лизинге применяется ускоренная амортизация, за счет чего к концу действия договора транспорт или оборудование имеют нулевую стоимость и переходят во владение лизингополучателя без дополнительной оплаты.
Переход к предпринимателю прав собственности на имущество, в исламском банкинге называется бай аджел (Bai Ajel).
Поддержка малого и среднего бизнеса
(кардуль хасана,мудхарба)
Поддержку малого и среднего предпринимательства ИБР и другие исламские банки осуществляют в том числе с использованием инструментов микрофинансирования (кардуль хасана), предполагающий бизнесменам более свободный доступ к финансовым услугам исламских банков.
Кроме того, для развития малого и среднего бизнеса используют такую форму финансирования как мудхарба (мudharba).
При этом варианте финансирования банк предоставляет необходимые финансовые ресурсы, в то время как партнеры из числа малых и средних предпринимателей предоставляют свои услуги в области менеджмента и развития проекта.
В этом случае полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных пропорциях. Особенность такой схемы финансирования является то, что возможный убыток полностью покрывается стороной, предоставившей капитал.
Страховой бизнес в исламском банкинге строится на принципах исламского закона Такафул – о соблюдении принципов взаимной выгоды и заинтересованности.
Различные виды исламских страховых компаний формируют свои активы, как и традиционные страховые фирмы прежде всего за счет средств от продажи страховых полисов.
Операции страховых компаний часто по своему характеру близки к банковским операциям. Значительные финансовые ресурсы страховых компаний позволяют использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений, в том числе через рынок мусульманских ценных бумаг.
В этой связи по своим активным операциям страховые компании являются конкурентами исламским коммерческих банков, инвестиционных, пенсионных и специализированным фондам.
Специализированная дочерняя структура ИБР «Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов», созданная в 1994 г. осуществляет страхование от коммерческих и некоммерческих рисков, в том числе от риска неуплаты по экспортным поставкам и возврату валютной выручки.
Страховой бизнес получил широкое распространение во многих мусульманских странах. В частности, суммарная стоимость активов 6-ти страховых компаний Брунея, специализирующихся на отдельных видах страховых операций, в период с 2004 по 2021 гг. колебалась в пределах от 4 до 6 % ВВП.
Государственно-частное партнерство
ИБР и другие исламские банки в своей деятельности активно используют механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), что позволяет привлекать дополнительные частные капиталы, том числе для реализации национальных планов развития, финансирования масштабных инфраструктурных проектов и социально значимых проектов.
Проекты реализованные ИБР на принципах ГЧП, как правило имеют более высокую социально-экономическую эффективность, по сравнению с традиционными методами финансирования
В качестве успешного примера можно привести проект, по строительству скоростной автомагистрали в Малайзии в штате Селангор (Selangor) на принципах ГЧП совместно с Банком развития Малайзии (Bank Pembangunan Malaysia Berhad).
Шариатский золотой стандарт
В конце 2021 г. исламскими банками был запущен новаторский проект на рынке золота – «шариатский золотой стандарт».
Реализация проекта позволит исламским инвесторам вкладывать средства в акции золотодобывающих компаний, биржевые фонды, золотые сертификаты, монетарное физическое золото и другие продукты, связанные с ним, в соответствии с нормами шариата. [8].
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
бывший помощник председателя Правительства
[1] Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской̆ экономики. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / под ред. Р. И. Беккина. М.: Умма, 2004.
[2] Еще в Средневековье мусульмане активно использовали сукук (множественное число от арабского слова «сакк»), в качестве юридического документа, договора, расписки, квитанции, представляющих собой финансовые обязательства, возникающие в процессе, обмена, торговли и других видов коммерческой деятельности. Сукук – аналогевропейскомучекуиливекселю.
[3]«Sovereign Sukuk issuance gains momentum, with new players entering the market», Moody’s Investors Service, December, 2021.
[4]Securities Commission Malaysia. http://www.sc.com.my.
