Частные инвесторы не хотят вкладывать в платные дороги в России – КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Частные инвесторы не хотят вкладывать в платные дороги в России - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал Выгодные вклады

Долговая нагрузка компании «автодор»

Огромные расходы на строительство скоростных магистралей требуют значительных инвестиций, в основном их дает госбюджет. В 2021 г., как указано в годовом отчете «Автодора», доля частного финансирования проектов составила всего 14,5% вместо плановых 52%.

Такое отклонение показателя компания, правда, объяснила переносом сроков проведения концессионных конкурсов по строительству пусковых комплексов № 3 и № 4 ЦКАД и внесением изменений в паспорт строительства этого объекта. Но в 2021 г. объем заемных средств хотя и увеличился в 1,8 раза на 36,3 млрд, расходы на строительство выросли почти на 100 млрд.

Рост заемных ресурсов обеспечили новые облигации: с их помощью облигационный портфель компании за год вырос на 25,4 млрд руб. до 59,1 млрд. А вот займы по долговым инвестиционным соглашениям увеличились всего на 11 млрд рублей до 22,4 млрд рублей.

Насколько широк круг владельцев ценных бумаг «Автодора», неизвестно, но, как указано в отчете компании за 4 квартал 2021 г., только в портфеле Газпромбанка числятся облигации 3 серии с погашением в 2042 г. более чем на 21,7 млрд руб. (весь выпуск облигаций).

В эти бумаги были вложены средства Фонда национального благосостояния, полученные банком для финансирования ЦКАД. Еще 16,7 млрд руб. из ФНБ Газпромбанк направил на выкуп другой — 4‑й эмиссии – бондов «Автодора» с погашением в 2044 г. Но о держателях облигаций в отчете компании информации нет.


При этом ГПБ инвестировал и в другие бумаги «Автодора» — например, 4‑й серии на 16,7 млрд руб., которые покупали Минфин и банки, привлекавшие средства Фонда народного благосостояния.

Кредитное качество «Автодора» оценили все три ведущих международных рейтинговых агентства: Fitch и Moody’s поставили компанию на один уровень с Россией (BBB- и Ba1 с позитивным прогнозом соответственно), а Standard&Poors — на одну ступень ниже (BB ).

Fitch свое решение аргументирует просто: «Автодор» финансово интегрирована с государством, поскольку компания отдельной статьей включена в федеральный бюджет. Поэтому аналитики агентства, присваивая рейтинг облигационным займам компании, отмечают, что их существенная часть либо будет иметь прямую государственную гарантию по основной сумме долга, либо будет выпущена в интересах государственных институтов развития.

А российской рейтинговое агентство АКРА в своем отчете по «Автодору» указывает, что в соответствии с программой деятельности компании, одобренной распоряжением правительства в октябре 2021 г., весь основной долг, а также не менее 50% купона будут обслуживаться из федерального бюджета.

Драйверы роста строительства дорог

Автомобили и автобусы — главные транспортные средства в России, на них приходится около 70% грузоперевозок (в миллионах тонн) и 90% перевозок пассажиров (в миллионах пассажиров без учета поездок на личных машинах). Дорожная сеть — около 1,5 млн км автомобильных дорог общего пользования (на дороги федерального значения приходится около 52 000 км), из которых только 41,5% соответствует нормативным требованиям.

И хотя на ремонт и строительство автотрасс государство ежегодно тратит сотни миллиардов рублей, этого недостаточно для существенных изменений. Инфраструктура недофинансировалась на протяжении многих десятилетий, а в последние годы бюджетные расходы на нее сократились почти на четверть — с 724 млрд руб. в 2021‑м г. до 550 млрд в 2021‑м.

Президент Владимир Путин еще до переизбрания пообещал исправить положение и выделить на дороги 11 трлн руб. (за весь прошлый президентский срок расходы на дорожную инфраструктуру составили 6,4 трлн руб). Обещанные траты лягут не только на плечи налогоплательщиков: из госбюджета автодороги получат лишь 8,4 трлн руб.

Остальное должны вложить частные инвесторы. Однако такой значительной прибавки все равно недостаточно, пояснял «Ведомостям» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин: денег хватит далеко не на все первоочередные проекты. Таким образом, при росте грузо- и пассажиро-перевозок, платные дороги пустовать не будут.

