Данил Кустов: «Наша цель — войти в топ-20 промышленных регионов России» :: Черноземье :: РБК

Данил Кустов: «Наша цель — войти в топ-20 промышленных регионов России» :: Черноземье :: РБК Выгодные вклады

Инвестиционная политика в регионе и инструменты ее реализации

УДК 332.63

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Ж.Б. Воробьева

Предлагается инвестиционная политика в регионе как основной элемент экономической политики, проводимой государством и хозяйствующими субъектами с установлением структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости решения социально-экономических задач.

Ключевые слова: инвестиционная политика, экономическая политика, регион, хозяйствующий субъект, решения социально-экономических задач, инструменты, экономический механизм, инвестиционная деятельность.

Эффективное развитие и функционирование регионов в значительной мере зависит не только от располагаемых ими всех видов ресурсов -производственных, трудовых, финансовых, природных, инновационных, но и от их рационального использования, проведения обоснованной инвестиционной политики. Последняя должна включать в себя управление распределением инвестиционных ресурсов региона для получения максимально возможного результата от инвестиционного потенциала региона.

Следует заметить, что в целом инвестиционная политика – это основной элемент экономической политики, проводимой государством и хозяйствующими субъектами с установлением структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости решения социально-экономических задач.

Исследователи, практики, руководители подчеркивают, что региональная инвестиционная политика до сих пор находится в стадии формирования с точки зрения однозначности ее определения сущности, механизма, формирования, реализации. На наш взгляд, имеют место определение сущности в узком и более широком понимании. Примером более полного определения этого понятия является следующее: «Региональная инвестиционная политика является системой целевых ориентиров, институтов, механизмов и инструментов, определяющих направление инвестиций и принятия инвестиционных решений, которые в условиях рыночных отношений направлены на обеспечение целенаправленного экологического, социального и экономического развития регионов и их внутренних хозяйствующих субъектов в режиме расширенного воспроизводства, при условии повышения доли частных и внешних инвестиций, в также средств акционерных накоплений в их общегосударственном объекте». Это – слишком широкая трактовка данного понятия, включающая в себя цель и задачи инвестиционной политики.

Имеются и более лаконичные формулировки данного понятия: «Под региональной инвестиционной политикой следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона». По нашему мнению, наиболее подходящим вариантом определения сущности рассматриваемой категории может быть принят такой, как:

Региональная инвестиционная политика – это комплекс мер по регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности в регионе и механизм их реализации с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется взаимодействием государственных органов власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления.

Инвестиционная политика региона – это также комплекс систематически принимаемых органами власти субъекта Федерации решений относительно направлений, форм и методов развития инвестиционных процессов в регионе в рамках общей стратегии регионального социально-экономического развития.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

– общей стратегией социально-экономического развития, проводимой в регионе;

– величиной имеющегося ресурсного потенциала;

– географическим месторасположением;

– инвестиционным климатом региона и др.

Комплексную информацию для разработки и своевременной корректировки инвестиционной политики регионов можно получить в результате проведения исследования инвестиционного климата данной территории относительно других регионов РФ, изучения тенденций изменения отдельных составляющих инвестиционной привлекательности. Состояние климата инвестиций в регионе является одновременно индикатором успешности проводимой там инвестиционной политики.

Основными задачами инвестиционной политики в регионе являются создание инфраструктуры инвестиционного рынка; определение приоритетных направлений вложения инвестиций; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций; обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Важную роль в подъеме экономики региона и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, разрабатываемая на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей

экономики. Задачей отраслевой инвестиционной политики: выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства.

Региональная инвестиционная политика формируется в соответствии со такими принципами, как целенаправленность, обоснованность, целостность, приоритетность, ресурсная сбалансированность, вертикальная и горизонтальная сбалансированность интересов, гибкость, последовательность, правовое постоянство, результативность.

Разработанная и принятая инвестиционная политика может быть осуществлена только с учетом четкого механизма ее реализации, который должен включать:

1. Разработку концепции инвестиционной политики, выбор стратегических ориентиров и приоритетов развития инвестиционной сферы, а также инструментов регулирования.

2. Создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования инвестиционного рынка.

3. Определение полномочий и порядка взаимодействия органов управления в сфере регулирования инвестиций.

4. Формирование инфраструктуры инвестиционного рынка.

5. Осуществление контроля реализации инвестиционной политики.

Инвестиционная политика в регионе может быть реализована непосредственно, если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении администрации, и опосредовано, когда нужно направить в определенное русло внебюджетные инвестиции, которые администрация не контролирует, но может с помощью особых приемов и действий добиться желаемого их использования.

Схематически инвестиционную политику можно представить как некую совокупность реализуемых возможностей и их последующих результатов (рис.1).

