Безопасное жилье. Как разбогатеть на инвестициях в умные дома

Что такое smart city

«Умный город» — концепция интеграции информационных и коммуникационных технологий для управления городским имуществом. Они призваны сделать жизнь людей лучше и удобнее: повысить уровень комфорта, качество и эффективность обслуживания, снизить расходы и потребление ресурсов. В общем, подразумевают оптимизацию всей жизни города.

По расчётам экспертов McKinsey, к 2020 году в мире будет около 600 «умных» городов. Ещё через пять лет эти города будут генерировать почти две трети мирового ВВП. По оценкам консалтинговой компании Arup, к 2020 году мировой рынок «умных» городских услуг составит $400 млрд в год.

«вы его потом в москву заберете»

— Недавно проходила новость о создании в Северо-Кавказском федеральном округе первого окружного координационного центра Центров управления регионов. Это центр центра?

— Не будем путаться в аббревиатурах. Мы подписали соглашение с СКФУ, это университет Северо-Кавказского федерального округа в Пятигорске, о том, что мы создадим центр компетенций. На самом деле это просто учебно-методическая сборка для того, чтобы лучше работать с кадрами.

«начнут меняться более серьезные вещи, чем выявление недостатков»

— Вы сказали, что нужно еще полгода, чтобы система окончательно отстроилась, появилось понимание по системным проблемам и достижениям. А как дальше будет развиваться система и АНО «Диалог» в ней чем будет заниматься? Или она внедряется, а вы идете к новому проекту? 

— Полгода — это оценка. Где-то это уже произошло, где-то произойдет в течение следующего года, потому что очень сильно отличается как уровень в самих регионах, так и их потребности. Следующий этап начнется тогда, когда, осознав для себя полезность системы, научившись этим управлять и подключив к этому управлению всех чиновников, которые принимают решения в регионе, руководитель региона начнет менять внутри то, что называется современным словом «бизнес-процесс».

Что такое бизнес-процесс? Это как получить ту или иную справку, как вывозится мусор в конкретном районе. Есть сложившаяся система, построенная на определенном экономическом укладе, на определенных представлениях, как это должно происходить, которые не меняются годами.

«половина проблем — от недоинформированности людей»

— А категории как-то меняются там со временем? Вы решаете одну категорию проблем — и их список становится меньше или на ее месте тут же появится другая?

«умный» город — это и есть революция сознания»

— Продолжая тему цифровизации: сейчас все чаще говорят об «умных» городах. Звучит это немного фантастически. При этом иногда под «умным» городом понимают, условно говоря, лавочку с USB-портом. А вот в вашем представлении что такое «умный» город? В чем проявляется его «ум» и как должен чувствовать себя житель этого города?

— Соглашусь, часто «умный» город воспринимается как конгломерат из серверов, камер, лавочек с USB-разъемами и прочими атрибутами технократического подхода. На самом деле, конечно, это лишь малая часть — это то, что называется «хардвер», то есть то оборудование, которое как-то может быть в «умном» городе использовано.

Но в моем понимании «умный» город — это прежде всего умная идеология того, как организованы процессы в городе. Для меня смарт-подход к созданию действительно «умного» города, «умного» общества и так далее заключается в том, чтобы изменить то, что происходит. Объясню, что я имею в виду.

«фейков множество, мы их издадим отдельной книжкой»

— Насколько я знаю, АНО «Диалог» проделала большую работу по борьбе с фейками. Какие самые безумные фейки можете вспомнить? Насколько успешно вы их разоблачали и продолжите ли заниматься этим направлением?

«это система подсказок»

— А станет ли? В этой цепочке была, как бы сказать, печать красная «На контроле».

— Контроль — у общества. Смысл системы как раз в транспарентности. Водитель мусоровоза прекрасно знает, сколько раз в день ему надо приехать на конкретную точку. Либо он сэкономил, либо забыл, запил — варианты самые невероятные, с которыми приходилось сталкиваться.

— Понятно, что гражданину система дает: я не трачу силы на то, чтобы понять, кто ответственный из тех или иных ведомств. А что это дает губернаторам, регионам, как они вообще отнеслись к этой системе? Не было ли неприятия?

— Я вам честно скажу, далеко не все среагировали на это как на положительную вещь. Многим показалось, опять же возвращаясь к грозному названию, что это какая-то параллельная система управления, что кто-то будет вмешиваться и за них управлять. На самом деле нет.