Согласно транспортной стратегии России, до 2030 г. к примерно 2000 км существующих высокоскоростных магистралей должно добавиться еще 12 000 км. Отвечающая за их состояние и развитие ГК «Автодор» готова построить все 15 000 км, 8000 из которых — до 2025 г.

На все строительство, по оценкам компании и Минтранса, потребуется около 7 трлн руб., до 2025 г.— 3,8 трлн. Сколько километров из построенного будут платными, пока неизвестно. Согласно долгосрочной программе «Автодора» до 2021 г., в ближайшие 4 года длина платных дорог в ее портфеле должна увеличиться еще почти на 500 км.

Инвестиции в транспортную инфраструктуру москвы за 5 лет составили 20 млрд долларов

«За последние пять лет Москва построила более 40 миллионов квадратных метров недвижимости и инвестировала 20 миллиардов долларов в развитие транспортной инфраструктуры. В этом есть вклад и баварских коллег», – сказал М. Хуснуллин.

Он отметил, что у Москвы исторически сложились хорошие отношения с представителями бизнеса Баварии. «Мы убеждены, что выставка станет хорошим местом продолжения деловых контактов и началом новых», – сказал заммэра.

Он также подчеркнул, что в нынешних экономических условиях иностранному бизнесу очень выгодно инвестировать в Москву.

«Я считаю, что сейчас самое хорошее время для иностранных инвестиций в Москву. То, что раньше стоило для иностранных инвесторов евро, сейчас стоит половина евро. Поэтому для профессионалов сейчас самое хорошее время. Приглашаем всех к сотрудничеству», – заявил М. Хуснуллин.

Читайте также:  Инвестиции на бирже ценных бумаг: как не бояться начать торговать на фондовой бирже

Инвестиции найдут адресатов

В Москве определены основные параметры городского бюджета на 2021-2021 годы и Адресной инвестиционной программы (АИП). Столичный бюджет сохраняет социальную направленность — более половины всех расходов пойдут на образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, развитие спорта. Однако для поддержки социальной сферы, по мнению властей, необходимо развивать экономику, а для этого требуется формирование мощной инфраструктуры города, в первую очередь транспортной. Адресная инвестиционная программа (АИП) Москвы на 2021-2021 годы, которая является частью городского бюджета, регламентирует объемы и порядок городских расходов на строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры, а также жилья. В ближайшие годы большое внимание будет по-прежнему уделяться строительству новых линий и станций метро, дорог, развязок, тоннелей и мостов. Кроме того, в столице появятся десятки новых поликлиник, больниц, детских садов, школ. АИП предусматривает строительство в общей сложности 650 различных объектов. В строительство метро, дорог, школ, детских садов, больниц, поликлиник и жилья бюджет города вложит более 1,6 трлн рублей. Столичные власти говорят о качественном рывке в развитии города.

Метро продолжается

В ближайшие три года на строительство метро из столичного бюджета будет выделено более 581 млрд рублей. За счет этих средств будет продолжаться строительство новых участков и станций метро. Продолжится и реализация уникального проекта по созданию Большой кольцевой линии (БКЛ). В итоге москвичи получат возможность пересадки на все радиальные линии метро, на МЦК, на пригородные электрички и на наземный общественный транспорт. Согласно АИП в ближайшие три года в столице будут построены, в частности, 57,9 км линий метро с 21 станцией.

Кроме того, около 16,5 млрд рублей ежегодно запланировано на ремонт действующей инфраструктуры. В частности, будет обновляться действующая инфраструктура метро — планируется менять устаревшие эскалаторы, ремонтировать вестибюли и переходы.

Через Москву быстрее

Еще одним значимым для Москвы проектом станет организация московских центральных диаметров (МЦД), которые через центр столицы будут связывать разные районы Подмосковья. Два первых диаметра — от Одинцова до Лобни и от Нахабина до Подольска запустят в конце 2021-го — начале 2020-го года. Всего же предполагается создание шести диаметров. Запуск МЦД-3 «Зеленоград-Раменское» (протяженность — 84 км, 44 станции), МЦД-4 «Королев-Апрелевка» (76 км, 39 станций), МЦД-5 «Нахабино-Железнодорожный» (63 км, 28 станций) и МЦД-6 «Пушкино-Подольск» (75 км, 37 станций) намечен на 2020-2023 годы. По прогнозам экспертов, МЦД превратит Москву в крупнейший транспортный хаб в Европе.

