Дипломная работа на тему: «Совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования в целях привлечения иностранных технологий в экономику России»

Автореферат диссертации по праву и юриспруденции на тему «таможенно-правовое регулирование иностранных инвестиций в российской федерации»

003455626

На правах рукописи

ПАВЛОВ Анатолий Петрович

ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

О 5 ДЕК®8

Тюмень — 2008

003455626

Диссертация выполнена на кафедре административного и финансового права Института государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»

Научный руководитель — Заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор Севрюгин Виктор Егорович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Майоров Владимир Иванович кандидат юридических наук Лобановский Петр Леонидович

Ведущая организация — Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»

Защита состоится «_» декабря 2008 года в_часов

На заседании диссертационного совета Д 212.274.06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г. Тюмень, ул. Ленина, 38 (зал заседаний Ученого совета)

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет».

Автореферат разослан «_

Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, профессор

ноября 2008 года

В. Д. Плесовских

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Таможенно-правовое регулирование является составной частью правового регулирования иностранных инвестиций и должно создавать благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов и российских предпринимателей.

Реализация поставленной задачи удвоения ВВП за десять лет (к 2021 г.) потребует не менее 1,1 трлн. дол. инвестиций, в том числе прямых иностранных — не менее 170 млрд. дол. Используя иностранные инвестиции, Россия сможет на новой, более современной баз е восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения.

Инвестиционная привлекательность страны действительно сегодня высока как никогда. 50 процентов реальных инвесторов оценивают прибыльность своих инвестиций выше, чем в экономики других развивающихся стран, и более 80 процентов удовлетворены своим решением инвестировать в Россию1.

Показатели инвестиционных вливаний лучше любых слов говорят за то, как иностранные инвесторы относятся к России. Приток иностранного капитала в экономику страны в 2006-2007 гг. составил 55,1 и 120,9 млрд. дол. соответственно, из них прямые инвестиции составили 13,7 и 47,1 млрд. дол.

Особенностью переживаемого момента является усиление влияния таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Рациональное таможенное регулирование позволит открыть для российских производителей рынки сбыта и сырьевые рынки иных государств-участников, увеличить товарооборот, привлечь зарубежные товары и инвестиции2.

Решение проблем таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в России напрямую зависит от уровня правового регулирования иностранных инвестиций в целом. Оно направлено, прежде всего, на реализацию положений инвестиционного законодательства, обеспечение интересов государства, иностранных инвесторов и отечественных предпринимате-

Камзолова Ю. Год открытых дверей. Привлечением иностранных инвесторов займется специальная некоммерческая организация// РБГ. 2007. 25 декабря. Степаненко С. М. Административно-правовые аспекты межгосударственной таможенной интеграции в Евразийском экономическом сообществе: автореф. дис… канд. юрид. наук: [Электронный ресурс] 12.00.14. / С. М. Степаненко. РТА. Москва, 2006.

лей. Активная интеграция российской экономики в международное экономическое пространство требует внесения большого количества изменений в правовые акты, регламентирующие таможенно-правовое регулирование инвестиционной деятельности. Концентрация всех экспертных и переговорных ресурсов на присоединение к Всемирной торговой организации (далее — ВТО) не должна проводиться в ущерб двухстороннему и региональному сотрудничеству.

Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется по тому, насколько в ней развито инвестиционное законодательство, базовым компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принятия дополнительных мер, льгот и преференций в отношении инвесторов, реализующих приоритетные проекты.

Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга как у иностранных инвесторов, так и у представителей российского бизнеса. Особую роль в этом вопросе играют пять основных проблем привлечения инвестиций в Россию: коррупция, бюрократические препоны, несовершенство и избирательность судебной системы, непрозрачность корпоративного управления и возможность налоговых (таможенных) претензий.

В современных условиях ФТС должна, с одной стороны, обеспечивать интересы государства в дополнительном привлечении иностранных инвестиций в экономику России, оказывать эффективное противодействие угрозам экономической и экологической безопасности. С другой стороны — создавать благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов на территории России.

Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225, одной из главных задач в области таможенного дела определяет «повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику…»1.

Степень научной разработанности проблемы

Проблеме правового регулирования иностранных инвестиций посвящен ряддиссертационных исследований Ведерникова А. В., Гончарова П. П., Горя-

СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

гина А. А., Жилинского С. С., Майфата А. В., Максимова И. Б., Скуратов-ской М. М., Степаненко С. М., Черниковой Е. В. и др.

