- Бизнесу предложили инвестировать в нацпроекты через аналоги трастов
- Великобритания
- Инвестиционная деятельность | министерство экономического развития российской федерации
- Индия
- Китай
- Малайзия
- Правительство разработало план восстановления экономики и доходов россиян
- Саудовская аравия
- Сингапур
- Франция
- Честное слово власти: как получить преференции от государства в обмен на инвестиции
Бизнесу предложили инвестировать в нацпроекты через аналоги трастов
Для этого будут созданы закрытые паевые инвестфонды. Планируется, что их работа будет организована уже во второй половине 2020 года
Чиновники совместно с российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) обсудили создание закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) для привлечения средств крупного бизнеса в национальные проекты. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на несколько источников, знакомых с обсуждением вопроса. Эту информацию РБК подтвердил федеральный чиновник и источник в финансово-экономическом блоке правительства.
Минэкономразвития хочет создать условия для перетока сбережений, накопленных крупным бизнесом, в инвестиции, объясняет федеральный чиновник. До сих пор в России, по сути, не сложился рынок таких коллективных инвестиций в крупные проекты, нет работающего аналога западных инвестиций private equity. Для стимулирования бизнеса инвестировать нужно предложить ему достаточную защиту вложений, условия не хуже, чем на Западе (трасты, инвестиционные фонды), и профессиональную команду управляющих, какая в принципе есть у РФПИ, объясняет он.
Речь идет о создании двух ЗПИФов. Авторы идеи считают, что подобный механизм позволит увеличить объем коллективных инвестиций от российских партнеров в проекты из различных отраслей. Кроме того, это поспособствует повышению мобильности капитала с учетом наличия значимой необходимости в нем на финансовом рынке.
Источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства сообщил, что первый закрытый паевой инвестфонд будет выступать соинвестором на автоматической основе во всех проектах РФПИ. Объем инвестиций каждого из участников должен составить не менее 3 млрд руб. Второй ЗПИФ будет принимать решение о вложении в инвестиционные проекты в индивидуальном порядке. Решение по каждому проекту будет приниматься участниками инвестфонда и органами управления отдельно. Объем инвестиций каждого участника должен быть в два раза больше — не менее 6 млрд руб.
Великобритания
В стране с 2020 года реализуются пятилетние Национальные инфраструктурные планы (National Infrastructure Delivery Plan), первый был рассчитан на 2020-2020 годы, второй – на 2020-2021 годы. (эти глобальные проекты конкретизируются ежегодными планами).
Их цель – дальнейшее развитие существующих в стране инфраструктурных сетей. Планы финансируются как государством, так и за счет средств частных инвесторов. Для привлечения частного капитала в 2020 году была введена так называемая схема гарантий Великобритании (UK Guarantees Scheme).
Ее ресурсы составляют £40 млрд (примерно €54 млрд), а срок действия рассчитан до 2026 года. К настоящему времени выдано девять гарантий на общую сумму £1,8 млрд (примерно €2 млрд). Общую координацию за ходом выполнения планов осуществляет правительственное Управление инфраструктурных проектов (Infrastructure and Projects Authority, IPA).
Первый план охватывал ряд ключевых секторов инфраструктуры, включая транспорт, энергетику, связь, водоснабжение, переработку мусора. На соответствующие проекты было выделено £200 млрд (около €230 млрд). Согласно отчету IPA, опубликованному в ноябре 2020 года, план выполнен на 98%.
Во второй план включены также проекты в сфере жилья, образования и здравоохранения. Всего предполагается осуществить 600 проектов на сумму £483 млрд (свыше €552 млрд). 26 проектов уже реализованы. Так, было построено новое здание Института биомедицинских исследований Фрэнсиса Крика в Лондоне, обновлена IT-система министерства труда. В декабре 2020 года начато строительство нового реактора АЭС в Хинкли-Пойнт (графство Сомерсет).
Инвестиционная деятельность | министерство экономического развития российской федерации
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Актуально по состоянию на декабрь 2020 г.
Индия
В 2020 году стартовала программа экономической модернизации Make in India (“Делай в Индии”), направленная на привлечение инвестиций, развитие основных отраслей промышленности страны и стимулирование инноваций. В ее рамках были объявлены 25 приоритетных секторов экономики страны, в частности, в них вошли фармацевтика, космос, энергетика, телекоммуникации, строительство, оборонная, пищевая и текстильная промышленность.
Программа предусматривает снятие административных ограничений, предоставление различных льгот для инвесторов, упрощение процедуры регистрации нового бизнеса, смягчение ограничения на участие иностранного капитала. Ее запуск помог увеличить приток иностранных средств в Индию.