[5]Согласно определению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО-32), дериватив – это финансовый инструмент, договор, в котором одновременно возникают финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другой.
[6]https://islamtoday.ru/ekonomika/islamskij_bank_razvitiya_funkcii_vidy_deyatelnosti/
[7] Арабский банк экономического развития в Африке (АБЭРА) – Banque arabe pour le développement économique en Afrique, региональный финансовый институт развития, образован в 1973. Члены АБЭРА — 17 арабских стран, в том числе Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, Ирак. Египет, Судан, Тунис, Марокко, Мавритания, Алжир, Сомали, Джибути, а также Организация освобождения Палестины (ООП) и др.
Отличие исламского банкинга от конвенционального
1. Легислатура. Исламская финансовая система базируется на предписаниях, изложенных в Коране и Сунне, а не на светских законах.
2. Запрет использования процентов. Исламские банки не начисляют процентов по своим кредитам и депозитам, а используют иные способы заработка.
3. Финансирование дозволенной деятельности. В Исламе запрещено прямо или косвенно участвовать в бизнесе компаний, занимающихся противоречащей шариату деятельностью (например, азартные игры, производство и сбыт свинины, алкоголя, фильмов для взрослых и т.д.).
4. Разделение рисков, прибылей и убытков. В отличие от обычных банков, которые совершенно безразличны к экономическим успехам/неудачам своих клиентов, а заинтересованы только в получении фиксированного дохода по выданным им кредитам, исламские фининституты непосредственно участвуют в экономических отношениях своего клиента, не только разделяя с ним прибыль, но и неся вместе с ним риски. Таким образом, как вы можете понять, ‘префы’ в Исламе запрещены.
5. Запрет неопределенности и гэмблинга. Шариат требует вступать только в те договорные отношения, условия которых четко оговорены. Например, данный принцип не соблюдается при заключении опционных или ‘коротких’ сделок, поскольку потери одного контрагента теоретически могут быть бесконечны.
6. Привязка к реальным активам. Исламские банки совершают только те сделки, которые имеют экономический смысл. Торговля деривативами и прочими инструментами в спекулятивных целях запрещена, однако в некоторых случаях разрешена в качестве инструмента хеджирования.
7. Запрет на продажу чужой собственности. Исламские банки не имею права продавать то, что не находится в их собственности. В связи с этим запрещено использование кредитных плеч и шорт-сделок.
Суть исламского банкинга
Может показаться, что цель исламских финансов – наложение максимального количества запретов в отношении банков, но это неверно.
Важно понимать, что Ислам предполагает не только ритуальную часть, но также социальную, экономическую и многие другие. В связи с этим, исламский банкинг старается обеспечить те условия, в которых экономика будет здоровой и устойчивой. Именно по этой причине запрещено использование плеч, спекулятивных инструментов, волатильных деривативов и т.д., которые приводят к шаткости финансовой системы, и, наоборот, Исламом поощряются торговые отношения, инвестиции, производство.
Исламские банки, в частности, заинтересованы не в обложении кредитора долговым бременем, и, если повезет, взысканием с него штрафов и пеней, а, напротив, в его благополучии, ведь чем лучше дела у клиента (партнера), тем выше маржинальность банков.
Однако, если исламский банк и решит через суд вернуть свои деньги, то он не вправе присваивать себе сопутствующие штрафы и пени, уплаченные заемщиком, а обязан перечислить ‘весь излишек’ на благотворительность. Где еще вы такое встретите?
Все эти условия делают исламские финансовые институты привлекательными не только для мусульман, но и для тех, кто никак не связан с Исламом. Например, 60% заемщиков исламских банков Малайзии (одного из лидеров этой индустрии) – немусульмане.
Стоит понимать, что большинство исламских банков – не совсем банки. Они занимаются проектным, партнерским, торговым финансированием, действуя как инвестиционные и торговые компании. Выручка от чисто банковских операций составляет небольшой процент и в основном состоит из комиссий. К таким операциям относятся агентские услуги, услуги по хранению депозитов, выдача беспроцентных займов и др.