Проблемы деятельности таможенных органов и таможенного регулирования и их различные аспекты рассматривались в работах Бакаевой О. Ю., Бахраха Д. Н., Богуславского М. М., Бублика В. А., Ведерникова А. В., Вознесенской Н. Н., Габричидзе Б. Н., Дорониной Н. Г., Нестерова А. В.

, Российского Б. В., Семилютиной Н. Г., Старилова Ю. Н., Степаненко С. М., Райзберга Б. А., Тимошенко И. В., Трошкиной Т. Н., Чернявского А. Г. и др. Проблемы таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в настоящее время остаются недостаточно исследованными.

Вопросы национальной безопасности в связи с привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику, предстоящим вступлением России в ВТО подробно проанализированы в работах Дорониной Н. Г., Журавлева С. Н., Нарышкина С. Е., Семилютиной Н. Г., Смирнова А. А., Трошкиной Т. Н. и др.

Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в ходе осуществления таможенно-пра-вового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Предмет исследования — комплекс проблем теоретического и практического характера, связанных с таможенно-правовым регулированием иностранных инвестиций в России.

Целью диссертационного исследования является анализ юридической конструкции таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в России и научное обоснование предложений по дальнейшему совершенствованию инвестиционного и таможенного законодательства.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить историю становления и развития правового регулирования инвестиций в России, проанализировать и обобщить зарубежный опыт правового регулирования иностранных инвестиций и возможность его использования в Российской Федерации;

— определить место и роль таможенного регулирования в едином механизме правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, уточнить определения таможенного регулирования и таможенного дела;

— на основе изучения, систематизации и обобщения, имеющихся в данной области научных исследований и практики, определить содержание таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации;

— проанализировать нормативную и методологическую базу осуществления таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации;

— провести комплексный анализ и оценку эффективности деятельности ГТК РФ, ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти в сфере таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций;

— разработать предложения по внесению изменений в ТКРФ по проведению таможенного оформления и контроля, общих и специальных таможенных ревизий, повышающие их эффективность.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды известных специалистов в области общей теории государства и права, теории государственного управления, административного, инвестиционного, финансового, налогового и таможенного права таких, как: Бахраха Д. Н.

Читайте также:  Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов (с изменениями на 8 октября 2020 года), Постановление Правительства РФ от 16 июля 2020 года №1048

, Белокрыловой О. С., Бублика В. А., Вознесенской Н. Н., Дорониной Н. Г., Ершова Ю. А., Козырина А. Н., Липович Н. К., Майфата А. В., Нарышкина С. Е., Пушкина А. В., Семилютиной Н. Г., Смирнова А. А., Фархутдино-ва И. 3., Чистова А. В., Шахмаметьева А. А. и др.

В работе использовались публикации в научных журналах, материалы научно-практических конференций, инвестиционных форумов, семинаров, диссертации и авторефераты диссертаций.

Методологическую основу диссертационного исследования составили основные методы научного познания объекта и предмета исследования: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, законы и нормативные акты по правовому регулированию иностранных инвестиций, таможенному законодательству, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, письма ГТК-ФТС РФ, Центрального таможенного управления (далее — ЦТУ), Уральского таможенного управления (далее — УТУ).

Эмпирическую базу исследования составляют материалы практики правового, в том числе таможенного регулирования, иностранных инвестиций в России, правоприменительной деятельности органов государственной власти в инвестиционной и таможенной сферах, статистические и аналитические данные, зарубежный опыт организации таможенного регулирования, изложенный в отечественной литературе, личный опыт автора диссертационного исследования, приобретенный во время службы в качестве сотрудника таможенных органов России.

Фактологическую и информационную базу исследования составили данные Госкомстата РФ, материалы ГТК РФ, ФТС РФ, ЦТУ, УТУ, аналитические обзоры, монографии и статьи отечественных ученых и специалистов в периодических изданиях.

На защиту выносятся следующие положения и практические рекомендации, отражающие элементы новизны исследования:

1. В целях эффективного применения норм таможенно-правового регулирования предлагается уточнить определения «иностранные инвестиции», «лизинг», «лизинговая деятельность».

2. Для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций и обеспечения экономической безопасности в рамках административной реформы предлагается создать Федеральную службу по иностранным инвестициям, которая должна находиться в структуре Министерства финансов Российской Федерации.

3. Главной целыо деятельности таможенных органов России в инвестиционной сфере определить обеспечение безопасности государства. Автор предлагает внести изменения в ст. 1 ТК РФ (2003 г.), сформулировав положения «таможенное регулирование», «таможенное дело».

