БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, Бюджетные инвестиции: понятие и механизм осуществления — БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ —

Основные особенности составления и оптимизации инвестиционного бюджета

Перед составлением инвестиционного бюджета необходимо тщательно проанализировать финансовые возможности фирмы (в частности, необходимо обратить особое внимание на показатели финансовой устойчивости), а также на достаточность имеющихся ресурсов, предусмотренных для финансирования предстоящих инвестиционных проектов. При этом ресурсы обязательно должны быть классифицированы по источникам финансирования.

Инвестиционный бюджет должен включаются лишь выполнимые и «реалистичные» проекты, которые могут быть профинансированы и соответствуют критериям SMART. Если же финансовые ресурсы компании, отведенные на инвестиционную деятельность, незначительны, то приоритетными могут быть следующие категории проектов:

  • направленные на удовлетворение требований органов государственной власти
  • проекты, реализация которых жизненно необходима для работы предприятия
  • проекты, которые уже начаты и требуют завершения

По уже начатым проектам суммы определяются исходя из тех работ, которые запланированы на данный бюджетный период, с учётом работ, уже выполненных ранее.

По каждому проекту, включаемому в инвестиционный бюджет, должен указываться источник финансовых ресурсов.

Итоги инвестиционного бюджета обязательно принимаются во внимание при составлении бюджета движения денежных средств, а также при составлении баланса фирмы.

Оптимизация инвестиционного бюджета компании – это довольно непростая задача, зачастую требующая применения методов математического и, в частности, динамического программирования.

Инвестиционный бюджет обязательно должен содержать информацию о направлениях инвестирования (к примеру, строительство сооружений, реконструкция зданий, приобретение нового оборудования) и о мероприятиях, осуществляемых в процессе инвестирования.

Данные бюджета должны отражаться с разбивкой на:

  • остаток на начало периода
  • поступление
  • расход
  • остаток
  • на конец периода.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

НаправлениеДоля государственных инвестиций по годам, %
2020 год2020 год2020 год2020 год
Дорожное хозяйство25,827,727,730,6
ЖКХ22,32319,517,1
Транспорт15,516,619,616,6
Образование10,89,310,414,2
Физическая культура и спорт4,85,14,65,1
Здравоохранение4,75,454,3
Социальная политика22,12,32,5
Культура, кинематография1,62,33,52
Общегосударственные вопросы1,61,72,11,8
Охрана окружающей среды0,70,60,30,3

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2020 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

1 бюджетные инвестиции – теория и реалии

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием «бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет.

Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

2 бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности

В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:

  • капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
  • покупку новой государственной и муниципальной собственности;
  • основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
  • обновление и реконструкцию имеющихся объектов.

Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств.

  1. Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
  2. Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  3. Жилища – муниципальная жилплощадь.

Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны.

Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед.

3 капиталовложения государства в негосударственные объекты

Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег.

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.
Читайте также:  Бюджетные инвестиции, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2011 года

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

4 как происходит учет инвестиций?

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2020 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

6 важность государственных ассигнований для экономики

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Бюджетирование инвестиционной деятельности компании

В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией.

Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования.

Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.

В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия.

Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI.

Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.

Инвестиционный бюджет - что это?

В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании.

Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI).

Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
  • создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
  • минимизации финансовых потерь.

Инвестиционный бюджет - что это?

Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы.

Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований.

Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.

  1. Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
  2. Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
  3. Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).

Бюджетные инвестиции и государственно-частное партнерство

В современном мире бюджетные инвестиции — неотъемлемый инструмент экономической политики любого государства, важнейший фактор развития общественного производства за счет введения новых объектов основных средств, модернизации и реконструкции имеющихся. Бюджетные инвестиции являются основой для развития объектов социального и производственного назначения, которые из-за высокой капиталоемкости, существенных рисков и отдаленного экономического эффекта являются малопривлекательными или нереальными к осуществлению для бизнеса. Посредством инвестирования государство получает возможность поддерживать стратегически важные отрасли, способствовать структурным изменениям в экономике, а также равномерно формировать национальное благосостояние в территориальном и отраслевом разрезе.

Бюджетные инвестиции оказывают существенное влияние на экономику страны за счет выбора приоритетных объектов строительства и значительных сумм вложений. В 2020 г. объем бюджетных средств, фактически использованных на создание и приобретение основных средств, составил 1966 млрд руб. Наибольший объем вложений в основной капитал за счет бюджетных средств приходится на федеральный бюджет. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за период с 2020 по 2020 г. по источникам финансирования представлена в табл. 4.1.

