Батырева Р.Д. Национальная инновационная система Германии: основные черты и тенденции развития

Германия в топ-10 инновационных экономик мира

Инновационная немецкая экономика на 9 месте в мире

Германию оценили, как одну из самых инновационных экономик мира. В новом Глобальном инновационном рейтинге за 2020 год (Global Innovation Index 2020), Германия третий год подряд удерживает девятый показатель вверху рейтинга, сообщается на сайте Global Innovation Index.

Насыщенность немецкой экономики инновациями уступает лидерам рейтинга – Швейцарии, Швеции и США от 5 до 10 пунктов. Всего в рейтинге участвует 129 стран мира.

Среди стран Европы, Германия занимает 7 место в рейтинге. На верхних позициях рейтинга Швейцария, которая по оценке экспертов набирает 67,2% из 100 возможных. Германия оценена в 58,19. Специалисты считают, что Германия обладает высокодоходной инновационной экономикой.

Эксперты считают, что качество инноваций в Германии занимает 2 место в мире. При этом, в лидерские позиции Германию вывело снижение уровня инновационных разработок в Швейцарии и Японии.

Наименее инновационной является экономика Йемена, у которой только 14,4 пункта из 100 возможных.

Ежегодный рейтинг иновационности экономики составляется бизнес-школой INSEAD, Всемирной организацией интеллектуальной собственности и экспертами Корнуэльского университета Соединенных Штатов Америки.

Фото: shutterstock.com

Читайте также:

Инвестиционная и инновационная деятельность в германии

Для привлечения иностранного капитала в Россию очень важно использовать новые методы и приемы. С этой целью необходимо активнее привлекать консалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов. Важно создать благоприятный инвестиционный климат, как в регионах российской федерации, так и в общегосударственном масштабе. В этой связи весьма полезен зарубежный опыт всех форм привлечения инвестиций в других государствах, в том числе опыт федеративной республики Германии.

Германия занимает третье место по доле высокотехнологичных товаров на мировом рынке и уступает только США и Японии. Лидерство на мировых рынках достигается, прежде всего, за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.

Германские концерны потратили в 2009 г. на исследования и разработки 57,4 млрд евро. Если раньше конкуренция велась за лучших сотрудников, сырье, капитал, рынки сбыта, то сейчас па первый план вышла борьба за изобретателей, новаторов, инновации.

Начальным этапом развития инноваций в Германии был период после Второй мировой войны, где основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, они же и определяли ведущие направления научно- исследовательской деятельности.

Германия убедительно продемонстрировала, что для господства па мировом рынке вовсе не нужно иметь газ, нефть, лес и другие природные ресурсы. Модель развития, опробованная после Второй мировой войны Германией, показала, что, опираясь на новейшие технологии, разработанные, в том числе и в других странах, приобретая патенты и лицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленного производства.

Финансирование субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с программ индивидуальной поддержки определенных направлений. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в пауку, включая использование налогового кредита, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т. д.

В 1970-х гг. начали проводиться программы частно- государственного партнерства в научно-исследовательской сфере, благодаря этому доля бюджетной системы в расходах на НИОКР сократилась с 70 % в 1970-х гг. до 30 % в настоящее время. Средства, выделяемые на НИОКР, составляют примерно 2,4 % от ВВП. Несмотря на это, разрыв между ФРГ и другими развитыми странами увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих отраслях, в то же время, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.

В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР за рубежом, росли быстрее, чем те, которые осуществлялись внутри страны. Связано это не с более плохими условиями в Германии, а с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей. Привлекательность Германии как центра НИОКР демонстрирует тот факт, что зарубежные филиалы американских фирм здесь реализуют большую часть своих НИОКР. А в рейтинre предпочтений японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Стоит вспомнить так же и то, что около 70 % всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30 % — государством и местными властями.

Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:

  • 1. Содействие инновационной активности фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т. д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).
  • 2. Усиление позиций Германии в области новых информационных и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.
  • 3. Увеличение сотрудничества и технологического обмена между исследовательскими центрами и промышленностью.
  • 4. Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
  • 5. Стимулирование развития таких «технологий будущего», как биотехнология и мультимедиа.
  • 6. Развитие рынка венчурных капиталов.
Читайте также:  Развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым | Портал МСП Республики Крым

Финансирование инноваций в Германии основывается на следующих подходах:

  • 1. Министерство образования, науки, исследований и технологии обычно выделяет свои гранты на совместные проекты малых, средних и крупных предприятий, и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50 % расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.
  • 2. Финансирование инновационного малого и среднего бизнеса проводится без использования тендеров. Каждое предприятие имеет возможность обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются два государственных банка {KJW и DtA), которые официально объединились в 2000 г. Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.
  • 3. BMBF и BMWi расходуют средства под конкретные проекты, а управление ими берет па себя так называемый «Projekttrager», неправительственная организация (обычно частные или полу- государственные институты, исследовательские организации, предприятия). Служащие министерств, как правило, не задействованы в реализации какого-либо проекта.
  • 4. Местные органы власти применяют различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.