Выдать на дорогу

В ближайшие три года в городе планируется вводить ежегодно не менее 100 км дорог и около 20-30 тоннелей, мостов и эстакад. За это время планируется завершить наиболее масштабные, так называемые «тяжелые» дорожные стройки. В первую очередь, это Северо-Восточная и Северо-Западные хорды, а также Южная рокада. Начнется строительство еще одной скоростной городской магистрали — Юго-Восточной хорды. С ее запуском, через пять лет, в Москве замкнется так называемое «хордовое кольцо», которое свяжет скоростным движением разные районы и округа города, а также существенно разгрузит уже действующие радиальные магистрали. Это стратегический проект, направленный на улучшение транспортной ситуации во всем городе.

В дальнейшем основной акцент будет сделан на строительстве поперечных связей и районных дорог. Таким образом, будет уплотнена дорожная сеть города, что позволит организовать новые маршруты и создать возможности для проезда по небольшим улицам, без выезда на скоростные магистрали.

Не забыли о культуре

Город продолжит возведение социально значимых объектов — школ, детсадов, больниц, поликлиник. С 2021-го по 2021-й год запланирован ввод в эксплуатацию 38 объектов здравоохранения и 81 объекта образования более чем на 34,3 тысячи мест. По словам главы департамента строительства Андрея Бочкарева, не оставлена без внимания и столичная культура — на ближайшие три года будут введены в строй 32 культурных объекта. Среди них — новый вход в Московский зоопарк со стороны станции метро «Баррикадная» и здание новой сцены театра «Уголок дедушки Дурова». Будет проведена реконструкция Театра им. Вл. Маяковского, Московского драматического театра им. А.С. Пушкина и некоторых других.

Наряду с этим продолжается работа по возведению спортивных сооружений. «С начала года мы уже ввели спортивный комплекс на Шипиловском проезде, завершены инженерные работы на территории Гребного канала в Крылатском, — сообщил Андрей Бочкарев. — До конца года нам предстоит ввести еще четыре объекта: физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном на улице Николая Старостина, стадион «Олимп» на Суздальской улице и два ВМХ-велодрома». В следующем году будет сдано еще тринадцать объектов.

Читайте также:  В какую недвижимость инвестировать в 2021 году :: Мнения :: РБК Недвижимость

Реновация набирает обороты

Важнейшей строительной и социальной программой города остается реновация жилого фонда. К настоящему времени утвержден перечень из 268 земельных участков с потенциалом строительства порядка 4 млн кв. метров недвижимости во всех административных округах города Москвы. Проектирование и строительство «стартовых» многоквартирных домов на этих площадках запланировано до конца 2021 года.

До конца следующего года в Москве планируется начать строительство более 150 домов для переселенцев. «До конца этого года КП «УГС» (Управление гражданского строительства), которое выступает застройщиком по программе реновации, планирует выход на площадку 22 объектов. Также планируется начать работы на 60 объектах Фонда реновации. В следующем году суммарно запланирован выход еще на 72 площадки», — сказал Андрей Бочкарев. Напомним, в настоящее время по программе реновации строятся 36 многоквартирных домов.

Деньги к деньгам

По оценкам столичных властей, экономика Москвы успешно преодолела кризис 2021-2021 годов. С 2021 года город имеет устойчивый экономический рост — примерно на 2% ежегодно, а инвестиции в экономику города растут быстрее — на 3-10% в год. При этом отмечается прямая связь роста частных инвестиций с появлением в городе качественной инфраструктуры. По оценкам главы Стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, каждый бюджетный рубль, вложенный в строительство метро, дорог и коммунальных сетей, приносит порядка 3 рублей частных инвестиций.