Hyperloop One

Hyperloop One, по данным CrunchBase, привлек инвестиций на сумму более $141 млн. Сама же компания планирует к 2020 году владеть 10% долей мирового рынка наземных пассажирских и грузоперевозок — это примерно $300 млрд.

Доставка дронами

Пионер в транспортировке дронами — это Amazon с проектом Prime Air. Идея такой доставки в её полной автономии — дроном управляет интегрированная электроника. Максимальная масса груза сегодня — 2,4 килограмма. Проект находится в стадии тестирования пилота.

Технология воздушной доставки сталкивается с ограничениями из-за правил воздушного передвижения, проблемами использования в густонаселенных районах и потенциальных несанкционированных «перехватах» дронов. Несмотря на это, по прогнозам DHL, в ближайшие пять лет сфера будет активно развиваться.

Суммы инвестиций в Prime Air неизвестны. В 2020 году, по данным Quora, только на операционные расходы потрачено около $7 млн. В России перевозки грузов дронами планируют легализовать к 2020 году.

Читайте также:  Презентация на тему "Инвестиции и их виды "

Tube logistics

Большое направление в развитии логистики — трубопроводные или туннельные перевозки. По прогнозам DHL, проекты этого сектора будут реализованы в ближайшие пять лет или немногим позже.

Cargo Sous Terrain — швейцарский проект подземной сети для транспортировки грузов. Система будет работать от возобновляемых источников. Проект планируется реализовать к 2040 году. В сентябре 2020 года стартап привлёк около $25 млн для реализации пилотного проекта по маршруту Нидербипп — Херкинген — Цюрих. В числе основных инвесторов крупнейшие швейцарские ритейлеры Coop и Migros.

CargoCap — немецкая система туннельной перевозки. Планируется использование в ритейле. Пока находится в состоянии испытаний прототипа. Команда пытается привлечь инвестиции, сумма не разглашается.

Smart energy

Объем мощности Demand Response в мире в 2020 году составил 39 ГВт, 28 ГВт из них пришлось на территории Северной Америки. Предположительно, мировой объем Demand Response к 2025 году достигнет 144 ГВт. Российская Госдума планирует принять закон об «умных» электросчётчиках весной 2020 года.

Smart transportation

Сектор охватывает большое количество различных технологий. Но наиболее интересна и перспективна сфера развития транспортных и грузовых перевозок. Проекты находятся в масштабной стадии прототипа и нигде в мире ещё не применяются на практике. Ниже представлено несколько флагманов направления.

Smart water


Схема работы системы

Будущее уже наступило

Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати наиболее динамично развивающихся городов и агломераций мира, более половины которых расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В области создания новых «умных» городов география примерно та же.

Эко-город Тяньцзинь — плод сотрудничества Китая и Сингапура, один из первых и достаточно успешных проектов такого типа. Для строительства специально был выбран сильно загрязненный участок без доступа к пресной воде.

Инфраструктура включает в себя множество «умных» решений: альтернативное энергообеспечение, оборотное водоснабжение (почти как на космических станциях), опреснение морской воды, переработку отходов, создание транспортной сети без участия моторизованного транспорта, системы видеонаблюдения, контроля качества воздуха и многое другое. В реализации участвуют многие крупные компании: General Motors, Philips, Envac, Bosch Group и другие.


Вечерняя панорама города Тяньцзинь

Сейчас в городе живут более 70 тысяч человек (рассчитан на население до 350 тысяч), также зарегистрировано 4500 компаний с общим уставным капиталом в 200 млрд юаней (чуть больше $30 млрд). Полностью проект планируется завершить к 2020 году.

Не менее амбициозный проект — эко-город Масдар (ОАЭ). Его реализация началась в 2006 году. По задумке создателей город будет полностью обеспечиваться за счёт солнечной энергии и других альтернативных источников с минимальными выбросами углекислого газа.

Однако уже сейчас разработчики признают, что осуществить это в настоящих условиях практически невозможно. Основная их цель — снизить выбросы на 50%. В целом проект завяз в разного рода неурядицах: не удалось реализовать автономную транспортную систему и некоторые другие проекты, экономический кризис 2008 снизил активность инвесторов, хотя само правительство Арабских Эмиратов обещало вложить в проект примерно $22 млрд. Задержки в строительстве привели к сдвигу даты завершения на 2030 год.