Выделение бюджетных инвестиций в качестве отдельного вида инвестиций обусловлено особенностями средств, за счет которых производится инвестирование:

  • • бюджетные инвестиции осуществляются в процессе выполнения государством своих функций;
  • • основным критерием при выборе направлений инвестирования является достижение приоритетов развития страны;
  • • предоставление средств происходит на безвозвратной и безвозмездной основе;
  • • бюджетные инвестиции имеют строго целевой характер;
  • • осуществляется финансовый контроль со стороны органов власти за целевым и эффективным использованием средств;
  • • обеспечивается доступность информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов.

Таблица 4.1

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования

с 2020 по 2020 г.1

Показатель

2020

2020

2020

2020

2020

Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб.

в том числе:

10 065,7

10 379,6

10 277,1

11 282,5

12 025,6

бюджетные средства, млрд руб.

1916,3

1761,3

1699,4

1856,7

1966,3

доля в общей сумме инвестиций, %, в том числе:

19,0

17,0

16,5

16,5

16,3

средства федерального бюджета, млрд руб.

1009,9

933,6

1000,3

1048,6

993,3

доля в общей сумме инвестиций, %

10,0

9,0

9,7

9,3

8,3

средства бюджетов субъектов РФ, млрд руб.

753,3

676,6

577,9

681,3

818,6

доля в общей сумме инвестиций, %

7,5

6,5

5,6

6,1

6,8

средства местных бюджетов, млрд руб.

153,1

151,1

121,2

126,8

154,4

доля в общей сумме инвестиций, %

1,5

1,5

1,2

1,2

Читайте также:  Мировые инвестиции и сбережения

Определение бюджетных инвестиций содержится в ст. 6 БК РФ: бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В данном определении не содержится строгого указания на то, что бюджетные инвестиции являются вложениями исключительно в основные средства, следовательно, понятие «бюджетные инвестиции» шире понятия «капитальные вложения» за счет финансовых инвестиций, к которым относятся доли в уставном капитале, ценные бумаги и пр.

Основополагающими правовыми актами в сфере бюджетных инвестиций являются БК РФ, Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В каждом из этих документов дано определе- [1]

ние круга участников инвестиционной деятельности, однако рассмотрение их происходит с разных позиций: БК РФ трактует их с финансовой точки зрения (как лиц, получающих и использующих бюджетные ассигнования), остальные документы — с точки зрения техники реализации инвестиционного проекта (как лиц, организующих процесс строительства объекта и введения его в эксплуатацию). Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании представлено на рис. 4.1.

Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании

Рис. 4.1.Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании

Инвестором в случае реализации бюджетных инвестиций за счет федерального бюджета выступает Российская Федерация, непосредственное финансирование государственных капиталовложений осуществляет финансовый орган — Минфин России. Орган исполнительной власти — главный распорядитель бюджетных средств[2] распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на инвестиции, между подведомственными ему распорядителями или получателями бюджетных средств, которые исполняют бюджетные обязательства от имени государства. Заказчики осуществляют собственно реализацию инвестиционного проекта. Государственный заказчик, как правило, является главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета.

Процедура реализации бюджетных инвестиций в части капитальных вложений состоит в следующем: соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (приобретения недвижимого имущества) и принимает решение об осуществлении инвестиций; расходы, связанные с ними, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства или приобретения объектов. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному заказчику как получателю средств федерального бюджета. Созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций, или увеличением уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной казны РФ, т. е. в состав государственной собственности, не распределенной между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащей государству на праве собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) предприятиями (ГУП (МУП)), влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. При этом бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или ГУП (МУП), могут осуществляться как с обязательством последующего направления данных средств на капитальные вложения, так и без такого обязательства.

Инструментами реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы (АЙ77), которые разделяются по уровням бюджетной системы. Федеральная адресная инвестиционная программа (далее — ФАИП) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения.

Все объекты ФАИП отнесены к одному из комплексов, объединяющему в себе несколько отраслей:

  • 1) социальный (наука, образование, культура, здравоохранение, коммунальное строительство, жилищное строительство и т. п.);
  • 2) производственный (электроэнергетика, медицинская промышленность, строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство, связь, агропромышленный комплекс и т. п.);
  • 3) специальный (включает расходы, направленные на специфические цели, не попадающие под перечисленные выше направления).

Бюджетные ассигнования ФАИП на 2020 г. распределены следующим образом: социальный комплекс — 33 % от общей суммы ассигнований, производственный комплекс — 51,2 %, специальный комплекс — 15,8 %.

Федеральная адресная инвестиционная программа состоит из двух частей: открытой (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в федеральных целевых программах, нормативных правовых актах Правительства РФ, решениях иных федеральных органов исполнительной власти) и закрытой части (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в государственном оборонном заказе).