4. Основными направлениями таможенного регулирования инвестиций в экономику России определить: экономическое, регулятивное, защитное (охранительное).

5. Предоставлять освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых в качестве инвестиций при условии, что с момента выпуска товаров прошло не более 3 лет.

6. С целью повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение предлагается внести изменения в п. 2 ст. 361 ТКРФ — срок проверки увеличить с 1 года до 3 лет; дополнить п. 5 ст. 376ТКРФ положениями, регламентирующими порядок приостановления специальной таможенной ревизии; внести изменения в п. 8 ст. 376 ТК РФ, изменив сроки подготовки акта проведения ревизий: общей — до 10 дней, специальной — до 1 месяца.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящая работа систематизирует имеющиеся знания о предмете, углубляет и расширяет их, обозначает проблемы и развивает направления для дальнейших научных разработок в области таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в России. Предложения автора могут найти применение в правотворческой работе по совершенствованию инвестиционного и тамо-

женного законодательства и учтены в правоприменительной практике. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсам «Гражданское право», «Административное право», «Финансовое право», «Предпринимательское право», «Экономика предприятия», «Таможенное право».

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения работы представлены автором на научно-практических конференциях Уральского института коммерции и права (г.

Екатеринбург, 2005—2008 гг.), Уральского финансово-юридического института (г. Екатеринбург, 2008 г.) и нашли отражение в научных публика-цияхдиссертанта. опубликовано 6 научных статей общим объемом 10,67 п. л., в том числе статья «Таможенное регулирование иностранных инвестиций в экономику России» в журнале «Налоги и финансовое право», 2007, № 2.

Результаты диссертационного исследования были использованы автором исследования в процессе проведения лекционных, семинарских и практических занятий по курсу «Таможенное право», «Налоговое право», «Финансовое право». Результаты исследования обсуждены на научно-практических семинарах в Учебном центре подготовки и переподготовки сотрудников таможенных органов УТУ, структурных подразделений службы таможенной инспекции региона.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, ставятся его цель и задачи, излагаются теоретические и методологические основы, формулируется научная новизна выносимых на защиту положений и практическая значимость результатов исследования.

Глава 1 «Иностранные инвестиции и инвестиционная деятельность в Российской Федерации: сущность, содержание, таможенно-правовое регулирование» включает три параграфа.

В первом параграфе «Иностранные инвестиции как объект таможен-но-правового регулирования» определена роль таможенно-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В современном законодательстве стран с развитыми рыночными отношениями иностранные инвестиции рассматриваются как конкретные правоотношения, возникающие между предпринимателями, связанные с размещением капитала. Основными законами, регулирующими инвестиции в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство.

В переводе с английского «investment» означает «инвестиция», «капиталовложение» — это слова синонимы. Инвестиции, капиталовложения представляют собой инвестирование в воспроизводство материальных и духовных благ в обществе.

Автором исследования предлагается в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» уточнить определение иностранных инвестиций и изложить его следующим образом:

иностранная инвестиция — это вложение иностранным инвестором принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, паев, акций и др. ценных бумаг, машин, оборудования; исключительных прав на интеллектуальную собственность, в том числе технологии, конструкторские разработки и т. п., имеющих денежную оценку в объекты предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таможенно-правовое регулирование, как составная часть правового регулирования, «направлено на реализацию общих для органов исполнительной власти функций, связанных с учредительной и организационно-обеспе-

чительной деятельностью, направленной на формирование системы таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России»1.

Таможенно-правовое регулирование иностранных инвестиций, состоит из двух стадий: императивно-нормативного упорядочения инвестиций в экономику России, а также последующей правоприменительной деятельности таможенных органов по обеспечению установленного порядка осуществления иностранных инвестиций.

Автор исследования считает, что для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций и обеспечения безопасности государства в рамках административной реформы, необходимо создать Федеральную службу по иностранным инвестициям, которая должна находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов Российской Федерации.

Желательно при этом создать вертикально-интегрированную систему административного регулирования (управления) процессом увеличения потока иностранных инвестиций и их продвижения в регионы, учитывая, что на региональномуровне ведется большая работа с иностранными инвесторами.

Во втором параграфе «Развитие правого регулирования иностранных инвестиций в России: исторический аспект» определена роль правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России на разных этапах исторического и экономического развития страны.

Настоящий период привлечения иностранных инвестиций в экономику России не является по своей сути первым опытом.

Настоящий период привлечения иностранных инвестиций в экономику России не является по своей сути первым опытом.