Экономическая политика Германии направлена на улучшение

финансовых условий для инноваций в малом и среднем бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки, значимые для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровня отечественную науку и технику в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал.

Другой, не менее важной среди приоритетных направлений научно-технической политики федерального правительства Германии является поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого развития государства в условиях ограничений по энергетике, по воздействию на окружающую среду и рациональное использование на территории страны. Это — наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.

Базовые принципы финансирования НИОКР в Германии следующие:

  • • содержание программы должно быть точно определено;
  • • финансовая поддержка оказывается однократно;
  • • результаты должны носить открытый характер. Представляет интерес и политика Германии в области технологии. Начиная с 1960-х годов, она ориентировалась па опыт США и направлялась в основном на развитие крупных программ. Для их осуществления были созданы исследовательские центры, которые кооперировались с производством. Спустя 10 лет перед немецкими учеными была поставлена задача создания предпосылок для экспорта новейшей технологической продукции. При общественной поддержке научно- технические проекты концентрировались па разработке ключевых технологий, таких, например, как микроэлектроника или комплексная транспортная система. Кроме того, большое значение придавалось общественно-социальным сферам экологии, здравоохранению и т. д. С начала 1980-х годов упор делается на стратегию развития промышленности среднего уровня. В этой связи научно-исследовательская и инновационная деятельность начинает играть особую роль для мелких и средних предприятий. Целью здесь зачастую являлась не разработка высокоэффективных технологий, а, скорее, широкое и эффективное применение новых или улучшенных производственных средств и технологий, материалов и программного обеспечения. И всё же, судя по общей картине научно-исследовательской деятельности в «старой» Германии, преимущество отдавалось крупной индустрии. Доля её финансирования составляла более 2/3 всех затрат на исследование и развитие.

До 1990-х годов формирующая роль в осуществлении политики инновации и технологий принадлежала Федеральному фонду, сегодня в этой области активно действуют объединения, полугосударст- веиные и частные учреждения, рабочие товарищества исследовательских организаций промышленности и т. д. Значительную часть функций взял на себя Европейский Союз.

В Германии локальная политика инноваций и технологий все чаще дополняет другие стратегии и инструменты — политику стимулирования исследовательской и инновационной деятельности, традиционные рычаги поддержки коммунальной экономики. Целью её является стимулирование инноваций и развитие субъектов хозяйствования на местах посредством разработки новых перспективных продуктов, способов производства, услуг, организационных форм и моделей занятости. Это достигается путем активизации имеющегося в регионе или в городе научно-технического потенциала и создания благоприятных условий. Упомянутая политика проводится центрами услуг и технологий, трансфертными учреждениями. Они поддерживают новые субъекты хозяйствования, новые формы финансирования и кооперации.

Более 10 лет в Германии существуют инновационные, инкубационные и технологические центры, которые оправдали себя как инструменты инновационной экономики и технологической политики. Концепция таких центров направлена в первую очередь па стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность прежде всего в рамках регионального развития экономики, обогатив известные инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.

Читайте также:  Приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 сентября 2014 г. N 569 "Об утверждении официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на региональном уровне"

В отличие от других европейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себя как технологические центры и парки, так и инкубационные центры. При этом был использован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, технополисов Франции и Японии. Но в результате возник собственный вариант, соответствующий условиям страны. Технологические и инкубационные центры представляют собой узловые пункты в единой сети. Они образовались преимущественно благодаря региональным инициативам и считаются ярким примером общественно-частного партнерства. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, торговыми и промышленными палатами, институтами и банками региона и реализуют признанную деятельность в общественных интересах. Тем самым осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций, агентств по передаче технологий и предприятий услуг.

Вопрос о сохранении страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Исходя из тезиса, что паука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны — как одно из следствий, её место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной пауки также входит в систему государственных приоритетов Германии.

Вся инвестиционная деятельность Германии строго регламентирована в Законе об инвестиционных компаниях (KAGG). Данные компании являются управляющими инвестиционных фондов. Германские инвестиционные компании так же осуществляют кредитную деятельность, а соответственно всё кредитное законодательство регулирует и кредитную деятельность инвестиционных компаний.

Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями контролирует и инвестиционные компании. Кроме того, ответственными за хранение ценных бумаг в Германии являются банки. С одной стороны, это высокая степень защиты интересов инвесторов, а с другой — это низкая доля капиталовложений.

Сумма освоенных в 2020 г. германскими предприятиями государственных средств (выделяются по требованию и па возмездной основе) по страхованию от политических рисков своих новых зарубежных инвестиционных проектов составила 5,4 млрд евро, т. е. 15,9% всех германских прямых инвестиций за рубежом. Совокупные обязательства германского правительства достигли 31,9 млрд евро.