Федеральная адресная инвестиционная программа — документ, логически вытекающий из закона о федеральном бюджете, поэтому процесс ее формирования и утверждения тесно связан с процессом составления и рассмотрения федерального бюджета. Параметры ФАИП и процесс реализации инвестиционных проектов можно отслеживать на официальном информационном ресурсе по адресу: faip.economy.gov.ru.

Субъекты РФ формируют собственные АИП на основании тех же принципов и правил, что и в Российской Федерации в целом.

Основными проблемами, возникающими в настоящее время в сфере бюджетных инвестиций, являются:

  • — включение в АИП объектов, не готовых к началу строительства (например, отсутствует утвержденная проектная документация или объект имеет низкий уровень технической готовности);
  • — внесение в АИП изменений в конце года в связи с исключением объектов или переносом сроков ввода объектов в эксплуатацию на более поздние сроки, что приводит к неиспользованию предусмотренных на год средств;
  • — низкий уровень кассового исполнения расходов на реализацию АИП в связи с поздним проведением конкурсных процедур, некачественной разработкой проектной документации и невыполнением обязательств подрядными организациями;
  • — завышение стоимости строительства вследствие неправильного применения сметных нормативов и прогнозных индексов изменения стоимости;
  • — значительный объем незавершенного строительства.

В настоящее время преодоление этих недостатков и повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию инвестиционных проектов является одной из приоритетных задач. Для этих целей было введено казначейское сопровождение контрактов (см. п. 13.4), и осуществлены другие меры. В БК РФ будет введен институт обоснования инвестиций, который направлен на предотвращение завышения стоимости строительства и конструктивных решений, а также на сокращение незавершенного строительства.

Для чего нужны бюджетные инвестиции?

Основополагающей задачей любой страны в экономической сфере является достижение устойчивого развития. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную политику. В свою очередь, стремление государства регулировать рыночные процессы может повлечь за собой обратный эффект. В условиях жестких ограничений в экономике, бизнес не сможет развиваться естественным образом. И наконец, кризису ничего не останется, кроме как расправить плечи, возложив на себя небосвод хаоса и анархии.

Но мировая практика показывает, что без участия государства, о каком-либо успешном экономическом развитии не может быть и речи. Прежде всего, опыт Азиатских тигров демонстрирует то, что государственная инвестиционная политика способна поддержать приоритетные направления народного хозяйства и создать благоприятные условия для иностранного капитала.

Бюджетные инвестиции, как инструмент регуляторной политики, предусматривает вложение капитала в юридическое лицо. Впоследствии, государство становится собственником или акционером инвестируемого предприятия. Таким образом, происходит целенаправленное финансирование необходимых в стимулировании секторов экономики.

Задачи бюджета локального проекта

Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель.

Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи.

Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.

Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.

Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.

Инвестиционный бюджет - что это?

Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов.

Читайте также:  Как привлекать инвестиции от китайцев в недвижимость в России

Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей.

Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:

  • операционной деятельности CFo(t);
  • инвестиционной деятельности CFi(t);
  • финансовой деятельности CFf(t).

Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е.

отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам.

Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.

Инвестиционный бюджет - что это?

Пример разработки бюджета проекта

Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям.

Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции.

Особенностями проекта являются следующие аспекты.

  1. Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
  2. Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
  3. Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.

Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:

  • условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
  • отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
  • принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
  • не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
  • игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.

Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков.

Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации.

Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.

Инвестиционный бюджет - что это?
Инвестиционный бюджет - что это?

Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты.

Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах.

Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.

Инвестиционный бюджет - что это?
Инвестиционный бюджет - что это?

Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов.

Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными.

Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.

Состав показателей

Состав показателей для каждой отрасли может разниться. Рассмотрим два вида бюджета: вложения во вновь создаваемый бизнес и инвестиции в уже существующее дело.

В первом случае новым бизнесом пусть будет открытие магазина. Здесь бюджет рассматривается по следующим статьям:

Вводные критерии. Показатель рассчитывается исходя из нескольких параметров:

  • площадь;
  • проходимость;
  • процент реальных клиентов от посетителей;
  • арендная плата;
  • процент арендных платежей от торгового оборота;
  • торговая наценка;
  • число продавцов, их зарплата;
  • налоговая ставка;
  • затраты на производство;
  • рекламные расходы (текущие).
  1. Планируемые суммы продаж. Показатель определяется такими значениями: число реальных клиентов, средняя стоимость покупки, выручка, торговая наценка.
  2. Переменные затраты. Эта статья складывается из предполагаемой себестоимости, процента арендной платы от торгового оборота, суммы налоговых платежей, зарплаты торговых работников, издержек производственной деятельности, текущих рекламных издержек.
  3. Прибыль валовая.
  4. Константные расходы: плата за аренду, прочие затраты на обеспечение ТТ.
  5. Прибыль.
  6. Точка безубыточности.
  7. Нормы оборачиваемости по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
  8. Предполагаемая структура продаж по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
  9. Резерв товара (постатейная разбивка по категориям).
  10. Стартовые затраты: планируемая стоимость торгового оборудования, рекламные издержки (стартовые), коммерческие расходы на открытие торговой точки.
  11. Стартовый капитал на открытие, время, в которое торговое предприятие окупится.

По этим статьям в составе бюджета отражаются планируемые и фактические показатели, процент отклонения с разбивкой по учетным периодам.

Второй пример — бюджет для инвестирования выхода новой продукции. В статьях этого инвестиционного документа будут содержаться:

  1. Сумма всех затрат по выводу (поэтапно).
  2. Временной период, в который реализуется проект (поэтапно).
  3. Временной период, за который проект окупится.
  4. Количество проданного товара.
  5. Объем продаж нового продукта, маржинальная прибыль от нового продукта.
  6. NPV.
  7. IRR.
  8. Выручка от продажи новой продукции.
  9. Издержки по осуществлению вывода: з/п временной рабочей группы (ВРГ), расходы на выпуск и продвижение продукта.
  10. Финансовые поступления от продажи новинки.
  11. Зарплата ВРГ, оплата контрагентам, регистрационные и сертификационные издержки.
  12. Денежный поток за период.
  13. Денежный поток нарастающим итогом.

Уровни инвестиционных бюджетов!

Как правило, инвестиционные бюджеты подразделяются на центральные и региональные. В зависимости от административно-территориального устройства страны, данный подход позволяет ввести четкое разграничение в целевом использовании капитала.Центральные инвестиционные бюджеты необходимы с целью регулирования макроэкономических показателей, создания благоприятных условий для частного бизнеса, зарубежных инвестиций и стимулирования стратегических секторов экономики.

[warning]Также рекомендуем ознакомиться с материалами:

«Портфельные инвестиции. Выгодные вложения!»»Где взять инвестиции для стартапа? 4пути получить деньги для бизнеса!»»Бизнес с минимальными инвестициями: как я зарабатываю 2000$, вложив 100$»Реальные инвестиции это? Где их применяют!»»Инвестиции в недвижимость: перспективы развития!» [/warning]

Формирование инвестиционного бюджета и проблемы с этим связанные

Так как инвестиционный бюджет это по большей части план, то при его формировании необходимо обратить внимание на составление регламента и определение целей бюджетирования. Исходя из целей инвестиционного бюджета определяется порядок его составления, а также структура и форма.

Особое внимание необходимо уделить степени детализации поступлений и отчислений появляющихся в результате реализации инвестиционного проекта. Также неотъемлемой задачей формирования инвестиционного бюджета будет разработка регламента по контролю над его исполнением.

Наиболее часто встречающиеся проблемы при формировании инвестиционного бюджета:

  • осуществление расходов без их экономического обоснования
  • группы затрат рассматриваются отдельно друг от друга
  • краткосрочный период планирования бюджета
  • не полное отражение запланированных работ в инвестиционном бюджете
  • отсутствие оценки анализа и принятия решения по необходимости и своевременности осуществления инвестиционного проекта
  • отсутствие материального стимулирования сотрудников занимающихся данной проблемой.

Факторы, определяющие инвестиционный бюджет:

  • продолжительность инвестиционного проекта и его проектный подход
  • баланс инвестиционного бюджета обязан содержать информацию по поступлениям и отчислениям средств, а также об их остатке
  • инвестиционный бюджет может быть сформирован за счет собственных средств предприятия, а также за счет привлеченных инвесторов.

Необходимо помнить, что в инвестиционный бюджет входит вся информация о движении средств, а также о мероприятиях способствующих этому. Вся информация структурирована в значениях на начало отчетного периода, размере поступлений, объеме расходования и остатке на конец отчетного периода.

В процессе формирования инвестиционного бюджета необходимо наиболее полно и точно определить финансовые возможности предприятия по причине того что это будет фундаментом будущих инвестиционных проектов компании.

В инвестиционный бюджет входят только те проекты, на которые предприятие имеет средства. Также очень важно установить будущие источники инвестиций.

В случае ограниченности инвестиционных ресурсов в бюджет закладываются только те проекты, которые уже реализуются либо отказ, от которых может повлечь прекращение деятельности предприятия.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.