Отношение к иностранному капиталу в дореволюционной России было весьма доброжелательным: в середине XIX века уже существовали отдельные правовые акты, относящиеся к иностранным предпринимателям. С по-

Осинцев Д. В. Таможенное право Российской Федерации (общая часть): Учеб. Пособие. Курган.: «Дамми», 2005. С. 8.

Читайте также:  курсовая работа - Теория мультипликатора.

мощью иностранных инвесторов были построены железные дороги, создана металлургическая промышленность, химическая промышленность, электротехника.

Общим итогом привлечения иностранного капитала в Россию является то, что из страны, ввозившей обыкновенные мешки в 1877 году, уже в 1909—1914 гг. стала страной с рекордными показателями иностранных капиталовложений в экономике, которые составляли 55 % всех инвестиций и на 56% обеспечивающая свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства1, которые составляли 55 % всех инвестиций и на 56% обеспечивающая свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства.

Таможенное регулирование в рассматриваемый период носило протекционистский характер и способствовало развитию в стране промышленности путем охраны ее от иностранной конкуренции. В основу тарифа 1826 года были положены «начала», предусматривающие «постоянство таможенной защиты, усиление капитала познаний и технического искусства, облегчение приезда полезных иностранцев и проч.»2.

Основной формой приложения иностранного капитала в СССР в 1922— 1927 гг. были концессии — чистые и смешанные, а также смешанные общества. Концессионерам предоставлялись таможенные и налоговые льготы. На территорию СССР иностранный капитал с конца 20-годовдо 1987 года не допускался.

Однако, СССР достаточно активно использовал смешанные предприятия как форму международного экономического сотрудничества, выступая только в качестве экспортера капитала. Следует отметить, что какого-либо регулирования иностранных инвестиций в этот период не было.

Правовое регулирование современного этапа привлечения иностранных инвестиций начинается с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. № 6362-Х1Д Постановлений Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48,49, предусматривающих создание на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и стран — членов СЭВ, а также и фирм из капиталистических и развивающихся стран. Эти правовые акты, которые «дали возможность создавать на территории СССР совместные предприятия с учас-

1 Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 2.

2 Левин Н. Германские капиталы в России. Пг., 1918. С. 25. Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 2. Ст. 35.

тием иностранного капитала, «позволили нашей стране присоединиться к мировым экономическим процессам и принятым во всем мире формам международных экономическихсвязей»1. Также они предоставляли при ввозе оборудования, материалов и другого имущества, ввозимого в СССР иностранными участниками совместного предприятия в счет их вкладов в уставный фонд освобождение от оплаты таможенной пошлины.

Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»2 от 4 июля 1991 г. предоставил право иностранным инвесторам создавать на территории России предприятия со стопроцентным иностранным капиталом без участия российской стороны. В настоящее время регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии со специальными федеральными законами от 9 июля 1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25 февраля 1999 ФЗ № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и др.

Третий параграф «Правовая регламентация инвестиционной деятельности в Российской Федерации» определяет правовой режим инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность в российском праве рассматривается как «вложение инвестиций и осуществление практическихдействий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»3.

В зарубежной науке и законодательстве под инвестиционной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, направленная на привлечение свободных денежных средств у неопределенно широкого круга лиц для последующего помещения их в ценные бумаги с целью извлечения прибыли4.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности, построенное на глубоком знании природы инвестиций, позволит вовлечь в инвестиционный

1 Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2002. С. 28.

2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.

3 Ст. 1 ФЗ от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

1 Доронина Н. Г. Инвестиционная деятельность // Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 371.

процесс большее количество участников, увеличить степень их взаимозависимости, создать предпосылки для вложений, рассчитанных па длительную перспективу, а не для конъюнктурного инвестирования капитала на короткие сроки.

Деятельность иностранных инвесторов затрагивает интересы всей национальной экономики и поэтому является объектом пристального внимания государства, которое проявляется в правовом регулировании.

В целях таможенного регулирования иностранных инвестиций, особенно при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал, важным требованием является его поступление от иностранного учредителя. Однако, нив одном из соглашений, равно как и в Федеральном законе об иностранных инвестициях, не нашел отражения принцип контроля, то есть определения государственной принадлежности юридического лица по «национальности» того, кто владеет большей частью долей участия в его капитале, то есть фактически контролирует данное юридическое лицо.

Характерной особенностью российского инвестиционного законодательства, научной литературы при рассмотрении инвестиционных отношений является слабая регламентация правового положения стороны, принимающей инвестиции.