Согласно представленной схеме инвестиции, т.е. имеющиеся возможности инвестирования и последующие инвестиционные потоки в целом складываются из:

– бюджетных средств;

– внебюджетных средств:

– собственного капитала;

– привлеченного (заемного) капитала;

– иностранного капитала;

– спонсорских пожертвований.

Каждый инвестиционный поток переходит в инвестиционный процесс, реализующийся по заранее установленным направлениям, которые определяются исходя из разработанной концепции развития региона, учитывающей необходимую перспективу формирования его производственной структуры и инфраструктуры, а также возможный идеал житейского состояния, к которому следует стремиться.

Рис.1.Системный подход при формировании инвестиционной

политики региона

В соответствии с принятой концепцией развития региона инвестиции могут использоваться следующим образом: по отраслям экономики, которые необходимо развивать; по типам воспроизводства предприятий; по отстающим в своем развитии районам и административным единицам; по производственным результатам (научные исследования, освоение производства новых моделей продукции, повышение ее качества, экономия производственных ресурсов, повышение производительности труда и пр.); по срокам окупаемости и уровню эффективности инвестиций (окупаемость краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная).

Выбор направления использования инвестиций и их реализация завершается определением эффективности этих инвестиций. Она рассматривается с позиций получения конкретного экономического эффекта, социального эффекта, являющегося следствием эффекта экономического и составляющего его определенную долю, и бюджетного эффекта. Все три составляющие общего эффекта создают конкретные условия для развития региона и посредством обратной связи повышают на новом временном и производственном витке его инвестиционные возможности.

Вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, должен решаться на основе принятой концепции развития региона. В рамках концепции необходимо указать следующие ключевые пункты:

– выбор приоритетных направлений;

– способы распределения инвестиционных ресурсов (по отраслям экономики, по районам или административным единицам, по типам воспроизводства, по производственным результатам, по срокам окупаемости затрат)

От ответа на эти вопросы зависят темпы развития региона, положение работающих, занятость населения и его жизненный уровень.

Безусловно, к реализации должны приниматься проекты с наивысшей эффективностью. Это означает, что отбор проектов для инвестирования должен быть ориентирован на достижение лучших производственных (включая, разумеется, экономику и финансы) результатов; окончательный отбор из выделенных лучших проектов по данному признаку ведется по показателю срока окупаемости затрат. И такой подход должен быть возведен в ранг принципа регионального инвестирования.

Реализовать этот принцип на практике можно только через распределение свободных инвестиционных ресурсов на основе конкурсного отбора проектов, предназначенных для реализации в рамках данного региона.

Администрация региона может воздействовать на предпринимательские структуры с целью развития регионов в заданном направлении, используя достаточно большой арсенал различных средств, рычагов и инструментов, не прибегая к командно-административным мерам воздействия. Их перечень и структура представлены на рис. 2.

Весь арсенал рычагов и инструментов управления можно условно разделить на две части: непосредственного действия и опосредованного действия, через Федеральные службы.

К инструментам непосредственного действия относятся:

– региональный (республиканский, краевой, областной или муниципальный) заказ на производство нужной продукции;

– льготное налогообложение производства нужной региону продукции;

– льготное кредитование и беспроцентные ссуды для производителей нужной региону продукции;

– гарантии администрации региона кредитным организациям по поводу возврата выданных инвесторам кредитов;

– дотации инвесторам в связи с временной невыгодностью производства нужной региону продукции;

– ценовые компенсации на продукцию инвестора, в которой нуждается администрация региона;

– ускоренная амортизация основных производственных фондов, обеспечивающая инвестору снижение налогов на балансовую прибыль;

– экспертиза и лицензирование деятельности инвестора, в которой заинтересована администрация региона;

– проведение конкурсов проектов и торгов за право производить нужную для региона продукцию;

– антимонопольная политика, позволяющая развивать производство

нужной региону продукции, сдерживать аппетиты монополистов и создавать благоприятное предпринимательское поле;

– расширение лизинговой деятельности, создающей благоприятные условия для инвестирования производства технически сложной продукции;

– реструктуризация долгов и платежей, позволяющая предприятиям продолжать свою деятельность и производить нужную для региона продукцию, экономить инвестиции и направлять их в создание новых рабочих мест;

– развитие и расширение консалтинговой деятельности и обучение работников предприятий с целью повышения их квалификации и рационального использования инвестиционных ресурсов;

– разумное проведение и использование процедуры банкротства для оздоровления деятельности предприятий и включения их в общественное производство;

– льготное региональное законодательство, которое создает благоприятное правовое поле для инвестирования и производства нужной региону продукции.