1,6 трлн рублей составит Адресная инвестиционная программа Москвы, что позволит за три года построить 650 различных объектов

Цитата в тему

Мэр Москвы Сергей Собянин:

«Адресная инвестиционная программа составит около 40% расходной части бюджета. Планы развития города в ближайшие годы являются беспрецедентными по своим масштабам. Но при этом они реальны и выполнимы. Мы опираемся на солидные заделы, сделанные в прошлые годы. Уверен, что в ближайшие пять лет мы сможем сделать для развития города и улучшения жизни москвичей не меньше, а больше, чем за прошедшие годы»

Цитата в тему

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин:

«Реализация многих инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, невозможна без долгосрочного планирования. Сегодня же мы имеем фактически 5-летний горизонт планирования, что позволяет нам спокойно работать над созданием всех условий для строительства новых объектов. Таким образом, обеспечивается строительство транспортных и социальных инфраструктурных объектов, которые позволят создать комфортную городскую среду»

Антон Мастренков

Инвестиционная идея

Облигации «Автодора» подходят в качестве защитной стратегии для тех инвесторов, кто не готов к повышенному риску. Yango рекомендует выбрать облигации выпуска 1р2 с погашением в декабре 2021 года. Эти ценные бумаги торгуются с доходностью к погашению 7,23% годовых, что почти на один процентный пункт выше ставки по депозиту в 10 крупнейших банках.

При этом «Автодор» — полностью государственная компания, финансируемая из госбюджета. Правительство же и отвечает по её обязательствам, то есть риск инвестиций в эти бумаги примерно такой же, как и инвестиций в ОФЗ.

Если покупать бумаги через ИИС, к текущей доходности добавится доход, полученный за счет налогового вычета, а общая доходность стратегии составит 11,5% годовых. При этом выпуск 1р2 размещен в 2021 году, а значит её купон не облагается НДФЛ.

Как устроен бизнес «Автодора»?

Инвесторам

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» объект дорожного сервиса – это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

На возможное строительство трассы москва-казань собрали 260 млрд руб. частных инвестиций

Москва. 16 июля. procenty-po-vkladam.ru – Вопрос о выборе между строительством новой платной дороги Москва – Казань и реконструкцией трассы М-7 “Волга” еще не решен, но первый вариант уже обеспечен 260 млрд рублей частных инвестиций. Об этом сказал журналистам первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов на конференции “Приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры” во вторник.

Он отметил, что, по подсчетам, реконструкция М-7 будет дороже или сопоставима со стоимостью строительства новой дороги Москва – Казань. “Но на новую дорогу у нас порядка 260 млрд рублей частных инвестиций предполагается, а в реконструкцию бесплатной дороги мы их не привлечем”, – сказал Алафинов.

По его словам, новая дорога как минимум с 2020 по 2022 год в зависимости от модели участков будет обслуживаться за счет поступления платы. А в случае реконструкции М-7 расходы из бюджета на эксплуатацию дороги вырастут, поскольку ее переведут в первую категорию. Таким образом, по словам Алафинова, не будет создана ни новая инфраструктура, ни увеличена плотность дорог на территории наиболее плотного заселения РФ.

Читайте также:  Зарубежные вклады физических лиц

Как сообщалось, предложение о строительстве новой платной трассы Москва – Казань накануне поддержал глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В начале июня министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщал журналистам, что вице-премьер РФ Максим Акимов разрешил госкомпании “Автодор” начать мероприятия по подготовке документов по планировке территории под строительство новой автомобильной дороги Москва – Казань.

При этом Дитрих отмечал, что проект автодороги “не только актуальный, но и очень перспективный” и добавил, что он обсуждался на встрече с казахстанскими коллегами, а двухэтапное развитие коридора Европа – Западный Китай “было заложено в наших межправительственных соглашениях”.

Ранее сообщалось, что госкомпания “Автодор” готовит проект строительства скоростной платной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань в составе международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Общая протяженность трассы составит 729 км, предполагается, что на трассе будет реализована система платы по принципу free flow (“свободный поток”). Это безбарьерная и бесконтактная оплата, то есть во время проезда по платной дороге оплата происходит автоматически с помощью специального устройства, прикрепленного на ветровое стекло.