Основным условием признания государством — реципиентом тех или иных отношений инвестиционными является процедура нотификации, регистрации, разрешения и иногда лицензирования. При этом требуется, чтобы данная процедура была простой и не содержала в себе дополнительных требований, от выполнения которых иностранным инвестором зависит решение уполномоченных органов о признании его действий иностранной инвестиционной деятельностью.

Новый порядок государственной регистрации КОИИ’ улучшил инвестиционный климат ввоза инвестиций в страну, изменил подход иностранных инвесторов к России, что нашло отражение в увеличении поступлений иностранных инвестиций в последующие годы: 2001 г. — 14,258 млрд. дол., 2002 г. — 19,8 млрд. дол., 2003г. — 29,699 млрд. дол.

В современных условиях инвестиционный режим ужесточается по всему миру. Законодательные власти экономически развитых стран устанавливают новые барьеры для иностранных инвесторов, особенно для компаний Китая и России, в которых есть доля государственного участия. Действую-

ФЗ от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.

щее российское законодательство1 относит к стратегическим 42 сферы экономики, включая ядерную энергетику, производство и продажу оружия, рыболовство, космос, геологоразведку и изучение недр на участках федерального значения. Решение об иностранных капиталовложениях в стратегически важные отрасли российской экономики в настоящее время принимают 2 инстанции:

Федеральная антимонопольная служба, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Основной задачей комиссии станет предварительное согласование сделок о покупке иностранцами стратегических предприятий. В США разрешение на деятельность в стратегических отраслях иностранных инвесторов дает лично Президент страны.

Основной проблемой в инвестиционной деятельности является обеспечение правовой защиты иностранных инвестиций. Важное место в этом направлении принадлежит 52 соглашениям России о поощрении и взаимной защите капиталовложений с другими государствами.

Глава 2 «Проблемы таможенного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации» включает пять параграфов.

В первом параграфе «Особенности таможенного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации» обосновываются авторские взгляды на понятия «таможенное регулирование» и «таможенноедело», рассматриваются различные точки зрения относительно основных направлений таможенного регулирования иностранных инвестиций в России.

Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов2.

Автор предлагает сформулировать п. 1 ст. 1 ТК РФ (2003 г.)3 следующим образом:

Таможенное регулирование — деятельность таможенных органов по соблюдению установленных нормами таможенного законодательства общеобязательных требований и процедур для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу в целях обеспечения прав и свобод граждан, безопасности государства.

Таможенное регулирование инвестиций в экономику России осуществляется по следующим направлениям:

1 ФЗ от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

Читайте также:  Эксперт рассказал о российских инвестициях в экономику Таджикистана

2 САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 599.

-1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

—»таможенное регулирование ввоза товаров вуставный капитал КОИИ;

— таможенное регулирование ввоза товаров, являющихся предметом международного лизинга;

— таможенное регулирование ввоза товаров и транспортных средств в ОЭЗ, при реализации СРП и договоров концессий.

Исходя из этого, таможенное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации можно определить как деятельность таможенных органов по соблюдению установленных нормами таможенного и инвестиционного законодательства общеобязательных требований и процедур для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу в качестве инвестиций, в целях обеспечения прав и свобод граждан, безопасности государства.

Существуют различные точки относительно целей и функций таможенного регулирования. Таможенное регулирование, по мнению Трошки-ной Т. Н., «направлено на выполнение таких важных функций как фискальной, протекционистской, охранительной»1. Бакаева О. Ю. считает, что цель «таможенного регулирования проявляется в трех основных направлениях: социальном, защитном и экономическом»2.

По мнению автора, таможенное регулирование в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве инвестиций может осуществляться по следующим направлениям: экономическое, регулятивное, защитное (охранительное).

Экономическое направление связано с поступлением инвестиций в экономику России, дополнительным поступлениям денежных средств в виде налогов в доходную часть бюджетов всех уровней, от КОИИ. В 10 556 КОИИ на 1 января 2008 г. «заняты 2,67 млн. человек. Выручка этих предприятий применительно к ВВП России составляет около 40%».

Регулятивное направление выражено в ориентации государства на создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в социально значимые сферы экономики, ввоза товаров, необходимых для ускоренного технического перевооружения предприятий, обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Защитное направление — достигается обеспечением задач охраны государственной и общественной безопасности, соблюдения экономических

Трошкина Т. Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. М.: Новая Правовая культура, 2004.

Бакаева О. Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: Монография/ Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Статут, 2005. С. 36.