Рис.2. Рычаги и инструменты регулирования инвестиционной

деятельности в регионе

Помимо непосредственных инструментов регулирования инвестиционной деятельности, можно и нужно использовать рычаги и инструменты опосредованного действия, к числу которых относятся: ценовые огра-

222

ничения на отдельные виды продукции; таможенные тарифы на экспортно-импортную продукцию; лоббирование интересов региона в Государственной Думе; государственные инвестиции и лизинговые платежи; государственная бюджетная политика.

Использование отдельных инструментов и их разумное сочетание позволит направить инвестиционную деятельность в нужное для региона русло.

Расширение вложений в экономику конкретного региона позволит повысить его производственно-хозяйственный потенциал, увеличить деловую активность в рамках этого субъекта Федерации, способствовать росту собираемых налогов, увеличить количество рабочих мест, обеспечить повышение занятости населения, сократить социальную напряженность в регионе, поддерживать на более высоком уровне социальную сферу — своевременно и на более высоком уровне выплачивать заработную плату рабочим и служащим предприятий и работникам бюджетной сферы, выплачивать пенсии, оказывать материальную поддержку инвалидам, мало-обеспечиваемым семьям и т.д. Следует, от развития и расширения инвестиций в производственную сферу выигрывают все. Но сами вложения и управление процессами инвестирования осуществляются непосредственно на местах, в регионах, и чем более обоснованными и более эффективными будут эти процессы, тем выше окажется отдача от произведенных вложений, тем скорее произойдут положительные сдвиги в развитии экономики региона, тем ощутимее окажутся результаты этих сдвигов.

Вот оказывается, почему процессом инвестирования в рамках региона необходимо управлять и управлять со знанием дела, высокопрофессионально и эффективно, а для этого необходимо располагать системой оценочных показателей результатов управления региональной инвестиционной политикой, также критерием принятия решения в области приоритетного инвестирования деловой активности.

Администрация региона создает условия для инвестирования, устанавливая определенные льготы для конкретных инвесторов, решающих нужные для региона задачи. Обеспечивая приоритеты в кредитовании предпринимателей, администрация может опосредовано и достаточно эффективно управлять потоком инвестиционных вложений.

Читайте также:  Путин призвал отечественные компании инвестировать в Россию | Новости | Известия | 11.03.2021

Кроме того, у администрации региона имеются, хоть и не значительные, инвестиционные возможности, складывающиеся из спонсорских пожертвований, помощи зарубежных партнеров, части отчислений из собранных налогов, резервных страховых фондов, выпускаемых региональных займов, муниципальной производственно-коммерческой деятельности предприятий и т.п.

Поэтому, успешная инвестиционная деятельность в регионе в достаточной степени зависит от его администрации, а значит, должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления конечными ее результатами. Первый и наиважнейший вопрос,

который при этом надо решить, это вопрос о критерии принятия управленческих решений по каждому конкретному предпринимательскому делу и по всей их совокупности в данную единицу времени (как правило, за год) в данном конкретном регионе в целом.

Величина собираемости налогов не может быть принята в качестве критерия оценки эффективности инвестиционной деятельности в масштабе региона, так как собираемость налогов может расти даже при ухудшении деловой инвестиционной активности, когда происходит изменение налогового законодательства в сторону усиления фискальной политики.

Кроме прочего, возможно наращивание сбора налогов за счет развития антисоциальной деловой активности, так, например, за счет развития производства алкогольных напитков, легализации деятельности наркотических криминальных структур, расширения и легализации проституции, увеличения игорного бизнеса и т.д.

Единственно правильным может быть именно такой критерий оценки эффективности инвестиционной деятельности в масштабе региона, который будет производным от критерия принятия решений системы более высокого иерархического уровня. Системой этого является национальная экономика, а ее критерием развития — показатель валового внутреннего продукта. Таким образом, для обеспечения необходимой преемственности при переходе от высшего к низшему звену управления, для обеспечения сквозного и адекватного принятия управленческого решения в регионах необходимо на этом уровне надо иметь производный критерий от валового внутреннего продукта национальной экономики. Таким критерием может быть прирост валового внутреннего продукта региона, если в качестве искомого критерия будет принят прирост валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения данного региона:

А ВПР/Чср ^ max,

где А ВПР — прирост валового регионального продукта в единицу времени, год; Чср — среднегодовая численность населения в регионе.

Кроме указанного критерия, для более эффективного управления и целенаправленного принятия решения, учитывающего региональные особенности и отраженные в региональном законодательстве, должны быть сформулированы ограничения по различным ресурсам и получаемым результатам. Одним из важнейших ограничений принятия решения служит отношение прироста валового регионального продукта за год к вызвавшим его инвестиционным вложениям, т.е.

А ВПР / А И > 1,

где А ВПР — прирост валового регионального продукта в единицу времени, год; А И — прирост инвестиционные вложения в экономику региона в этом же году.