Система опреснения воды в Масдаре

Масдар — город без автомобилей, в нём создана система беспилотного электрического транспорта под названием Personal rapid transit (PRT). Движение официально запущено в ноябре 2020 года. Маршрут пролегает между двумя ключевыми точками города и составляет около 1,4 км.


Электрический транспорт в городе Масдар

Создатели утверждают, что надёжность и безопасность транспортных средств (шестиместных капсул CyberCabs) достигает почти 100%. Роботизированные капсулы могут следовать друг за другом с минимальным интервалом в 3-4 секунды без риска столкновения.

Из чего состоит smart city

Консалтинговое агентство Navigant Research выделяет пять основных составляющих «умного» города:

  • Smart Energy — решения в областях энергопоставки и энергосбережения. Программы управления спросом, энергоэффективности и интеграции возобновляемых источников энергии.​
  • Smart Water — управление водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности и управление наводнениями.
  • Smart Buildings — здания, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления (BMS — building management system).

    Благодаря ей возможно межсистемное взаимодействие. Например, подготовка системы отопления здания к началу рабочего дня, управление мощностью работы вентиляционной установки в зависимости от температуры, количества людей в помещении и качества воздуха, автоматический переход в энергосберегающий режим при отсутствии в здании людей и так далее.

  • Smart Government — использование информационных технологий для предоставления государственных услуг широкому кругу лиц и оптимизации работы различных департаментов.

  • Smart Transportation — интеллектуальные транспортные и логистические системы. Мониторинг и управление трафиком, оплата дорожных сборов, реагирование на чрезвычайные ситуации, интеллектуальная парковка и интегрированное управление светофором, построение «умных» сетей логистики.

Минстрой: объем затрат на создание "умных городов" до 2024 года составит 360 млрд рублей

КАЛУГА, 14 марта. /ТАСС/. Минимальные затраты на создание инфраструктуры «умных городов» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» оцениваются на уровне 360 млрд рублей на ближайшие пять лет, сообщил в четверг журналистам заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис на международном форуме «Умные города».

Читайте также:  Вклады физических лиц читать

«Значительное количество мероприятий окупается за счет частных инвестиций. В целом, пока из таких предварительных расчетов <…> объем рынка, при выполнении этих минимальных базовых требований, объем затрат на это на ближайшие пять лет — это порядка 360 млрд рублей», — сказал он. Замминистра уточнил, что это частные деньги, а также деньги региональных и муниципальных бюджетов.

Чибис добавил, что часть средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды», может быть перенаправлена «на интеграцию платформы по вовлечению людей в городское управление».

При этом замминистра отметил, что создание «умных городов» возможно и без дополнительного федерального финансирования. «На это регионы и муниципалитеты тратят деньги, только тратят деньги часто впустую», — подчеркнул замглавы ведомства. По его мнению, «при экономии на электроэнергии, экономии на общественном транспорте» высвобождаются ресурсы, которые «можно тратить с умом, применяя самые современные решения».

Ведомственный проект «Умный город» стартовал в России в 2020 году, начиная с 2020 года он реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». Стандарт «Умного города» является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды. На базе федерального стандарта регионы разрабатывают и утверждают региональные программы по реализации проекта.

Ум по палатам

Концепции «Умный город» уже более 20 лет: еще в начале 1990-х общество осознало, что представить современный город без информтехнологий в нем невозможно. В наши дни она уже оформилась в конкретные проекты на государственном уровне, направленные на улучшение качества жизни людей. В России проект Минстроя «Умный город» стартовал в 2020 году, а с 2020 года он реализуется и в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». Всего, по оценкам Минстроя, затраты на создание инфраструктуры «умных городов» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» оцениваются на уровне 360 млрд руб. на ближайшие пять лет. Но значительное число мероприятий уже окупается за счет частных инвестиций, считают в ведомстве.

Москва умчалась от регионов

Концепция «умного города» предлагает за счет взаимодействия технологических элементов города обеспечить создание единой экосистемы для комфортной и безопасной жизни. По оценкам экспертов, наиболее перспективные системы внедряются в области ЖКХ (энергоэффективность, управление ТБО, «умный дом» и др.), управления трафиком («умные» камеры, беспилотный транспорт), экомониторинга и энергетической самодостаточности (использование энергии из возобновляемых источников, внедрение электротранспорта и др.). «Особое внимание уделяется тестированию 5G: именно этот стандарт позволит получить максимальную эффективность за счет скорости соединений»,— говорит менеджер по цифровым решениям группы оказания услуг в области устойчивого развития компании «Делойт», СНГ Булат Калиев.