В 2020-2020 годы прямые иностранные инвестиции достигли $56 млрд (рост на 46%). По данным МВФ, в 2020-2020 годы темпы роста ВВП составили 7,6%. Также в стране наблюдается положительная динамика в оценке легкости ведения бизнеса. Так, в 2020-2020 годы Индия поднялась со 142-го на 77-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Китай
В мае 2020 года был обнародован десятилетний план модернизации обрабатывающей промышленности “Сделано в Китае 2025” (Made in China 2025), нацеленный на достижение Китаем уровня и качества производства устойчиво индустриальных стран. В целом задачей плана является увеличение доли китайских производителей на внутреннем рынке до 70%, а также снижение эксплуатационных затрат на 50%.
Приоритетное внимание план уделяет десяти ключевым отраслям, в их числе информационные технологии, робототехника, аэрокосмическое, авиационное и морское инженерное оборудование, а также высокотехнологичные суда, современное железнодорожное оборудование и новые материалы.
Малайзия
В 1991 году была принята государственная стратегия “Видение 2020”. Ее целью было заявлено превращение Малайзии в экономически развитую страну с высоким уровнем дохода населения. Программа, упор в которой был сделан на создание и развитие наукоемких отраслей, подразумевала рост экономики в течение 30 лет на 7% в год.
Впоследствии приоритетами стали развитие сельской инфраструктуры, создание привлекательных условий для развития бизнеса. Особое место отводилось расширению внутреннего рынка, усилению национальных производителей, в том числе поддержке малых и средних предприятий через специальные программы, налоговые и другие льготы.
Правительство разработало план восстановления экономики и доходов россиян
РБК ознакомился с проектом национального плана восстановления экономики. Основную часть составляют уже объявленные меры господдержки, но есть и ряд новых, например введение минимальной ставки почасовой оплаты труда
Правительство по поручению президента подготовило Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Премьер-министр Михаил Мишустин во вторник, 2 июня, будет докладывать по этому плану президенту Владимиру Путину, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Как рассказал сам Мишустин, план состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий. Выполнение плана, по словам премьера, позволит «не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения новой коронавирусной инфекции, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике».
РБК ознакомился с проектом антикризисного плана правительства, датированным 29 мая и состоящим из девяти разделов. Содержание документа подтвердил федеральный чиновник, допустив, что в итоговую версию могли вноситься изменения. Проект плана содержит как уже объявленные, так и ряд новых мер поддержки экономики и населения. Целевыми показателями исполнения служат выход на устойчивый рост реальных доходов (целевой темп прироста не приводится), снижение уровня безработицы менее чем до 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го.
В пресс-службе Минфина вопросы РБК переадресовали в правительство. РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службах Минэкономразвития и Минтруда от комментариев отказались.
Саудовская аравия
В 2020 году был разработан план комплексных экономических и социальных реформ, получивший название “Видение 2030”. Он нацелен на повышение к 2030 году уровня жизни населения и диверсификацию экономики, на 90% зависящей от экспорта нефти. План содержит около 80 проектов развития секторов экономики, не связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой, а также социальной сферы.
Предполагается отказ от госрегулирования и проведение частичной приватизации электроэнергетики и государственных земель. На первый план выдвигается развитие малого и среднего предпринимательства, доля которых к 2030 году должна достигнуть 35% ВВП (в 2020 году – 20%).
Долю несырьевого экспорта в ВВП предполагается довести до 50% (в 2020 году – 16%). При этом ежедневная добыча нефти должна остаться на современном уровне (12,5 млн баррелей), а природного газа вырасти до 5,34 млрд куб. м (с 3,6 млрд куб. м). Планируется ввести в строй около 30 объектов альтернативных источников энергии и построить 16 ядерных реакторов.
Кроме того, поставлена задача производить в стране к 2030 году не менее 50% военной техники. В сфере здравоохранения предусматривается строительство новых больниц и поликлиник, а также создание единой системы медицинского обслуживания. В планах королевства к 2030 году увеличить ежегодный поток туристов до 30 млн.
Сингапур
В государстве нет источников пресной воды и воду закупают в Малайзии. Поэтому с 1998 года реализуется национальная программа очищения сточных вод NEWater. Первый завод, где вода проходит очистку с использованием двухмембранной и ультрафиолетовой технологий, был построен в 2000 году.
В настоящее время функционирует пять заводов. Они очищают почти половину сточных вод, преобразуя канализационный и ливневый сток в воду, качество которой отвечает стандартам Всемирной организации здравоохранения к питьевой воде. Несмотря на возможность использования переработанной воды для питья и приготовления пищи, ее направляют в отрасли, где требуется вода высокой чистоты.