В динамике администрация региона должна постоянно и ежегодно отслеживать изменения важнейших социальных показателей развития населения: занятость трудоспособного населения; средний совокупный душевой доход; средняя общая и жилая площадь на душу населения; среднегодовая младенческая смертность; средняя продолжительность жизни мужчин и женщин; индекс цен на потребительскую корзину; количество действующих телефонов на семью; удельный вес расходов на питание в общих доходах населения; количество введенных в действие рабочих мест; рост официально зафиксированных денежных сбережений на душу населения; рост товарооборота на душу населения; изменения в уровне жизни населения; изменения в системе экологических показателей.

Существуют десятки, даже сотни различных социальных показателей развития населения, которые администрация региона должна постоянно определять и отслеживать, создавая благоприятную среду для более эффективного управления инвестициями. Только в таком случае можно будет говорить о высокой и действенной политике администрации, направленной на существенное улучшение уровня жизни населения, только тогда результаты принимаемых решений будут осязаемы и измерены количественно.

Региональное развитие в России происходит довольно сложно и противоречиво, о чем было рассмотрено выше, стратегия социально-экономического развития страны в качестве главного вектора определила перераспределение экономических прав и полномочий в пользу регионов.

Смена социально-экономических условий хозяйствования определила новые подходы к оценке инвестиционного потенциала регионов. Это требует проведение анализа, мониторинга и разработки путей решения проблем, связанных с инвестиционной рыночной инфраструктурной среды предусматривает создание диверсифицированной системы инвесторов. Она складывается с агентов различных функциональных и социально-экономических структур – производственных, посреднических, биржевых, инвестиционных и других предприятий.

В регионах до сих пор еще не сложилась сеть частных институционных инвесторов. Основными потенциальными частными институционными инвесторами являются коммерческие банки. Они осуществляют преимущественно краткосрочное кредитование наиболее прибыльных торгово-посреднических операций, а не инвестирование.

Экономика страны, где отечественный инвестор не желает вкладывать средства в развитие производства, не может быть привлекательной для иностранного инвестора. Привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться с учетом целей и задач государственных программ структурной перестройки экономики, целевых программ межотраслевого и отраслевого развития, конверсии и развития экспортного потенциала. Следует принимать во внимание также процессы внутренней и внешней ко-

операции продукции производственно-технического назначения, приватизации государственных предприятий с привлечением иностранного капитала. Регионы имеют возможность изменить свои позиции как покупателя инвестиций за счет их диверсификации, получая иностранные инвестиции в виде технологического оборудования, комплектующих, материалов, прав интеллектуальной собственности, ноу-хау, торговых знаков и др. Целесообразность такого подхода подтверждается не только рядом зарубежных специалистов, но и отдельными странами, например, Японии, закупавшей и использовавшей зарубежные лицензии. Это в большей мере способствовало успешному социально-экономическому развитию страны.

При осуществлении крупномасштабных инновационно-инвестиционных проектов важную роль отводится фонду долгосрочного кредитования – инновационно-инвестиционному фонду. Создавать также фонды целесообразно и в регионах с целью использования их средств на нужды развития приоритетных отраслей.

Инвестиционная политика региона строится с учетом его специфических факторов. При ее проведении стараются использовать имеющиеся преимущества для привлечения инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

Некоторые регионы рассчитывают на увеличение дотаций из Федерального бюджета на развитие ведущих отраслей, АПК, строительства. Другие стараются мобилизовать собственные ресурсы через местные налоги, льготы на налоги и другие каналы, третьи способствуют развитию бизнеса региона с целью получения его финансовых ресурсов в виде инвестиций.

Следует заметить, что льготы на налогообложение как направление стимулирование инвестирования в регионе имеет и положительные, и негативные стороны. Со снижением налоговых ставок и уменьшением налогооблагаемой базы происходит стимулирование процессов инвестирования прибыли предприятия, повышение инвестиционная активность последних. Однако, с другой стороны, наблюдается уменьшение поступления средств в федеральный и местный бюджеты. Это снижает возможность инвестирования социальных программ.

Особый интерес представляет использование инвестиционного кредита, который представляет собой уменьшение суммы налога на величину, определяемую как процент от стоимости приобретаемых машин и оборудование. Ставка инвестиционного кредита зависит от срока службы оборудования и составляет 2-10 % общей величины средств, инвестированных в активную часть основного капитала.

Аналогичную роль в стимулировании инвестирования играет система платежей за экономические ресурсы – основной и оборотный капитал, природные, производственные, трудовые, финансовые и валютные ресурсы.

Согласно действующему законодательству, существующие платежи не всегда оказывают непосредственное воздействие на инвестиционную

активность экономических субъектов. По своему характеру налоги и платежи в инвестировании имеют одинаковое назначение и могут быть объединены в одну подсистему. В плане финансирования инвестиций в природоохранные объекты платежи за природные ресурсы и их охрану -незначительны. Так, например, плата за воду, весовой доход, плата за недра, рентные платежи составляют около 1 % доходов в консолидированном местном бюджете.