Реализация внешнеэкономической стратегии ФРГ в условиях высокой зависимости экономики страны от внешних рынков и жесткой конкурентной борьбы решающим образом влияет на необходимость оказания поддержки экспортерам. С этой целью эффективно действует национальная система поддержки ВЭД, в первую очередь, экспортеров и инвесторов на рынках развивающихся стран. Её основными инструментами являются:

  • 1) меры финансового характера: страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков; страхование капиталовложений германских фирм за рубежом; освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость; субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности; финансовая поддержка экспортно-ориентированных НИОКР;
  • 2) информационно-консультационное обеспечение ВЭД;
  • 3) содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом и т. д.

В соответствии с немецкой практикой, можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.

Использование набора пассивных методов связано с информированием потенциальных инвесторов об условиях производства, реализации и потребления продукции, определение степени инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и регионов, с выявлением приоритетных направлений инвестирования, формированием благоприятного инвестиционного климата и т. д. К этой категории инструментов можно отнести и льготное ценообразование на продукцию естественных монополий и государственных предприятий (тарифы на электроэнергию, транспорт, связь, регулирование цен на топливо, теплоснабжение, воду и пр.).

Набор активных методов включает непосредственное стимулирование инвестиций путем предоставления предприятиям выгодных условий для их деятельности (включающих, в частности, налоговые льготы, налоговые каникулы, льготную систему амортизационных отчислений, получение кредитов па особо выгодных условиях и т. д.).

Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач.

В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку.

Многие федеральные научные исследования и опытно- конструкторские разработки проводятся в ФРГ негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно- конструкторские задачи. Это делает систему более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.

Читайте также:  Инвестиции – что это такое: классификация и способы инвестирования денег

Как известно, немецкие университеты — это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки, проводимой здесь научно- исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или государственным), значительно выше, чем в других странах, а степень «рационального использования» результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в мире.

Основным достоянием университетов Германии является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления па практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферту технологий.

Законодательством ФРГ определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на пауку превышает 100 млн евро, должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет. На начальном этапе основная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире па государственные структуры. В европейском союзе только в

2020 году на это израсходовали 10,5 млрд евро, и только в ФРГ — 6,2 млрд евро.

В Германии, где корпорации тратят на науку в 2,5 раза больше средств, чем федеральные власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий относительно «рыночного» характера научной деятельности, отметим, что расходы на науку составляют здесь 2,8 % ВВП.

Более 10 лет в Германии существуют инновационные, инкубационные и технологические центры, которые оправдали себя как инструменты инновационной экономики и технологической политики. Концепция таких центров направлена в первую очередь па стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность, прежде всего в рамках регионального развития экономики, обогатив известные инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.

В Германии инновационные меры государства ориентированы преимущественно на малые и средние предприятия. Наряду с организационной и технологической подвижностью этих предприятий, позволяющей более оперативно реагировать па изменения рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере малых и средних предприятий занято 24 млн человек, что составляет почти 60 % всех работающих, причем большинство их непосредственно связано с высокими технологиями. Причем если крупные фирмы концентрируют свои усилия в традиционных отраслях — машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый и средний бизнес склонны концентрировать свои усилия на «технологиях будущего» (cutting-edge technologies). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.

Вместе с США и Японией Германия входит в тройку лидеров по получению патентов на душу населения. Спад патентной активности, наблюдавшийся в начале 90-х годов, к настоящему времени практически преодолен. Патентная специализация Германии проявляется, главным образом, в большой пропорции патентов по защите окружающей среды (утилизация полимеров, биологическая очистка воды и т. д.) и относительно малой — в информационных и телекоммуникационных технологиях, что отличает ее от США и Японии.

Основной проблемой Германской инновационной политики как на федеральном, так и па региональном уровне является создание особой инновационной культуры населения.

Вопрос о сохранении страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Исходя из тезиса, что паука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны — как одно из следствий, её место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.

Одновременно с признанием роста международной конкуренции в сфере науки и экономики большинство немецких экспертов едины во мнении, что Германия должна оставаться открытой для мировой науки и, вместе с тем, привлекательной для лучших умов мира. Поэтому важной составной частью государственной научно-технической политики является содействие интернационализации научно- исследовательского ландшафта страны путем достижения такого уровня научно-исследовательской работы в высшей школе и виеуниверси- тетских научных учреждениях, который позволил бы привлечь больше иностранных студентов и ученых со степенями.

Германия является одним из мировых лидеров по инвестиционной привлекательности. Благодаря стабильному финансовому положению страны и законодательству, четко регулирующему порядок и условия вложения средств в экономику, инвестиционная деятельность становится прозрачной и легко прогнозируемой. Это становится особенно актуально при выборе мест для капиталовложения в период мирового экономического кризиса. Стоит отметить и тот факт, что иностранные инвестиции в Германии в значительной степени поддерживаются немецким правительством, как па уровне законодательной базы, так и при помощи государственных субсидий, которые составляют несколько миллиардов евро в год.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.