В настоящее время программ NEWater обеспечивает до 40% потребностей страны в чистой воде. К 2060 году, когда закончится срок соглашения с Малайзией, NEWater будет удовлетворять до 55% потребностей, а вместе с опреснительными станциями – 80%. С 2006 года на исследование по возможностям переработки использованной воды было выделено $348 млн.
В 2009 году правительством был разработан План устойчивого развития (Sustainable Singapore Blueprint; обновлен в 2020 году), определяющий стратегию экологического развития. На его реализацию было выделено $1,1 млрд. В его рамках осуществляется программа по переработке мусора и отходов предприятий.
В настоящее время она позволяет сократить отходы на 90%, а выделяющаяся энергия обеспечивает до 3% потребностей страны. После сжигания отходы превращаются в золу, которая составляет около 10% от их первоначального объема. В 2020 году была запущена национальная программа “Умная нация” (Smart Nation).
Она предполагает использование цифровых технологий, увеличение продуктивности экономики за счет более эффективных государственных и бизнес-процессов, создание национальной цифровой идентификационной системы, использование искусственного интеллекта и автономных транспортных средств для улучшения системы транспорта. В 2020 году на эти цели было выделено $1,7 млрд.
Франция
В связи с нефтяным кризисом 1973-1974 годов, когда резко выросли цены на нефть (страна закупала 80% потребляемой нефти), во Франции стартовала крупномасштабная энергетическая программа, включавшая строительство АЭС и повышение энергоэффективности. К этому времени в стране было шесть АЭС.
В 1970-1980-е годы при президентах Жорже Помпиду, Валери Жискар д’Эстене и Франсуа Миттеране, были построены 16 АЭС. Если в 1973 году на станциях вырабатывалось 8% всей электроэнергии, то к концу 1980-х годов – уже более 74%. В настоящее время, после закрытия нескольких станций, во Франции действуют 19 АЭС (58 реакторов).
Честное слово власти: как получить преференции от государства в обмен на инвестиции
Важнейший механизм — инвестиции в обмен на регулятивную поддержку. Если инвестор собирается реализовать крупный проект, он может вступить с государством в своего рода сделку: с меня — деньги, с государства — гарантии неизменности законодательства. Иными словами, если инвестор готов вкладывать в крупный проект, государство принимает на себя обязательство не менять правила игры на время реализации заявленного инвестором проекта, но в пределах максимальных сроков, установленных законом, которые зависят от размеров капиталовложений (до 20 лет, а в некоторых случаях — плюс еще 6 лет). Это и есть стабилизационная оговорка.
Как это работает? Допустим, на момент заключения СЗПК основная ставка налога на прибыль равна 20%. В этом случае государство гарантирует, что для инвестора она не изменится, даже если для всей страны ставку поднимут. Как говорится в известном анекдоте, везде была суббота, а у меня — четверг.
Если государство нарушит эти обязательства, с него можно будет взыскать убытки. Правда, только в пределах реального ущерба и, упрощенно говоря, сумм налогов и сборов, взимаемых от реализации инвестиционного проекта. Несмотря на эту оговорку в законе, предложение выглядит весьма заманчиво.
Необходимо понимать, что СЗПК — это не концессия, не соглашение о государственно-частном партнерстве и не какой-либо иной договор, направленный на ведение совместного с государством бизнеса по модели «вот вам заказ, средства на его реализацию, а вы — делайте, сами или с кем-то вскладчину». Повторимся: основная суть СЗПК — именно в стабилизационной оговорке. Принципиальная вещь, которую дает государство в СЗПК — это «заморозка» регуляторной среды. При этом, безусловно, в качестве самостоятельного инструмента СЗПК может использоваться при реализации самых разных проектов, в том числе с участием государства.
Другой важный аспект — порядок заключения такой сделки. Инвестору для включения режима СЗПК по общему правилу не нужно будет обивать пороги всевозможных ведомств. Закон предусматривает заявительный порядок заключения СЗПК. Иными словами, в законе содержится предложение, от которого, как говорится, государство уже не может отказаться: обязательство заключить СЗПК, если инвестором соблюдены все необходимые формальности. Перечень таких формальностей содержится в законе, и он довольно компактный.