Система цен в рыночной экономике является основным ее регулятором. Повышение цен на инвестиционные товары и капитальные сооружения в достаточной степени снижает активность инвестирования и спрос на инвестиции. Это, в свою очередь, стимулирует инвесторов вкладывать капитал в другие сферы деятельности, не связанные с инвестированием. В связи с этим, снижение цен на инвестиционные товары повышает спрос на инвестиции, увеличивает предложение со стороны инвесторов, хотя отрицательно сказывается на интересах производителей инвестиционных товаров. В целом инвестиционную деятельность активизирует тенденции снижения цен на капитальное строительство.

Среди элементов экономического механизма активизации инвестирования важное место занимает система стимулов, которая рассматривается как сложная система мер, обеспечивающих положительную мотивацию всех участников инвестиционного процесса в достижении компромисса в реализации собственных и общественных целей. Система включает направления стимулирования, объекты, сферы, инструменты и методы стимулирования. Направления предусматривают, первое – аккумуляцию денежных средств, предназначенных для финансирования инвестиций, второе – поиск проектов и предложений наиболее эффективного их использования. Объектами стимулирования выступают инвесторы, эмитенты, инвестиционные институты, инвестиционная среда, инфраструктура.

Стимулирование может осуществляться в сфере финансирования, кредитования, налогообложения, ценообразования, страхования. Инструменты стимулирования – льготы, привилегии, проценты, санкции. Методы стимулирования включают различные способы воздействия на объекты по различным направлениям и сферам. Приведенная классификация элементов системы стимулирования позволяет систематизировать и анализировать эффективность применяемых методов активизации инвестиционной деятельности, а также предложить более совершенные методы и формы стимулирования.

В рамках направлений стимулирования инвестирования в регионах разрабатываются его конкретные меры. Так, например, для стимулирования использования в инвестиционных целях собственных средств в целях организации и развития производства высокоэффективных, конкурентоспособных машин и оборудования предприятиями, как подчеркивалось

свыше, может использоваться механизм ускоренной амортизации, но не более чем в два раза.

Для привлечения федеральных средств для финансирования региональных программ предлагается размещать централизованные инвестиционные ресурсы на конкурентной основе на основе использования показателя финансовой устойчивости проекта. В целях привлечения свободных денежных сбережений населения регионов в качестве инвестиций предлагается: создание паевых инвестиционных фондов с размещением ценных бумаг среди населения; авансовая оплата строящегося жилья; распространение региональных облигаций займа и др.

В ряде регионов РФ разработаны собственные меры по активизации инвестиционных процессов. Например, в республике Коми введены сниженные на 50 % налога на прибыль для юридических лиц, осуществляющих создание новых, реконструкцию и модернизацию действующих производств. По инвестиционным проектам, включенным в Программу развития экономики республики, срок действия льгот может составлять от трех до десяти лет.

На 90 % снижены ставки налога на прибыль юридических лиц на суммы, направляемые в «Фонд реализации Программы развития экономики республики Коми» для кредитования республиканских программ, а также на суммы, безвозмездно предоставляемые международными финансовыми институтами. Снижены также налоговые ставки на 90 % в первые три года и на 50 % в последующие два года для компаний, осуществляющих лизинговые операции – финансовый лизинг, лизинг производственных технологий и оборудования. На 15 % снижены ставки для страховых компаний, осуществляющих страхование инвестиций, и на 25 % – для банков в части сумм, направляемых на региональное инвестирование. Ставка налога на имущество для компаний, осуществляющих создание новых и реконструкцию действующих производств, уменьшается до 0,01 % вместо 0,1 % на период с момента возникновения затрат до их полной окупаемости. Юридическим лицам, занимающимся инвестиционной деятельностью, предоставляется налоговый инвестиционный кредит со сроком погашения задолженности через два года в течение 5 лет. В целом сумма налоговых льгот не может превышать суммы инвестиций. В случае невыполнения условий сумма налоговых платежей вместе с процентами вносится в республиканский и местные бюджеты.

Читайте также:  Лучшие хайпы 2022 Обзор самых лучших хайпов 2022 года на блоге Paying Hyip Monitor

В Ярославской области на оборудование, приобретаемое для инвестиционных нужд, ставка налога уменьшена на 50 % на срок до двух лет с начала реализации продукции на созданных мощностях. Предусматриваются также налоговые льготы на прибыль и финансовых институтов, предоставляющих инвестиционные кредиты для реализации государственной инновационной программы области. Правительство области выступает

гарантом инвестиций, составляющих коммерческую часть инвестиционной программы.