Риски покупки облигаций «автодора»

  1. Сроки строительства часто затягиваются, снижая инвестиционную привлекательность проектов. Платную трассу «Москва — Петербург, например, обещали построить к Чемпионату мира по футболу — 2021, но из‑за ряда серьезных проблем (длительные выборы подрядчиков, задержки с выплатой зарплат и пр.) к соревнованиям будет построена в лучшем случае половина трассы. То же самое и с ЦКАД, причем совсем не из‑за нехватки финансирования. Строителям мешают не только собственники изымаемых земель, но и инфраструктурные проблемы — огромное количество трубопроводов, линий электропередач и связи у них на пути, перенос которых требует множества согласований и технических условий от их владельцев («Газпрома», «Транснефти», МОЭСК и др.). А с 4 комплексом и вовсе непростая ситуация: после того, как в прошлом году финансировать проект отказалась УК «Лидер», в этом году проект покинула едва найденная турецкая Makyol. Ввод магистрали уже перенесли с конца 2021 г. на декабрь 2020‑го, и чем обернется потеря очередного инвестора, пока неизвестно.
  2. Еще одна большая проблема — статус концессий с полной компенсацией из бюджета. Федеральная антимонопольная служба, например, считает, что такие проекты — не что иное, как госзакупки, которые должны проводиться на конкурсной основе. Инициированная службой отмена итогов конкурса на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск поставила в ступор весь рынок. Арбитражный суд Москвы признал, что государство не может брать на себя все расходы. И даже последующее поражение ФАС в этой тяжбе не слишком успокоило потенциальных инвесторов, рискующих столкнуться с подобным иском. Подготовленные Минфином поправки, призванные по поручению премьера Дмитрия Медведева закрепить законность концессий с полной компенсацией, только добавили огня: они разрешают 100%-ное возмещение, но откладывают его до полной сдачи объекта в эксплуатацию.
  3. Из-за несвоевременного ввода в эксплуатацию платных участков госкомпания на протяжении нескольких лет не выполняла план по сбору платы за проезд: за 5 лет с 2021 г. «Автодор», по оценкам Счетной палаты, недособрал 5,6 млрд руб. Выполнить задание удалось лишь в прошлом году — при запланированных 8,6 млрд руб. сборов, компания получила 8,9 млрд. Но с учетом новых задержек закрепить успех в будущем будет непросто.
  4. Впрочем, менеджмент «Автодора» знает способ сократить отставание от плана: пообещав в прошлом году, что плата за проезд по трассе «Москва — Санкт-Петербург» не превысит 1000 руб., гендиректор «Автодора» Сергей Кельбах всего за несколько месяцев забыл об обещаниях, и проезд между 2‑мя столицами, согласно новым тарифам, будет стоить 2000 руб. Такое непредсказуемое ценообразование может привести к снижению грузо- и пассажиропотока, тем более что реальная плата намного превышает озвучиваемые ранее суммы.

НАВЕРХ ↑

Финансовое состояние гк «автодор»

«Автодор» была создана в 2009 г. как структура, которая займется строительством и содержанием сети скоростных магистральных дорог и развитием объектов инфраструктуры, причем не за государственный счет, а на условиях государственно-частного партнерства: компания строит дороги, они переходят в собственность России, а «Автодор» становится управляющим.

Сейчас под его управлением — автотрассы М1 «Беларусь», М4 «Дон» и М3 «Украина», которые проходят комплексную реконструкцию, и А-107 «Московское малое кольцо». Кроме того, компания отвечает за строительство скоростной трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Длина всех трасс на начало 2021 г.— около 3000 км, на платные участки на начало 2021 г. приходилось 810 км.

«Автодор» зарабатывает на вознаграждении за свои услуги управляющего — плата за проезд, которую компания собирает от лица государства, в ее выручке не оседает. Ровно поэтому доходы невелики: в 2021 г., согласно консолидированной отчетности, они не дотянули даже до 1 млрд руб. Главные статьи — продажа бесконтактных смарт-карт и транспондеров и плата за субаренду земельных участков.

Хотя госбюджет покрывает «Автодору» не только расходы на капитальные вложения в строительство и реконструкцию дорог (в 2021 г.— 378,3 млрд руб.) и на их содержание и ремонт (24,2 млрд), но и частично административные и финансовые расходы, компания работает на грани рентабельности. Если в 2021 г. чистая прибыль составила 1 млрд руб., в 2021 г. «Автодор» показал убыток в 195 млн.

Оцените статью