Ключевой вопрос здесь — уровень инвестиций: планка для таких проектов довольно высокая, а значит, воспользоваться этими льготами смогут только крупные компании. Да, уже не раз звучали критические замечания: мол, крупный бизнес опять пролоббировал что-то для себя, а мелкому и среднему опять ничего, ведь государство не готово давать ему указанные выше послабления. СЗПК — это не для кафе или прачечных. Логика очень простая: государство не готово «плодить» СЗПК очень широко, но если это сравнительно крупный проект, то режим СЗПК инвестору доступен.
Другими словами, по мелочи публичные функции не ограничиваются, но если проект критически важен для экономики, то государство с радостью сядет за стол переговоров. Например, для того, чтобы Российская Федерация могла стать стороной СЗПК, по общему правилу необходимы капиталовложения в объеме не менее 10 миллиардов рублей. Если меньше — стабилизироваться будут только региональные акты законодательства (при этом в любом случае вложить нужно не менее 200 млн рублей) или очень ограниченный круг федеральных актов (в этом случае минимальный объем инвестиций составляет от 250 млн до 5 млрд рублей в зависимости от отрасли экономики).
Третий момент: по тем СЗПК, которые государство само предлагает заключить инвесторам, оно обязуется предоставить субсидии на развитие проекта, прежде всего на инфраструктуру. В этом случае от частной инициативы будет зависеть намного меньше, появляется дискреция государства: оно само определяет, какие проекты ему нужны. В этом случае заключение СЗПК уже является правом, а не обязанностью государства. Но если проект значим для развития экономики, то заключение СЗПК высоко вероятно. Правда, в этом случае СЗПК по своей экономической сути начинает сближаться с институтами государственно-частного партнерства.
Четвертый момент крайне важен для любого коммерсанта: что будет, если проект «не полетит»? Ответ для СЗПК выглядит так: если проект «не пошел», то санкции для инвестора по сути не предусматриваются. Иными словами, инвестор не обязан отвечать за то, что он рискнул. Соглашение в этом случае просто расторгается по инициативе государства. Правда, в данном случае речь не идет о нецелевом расходовании бюджетных средств. При таком раскладе ответственность наступает в соответствии с общими нормами российского законодательства (речь прежде всего идет об административной ответственности, но нельзя исключить и риски уголовной ответственности). Впрочем, получение государственной поддержки зачастую строится таким образом, что на инвестора данные риски не возлагаются. Например, субсидия выдается банку, а не инвестору; банк же, в свою очередь, предоставляет инвестору кредит на льготных условиях и следит за его целевым использованием. При нарушении кредитного договора используются экономические меры воздействия, в том числе досрочное истребование кредита. Данный способ государственной поддержки активно применяется в целях борьбы с последствия COVID-19.
Как государство узнает, что инвестор вообще что-то делает, получив ряд преференций от государства в рамках СЗПК? Инвестор отчитывается об итогах реализации инвестиционного проекта не чаще чем один раз в год. Санкции за просрочку осуществления проекта опять же не предусмотрены: предполагается, что сам инвестор заинтересован в его скорейшей реализации. Возможным последствием просрочки является расторжение договора по инициативе государства. В этом случае инвестиционный проект либо остается нереализованным, либо инвестор продолжает его осуществление, но уже без регуляторной поддержки государства. При этом у сторон есть возможность урегулировать вопрос путем переговоров и сохранить СЗПК в силе (например, если инвестор сможет подтвердить свое намерение все же реализовать проект). Тем самым создается понятная модель: инвестор заинтересован довести проект до конца, чтобы пользоваться всеми благами от СЗПК, если же на каком-то этапе интерес к проекту у него пропадает, то государство расторгает соглашение.
С точки зрения правовой природы, СЗПК — уникальный для российского законодательства комплексный инструмент: в нем есть что-то от обычного гражданского договора, когда каждая сторона берет на себя какие-то обязательства (инвестор — реализовать крупный проект, государство — дать преференции), и есть публичный элемент, когда государство «замораживает» на время регуляторную среду в отношении конкретного инвестора.
В настоящее время действуют переходные положения закона. Предполагается, что до 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажных носителях. До указанной даты должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения», которая позволит автоматизировать процессы заключения, изменения и мониторинга исполнения СЗПК. Кроме того, к этому времени должны быть приняты все необходимые постановления правительства, которые позволят заключать СЗПК на практике (типовая форма СЗПК, порядок работы ГИС «Капиталовложения», порядок ведения реестра СЗПК, нормативы возмещения затрат на инфраструктуру и др.). В свою очередь, после создания государственной информационной системы СЗПК можно будет заключать в автоматизированном режиме. Это своего рода «час икс», к которому инвесторам следует подготовиться, так как законодатель предполагает, что к этому моменту все для практического запуска СЗПК должно быть готово.