В соответствии с областным Законом «Об инвестициях в Белгородской области» для инвестиций, направленных в жизненно важные для региона проекты, администрация может выступать в качестве одного из учредителей. При организации новых эффективных производств инвесторам предоставляются земельные участки с развитой инфраструктурой. Для юридических лиц, инвестирующих свои средства в развитие областной экономики, предусмотрены льготы и налоговые привилегии на период до пяти лет, вплоть до полного освобождения от уплаты налогов в региональный бюджет. В соответствии с этим Законом инвесторы независимы в выборе объемов, направлений и эффективности инвестиций. Иностранные инвестиции защищены на территории региона, не могут быть национализированы или конфискованы.

Заметим, что выбор соответствующего метода стимулирования инвестиционной деятельности зависит от того, насколько местные администрации могут аккумулировать и распоряжаться финансовыми ресурсами в форме бюджетных и внебюджетных средств, имеют право применения административных мер, стимулирующих, ограничивающих ими запрещающих определенные виды инвестирования, предоставлять льготы, привилегии, права на использование ресурсов территории, реализовать организационные мероприятия в этой области. Наиболее эффективным является комплексное применение методов стимулирования.

Используя механизм экономического стимулирования, следует всегда иметь в виду, что предоставление льгот и гарантий должно быть обеспечено тем экономическим субъектом региона, которые могут добиваться наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в короткие сроки.

Список литературы

1. Бухвальд Е.М. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994. 140с.

2. Головина Л.А. Экономическое развитие региона и особенности формирования эффективной региональной инвестиционной политики. М.: МГИУ, 2001. 152с.

3. Экономика региона. Формирование социально-устойчивой стратегии развития. Сыктывкар: СГУ, 2002. 180с.

4. Шибаева Н.А. Управление инвестиционными процессами в регионах. М.: Машиностроение-1. 2006. 295с.

5. Экономический потенциал административных и производственных систем: монография / под общей ред. О.Ф. Балацкого. Сумы: Университетская книга, 2006. 973с.

Воробьева Жанна Борисовна, соискатель, zhbvorob@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

INVESTMENT POLICY IN THE REGION AND ITS IMPLEMENTATION TOOLS

Zh.B. Vorobeva

In the article offers investment policies in the region as the core element of the economic policy of the State and economic entities with the establishment of the structure and scale of investment, the directions for their use, sources, bearing in mind the need to address the socio-economic challenges.

Key words: investment policy, economic policy, region, entity, address the socioeconomic tasks, tools, economic mechanism, investment activities.

Zhanna Vorobeva Borisovna, Applicant, zhbvorob@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.2

ПОДГОТОВКА СУБПОДРЯДЧИКОВ В ИННОВАЦИОННОМ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ ТУЛГУ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Ю. Анцев, Ю.А. Чадаев

Рассмотрена деятельность Инновационного бизнес-инкубатора Тульского государственного университета, включая подготовку к созданию малых инновационных предприятий (МИП), поддержку действующих МИП до выхода их на окупаемость. Рассмотрены проблемы и перспективы деятельности МИП.

Ключевые слова: бизнес-инкубирование, предприятия ОПК, малые предприятия.

Задача наращивания инновационного потенциала Российской Федерации может быть успешно решена на основе широкого вовлечения талантливой молодежи в инновационную деятельность [6]. Одним из используемых при этом механизмов является малое инновационное предпринимательство при вузах. Трансфер инновационных технологий из образовательных учреждений в экономику путем создания малых фирм при вузах получил юридический статус с выходом Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2].

На поддержку малого инновационного предпринимательства в российских вузах нацелено и Постановление Правительства Российской Фе-