интересов, ввоза оборудования и технологий, соответствующих требованиям времени, нормам экологической безопасности.

Перед ФТС в 2008 году поставлена задача — «уравновесить внешнеторговые интересы государства и противодействие угрозам безопасности страны с созданием благоприятных условий для торговых сообществ, физических и юридических лиц1.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования является таможенное дело.

По мнению автора исследования, учитывая опыт таможенных администраций экономически развитых и развивающихся стран п. 2 ст. 1 ТК РФ целесообразно изложить следующим образом:

«таможенное дело — совокупность методов и средств по реализации таможенной политики Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения безопасности государства».

Формируемая в России отечественная модель административного регламентирования демонстрирует следование германскому опыту. Регламент ФТС2 устанавливает общие правила организации деятельности по реализации полномочий, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции ФТС России, и взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти.

Во втором параграфе «Таможенное регулирование ввоза товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий, коммерческих организаций с иностранными инвестициями» детально исследуется законодательство Российской Федерации, правотворческая деятельность ГТК РФ и ФТС по соблюдению инвестиционного законодательства при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал на разных этапах развития страны.

Ведерников А. В., давая оценку таможенному законодательству, регламентирующему ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал, отмечает, что «существующее на практике применение к инвестируемому имуществу режима временного ввоза противно самой сути совершения инвестиции…»3.

1 Бельянинов А. Лицом к бизнесу // Экономика и жизнь. 2008, № 1.

2 Таможенные ведомости. 2008. № 3.

я Ведерников А. В. Иностранные инвестиции в Российской Федерации. Правовые аспекты: автореф. дис….канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2005. С. 21.

Помещение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, под таможенные режимы «импорт» (ТК СССР 1964 г., 1991 г.), «выпуск товаров для свободного обращения» (ТК.РФ 1993 г.), «выпускдля внутреннего потребления» (ТКРФ 2003 г.) предусматривали, что товары, ввозимые на таможенную территорию СССР — России, остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Товары, ввозимые в уставный фонд, с 1 января 2007 года по решению декларанта помещаются под таможенные процедуры «Выпуск, для внутреннего потребления с одновременным выпуском для свободного обращения без освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов» (40)

При помещении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, под таможенную процедуру 40 таможенные платежи должны быть уплачены в полном объеме. К ним относятся сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых в качестве инвестиций должна определяться в соответствии с Законом о таможенном тарифе, а не по взаимной договоренности иностранных учредителей с российской стороной.

При помещении товара под таможенную процедуру 42 «Выпуск для внутреннего потребления с одновременным выпуском для свободного обращения с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов» могут быть применены тарифные льготы, предусматривающие освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС в отношении товаров, являющихся основными средствами производства, технологическим оборудованием, а также при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Особенностями тарифного регулирования, связанного с освобождением отуплаты таможенных пошлин и налогов, в рассматриваемый период(ян-варь 1987 г. — настоящее время) при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал являются:

Чистов А. В. Система льгот и гарантий для иностранных инвесторов в России // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2007. № 4. С. 8.

1. Упрощенный порядок предоставления льгот, связанных с освобождением от уплаты таможенных пошлин, при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал с января 1987 года до распада Советского Союза.

2. Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 24 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

3. Жесткое администрирование Правительством РФ и ГТК РФ ввоза товаров в качестве вклада в уставный капитал КОМИ путем принятия правовых актов, ограничивающих права инвесторов и реципиентов инвестиций, превышая свои полномочия.

Автор считает, что основным условием приоритетности проекта должна быть его целесообразность (социальное значение), а не сумма денежных средств, вкладываемых в его реализацию. Инвестиционное законодательство не должно стимулировать развитие только крупного бизнеса.

По мнению автора, предоставление льгот по уплате НДС в отношении технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал КОНИ, не превышающего 1,5 млн. рублей, в 2003-2006 гг.1, негативно повлияло на объемы ввозимого технологического оборудования иностранными инвесторами в Россию.

Создание в структуре таможенных органов отделов таможенных инспекций в 1995—1996 гг. в целях контроля за соблюдением таможенного и инвестиционного законодательства КОМИ позволило по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со статьями 186 и 193 ТК РФ (1993 г.) ограничить незаконный ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал.

Практика рассмотрения Арбитражными судами в 2003 и последующие годы дел, связанных с нецелевым использованием имущества, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал в случае утраты статуса КОИИ, не подтверждает правомерность действий таможенных органов по доначислению таможенных платежей2.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.