Тем не менее концепция «умного города» в России развивается не так стремительно, как могла бы. По оценкам iKS-Consulting, объем рынка технологических решений для «умного города» в России по итогам 2020 года составил 81 млрд руб. (рост всего на 8%). При всей привлекательности рынка он не только не показывает взрывного роста, но и может сократиться в ближайшие два года: в 2020 году объем рынка может составить лишь 77,1 млрд руб. При этом практически весь рынок представлен Москвой: на нее приходится 93% рынка, на Петербург — 2%, на все остальные регионы — 5%. Но в московском бюджете 2020–2020 годов на реализацию отдельных направлений в рамках концепции «умного города» предусматривается сокращение затрат. И подстегнуть рост рынка в России может лишь выделение средств из федерального бюджета на реализацию региональных программ «Цифровой экономики», считают эксперты.

Региональные муниципалитеты стремятся свести к минимуму внедрение инноваций, результат которых не гарантирован, даже запуск проектов с доказанной эффективностью требует времени, поясняет руководитель направления развития IoT АО «ЭР-Телеком Холдинг» Владимир Щетинин. Кроме того, если Москва может получить положительные результаты от запуска проекта в среднем в течение 6–12 месяцев, то регионам требуется в среднем 8 месяцев на подготовку и закупку услуги и еще несколько месяцев на реализацию. «При отсутствии ранее запланированного бюджета на проект срок увеличивается до следующего бюджетного года. Получается, отставание регионов от столицы минимум один год»,— поясняет господин Щетинин.

На отставание регионов влияют и размеры региональных бюджетов. По данным рейтинга CNews Analytics, по затратам на ИКТ в 2020 году в тройку лидеров входят Москва, Санкт-Петербург, Московская область. В остальных регионах произошла смена позиций, причем у некоторых регионов существенная — например, на четвертую позицию передвинулся Пермский край с десятого в 2020 году. Размер же бюджета региона на четвертом месте в списке меньше в 20,5 раза, чем бюджет Москвы. «Частные инвестиции направляются только в те проекты, что имеют измеримый коммерческий эффект, но таких гораздо меньше в программе «Умный город», чем проектов социальных, направленных на повышение удобства проживания в городской среде»,— считает Владимир Щетинин.

Впрочем, в «Ростелекоме» не согласны с тем, что проекты «умных городов» не привлекают частные инвестиции: «Во-первых, широко распространены сервисные модели реализации проектов, когда частные компании инвестируют в инфраструктуру и софтверные решения, а город или субъект РФ получают готовый сервис. Во-вторых, активно используются инструменты государственно-частного партнерства, например концессионные соглашения и энергосервисные контракты».

Читайте также:  СКБ Банк — вклады для физических лиц в 2019

Бизнес ищет «умные» проекты

Развитию «умных городов» в России способствует и то, что во многих регионах образовываются инновационные кластеры, технопарки и особые экономические зоны, организуются акселераторы, что позволяет малому и среднему бизнесу получать инвестиции. «Это стимулирует в том числе программа «Цифровая экономика». Участники рынка создают карты и магазины инновационных решений в области «умного города»: веб-интерфейсы с подборкой провайдеров, поставляющих сервисы»,— отмечает Булат Калиев.

Частные инвестиции привлекают чаще всего проекты, направленные на коммерциализацию сервисов в перспективе, говорит директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» Наталья Талдыкина. «Это могут быть, например, энергосервисные контракты или организация парковочных пространств»,— отмечает она. Большой потенциал эксперты видят и в сфере «умного» ЖКХ. Так, с июля вступают в силу поправки в ФЗ «Об электроэнергетике», по которому все сдаваемые в эксплуатацию дома должны быть оснащены «умными» электросчетчиками, причем обязанность по их установке возлагается на ресурсоснабжающие организации. «Государство не только понимает важность цифровизации экономики, но и стимулирует ее участников внедрять новые технологии в своей работе»,— считает Наталья Талдыкина.