Таблица 2. инвестиционный риск российских регионов в 2020 году

Ранг риска Ранг потенциала, 2020 годРегион (субъект федерации)Средневзвешенный индекс риска, 2020 годИзменение индекса риска, 2020 год к 2021 году, увеличение ( ), снижение (-)Ранги составляющих инвестиционного риска в 2020 году     Изменение ранга риска, 2020 год к 2021 году
      СоциальныйЭкономическийФинансовыйКриминальныйЭкологическийУправленческий 
2020 год2021 год           
112Московская область0,12710,002341014276
243г. Санкт-Петербург0,1280-0,0112114554722
3338Липецкая область0,1370-0,001414176369
4216Белгородская область0,13810,00355131834-2
5522Ленинградская область0,1459-0,0061110253491
671г. Москва0,1507-0,0031309712541
767Республика Татарстан0,15720,0041637163919-1
81020Воронежская область0,1622-0,00172413713162
9114Краснодарский край0,16600,00125183010372
10854Тамбовская область0,16900,00812224471418-2
11937Курская область0,17000,00810212811424-2
121235Тульская область0,17030,0048162653721
131410Нижегородская область0,19440,006949193811381
141531Тюменская область0,19560,003401835745121
151650Рязанская область0,19780,0032231202128281
16176Свердловская область0,1981-0,0031334162761141
171312Самарская область0,19890,012302612393331-4
182234Калужская область0,2069-0,0021424476326114
191914Ханты-Мансийский авт. округ – Югра0,20710,0011551562763
202115Новосибирская область0,20890,0005515154635221
212632Калининградская область0,2099-0,010352559183105
221840Ярославская область0,21230,010235229125113-4
232011Республика Башкортостан0,21330,00658714354442-3
242349Пензенская область0,21460,0053253313935-1
252539Владимирская область0,2156-0,00220325534725
26249Ростовская область0,22440,01031665243045-2
272769Новгородская область0,22790,007214339661832
282944Брянская область0,22800,005172967224331
293618Ямало-Ненецкий авт. округ0,2293-0,00666213385207
302825Ставропольский край0,23240,01048935502272-2
313052Вологодская область0,23270,006283351156529-1
323126Волгоградская область0,23480,004374634194048-1
333247Сахалинская область0,23750,00624424559678-1
343324Саратовская область0,23840,006382348203859-1
353446Ульяновская область0,24330,010546938131636-1
36415Красноярский край0,24470,000531964278465
37408Челябинская область0,24520,0034138117564303
383827Алтайский край0,24630,008574122264360
394561Кировская область0,2464-0,0023954373256396
404245Тверская область0,24730,0022980532517232
413736Омская область0,25120,015601323645369-4
424323Приморский край0,25120,0054312506962531
433542Томская область0,25260,018513527446066-8
443953Смоленская область0,25330,013526143431543-5
454664Орловская область0,25580,0073345641723581
464729Хабаровский край0,25670,0051955524070441
474833Оренбургская область0,26090,0095048245463611
485570г. Севастополь0,2626-0,01656597142547
494974Костромская область0,26280,007187242295473
505266Амурская область0,2638-0,004443656776852
514455Чувашская Республика0,26690,021624458313226-7
525073Республика Адыгея0,26710,00371176310655-2
535143Удмуртская Республика0,26740,003496536674250-2
545367Республика Мордовия0,27760,008613762451257-1
555613Пермский край0,2809-0,0034763466566401
565419Иркутская область0,28230,009632818687365-2
576159Ивановская область0,2844-0,0092777703634514
585775Республика Марий Эл0,28450,001656432234656-1
596021Республика Саха (Якутия)0,28970,001742033882271
606217Кемеровская область0,29410,0004567494772672
615956Архангельская область0,29760,012366657587741-2
625865Псковская область0,30210,017595069603163-4
636341Мурманская область0,3032-0,00346833052807
646871Камчатский край0,3052-0,0284268617071524
656477Республика Хакасия0,30920,003644760615768-1
666785Ненецкий авт. округ0,32210,0006673217879171
676658Республика Коми0,32570,007707525768115-1
686557Астраханская область0,32900,013736054565074-3
697028Республика Крым0,3297-0,01572767691711
706978Магаданская область0,3311-0,006267940828347-1
717172Курганская область0,35750,003687472734170
727251Республика Бурятия0,37670,013763968726975
737348Забайкальский край0,37850,008757866487564
747481Республика Калмыкия0,38400,009797074285562
757560Республика Карелия0,3846-0,023678275497449
767879Карачаево-Черкесская Республика0,42030,00583879815792
777684Республика Алтай0,42490,016804077515881-1
787783Еврейская авт. область0,42680,015698473795282-1
797980Чукотский авт. округ0,43730,016348581228478
808063Республика Северная Осетия – Алания0,45980,019778178834876
818168Кабардино-Балкарская Республика0,47090,012827180842177
828262Чеченская Республика0,4978-0,008785884741984
838582Республика Тыва0,5222-0,0588556838059802
848430Республика Дагестан0,5229-0,007812782852083
858376Республика Ингушетия0,57760,068845785412985-2
Читайте также:  Кудрин: экономический рост невозможен без инвестиций в человека - ТАСС

Таблица 3. инвестиционный потенциал российских регионов в 2020 году

Ранг потенциала Ранг риска, 2020Регион (субъект федерации)Доля в общерос-сийском потенциале, 2020 год (%)Изменение доли в потенциале, 2020 год к 2021 году (п.п.)Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2020 году        Изменение ранга потенциала, 2020 год к 2021 году
2020 год2021 год    ТрудовойПотребительскийПроизводственныйФинансовыйИнституциональныйИнновационныйИнфраструктурныйПриродно-ресурсныйТуристический 
116г. Москва14,86770,3151111111841
221Московская область6,24620,0182232322514
332г. Санкт-Петербург4,99870,1803323236853
449Краснодарский край2,90510,01044744175302
5736Красноярский край2,54250,164141395131278192
6516Свердловская область2,4869-0,03765665847137-1
767Республика Татарстан2,4738-0,00556576528406-1
8837Челябинская область1,8764-0,0279111314107292510
9926Ростовская область1,8719-0,030771011716143316
101013Нижегородская область1,87090,0041091213114315812
111123Республика Башкортостан1,7920-0,0201181110122143218
121317Самарская область1,7125-0,01581014128142347181
131455Пермский край1,67740,025221416151613576131
141219Ханты-Мансийский авт. округ – Югра1,5822-0,205201849273974966-2
151520Новосибирская область1,57310,0171215171796493929
16164Белгородская область1,55360,0082827212326234436
171760Кемеровская область1,4906-0,04819191518214655533
181929Ямало-Ненецкий авт. округ1,43610,1325550886949773681
191856Иркутская область1,3653-0,01121221816182973715-1
20208Воронежская область1,2751-0,007171620221419155028
212159Республика Саха (Якутия)1,26100,00549392830535683269
22235Ленинградская область1,16560,0242523191928251048191
232242Приморский край1,1534-0,021232125271530501811-1
242734Саратовская область1,14530,0981624352825113338273
252430Ставропольский край1,0794-0,031131727261934514531-1
262632Волгоградская область1,07000,003182022252233523438
272538Алтайский край1,0599-0,008262533313115442325-2
282869Республика Крым1,00310,00724325439205221355
292946Хабаровский край0,9704-0,007303034352343611221
303384Республика Дагестан0,96330,0201512552158453941443
313014Тюменская область0,9516-0,009322924202422644326-1
323221Калининградская область0,9463-0,01245523851176132937
333147Оренбургская область0,9271-0,031292826293267422039-2
343418Калужская область0,9182-0,024474530443710177035
353512Тульская область0,8819-0,018313129363335116652
363641Омская область0,8566-0,013272623322926604472
373711Курская область0,8390-0,00135414138504292258
38383Липецкая область0,82090,00338333233426487357
393925Владимирская область0,79680,005344040433528196820
404022Ярославская область0,7740-0,017393639423624327917
414463Мурманская область0,74560,0265855454560604611603
424343Томская область0,7162-0,006445144474798137811
434253Удмуртская Республика0,7161-0,017373437373441456453-1
444528Брянская область0,70350,0024335504843401369491
454640Тверская область0,69950,0024238464938324060231
464135Ульяновская область0,6928-0,042414948554420375462-5
474733Сахалинская область0,6847-0,009726231245562532473
485373Забайкальский край0,67220,022655464576576708435
495024Пензенская область0,66370,0003342475245313656511
504915Рязанская область0,6631-0,002504642504136305740-1
515272Республика Бурятия0,6594-0,0026057736162697510141
524831Вологодская область0,6582-0,010544736344048665924-4
535444Смоленская область0,65340,0055259496030372672421
545110Тамбовская область0,6522-0,012574352566118356271-3
555751Чувашская Республика0,63420,0223658585349472480502
565561Архангельская область0,6253-0,015563757464854691945-1
575868Астраханская область0,60910,0024653514156505628591
585667Республика Коми0,6056-0,007646143405159721554-2
595957Ивановская область0,5750-0,031535656624638348146
606075Республика Карелия0,56890,008716665635755412622
616139Кировская область0,5532-0,005484453543951655541
626482Чеченская Республика0,53220,0274048745876741874802
636280Республика Северная Осетия – Алания0,5228-0,00761657870757177763-1
646345Орловская область0,51960,001626360645963257565-1
656662Псковская область0,50680,0097069707254661676321
666550Амурская область0,4969-0,006636059595272682756-1
676754Республика Мордовия0,49230,000517161666453386561
686981Кабардино-Балкарская Республика0,49140,0025964756871682752641
696827Новгородская область0,49110,001746862656327487830-1
707048г. Севастополь0,47090,023667577777057206734
717164Камчатский край0,43440,008767668697258711755
727271Курганская область0,40790,001686772676770544277
737452Республика Адыгея0,38810,0057572767674802282761
747349Костромская область0,38700,004697067716675587147-1
757558Республика Марий Эл0,3774-0,002677366736865634674
767785Республика Ингушетия0,35680,0107878847983821283751
777665Республика Хакасия0,3394-0,009777469757373673278-1
787870Магаданская область0,33750,011817971747778761682
797976Карачаево-Черкесская Республика0,31400,000737779787877596348
808079Чукотский авт. округ0,28320,013848580818485791479
818174Республика Калмыкия0,2128-0,026798285828244804983
828283Республика Тыва0,21120,005808083807981853170
838378Еврейская авт. область0,21020,006838382858079625384
848477Республика Алтай0,18490,000828181848183826167
858566Ненецкий авт. округ0,16820,000858463838584843685
Оцените статью
Adblock
detector