Большинство внедряемых сегодня систем «умного города» касаются дорожного движения. Например, осенью более 70 частных и госкомпаний подписали меморандум о создании национальной сервисной телематической платформы «Автодата», которая позволит организовать базу данных по грузовым перевозкам с использованием AI и запустить сервисы для перевозчиков и логистических компаний «Умная дорожная сеть», «Умная автомобильная магистраль» и сервис страховой телематики. До конца 2020 года на запуск «Автодаты» планировалось потратить 325 млн руб. К 2021 году на платформе должен будет заработать сервис «Умное страхование», включающий систему поощрений, которая будет стимулировать водителей на безопасную езду. Концепция «Умный город» предполагает единую систему, которой предстоит столкнуться с огромным количеством данных, напоминает технический директор Arenadata Александр Ермаков: «Это, к примеру, и данные мобильных операторов, и информация с дорожных камер, домовых счетчиков. При этом рынок испытывает острую нехватку технологий, способных не только обрабатывать поступающие данные, но и динамически масштабироваться при их росте».

Сети опутывают города

В проектах по развитию «умных городов» наиболее заинтересованы операторы связи: выход в этот сегмент позволит им получить дополнительный источник дохода при минимальных вложениях в развитие инфраструктуры. Так, «ЭР-Телеком Холдинг» развернул федеральную сеть промышленного интернета вещей (IoT) на базе технологии LoRaWAN в 62 городах РФ. Компания также реализовала проект «Умный свет» на 15,5 тыс. IoT-светильников в Иваново: он позволяет вдвое сократить затраты на содержание и обслуживание городских светильников и на 50% снизить аварийность на дорогах. В системе интеллектуального управления компании находятся также более 100 км городских улиц Омска, а пилотные зоны развернуты в Перми, Санкт-Петербурге и других городах. В Петербурге «ЭР-Телеком» также реализует проект «Безопасный двор». Придомовые территории оборудуют системами видеонаблюдения, подключают «умные» домофоны, интегрируют системы взаимодействия с МЧС и МВД.

Решения для «умных городов» в 81 регионе страны внедряет и «Ростелеком». Оператор выступает поставщиком собственных решений и разработок партнеров, например «Нетрис», «Коркласс», «РТ Лабс» и др., сотрудничает с разработчиками и производителями «железа» и софта. «Важно, что между управлением городским хозяйством в целом и «умными» домами есть еще большое пространство, а именно придомовые территории, которые мы также предлагаем цифровизовать»,— говорят в «Ростелекоме».

МТС сотрудничает по проектам «умного города» с 50 регионами страны. К примеру, в Татарстане оператор создал комплексный «умный» квартал, в который интегрированы системы видеоаналитики, «умное» освещение и парковки, экомониторинг, «умная» система вывоза твердых коммунальных отходов. «Одно из самых востребованных направлений — аналитика турпотоков и создание цифровой копии региона на основе Big Data»,— говорят в МТС. Такие проекты уже реализованы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Костроме и Ярославле. «Обезличенный анализ данных позволяет получить информацию о фактической численности и плотности населения, социально-демографическом портрете жителей, динамике перемещений, загрузке общественного транспорта, количестве туристов, наиболее посещаемых местах области. Это позволяет более грамотно развивать городскую инфраструктуру»,— поясняют в компании.

«МегаФон» запустил проект «умного» транспорта в Псковской области в 2020 году. «Городские автобусы оснащались камерами видеонаблюдения, которые не только позволяют вести учет пассажиропотока, но и параллельно могут фиксировать нарушения правил парковки по маршруту своего следования»,— рассказывает Наталья Талдыкина. К проектам «умного города» в компании также относят сервисы на основе больших данных. В 2020 году «Иннополис» в Татарстане стал первым проектом, где «МегаФон» внедрил систему автоматизированного сбора показаний расхода электроэнергии и воды с использованием «умных» датчиков на основе стандарта связи NB-IoT. Сейчас компания готовится к внедрению этого продукта в общероссийском масштабе.

В сферу «умных городов» начинают активно смотреть и компании не из традиционного телеком-сегмента. Так, на XII Петербургском инновационном форуме Сбербанк вместе с дочерними SberCloud, VisionLabs и ЦРТ рассказал о планах по развитию «умных городов». Банк выступает модератором решений, которые разрабатывают его «дочки», предлагая как комплексное решение, так и отдельные компоненты с функцией интеграции в другие системы. Это могут быть «умные» остановки, решения по отслеживанию работы коммунальных служб, экологическому мониторингу и системам безопасности. «Если раньше основным заказчиком решений выступало государство, то сейчас растет интерес и со стороны бизнеса»,— утверждают в Сбербанке.

Юлия Тишина

Чего стоит ожидать

#будущее#умныеГорода

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.